Откуда был ван гог. Обретение мастерства и известности. Создатели романтической истории Винсента ван Гога

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1953г в Грот-Зюндерт провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, в семье протестантского пастора Теодора ван Гога. Его мать Анна Корнелия была родом из Гааги, где её отец держал магазин по продаже книг. В семье помимо Винсента было ещё шесть детей. Из всех детей можно отметить младшего брата Теодоруса(Тео), он был младше Винсента на четыре года и всю жизнь братья были тесно связаны. В семь лет Винсента отдают в деревенскую школу, но через год родители переводят сына на домашнее образование. С 1 октября 1864г Винсент учится в школе-интернате в Зевенбергене, находившийся в 20 км от родительского дома. Через два года, 15 сентября 1866 года Ван Гога переводят в интернат-колледж имени Виллема II в Тилбурге. Уже в 1868г Винсент покидает и это учебное заведение. Хотя по всем признакам обучение давалось ему легко, Винсент легко овладел тремя языками - немецким, французским и английским, о этом периоде своей жизни он вспоминал, как о чём-то мрачном пустом и холодном.
С июля 1869г Ван Гог начинает работу в гаагском филиале Goupil & Cie принадлежащей его дяде Винсенту, компания занимается торговлей произведениями искусства. За первые три года работы арт-дилером.

Винсент Ван Гог
1866г

Винсент хорошо освоился, постоянная работа с картинами плюс частое посещение местных музеев/галерей живописи сделали из Ван Гога хорошего эксперта со своим мнением. Работы Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона были для художника очень значимы, и в своих письмах он неоднократно писал это. В 1873г Винсента отправляют работать в лондонский филиал Goupil & Cie. В Лондоне он терпит поражение на личном фронте, некая Каролина Хаанебик, в которую Ван Гог был влюблён, отвергает его предложение. Винсент сильно потрясён, он меньше времени уделяет работе и больше для изучения Библии. В 1874г Винсента отправляют на три месяца в парижский филиал компании, по возвращении в Лондон художник ещё больше замыкается. Весной 1875г Ван Гог опять в парижском филиале, он начинает сам заниматься живописью, очень часто посещает Лувр и Салон. Работа уходит окончательно на второй план и в 1876г Винсента увольняют из Goupil & Cie.
Ван Гог возвращается в Англию, где устраивается на неоплачиваемую должность учителя в школе в Рэмсгейте. Летом 1876г он переходит в школу в Айлворте, под Лондоном, на должность учителя и помощника пастора. Возможно в этот момент приходит к мысли продолжить движение по стопам отца и стать проповедником для бедных, на счёт мотивов такого выбора есть разные мнения. В начале ноября 1876г Винсент читает свою первую проповедь перед прихожанами, описывая это в своём письме к брату. В декабре 1876г Ван Гог на Рождество приезжает к родителям, они уговаривают его не возвращаться в Англию. Весной Винсент устраивается в книжную лавку в Дордрехте, интереса к работе в лавке у Ван Гога нет, он чаще занят своими набросками и переводом текстов из Библии на французский, немецкий и английский. С мая 1877г по июнь 1878г Винсент живёт в Амстердаме у своего дяди адмирала Яна ван Гога. С помощью другого своего родственника известного теолога Йоганесса Стрикера, Винсент готовится всё это время к поступлению на теологический факультет. В июле 1878г Винсент поступает на курс по проповеди в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, есть версии, что Ван Гога исключили с этого курса до его окончания, по причине вспыльчивого характера. С декабря 1878г по лето 1879г Ван Гог становится очень деятельным миссионером в деревне Патюраж в Боринаже, в очень бедном шахтёрском районе на юге Бельгии. У разных исследователей жизни Ван Гога есть разные оценки вовлеченности Винсента в тяжёлую жизнь местного населения, но факт того, что он был очень деятельным и настойчивым неоспорим. По вечерам Винсент рисовал карты Палестины, чем и пытался заработать себе на хлеб. Бурная деятельность молодого миссионера не осталась не замеченной и местное Евангелическое общество предложило ему жалованье в пятьдесят франков. К осени 1879г сложились два обстоятельства, которые выбили Винсента из зыбкого равновесия и поставили точку в его стремлении стать проповедником. Первое - в евангельской школе ввели плату за обучение, а по некоторым версиям именно возможность бесплатного обучения стала причиной, по которой Ван Гог терпел полгода лишения в Патюраж. Второе - Винсент написал в правление шахт письмо от имени шахтёров об улучшении условий труда, письмом руководство шахт было недовольно, а местный Комитет протестантской церкви отстранил Винсента от должности.

