Переделкино. Маленькие истории писательского посёлка

Всего в нескольких километрах от МКАДа, между станциями Переделкино и Мичуринец, расположились уютные подмосковные писательские дачи. Переделкино – настоящий литературный заповедник.

Добраться сюда можно на машине по Минскому шоссе , или на электричке от Киевского вокзала .

Это удивительное место – красивые уютные домики, высокие березы и сосны, атмосфера спокойствия и творчества. В 30-е гг. по просьбе Максима Горького правительство СССР выделило земли под постройку писательского городка. Бытует легенда, что Сталин, когда подписывал документы, пошутил: “Лучше бы было не Переделкино, а Перепискино”.

Все дачи были построены по немецким проектам: огромные окна, эркерные фасады, просторные балконы и уютные веранды.

Такие дачи были мечтой любого советского человека, особенно в 30-е гг., когда вся Москва ютилась в коммунальных квартирах.

Но красивые немецкие проекты были плохо приспособлены к русским погодным условиям, новым владельцам приходилось многое переделывать, утеплять и видоизменять. Все дачи были собственностью Литфонда, они закреплялись за писателями пожизненно, а после смерти писателя жены и дети должны были покинуть помещение.

Жителями первых переделкинских дач стали Леонид Леонов, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Илья Ильф, Евгений Петров, Корней Чуковский, Вениамин Каверин и другие. В Переделкино жили также Валентин Катаев, Александр Фадеев, Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и другие советские классики.

Из этого неполного списка литературных имен очевидно, что Переделкино неразрывно связано со всей историей русской культуры 1930-1980-х гг. XX в.

Сейчас этот писательский городок с особенной атмосферой заинтересует всех, кто любит поэзию и интересуется русской литературой советского периода и жизнью советской интеллигенции. Здесь можно провести не один день, гуляя по музеям, которые раньше были домами великих писателей. Тут и уютный домик Бориса Пастернака , и сказочный дом писателя Корнея Чуковского , и дом-музей Булата Окуджавы , и галерея Евгения Евтушеко и новый музей скульптора Зураба Церетели . И сейчас Переделкино живет яркой культурной жизнью, многочисленные поэтические вечера, концерты под открытым небом.

Дом-музей Бориса Пастернака

Музей в доме Бориса Пастернака создан в 1986 г. В доме бывали музыканты и писатели.

В доме – огромные окна с видом на сад – Пастернак шутил над ним, называя “неясной поляной”.

В музее много картин, света, мало мебели – строгая простота и аскетизм во всем. В доме много места, ведь там всегда было много гостей. На дорогом рояле фирмы “Бехштейн”, который можно сейчас увидеть в музее, играли выдающиеся пианисты: Г. и С. Нейгаузы, С. Рихтер и М. Юдина. У Пастернака в разные времена бывали сосед К. Чуковский, близкая подруга Пастернака А. Ахматова, А. Эфрон, Б. Ливанов, А.Вознесенский, Е.Евтушенко.

Именно в этом доме Пастернак узнал, что 23 октября 1958 г. ему присуждена Нобелевская премия по литературе. В музее, кстати, есть фотография, на которой запечатлены Пастернак и его друзья в тот самый день.

Дом-музей Корнея Чуковского

Настоящее имя любимого “детского” писателя – Николай Корнейчуков. Чуковский был исключён из пятого класса гимназии “из-за низкого происхождения”, что не помешало ему в дальнейшем получить степень Доктора литературы Оксфордского университета.

Корней Иванович всегда занимался самообразованием. В его доме на полках огромное количество книг, причем он ставил на полки только те, которые прочел.

Все привыкли считать Чуковского детским автором. Но лишь единицы знают, что детские произведения Чуковского составляют всего один том (включая переводы сказок), остальные 14 томов собрания его сочинений – серьезная литература. Он занимался исследованием творчества Некрасова, Блока, Чехова, Достоевского.

А детские стихи Корнея Ивановича, которые знает каждый малыш, – не просто развлечение для детей. Они имеют лингвистическую основу. “И подушка, как лягушка, ускакала от меня” – постоянно повторяющийся звук “к”, заставляет тело как бы скакать, определённым образом при произнесении вслух работают лёгкие. Так стихи усваиваются на телесном уровне. Можно избежать походов к логопеду, если читать малышам стихи Чуковского.

В послевоенные годы и до своей смерти в 1968 г. Чуковский имел столь высокий авторитет, что мог позволить себе на несколько месяцев предоставить убежище опальному Солженицыну.

Внутренняя обстановка дома, в котором Корней Чуковский жил с 1938 года, после его смерти была сохранена дочерью писателя.

Фотографии, графика, живопись, собрание книг напоминают о связях Корнея Чуковского с крупнейшими представителями русской культуры первой четверти ХХ в. – Ильей Репиным, Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Леонидом Андреевым.

Чего только нет в этом доме: здесь и мантия Доктора литературы Оксфорда, и удивительная люстра, и крокодил, который солнце проглотил, подарки детей и взрослых.

В гостиной мостоит кувшин, который стал моделью для художника, оформлявшего первое издание “Мойдодыра”, и черный дисковый телефон, по которому Чуковскому “звонил слон”. Знаменитое “чудо-дерево” можно увидеть в саду рядом с домом. В музее понравится не только взрослым, но и детям.

Чуковский очень любил детей, любил слушать их, замечать особенности детской речи. Он собирал ребятишек со всего Переделкино – читал им свои произведения, играл с ними, вел разговоры. На территории музея осталась костровая площадка, и традиционно осенью и весной здесь проходят “Костры”, как это было во времена писателя.

Дом-музей Булата Окуджавы

Переделкинская жизнь Булата Окуджавы началась летом 1987-ого года, когда получив от Союза писателей маленький дачный домик в аренду, он поселился в окружении своих литературных “соплеменников”: Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Ф. Искандера, В. Иванова и многих других.

На потолке в музее многочисленные колокольчики. Коллекция эта в доме Булата Окуджавы началась с колокольчика, подаренного Беллой Ахмадулиной.

Перед тем как ехать в Писательский городок лучше распечатать карту и отметить места, куда вы хотите попасть. Поездка в Переделкино – это настоящий тур по литературным местам, или даже квест по заповеднику. Одного дня будет недостаточно, чтобы обойти все дачи и все интересные места. Ведь здесь находятся еще музей-галерея Евгения Евтушенко , дом-музей скульптора Зураба Церетели , с множеством скульптур под открытым небом.

По соседству с посёлком находится резиденция Патриарха Русской православной Церкви. Рядом с патриаршей резиденцией красуется новый храм. Храм действительно сказочный, купола этого храма фарфоровые. На территории патриаршего подворья можно отведать невероятно вкусных яблочных пирогов с корицей.

А в Ново-Переделкино есть дом-музей архитектора Шехтеля, бывшая дача издателя Левинсона. В 1901 г. на Международной выставке в Глазго по проектам Шехтеля было сооружено пять теремков-павильонов. Единственный деревянный дом по проекту Шехтеля можно увидеть именно здесь. Сказочный домик с петушком не оставит равнодушным никого. На экскурсию в домик Шехтеля нужно заранее записаться в Москомнаследии.

