Стратегический план развития дома культуры. Концепция развития кду. Приоритетные направления деятельности мбук «городской дворец культуры»_____________________с.4


2 Схема разработки Стратегии развития Соболёвского модельного Дома культуры на 2013 – 2017 г. нормативные документы областного и местного уровня, регламентирующие разработку программных документов, определяющие стратегическое планирование развития культурной политики. Анализ состояния модельного Дома культуры. Характеристика современного состояния учреждения Цели стратегии Приоритетные направления стратегического развития Творческие проекты Инновации Мониторинг и оценка результатов стратегии Общие положения. Аналитический блок Целевой блок Блок мероприятий Культурно- досуговые формирования.


3 Важнейшие проблемы развития культуры Российской Федерации Ключевые пункты социально- экономического развития области Использование в работе областных и районных программ Направления динамичного развития культуры Концептуальный блок Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


4 Аналитический блок Выбор приемлемых методов и форм разработки стратегии. Анализ факторов макроокружения: Анализ среды, в которой протекает деятельность модельного Дома культуры Оценка макросоциальной динамики Анализ современного состояния учреждения: Оценка экономического потенциала Оценка потенциала социальной сферы Культурно-досуговые формирования.


5 Материально – техническая база Соболёвского МСДК Звуковое оборудование. 1. Ударная установка «Торнадо». 2. Сабвуферы активные DB Technologies 3. Сателлиты активные DB Technologies 4. Микшерный пульт Allen&Heath 5. Радиомикрофоны «Пасгао» 6. Нетбук «Asus» 7. Ноутбук «Aser» 8. Видеопроектор с экраном 9. Звукоусилительный комплект «Ерасов» 10. Звуковая карта М – аудио Световое оборудование 1. Фонари светодиодные фонового света 2. Световой прибор светодиодный 8 сегментов 3. Световой прибор светодиодный 4 цвета 4. Световой прибор светодиодный «Revo 3» 5. Световой прибор светодиодный «Пинпост»


6 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Культурно-досуговые формирования. Кружки художественной самодеятельности 1. Вокальная студия «Палитра детских голосов" старшая группа. 2. Вокальная студия «Палитра детских голосов" младшая группа. 3. Ансамбль народной песни «Ивушка». 4.« Настольный теннис». КЛУБЫ ПО ИНТЕРЕСАМ 1. Клуб «Патриот». ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 1. «Споёмте, друзья». 2. «Волшебный сундучок». 3. «СемьЯ» НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «Маэстро». НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «Субботея» ДОМ МАСТЕРА 1. Лоскутное шитьё. 2. Художественная вышивка. 3. Вязание крючком и на спицах. 4. Бисероплетение 5. Очумелые ручки.


7 Общее число участников любительских объединений, клубов по интересам, клубных формирований самодеятельного народного творчества Число формирований Клубные. формирования. самодеятельного народного творчества В том числе коллективов всего Для детей до 14 лет всего Для детей до 14 лет хоровых Народных промыслов прочие Всего единиц В них участн иков


8 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Приоритетные направления сферы творческой деятельности модельного Дома культуры. Развитие и популяризация народного художественного творчества Развитие проектной деятельности Поддержка новаторских поисков Развитие социального партнерства повышение квалификации кадров учреждения.




10 Творческие проекты. Инновации. Проведение молодёжного джазового фестиваля Развитие информационного поля сайта Дома культуры Предоставление Соболёвского МСДК в качестве экспериментальной площадки студентам ВУЗов для исследовательской деятельности и при написании квалификационных работ Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


11 Финансово-экономические показатели деятельности модельного Дома культуры. Поступило (руб.) Год. всегоВ т. ч. платные Расход (руб.) Год. всегоВ т. ч. платные