Винсент Ван Гог
1872г

Находясь в сложном эмоциональном состоянии Винсент при поддержке брата Тео решает серьёзно заняться живописью, для чего в начале 1880г отправляется в Брюссель, где посещает занятия в Королевской Академии изящных искусств. Через год занятий Винсент возвращается в родительский дом. Там влюбляется в гостившую у его родителей, свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер. Но все близкие вокруг против его увлечения и Винсент разуверившись устроить личную жизнь отправляется в Гаагу, где с новой силой втягивается в занятия живописью. Наставником Ван Гога стал его дальний родственник, художник гаагской школы Антон Мауве. Винсент много пишет, поскольку сам придерживался идеи, что в живописи главное не талант, а постоянная практика и усердие. Очередная попытка создать подобие семьи проваливается с треском. Поскольку его избранницей становится беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился на улице. На некоторое время она стала его моделью, её трудный характер и его импульсивная натура не смогли существовать рядом. Связь с Христин была последней каплей, Ван Гог порвал отношения с родственниками, кроме Тео. Художник отправляется в провинцию Дренте, что на юге Нидерландов. Там художник снимает домик, который использует в качестве мастерской. Много работает делая уклон в сторону портретов и сцен жизни крестьян. В Дренте была создана первая значимая работа "Едоки картофеля". До осени 1885г Винсент много работает, но с местным пастором у художника возникает конфликт и Ван Гог вскоре уезжает в Антверпен. В Антверпене Винсент снова ходит на занятия по живописи, на сей раз это Академия художеств.
В феврале 1886г Ван Гог переезжает в Париж к брату Тео, который уже успешно работает арт-дилером в Goupil & Cie. Винсент начинает посещать занятия у известного педагога Фернана Кормона, где изучает приёмы импрессионизма и модных в то время японских гравюр. Через брата знакомится с Камилем Писсарро, Анри Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Эдгаром Дега . Самое главное для Ван Гога в Париже, что он попадает в свою среду и это даёт сильный толчок для его развития. В Париже Винсент устраивает свою "выставку" в интерьере кафе "Тамбурин", владелицей которого была итальянка Агостина Сагатори - она была моделью на нескольких работах Ван Гога. Винсент получил много отрицательных отзывов по своим работам и это его подтолкнуло к дальнейшему изучению теории цвета (по работам Эжена Делакруа). Палитра в работах Ван Гога меняется на более светлую и сочную, появляются яркие и чистые краски. Несмотря на то, что уровень мастерства Ван Гога вырос его работы не пользуются спросом, этот факт постоянно расстраивает художника. В Париже Винсент создал более двухсот тридцати работ.
К февралю 1888г Винсент движимый идеей о создании братства художников "Мастерская Юга" отправляется на юг Франции в Арль. С приходом весны Ван Гог начинает много работать не забывая о своей идее с "Мастерской Юга". На взгляд Винсента одной из ключевых фигур братства художников должен был стать Поль Гоген и поэтому Ван Гог постоянно пишет Гогену с приглашениями приехать в Арль. На уговоры приехать Гоген отказывался ссылаясь часто на финансовые трудности, но в итоге 25 октября 1888г прибыл в Арль к Ван Гогу. Художник очень часто работают вместе, но скорость и подход к работе у них различаются. Возможно фундаментальным моментом в конфликте двух художников был вопрос по "Мастерской Юга", но тем не менее 23-го декабря 1888г произошло событие, которое известно всем. После очередной ссоры с Гогеном Винсент явился в одно из ночных заведений Арля и протянул женщине по имени Рэйчел платок с частью мочки своего уха, после чего удалился.

Возможно это фотография Винсента Ван Гога
1886г

Утром полиция обнаружила Винсента в его номере в тяжёлом состоянии, на взгляд полиции Ван Гог представлял опасность для себя и окружающих. Винсента срочно доставили в больницу Арля. Гоген в этот же день покинул Арль, известив о случившемся брата Тео.
Версий случившегося несколько - возможно такое поведение Ван Гога вызвано частым употреблением абсента, возможно это следствие психического расстройства, возможно это было сделано Винсентом в порыве раскаяния. Существует версия, что Гоген (будучи довольно резким и имея опыт моряка) в стычке отрезал часть мочки уха Ван Гогу, в пользу этой версии говорят недавно обнаруженные дневники самой Рейчел, которая неплохо знала обоих художников. В больнице состояние Винсента ухудшилось и его поместили в палату к буйным больным с диагнозом "эпилепсия височных долей". После инцидента с ухом Ван Гога, прошло около недели и Винсент уже почти пришёл в норму. Ван Гог быстро восстанавливается и готов работать. Тем временем в марте около тридцати жителей Арля пишет жалобу мэру города с просьбой избавить их от общества Винсента Ван Гога. Художнику настоятельно предлагают отправится на лечение. В начале мая 1889г Ван Гог ложится в лечебницу для душевнобольных Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс.Там у него есть возможность под присмотром персонала работать, некоторые картины того периода сделаны в стенах клиники, одна из самых известных "Звёздная ночь". Всего во время за время пребывания в Сен-Реми художник создал более ста пятидесяти работ. Состояние Ван Гога в клинике меняется периодами от подъёма и интенсивной работы, до апатии и глубокого кризиса, в конце 1889г художник предпринимает попытку суицида, наглотавшись красок.
Винсент покидает клинику в первой половине мая 1890г, заезжает в Париж на три дня, где гостит у Тео и знакомится с его женой и сыном, а после переезжает в Овер-сюр-Уаз под Парижем. В Овере Винсент снимает номер в гостинице, но через некоторое время решает перебраться в кафе четы Раву, где сдавалась маленькая комната в мансарде. 27 июля 1890г Винсент Ван Гог отправляется в поля поработать на пленэре. Но через несколько часов возвращается с ранением в свой номер у Раву. Супругам Раву он говорит, что стрелял в себя и те вызывают доктора Гаше. Доктор сообщает о случившемся брату Тео, который немедленно приезжает. По какой причине не было произведено действий для того, чтобы спасти раненного Ван Гога неизвестно, но в ночь 29 июля 1890г Винсент Ван Гог умер от потери крови. Могила Винсента находится Овер-сюр-Уаз. Брат Тео все это время провёл с Винсентом. Сам Тео пережил Винсента всего на шесть месяцев и умер в Нидерландах. В 1914г прах Тео был перезахоронен рядом с могилой Винсента, а на могиле жена Тео посадила плющ, в знак неразлучности двух братьев. У колоссальной известности Винсента есть крепкая основа это брат Тео, именно он постоянно снабжал Винсента средствами и иногда направлял брата. Без усилий Тео о гениальном голландце Винсенте Ван Гоге никто и никогда не узнал бы.

