Печорин использует друзей собственных. Урок «Вернер и Печорин. Отношение Печорина к дружбе. Главный герой и Грушницкий


В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отражены судьбы нескольких поколений, в лице одного человека. Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в очередной раз доказывают, что главному герою не нужны друзья. Он волк-одиночка, кочующий по жизни в поисках приключений. Все, кто в определенные моменты жизни оказывался рядом с ним, оставались несчастными, с разбитой душой и раненым сердцем.

Знакомство

Максим Максимыч проходил службу в одной из кавказских крепостей. Ему оставалось немного до ухода на заслуженный отдых. Жизнь старого вояки текла своим чередом, тихо и размеренно. Серые будни были развеяны приездом в их места Григория Александровича Печорина.

Молодой офицер вызвал в нем симпатию, пробудив в душе отцовские чувства. Ему хотелось опекать и оберегать Печорина от всех бед. С первой минуты знакомства штабс-капитан предложил в разговоре избегать формальностей, называя друг друга по имени. Печорин придерживался другого мнения на этот счет.

Он не позволял вольностей в обращении к своему наставнику и был с ним предельно вежлив и тактичен. Максим Максимыч увидел в Печорине человека неординарного и сумасбродного. Даже не поддающиеся объяснению и логике поступки Печорина добрый старик оправдывал, ссылаясь на молодость и беспечность нового постояльца.

Была ли дружба

Максим Максимыч всей душой полюбил Григория. Даже смерть Бэлы, где Печорин показал себя черствым и бездушным человеком, не способна повлиять на его отношение к нему. В душе он понимал, что Печорин виновен в смерти девушки, но в очередной раз находил ему оправдание. Григорий как-то раз признался в своих недостатках, высказав их вслух. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Старый вояка не оценил исповеди. За годы службы сердце очерствело. Все что он умел и хорошо знал, как выполнять воинские обязанности.

Прошло пять лет

С момента последней встречи прошло пять лет. Максим Максимыч ничуть не изменился. Он обрадовался Печорину искренне, по-детски. Григорий остался холоден, не проявляя эмоций. Максим Максимыч расстроился до слез. Ему было обидно. В этот момент он понял, что дружбы не было. Он ее придумал, выдавая желаемое за действительное. Слишком они разные люди.

Снова Печорин показал себя не с лучшей стороны по отношению к близким людям. Растоптал и забыл. В его жизни нет места ни любви, ни дружбе. Для него люди просто прохожие. Один из них Максим Максимыч.

Печорин и Вернер. Друзья или приятели?

Главный герой романа Лермонтова - человек, разочарованный в жизни, он не надеется на искреннюю любовь, мысль о верной и чистой дружбе также кажется ему несбыточной. "Из двух друзей всегда один раб другого". Рабом он быть не может, а повелевать — "труд утомительный". Печорин сближается только с одним человеком в романе - доктором Вернером. Но и эта короткая дружба терпит крах.

В чём же сходство и различие Печорина и Вернера?

Как и у самого Печорина в Вернере все было необыкновенно, начиная даже с его внешности. Наружность доктора с первого взгляда «поражала неприятно»: Вернер был маленького роста, худощав и слаб, кроме того, одна нога у него была короче другой, как у Байрона.

При первом же знакомстве оба героя отличили друг друга среди многочисленного и шумного общества молодежи. Печорину пришлись по душе остроумие и непростой характер Вернера, позже в своем журнале он сделает следующую запись: «Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов».

Оба героя ведут себя независимо. Они иронично относятся и к другим и к себе. Независимость вызывает в светском обществе раздражение. Поэтому у доктора, как и у Печорина, находилось много недоброжелателей и завистников. Но, несмотря на внешнюю независимость и гордость, и Печорин, и Вернер скрывают полную драматизма свою внутреннюю жизнь. Печорин знал и не раз наблюдал, какие чувства скрываются под маской строгого скептика, в своем журнале он записал: «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом».

Печорин, отчаялся в жизни и выбрал, по его же словам, дорогу ненависти и зла. Вернер честно работал доктором, но тоже остро чувствовал несправедливость и несовершенство окружающего мира.

Чем же эти персонажи отличались друг от друга?