В конце октября мы решили, что пора закрывать сезон и съездить посмотреть дачу Чуковского, а заодно сделать шашлыки. Поскольку времени на возню с мясом у нас не было, то решили купить его в Ашане. Но вид их шашлыка доверия не внушал и мы купили два вида купат. Сели и поехали. 3 километра мы проехали за 30 минут, строительство Сколково создает пробки даже по выходным. Остальные 2 километра пролетели по свободным сельским дорогам. И оказались в Москве:

Переделкино с этого года уже Москва. Новые власти так торопились пометить территорию, что герб прикрутить не успели. Переделкино - это писательский поселок, возникший в 1935 году по приказу Сталина, спецслужбам так было легче вести контроль за интеллигенцией. Место для поселка выбирал Горький. Как мы помним, Пришвин не захотел, чтобы за ним так пристально следили и . А Чуковский поселился. Он писал во вступлении к Бибигону: "Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы."

Конечно, лучше предварительно записаться на экскурсию, но мы приехали просто так и нам повезло. Злата, как раз, успела выспаться в машине и мы вошли во двор.

"Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт".

Злата пройдя за калитку сразу закричала: "Это же чудо-дерево! Я знаю! Нам в садике про него читали".

"Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!"

Дочь выразила уверенность, что обувь на дереве растет, а не повешена людьми и очень сильно расстроилась, когда оторвала один башмак.

Дома писателей строились по немецким проектам и чем-то напоминают профессорские домики в Дубне. Чуковский бывал на даче в Переделкине с 1938 года, а после войны жил тут почти постоянно до самой смерти в 1969. Также у него была квартира в Москве, в ней сейчас живут его наследники, а дом является всенародным достоянием.

Внутри нам фотографировать не разрешили (разрешение стоит 1500 рублей, экскурсия 300), поэтому обойдем вокруг дома.

Экскурсия была ориентирована на детей (потому что все приехали с детьми) и экскурсовод отработала на отлично, хотя и сказала, что Чуковский, не детский писатель и когда дети подрастут, то хорошо было бы приехать на более серьезную экскурсию. Злата проявила себя очень хорошо на фоне остальных дошколят, хотя и была единственной трехлеткой. Только наша дочь знает "Рикки-Тикки-Тави" ("Мне папа пел такую песенку") и правильно ответила на вопрос какие сказки написал Корней Иванович. Мультфильм "Телефон" им показали усадив детей на крокодила, Злата его побаивалась и аккуратно сидела на кончике хвоста. Мультик, кстати, 1944 года.

Мы сейчас смотрим диснеевский "Бемби" 1942 года и поражаемся насколько качественной была тогда анимация на фоне штампованных "Смешариков" и "Маши и Медведя".

Забавно, что в сказке "Телефон" Чуковский тонко троллит: "ох, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота". И я до седых волос так и думал, что да, тяжелая это работа. А ведь бегемот и живет в болотах и тащить его оттуда не надо. Еще, оказывается, что Чуковский основоположник советской литературы для родителей. После выхода в 1933 году его книги "От двух до пяти", его стали забрасывать письмами с вопросами о грудном вскармливании, пеленании и лекарствах.

У фотографии с Гагариным экскурсовод рассказала известный анекдот и спросила детей кто был первым космонавтом. Дети дружно ответили: "Белка и Стрелка!"

Еще на экскурсии детям показывали разные фокусы, самый зрелищный - это пружинка спускающаяся по ступенькам лестницы. Сейчас они учат ее подниматься и вроде бы пружинка делает успехи, дети были впечатлены и каждому ребенку на выходе родители покупали по пружинке.

Во дворе.

Гараж-сторожка. После того как в 1962 году Чуковский стал доктором литературы Оксфорда и получил Ленинскую премию, руководство страны выделило ему черный правительственный ЗиС и "Победу", возможно, что они тут и стояли.

Впервые про Переделкино я услышал когда читал воспоминаниях Пастернака. Почему-то запомнилось, что как-то он проходил мимо дачи Чуковских и увидел Лидию Чуковскую в огороде. Вот где-то тут это и произошло. А запомнилось, наверное потому, что у меня не вязалось в голове, что Пастернак и Чуковский могли быть друзьями.

Чуковский любил приглашать всяких звезд к себе на дачу (не только писателей). И устраивал для детей вечера на поляне у костра. Естественно, что вход был платный - 10 еловых или сосновых шишек.

Власти Чуковского не любили, особенно при Сталине, и всячески боролись с чуковщиной. Например Крупская писала в 1928 году:

"Что вся эта чепуха обозначает? Какой политической смысл она имеет? Какой-то явно имеет. ... Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня - неуважение к ребенку. Сначала его манят пряником - веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, "Крокодил" ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть."

Но трогать его боялись, а вот зятя расстреляли. На своем участке Чуковский делает частную публичную библиотеку, возможно единственную в СССР. Библиотека работает до сих пор. После смерти Чуковского на даче жила его дочь Лидия, ее за правозащитную деятельность исключили из Союза Писателей и пытались выселить с дачи, которая уже действовала к этому времени как неофициальный музей, а библиотека продолжала работать. Дачу хотели отдать какому-нибудь писателю или за жополизство у власти или за взятку, но под давлением общественности все удалось сохранить нетронутым.

Через дорогу от дачи можно наблюдать вот такой фан-арт:

Люблю распознавалку лиц в Пикасе. На этой фотографии есть маленький человечек с запорожским чубом, вероятно это и есть Бибигон! Нашли? :)

Кстати, село Передельцы (прежнее название Переделкина) известно с 17 века и получило такое название потому что тогда тут была судостроительная верфь. По глубоководной реке Сетунь сюда приходили на переделку корабли. Сейчас в это не верится, ведь Сетунь - это такой ручеёк. Да и вместо плотников на Измалковских прудах селятся другие люди:

Вполне вероятно что Чуковские и Пастернаки тоже любовались осеньем разноцветьем с этой точки.

А мы открыли сезон барбекю-2012, лучше поздно чем никогда:)

Переде́лкино - дачный посёлок, не имеющий статуса населённого пункта, расположенный на территории поселения Внуковское Новомосковского административного округа Москвы.

Расположен рядом с платформами Переделкино и Мичуринец Киевского направления МЖД. Историко-культурный заповедник с 1988 года.

История

История Переделкина восходит к XVII веку, когда здесь располагалась деревня Передельцы , которой в разное время владели Леонтьевы, Долгоруковы, Самарины. Самариным также до Революции 1917 года принадлежала усадьба Измалково. Сама усадьба сохранилась частично: в ней до 2002 года находился детский санаторий. В настоящее время реконструкция усадьбы законсервирована.

С прокладкой железной дороги в 1899 году здесь на 18-м км устраивается платформа (первоначальное название - 16-я верста), а рядом с ней возникает дачный посёлок, получивший название Переделкино.

Само название Переделкино появилось в XVII веке благодаря судоремонтной верфи на реке Сетунь - там ремонтировались либо переделывались суда. Постепенно Сетунь мелела, ко второй половине XX века она стала настолько мелка, что в каких-то местах её можно было перейти вброд, и трудно было поверить, что ещё пару веков назад здесь плескались волны.

Место Переделкино было известно уникальным микроклиматом, возникшим в окружении сосновых лесов. До революции там был открыт государственный (то есть бесплатный для пациентов, лечение которых обеспечивалось императорской казной) туберкулёзный диспансер, который по наследству перешёл Советской власти, но постепенно разрушался, так как не ремонтировался и не восстанавливался. Зато неподалёку вырос санаторий для старых большевиков, который, впрочем, тоже постепенно разрушался.