12 Сильные и слабые стороны модельного Дома культуры Сильные стороны: - высокий уровень профессионализма творческих работников учреждения и их активная жизненная позиция; - свобода в выборе форм и методов работы; - рост числа коллективов народного художественного творчества и создание любительских объединений; - развитие проектной деятельности; - новаторство в решении профессиональных задач; - развитие социального партнерства; - широкие творческие связи учреждения. Слабые стороны: - нехватка денежных средств для проведения массовых мероприятий; - отсутствие мастерской для мастеров декоративно-прикладного творчества; - отсутствие тренажёрного зала в Доме культуры - отсутствие интернета в Доме культуры; - отсутствие стационарного компьютера и множительной (сканер, ксерокс) техники. Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


13 Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК Планируемые мероприятия и проекты 2013 г. Проведение I районного открытого детско-юношеского джазового фестиваля 2014 г. Разработка и защита проекта организации и оснащения ансамбля народных инструментов «Затея» 2015 г. Активизация молодёжных проектов за здоровый образ жизни 2017 г. 310 годовщина восстания Кондратия Булавина 2016 г. Фестиваль народной песни «Белый Город»


14 9. Ожидаемый результат. Достижение конкретных положительных результатов в различных направлениях деятельности Дома культуры, создание благоприятной среды для реализации творческих и духовных потребностей населения. Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК


15 Мониторинг и контроль реализации Стратегии. Управление культуры муниципального района «г. Валуйки и Валуйский район» Методическая служба Районного Дворца Культуры и Спорта Работники Соболёвского модельного сельского Дома культуры, администрация городского поселения «Посёлок Уразово». Содержание основных элементов Стратегии социального развития Соболёвского МСДК

Программа развития культурно-досуговых учреждений необходима для того, чтобы как можно больше посетителей и увеличить доходы КДУ. Ее разработкой должны заниматься только специалисты, работающие в данном учреждении, поскольку они хорошо знают все особенности его деятельности

Культурно-досуговые учреждения являются достаточно важным ресурсом устойчивого и динамичного социально-экономического развития РФ.

Их вклад в сохранение культурного наследия, развитие человеческого капитала и формирование творческой среды не вызывает никакого сомнения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

И чем сильнее будет становиться воздействие культуры на общество, тем больше будет усиливаться повышение этого вклада. Именно этому и должна способствовать Концепция развития КДУ.

Особенности разработки Программы развития КДУ

Программа развития КДУ позволит привлечь внимание пользователей к деятельности учреждения, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению дохода. Также с ее помощью можно получить грант. Как видно, значение ее огромное.

Поэтому к разработке программы стоит подходить со всей серьезностью, привлекая к этому специалистов.С самого начала необходимо создать рабочую группу.

Лучше всего, если в ее состав войдут:

  • руководители подразделений;
  • маркетологи;
  • партнеры культурной организации;
  • представитель учредителя.

Не стоит поручать разработку специалистам извне. Все дело в том, что работать над ней должны те, кто хорошо знает специфику работы и другие особенности учреждения. В противном случае документ придется дорабатывать.

Эксперта стоит пригласить уже после того, как программа развития КДУ будет полностью готова. Он сможет оценить документ, указать на его недоработки.

Главная цель программы заключается в том, чтобы точно определить направления развития культурно-досугового учреждения. Поэтому изначально текущую ситуацию, оценив работу всех кружков и секций, которые действуют на текущий момент.

Оценку стоит проводить по следующим критериям:

  1. Количество участников кружка или секции.
  2. Доход, который получает учреждение от их функционирования.
  3. Наличие жалоб и пожеланий посетителей.

Данные анализа помогут решить многие актуальные вопросы, например, какие из кружков стоит закрыть, а какие стоит развивать еще более интенсивно. В этом может оказать помощь независимый специалист.

Такой подход позволит намного быстрее и более точно определить главные направления деятельности учреждения культуры. В таблице ниже представлены возможные варианты:

Направления деятельности

Виды досуга

Развлекающий

Творческий

Интеллектуальный

Традиционное

Концерты

Кружок народных танцев. Кружок кройки и шитья

Шахматный кружок

Социальное

Танцевальные ретро вечера для пенсионеров

Компьютерные курсы для пожилых людей

Инновационное

При разработке направлений некоторые КДУ берут за основу именно возраст посетителей. И это является большой ошибкой.