По словам Максима Максимыча, Печорин был тем человеком, который рожден для того, чтобы с ним что-нибудь случалось. Действительно, главный герой не один раз попадал в авантюрные истории. За это время у него собрался богатый опыт и знания, которые он охотно применял в жизни, в общении с людьми. А Вернер, в ком без труда можно было разглядеть «отпечаток души испытанной и высокой», оставался в стороне. Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, часто приносит людям боль и страдание. Вернер, мечтающий вырваться из нищеты, для денег не сделал бы и лишнего шага. Он тоже экспериментирует над людьми, но в отличие от Печорина — пассивно, стараясь избежать столкновений с ними. Печорин же даже в разговоре идет до конца, выводя собеседника из себя. Для него счастье — “насыщенная гордость”.

Вернер слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя это дело ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни. Но когда дело уже сделано — Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: "Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете". Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг.

Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке после расставания. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: "Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности".

Печорина и Вернера нельзя назвать друзьями. Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания. Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.

Образ Вернера способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа.

Буралкина Раш Абаевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ № 41

Средняя школа №41

«Что за прелесть эти сказки!»

5 класс

Караганда

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

«Иван - царевич и Серый волк»

Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Цели:

●рассказать об одном из видов устного народного творчества;

● показать ребятам (на примере народной сказки) прелесть чтения;

● формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование чтения учащихся;

● развивать речь, мышление, внимание, память;

●обогащать словарный запас;

●воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Тип: изучение нового материала

Наглядности: интерактивная доска,выставка книг, сказка «Иван – царевич и Серый волк», аудиозапись.

Ход урока:

I . Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

III. Вступительное слово учителя

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки, потому что деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, терема – самые прекрасные, а чудовища – самые ужасные.

Страница 3

I V . Опережающее задание:

1.Какие жанры сказок вы знаете?

Страница 4 ↓





Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов. Действуют реальные герои. Бытовые сказки кратки. Основными героями бытовых сказок являются бедные люди, солдаты.

В волшебных сказках перед читателем возникает особый таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. В ней обыкновенный ковер превращается в ковер-самолет, Баба-Яга летает на ступе. Сказки о животных считаются самым древними. Действующими героями являются дикие звери или домашние животные: лиса, волк, медведь, собака и даже насекомые. В сказках они обладают такими же качествами, что и люди.

Страница 5

Схема с закрытыми окнами

2. В чем сходство и различие народных и литературных сказок?

Страница 6 ↓

Вендиаграмма

V. Чтение первой главы сказки

Страницы 7,8,9

Вопросы к I главе:

1. Как стерегли сад старший и средний сыновья?
2. Что удалось сделать Ивану-царевичу?

3.Какую характеристику можно дать всем сыновьям по первой части сказки?

Страница 10

использование пера

VI. Чтение второй главы сказки

Страницы 11, 12 ↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы ко II главе:

1. Прочитайте разговор Серого волка и Ивана-царевича в лицах

2.Почему Ивана-царевича схватила стража царя Афрона?

3. Почему Иван-царевич не смог забрать коня златогривого?

VII. Чтение третьей главы сказки

Страницы 14, 15, 16↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

Вопросы к III главе:

1.Что случилось с Иваном-царевичем на путидомой?

2.Как вы относитесь к поступку братьев Ивана?

Страница 17 ↓

использование пера

VIII. Чтение четвертой главы

Страница 18↓

Аудиозапись сказки « Иван-царевич и Серый волк»

I X . Сказочные слова и выражения:

Страница 19 ↓

использование пера

Долго ли, коротко ли – …

Откуда ни возьмись – …

Мамушки-нянюшки – …

Живая и мертвая вода – …

Жить-поживать да горя не знать - …

X. Работа по картине (опережающее задание):

Страница 20 ↓

Картина И. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Картина написана по сюжету русской народной сказки «Иван – царевич и Серый волк». На картине изображен побег Иван – царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Берендею. Васнецов использовал темные цвета, так как всадники мчались по темному ночному лесу, их преследуют. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело.

XI. Решение кроссворда

Страница 21 ↓

вопросы кроссворда и ответы с закрытыми окнами

XII. Домашнее задание:

1.Выпишите в тетрадь имена главных героев и персонажей сказки. Попробуйте сделать рисунки к сказке.

2.Озаглавьте каждую часть сказки. Подготовьте пересказ, используя сказочные слова и выражения.

XIII. Рефлексия

1.Какую роль хотелось бы вам сыграть, если бы участвовали в школьном спектакле?

2.Понравился ли вам урок?

