Отзыв о прочитанном произведении «Лисичка-сестричка и серый волк

Русские народные сказки известны не только детям, но и взрослым. Каждому из нас читали на ночь поучительные истории о людях и животных. Сказка «Лиса и Волк» написана в привычном фольклорном стиле, в ней соблюдены традиции русского народного повествования.

Хитрая «шуба»

Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.

Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.

Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.

Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.

Доверчивый волк

На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.

Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.

И снова обман

Но и после этого хитрая не жалеет своего товарища. Оказалось, что пока волка били из-за ее советов, лиса пошла воровать блины, да угодила головой в тесто. Бежит она навстречу волку и причитает, что ей плохо. Волк начал жаловаться, что получил после ее подсказок. Но лиса оказалась хитрее и повернула ситуацию в свою пользу. Наговорила ему, что ее тоже всю избили. Да так, что мозги потекли. Наш наивный герой и на этот раз поверил плутовке.

Сказка «Лиса и Волк» продолжается тем, что побитый бедняга посадил себе на спину хитрюгу и повез. Ей бы радоваться, а она еще и издевается. Сидит на волке и нашептывает, что битый волк ее небитую тащит. Переспросил он, что такое подруга тихонько говорит, а она его обманывает, что жалеет их, поколоченных.

Вывод

Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку.

Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».

В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках.

Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Тема урока : Русская народна сказка « Лисичка- сестричка и волк»

    Цели урока: познакомить с русской народной сказкой о животных

    «Лисичка- сестричка и волк», создав благоприятную обстановку для восприятия.

    Планируемые результаты:

    П редметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; рассказывать сказку по плану, выразительно читать, составлять характеристику героев.

    М етапредметные:

    регулятивные: определять цель урока с помощью учителя; развивать умение анализировать и обобщать; пересказывать по предложенному плану;

    познавательные: расширить знания о произведениях устного народного творчества; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; развивать воображение при работе над сказкой;

    закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;

    учить выделять особенности народной сказки;

    коммуникативные: слушать и понимать речь других, развивать устную речь учащихся, принимать участие в совместной деятельности;

    личностные: учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам,

    воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

    Оборудование: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.

    Компьютерная презентация урока.

    Выставка книг «Народные и авторские сказки».

    Реквизит для постановки сказки « Теремок»: куклы – лягушка и мышка, теремок. Иллюстрации к сказке для составления плана (приложение 3), карточки со словами для составления характеристики героев, модели для составления обложки, таблица « Правила работы в паре, группе», «тучки» для рефлексии.

    Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

    Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность детей

    1.Организационный момент

    Прозвенел звонок для нас.
    Все зашли спокойно в класс.
    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Вижу, класс наш хоть куда.
    Мы начнем урок друзья.

    Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

    Дети приветсвуют друг друга. Желают хорошего настроения.

    2.Мотивирование к учебной деятельности

    1слайд

    Литературное слушание– прекрасный урок,
    Много полезного в каждой из строк.
    Стих это будет, сказка, рассказ –
    Вы учите их – они учат вас.

    Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок.

    В путешествие пойдем,
    В страну сказок попадём,
    Слушай, думай, наблюдай,
    Сказку нашу отгадай.
    В сказку эту попадёте.
    На ковре, на самолёте.
    Глазки дружно закрывайте,
    Сказку в душу пропускайте.
    И пока я не скажу « пять»,
    Глазки вы не открывайте . (Считаю до 5, дети открывают глаза).

    Показ отрывка из сказки «Теремок»

    (кукольный театр)

    Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

    Почему эту сказку называют народной?

    А ещё, какие бывают сказки?

    Дети закрывают глаза.

    Ребята открывают глаза, появляется театральная ширма, разыгрывается отрывок из сказки « Теремок»

    Подготовленные ребята выходят для показа отрывка и из сказки

    «Теремок» ( Приложение1)

    Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

    Сочинил народ.

    3. Актуализация знаний

    Работа в паре. (слайд 2)

    Повторение правил работы в паре.

    Таблица « Правила работы в паре»

    Дети, рассмотрите книги, лежащие на парте.

    Что общего у всех этих книг?