(Vincent Willem Van Gogh) родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов в семье протестантского пастора.

В 1868 году Ван Гог бросил школу, после чего поступил на работу в филиал крупной парижской художественной компании Goupil & Cie. Успешно работал в галерее сначала в Гааге, затем в отделениях в Лондоне и Париже.

К 1876 году Винсент окончательно охладел к торговле живописью и принял решение пойти по стопам своего отца. В Великобритании он нашел работу учителя в школе-интернате в небольшом городке в пригороде Лондона, там же исполнял обязанности помощника пастора. 29 октября 1876 года он провел свою первую проповедь. В 1877 году переехал в Амстердам, где занялся изучение теологии в университете.

Ван Гог "Маки"

В 1879 году Ван Гог получил должность светского проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже, на юге Бельгии. Затем он продолжил свою проповедническую миссию в расположенном неподалеку селении Кем.

В этот же период у Ван Гога возникло желание рисовать.

В 1880 году в Брюсселе он поступил в Королевскую Академию художеств (Académie Royale des Beaux-Arts de Bruxelles). Однако из-за своего неуравновешенного характера скоро бросил курс и продолжил художественное образование самостоятельно, используя репродукции.

В 1881 году в Голландии под руководством своего родственника, художника-пейзажиста Антона Мауве, Ван Гог создал свои первые живописные работы: "Натюрморт с капустой и деревянными башмаками" и "Натюрморт с пивным стаканом и фруктами".

В голландский период, начиная с картины "Уборка картофеля" (1883), основным мотивом полотен художника стала тема простых людей и их труда, акцент делался на экспрессивность сцен и фигур, в палитре преобладали темные, мрачные цвета и оттенки, резкие перепады света и тени. Шедевром этого периода считается холст "Едоки картофеля" (апрель-май 1885).

В 1885 году Ван Гог продолжил обучение в Бельгии. В Антверпене он поступил в Королевскую академию изящных искусств (The Royal Academy of Fine Arts Antwerp). В 1886 году Винсент переехал в Париж к своему младшему брату Тео, который к тому времени занял пост ведущего менеджера галереи Goupil на Монмартре. Здесь Ван Гог около четырех месяцев брал уроки у французского художника-реалиста Фернана Кормона, познакомился с импрессионистами Камилем Писарро, Клодом Моне, Полем Гогеном, у которых перенял их манеру живописи.

© Public Domain "Портрет доктора Гаше" кисти Ван Гога


© Public Domain

В Париже у Ван Гога возник интерес к созданию изображений человеческих лиц. Не имея средств на оплату работы моделей, он обратился к автопортрету, создав за два года около 20 картин в этом жанре.

Парижский период (1886-1888 годы) стал одним из наиболее продуктивных творческих периодов художника.

В феврале 1888 года Ван Гог отправился на юг Франции в Арль, где мечтал создать творческое сообщество художников.

В декабре психическое здоровье Винсента сильно пошатнулось. Во время одной из неконтролируемых вспышек агрессии, он угрожал открытой бритвой приехавшему к нему на пленэры Полю Гогену, а затем отрезал себе кусок мочки уха, послав его в подарок одной из знакомых женщин. После этого инцидента Ван Гог был помещен сначала в психиатрическую лечебницу в Арле, а затем добровольно лег на лечение в специализированную клинику Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. Главный врач лечебницы Теофиль Пейрон поставил своему пациенту диагноз "острое маниакальное расстройство". Однако художнику была предоставлена определенная свобода: он мог писать на открытом воздухе под надзором персонала.

В Сен-Реми у Винсента чередовались периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. Всего за год пребывания в клинике Ван Гог нарисовал около 150 картин. Одними из самых выдающихся полотен этого периода стали: "Звездная ночь", "Ирисы", "Дорога с кипарисами и звездой", "Оливы, синее небо и белое облако", "Пьета".

В сентябре 1889 года, при активном содействии брата Тео, картины Ван Гога приняли участие в Салоне Независимых, выставке современного искусства, организованной Обществом Независимых художников в Париже.

В январе 1890 года полотна Ван Гога были выставлены на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где были восторженно приняты критиками.

В мае 1890 года в психическом состоянии Ван Гога наступило улучшение, он вышел из больницы и поселился в местечке Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise) в пригороде Парижа под присмотром доктора Поля Гаше.

Винсент активно занялся живописью, практически каждый день он заканчивал живописное полотно. В этот период он написал несколько выдающихся портретов доктора Гаше и 13-летней Аделины Раву, дочери владельца гостиницы, в которой он поселился.

27 июля 1890 года Ван Гог в обычное время вышел из дома и отправился рисовать. По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, он признался , что стрелял в себя из пистолета. Все попытки доктора Гаше спасти раненного оказались тщетными, Винсент впал в кому и ночью 29 июля умер в возрасте тридцати семи лет. Был похоронен на кладбище Овера.

Американские биографы художника Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит в своем исследовании "Жизнь Ван Гога" (Van Gogh: The Life) смерти Винсента, по которой он умер не от собственной пули, а от случайного выстрела, совершенного двумя нетрезвыми молодыми людьми.