3.Что вам больше всего запомнилось?

Средняя школа №41

М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

Дружба и любовь в жизни Печорина.

Учитель русского языка и литературы: Буралкина Р.А.

Караганда

Тема: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Дружба и любовь в жизни Печорина.

Эпиграф : « Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из

пороков всего нашего поколения»

Цели:

●осмыслить сюжетно-композиционную роль романа «Герой нашего времени»;

●способствовать раскрытию необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

●провести социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем;

● провести героя через испытание любовью, так как это считается высшей человеческой ценностью;

●содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности (на примере образа Печорина);

●воспитывать взаимопонимание и умение работать в коллективе.

Тип: урок-закрепление

Наглядности: портрет М.Ю. Лермонтова,

роман «Герой нашего времени»,

интерактивная доска.

Ход урока:

Страница 2 ↓

использование прожектора

Любая книга - умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

I. Вступительное слово учителя

Русское общество познакомилось с «длинной цепью повестей» Лермонтова под общим названием «Герой нашего времени» в 1839-1840 годах.

– Как же приняли роман читатели XIX века?

Страница 7 ↓

Портреты, иллюстрация Москвы XIX века

Николай I находил роман « отвратительным», « показывающим большую испорченность автора».

Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нём клевету на русскую действительность.

Профессор С.П. Шевырёв стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя нашего времени» В.Г. Белинский , отметивший в нём «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества».

А что же автор? Ко второму изданию «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова пишет « Предисловие», в котором настаивал на том, что « Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

Моё отношение к роману (как читателя XX века)

А как же вы, читатели XXI века , восприняли это произведение? Поделитесь своими мыслями, чувствами. Какой эпизод вам больше всего запомнился?

II. Кто рассказывает историю Печорина?

Страница 7

использование пера

1. Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался

в « странностях » своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга.

2.Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максим Максимыча. Печорина «…видел…только…раз…в жизни на большой дороге». Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, хотя оно не является исчерпывающим.

3. И наконец, повествование переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного.

III. Задания по группам (для анализа ключевых эпизодов класс разделить на 4 группы)

I V . Дружба в жизни Печорина.

Страница 9, 10, 11, 12 ↓

1-ая группа. Печорин и Максим Максимыч.

1.Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов « у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максим Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?

2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передаётся взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3.Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максим Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-ая группа. Печорин и Грушницкий.

1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?

2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?

3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер.

1.Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?

2. Перечитайте записку Веры к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чём Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-ая группа. Печорин и Вулич.

1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? 2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич всё-таки погибает, а Печорин остаётся жив? В чём художественный смысл такой авторской позиции?

3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

V. Заполнение схемы.

Страница 13 ↓

-Умеет ли Печорин дружить?

VI. Любовь в жизни Печорина.

Страница 14, 15, 16, 17 ↓

1-ая группа. Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чём своеобразие её чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он её на самом деле?

3.Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2-ая группа. Печорин и девушка-ундина.

1.Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чём девушка-ундина превосходила Печорина и в чём ему уступала?

3. Какова композиционная роль её образа?

3-я группа. Печорин и Мери.

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чём нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он всё-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

4-ая группа. Печорин и Вера.

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры?

3.Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

VII. Заполнение схемы.

Страница 18 ↓

-Умеет ли Печорин любить?

VIII. Дайте характеристику Печорина.

В чём трагизм судьбы Печорина?

IX . Выводы.

Трагическая обречённость в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои способности для пользы и вянет без борьбы. Там, где он появляется, он несёт смерть, разрушение. Это была не история одного Печорина, всего поколения Николаевской России.

X.Рефлексия.

Стихотворение «Дума» (отрывок)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

XI.Тестирование (20-27 страницы)

XII. Домашнее задание:

1.Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Средняя школа №41

Рассказ «Бирюк»

(Комплексный анализ прозаического произведения)

Учитель русского языка и литературы: Буралкина Р.А.

Караганда

Тема: И.С. Тургенев «Записки охотника»

Рассказ «Бирюк»

(Комплексный анализ прозаического произведения)

Эпиграф: « В крепостном крестьянине И.С. Тургенев показал человека,

который так же, как и все люди имеет человеческие права».

