Штольц и Обломов: взаимоотношения (по роману "Обломов"). Смысл жизни по обломову Чего больше между обломовым и штольцем

Обломов: Я сказал, я этого не люблю! А ты делаешь нарочно!

Штольц: Да Бог с тобой, чтобы ты говоришь?

Обломов: Да нарочно, мне неприятно, а ты делаешь. Я не могу, а ты заставляешь, я устал, устал, устал.

Штольц: От чего?

Обломов: От всего! От балов, встреч, знакомств, чаепитий, разговоров! От этой беспрерывной беготни взапуски. От пересудов, от сплетен! Не нравится мне ваша Петербуржская жизнь!

Штольц: Какая же тебе нравится?

Обломов: Не такая, как здесь!

Штольц: Да, что ж здесь именно так не понравилось?

Обломов: Все! Ни у кого нет ясного покойного лица! Один мучается, что осужден каждый день на службу, а другой – что нет ему такой благодати. Вот идеал и цель жизни.

Штольц: Значит, что же, делами заниматься и в приемных сидеть ты не желаешь?

Обломов: Не желаю. Равно, как и светской жизни вашей не желаю. Ходить и любоваться, как симметрически рассажены гости. Как смирно они и глубокомысленно сидят за картами. Ничего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движение. Да разве они не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь, сидя за картами? А чем я виноватей их, если лежа у себя на диване, не заражаю себе голову тройками и валетами? Собираются, кормят друг друга. Не доброты, ни радушия, ни взаимного влечения друг к другу. Что это за жизнь? Зачем она? Чему я здесь научусь?

Штольц: А ты, Илья, кого и чему научить можешь?

Обломов: Я?

Штольц: Да, ты, ты!

Обломов: А я никого ничему учить не собираюсь. И экзаменов никому не делаю! Как этот желтый господин в очках. Твой же золотопромышленник пристал ко мне, читал я речь какого-то депутата, и глаза на меня вытрящил, когда я сказал, что вообще не читаю газет. Потом, привязался ко мне, как я думаю, отчего французский посланник выехал из Рима? … Там послал корабль в Константинополь, тут отряд войск послали на Восток.

Штольц: Так вот, этот желтый господин, как ты его изволил величать, кончил курс в двух университетах. И за то время, как у тебя под носом твой староста Обломовку разорил, этот господин 10 таких Обломовок нажил. И еще 20 наживет. И все своим старанием, умом и усердием. В 6 часу утра он уже на ногах. Летом или зимой, всякий день делает гигиеническую гимнастику. Вина не пьет совсем. Говорит на 6 языках. Все знает, всех знает. Жизнь его подчинена цели, труду. Не одного лишнего поступка! Шага лишнего, слова. И вот здоров, богат. И в свои 60 лет выглядит моложе тебя.

Обломов: А зачем, Андрей? В 60 лет нужно выглядеть на 60, а не на 35.

Штольц: Верно, только тогда и в 35 не нужно выглядеть 50 лет, как ты.

Обломов: Ах, Андрей, ну проживет твой золотопромышленник еще 100 лет, заработает еще 100 Обломовок. А зачем? Все думают только о том, как питаться, что вредно, что полезно. У какого доктора лечиться? На какие воды ездить. Все думают только о том, как жить. А зачем? Никто не хочет думать.

Что есть твоя жизнь, для чего ты в ней нужен? Нужен кому-нибудь.

Штольц: Ах, Илья! Валятся целыми днями на диване, и судить всякого, кто делом занимается, не сложно. Только может быть, вместо того, чтобы других судить, лучше на себя обратиться? И может не свет, не общество виновато, что тебе не годится, а сам ты виноват? Что ему не нужен.

Обломов: Стыдно, Андрей.

Штольц: Что? Помилуй, Илья!