Писательский городок

В 1934 году, по совету Максима Горького, правительство выделило земли усадьбы под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного пользования. Всё, что связано с писательским городком, было поручено курировать Литфонду СССР. За несколько лет по немецким проектам построили 50 двухэтажных деревянных дач. Первыми обитателями переделкинских дач стали Александр Серафимович, Леонид Леонов, Лев Каменев, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Борис Пильняк, Всеволод Иванов, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Константин Федин, Илья Ильф, Евгений Петров.

После Великой Отечественной войны посёлок разросся. Здесь поселились Вениамин Каверин, Николай Заболоцкий (своей дачи не имел и жил на съемной). В Переделкино жили Валентин Катаев, Александр Фадеев, Константин Симонов, позднее Виктор Боков, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Александр Межиров, Римма Казакова и другие советские классики. Из этого беглого и неполного перечня писательских имен очевидно, что Переделкино связано со всей историей русскоязычной литературы 1930-1990-х годов XX века.

Переделкинские сюжеты. 2011 г.

В Доме творчества писателей «Переделкино» в разное время жили и работали профессиональные литераторы: прозаики, поэты, критики, драматурги и переводчики. В их числе Владлен Бахнов, Наум Гребнев, Даниил Данин, Левон Мкртчян, Римма Казакова, В. Кардин, Инна Лиснянская, Александр Сегень, Арсений Тарковский. Осенью 1974 года после мытарств и страданий здесь, в Доме творчества, свёл счёты с жизнью поэт и кинодраматург Геннадий Шпаликов.

13 мая 1956 года на своей даче в Переделкине застрелился из револьвера Александр Фадеев. 5 мая 1995 года на своей даче в Переделкино повесился, оставив предсмертную записку, поэт Борис Примеров: «Три дороги на Руси: я выбираю смерть. Меня позвала Юлия Владимировна Друнина… Неохота жить с подонками: Лужковым и Ельциным… Опомнись, народ, и свергни клику… такого не было и не будет на белом свете».

Писатель Корней Иванович Чуковский собирал детей из всех переделкинских дач, не только Писательского городка, читал им свои произведения, играл с ними, вёл разговоры. У многих выросших там остались самые тёплые воспоминания о тех встречах. О том времени и о даче К. Чуковского вспоминает и журналистка Кира Васильева:

Здесь на своём участке Корней Иванович проводил знаменитые костры, на которых бывали тысячи ребятишек из окрестных деревень, санаториев и пионерских лагерей и где выступали А. Райкин, Р. Зелёная, С. Образцов. Сюда, в переделкинский дом, пришло известие об избрании Чуковского доктором литературы Оксфордского университета, одного из старейших в Европе (до него такой чести из русских писателей удостаивались Василий Жуковский и Иван Тургенев). Здесь пережидал лучшей участи Солженицын, официально считавшийся дворником. Сюда летом 1941 г. пришла записка от его младшего сына Бориса о том, что он уходит добровольцем в московское ополчение, а осенью того же года - похоронка на сына.

Музей был разрешён в начале 1970-х, а впоследствии его дочь Лидия Корнеевна была выселена из дома в судебном порядке, так как выражала поддержку лицам, осуждённым за антисоветскую деятельность. Лидия Корнеевна была знакома с Солженицыным, использовала дачу для встреч диссидентов с иностранцами, использовала Музей под собственное жильё. 9 января 1974 г. она была исключена из членов Союза писателей СССР.

Корней Иванович жил на даче не только летом, он поселился там круглогодично. Уже будучи больным, составил список писателей-соседей, кого не допускать на свои похороны. Известно, что список включал многие известные имена номенклатурных советских классиков. Напротив усадьбы Измалково (бывший детский санаторий № 39) стоит необычный памятник Корнею Чуковскому. Он изображён молодым, без усов, сидящим на пне. Таким его запечатлел скульптор И. Замедянский.

В 1988 году Мособлисполком присвоил посёлку статус историко-культурного заповедника. Дачи Корнея Чуковского и Бориса Пастернака были превращены в Дома-музеи. А значительно позже, в 1997 году, после смерти Булата Окуджавы его дом тоже стал музеем.

Ещё в конце 1980-х годов границы Москвы приблизились вплотную к Переделкину - рядом строится новый микрорайон Ново-Переделкино. С середины 1990-х посёлок стал активно перестраиваться, появилось много особняков состоятельных людей - поле между Домом-музеем Б. Пастернака и церковью превратилось в место застройки. В последние несколько лет [уточнить ] Переделкино потеряло ещё одну свою привлекательную сторону: лес, находящийся вплоть до ДСК "Мичуринец", практически весь был поеден короедом [источник не указан 876 дней ] . И сейчас, на том месте, где был прекрасный хвойный лес, остались лишь высохшие вековые ели и сосны. А постоянно пролетающие над районом самолёты, ещё больше загрязняют [источник не указан 876 дней ] район, уже переставший быть историко-культурным природным охраняемым местом.

Достопримечательности

Достопримечательностями писательского посёлка Переделкино являются:

  • Дом-музей Пастернака.
  • Дом-музей Чуковского.
  • Дом-музей Окуджавы.
  • Музей-галерея Е. Евтушенко.
  • Кладбище с могилами Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Роберта Рождественского, Арсения Тарковского и др.
  • Дом творчества писателей «Переделкино».

Рядом с посёлком Переделкино, в Ново-Переделкине (ЗАО города Москвы), расположены:

  • Резиденция Патриарха Московского и всея Руси.
  • Прямо у железнодорожной платформы «Переделкино» находится Храм Спасо-Преображения в Переделкино Патриаршее подворье - памятник архитектуры XVII века.
  • Святой источник с часовней, названный "Святой колодец", в низине неподалёку от платформы Переделкино, описан в повести Валентина Катаева «Святой колодец».

Известные литераторы, жители Писательского городка

  • Борис Агапов
  • Чингиз Айтматов
  • Василий Аксёнов
  • Ираклий Андроников
  • Артем Анфиногенов
  • Алексей Арбузов
  • Белла Ахмадулина
  • Исаак Бабель
  • Андрей Битов
  • Виктор Боков
  • Лиля Брик
  • Аркадий Васильев
  • Андрей Вознесенский
  • Игорь Волгин
  • Николай Воронов
  • Владимир Ворошилов
  • Георгий Гачев
  • Ярослав Голованов
  • Евгений Евтушенко
  • Дмитрий Жуков
  • Николай Заболоцкий
  • Всеволод Иванов
  • Александр Иванченко
  • Илья Ильф
  • Фазиль Искандер
  • Вениамин Каверин
  • Римма Казакова
  • Владимир Васильевич Карпов
  • Лев Кассиль
  • Валентин Катаев
  • Вадим Кожевников
  • Александр Корнейчук
  • Борис Ласкин
  • Леонид Леонов
  • Георгий Марков
  • Борис Можаев
  • Павел Нилин
  • Булат Окуджава
  • Борис Пастернак
  • Константин Паустовский
  • Евгений Петров
  • Борис Пильняк
  • Евгений Рейн
  • Анатолий Рыбаков
  • Александр Серафимович
  • Константин Симонов
  • Константин Скворцов
  • Владимир Солоухин
  • Валентин Устинов
  • Александр Фадеев
  • Константин Федин
  • Корней Чуковский
  • Илья Эренбург

Известные жители посёлка Переделкино

В своей резиденции в Переделкине жили и умерли Алексий I, Патриарх Московский (ум. в 1970 г.), Алексий II, Патриарх Московский (ум. в 2008 г.). Когда-то в Переделкине жил Лев Каменев. Одна из дач принадлежала кинорежиссёру Александру Довженко и его жене актрисе и режиссёру Юлии Солнцевой. Неподалёку от дома Булата Окуджавы находится дача скульптора Зураба Церетели.