Ведь можно добиться намного больших результатов, если вместе в возрастными особенностями будут учитываться и другие характеристики, например:

  • профессионалы;
  • любители;
  • молодые семьи;
  • несемейная молодежь и прочее.

Что касается возраста, то в этом случае студии, кружки и секции лучше всего планировать не просто для школьников, молодежи, взрослых и пенсионеров, а согласно возрастным категориям:

  • от 0 до шести лет;
  • от 6 до 10 лет;
  • от десяти до 14 лет и так далее.

Также большое внимание стоит уделить подросткам. Для этой категории посетителей в концепцию лучше всего включить программы социализирующего и профориентационного характера.

К примеру, можно открыть музыкальную мастерскую, где подростков будут учить создавать песенные хиты. Ведь в детских школах искусств такому не учат, а значит данное направление будет востребовано.

Или же можно создать экспериментальную студию аудиовидеотехнологий, как это сделали в культурном центре ЗИЛ. Здесь школьники не только получают определенные знания, но и на практике занимаются программированием звука, графики и видео, работают над созданием интерактивных инсталляций.

Самой активной и, пожалуй, самой благодарной категорией посетителей КДУ являются пенсионеры. В большинстве подобных учреждений для них проводятся танцевальные ретровечера, хор русской песни, концерты и прочее. Однако, помимо этих традиционных направлений, стоит развивать и другие. Рассмотрим на примере культурного центра ЗИЛ.

На сегодняшний день для данной возрастной категории здесь действуют:

  • юридическая клиника;
  • вечерняя школа;
  • компьютерные курсы и другое.

Пенсионеры с удовольствием обучаются компьютерной грамоте, изучают физику, математику, литературу и другие предметы, выступают в качестве моделей на подиуме.

Отличным маркетинговым инструментом могут стать бесплатные программы. Ведь заинтересованный посетитель в этом случае будет уверен, что даже если ему придется заплатить за одну услугу, то вместе с этим он сможет воспользоваться еще несколькими бесплатными.

Работая над созданием программы развития КДУ, не стоит упускать из виду вопрос, касающийся обеспечения комфортных условий для посетителей. Необходимо хорошо продумать, как сделать так, чтобы при посещении учреждения каждый чувствовал себя по-настоящему уютно и комфортно.

Этому могут способствовать:

  • зоны отдыха;
  • работа кафетерия;
  • бесплатный wi-fi;
  • book-crossing и прочее.

Также следует уделить внимание и обновлению . Все сервисы должны быть простыми в использовании, предоставлять актуальную информацию. Нововведения в обязательном порядке нужно закрепить в программе.

Как оформить программу развития культурно-досугового учреждения

Программа может составляться как по собственному шаблону, так и на основании уже готовой формы.

К примеру, в одном из красноярских учреждений культурно-досугового типа рабочая группа выделила следующие основные разделы:

  1. Паспорт.
  2. Проблема.
  3. Информационно-аналитическая справка о деятельности учреждения.

В первом разделе описываются основные цели данной программы, задачи для достижения поставленных целей, а также ожидаемые результаты. Сюда же включен и бюджет.

Второй раздел отражает основные положения Стратегии государственной культурной политики до 2030 года.

Последний включает в себя несколько подразделов. Здесь описывается динамика деятельности учреждения за несколько последних лет, представлен перечень услуг и их получатели, раскрыты основные цели и задачи программы, ее целевые индикаторы и показатели. Особое внимание уделяется финансовому обеспечению.

Помимо этого, в информационно-аналитической справке раскрыты механизмы реализации. Они отражают конкретные меры, которые необходимо принять для достижения высокого уровня эффективности КДУ.

Не менее важным является подраздел «Основные целевые показатели социально-экономической эффективности результатов реализации программы». В нем указывается те количественные результаты, которые могут быть достигнуты учреждением.