Обломов: Не смейся, Андрей. Так стыдно иногда делается, прямо до слез. Лежишь, ворочаешься с боку на бок, спрашиваешь себя, отчего же это я такой? Не знаешь ответа. Однажды я утром проснулся, у меня за окном дерево росло. Оно, наверное, уже лет 500 росло, а то и больше. Может, татар видел, Мамая? Еще 1000 лет проживет, а то и две. А листья каждый день меняется, и сколько их за эти годы распустилось, пожелтело, опало. Сколько еще распустится и опадет. Но ведь каждый лист, когда он растет, он живет одной жизнью с деревом! С его корнями, его ветвями. Он их чувствует, наверное. Необходим им. Значит, доля этого листа есть в последующих годах, малаев тех прошедших.… Как верно и мы, кто бы ни было. Раз живем, значит, есть . Какой-то… Я как это подумал, обрадовался, аж заплакал! А спроси, почему, я и объяснить не умею.

А потом листал как-то учебник старый по ботанике, и вычитал, что деревья так долго не живут, разве что секвойи. Так стыдно сделалось, что ничего не помню, чему учился. В голове моей, как будто, архив. Мертвые дела, цифры, эпохи, книги, и что ни с чем не связано. Как библиотека из одних разрозненных томов, ни одного полного собрания. Ботанику забыл, а спроси, зачем я помню, что Селект Первый, в 306 году до нашей эры победил какого-то Чингридубта?

Штольц: Ну, Илья. Ты счастливый человек. Другой пусть 3 университета окончит, спешит за новыми знаниями, а тебе эти страдания неизвестны. Ты вон вздыхаешь, что еще не все сумел забыть.

1. Детские впечатления и черты личности.
2. Центральные идеи в мировоззрениях.
3. Развенчание мифов.

В романе «Обломов» А. А. Гончаров создал образы двух людей, каждый из которых во многом является типичным представителем определенного круга людей, выразителем идей, которые были близки соответствующим слоям современного им общества. Андрей Штольц и Илья Обломов, на первый взгляд, будто бы и не имеют ничего общего, за исключением воспоминаний о детских играх. И все же, как бы ни оценивали этих персонажей романа Гончарова, невозможно отрицать, что их связывает искренняя, бескорыстная дружба. В чем тут дело? Неужели мечтательный лентяй Обломов и расчетливый делец Штольц так много значения придают прошлому, чтобы оно продолжало объединять их в настоящем, когда их пути, собственно говоря, разошлись? Ведь много других людей встречалось в жизни им обоим. Но старая дружба, как легко заметить, прочитав роман до конца, переживет даже раннюю смерть Обломова: Штольц охотно берет на себя заботу о воспитании сына покойного друга.

Действительно Обломов и Штольц разительно отличаются друг от друга образом жизни. В представлении Штольца сущность бытия заключается в движении: «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Обломов же, еще не начав никакого дела, уже мечтает о покое, которого у него и так предостаточно: «...Потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом...».

Какое-то время Обломов и Штольц воспитывались вместе - в школе, которую содержал отец Андрея. Но в эту школу они пришли, можно сказать, из разных миров: ничем не нарушаемый, однажды и навсегда заведенный порядок жизни в Обломовке, похожий на долгий послеобеденный сон, и активное трудовое воспитание немецкого бюргера, перемежающееся с уроками матери, изо всех сил стремившейся привить сыну любовь и интерес к искусству. Маленького Обломова нежные родители боялись отпустить дальше родного крыльца, а вдруг с ненаглядным чадом что приключится: ребенок так и привык жить, махнув рукой на манящие, но уж больно хлопотные приключения. Мать Штольца, нужно заметить, охотно бы последовала примеру родителей Ильи, к счастью, отец Андрея оказался куда более практическим человеком и дал сыну возможность для проявления самостоятельности: «Что за ребенок, если он ни разу носу себе или другому не разбил?»