Много ярких имён связано с посёлком Чоботы и прилежащими домами. Здесь жили актёр Николай Павлович Охлопков, врач-кардиолог, хирург, академик Валерий Иванович Шумаков. Там же находится дача киноартиста Евгения Самойлова и его дочери, актрисы Татьяны Самойловой. Вторую половину этого же двухсемейного дома, правда, перестроенного и фактически отдельно стоящего, позже приобрёл певец, поэт и композитор, исполнитель собственных песен Юрий Антонов, там же он оборудовал студию. На даче своего родного дяди частый житель [источник не указан 1638 дней ] артист Сергей Никоненко. Несколько лет назад там же приобрёл участок Валентин Юдашкин. Также здесь находится дом журналиста Владимира Соловьёва.

Про «Посёлок Переделкино» хоть отдельную рецензию пиши. Потому что прав тут Горчев: остались в Переделкино одни вдовы писателей в роговых очках, какие мог носить только мёртвый Лев Кассиль, да бандиты.

- «Книжное обозрение»

Переделкинское кладбище

На кладбище в Переделкино похоронены (в алфавитном порядке)

  • Авдеенко Александр Остапович, писатель
  • Агаджанова Нина Фердинандовна (1889-1974), участница революционного движения, киносценарист
  • Алексеев Михаил Николаевич, писатель
  • Алигер, Маргарита Иосифовна, поэтесса, переводчица
  • Асмус Валентин Фердинандович, философ
  • Бахнов, Владлен Ефимович - сатирик, сценарист
  • Бахшуни Абрам, (1914-2002) - армянский поэт
  • Благой Дмитрий Дмитриевич - литературовед-пушкинист, член-корреспондент АН СССР
  • Богатырёв, Константин Петрович - поэт-переводчик
  • Боков, Виктор Фёдорович, поэт
  • Вирта Николай Евгеньевич, писатель
  • Воронов, Николай Павлович, писатель
  • Владимов, Георгий Николаевич, писатель
  • Геллер, Ефим Петрович, гроссмейстер
  • Геркен-Баратынский Евгений Георгиевич (1886-1962), поэт, переводчик, правнук Е.А. Баратынского
  • Глушкова, Татьяна Михайловна, поэтесса
  • Голенищев-Кутузов Илья Николаевич, поэт, филолог
  • Голосовкер, Яков Эммануилович, прозаик
  • Гольцман Ян Янович, поэт
  • Гребнев, Наум Исаевич, поэт-переводчик
  • Давыдов Зиновий Самойлович, писатель
  • Давыдов Юрий Владимирович, писатель
  • Державин Владимир Васильевич, поэт, переводчик
  • Доризо, Николай Константинович, поэт
  • Зак Авенир Григорьевич, драматург
  • Зверев, Илья Юрьевич, писатель
  • Звягинцева, Вера Клавдиевна, поэтесса
  • Зелинский Корнелий Люцианович, (1896-1970), советский литературовед, литературный критик
  • Ивинская Ольга Всеволодовна, писательница, переводчица, подруга и муза Бориса Пастернака
  • Караганов, Александр Васильевич, литературовед, кинокритик
  • Карпеко Владимир Кириллович, поэт
  • Карякин Юрий Федорович, литературовед, публицист, общественный деятель
  • Катушева, Марита Викторовна, советская волейболистка, заслуженный мастер спорта
  • Кобенков, Анатолий Иванович (1948-2006), поэт
  • Кожевников, Вадим Михайлович, писатель
  • Галикс Колчицкий (1922-1999) - актёр
  • Комзин Иван Васильевич, гидростроитель, генерал-майор-инженер, профессор, Герой Социалистического Труда
  • Костюковский Борис Александрович, (1914-1992) - писатель
  • Леонов, Александр Андреевич, писатель, переводчик
  • Лещенко-Сухомлина, Татьяна Ивановна, певица, литератор, переводчица
  • Липкин, Семён Израилевич, поэт, переводчик
  • Лифшиц Владимир Александрович, поэт
  • Мартынов, Алексей Петрович, военный лётчик, Герой Советского Союза
  • Межиров, Александр Петрович, поэт
  • Нариньяни, Семён Давыдович, писатель-сатирик
  • Пастернак, Борис Леонидович, поэт, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе
  • Пастернак Евгений Борисович, литературовед, сын Б.Л. Пастернака
  • Поженян, Григорий Михайлович, поэт
  • Поляновский Макс Леонидович, (1901-1977) - писатель
  • Прилежаева, Мария Павловна, писательница
  • Примеров, Борис Терентьевич, поэт
  • Рождественский, Роберт Иванович, поэт
  • Соколов, Кирилл Константинович, художник
  • Серебрякова Галина Иосифовна, писательница
  • Сидур, Вадим Абрамович, скульптор, поэт
  • Тарковский, Арсений Александрович, поэт
  • Тельпугов Виктор Петрович, писатель
  • Тихомиров, Александр Борисович, поэт
  • Тоом Леон Валентинович, поэт, переводчик
  • Чуковская, Лидия Корнеевна, писательница
  • Чуковский, Корней Иванович, писатель
  • Шток Исидор Владимирович, драматург
  • Щекочихин, Юрий Петрович, журналист

Переделкино в литературе

  • 1949 - «Осень» («Я дал разъехаться домашним…»), стихотворение Бориса Пастернака.
  • 1965 - «Святой колодец», повесть Валентина Катаева.
  • 1973 - «Дачный роман», поэма Беллы Ахмадулиной.

Текст: ЮРИЙ ГОЛЫШАК

Однажды старший товарищ расшаркался с дамой за восемьдесят. Шепотом отчитавшись секунду спустя:

Эстер Давыдовна. Вдова Катаева. Как держится, походка Улановой…

Я оглянулся вслед. Крепко удивившись - самого Валентина Катаева, большого писателя, не было на этом свете давным-давно.

В писательском поселке Переделкино вполне себе жизнь. Только «настоящих» писателей почти не осталось: совсем слаб 85-летний Фазиль Искандер; Евгений Евтушенко заглядывает из Америки летом, превратив старый дом в прижизненный музей; живут вдовы Андрея Вознесенского и Булата Окуджавы.

Я заглянул в гости к Александру Нилину, старому товарищу. Он и сам писатель, и родился в писательской семье. Дружил Александр Павлович с потрясающими людьми прошлого века - от Шпаликова до Высоцкого. Только ему доверил записывать воспоминания Эдуард Стрельцов.

70 лет Нилина прожиты здесь, в Переделкино. О поселке и его обитателях уже издал когда-то книжку «Зимняя дача». Сейчас готовит новую - «Поверх заборов». Выйдет к осени. Лучшего экскурсовода в Переделкино не найти.


Александр Нилин. Фото: Юрий Голышак

Писательские дачи как принадлежали государству, так и принадлежат. Переходят от литератора к литератору. До недавних пор жил Нилин в доме Анатолия Рыбакова. Дом сгорел, и переехал Александр Павлович в избушку умерших Семёна Липкина и Инны Лиснянской.