За время десятилетней творческой деятельности Ван Гог успел написать 864 картины и почти 1200 рисунков и гравюр. При жизни была продана только одна картина художника — пейзаж "Красные виноградники в Арле". Стоимость картины составила 400 франков.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Тощий котенок неловко карабкается вверх по изогнутому стволу яблони. Страх сорваться гонит его все выше и выше. Вчера Винсент наблюдал за несмышленышем в саду, а сегодня принес и положил на колени матери лист бумаги – свой первый рисунок. Мать немного удивлена: ее старший сын – замкнутый и нелюдимый мальчик – впервые приоткрыл для нее свой мир. Однажды Винсент уже пытался вылепить из глины слона, но, заметив, что за ним наблюдают, смял его в кулачке. Мальчишке недавно исполнилось восемь лет. Пройдут годы, и о нем заговорят как о чудаке и лишь через десятки лет – как о настоящем художнике.

Семья, детство

Винсент Ван Гог родился в семье пастора в небольшом поселке Гроот-Зюндерт. Его отец принадлежал к известному нидерландскому роду и даже мог похвастаться семейным гербом – веткой с тремя розами. Издавна представители почтенного семейства Ван Гогов занимали видные посты, жили в достатке и обладали отменным здоровьем. Однако отец Винсента Теодор Ван Гог всего этого не унаследовал. Наделенный добрым нравом, этот простой человек с аккуратностью клерка выполнял обязанности священника, а прихожане называли его «славным пастором». Заурядность его обывательской жизни будет по­тревожена лишь через двадцать лет после рождения старшего сына Винсента, когда в его душе поселится постоянный страх за непутевого горе-художника.

Мать Винсента Анна Корнелия Карбентус из почтенной семьи придворного мастера-переплетчика была женщиной импульсивной, с беспокойным характером. Она часто бывала резка со своими детьми, даже в повседневных делах проявляла упрямство избалованной девочки.

Неожиданные вспышки гнева и приступы ярости еще маленького Винсента свидетельствовали о тяжелой наследст­венности. Из шестерых детей пастора только он отличался угрюмостью, любил гулять в одиночестве, подолгу молчал. Он вообще мало походил на ребенка: приземистая и неуклюжая фигура, покатый лоб, густые брови и недетский мрачный взгляд.

На формирование психики мальчика не могло не повлиять и странное, почти мистическое обстоятельство, связанное с его появлением на свет. Винсент не был первенцем у своих родителей. Ровно за год до его рождения, день в день, Анна Корнелия родила мальчика. Младенца нарекли Винсентом, что означает «победитель». Но он прожил всего шесть недель. Боль от потери смягчилась лишь тогда, когда Анна вновь забеременела. 30 марта 1853 года она разрешилась от бремени мальчиком. В память о первенце его назвали Винсентом Виллемом. Эта история могла стать семейной тайной, но маленький Винсент знал ее от родителей. И малыша нередко видели на кладбище, где покоился его старший брат.

Одинокие прогулки пробудили в Винсенте чуткую наблюдательность. Он разглядывал растения, изучал насекомых, собирал гербарий и жестяные коробки с жучками-паучками.

В большой семье пастора любили и баловали упрямого и своенравного старшенького. Братья и сестры его немного побаивались, хотя маленький дикарь не был злобным или заносчивым. Настоящая, пытливая и деятельная дружба возникла у Винсента только с младшим братом Тео.

Продавец картин Ван Гог

Когда Винсенту исполнилось шестнадцать лет, почтенный пастор созвал семейный совет – нужно было определять будущее сына. Дядюшка Сент, который содержал в Гааге картинную галерею, обещал племяннику свое покровительство и дал рекомендации к господину Терстеху, директору гаагского филиала парижской фирмы «Гупиль».

Родственники были довольны: Винсент устроен не хуже других, поднакопит опыта, и из него выйдет образцовый служащий. Стоит ли говорить, что юный продавец картин вовсе не стремился к этому. Разговаривая с клиентами, он не старался им угодить, вступал в дерзкие споры об искусстве, а иногда что-то сердито бормотал себе под нос. Но этот чудаковатый новенький странным образом притягивал покупателей, он завораживал своим глубоким интересом к «товару» – картинам. Окунувшись в мир живописи, Винсент восторженно старался в нем разобраться и узнать как можно больше. Каждое воскресенье он посвящал музеям. Через четыре года Винсента с повышением перевели в лондонский филиал.

Ван Гог представлял себе английскую столицу только по романам Диккенса, которые читал с упоением. Приехав в Лондон, он сразу же купил себе цилиндр, зная наверняка, что здесь без такого элегантного головного убора «невозможно вести дела». Гуляя по городу, он пытался разглядеть в пестрой толпе персонажей своего любимого писателя, а в воображении рисовал картины бесхитростного и безмятежного английского счастья. Ему так хотелось примерить на себя роль добродушного отца многочисленного семейства!

Вскоре молодой человек, которому уже исполнилось двадцать лет, впервые влюбился. Как это часто бывает – в первую попавшуюся смазливую девчонку – дочь его квартирной хозяйки. Робкий и неуклюжий юноша еще не знал правил любовной игры. А ведь кокетка Урсула вовлекала его именно в игру. Ван Гог со всех ног спешил домой с работы, чтобы наконец увидеть ее, а Урсула только благосклонно принимала его неумелые ухаживания. Он называл свою любимую «ангелом с младенцами», а ее лишь забавлял этот неказистый голландец, к тому же скверно владеющий английским языком.