И родители Обломова, и родители Штольца, конечно, имели определенные представления о том, как должна складываться жизнь их детей в будущем. Однако главное различиезаключается в том, что Обломова не научили ставить цели и идти к ним, а Штольц воспринимает эту необходимость естественно и здраво - он-то умеет не только делать выбор, но и старательно добиваться результатов: «Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Важно отметить и то, как Обломов и Штольц относятся к жизни в целом. По собственному ощущению Обломова, существование его все больше походит на бесплодное блуждание в лесной чаще: ни тропинки, ни луча солнца... «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Вот один из главных просчетов Обломова - он подсознательно стремится возложить ответственность, свои неудачи, свою бездеятельность на кого-то другого: на Захара, например, или на судьбу. А Штольц «причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь», потому «и радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капельки горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения». Однако все выше сказанное еще не проливает свет на основы крепкой дружбы людей, столь различных по своим привычкам и устремлениям. Видимо, их искреннее, теплое отношение друг другу коренится в том, что оба, и Штольц, и Обломов, по своей сути люди достойные, наделенные многими высокими духовными качествами. Казалось бы, Штольц - человек деловой, изо всего должен стремиться извлечь выгоду, однако его отношение к Обломову лишено каких-либо расчетов. Он искренне пытается извлечь друга из болота апатии и бездеятельности, так как Штольц искренне убежден, что существование, которое ведет Обломов, медленно, но верно его губит. Как человек действия Штольц всегда принимает в судьбе Обломова деятельное участие: он знакомит своего друга с Ольгой, он пресекает козни Тарантьева и Ивана Матвеевича, он приводит в порядок имение Обломова, наконец, он берет на воспитание сына своего рано умершего друга. Штольц стремится по мере своих сил сделать все, чтобы изменить жизнь Обломова в лучшую сторону. Конечно, для этого прежде следовало бы изменить натуру Ильи Ильича, но это под силу одному Богу. И не вина Штольца, что большинство его усилий оказались тщетными.

Можно сказать, что в Штольце все то, что спит в Обломове, достигло высокой степени развития: его реализация в деле, его восприимчивость к искусству и красоте, его личность. Это, как и искреннее, доброжелательное отношение Андрея, разумеется, находит отклик в душе Ильи, который, несмотря на свою лень, не утратил душевного благородства. Конечно, мы видим, что Ильи Ильич готов доверять всем, кто его окружает: прохвосту Тарантьеву, крючкотвору Ивану Матвеевичу Пшеницыну. Вместе с тем Андрею, другу детства, он доверяет несравненно больше - Штольц действительно достоин этого доверия.

Однако в литературоведении и умах многих читателей до сих пор бытуют мифы относительно положительного и отрицательного в образах Обломова и Штольца. Однозначность подобных мифов приводит к тому, что Штольца нередко трактуют как отрицательного героя, главный интерес которого заключен в приобретении денег, в то время как Обломов едва ли не провозглашается национальным героем. Если читать роман внимательно, легко заметить ущербность и несправедливость подобного подхода. Уже сам факт дружбы Штольца с Обломовым, постоянная помощь, которую якобы бессердечный делец старается оказать своему другу, должны полностью развеять миф о том, что Штольц является антигероем. В то же время доброта, «голубиная нежность» и мечтательность Обломова, которые, конечно, вызывают симпатию к этому персонажу, не должны заслонять от читателей и неприглядные стороны его существования: неумение организовать себя, бесполезное прожектерство и бесцельную апатию.

Как бы мы ни относились к героям романа Гончарова «Обломов», нужно помнить, что автор создал образы живых людей, в характерах которых, разумеется, присутствуют различные качества, как достойные, так и те, которые могут не казаться нам таковыми. И все же не следует закрывать глаза на то, что именно Штольц, которого порой расценивают как не слишком благородную личность, трудится, приносит пользу себе и другим, в то время как Обломов не только не устраивает жизнь зависящих от него крестьян, но и сам себе порой бывает в тягость.

Меню статьи:

Они в детстве жили почти рядом – в соседних деревнях, – затем, уже будучи подростками, Они учились в пансионе для дворянских детей. На протяжении всей жизни судьба снова и снова сводила этих людей. Вы спросите, о ком идет речь? Конечно же, об Илье Обломове и Андрее Штольце из романа Ивана Гончарова «Обломов» и их необычной дружбе.