Программа развития КДУ должна быть утверждена его руководителем. Также ее вправе утвердить и учредитель.

В случае функционирования в учреждении документ стоит вынести на обсуждение, после чего утвердить на одном из заседаний.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Отдел культуры администрации г. Назарово Красноярского края

Концепция развития

МБУК «Городской Дворец культуры»

г. Назарово Красноярского края

до 2020 года.

Назарово 2009г.

1. Введение_________________________________________с.2

2. Приоритетные направления деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»_____________________с.4

3. Механизмы реализации приоритетных направлений деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»__с.5

  1. 4. Миссия МБУК «Городской Дворец культуры»_______с.6

5. Цели МБУК «Городской Дворец культуры»__________с.6

  1. 6. Задачи по достижению целей МБУК «Городской Дворец культуры»_______________________________________с.6
  1. 7. Целевые ориентиры развития МБУК «Городской дворец культуры» ______________________________________с.8
  1. 8. Ожидаемые результаты реализации приоритетных направлений деятельности МБУК «Городской Дворец культуры» _____________________________________с.9

  1. 1. Введение.

МБУК «Городской Дворец культуры» г. Назарово Красноярского края за свою более чем 50-ти летнюю историю неоднократно менял своё название, ведомство и статус.

Дом культуры «Угольщик» был сдан в эксплуатацию в 1956 году. Строительство осуществлялось одним из самых крупных предприятий, имеющего статус градообразующего предприятия, Разрезом «Назаровским». Дом культуры «Угольщиков» открыл свои двери для специалистов, участников художественной самодеятельности и зрителей 14 апреля 1957 года.

Сразу сформировался очень мощный творческий потенциал, много коллективов, массовые мероприятия, которые становились событием, им не было равных в городе. Здесь зарождалось множество интересных традиций в любительском художественном творчестве. Вся культурная жизнь города Назарово складывалась вокруг него.

В годы перестройки Дворец культуры находился на грани полного исчезновения. В 1987 г. администрация города передала здание в долгосрочную аренду Городскому Телецентру, в деятельности которого культурно-просветительская работа занимала весьма незначительное место. Об эффективной работе речи не велось.

В 1997 году бывший Дом культуры «Угольщиков» был передан в муниципальную собственность и переименован в Назаровский «Городской Дворец культуры».

В настоящее время специалисты МБУК «Городской Дворец культуры» сформировали новый имидж учреждения культуры. Здесь работает 56 любительских объединений, студий, театров, клубных формирований и т.д. Основной задачей коллектива является сохранение огромного багажа традиций, форм, методов работы, и поиск новых форм и видов социально-культурной деятельности.

На сегодняшний день МБУК «Городской Дворец культуры» это:

  • Коллектив общей численностью 87 человек;
  • Из них 59 специалистов по творческим направлениям, имеющих высшее и среднее профессиональное образование;
  • 56 клубных формирований самодеятельного творчества различных жанров и клубов по интересам различных направлений деятельности и 1500 участников;
  • 11 имеют звание «народный» и «образцовый»;
  • Более 350 мероприятий в год;
  • Большой и малый концертные залы на 600 мест, оснащённые современным световым и звуковым оборудованием.
  • 8 кабинетов для занятий любительских творческих коллективов.


2. Приоритетные направления деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»

  • Стимулирование новаторства и творческих экспериментов в досуговой и просветительской деятельности, применение новых управленческих технологий и активное внедрение современных моделей их работы.
  • Создание эффективной организационной и методической системы, способной осуществлять полноценную досуговую и просветительскую деятельность для удовлетворения спроса всех категорий населения на современные социально-культурные услуги.
  • Совершенствование системы межмуниципального, межрегионального и международного информационного, методического и культурного обмена в сфере любительского художественного творчества и культурно-досуговой деятельности.
  • Развитие фестивальной практики как средства стимулирования и активизации культурной жизни, формирования благоприятного имиджа города, расширения контактов с территориями, городами и поселениями Красноярского края, а также регионами Российской Федерации и зарубежными странами.
  • Создание системы непрерывного обучения кадров в сфере эффективных социально-культурных инноваций и технологий.