    Распределите книги на две группы.

    На какие группы вы разделили все сказки.

    Назовите сказки народные, авторские.

    Работа с выставкой книг.

    Расставить книжки по группам на полки. На верхнюю сказки авторские, на нижнюю народные сказки.

    Какие сказки появились раньше авторские или народные? Почему?

    Давайте вернемся к сказке, отрывок, которой вы видели.

    О ком эта сказка?

    Как вы думаете, вы все уже сказки о животных прочитали?

    А хотите познакомиться сегодня с такой сказкой?

    Что бы познакомиться с такой сказкой, что мы должны сделать?

    Какие личные качества ученика вам могут пригодиться на уроке.

    Дети называют правила:

    Работать должны оба.

    Один говорит - другой слушает.

    Свое несогласие высказывай вежливо.

    Если не понял, переспроси

    Это сказки о животных.

    Народные: «Петушок и бобок», «Теремок», «Курочка Ряба» « Лисичка со скалочкой».

    Народные. Потому что раньше люди не умели писать и могли только рассказывать друг другу разные истории, дополняя их или изменяя. Передавались сказки в устой форме, поэтому определить кто автор и время создания невозможно.

    О животных

    Нет.

    Да.

    Найти в библиотеке такую сказку и прочитать. Прочитать в хрестоматии.

    Дети называют: активность, любознательность, терпение, внимательность, честность.

    4.Постановка учебной задачи

    Подумайте, о какой сказке пойдет речь на нашем уроке? Кто будут герои? (показать книгу)

    Предлагаю послушать новую русскую народную сказку, в которой встретятся герои-животные, это сказка «Лисичка- сестричка и волк»

    О народной сказке.

    Животные.

    Открывают учебник с 111.

    5. Открытие нового знания

    Слушание сказки. (слайд 3)

    Сядьте удобно. Приготовьтесь слушать.

    Рассказывание русской народной сказки близко к тексту.

    Дети слушают.

    Физминутка (слайды 4-12)

    6. Первичное закрепление

    Словарная работа. (Приложение 2)

    Вам понравилась сказка? Чем?

    Все ли слова в сказке вам были понятны?

    Как вы понимаете значение этих слов:

    ПОЖИВИТЬСЯ, ВОЗ,УЛУЧИЛА,

    СМЕКНУТЬ,ПРОРУБЬ,КОРОМЫСЛО,

    ОТДУВАЛСЯ, КАДКА

    Ребята, из какой книги я узнала о значении этих слов? Для объяснения значения слов обращаюсь к толковому словарю Ожегова.

    Беседа по содержанию сказки.

    Можно Волка и Лису назвать главными героями сказки? Почему?

    Почему лиса выбежала на дорогу?

    Кого увидел дед на дороге?

    Как лежала лисичка?

    На самом ли деле лисичка была неживая?

    О чем подумал дед, взяв лисичку?

    Что стала делать лисичка, пока ехал дед?

    А сразу ли она стала это делать?

    Довез ли дед рыбу и лису домой?

    О чем тогда догадался дед?

    Что делала лисичка с выброшенной рыбой?

    И тут к лисичке подошёл…

    Рассказала ли правду лисичка о том, откуда у неё рыба?

    Что лисичка посоветовала волку?

    А с какими словами лиса ходила вокруг волка?

    Долго ли сидел волк у проруби?

    Много ли рыбы наловил волк?

    Почему волк остался без хвоста?

    А что в это время делала лиса? Что с ней произошло?

    Как встретились вновь?

    Как лиса снова обхитрила волка?

    Что она приговаривала?

    Составление словесного портрета героев.

    Какой вам представляется лиса?

    Как часто в других сказках называют лису? Почему?

    А в этой сказке лису можно назвать плутовкой?

    Каким представляете волка?

    В этой сказке мне хотелось бы волка назвать простофиля. Как вы думаете почему?

    Почему волк в конце сказки не бросает лису, наоборот помогает ей?

    Кто из героев сказки вам ближе?

    Дети высказывают свое мнение.

    Дети говорят, как они понимают значения этих слов.

    Из толкового словаря.