Чтобы вникнуть в суть отношений этих диаметрально противоположных по натуре друзей, нужно проследить их жизнь на протяжении произведения.

Образ Обломова: погруженный в задумчивость

Для того, чтобы понять, насколько противоположными по характеру были Андрей Штольц и Илья Обломов, необходимо сначала проследить за характером первого героя, фамилией которого назван весь роман. Илья Ильич предстает перед читателями неряшливым и крайне ленивым человеком средних лет. Его любимым местом является диван, а одеждой домашний халат, который «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…»
Небрежное убранство комнаты, где, казалось бы, соблюдался порядок, но при пристальном взгляде обнаруживалась масса внешних недостатков, еще больше подчеркивало инфантильность героя. Он не имел ни определенной цели в жизни, ни каких-либо четких планов, взирая на окружающее рассеянно и задумчиво.

Активный и целеустремленный Штольц

Андрей Штольц был совершенно другим. С юношеским жаром еще в юности он объяснял уроки медлительному и мечтательному другу, стремился помочь, чтобы Илья нашел себя в жизни. Но его стремления не оправдались, потому что ученье «странно подействовало на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

Любопытным и очень активным маленький Андрюша был еще с самого детства. Любые его выходки, вплоть до того, что мальчик мог уйти на несколько дней, при этом не вызывая беспокойства отца, воспринимались его родителями без всякой паники. Не препятствуя сыну свободно познавать окружающий мир, папа способствовал развитию целостной, вполне самостоятельной личности. Андрей Штольц удивительный человек, к которому уже с первых строк проникаешься симпатией. Герой романа, любящий жизнь и стремящийся в будущее. Таким он изображен на страницах произведения.

Причина дружбы Обломова и Штольца

У читателя, вникающего в образы таких абсолютно противоположных личностей, может возникнуть справедливый вопрос: как они могли дружить? Но, может, некоторые удивятся, узнав, что вначале Андрей и Илья были похожими по характеру. Но именно воспитание, среда, в которой обитали юные друзья, сделали их настолько разными, как Юг и Север. Однако, близкие товарищи прекрасно справляются со своей несхожестью и отлично дополняют друг друга.

Эти два разных по темпераменту человека смогли по достоинству оценить друг друга. Штольц видит в Обломове его прекрасную душу, а тот, в свою очередь, замечает лучшие качества настоящего, преданного друга.

“…Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя…” – отзывается Андрей Иванович об Илье Ильиче.

Он любит друга за его искренность, считает очень хорошим человеком, даже несмотря на его вальяжность, апатию и лень. Штольц надеется, что когда-нибудь возможно будет переделать Илью Ильича и пытается принять соответствующие меры. Но получится ли это у него?

Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова

В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни.

Вот Илья и Андрей маленькие дети. Один из них смелый и активный, другой немного ленивый, мечтательный и боязливый. Родители безмерно любят своих чад, но воспитывают их по-разному. Поэтому и судьбы у них совершенно неодинаковые …



Вот Андрей, «часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала едет посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». В присутствии Обломова друг успокаивается, чувствует себя, как человек, который пришел «из великолепных зал под собственный скромный кров».

Вот они ведут диалог между собой, и Андрей никак не может убедить Илью стать более живым, выйти в общество, оторваться от своего удобного дивана, сменить образ мыслей, оставить пассивность, апатию и лень, стать полноценной личностью… «Точно ком теста, свернулся и лежишь» упрекает Штольц Обломова, но тот не реагирует на замечания. Однако, Андрей непреклонен в своем решении изменить ситуацию. «Нет, я тебя не оставлю так, возмущается он. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен делать с собой и с тобой, а теперь одевайся…»

Умный Штольц за пеленой равнодушия и лени сумел разглядеть в друге философа, ведь он иногда говорит очень правильные речи. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? говорит Обломов другу. Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!..»

«Ты рассуждаешь, словно древний, делает вывод Штольц. А впрочем, и то хорошо, по крайней мере рассуждаешь, не спишь».