Прохаживались мы по поселку целый день. Это было здорово.

Тенями всплывали в разговоре имена вчерашнего, с мемориальных досок: Фадеев, Бабель, Кассиль, Светлов, Чуковский, Пастернак, Рождественский, Окуджава…

Гроссмейстер Фурман, тренировавший Карпова, гулял с девушкой. «Сеня, что же вы мне ничего не расскажете?!» - удивлялась она. - «Так задавайте вопросы…».

Мы дошли до улицы Павленко, и я начал задавать.

Вот мелькнул дом Андрея Вознесенского. Следующий - дом Пастернака. У этого забора остановились.

Молодой Вознесенский напросился на разговор к Пастернаку. Так особенно ему запомнилась дырка на локте старой кофты Пастернака. Вы Бориса Леонидовича видели чаще. Наверняка тоже многое помните.

Помню, как учился водить машину, и чуть его не задавил. Он шел в плаще, задумавшись. И я замечтался. Мать схватила за руку: «Ты чуть не задавил Пастернака! Смотри на дорогу!» А переехал бы - и не было бы у Бориса Леонидовича последующих неприятностей. Нобелевской премии не было бы. А я бы получил славу Герострата.
Я дружил с его сыном Лёней. Обычно копались в гараже с его мотоциклом, красной «Явой». Чуковский разыграл бы целую сцену, что-то изобразил… У Пастернака такой фантазии не было. Спускался с крыльца: «Здравствуйте» - и больше ничего.

В поселке было два механика, оба мои приятели - Женя, внук Корнея Чуковского, и Лёня. Только Женя был все время грязный - подчеркивая, что разбирается в машинах. А Лёня с белыми манжетами, в полотняных брючках.

- Как сложилась судьба?

Рано умер, года в 42. Похоронен в той же могиле, что отец, на кладбище в Переделкино. Сохранилась записка Пастернака - он благодарит мою маму, что Лёню с няней привезли на машине. Еще до войны. Машины были редкостью.

- У вашего отца была?

Да, «эмка». М-1. У Пастернака не было.

- На участке Пастернака картофельная грядка. Хоть в доме музей.

Всю жизнь у него были картофельные поля до самого крыльца. Знаменитый снимок - Пастернак стоит с лопатой на фоне этой грядки. После войны жрать нечего, кто-то корову купил. А картофель был у всех. Смешно, но дом Пастернака граничит с участком Фадеева. Сходятся в лесу.

Противоположная сторона улицы застроена, а прежде было колхозное поле. Сроду на нем ничего не росло, называли «Неясная поляна». Пастернак через него ходил на реку.


Борис Пастернак. Фото из досье ИТАР-ТАСС

- Здесь ключи бьют.

На озеро, где бьют ключи, мало кто ходил. И все равно каждое воскресенье кто-то тонул. С реки и пошел писательский поселок. В 34-м году Горький на карте узрел, что рядом река Сетунь: «Какое хорошее место. Писатели будут жить около воды, проходящие корабли будут всех подтягивать». Он слышал, что в XIV веке Сетунь была судоходной рекой. А сейчас она как ручей. Пойдемте на улицу Серафимовича.

Улица Серафимовича - точно напротив, дорогу перейти. Вот дача Корнея Чуковского. Когда-то я приехал в соседнюю Баковку, на базу футбольного «Локомотива». После - время позволяло - заглянул в музей Чуковского. Показалось, приняли меня здесь за черного риэлтора. Хромая собака изловчилась укусить за лодыжку. Я вспомнил: «А за нею раки на хромой собаке».

Нынче все было спокойнее. Собака, должно быть, околела. На участке веселилась экскурсия юниоров. Я наткнулся глазами на елку, со всех сторон увешанную башмачками.

В этом доме ребенком я бывал постоянно, - улыбнулся воспоминаниям Нилин. - Дружил с внуком Корнея Ивановича. Целые дни проводил. Где сейчас библиотека, был подвал. Мы детьми там курили. Корней как-то выловил нас у ворот: «Ребята, надо завязывать с курением и матерщиной. Был у меня товарищ, писатель Гайдар. Написал „Тимур и его команда“. Давайте же отныне называться „гайдаровцы“, и будет у нас час труда»?»

- Подписались?

Корней указал на лежащее дерево: «Распилим?» Ну, распилили. А дальше опять началась матерщина и курение. Снова собирались в подвале. А библиотека - это реванш Корнея за ту педагогическую неудачу…

К стене дома Чуковского приставлена лестница.

По этой лестнице мы забирались наверх! - оживился Нилин. - Там замечательный чердак. С каждым углом что-то связано. Вот здесь, например, жила очень красивая девушка Марина, сторож. Корней рано ложился, в 9 вечера. У него была бессонница, ему на ночь надо было читать. Пока внук усыплял деда, мы на кухне целовались с Мариной. Проникал я в дом через ванную. В глубине двора, у леса, Корней разводил знаменитый костер. Выходили на тропинку окна Лиды, дочери. Одно время в этой комнате жил Солженицын.

- Гараж появился тогда же?

Ну да. Ночами мы на руках выкатывали «Победу» Корнея и ехали в Москву. Потом Корней купил автомобиль дороже. Пришел к моему отцу: «Хочу купить ЗИМ. У тебя есть 45 тысяч?» - «Есть…» Пошел и купил.

- Так легко?

ЗИМ дорогой, кому он нужен. Но сам Корней за рулем не ездил, был далек от механики. По телефону-то с трудом говорил. С того времени здесь почти не бывал. Хоть на этих участках прошло детство. От нашего дома к Корнею через лес шла тропинка. Заборов не было. Вообще, Чуковского помню лет с двух. Вместе были в Ташкенте, в эвакуации. В 43-м году переезжаем в Переделкино - Корней снова рядом. Ощущение, что он был всегда. И всегда старый. Сохранилась расписка - обязуется первый экземпляр «Бибигона» подарить именно мне. Тот мне очень нравился, потому что действие происходит на их участке. Никакого индюка, конечно, не существовало, но все равно много знакомого. «Бибигона» запретили, не вышел - а расписка уцелела.

- Семья была удивительная?

Никто сейчас не помнит Марию Борисовну, жену Корнея. А я помню очень хорошо. В нее был влюблен Маяковский, Корней спустил его с лестницы…

- Настолько могучий?

Крепче Маяковского. Тот был скорее декоративный. Большой, но не спортсмен. При общей внушительности - без настоящей силы. А многие, вроде Чуковского, гребли, занимались спортом.


Фото: Юрий Голышак

Мы вышли за калитку.

Ее, улицу Серафимовича, звали «Аллея классиков». Кто здесь только не жил. Катаев, Кассиль, Светлов… Да и сам Серафимович. Я его помню, хотя он никуда не выходил и ничего не соображал. Вот, кстати, дача Кассиля. Он страшно увлекался футболом. В 70-м году собирался в Мексику на чемпионат мира. Кто-то из врачей сказал: «Там жаркое лето. Лучше остаться дома». А в Москве было так же жарко, как в Мексике. Кассиль смотрел финальный матч по телевизору - и умер в перерыве. Так и не узнав, как сыграла Бразилия с Италией. Недавно заглянул в энциклопедию - ему не было и шестидесяти! А все вокруг выглядели гораздо солиднее, чем я сейчас. Им было по 50 лет - в костюмах, галстуках, у всякого был шофёр… На этой самой даче Кассиля Симонов в 41-м написал «Жди меня».

