Отношение митрофана к софье. Похищение Софьи — фанфик по фэндому «Институт благородных девиц (ИБД)

Денис Иванович Фонвизин (1745 - 1792)

История создания пьесы «Недоросль» (1782)

Пьеса написана во 2-й половине XVIII в., в самую мрачную пору царствования Екатерины II. Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 году и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Действующие лица

Простаков госпожа Простакова, жена

Митрофан, сын Еремеевна, кормилица

Правдин Стародум

Софья, племянница Стародума Милон

Г-н Скотинин, брат Простаковой Кутейкин, дьячок

Цыфиркин, отставной сержант Вральман, учитель

Тришка, портной

Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше пристроить в жизни своего недоросля Митрофанушку - выгодно его женить. В доме Простаковых на правах бедной родственницы живёт Софья и терпит от хозяйки грубость. Простакова намерена выдать её замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда она узнаёт, что Софья - богатая наследница, планы её меняются: теперь она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном. Но в финале пьесы все её планы проваливаются, любящие сердца Софьи и Милона соединяются, а имение Простаковых берёт под опеку государство. Финал комедии неоднозначен, так как в действительности такого не было (получалось, что Фонвизин таким образом критиковал правление Екатерины II).

Финал комедии

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона ). Ну, мой друг! Мы

едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына ). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Стародум (указав на г-жу Простакову ). Вот злонравия достойные плоды!

Смысл названия пьесы

В XVIII веке недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.

У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл.

Митрофан

Система персонажей комедии

Композиция - это построение. Элементы композиции:

1.Экспозиция (знакомство с героями)

Житейский конфликт

Идеологический конфликт

2.Завязка

У Простаковой возникает план женить «братца» на «денежках» Софьи; после того как становится известно о Софьином приданом и возникает новый план - женить на ней Митрофанушку

Правдин уже три дня живёт в доме Простаковой с намерением пресечь творящиеся в нём беззакония.

3.Развитие действия

4.Развязка

Софья выходит замуж по любви за Милона

Правдин отбирает имение у Простаковых

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ

Госпожа Простакова

  • Значение имени: от «простой, простак». В XVIII веке слово «простой» и мело значение «пустой, ничем не занятый».
  • Возраст героини: хочется назвать её старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит («Я люблю, чтоб и чужие меня слушали»)
  • Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей. Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей. Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лёжа на сундуке с деньгами.
  • Простакова не получила ни воспитания, ни образования, не умеет ни читать, ни писать («Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому») и считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
  • Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни - личная выгода.
  • Характер и жизненные установки Простаковой - не её вина, а результат дурного воспитания: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства!»
  • Её речь груба, в ней много просторечных слов и выражений, она постоянно бранится. Тришку называет: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. Мужу говорит: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши». И только к сыну ласкова: «Митрофанушка, друг мой», «друг мой сердечный», «сынок».
  • С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотичная по отношению к мужу, помыкает им: «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
  • Самовластная, безнравственная, «презлая фурия », любит только сына: с ним нежна и заботлива: «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». Смысл ей жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана. «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
  • В финале комедии Простакова, когда от неё отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.

Правдин о Простаковой

  • «Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
  • (Митрофану) «Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья»

Софья о Простаковой:

«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости»

Скотинин

  • Значение имени: образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека
  • Невежественен, глуп, жаден. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
  • Типичный представитель мелкопоместных дворян. Свирепый крепостник. «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата» .
  • Грубый, невежественный, деспотичный: «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»
  • Самовлюблённый: «Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»
  • Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить её именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести» ; затем - чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
  • Ради возможности выгодно жениться готов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана. Его образ автор доводит до гротеска: главный интерес в жизни Тараса - скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нём тёплые чувства, только к ним он проявляет заботу. По его разумению, и род Скотининых «старее Адамова, создан Творцом вместе со скотами».
  • В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (то есть всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждёт наказание за грубое отношение к дворовым.

Митрофанушка

Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.

Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несёт ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.

Выяснить причины, уродующие личность.

Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших - «недорослями», но закон 1736 года продлил право оставаться недорослями до 20 лет (до получения образования)..

Обострить основной конфликт времени - конфликт между невежеством и просвещением.

Вынести на обсуждение тему воспитания.

Правдиво изобразить жизнь, расширить рамки классицизма, ввести элементы реалистического изображения действительности.

Фонвизин упоминается в романе «Евгений Онегин»:

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

и переимчивый Княжнин...