Долгие месяцы Винсент вынашивал в душе слова любви, но, когда признался в своих чувствах, был потрясен: Урсула смеялась. Она уже давно помолвлена, она невеста другого. Эта довольно банальная история первой любви нанесла глубокую рану искреннему и страстному юноше. И, как принято писать в биографиях, стала поворотным этапом в судьбе будущего художника.

Чудак в стоптанных башмаках

Спасаясь бегством из Лондона, Ван Гог едет в Хелфоурт, где живут теперь его родители. Закрывшись в своей комнате на ключ, Винсент оказывается один на один с бедой, крушением радужных планов и надежд. Не здесь ли – в горестном уединении, отвергнутый женщиной – он набил свою первую трубку? Сказать точно не смог бы и самый дотошный его биограф. Но с тех пор Ван Гога везде и почти всегда видели с трубкой в зубах. Сам он не раз утверждал, что табак действует на него успокаивающе.

Просидев в добровольном заточении несколько дней, Ван Гог вынужден был вернуться к работе. Но он потерял весь свой энтузиазм. Спасаясь от тяжких размышлений, он стал посещать протестантскую и англиканскую церкви и петь псалмы. Казалось бы, его жизнь вновь стала простой и разумной. Но неистовый голландец ни в чем не знал меры, и его первоначальная благостная любовь к Богу переросла в настоящий религиозный экстаз. Продавец картин возненавидел свою работу и однажды даже сказал своим хозяевам, что «торговля произведениями искусства – всего лишь форма организованного грабежа». Последовавшее за этим увольнение все же удивило, даже огорошило его. Он вновь почувствовал себя изгоем, вновь обманул ожидания родных. Разгневанный его поведением, дядюшка Сент отказался помогать незадачливому племяннику.

Но Ван Гога уже съедала новая страсть. Чтобы загладить свою вину перед отцом, он пойдет по его стопам! Устроившись приказчиком в книжную лавку, он глотает одну за другой книги, вникает в смысл библейских историй. Слово Божие он стремится донести до всех страждущих, подолгу бродит в бедных кварталах, делает рисунки. Он пишет брату Тео: «Меня влечет ко всему библейскому. Я хочу утешать сирых. Я полагаю, что профессия художника или артиста хороша, но профессия моего отца более благочестива. Я хотел бы стать как он».

Но Ван Гог совсем не похож на своего достопочтенного батюшку. Он облачился в старую военную куртку, скроил себе обмотки из мешковины, нахлобучил на голову кожаную шахтерскую фуражку и обул деревянные башмаки. Рубашки он сооружает себе из оберточной бумаги. Винсент в своих исканиях доходит до того, что умерщвляет плоть, стараясь приучить себя к лишениям. Однако он не в силах отказаться от трубки, ставшей его постоянной спутницей.

Религиозное рвение и желание помогать бедным приводит его в шахтерский городок Патюраж в небольшом районе Боринаж на юге Бельгии. Жители – углекопы со своими семьями – были поражены этим проповедником, не имевшим даже разрешения на свою миссию: он мог остановить на улице человека, чтобы прочитать ему строки из Священного писания.

Многие считали его безумцем, мальчишки кричали вслед: «Чокнутый!», но постепенно голландец безраздельно завоевал сердца углекопов – в его косноязычных речах была притягательная сила.

Слух об успешной деятельности Ван Гога дошел до Евангелического общества, и Винсента официально назначили проповедником в Ваме, маленьком городке недалеко от Патюража.

В перерывах между проповедями Винсент рисовал, внутренний огонь не давал ему ни минуты душевного покоя. Будущий художник словно чувствовал свое предназначение: «С тех пор как я живу на свете, мне кажется, что я в тюрьме. Все считают, что я ни на что не годен. И все-таки я должен что-то совершить. Чувствую: я должен сделать нечто такое, что могу сделать лишь я один. Но что это? Что? Вот этого я не знаю».

Винсент указывал рабочим на жестокость хозяев угольных шахт, и, заразившись его бунтарскими идеями, они решились на забастовку. На этом миссия Ван Гога закончилась. Увольнение с должности проповедника было обосновано недостатком красноречия.

Пастор Ван Гог уходил в Брюссель пешком, собрав свои пожитки в небольшой платок, завязанный узлом. И вслед ему не неслись оскорбления. Потребность рисовать созревала в нем уже давно, и теперь Винсент понял, какое поприще его ожидает. Измученный молодой человек с заострившимися от голода чертами лица шел навстречу своему истинному призванию.

Дерзкий ученик и отчаянный труженик

Так изгнанный проповедник вновь превратился в ученика – Ван Гог часами рисует с натуры. И вот фигуры людей на бумаге, поначалу застывшие, начинают оживать. Ван Гог копирует «Часы дня» и «Полевые работы» Милле, а также «Рисунки углем» Барга – их ему дал Терстех, его хозяин в те времена, когда он служил в гаагской галерее. Преодолевая недомогание, вызванное нуждой и постоянным перенапряжением, Винсент исступленно работает.

«Крестьянин, который видит, как я целый час, не сходя с места, рисую ствол старого дерева, воображает, что я рехнулся, и смеется надо мной, – пишет он брату. – Молодая дама, которая воротит нос от простого рабочего в залатанной, пыльной и пропахшей потом одежде, разумеется, не может понять, зачем человеку ехать к рыбакам Хейста или к углекопам Боринажа, тем более спускаться в шахту, и тоже заключает, что я сумасшедший».

