Из истории создания сказки «Спящая царевна. Василий жуковский - спящая царевна Три основных претендента

В.А.Жуковский."Спящая царевна". Сходные и различные черты сказки "Спящая царевна" и русских народных сказок

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

Этап 1. Оргмомент.

Психологический настрой детей на урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

5- минутка чтения

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1. Речевая разминка.

Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки.

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

2.Мотивация к учебной деятельности

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).

Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского

Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).

Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. (Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).

Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок. (Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки).

4. Работа с портретом. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

- Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев). Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта - Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» - Василий Андреевич Жуковский?

Возможные варианты:

В каком году Вы родились?

Кто были Ваши родители?

Где вы учились? Учились ли хорошо?

Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

Когда вы научились читать?

Какие книги вы читали?

А в детстве вы сочиняли сказки?

Как вы придумали сказку о спящей царевне?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)

Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

1 абзац. - В каком году родился А.В. Жуковский?

Кто были его родители?

Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион - закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище - в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. - Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

Ребята, а что такое состязание?

А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда через несколько уроков познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

Этап III . Проверка домашнего задания.

Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?

Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):

    1. "Доверяй, но проверяй" (викторина):

Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.

Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? (Хвойный лес ).

Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.

Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)

Кого в бору встретил царский сын? (Старика)

Где все спали? (Во дворце)

Кто был на зеленом лугу? (Царица)

Кто уполз в ручей? (Рак)

Кто спит перед огнем? (Повар)

Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)

Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)

Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)

Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)

Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)

Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)

Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

    1. Интерактивный тест-раскраска.

Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.

Можно немного и передохнуть.

7. Физкультурная минутка

А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

Мы сейчас проведём небольшоё исследование - при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему. (Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет).

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак - пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»).

Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

3 группа работает над героями сказки. – Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

- Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

( Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;

чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).

В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).

ИТОГ

    Идея – добро побеждает зло

    Более разнообразные приключения.

    Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

    Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

    Стихотворная речь

    Построение: зачин, развитие действия, концовка.

    Волшебные «заколдованные» предметы

    Употребление устойчивых выражений

Различие

1. Идея – добро побеждает зло

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

2. Более разнообразные приключения.

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Волшебные «заколдованные» предметы

Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

4. Итог урока:

Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.

В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:

Мы внимательные? – Да.

Мы старательные? – Да.

Мы умные? – Да.

Мы добрые? – Да.

Мы отлично учимся? – Да.

Всё у нас получилось? - Да.

А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)

(Выставление оценок)

5. Домашнее задание:

1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из сказки;

Творческие задания:

    иллюстрации к сказке;

    Проект - интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)

6. Рефлексия:

А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)

У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.

Спасибо за урок! До свидания!

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе... Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина... сказки русские народные... у Жуковского тоже русские народные сказки... Чудное дело! Жуковского узнать нельзя.

Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский...» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну - «Сказку о царе Салтане...». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне...», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане...», «О мёртвой царевне...», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне...». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения - всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье - чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Размышляем о прочитанном

  1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
  2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них? 3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Прочитайте самостоятельно балладу В. А. Жуковского «Кубок» и подготовьтесь к её обсуждению в классе.

I полугодие (5 класс) 1 вариант

1. Назовите русского баснописца.

А) И. А. Крылов

Б) А. С. Пушкин

А) А. С. Пушкин

Б) И. А. Крылов

В) В. А. Жуковский

Г) М. Ю. Лермонтов

А) И. С. Тургенев.

Б) А. С. Пушкин

В) А. Погорельский

Г) В. М. Гаршин

4. Какое из произведений принадлежит перу М. Ю. Лермонтова?

А) «Кубок»

Б) «Крестьянские дети»

В) «Муму»

А) Н. А. Некрасов

Б) Н. В. Гоголь

В) И. С. Тургенев

А) А. С. Пушкин

Б) В. А. Жуковский

В) М. Ю. Лермонтов

Г) Н. А. Некрасов

7. Из какого произведения строки: «Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять…»?

А) Н. А. Некрасов «На Волге»

Б) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

В) В. А. Жуковский «Кубок»



А) «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках…».

Б) «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих».

В) «Наевшись, выспалась под ним; потом, глаза продравши, встала и рылом подрывать у Дуба корни стала».


  1. Как называется сказка, у которой есть автор?
11.К какому произведению Н.А.Некрасова эта иллюстрация?


  1. Кто это? Какое произведение этого автора мы изучали в этом году ?