- Своего дома не было?

В 42-м году погиб Евгений Петров, автор «12 стульев». Его семье оставили первый этаж дачи, а второй передали Симонову. Но прожил недолго. Симонов был умнее многих, понял - пока есть деньги, надо купить свою дачу. Зачем платить за аренду? В 47-м купил дом у другого известного писателя, Фёдора Гладкова, чуть в стороне от Переделкино.

- С Симоновым были знакомы?

Знал его приемного сына Толю Серова. Был невероятно похож на настоящего отца, легендарного летчика Серова. Позже отсидел в колонии, приехал в город Серов. Всякий его узнавал - вылитый памятник отцу с площади!

Помню, как первый раз увидел Симонова - он стоял в офицерских бриджах и обтирался снегом. Если учесть, что умер он как раз от легких, думаю, не стоило этого делать.

С его пасынком устраивали игру: шофер задавил маму товарища Сталина. Шофером были по очереди. Товарищ Сталин вызывает его, отчитывает - тот отвечает: «Я ехал осторожно». Очень увлекательно. Однажды Константин Михайлович это увидел и ужаснулся: «Нашли время». А вот еще интересная дача. Сфотографируйте балкон, история будет про него.

- Жду с нетерпением.

Жили здесь братья Тур. Однажды разразились пьесой - в Москве живут в одном доме знаменитый и сильно поддающий поэт и какая-то тетя, которая о нем пишет книгу. Вскоре он умирает и ночами является на балконе. Всему нашему поселку было понятно, откуда взялся сюжет - соседом братьев Тур был знаменитый Михаил Светлов. Который крепко выпивал и время от времени, шатаясь, мелькал на балконе.

Прекрасная история. Где-то в Переделкино повесился другой уникальный человек, сценарист и поэт Геннадий Шпаликов.

Это случилось в доме творчества. Пройдем садиком, покажу этот флигель.


Фото: Юрий Голышак

Мы отыскали в зарослях тропинку, прошли мимо озера.

Вот зеленый домик. Флигель на втором этаже. Чтоб увидеть, надо залезть в крапиву. Готовы?

Я полез. Оно того стоило - даже энциклопедии не в силах уточнить, где именно случилась трагедия в ноябре 74-го. Но помнят старые товарищи.

Во время войны именно в этом доме жили Андрей Тарковский с мамой. Миша Рощин снимал здесь комнату. Здесь был единственный телефон.

- Так почему Шпаликов повесился?

Я часто пытался представить себе тот вечер. Днем Шпаликов был на открытии памятника Ромму. Хотел сказать речь, но ему не дали. Потому что был выпивши.

- Стало обидно?

Не думаю. Он занял у Гриши Горина денег на портвейн. Вообще, такие решения принимаются спонтанно. Отложишь на пять минут - может, ничего и не случится. Вот представьте: осень, темно, низкий потолок, денег нет… Да и вообще - не клеится. Что-то платили в авторских правах за исполнение песен, но их у Шпаликова не миллион, как у Ошанина. Утром Генка не вышел. Поставили лестницу. Все боялись смотреть. Решился Гриша Горин, он все-таки врач. Поднялся, посмотрел: «Гриша повесился». Все испугались еще сильнее…

- Виделись незадолго до смерти?

Той же осенью. Пришел ко мне в московскую квартиру с бутылкой «Гамзы»: «Сейчас напишу стихотворение для журнала „Эстрада и цирк“, я обещал вдове Енгибарова. И сразу выпьем». Сел за машинку, посидел минуту молча. Повернулся ко мне: «Нет, давай все-таки выпьем». Выпили, история за историей… Так и не написал.
Недавно Толя Найман сказал интересную вещь: «Гена писал, как хотел. И какой он есть. А Вознесенский что-то из себя строил - и гением считается он». Вообще-то у нас было много смешных историй.

- Хоть одну!

Я какое-то время жил в новосибирском Академгородке, не пил, тихо занимался учеными. Тут приезжает Гена и его жена Инна Гулая. Кажется, показывали фильм «Долгая и счастливая жизнь». Потом выступали. Я как чувствовал, что мне б обойти это мероприятие. Потому что оздоровительная программа полетит к черту. Но не выдержал. И началось: поехали к каким-то физикам на пельмени… Наутро - телевидение. Прямая трансляция. Выпили и перед ней. Гена нес такое, что ведущий сидел бледный. Потом подошел к Шпаликову и шепотом: «Как гражданин я вашей смелостью восхищаюсь!» Закончился день на окраине Новосибирска у какой-то редакторши. Генка заснул, редакторша тоже, а мы с Инной проговорили всю ночь. Шпаликов проснулся: «Надо что-то купить к завтраку. Для девочек».

Вышли из подъезда, идем - ну, чистые Черёмушки. Все серое, одинаковые дома. Взяли бутылку. Тут Генка вносит предложение: «Давай выпьем здесь. Поправим настроение. А вторую возьмем девушкам». Тут меня словно током ударило: «А ты помнишь номер дома?» - «Нет. И улицу не помню. А фамилию просто не знаю». Момент ужаса - мне вечером улетать в Москву! Генка поморщился: «Ты все хочешь испортить. Давай и вторую выпьем? У меня осталась трешка, девушкам что-то купим».

- Выпили?

И выпили, и подъезд сам собой нашелся. Я к чему это говорю?

- К чему?

У Шпаликова до поры все складывалось волшебным образом. Но когда-то эти вещи кончаются. Вернулись в гостиницу - приглашает академик Будкер. В институт каких-то физических проблем. Выпивка, дурацкие разговоры, Шпаликов сразу перешел с академиком на «ты»…


Геннадий Шпаликов. Фото: wikipedia

- Академик был серьезный?

Котировался выше Курчатова. Работали они вместе. Тот больше организатор, а Будкер - теоретик, великий человек. Сунул нам какой-то альбом с фотографиями, хоть мы отпихивали. Там на первой же карточке наш академик чокается шампанским с де Голлем. Чудесно сидим. Я решил, что у академика наверняка есть самолет - на нем и улетим в Москву. Что волноваться.

А дальше - моменты помутнения. Очнулся - ресторан, Инна плачет, Гена держит красную десятку. Официантка несет бутылку водки. Потом машина академика перевезла мои вещи в аэропорт. В самолете кто-то трогает мое плечо: «Прилетели». Небо в иллюминаторе какое-то удивительное - оно и синее, и желтое. Наверное, вечер. Говорю: «Еще светло. Сейчас пойдем в ресторан ВТО. Инна, дашь десять рублей?» А оказалось, утро. Гена взял бутылку коньяка, и мы поехали к нему домой. Причем не на улицу Горького, где сейчас его мемориальная доска. Там квартира дяди Шпаликова, Гена и не бывал в ней. Жил на Профсоюзной. А вот мы дошли до дачи Славки Голованова, известного журналиста. Мы вместе работали в журнале «Обозреватель».

- Скончался он как-то внезапно.

У него в этом доме была жуткая лестница на второй этаж. Я все время говорил: «Славка, у тебя можно ссыпаться даже трезвому». - «А я пью внизу, мне это не грозит…» Но все-таки однажды упал.

- Что вас особенно поразило внутри какого-то дома Переделкино?

Я был поражен, увидев после войны у Катаева на унитазе круг, оклеенный клеенкой. Еще и крышка с клеенкой!