Ван Гог уже не раз слышал это слово в свой адрес. Окружающие смеются над ним, и он догадывается, чем это вызвано: в общении он просто несносен, дерзок, резок, не признает компромиссов. Не складываются у него отношения и с художниками, знакомыми брата Тео. Большин­ство коллег по ремеслу, представляющих академическое направление, находят Ван Гога бездарным. А школы живописи, классы по рисунку, где он пытается набраться опыта, учат его лишь тому, как рисовать не надо.

В семье тоже не поддерживают увлечение Винсента, даже отцу и матери его полотна кажутся весьма странными. К тому же он очутился в положении иждивенца, так как живет на деньги, что присылает ему младший брат. Постоянно чувствовать осуждение окружающих нелегко, и нервы художника на пределе. Получив очередную небольшую сумму от Тео, Ван Гог начинает терзаться угрызениями совести, шлет брату длинные письма с оправданиями. Ему хочется доказать родным, что он труженик и много работает. Но его рисунки и холсты не пользуются спросом и не приносят денег.

Ван Гог все еще лелеет мечту справиться с той одержимостью, которая овладевает им, когда он берет в руки кисти. «Я добьюсь успеха. Я стану не каким-то необыкновенным человеком, а, напротив, самым обыкновенным!» – такие мысли вновь овладевают им, когда он влюбляется в свою кузину Кее, молодую вдову и мать четырехлетнего малыша. Винсент хочет создать семью и познать наконец радость безмятежного покоя. Он продумывает стратегический план, чтобы расположить к себе Кее. Но его ухаживания скорее напоминают навязчивое преследование.

Не в силах выдержать поток изъявлений любви, Кее уезжает в Амстердам. Ван Гог начинает слать ей по нескольку писем в день – она возвращает их нераспечатанными. Молчание любимой приводит Винсента в ярость, на сей раз он не желает мириться с отказом. Он едет в дом ее родителей. Но Кее не хочет выйти к своему настойчивому поклоннику. В отчаянии Винсент хватает горящую лампу и сует руку прямо в пламя: он будет держать ее так, пока она не спустится к нему. Но отец девушки задул огонь и вытолкал несчастного за дверь.

Об этой любовной истории поползли слухи, и окружающие стали считать Ван Гога не только угрюмым чудаком и иждивенцем, но и развратником.

Убитый горем Винсент вновь оказался один, теперь он знал, что тоска не отступит уже никогда. Отгоняя мрачные мысли, он пробует начать новую жизнь – конечно же, в живописи. Все свое время он проводит за рисованием, стараясь овладеть техникой акварели. «Даже если я упаду девяно­сто девять раз, в сотый раз я снова поднимусь», – пишет Винсент Тео и объясняет, что имеет в виду живопись – на личной жизни он ставит крест.

Жажда любви

И вот когда художник решил, что над ним тяготеет проклятие и родственную душу ему не найти, в кафе он знакомится с Христиной. Еще молодая, но уже поблекшая женщина, худая и бледная, она была на пятом месяце беременности. Его очень взволновала ее история: соблазненная негодяем, девушка была вынуждена ступить на скользкую дорожку, и теперь, наполовину спившаяся, зарабатывала себе на жизнь проституцией.

Но их отношения были скорее пародией на семейную жизнь. Винсент вновь поступил вопреки общественному мнению, принципам добропорядочного обывателя и, наконец, здравому смыслу. Ему хотелось любви, и он решил изобразить идиллию. Он приютил Син – так Ван Гог называл Христину – у себя вместе с ее старшим ребенком. Сам кое-как сводя концы с концами, он содержал теперь и своих «домашних». Он редко наедался досыта и очень много курил, чтобы заглушить чувство голода. Тео, разумеется, был не в восторге, что у него на шее оказалось целое семейство. Винсент же был доволен: теперь у него появились модели – он рисовал Син, ее сына и мать.

Но и связь с Син оказалась непрочной. Винсент сильно подорвал здоровье, стараясь вытянуть свою подругу со дна, а та между тем обманывала его и даже втайне пыталась вновь устроиться в публичный дом. В итоге Ван Гог просто сбежал из Гааги на север Голландии в Дренте, край вересковых пустошей.

«Тео, когда посреди вересковой пустоши я вижу бедную женщину, которая несет на руках или прижимает к своей груди ребенка, на глазах у меня выступают слезы. Я знаю, что Син – дурная женщина, что я имел полное право поступить так, как поступил… и все-таки у меня разрывается душа и щемит сердце, когда я вижу бедную, больную и несчастную женщину. Как бесконечно печальна жизнь! И все же я не могу отдаться во власть печали, я должен найти какой-то выход, я обязан работать. Порой меня успокаивает только мысль, что и меня самого тоже не пощадит беда».

Поиски себя в искусстве

Винсенту исполнилось тридцать лет, рисунком он занимается три года, живописью – серьезно уже год. Поиски себя в искусстве неизменно связаны у Ван Гога со странствиями. Из Дренте он отправлется в брабантский городок Нюэнен, где работает над картиной «Едоки картофеля» и серией крестьянских портретов. Затем бежит и из этого края унылых степей в цветущий город Антверпен, на родину Рубенса. Попав в местную Школу изящных искусств, где преподаватели критиковали и даже высмеивали работы Ван Гога, он усваивает для себя «как делать не надо» и методом от противного убеждается в собственной правоте. Винсент узнает о мастерских Парижа, где ученикам предоставляют полную свободу, и столица искусств становится его новой мечтой.