13.Дом-музей в Пензенской губернии. Усадьба Тарханы. Кто из русских писателей провёл здесь своё детство?

14.Спасское-Лутовиново. Дом-музей. Кто из русских писателей здесь родился и жил?

Контрольная работа по литературе за I полугодие II вариант

1. Назовите русского баснописца.

А) И. А. Крылов

Б) А. С. Пушкин

А) А. С. Пушкин

Б) И. А. Крылов

В) В. А. Жуковский

Г) М. Ю. Лермонтов

3. Какое из произведений принадлежит перу Н. А. Некрасова?

А) «Кубок»

Б) «Крестьянские дети»

В) «Муму»

А) Н. А. Некрасов

Б) В. А. Жуковский

В) И. С. Тургенев

А) А. С. Пушкин

Б) В. А. Жуковский

В) М. Ю. Лермонтов

Г) Н. А. Некрасов

6. Из какого произведения строки: «Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, таким и ныне увидал…»?

А) Н. А. Некрасов «На Волге»

Б) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

В) В. А. Жуковский «Кубок»

Г) И. А. Крылов «Волк на псарне»

7. Из какого произведения строки: «Схватил скорее котел и давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по ногам…»?

А) В. А. Жуковский «Кубок»

Б) Н. В. Гоголь «Заколдованное место»

В) М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Г) М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру»

8. Соотнесите термин и определение

9. Узнайте героя по описанию (укажите произведение и автора).
А) «Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит – по кустом старший брат спит, во всю мочь храпит».

Б) «Все уроки знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так, что не могли надивиться чрезвычайным его успехам».

На вопрос Какой русский поэт написал сказку о спящей красавище в стихах? Как называлась эта сказка? заданный автором Пользователь удален лучший ответ это В. А. Жуковский "Спящая царевна".
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползет к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесешь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь» .
Когда у царя родилась дочка, он закатил пир на весь мир, но не пригласил одну вредную ведьму. Разозлившись, она прокляла девочку. В 16 лет царевна уколет палец веретеном и уснет навеки… Так и произошло, но царевна не умерла, а заснула на 300 лет. Потом появился прекрасный царевич:
Вся душа его кипит,
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет ее ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней,
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в легких сапожках
Ножки - чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распален,
Неподвижно смотрит он;
Неподвижно спит она.
Что ж разрушит силу сна?
Вот, чтоб душу насладить,
Чтоб хоть мало утолить
Жадность пламенных очей,
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Вмиг проснулася она;
И за нею вмиг от сна
Поднялося все кругом:
Царь, царица, царский дом.
Васнецов "Спящая царевна"

Ответ от Пользователь удален [активный]
Пушкин! "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Он же написал пролог к сказке "Руслан и Людмила"
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том...


Ответ от Пользователь удален [гуру]
В.А Жуковский "Спящая царевна".Там еще царевич Елисей.


Ответ от Batters [гуру]
Да она же уже написала что Примадонна Натали правильный ответ дала. Так что никакой не Пушкин. А вообще жесть, посмотрел так - как будто наши русские поэты только и занимались, что писали про мертво-спящих царевн.


Ответ от Дммитрий Чучунков [гуру]
почему не пушкин


Ответ от Пользователь удален [активный]
вижу ответов получила огромное кол-во, выбири ответ сама


Ответ от Люсия [гуру]
Мы все читали А.С.Пушкина.А вот с другими поэтами-проблема.


Ответ от Катя Орлова [гуру]
А. С. Пушкин. "сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"


Ответ от Игорь Евгеньевич [гуру]
братья грим "Спящая красавица"


Ответ от Ёветлана * [гуру]
"Сказка о спящей царевне и 7 богатырях" Пушкина? Или я что-то путаю после трудовых будней 🙂


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"


Ответ от ZHuldyz Abdikerimova [гуру]
Я вижу, что тебе уже ответили. Надеюсь, ты нашла, что искала.


Ответ от Galina [гуру]
А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях


Ответ от Anastasija Medvedeva [новичек]
a vot ja naprimer dumaju cto Puskin. Skazka o spiascej carevne i semi bogatiriax! vot tak vot!


Ответ от Nerdanel [активный]
У Жуковского че-то еще было подобное. Пушкин был учеником Жуковского, и они поспорили, типа, кто лучше напишет. А потом он признал, что "ученик превзошел своего учителя"


Ответ от Мария Метелева [гуру]
Да, у Жуковского тоже было про спящую царевну, правда не помню как называлось это произведение.