Проницательному Обломову все надоело, потому и пытался он закрыться в скорлупе своих нелепых грез и мечтаний и ограничиться пребыванием в собственном доме, где все так привычно и знакомо, где нет никакой суеты и напускного веселья. Но жить по плану друга ему тоже крайне тяжело…



А вот еще одна сцена. «Теперь или никогда» заявляет Штольц, и Обломов делает большое усилие над собой, решая последовать совету друга и получить французский паспорт. Однако, в то время он так никуда и не уезжает. Зато в личной жизни происходят неожиданные перемены: Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, женщину простую и в то же время благородную. С трепетом к ней относится и его друг Андрей.

Но подход к девушке у Ильи Ильича оригинальный: не желая льстить, он и здесь проявляет какую-то неуклюжесть, равнодушие к напыщенным фразам, а может, даже невежество, говоря: Мне ничего не стоит сказать: «Ах! я очень рад буду, счастлив, вы, конечно, отлично поёте… это мне доставит… Да разве это нужно?»

Наконец Ольга запела, и Обломов, не удержался от восторженного «Ах». «Слышите? сказал ей Штольц. Скажи по совести, Илья: как давно с тобой не случалось этого?» – спросил он влюбленного друга. К сожалению, инфантильность Обломова со временем взяла верх над его светлыми чувствами к Ольге Ильинской. Он не смог, да и не захотел преодолеть свою природную лень и стать мужем этой прекрасной женщины. В конце концов, в жены Ольгу взял именно Андрей Штольц, который, оказывается, тоже был влюблен в неё, но не хотел мешать счастью друга.

Наступает время перемен, и Обломов женится на Агафье, вдове коллежского секретаря Пшеницына, женщине хозяйственной, доброй и неглупой, которая преданно ухаживала за ним во времена болезней и депрессий. Жизнь его снова идет размеренно и плавно. Агафья окружает мужа заботой и поддерживает полный порядок в доме. Ну а что же Штольц?

К сожалению, последняя встреча друзей спустя пять лет была весьма печальной. «Погиб!» – сокрушался о друге Андрей Иванович, увидев его в крайне тяжелом душевном состоянии. Потрясло его и то, что Агафья – жена Ильи. При этом неожиданном известии будто каменная стена разверзлась между друзьями, и Штольц понял, что никогда уже его товарищ не оставит Обломовку. Но все же он внял просьбам Ильи Ильича «не забыть его сына Андрея». И дал себе слово повести мальчика совершенно другой дорогой, и с ним «приводить в дело их юношеские мечты».

Такая дружба очень важна

Проследив за отношениями Обломова и Штольца, можно сделать вывод: такая дружба тоже нужна и полезна, ведь они удивительным образом дополняли друг друга и поддерживали в трудные минуты жизни. Жаль, конечно, что Илья Обломов умер, не сумев справиться с внутренней апатией и ленивым образом жизни, но после него остался сын, которого взял на воспитание лучший и верный друг – Андрей Иванович. Он и в этот раз помог Илье – теперь уже усыновив его родную кровиночку и дав ребенку шанс на полноценную, осмысленную жизнь. Но разве могло произойти иначе? Ведь дружба Ильи и Андрея всегда была настоящей.

Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:

· После каких обстоятельств взбунтовался Обломов против «этой вашей петербургской жизни»?

· Как на протяжении сцены обыгрываются ставшие уже привычными образы-символы (диван, халат, туфли)?

· Почему в начале спора в своих обличительных высказываниях Обломов противопоставляет два понятия: «свет» и «жизнь»? Понял ли это Андрей?

· Почему большую часть «поединка» Обломов говорит длинные речи, тогда как Штольц лишь парирует их короткими, хлёсткими ударами, подливая масла в огонь, а в процессе диалога друзья практически дважды меняются местами?

· Что считает «жизнью» каждый из героев?

· Чем отличается обрисованный Обломовым идеал от жизни Обломовки и последующего пребывания Ильи Ильича в доме Пшеницыной?