    Можно, т.к. все события, происходящие в сказке, происходят вместе с этими героями. Волк и Лиса присутствуют в сказке сначала и до конца.

    Была голодная.

    Лисичку

    Как мёртвая

    Нет, она притворилась

    Взял на воротник в подарок

    Стала выбрасывать рыбу

    Нет.

    Лиса была не мертвая

    Собрала в кучу и ела

    Волк

    Нет, она его обманула, схитрила, соврала

    Чтобы сходил на речку и наловил рыбы

    Мерзни, мерзни, волчий хвост

    Всю ночь

    Ни одной.

    Хвост замерз, а бабы били, чем попало: ведрами, коромыслами; Ели вырвался.

    Она забралась в избу, и вымазалась тестом.

    Лиса увидела волка, испугалась. Но что бы

    разжалобить его она притворилась тоже побитой. Она говорила

    « Битый не битого везет»

    Рыжая, с маленькими глазками, пушистая.

    Плутовка.

    Лиса хитрая.

    Да. Потому что она обхитрила деда и волка.

    Дети характеризуют волка.

    Потому что волк повел себя глупо, поверив лисе.

    Потому что он добрый.

    7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (слайд 13)

    Работа в группах (слайд 14-15)

    Повторение правил работы в группе.

    Таблица « Правила работы в группе»

    Дети разбиваются на 5 групп по 4-5 человек.

    1задание. Работа с пазлами. Составление картинного плана.

    Назовите, какие сюжеты из сказки у вас получились.

    Что было в начале? Какое событие было дальше?

    Что произошло потом?

    2 задание. Составление характеристики главных героев. На доске вывешены картинки с изображением лисы и волка. Учащимся даны слова-эпитеты.

    Прочитайте слова. Подумайте, о каком герое можно так сказать?

    3задание. Подготовка выразительного чтения отрывка из сказки.

    После чтения отрывка ребята самостоятельно оценивают друг друга, выбирают лучших чтецов.

    Дети называют правила: 1. В группе должен быть ответственный.

    2. Работать должен каждый на общий результат.

    3. Один говорит, другие слушают.

    4. Свое несогласие высказывай вежливо.

    5. Если не понял, переспроси.

    1.Каждая группа складывает одну иллюстрацию из пазлов. Определяет место происходящих событий. Кратко пересказывает по плану свой сюжет.

    1.Как лиса обхитрила деда.

    2. Встреча лисы и волка.

    3. Волк ловит рыбу на реке.

    4. Лиса в избе.

    5. Битый не битого везет.

    2.Распределяют слова (добрый, догадливая, сообразительная, хитрая, простофиля, доверчивый, глупый, умная, находчивая, добродушный), характеризующие главных героев. Прикрепляют слова к картинкам лисы и волка.

    3.Учащиеся самостоятельно читают отрывок в группах. Выбирают чтецов для чтения вслух. (Тетрадь стр. 47 № 2)

    8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

    1.Моделирование учащимися обложки.

    Выберите из предложенных условных значков (заместителей литературных понятий-жанров:

    кружок коричневый, кружок зеленый, прямоугольник коричневый) правильный и приклейте к листу. Подпишите.

    2.Коллективная проверка.

    Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

    А какой символ существует для сказки?

    О ком говорится в этой сказке?

    Если говорится о животных, то какого цвета круг?

    3. Самопроверка по образцу. Взаимопроверка.

    Похвалите своего соседа, если он все сделал правильно, если ошибся, помогите исправиться.

    Дети выбирают из предложенных символов - нужный. Приклеивают к листу и подписывают.

    Выполняют самостоятельно.

    Сказку

    Кружок.

    О животных.

    Коричневый.

    Нет. Это русская народная сказка.

    Сравнивают с образцом. Обмениваются моделями.

    9.Подведение итога урока

    Беседа с учащимися.

    Ребята, с какой сказкой вы познакомились на уроке?

    О ком эта сказка?

    Игра « Собери крылатое выражение » (Слайд 16 )

    Как вы понимаете смысл этого выражения: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

    Чему учит эта сказка?

    Вывод. В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и добрыми, как волк. Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций.