Цели:

●научиться делать комплексный анализ прозаического произведения;

●помочь учащимся «увидеть» героя, опираясь на различные приёмы, используемые автором;

●показать, что во внешне угрюмом человеке скрыта сильная и благородная натура; уделить внимание формированию определённых умений: вести познавательную деятельность, сравнивать факты, явления, обобщать, делать выводы, пользоваться словарями и справочниками, устанавливать причинно - следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном, выразительно читать;

●способствовать воспитанию личности с активной жизненной позицией и развитию творческого мышления.

Проблема урока:

●как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

Ход урока

Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов IX века, коим является И.С. Тургенев, и его рассказом «Хорь и Калиныч», который входит в сборник «Записки охотника».

Проверка домашнего задания :

Страница 4-6 ↓

1. Почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

2. Что вы узнали о людях и их жизни в Орловской и Калужской губерниях?

3. Что общего и в чём различие между Хорем и Калинычем?

Страница 7 ↓

Вендиаграмма

4. Какой художественный приём использует автор?

Слово учителя

Сегодня мы рассмотрим ещё один рассказ И.С. Тургенева. Это рассказ « Бирюк». А начнём мы с истории создания рассказа «Бирюк». (сообщение ученика)

Чтобы вспомнить содержание текста, прослушаем запись отдельных моментов.

Страница 8↓

Аудиозапись

Обратимся к сюжету этого рассказа. Для этого вспомним литературные термины: сюжет и фабула.

Страница 9↓

инструмент шторки.

Совпадают ли сюжет и фабула в этом произведении?

Определите основную тему рассказа.

– Как же проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям?

Бирюк - главный герой рассказа. Обратимся к его портрету и попробуем разобраться, для чего автор даёт нам портрет героя.

1 группа. Портрет.

Кто такой бирюк? (по Далю)

1.Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

2.Найдите в тексте и прочитайте выразительно, что автор выделяет во внешности Бирюка. Устно нарисуйте, каким вы его себе представляете.

(используйте свои рисунки)

3. Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

Портрет. Описание Бирюка по тексту.

Страница 11↓

Для того чтобы понять Бирюка, давайте познакомимся с его жилищем, ведь в литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к тексту.

2 группа. Интерьер.

1. Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.

3. Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?

Страница 13↓

инструмент шторки, использование пера.

3 группа. Пейзаж. 1. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?

2. Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя? 3. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С. Тургенев через описание природы?

Страница 15, 16↓

Чтение отрывков «Перед грозой» и «Гроза»

Аудиозапись

Изобразительно-выразительные средства: олицетворения и эпитеты

Страница 17↓

использование пера

Речь и поведение героя:

1. Что говорят в деревне о Бирюке?

2. Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов: лесник-охотник, лесник – мужик - «вор».

3. Что вы узнали о герое по его речи?

4. Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?

Вопросы:

Ожидали вы такой развязки?

Почему Бирюк всё-таки отпускает мужика?

Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?

Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Неотъемлемой частью рассказа является конфликт. Конфликт может внешним и внутренним.

Страница 18↓

использование пера

Что вас удивило? Почему вдруг хороший человек назван таким «злым» словом?

Выводы: И.С. Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия пытается остаться личностью. Может, потому и не принимают его односельчане, что не похож он на них. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. В.Г. Белинский писал, что Тургенев « зашёл к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил».

Домашнее задание:

1.Какая мысль звучит во всех произведениях сборника « Записки охотника»? 2. Подготовьте выразительное чтение «Стихотворений в прозе».

3.Попытайтесь перевести одно из них на казахский язык.

Печорин в системе мужских образов романа

Дружба в жизни Печорина

Цель: углубление знаний учащихся о биографии Лермонтова; дальнейшее формирование навыков анализа литературного произведения; раскрытие понятий « дружба», «самоанализ», «внутренний мир героя»; теория литературы- социально- психологический роман.

Ход урока:

1. Теоретический тренинг

Какие факты биографии Лермонтова повлияли на создание образа Печорина? (время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания; история двух ссылок на Кавказ, характеристика эпохи в стихотворении «Дума»)

Как вы понимаете выражение «внутренний мир героя»?

(Основа духовного мира - интеллект, благодаря которому, человек живет, определяет свои высшие потребности, эмоции, чувства, познает окружающий мир и себя, свое место в этом мире и обществе, формирует свои ориентиры, стратегические цели и тактические задачи.)

- «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. Противостояние Печорина общественной среде показано через внутренний мир героя.

Как вы объясните понятие слова «дружба»?