· В чём убедился Штольц?Чем он разбередил душу Обломова?

· Чем Обломов, в свою очередь, в конце сцены тронул душу Андрея?

· Почему важно заглянуть в начало следующей, 5-й главы?

Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)

Спор друзей разразился в тот момент, когда Штольц в очередной раз зовёт Обломова куда-то ехать, что-то делать, и они целую неделю разъезжают по всяким делам. «Обломов протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду», - пишет автор. Но в очередной вечер, «возвратясь откуда-то поздно», Обломов взорвался: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» - Обломов разразился резким, едким и длинным монологом о бессмысленной суете, в которой нет «целости» и нет человека, который «разменялся на всякую мелочь». Длинные сатирические речи Обломова изобличают и свет, и общество, и картёжные игры без «задачи жизни», и занятия молодёжи, и отсутствие «ясного, покойного взгляда», и «непробудный сон», в который погружено на самом деле суетливое и деятельное, на первый взгляд, общество. В этом монологе, лишь изредка прерываемом Андреем короткими, острыми возражениями или вопросами, обнаруживается недюжинный ум и сатирический талант Обломова.

Монолог Ильи Ильича заканчивается ключевой фразой: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…» На вопрос Андрея, в чём же этот идеал, Обломов нашёлся ответить не сразу, а лишь после долгого диалога с короткими репликами обоих. Штольц в этом диалоге иронично подтрунивает над неловкими попытками Обломова хоть что-то объяснить другу, но затем, видимо, раззадоренный этой иронией, Илья Ильич начинает подробно описывать то, как бы он «проводил дни свои». Это описание длинное, доброе и поэтичное, даже суховатый Штольц замечает: «Да ты поэт, Илья!» Воодушевлённый, захвативший в это время беседы инициативу Обломов восклицает: «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Идеал Обломова не в неподвижности, в которую он, кажется, окунулся сейчас, Илья в этом рассказе наоборот очень подвижен и поэтичен, идеал этот заключается в том, чтобы всё было «по душе», искренне, честно, свободно, размеренно, «что в глазах, в словах, то и на сердце». И он, Обломов, участвует в этой жизни деятельно: составляет и дарит жене букет, ведёт разговор с искренними друзьями, удит рыбу, берёт ружьё, хотя, конечно, и в этом рассказе часто проскальзывают обломовские неподвижность и чревоугодие. «Это жизнь!» - подытоживает Обломов и тут же натыкается на альтернативный ответ: «Это не жизнь!» И именно в этот момент на сцену романа является впервые слово «обломовщина», которое произносит Штольц. Затем он при каждом новом возражении Обломова повторяет это слово в различных интерпретациях, не находя при этом более убедительных доводов против обломовской логики о том, что вся штольцевская «беготня взапуски» есть та же «выделка покоя», имеет ту же самую цель: «Все ищут отдыха и покоя».

Здесь Штольцу всё же удаётся перехватить инициативу напоминанием о совместных мечтах молодости, после чего уверенность Обломова исчезает, он начинает говорить неубедительно, с многочисленными паузами (автор использует многоточия), запинками. Он ещё вяло сопротивляется: «Так когда же жить?.. Для чего же мучиться весь век?» Штольц сухо и бессодержательно отвечает: «Для самого труда». Здесь так же автор не на стороне Штольца, ведь труд как самоцель действительно бессмысленен. По сути дела, герои в этот момент так и остаются при своих позициях. И здесь Штольц вновь применяет единственный выигрышный приём – ещё раз напоминает Илье о детстве, мечтах, надеждах, завершая эти напоминания опорной фразой: «Теперь или никогда!» Приём срабатывает безотказно. Обломов растроган и начинает свою искреннюю и чистую исповедь об отсутствии высокой цели, об угасании жизни, о пропаже самолюбия. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал…» Искренность Обломова разбередила душу Андрея, он словно клянётся другу «Я не оставлю тебя…» В конце 4-й главы кажется, что победа в поединке осталась за Штольцем, но в начале 5-й происходит комическое снижение и по сути дела уничтожение этой «победы».