    Кто запомнил эту сказку, может пересказать своим близким. Тем, кто желает больше узнать сказок о животных, обратитесь в нашу библиотеку.

    РНС « Лисичка – сестричка и волк»

    О животных.

    Каждая группа из разрезанных слов собирает крылатое выражение.

    Сказки нас чему-то учат.

    Быть честным, добрым;

    На добро отвечать добром и если обидели никогда не мстить, отвечать добром.

    Рефлексия слайд 17

    Продолжите предложения:

    На уроке мне было…

    На уроке я узнал….

    Больше всего мне на уроке понравилось….

    Какие личные качества ученика вам помогали сегодня на уроке?

    Выразите ваше отношение к уроку, определив место «облачка» возле солнышка: если вы довольны уроком, облачко прикрепите, не закрывая солнышко, если нет – облачко прикрывает солнышко.

    Дети высказывают свое мнение. Говорят, что им понравилось на уроке, что было интересным, где возникала трудность и как они с ней справились.

    Называют личные качества, которые им помогли работать на уроке.

    Прикрепляют свои «облачки» к солнышку.

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

    1. Продолжать учить детей пересказывать сказку от лица литературных героев (лисы, волка, деда), соблюдать последовательность изложения, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей.

    2. Развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки.

    3. Упражнять в подборке синонимов.

    4. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое и зрительное внимание.

    5. Воспитывать интерес к фольклорному жанру.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

    Тема: Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

    Задачи:

    1. Продолжать учить детей пересказывать сказку от лица литературных героев (лисы, волка, деда), соблюдать последовательность изложения, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей.
    2. Развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки.
    3. Упражнять в подборке синонимов.
    4. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое и зрительное внимание.
    5. Воспитывать интерес к фольклорному жанру.

    Предварительная работа.

    Знакомство с русскими народными сказками, со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», с персонажами данной сказки.

    Материал:

    Схемы-иллюстрации к сказке (старик везёт рыбу, а лиса следит за ним; волк ловит рыбу; волк везёт лису). Мячик для игры. Картинка – схема с изображением леса. Волшебный сундучок и письмо с заданиями.

    Ход занятия.

    Воспитатель:

    Бродят сказки по белому свету,

    Дарят людям чудеса и добро.

    Как раскроешь ты дивную книгу,

    Так возьмёт тебя в плен волшебство.

    Вы любите сказки? (ответы детей)

    Воспитатель: «Почему вы любите сказки?»

    Дети: «Они очень интересные. В сказках добро всегда побеждает зло. В сказках есть волшебство».

    Воспитатель: «Сегодня мы совершим путешествие в сказку. А в какую, догадайтесь по словам: старик, прорубь, волчий хвост, кадка с тестом».

    Дети отвечают.

    Воспитатель: «Правильно угадали. Проходите сюда…(звучит музыка) Ой, ребята, что же делать? Потерялась книжка. Вместо неё сундучок какой-то. Откуда он взялся?

    На экране – Королева Сказок. «Здравствуйте ребята! Я – Королева Сказок. В моей стране произошла неприятная история: хитрая лиса разбросала сказку по белому свету. Вернуть её вы сможете, если ответите на все вопросы. В помощь вам приготовил картинки – подсказки. Желаю удачи».

    Я думаю, что мы справимся с заданиями. Присаживайтесь.

    Сундучок, сундучок, расписной бочок, золочёный узор, ты открой секрет нам свой.

    Задание №1: разложите картинки – подсказки в том порядке, в каком происходят события в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк» (выполняет 1 ребёнок, другие проверяют) Правильно ли выполнено задание. О чём рассказывается в первой части сказки? (О том, как лиса обманула старика) О чём говориться во второй части? (О том, как лиса обманула волка) О чём говориться в третьей части? (О том, как волк вёз лису домой)

    Королева сказок: «Молодцы, этапы сказки вы знаете, иллюстрации вернули»

    Задание №2

    Какими словами начинается сказка? (Жили себе дед да баба)

    Что придумала лиса, чтобы обмануть деда?

    (забежала вперёд и притворилась мертвой)

    Что сделала лиса, когда оказалась на возу?