(Дру́жба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни)

Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

2. Аналитическая работа в группах по опорной схеме

(Схема перед глазами учащихся)

(Конверты с вопросами для каждой группы подготовлены заранее)

Холодность,

равнодушие

Сердечность, искренность, сочувствие

Печорин -

Грушницкий

Беспощадность к слабостям людей

Зависть, соперничество, злоба

Печорин -

Вернер

Интерес к интеллигентному общению

Философ- созерцатель, боязнь ответственности

Печорин -

Вулич

Вера в разум, отрицание фатума

Неверие в разум, верит в фатум

«В дружбе один раб другого»

Первая группа- Печорин и Максим Максимыч

    Монолог- исповедь Печорина со слов «у меня несчастный характер» (из гл.»Бэла») удивила Максима Максимыча. Почему? Какие чувства вызывает у вас эта исповедь?(Сострадание? Страдание?)

    Как в сцене встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч» передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

Вторая группа. Печорин и Грушницкий

    Какие причины легли в основу конфликта меду Печориным и Грушницким?

    Какие черты характера Грушницкого были неприятны Печорину?

    Почему окружающие не замечали этих качеств характера Грушницкого?

Третья группа. Печорин и Вернер

    Что общего между Печориным и Вернером в их интеллектуальном развитии?

    Изменились ли отношения между Вернером и Печориным после дуэли?

    Вспомните последнюю встречу Печорина и Вернера. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

    Как образ Вернера влияет на раскрытие образа Печорина?

Четвёртая группа. Печорин и Вулич

    Какое пари заключили Печорин и Вулич?

    Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью. Дорожит ли жизнью Печорин?

    Какие качества характера этих героев выявляются при их сопоставлении?

    Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака?

    Вулич погибает, а Печорин остается жив. В чём авторская позиция?

3.Выводы урока

Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич - мужские образы романа - двойники и антиподы Печорина.

Они не способны к самоанализу, их интеллект ниже интеллекта Печорина, характер их слабее .(Обратимся к таблице)

Но это не даёт право Печорину думать, что в «дружбе один раб другого».

Или вы другого мнения?

4.На этот вопрос вы ответите в мини –сочинении.Это будет вашим домашним заданием.

М. Ю. Лермонтов достаточно саркастично относится в своем произведении «Герой нашего времени» к дружбе. Он дает ей весьма нелестную оценку. Великий русский поэт убежден в том, что один человек всегда стремится переделать другого, изменить его индивидуальность с учетом собственных предпочтений. И это мироощущение появилось в нем неспроста - оно возникло в эпоху безверия и тотального скептицизма, когда самые высокие качества личности подверглись обесцениванию.

Дружба Печорина и Вернера

Об этой связи можно рассказать в сочинении «Дружба в жизни Печорина». Главный герой его произведения - это Печорин. Он является вымышленным, собирательным персонажем. Однако по своим жизненным установкам Печорин в чем-то близок самому Лермонтову. Можно сказать, что типичным является и образ Вернера. Считается, что прототипом этого персонажа послужил реальный человек - доктор Майер, с которым Лермонтов познакомился в 1837 году, во время своей службы на Кавказе.

Сочинение «Дружба в жизни Печорина» школьник может дополнить описанием особенностей этих героев. Печорин встречается с Вернером в Пятигорске совершенно случайно. В своем дневнике главный герой пишет о том, что Вернер представляется ему совершенно особенным человеком. С одной стороны, он наделен материалистическим взглядом на мир. Вернер - скептик, как и другие медики. С другой - его нельзя не назвать поэтом, хотя он не написал в течение всей своей жизни и пары строк. Печорин пишет о том, что очень скоро они с Вернером «сделались приятелями». Герой также говорит о себе, что не способен к дружбе по той причине, что в ней всегда один человек обречен быть рабом другого. Сам Печорин не хочет «быть рабом», однако и повелевать для него чересчур утомительно.

Общая почва

Печорин и Вернер сходятся на почве общности взглядов на жизнь. Они оба являются умными людьми, которые утомлены от пошлого общества. При этом они не желают и брать на себя ответственность за жизнь других людей, это им совершенно ни к чему. Своей жизнью как Печорин, так и Вернер совершенно не дорожат. Данное обстоятельство во многом определило характер их дальнейших взаимоотношений. Они встречаются ради скуки, чтобы развлечь друг друга спорами на метафизические темы, сплетнями или злословием.