Ответ от Ђаволга [гуру]
Уважаемая Гермиона, не пробовали ли Вы читать что-нибудь кроме книжек про Гарри Поттера? Пушкина, например? Попробуйте, может, войдете во вкус?


Ответ от Ёветлана Фролова [активный]
Читайте больше разного, а ответ конечно Пушкин, конечно "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Жуковский В.А. если не Пушкин А.С.


Ответ от Екатерина Белякова [гуру]
Дайте ссылочку кто-нибудь, хочу сказку прочитать!
Пардон, пока вы тут спорите, я уже прочитала, нашла в инете. "Сказка о мертвой царевне" и "Спящая царевна" - разные сказки на самом деле.
У Пушкина царевна ничем не кололась и такое количество лет не спала. И не было такого, чтобы забыли какую-то колдунью пригласить. "Мертвая царевна" ближе к "Белоснежке", чем к "Спящей красавице".


Всем известна красивая сказка о спящей красавице и прекрасном принце. А Уолт Дисней, как всегда, сделал роскошный костюмированный вариант сказки, платья и костюмы из которого стали трендами.

«Mattel « , конечно создали куклу – дочку спящей красавицы в серии «Ever After High» – Браер Бьюти. В общем, красота и бизнес.

Но всё это вполне толерантные, приглаженные вариации оригинала, который появился в 1634 году и был, мягко говоря, не таким уж и красивым.


Гравюра по рисункам Крейна (Walter Crane 1845-1915) к сказкам «Синяя Борода», «Спящая Красавица», «Красная Шапочка», «Джек и бобовый стебель»

В оригинале сказки Джамбаттисты Базиле (1634) принц совсем не пробуждает красавицу, а насилует её как есть, спящую. Через девять месяцев, так же спящая, она рожает двойню. Затем младенец в поиске молока высасывает из пальца занозу, и принцесса просыпается.


Sleeping Beauty; Darstellung von Alexander Zick (1845 — 1907)
Старые, старые сказки. Принцесса Аврора уколола свой палец. Anne Anderson (1874-1930)

А принц? Ну, принц, как всегда, уже женат и наведывается в гости. Жена-добрячка, узнав об измене, пытается всех их съесть за ужином (людоедка-королева). Но, поев козлятинки от доброго повара, попадает сама в костер, и после этого уже хэппи-энд. Сказка была довольно длинной и подробной, Стивен Кинг бы оценил.


Картина (1899 года) «Спящая красавица». Художник Henry Meynell Rheam

Этот же автор часто использует тринадцатую фею, которую либо не позвали на бал, либо она упала, спеша туда, и со злости накаркала смерть принцессы, которую затем родители положили в стекляный гроб. Братья Гримм использовали эту часть сказки «Юная рабыня» , для своей Белоснежки. Итак, спящая красавица в оригинале несколько отличается от той, что мы читаем детям.

Существует ещё более ранний вариант с похожим сюжетом и датируется он аж XIV веком под названием «Персефорест» (Perceforest). В некоторых источниках его указывают как первый вариант сказки. Но это был целый рыцарский роман из более чем 500 глав. Поэтому, это всё же притянуто за уши к спящей красавице Базиле. Хотя могло быть вдохновением для самих сказочников и их «милых» произведений.


Обложка книги про Спящую красавицу. Амcтердам, 1898 год. Johann Georg van Caspel (1870 — 1928)

Что означала тринадцатая фея, спорят до сих пор. То ли смена года с лунной тринадцати на солнечную из двенадцати месяцев года, то ли намёк на високосный год. Но что-то тогда означала.


Картина Edward Frederick Brewtnall (1846-1902).

Спасибо европейским сказочникам. Они один за одним переделывали этот сюжет, пока мы не увидели вполне европейскую сказку Шарля Перро в 1697 году, где он убрал многие жуткости и сцену изнасилования. Впоследствии эту сказку редактировали братья Гримм. А сегодня вариантов этой сказки уже не один и все они красочные и красивые. И её можно читать детям.


«Спящая царевна». Картина Виктора Васнецова (1848-1926)
  • Первый фильм-сказка о спящей красавице вышел в 1930 году в СССР.
  • Первый красочный мультик в 1959 году снял Уолт Дисней.
  • Гравюры и картины на тему этого произведения известны с XVI века. Конечно, и великий Гюстав Доре, уникальный графический иллюстратор и художник, создал гравюры к спящей красавице, известные всему миру.

Гюстав Дюре. Четвёртая из шести гравюр. 1987 год