Альтернатива Штольца «Теперь или никогда!» переходит для Обломова в гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», но вначале Обломов хочет что-то написать (начать действовать), взял перо, но в чернильнице не оказалось чернил, а в столе – бумаги, а затем, когда уже, казалось, решил ответить на гамлетовский вопрос утвердительно, «приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю, и сел опять». Отсутствие чернил и бумаги и непопадание в туфлю возвращают Обломова в прежнюю жизнь.

Впереди ещё будет вся история с Ольгой, внутренняя борьба в душе Обломова ещё далеко не закончена, но в истории взаимоотношений Обломова и Штольца, да и в возможной судьбе Обломова после этой сцены акценты уже расставлены. Даже сам И.Гончаров, веривший в возможность соединения в русском человеке обломовской душевности со штольцевской деловитостью и практичностью, похоже, понимает в этот момент своего повествования, что герои так и останутся при своём: ни из Обломова, ни из Штольца, как первоначально хотел автор, подобного идеала не получится. Одному помешают лень, созерцательность и поэзия, которые не совместимы с современной героям повседневностью, другому – бескрылость и отказ от всяких размышлений о смысле жизни. Автор и читатель мучительно сознаёт после этого спора, что подлинный идеал, который бы совместил в себе чистоту и деловитость, недостижим. Вот почему, несмотря на то что героев ждёт ещё немало испытаний, этот спор об идеале можно считать ключевым эпизодом романа. Так и произойдёт впоследствии, когда каждый из героев найдёт свой «покой»: Обломов – сначала уютный и сытный, но лишённый поэзии дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, а затем – смерть, а Штольц – тихую гавань с мучающейся от потери смысла жизни Ольгой, не узнавшей вовремя своего возможного счастья с Обломовым.

В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.

Введение

Причины дружбы между Штольцем и Обломовым

Дружба между Обломовым и Штольцем началась еще во времена их школьной учебы. На момент знакомства герои были схожи по характеру и имели общие увлечения. Маленький Илья изображен любопытным ребенком, которому многое было интересно. Он хотел познавать окружающий мир и узнавать как можно больше нового, даже юношей он все еще готовился к тому, что жизнь его «обретет другие, более широкие размеры», он был полон разных стремлений и надежд, готовился к важной роли в обществе. Однако, по причине «тепличного», «обломовского» воспитания и влияния родственников герой так и остается на месте, продолжая только надеяться и планировать, никогда не переходя к действиям. Вся активность Обломова переходит в мир мечтаний и грез, который он сам придумывает и которым живет.

Маленький Андрей Штольц был таким же любопытным ребенком, как и Илья, но его не ограничивали в познании мира и разрешали ему даже на несколько дней уходить из дому. И если в Обломове воспитание умертвило активное, деятельное начало, то на становление личности Штольца повлияла смерть его матери, которая нежно любила своего сына. Строгий, малоэмоциональный отец не мог дать сыну всей той любви и душевного тепла, которого он лишился после потери мамы. Видимо, именно это событие, сопряженное с необходимостью по распоряжению отца уехать в другой город и самостоятельно строить карьеру, произвело на юного Андрея Ивановича сильнейшее впечатление. Зрелый Штольц – личность, которой очень трудно разобраться в своих чувствах, более того, он не понимает любви, так как не может охватить ее рациональным умом. Именно поэтому многие исследователи сравнивают Андрея Ивановича с бесчувственным механизмом, что в корне неверно – на самом же деле Штольц, не менее душевный и добрый человек, чем Обломов (вспомним, как часто и абсолютно бескорыстно он помогает другу), но вся его чувственность спрятана глубоко внутри его души, непонятная и недоступная даже самому герою.

Взаимоотношения Штольца и Обломова начинаются как дружба двух очень похожих по своей природе и характеру личностей, однако разно воспитание делает из них совершенно разных и даже противопоставляемых персонажей, которые, тем не менее, продолжают видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы.

Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы

Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

Заключение

Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

Тест по произведению