Тео в письмах уже рассказывал Винсенту об импрессионистах. Тогда Ван Гог отвечал: «Здесь, в Голландии, нам трудно понять, что такое импрессионизм. За окном пасмурно, поля усеяны черными глыбами земли, между которыми пятнами лежит снег, часто один за другим следуют дни, когда видишь только туман да грязь, по утрам и по вечерам – багровое солнце, ворон, сухую траву и увядшую гниющую зелень, черные рощи и ветви тополей и ив, вздыбленные на фоне хмурого неба, словно колючая проволока».

Теперь Винсенту хочется попробовать себя в импрессионизме и примерить блестящую столичную жизнь. Его приезд становится неожиданностью даже для Тео.

Однако именно в Париже Ван Гог, который пишет всегда только с натуры, не обращаясь к вымышленным персонажам и отвлеченным сюжетам, понимает, что его «палитра, по всей вероятности, станет еще темнее».

Постигая возможности цвета, он с головой уходит в свои поиски. Можно сказать, что Ван Гог открыл для себя живопись. Теперь, когда он собирается писать картину, отправная точка для него – цвет.

В Париже

К 1886 году импрессионизм уже вступил в пору зрелости. Двадцать три года прошло с тех пор, как Мане выставил в Салоне Отверженных свой «Завтрак на траве», и больше десяти минуло с 1874 года – первой выставки импрессионистов. Многие из создателей направления уехали из Парижа, их творческие пути разошлись. И хотя Ван Гог многому у них научился, эта живопись видимости, игры светотени очень далека от того, к чему тяготеет он сам.

В Париже художник пристрастился к абсенту. Теперь его рацион состоит из хлеба, сыра, мутной зеленоватой жидкости чрезвычайно крепкого градуса и неизменной трубки, набитой самым дешевым табаком. Винсенту приходится жить на деньги Тео, его долг перед братом растет, а вместе с ним растет и нервное напряжение. Парижская жизнь не по карману Ван Гогу, и в его кипящей идеями голове рождается новая фантазия. Он грезит о создании Южной мастерской, представляя себе некую артель живописцев, братство, а не тот столичный круг коллег по ремеслу, где царят зависть и соперничество.

Здоровье художника вновь пошатнулось, Винсент чувствует, что дошел до предела моральных и физических сил. Пасмурное парижское небо лишь усугубляет его тоску. К тому же с первыми заморозками он всегда впадает в депрессивное состояние – зиму Винсент переживает нелегко. И тут он вспоминает о городке Арль: приятель Тулуз-Лотрек рассказывал ему, что жизнь там недорогая. Для Винсента это очень важно, ведь иногда в отчаянии он несет свои полотна старьевщику, который продает их как «холсты, бывшие в употреблении». Создавать «мастерскую будущего», как он сам ее называл, Ван Гог приглашает Поля Гогена.

В Арле

Весну Винсент встречает уже в Арле. Под лучами жгучего южного солнца зацветают сады и раскрывается его талант. Ван Гог без устали пишет фруктовые сады в цвету. Сильный мистраль мешает ему, но художник продолжает работать, привязав мольберт к колышкам, вбитым в землю. В письме к брату он признается: «Я извожу несметное количество холста и красок, но надеюсь, что эти деньги не пропадут даром».

Увы, именно здесь, в его Южной мастерской, Ван Гога подстерегает беда, которую он уже давно предчувствовал и предсказывал. Его организм, последние несколько лет работавший на износ, дает сбой. А точнее – его мозг, воспаленный непрерывным чрезмерным эмоциональным накалом. Ван Гог не умеет справляться со своими эмоциями, спокойствие и рассудочность вообще не свойственны ему. Поссорившись с Гогеном, Винсент пытается напасть на него с бритвой, но терпит неудачу. Тогда он отрезает собственное ухо, и, завернув его в тряпье, несет в публичный дом и вручает своей подруге Рашель. Эта история, которую всегда припоминают в связи с именем художника, и есть первый тревожный сигнал. За ним последовали новые очень тяжелые приступы болезни.

Когда Винсента выписывают из клиники, он боится возвращаться домой: Гоген уехал, их «желтый домик» (так Ван Гог называл мастерскую) опустел. Ему страшно остаться наедине с собой, теперь он знает, что не может на себя положиться. В его душе поселяется страх повторения припадков.

Однако через месяц после выписки художник с удивлением обнаружил, что творческие силы возвращаются к нему. Он пишет портрет своего лечащего врача – доктора Рея. Доктор относился к своему пациенту с симпатией, но портрет ему совсем не понравился. На протяжении одиннадцати лет этот холст прикрывал дыру в курятнике.

Винсент пишет брату: «Если нет необходимости сажать меня в палату для буйных, значит, я еще гожусь, чтобы оплатить хотя бы товаром то, что я рассматриваю как свой долг». Лихорадочное состояние, в котором художник работает, приводит ко второму припадку. Когда бред отступает и сознание возвращается к Винсенту, он осознает, что его помешательство не случайность, что его место – в психиатрической клинике. По крайней мере в солнечном Арле он жить больше не может: мальчишки бросают ему в спину камни с криками «Чокнутый!», взрослые судачат о его безумии.