    (проделала в санях дырку и выкинула всю рыбу)

    К.С.: «Вы правильно ответили на вопросы! Хорошо знаете сказку!»

    Задание№3

    Королева сказок предлагает игру «Так или не так». Возьмите знаки. Если ответ правильный, покажите мне зелёный кружок, если неправильный – красный.

    Волк увидел, что лиса ест рыбу и закричал:

    «Сюда, сюда,

    Поспела всем еда,

    Стол давно уже накрыт,

    Кто придёт, тот будет сыт!» Так ли это?

    (Нет, не так. Волк сказал: «Дай мне рыбки».)

    Лиса ответила: «Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем»

    (Нет, не так. «Налови сам да и ешь»)

    Когда волк ловил рыбу, он приговаривал: «Носик, носик, пей воду» . Так или не так?

    (Не так. «Ловись рыбка, мала и велика, ловись рыбка, мала и велика»)

    А лиса тем временем: «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»

    (Лиса приговаривала так: «Ясни, ясни на небе звёжды, мёрзни, мёрзни волчий хвост»

    Волк остался без хвоста, потому что его оторвали собаки? (Волк всю ночь сидел, опустив хвост в прорубь, вот он и примёрз. Утром бабы пошли за водой, увидели волка и давай бить его. Волк рвался-рвался и оторвал хвост).

    В то время, когда волка били, лиса влезла в избушку и нашла там скалочку? (Лиса влезла в кадку с тестом)

    Задание №6

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, книга возвратилась. Иллюстрации на месте, но вот слова не все. Помогите вернуть слова в сказку.

    Воспитатель: Как говорится в сказке о рыбе?

    Дети: Мерзлая

    Воспитатель: А воротник какой?

    Дети: Славный.

    Воспитатель: Лисичка…

    Дети: Кумушка, лисонька, сестричка, сестрица, милая.

    Воспитатель: Волк…

    Дети: Куманёк, серый, братец, битый.

    Воспитатель: Дед понял.

    Дети: Смекнул.

    Воспитатель: Волк проголодался.

    Дети: У волка бока подвело.

    Воспитатель: Бабы били волка.

    Дети: Колотили.

    Воспитатель: Лиса захотела украсть.

    Дети: Захотела стянуть.

    Воспитатель: Дед расстроился.

    Дети: Погоревал-погоревал, да делать нечего.

    Физминутка.

    Ребята, вы очень внимательны. Королева сказок в этом убедилась и предлагает поиграть в прятки.

    Воспитатель: Лиса не только обманщица, но и хвастунья. Кому лисичка могла рассказать историю?

    Ребёнок: Я думаю, что лиса рассказала эту историю другой лисе.

    Воспитатель: Предлагаю выйти и рассказать, как она это сделала

    Воспитатель: Кому волк мог рассказать эту историю?(другому волку)

    Воспитатель: Как бы он это сделал?

    Воспитатель: Молоды, ребята. Помогли вернуть героев в сказку (показ яркой обложки).

    Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, плутовка, жестокая).Давайте поможем лисе исправиться. Скажите, чего она не должна делать? Какой бы вы хотели видеть лису?

    Ответы детей.

    Воспитатель: «Королева сказок благодарит за помощь и прости вас нарисовать картинки к новой сказке, в которой лиса будет весёлой и доброй.

    Используемая литература:

    Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд.-208 с.- (Детский сад с любовью)


    Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении

    Жмуренко Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 18 «Кораблик», п. Развилка, Ленинского р-на, Московской обл.
    Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
    Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка.
    Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки.
    Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
    Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки.
    Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

    Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
    План

    1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
    2. Тема (о ком, чём - по основным событиям)
    3. Идея (ради чего, с какой целью)
    4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)
    5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка - примеры из текста)
    6. Выводы - значение в работе с детьми

    Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».

    По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.
    Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
    Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
    Главные герои сказки - это лисичка – сестричка и серый волк.
    Лисичка-сестричка:
    - хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
    - умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
    - жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
    2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
    Волк:
    - доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
    - добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
    Художественное своеобразие произведения:
    Композиция:
    Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").
    Приёмы:
    Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»
    Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
    Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
    Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

    Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.