Род литературы - драма

Направление - классицизм

Жанр - комедия

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ

Стародум

  • Человек, думающий «по-старому» (отдаёт предпочтение предыдущей, Петровской эпохе, сохраняет её традиции, так как воспитан в духе Петровского времени).
  • Человек просвещённый, патриот. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
  • Нравственность ценит выше просвещённости: «Ум, коли он только что ум, самая безделица…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».
  • Указывает главную причину появления таких людей, как Простаковы и Скотинины, - это государство. Благодаря указам императрицы, охранявшим права дворянства, в стране процветают «вывихнутые», «немые», «горбатые» души, в которых, по словам Стародума, «благородство погребено с их предками». В этом и заключается весь пафос обличительной комедии.
  • Всего добивается честным трудом: «Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества».
  • Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не починам и положению в обществе
  • С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи
  • Наследство, оставленное им Софье, делает её самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев
  • Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всём повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон - одно лицо.
  • Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии

Идеалы Стародума

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах.

Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Невежда без души - зверь.

Великий государь есть государь премудрый.

Начинаются чины - перестаёт искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - всё болван.

Последуй природе, никогда не будешь беден.

Правдин

  • Правдин - честный и безупречный чиновник (ревизор, наделённый правом отбирать у жестоких помещиков имения в опеку).
  • Служит чиновником в наместничестве - учреждении, созданном в 1775 году Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
  • Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые «имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно»
  • В финале комедии Правдин от имени правительства берёт в опеку имение Простаковой, лишая её права самовольно распоряжаться крестьянами

Милон

  • Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный
  • Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней
  • «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»
  • Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов - Скотинина и Митрофана
  • Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой
  • Спасает Софью от похищения

Софья

  • Имя в переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)
  • Скромная, благоразумная, добродетельная
  • Является воплощением «добродетели в руках порока»
  • Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры: «Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»
  • Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы
  • Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии
  • В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берёт под опеку

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ

ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА

Законы классицизма

Построение комедии

Правила «трёх единств»

Единство места

поместье Простаковых

Единство времени

в течение одних суток

Единство действия

борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья

Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

Назначение комедии: смехом казнить пороки

«Говорящие» фамилии персонажей

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина). Митрофан,Вральман,Кутейкин, Правдин,Стародум,Софья (греч. «мудрость»)

Все любимые (положительные) герои Фонвизина соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

Каждый персонаж - это не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

ВОСПИТАТЕЛИ

Еремеевна, Тришка

Пафнутьич Цыфиркин

Учитель математики, бывший солдат

Не любит «праздно жить» , привык к труду, однако берётся не за своё дело

Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». Это вызывает уважение и положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания

Сидорыч Кутейкин

Учитель русского и церковнославянского языков

Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости» , на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами»

Хитёр, жаден, за что в финале наказывается

Вральман

Учитель истории, «по-французски и всем наукам», немец

Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя,

По мнению Простаковой, он лучше других учителей (она мало что понимает из слов немца, а это внушает ей уважение, и, главное, он не перетруждает Митрофана),

То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей

1. Примерка кафтана.

2. Софья получает письмо от Стародума.

3. Новая встреча Софьи с Милоном после разлуки.

4. Желание Простаковой женить Митрофана на Софье. Него­дование Скотинина.

5. Приезд Стародума к Простаковой.

6. Милон просит руки Софьи у Стародума.

7. Попытка похищения Софьи Простаковыми.

8. Опека над имением Простаковых.

Краткое содержание

Действующие лица:

Простаков.

Госпожа Простакова, жена его.

Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама (т. е. кормилица) Митрофанова.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие происходит в доме Простаковых. Комедия начина­ется со сцены примерки кафтана. Простакова ругает портного Гришку за то, что он сшил кафтан для Митрофана слишком узким.

Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти ма­тери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников, и они управляют ее имением, как своим собственным. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж.

Затем появляется Софья. Девушка сообщает, что ее дядя Ста­родум, который когда-то уехал в Сибирь и в течение несколь­ких лет не подавал о себе никаких известий, так что его уже считали умершим, оказывается, жив и в настоящее время нахо­дится в Москве. Кроме того, он накопил состояние в десять ты­сяч и делает ее своей наследницей. Все это она узнала из пись­ма, которое Стародум прислал ей. Услышав такую новость, Про­стакова сразу же начинает более благосклонно относиться к Софье, так как задумала женить своего сына Митрофанушку на богатой невесте.

В деревне, принадлежащей Простаковым, останавливаются на постой солдаты, которых ведет в Москву офицер Милон. Милон встречает своего друга Правдина, который живет тут уже три дня, потому что определен членом наместничества. Правдин объез­жает округ для того, чтобы найти «злонравных» господ, бесчело­вечно использующих свою власть. Милон же, в свою очередь, рас­сказывает, что разыскивает свою любимую девушку, которую не видел больше полугода. Ее увезли дальние родственники в свои деревни после смерти матери. Выясняется, что речь идет о Со­фье. Происходит встреча влюбленных.