Сочинение «Дружба в жизни Печорина»: различия между героями

Между этими двумя героями есть и разница. Печорин - это персонаж, который полон активности, его по праву можно назвать мятежной натурой. Он стремится к деятельности, чтобы удовлетворить свой эгоизм. Вернер же - пассивен. Он не хочет действовать, его удел - созерцание. Если у Печорина есть стремление к цели, он будет идти до конца. Пускай даже эта цель будет самой ничтожной. А Вернер только и любит, что поговорить, что он сделал бы, сложись те или иные обстоятельства. В реальности же он не ударит и пальцем о палец.

В истории с дуэлью Вернер идет на поводу у Печорина, несмотря на собственное отношение к этой ситуации. Перед дуэлью он терзается мучительными сомнениями. Но Печорин, отпустивший шутку о бессмысленности человеческого существования на земле, быстро его успокаивает. Всю глубину того эгоизма, которым наполнена душа Печорина, Вернер познает только после гибели Грушницкого. Видя, какой урон нанесен чувствам княжны Мери, Вернер упрекает Печорина в холодности и цинизме. Однако и сам Вернер проявляет своими поступками не меньше равнодушия, чем главный герой.

Распад дружбы

Полезно для получения хорошей оценки по сочинению «Дружба в жизни Печорина» рассказать и о том, чем закончились отношения героев. Сам Печорин совершенно не разочаровывается в Вернере - он предполагал, что их общение закончится таким образом. Печорин говорит о том, что все люди одинаковы. Даже зная все плохие стороны поступка, они могут одобрять его и давать советы. Однако когда он уже совершен, то они умывают руки, предательски отворачиваясь от того, кто решился взять на себя ответственность совершить дурное деяние.

Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.

В сочинении на тему «Дружба в жизни Печорина» можно рассказать, что взаимоотношения двух героев распались, даже не превращаясь в настоящую дружбу. Их связь не выдержала и первого препятствия. Ведь истинная дружба может случиться только в том случае, когда люди проводят время вместе не только для одного лишь развлечения, но и помогают друг другу в трудную минуту. Однако ни Печорин, ни Вернер на такое совершенно не способны. Поэтому их уделом является одиночество, бессмысленность существования. Это также можно указать в сочинении «Дружба в жизни Печорина». Цитаты помогут школьнику аргументировать свою точку зрения в работе. Например, таким образом Печорин определяет те взаимоотношения, которые завязались у него с Вернером: «Мы... сделались приятелями...»

Размышления о дружбе

Дружба в жизни Печорина: Максим Максимыч

Не получилось дружбы у Печорина и с Максимом Максимычем. Этот человек по-настоящему добр, он верен своему долгу. Главная его черта - это человечность. С трогательной простотой говорит Максим Максимыч о Бэле, которая на какое-то время заменила ему родную дочь. Однако за годы своих странствий Печорин охладевает к этому герою. Ведь общих интересов у Максима Максимыча и Печорина нет.

Главный герой и Грушницкий

Дружба в жизни Печорина - недолгое явление. Едва возникнув между ним и Грушницким, дружба превращается во вражду. Отношения между двумя людьми хорошо показаны Лермонтовым во главе «Княжна Мери». Когда Грушницкий поведывает Печорину о своих чувствах, тот начинает над ним глумиться. А затем, делая вид, что оказывает своему знакомому помощь, Печорин начинает описывать княжне пикантные моменты из жизни Грушницкого и влюбляет девушку в себя - об этом моменте можно также рассказать в подробном сочинении «Любовь и дружба в жизни Печорина». Желание играть жизнями других людей для Печорина оказывается выше каких-либо ценностей. Его лицемерие уничтожает то, что могло бы стать дружбой.

Печорин и любовь

В сочинении «Любовь и дружба в жизни Печорина» школьник может рассказать о том, имело ли значение для главного героя это высокое чувство. Неумение любить является и виной самого молодого человека, и его горем. Бэлу он встретил во время черкесской свадьбы. Затем главный герой променял девушку на коня.

Княжну Мери он встречает на водах и искренне радуется тому, что теперь не придется скучать. На самом деле события разворачиваются так, что никто не остался в стороне - ни Печорин, ни Мери, которая вряд ли сможет в будущем оправиться от глубокой потери, ни Грушницкий. Любовь Печорина не приносит счастья никому.