- Канализации не было?

Нет. У каждого на участке выкопана яма и сверху сортир. Самым главным человеком поселка был Ваня Котиков, говночист. Он же был водопроводчиком. Жил лучше писателей, от каждого получал в лапу. Шел из шалмана, а жена сзади: «Ваня, ты живешь, ни о чем не думая! Как писатель!» И вдруг в 54-м появился водопровод. Ваня с горя умер.

- У вас одна история прекраснее другой. Фадеев застрелился тоже где-то на «Аллее классиков»?

Нет, сейчас мы поедем на эту улицу. Она в Переделкино считалась главной, а теперь посередине поставили глухой забор и шлагбаум. Мало что увидишь. Была мысль снять фильм о Переделкино. Чтоб все понять, достаточно знать историю этой улицы.

Старого большевика Льва Каменева отовсюду выгнали, он был директором издательства «Академия». Ему сделали здесь дачу, как сейчас говорят, «улучшенной планировки». Комнат на восемь. Надо было въезжать, но тут умер Горький. Заступиться за Каменева стало некому - и Сталин с ним быстро разобрался. Из дачи сделали первый Дом творчества.

Один жилец выбыл. В соседнем доме жил Бабель. Его арестовали, дом занял Вишневский. Умер в 50-м, и улицу назвали в его честь. Не в честь же Бабеля называть. Притом что здесь жил писательский министр Фадеев. Даже у него не было забора. Хотя был ЗИС с шофером.

Для меня эта улица самая близкая. На углу магазинчик, который назывался «Писательский». Директором его был папа футболиста Воронина. Валерка годы спустя об этом рассказал - я очень удивился…

- Из дачи Фадеева сделали музей?

Нет. Не сделаешь же музей всем. Туда въехал писатель Смеляков. В дом знаменитого Погодина, написавшего «Человека с ружьем», въехал Игорь Волгин. Уверяет, что ему теперь ночами мерещится человек с ружьем. Погодин считался невероятно богатым, всюду шли пьесы. Пастернак говорил: «Я ж не Погодин, для меня 15 рублей - деньги!» Рассказывали: Погодин, прежде чем купить что-то в комиссионке, узнавал, в скольких театрах идет пьеса. Звонил в управление авторских прав. Узнал, что пьеса идет не в пятистах театрах, а в трехстах. Нет, говорил, сейчас у меня таких денег нет.

- Кому особенно повезло с предшественником?

У Константина Федина был деревянный дом, сгоревший в 47-м. Хорошо помню этот пожар. Все выносили вещи, помогали - и только сосед Вишневский сидел в полосатой пижаме и смотрел на огонь. Как настоящий драматург. Федину выстроили новую, а когда стал начальником, в ней даже сделали маленький лифт на второй этаж. Годы спустя хозяином этой дачи стал Андрей Вознесенский. С большим удовольствием лифтом пользовался.

- А вы въехали в дом Анатолия Рыбакова. Автора «Бронзовой птицы» и «Детей Арбата».

Сгорел этот дом, соседские дети баловались спичками. Очень жалко, дом был с аурой. Рыбаков из двух комнат сделал кабинет, поставил себе кушетку. Я ее тоже очень любил. Погибла библиотека в 6 тысяч томов. Эта комната закрывалась, как отсек подводной лодки. Было удобно - жена у меня служащая, а я до пяти не сплю. Отсек задраивается, я на веранде у телевизора мечтаю, как вырасту большим. Никому не мешаю. Весь дом Анатолием Наумовичем продуман.

Но ему Переделкино надоело. Получил квартиру в доме на набережной, окнами на Кремль. Потом вообще уехал в Америку. Денег у него было достаточно, чтоб купить крошечную квартирку на Манхэттене. В Россию не планировал возвращаться.

- Но вернулся?

Вбил в голову, что получит Нобелевскую премию за «Детей Арбата». Тираж «Дружбы народов», где печатался роман, вырос до полутора миллионов. А за Нобелевской надо ехать с родины. Последнее свое лето прожил в Переделкино, думая, что вот-вот вызовут. Никто его, конечно, не вызвал.

- Отец ваш был среди первых жильцов поселка?

Мой отец и его приятель-журналист, оба еще никто, жили здесь в доме творчества. Неподалеку дача Бориса Пильняка. Его замели - и в дом въехали два наркома. Вскоре забрали и их. Отец с товарищем взяли да перебрались в пустующий дом. Сошло с рук! Правда, приятеля убили в финскую компанию, а отец прожил в этом доме всю жизнь.

- Невероятно.

Но он и получил за первую часть «Большой жизни» Сталинскую премию. Вошел в круг знаменитых писателей. Просто так здесь никому ничего не давали. Дача шла следом за орденом Ленина.

У первого жильца бывшего нашего дома, Пильняка, был роман с Ахматовой. Привозил в Переделкино Анну Андреевна, относительно молодую даму. А она в стихотворении проболталась: «Тут ландышевый клин…» Как раз про наш участок!

- Как здорово.

Вокруг Переделкино много историй. Всем писателям, кроме Катаева, очень мешало, что низко летают самолеты. Как-то приехал Ельцин - и к нему кинулся писатель Тверской, который вообще ничего не читал. И тем более - ничего не писал. Только выдавал талоны в магазин. Его так и звали - «мсье Талон». «Борис Николаевич, неудобно, низко летают…» - «Да-да, разберусь». На какое-то время пришло затишье. Скорее всего, потому, что не стало керосина, а вовсе не из-за Ельцина. Потом стали летать снова - и писатели качали головами: «Ослабла власть». А вот мой сосед по улице Довженко - дом Евтушенко.


Поэт Евгений Евтушенко на открытии музея-галереи в Переделкино.Фото: Евгений Волчков/ИТАР-ТАСС

- Теперь здесь музей. Побывали?

Нет. Вообще-то с Женей мы познакомились в 58-м году, в Коктебеле. Он мне чрезвычайно понравился. Рассказывал, как ходил к Пастернаку, тот прочитал стихотворение. Жене понравилась строчка: «Сколько надо отваги, чтоб играть на века. Как играют овраги, как играет река…» Воскликнул: «Вот это - гениально!» Пастернак на него взглянул: «Женя, тут все гениально».

Чтоб снять фильм о Переделкино, надо брать старую хронику. Настоящая жизнь здесь закончилась с концом Советской власти. Поселок писателей потерял смысл - почему не иметь своего дома? Зачем тратиться на аренду? Но почему-то это противоестественное образование прижилось. Писателям нравилось жить рядом. Может, потому, что на миру и смерть красна.

- Какого разрушенного дома, кроме собственного, вам сегодня особенно в этом поселке не хватает?

Мне не хватает людей, а не домов. Мы с вами гуляли целый день - и не встретили ни одного знакомого. Что противоестественно. Те люди гуляли по поселку. Все были известными. Много говорить было нельзя, но говорили все равно много и громко. Все были знакомы, всех связывали сложные отношения. Каждый знал цену Пастернаку, но знал и другое: никогда Пастернак Сталинскую премию не получит. Может, он и лучше - но, говоря газетным языком, вне штата.

Вы писали книжку со Стрельцовым. Общались с Высоцким. Я вам завидую.

Почему-то сейчас вспомнил папу Высоцкого. Очень смешной человек, полковник. На поминках после похорон сына сидел с Золотухиным. Поддел краба вилкой и произнес: «Должен тебе сказать, дорогой Валерка, что я с удовольствием слушал твою речь! Умница, молодец!»