3. Механизмы реализации приоритетных направлений деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»:

  • Формирование информационно-методической базы с целью эффективной досуговой и просветительской деятельности коллективов любительского художественного творчества и специалистов.
  • Программа поддержки лидеров инновационной досуговой и просветительской деятельности.
  • Развитие проектной деятельности, поиск, определение и внедрение современных и эффективных технологий досуговой и просветительской деятельности.
  • Расширение культурных связей, формирование партнерских отношений с другими учреждениями и предприятиями всех форм собственности г. Назарово.

4. Миссия МБУК «Городской Дворец культуры».

Создание благоприятных и комфортных условий для жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала граждан как основы целостности, устойчивого и динамичного развития города Назарово.

5. Цели МБУК «Городской Дворец культуры».

1. Формирование единого культурного пространства г. Назарово: создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и услугам.

2. Расширение спектра услуг и их доступности в сфере досуговой и просветительской деятельности.

3. Формирование имиджа г. Назарово как одного из культурных центров Красноярского края с благоприятной средой проживания.

6. Задачи по достижению целей МБУК «Городской Дворец культуры».

1. Формирование единого культурного пространства г. Назарово, создание условий для равного доступа граждан к культурным ценностям и услугам:

  • Углубление и развитие содержательной составляющей деятельности учреждения по всем направлениям;
  • Создание условий и инициация межкультурной коммуникации народностей, населяющих г. Назарово;
  • пропаганда толерантного отношения и культуры добрососедства среди населения г. Назарово;
  • расширение спектра культурных услуг, в целях сохранения исторического и культурного наследия города Назарово;
  • модернизация материально-технической базы;
  • разработка мер по закреплению талантливой и активной молодежи для занятий в любительских художественных коллективах и участия в культурных акциях;
  • сохранение и развитие кадрового потенциала, поддержка учащихся и талантливой молодежи;
  • обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями.

2. Повышение качества и доступности услуг в сфере досуговой и просветительской деятельности МБУК «Городской Дворец культуры»:

  • реализация инновационных форм и методов работы, обеспечивающих повышение качества услуг культуры в области любительского художественного творчества;
  • внедрение информационных технологий в сферу досуговой и просветительской деятельности.

3. Формирование имиджа г. Назарово как одного из культурных центров Красноярского края:

  • формирование и развитие благоприятной среды проживания со всем спектром культурных услуг для удовлетворения духовных потребностей и развития творческого потенциала;
  • реализация проектов культурного сотрудничества в рамках гастрольной, фестивальной, конкурсной, выставочной деятельности с профессиональными коллективами Краевого и Государственного уровня;
  • расширение фестивальной деятельности любительских художественных коллективов.

7. Целевые ориентиры развития МУК Городской дворец культуры.

Наименование показателя

годы

Общее количество мероприятий по всем направлениям деятельности
Количество мероприятий на платной основе
Количество мероприятий

для детей

Количество брендовых мероприятий
Количество клубных формирований по всем направлениям деятельности
Количество «народных», «образцовых» любительских художественных коллективов
Количество работников ежегодно повышающих квалификацию
Количество информационных интернет-ресурсов, сайтов.
Участие любительских художественных коллективов в фестивалях, конкурсах, выставках всех уровней

8. Ожидаемые результаты реализации приоритетных направлений деятельности МБУК «Городской Дворец культуры».

Реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры к 2020 году позволит создать условия для повышения уровня жизни граждан: оптимизировать и модернизировать досуговую и просветительскую деятельность, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал каждого жителя города Назарово. Активизировать дальнейшую интеграцию всех видов и направлений досуговой и просветительской деятельности в социкультурные процессы города, края, страны. Использовать все виды и направления досуговой и просветительской работы с целью укрепления и продвижения позитивного образа г. Назарово, как города культуры высокого уровня с благоприятной средой проживания.