Восемьдесят жителей Арля подписали петицию мэру с требованием посадить голландца под замок. Ван Гога поместили в палату для буйных, а его дом опечатали. Винсент смирился со своей судьбой. Ради спокойствия окружающих он хочет жить в приюте для умалишенных. И Тео отправляет его в монастырь Сен-Поль под наблюдение доктора Пейрона. Жить бок о бок с сумасшедшими невесело.

Припадки повторяются, у Винсента появляются галлюцинации религиозного содержания. В передышках, которые дает ему болезнь, он старается как можно больше успеть за мольбертом. В каталогах значится около ста пятидесяти картин и ста рисунков, написанных художником за пятьдесят три недели, которые он прожил в стенах лечебницы. Бессчетное число полотен было утрачено. Многие погибли нелепейшим образом по вине их владельцев. Сын доктора Пейрона использовал картины как мишени для стрельбы из карабина, а местный фотограф соскоблил с холстов краску и рисовал на них сам.

Последдние годы

За год в клинике Винсенту так и не смогли помочь справиться с недугом, да и не прикладывали для этого усилий: два раза в неделю ему были предписаны ванны. Врачи не могли даже вынести диагноз: шизофрения, эпилепсия, паранойя? Родные решили, что здоровая атмосфера и благожелательное окружение будут Винсенту полезнее, чем заточение в монастыре, оглашаемом криками буйнопомешанных. И он отправляется в Париж – к брату, невестке Иоханне и их новорожденному сыну, названному в его честь.

Однако в доме брата Ван Гог не находит себе пристанища, он слишком не вписывается в рамки обычной семейной жизни. Винсент вынужден поселиться неподалеку от Парижа в Овере. Здесь ему работается «много и быстро», а по воскресеньям он навещает брата, чью жизнь тоже нельзя назвать благополучной. Ребенок и жена болеют, сам Тео дошел до истощения. Денег не всегда хватает даже на самое необходимое. И после очередного визита в Париж Винсент пишет брату странную записку: «Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

Очевидно, Винсенту был брошен неосторожный упрек: он – обуза для семьи. Художник и так тяготился своим долгом перед братом и хорошо понимал, что возможностью работать он обязан ему. Осознавал он и свою беспомощность. Помочь он может, лишь перестав быть обузой. Ван Гог пытается вновь с головой уйти в работу, но кисти валятся у него из рук. И художник решается ускорить развязку, «поторопить события».

27 июля 1890 года Ван Гог, взяв мольберт, как обычно, отправился бродить в поля. Когда начало смеркаться, он достал пистолет и выстрелил себе прямо в грудь. Истекая кровью, художник пришел домой и лег в постель. Хозяев пансиона Винсент попросил послать за его лечащим врачом. Своему другу доктору Гаше Ван Гог рассказал о неудавшейся попытке самоубийства. И спокойно попросил дать ему трубку и табак. Всю ночь у постели художника дежурили, а он молча и невозмутимо курил неизменную трубку – свою верную спутницу во всех мытарствах.

P.S. Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года в возрасте тридцати семи лет. Незадолго до этого Тео удалось продать одну его картину – «Красный виноградник». Позаботиться об остальных многочисленных полотнах Винсента он не успел. Потрясенного Теодора накрыла волна безумия. Он пережил брата меньше чем на полгода.

Ван Гог Винсент (Van Gogh Vincent), голландский живописец. В 1869-1876 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже, в 1876 работал учителем в Англии. Ван Гог изучал теологию, в 1878–1879 был проповедником в шахтерском районе Боринаж в Бельгии. Защита интересов шахтеров привела ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-е годы ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880–1881) и Антверпене (1885-1886).

Ван Гог пользовался советами живописца А.Мауве в Гааге, с увлечением рисовал простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов (“Крестьянка”, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; “Едоки картофеля”, 1885, фонд Винсента ван Гога,Амстердам), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности.

В 1886–1888 ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, “синтетические” произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (“Мост через Сену”, 1887, “Папаша Танги”, 1881). В 1888 ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и в то же время страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (“Жатва. Долина Ла-Кро”, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (“Ночное кафе”, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (“Красные виноградники в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (“Спальня ван Гога в Арле”, 1888).

Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (“Дорога с кипарисами и звездами”, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (“Пейзаж в Овере после дождя”, 1890, ГМИИ, Москва).

Винсент Виллем Ван Гог (1853–1890) - знаменитый художник-постимпрессионист.

Винсент Ван Гог

Начало жизни

В 1886 году Ван Гог уехал в Париж, где начался его самый плодотворный период творчества. В этот период его картины стали светлее и добрее. Тогда появились такие картины как «Мост через Сену», «Море в Сент-Марье», «Папаша Танги».

Последние годы

Творчество Ван Гога сильно возвысилось, но его картины по прежнему не хотели покупать, это сильно ранило художника. В 1888 году он переехал в Арль. Там он пытался разработать свою собственную технику рисования. Он хотел открыть мастерскую для обучения будущих художников. Он хотел, чтобы ему помог Поль Гоген, но в дальнейшем имел с ним много конфликтов, однажды даже бросился на него, после чего попал в психиатрическую больницу. После этого он был отправлен в Сен-Реми-де-Прованс, где написал более 150 картин, в числе которых есть такая известная картина как. Существует легенда, что после создания этой картины художник отправился на пленэр для написания новой картины и выстрелил в себе в сердце из револьвера, которым он отпугивал птиц во время работы. Пуля прошла ниже сердца, но вскоре он умер от кровопотери. Со слов брата Винсента, последними словами Ван Гога было: «Печаль будет длиться вечно».

Краткая биография Винсента Ван Гога обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Валентина