Я помню Володю, который в театре Пушкина играл восьмую пару сапог. Время спустя заглянул к Любимову на Таганку. Тут в кабинет вошел Высоцкий. Что-то взял со стола - а мне кивнул: «Здорово». Было понятно - вот теперь он занимает большое положение.


Фото: Владимир Высоцкий. Фото: theplace.ru

- Он действительно был человеком невероятной физической силы?

На Таганке вошел в роли Коли Губенко, который занимался в цирковом училище. Трюки выполнял, как акробат. Высоцкий проделал огромную работу, чтоб соответствовать. Делал «крокодила». Последний раз встретились в сортире Дома кино. Спрашивает: «Шура, ты сейчас пьешь?» - «Не особо». - «Знаешь, только не начинай сразу помногу. Я тебе говорю по опыту». - «Володя, у меня опыт приблизительно такой же…»

Дачный поселок Переделкино расположен на границе с Москвой. Если вам хочется увидеть нечто новое и интересное, но не хочется долго добираться до места назначения - смело выбирайте экскурсионные туры в Переделкино. И обязательно берите с собой детей!

Переделкино интересно тем, что здесь находится единственный в мире дачный поселок, созданный специально для писателей. Появился он благодаря Максиму Горькому, первому «командиру» Союза писателей СССР. Хотите узнать историю о том, как Горькому удалось основать писательские дачи?

В начале 30-х годов Горький вернулся из-за границы и встретился со Сталиным. «Как живут писатели за границей, Алексей Максимович?», - спросил отец народов. «Хорошо живут, за городом, на дачах», - ответил Алексей Максимович, он же Максим Горький. «А у наших-то писателей есть дачи?». «Пока еще нет, но хотелось бы.». «Не хорошо. Надо исправить», - изрек Сталин. Примерно так описывает беседу Горького и Сталина Владимир Карпов в книге «Жили-были писатели в Переделкино», посвященной поселку.

Сам поселок существовал задолго до знаменательной беседы. В XVII веке здесь располагалась деревенька Передельцы, одними из владельцев которой были Долгорукие. Деревенька была самая обычная, никаких значимых событий в ней не происходило. Своим названием она обязана Ивану Грозному, выселявшему в нее провинившихся опричников (тех, которым решил даровать жизнь). Чтобы они «переделывались». Хотя менее лирично настроенные историки связывают название поселка с находящейся рядом судоремонтной верфью (в XVII веке). В те времена река Сетунь, на которой стояли Передельцы, была полноводной и быстрой.

В конце XIX века здесь проложили железную дорогу и открыли станцию «16 верста». После того, как «версты» были упразднены и заменены на «километры», станция стала называться «Переделкино».

Советский поселок Переделкино

В июле 1933 года было издано Постановление «О строительстве «Городка писателей». Изначально он состоял всего из 5 улиц и 30 дач. Очень быстро их число выросло до 50-ти. Горький выбрал среди писателей, которым были выделены дома, «самых достойных». В их число вошли Илья Ильф, Евгений Петров, Александр Серафимович, Исаак Бабель, Лев Кассиль. Дачи в поселке Переделкино были казенными. Они оставались собственностью Литфонда и, хотя писателям предоставлялись в пожизненное пользование, после их смерти семья обязана была в течение полугода освободить занимаемые дома.

Желающих поселиться в поселке Пределкино было много. При этом некоторые из писателей умудрялись менять дачи. Так, Борис Пастернак, изначально получив дачу на улице Тренева, через четыре года переехать на улицу Павленко.

В 1955 году в Переделкино был основан дом творчества писателей .

Чуковский в Переделкино

В дачном поселке жили Каверин, Заболоцкий, Катаев, Симонов, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Окуджава. Сюда приезжали писатели со всего Союза.

Но символом Переделкино стал Корней Чуковский. Всемирно известный писатель, переводчик, поэт, доктор литературы Оксфордского университета, любимец миллионов детей, Чуковский практически не покидал Переделкино после войны, собирая вокруг себя как переделкинских ребят, так и тех, кто жил в соседних деревнях и детских лагерях. Корней Иванович усаживался вместе с детьми вокруг костра, читал стихи и рассказывал истории. Вместе с ним с детьми общались и другие известные люди. На «кострах Чуковского» в Переделкино бывали Аркадий Райкин, Сергей Образцов и Рина Зеленая.

Похоронен Корней Чуковский на мемориальном кладбище в Переделкино, основанном в 1960-х годах.

Музеи Переделкина

В Переделкино сейчас открыты четыре музея: Чуковского, Пастернака, Окуджавы и галерея Евтушенко.

Музей Чуковского в Переделкино был основан в 1971 году. Он располагается в здании дачи, которую писатель занимал с 1938 по 1969 год. Музейная коллекция состоит из 6000 экспонатов. Самые трогательные из них - бумажные лебеди, сделанные японскими ребятишками для того, чтобы их любимый писатель поскорее поправился. Японцы верят в то, что если во время болезни делать каждый день по лебедю - недуг отступит. В музее Чуковского есть и чудо-дерево, увешанное крошечной обувью, и волшебная шкатулка, заглянув в которую, нужно загадать желание (приедете в Переделкино - не забудьте это сделать!). Есть и фотографии писателя, рисунки Маяковского, картины Коровина и Репина. А еще - уникальная библиотека из 5000 книг.

Музей Пастернака не менее интересен. Автор «Доктора Живаго» поселился в Переделкино в 1936 году. Музей, открытый в феврале 1990 года, находится в здании его дачи на улице Павленко. В доме-музее не только сохранена прижизненная обстановка, но и сам внешний вид дачи поддерживается в том же виде, как при жизни писателя.

Дача Окуджавы в Переделкино также была превращена в музей. Одна часть музея посвящена творчеству поэта, а вторая - представляет собой «музей литературных 60-х годов». Здесь происходят встречи с поэтами, бардами, писателями. В музее собран архив Окуджавы, проводятся конференции.

Окуджава в Переделкино жил с 1987 года, общался с друзьями и очень много работал.

Посетителям, приехавшим в Переделкино с турами выходного дня, показывают коллекцию колокольчиков, собранную бардом, архивные фото-, аудио- и видеозаписи, личную библиотеку. Летом здесь проводятся еженедельные концерты «Булатовские субботы».

Последний, но не менее интересный музей в Переделкино - галерея Евтушенко , основателем которой является сам поэт. Официальное открытие состоялось совсем недавно, в июле 2010 года. Экспозиция галереи - это фотографии, сделанные поэтом в самых разных местах земного шара (Евтушенко посетил около 100 стран). Также в музее можно увидеть картины Пикассо, Шагала, Пиросмани, Шемякина. Некоторые полотна были подарены Евтушенко самими авторами. Второй этаж музея - это рабочий кабинет, библиотека и личные вещи. С музеем граничит дача Евтушенко - у них даже адрес одинаковый.

Лучшего места для писательских дач, чем поселок Переделкино, Горький не мог бы подобрать, даже если бы у него была вторая попытка. Здесь чудный сосновый воздух и поистине волшебный микроклимат. Всего несколько километров от города - и вы в самом творческом подмосковном поселке, среди сосен и тишины. Поехать в Переделкино в один из выходных дней - одно из самых правильных решений, которое вы можете принять.