Концепция развития ДК "Метролог" в 2011-2014гг.

1. Общие положения.

Настоящая концепция является организационной основой перестройки и обновления деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Метролог» (далее "Дом культуры") в плане расширения функций учреждения и приведения системы организации культурной деятельности жителей г.п. Менделеево, их досуга и отдыха в соответствие с современными требованиями и принципами государственной культурной политики, диктующими необходимость включения учреждения клубного типа в сферу решения общих социально-значимых задач муниципальной политики в городском поселении:

Привлечение широких слоев населения к участию в культурной, образовательной, просветительской деятельности;

- пропаганда здорового образа жизни;

- сохранение и развитие культурно-исторических традиций;

- воспитание гражданственности и чувства патриотизма у подрастающего поколения;

- формирование толерантного мировоззрения и гуманитарного мышления;

- укрепление семейных отношений;

- содействие решению человеком проблемы самоидентификации в обществе;

- благоустройство городской среды;

- развитие сферы платных услуг, как дополнительного финансового источника.

2. Аналитический раздел.

2.1. Характеристика современного состояния учреждения.

2.1.1. Приоритетными направлениями сферы творческой деятельности Дома культуры являются реализация потребности творческого самовыражения и творческой самодеятельности людей, организация досуга и развлечений населения Менделеева, основанная как на культурных традициях, так и на инноватике.

2.1.2. В ДК «Метролог» функционирует 18 культурно-досуговых формирований, организованных с учетом наиболее популярных интересов и

потребностей, а также возрастной дифференциации населения поселка: 2 хореографических ансамбля, 2 театральных коллектива, фольклорная группа, рок-группа, студия звукозаписи. Имеются объединения инвалидов и ветеранов. Функционируют спортивные объединения: аэробика для взрослых, художественная гимнастика, ритмопластика, секция футбола, секция настольного тенниса, секция волейбола, калланетик. Молодежь занимается в объединении любителей пневматики.

2.1.3. В Доме культуры реализован целый ряд интересных и перспективных творческих проектов: ежегодный фестиваль-представление фольклорных коллективов «Фольклорная весна»; ежегодный открытый фестиваль молодых рок – музыкантов «МендельФест - Зимовка»; ежегодный фестиваль детского творчества «ЧУДЕТСТВО» совместно с Домом детского творчества «РИТМ»; один раз в два года проходит фестиваль семейных музыкальных ансамблей, организованный совместно с Менделеевской школой искусств.

2.1.4. Основные направления организации досугово-развлекательной деятельности: комплексные мероприятия, праздничные программы к календарным и юбилейным датам, концертные программы, танцевально-развлекательные вечера для старшего поколения, литературно-музыкальные вечера в «Поэтической гостиной», мероприятия в детской «Игровой гостиной», программы уличных праздников, мероприятия для ветеранов, тематические вечера и профессиональные праздники.

2.1.5. Инновационные формы развития ДК «Метролог», позволяющие успешно решать профессиональные задачи: работа открытого художественного совета; создание сайта Дома культуры; предоставление ДК «Метролог» как экспериментальной площадки студентам ВУЗов для исследовательской деятельности и при написании квалификационных работ; модернизация электроснабжения сценической аппаратуры.

2.1.6. Вся работа Дома культуры «Метролог» проходит в соответствии с Муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг и Планом работы на соответствующий год, утвержденным Главой городского поселения Менделеево.

2.1.7. В ДК «Метролог» ведется строгий учет культурно-досуговой деятельности учреждения, сценарий каждого мероприятия утверждается распоряжением директора ДК. Статьи и фотографии о наиболее значимых и интересных мероприятиях публикуются на официальном сайте администрации и газете «Вестник Менделеево»; на интернет-сайте ДК: сайт и на сайте «Менделеево онлайн»; в газете «Сенеж» и на информационных стендах Дома культуры.