В это время Скотинин изъявляет желание жениться на Со­фье, ведь на те деньги, что завещал ей дядя, он сможет выку­пить свиней со всего белого света и для каждой построить хлев. Правдин сообщает Скотинину, что Простакова прочит Софью за своего сына. Скотинин затевает ссору с племянником и набрасы­вается на него с кулаками.

Приезжает из Москвы Стародум. Разговаривая с Правдиным, он рассуждает о воспитании и службе Отечеству, вспоминая ис­тории и приводя примеры из собственной жизни. Затем знакомит­ся с хозяевами, которые изо всех сил пытаются ему понравить­ся, надеясь стать его родственниками. После этого Стародум от­правляется отдохнуть с дороги, а Митрофан садится за урок, во время которого показывает себя полным невеждой.

После отдыха Стародум разговаривает с Софьей, рассуждая о различных добродетелях и нравственных качествах человека. Далее Правдин представляет ему Милона, который просит руки его племянницы. Молодые получают благословение дяди. Затем к Софье сватаются Скотинин и Митрофанушка, но Стародум отка­зывает им, сообщая, что она уже сговорена. Тогда Простакова решает похитить Софью, чтобы насильно отвезти ее обвенчаться с сыном. Но попытка эта заканчивается неудачей, так как девуш­ку спасает Милон. Правдин принимает под опеку дом и деревни Простаковых. Помещица, желая найти поддержку у сына, броса­ется к нему с объятиями, но тот грубо отталкивает мать. Проста­кова падает в обморок. Стародум, Софья и Милон собираются ехать в Москву. Заканчивается пьеса словами Стародума, указывающе­го на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!»

Софья – центральное действующее лицо пьесы, вокруг которого закручиваются основные события пьесы: неожиданное наследство, появление дяди девушки, замысел похищения и три жениха, борющиеся друг с другом.

Героиня хорошо образована, она рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые пытаются овладеть ее небольшим наследством. Зная о том, что у Софьи есть жених Милон, Простакова пытается выдать ее замуж за брата Скотинина, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки.

Когда помещица узнает, что Софья богатая наследница, она принимает решение выдать ее за Митрофана. Ранее не церемонясь в обращении с сиротой, теперь Простакова любезна и учтива. Осознав, что ее планам не суждено сбыться, помещица замышляет похищение героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство.

Нравственные ценности героини

Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. Девушка обладает мудростью ума и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на нападки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов и правил, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели. Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе. Важно для нее также понятие честного зарабатывания своего состояния и убежденность в том, что рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Авторский идеал женщины

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья и другие герои

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова. Ум Софьи обратно пропорционален глупости недоросля. Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни. Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.

Софья противопоставлена и Простаковой. Помещица считает, что женщина не должна учиться грамоте, что замужество для нее – лишь средство достижения цели и собственного благополучия. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его. А для Софьи брак – это союз любящих сердец, основанный на уважении и взаимопонимании.

Произведение Фонвизина «Недоросль» написано в эпоху правления Екатерины II, когда вопросы социальных отношений, воспитания и образования молодежи были особо актуальными. В пьесе автор не только поднимает острые проблемы современного ему общества, но и иллюстрирует идейный замысел яркими собирательными образами. Одним из таких персонажей в комедии является Софья. «Недоросль» Фонвизина – это, прежде всего классицистическая комедия, освещающая просветительские идеи гуманизма. В образе Софьи автор изобразил совершенный пример русской женщины эпохи Просвещения – образованной, умной, краткой, доброй и скромной. Девушка уважает своих родителей, с почтением относится к старшим и более авторитетным людям, открыта к получению истинных нравственных ориентиров.

По сюжету пьесы у Софьи была трудная судьба. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а пол года до описываемых в произведении событий – мать. Так как дядя ее, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещица собирается выдать девушку без ее ведома замуж за своего брата Скотинина. Однако новость о наследстве Софьи кардинально меняет планы Простаковой – женщина решает посватать своего сына-недоросль Митрофана, чтобы получить и свою долю наследства. Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи по приказу помещицы, тогда как вопрос женитьбы девушки уже был решен – Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. Однако финал комедии для девушки счастливый – она остается с любимым человеком.

Софья и Митрофан

В «Недоросле» центральными персонажами выступают Софья и Митрофан. Кроме того, что они оба являются самыми юными образами пьесы, герои еще и предстают в пьесе антиподами. Софья – сирота, которой приходится самой о себе заботится, тогда как Митрофан – избалованный маменькин сынок. Девушка стремится к знаниям, серьезно относится к своему будущему, развивается как личность с собственным мнением, тогда как юноша – безвольный, глупый, во всем слушающийся Простакову и инфантильный персонаж.

Особое значение в пьесе автор уделяет вопросу воспитания каждого из героев, указывая на то, что хорошее, правильное воспитание является основой развития сильной самостоятельной личности. Это становится понятно при анализе образов Софьи и Митрофана в рамках сюжетной линии. Девушка воспитывалась в просвещенной дворянской семье, где самой важной ценностью было уважение и любовь к родителям, благонравие, честность, справедливость и милосердие к нуждающимся, что и легло в основу добродетельной натуры Софьи. Митрофан же был воспитан деспотичной, жестокой, лживой Простаковой и безвольным Простаковым, переняв от них все отрицательные черты. В комедии Софья выступает символом чистоты, скромности, внутренней красоты и добродетели. Она является именно такой личностью, о которой говорит в своих наставлениях Стародум, и которой восхищается сам автор.

Софья и Простакова

Образ Софьи в «Недоросле» также противопоставляется второму главному женскому образу пьесы – Простаковой. Девушка и помещица олицетворяют два диаметрально противоположных взгляда на роль женщины в семье и обществе. Простакова не любит и не уважает своего мужа, может его обругать или даже ударить – сама свадьба для нее была скорее возможностью получить в свое владение большое хозяйство. Для Софьи же замужество является важным продуманным шагом, союзом двух любящих и уважающих друг друга людей, полностью состоявшихся и близких по духу личностей. Девушка давно любит Милона, хранит ему верность, пока юноша служит родине, честна и открыта перед ним. В замужестве для Софьи важны не материальные блага, а теплые отношения, благополучие и понимание.

Простакова выступает носительницей ценностей и устоев давно устаревшего «Домостроя», по нормам которого женщине не нужно быть образованной, разбираться в высоких материях и рассуждать о серьезных вещах, вместо этого, она должна заниматься только хозяйством и детьми, погрязая в ежедневной бытовой рутине. Образ Софьи является новаторским для русской литературы, так как воплощает в себе новые, просветительские взгляды на роль женщины в обществе. В произведении она выступает носителем истинной мудрости, доброты, честности, сердечности и человеческого тепла. Перед читателем предстает не крестьянка или куховарка, а образованная, имеющая собственные взгляды и мнение девушка. Сравнительная характеристика Софьи в «Недоросле» дает понять, что в ее образе Фонвизин изобразил собственный идеал обновленной, просвещенной, гармоничной личности просвещения.

Как несколько веков назад, так и в наше время Софья остается образцом лучших человеческих качеств. Этот образ учит современных читателей прислушиваться к собственному сердцу, быть честными и добрыми к другим, раскрывая самые светлые стороны своей личности.

Тест по произведению

1. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы «Недоросль»?

В своём произведении писатель поднимает также проблему воспитания и образования подрастающего поколения. Митрофан - главный герой комедии, избалованный мамой, невежественный и глупый подросток. Первое чувство, которое он вызывает у читателя,- смех, смех над обжорой, за которым до сих пор ухаживает няня. Но со временем отношение к герою меняется. Митрофан оказывается не таким уж и безвредным. К чувству смеху уже примешивается страх, ведь за этим недорослем - будущее, а что станет с народом, если его судьба будет в руках людей, подобных Митрофану - тупых, бесчувственных, заботящихся только о себе? Выросший в атмосфере злонравия, наш герой просто не может быть другим, порядочным и умным человеком. И никакие учителя не смогут перевоспитать этого оболтуса, изменить его отношение к жизни. Митрофан видит, чито мать - необразованная, невежественная женщина - имеет большую власть над крепостными, так зачем же и ему чему-то учиться?

…..В финале комедии Митрофан просто безобразен, лишён всего человеческого. Как можно понять, оправдать, а тем более простить человека, который в самую трудную и страшную для своей матери минуту отталкивает её от себя и не находит слов поддержки для самого близкого человека? Сын резко меняет отношение к своей матери, так как она лишилась всего: и власти, и поместья. Митрофан никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.

…..Написанная более двухсот лет назад, комедия "Недоросль" остаётся актуальной и в наше время. Злободневные вопросы воспитания и образования, нравственные принципы человека можно отнести к разряду "вечным".И всё равно, какой сейчас век, какой год, такие люди как Простаковы и Скотинины, их дети Митрофаны никогда не искоренятся. Но Фонвизин не теряет надежды, что что-то может измениться, так как есть на свете и благородные, порядочные люди - Правдин, Стародум, Милон.

Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т. к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.

Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»

Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».

Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».

Cловарь дает два определения слову "Недоросль". Первое - "это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу". Второе - "глуповатый юноша - недоучка". Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля - Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.

Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка - воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан "проявил себя" как мог. Он не разговаривал, он "лаялся". Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает "старой хрычовкой", хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его. Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.

На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него - раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь "под рукой" всегда есть мама, няня или учителя.

Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу. Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: "Да отвяжись, матушка, как навязалась!". С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.

Я думаю, что именно после выхода комедии "Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным. Теперь "митрофанами" мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало. Именно благодаря таким "митрофанам ""Недоросль" остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я?.