2.1.8.Коллективы Дома культуры участвуют в фестивалях и конкурсах, демонстрируя профессиональный уровень и мастерство: хореографический ансамбль народного и эстрадного танца «Цветик-семицветик» - лауреат II Межрегионального конкурса хореографических коллективов «Хрустальный башмачок» г. Луховицы, Московской области (2010 г.); фольклорная группа «Велик день» - дипломант 1-го фестиваля-смотра любительских коллективов русской традиционной музыки «Заря-Заряница» г. Москва (2010 г.).

2.2. Сильные и слабые стороны ДК.

2.2.1. Позитив:

- высокий уровень профессионализма творческих работников учреждения и их активная жизненная позиция;

- свобода в выборе форм и методов работы;

- рост числа коллективов народного художественного творчества и создание любительских объединений;

- развитие проектной деятельности;

- новаторство в решении профессиональных задач;

- развитие социального партнерства;

- широкие творческие связи учреждения.

2.2.2. Негатив:

- катастрофическая нехватка средств;

- слабая материально-техническая база;

- капитальный и текущий ремонт не отвечает современным нормам;

- трудности в открытии внебюджетного счета;

- отсутствие системы маркетинга и мониторинга;

Недостаточная работа по разработке проектов, предполагающих долевое финансирование и конкурсное представление в Фондах поддержки культуры;

- отсутствие объединений мастеров декоративно-прикладного творчества;

- отсутствие системы повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения;

-отсутствие фирменного стиля Дома культуры;

- низкая заработная плата.

3.Основная роль и стратегические цели развития ДК «Метролог».

3.1. Основная роль Дома культуры как муниципального учреждения, несущего ответственность за сохранение и развитие культурных традиций поселения, его интеллектуального статуса, состоит в

Содействии реализации культурной, экономической, социальной, информационной, образовательной, просветительской политики в поселении;

- развитии всех видов и жанров искусства, их взаимодействии и взаимообогащении.

3.2. Стратегическими целями развития ДК «Метролог» являются

Формирование единого культурного пространства с максимально благоприятной средой для реализации творческих и духовных потребностей населения;

- создание условий для сохранения и развития культурно-исторических традиций поселения;

Обеспечение разнообразия культурно-досуговой и образовательно-просветительской деятельности различных слоев населения;

Формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения;

Формирование гражданственности, чувства патриотизма и осознания самобытности и уникальности малой родины;

Обеспечение свободного доступа к объектам культуры всех категорий населения, в том числе малоимущих и социально незащищенных групп;

- внедрение новых технологий в реализацию культурной политики в поселении;

- консолидация творческих сил в решении социально значимых общественных задач;

- сокращение бюджетных расходов за счет оказания платных услуг.

4. Приоритетные направления развития ДК.

4.1. Развитие и популяризация народного художественного творчества.

4.2. Развитие проектной деятельности как основного поставщика культурных услуг.

4.3. Поддержка новаторских поисков.

4.4. Повышение уровня профессионального образования, повышение квалификации и переподготовка кадров учреждения.

4.5. Выявление и поддержка молодых дарований.

4.6. Создание коллективов народного художественного творчества.

4.7. Создание любительских объединений.

4.8. Создание курсов прикладных знаний и навыков, поддержка мастеров декоративно-прикладного творчества.

4.9. Проведение областных, межрегиональных фестивалей, конкурсов, выставок, направленных на сохранение народной традиционной культуры и развитие народного творчества.

4.10. Развитие культурной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории, детей и молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных слоев населения. Организация форм работы с социально незащищенными категориями населения, что является прерогативой и обязанностью бюджетного учреждения.

4.11. Развитие социального партнерства путем совместной организации массовых праздничных мероприятий, посвященных общегосударственным, профессиональным и местным праздникам.

4.12. Развитие информационной системы.

4.13. Издательская деятельность.

5. Финансирование ДК.

5.1. Финансовые средства Дома культуры образуются за счет:

- бюджетных ассигнований;

- доходов от платных услуг учреждения;

- платежей за оказание услуг по договорам;

- поступлений от благотворительных фондов;

- добровольных пожертвований, субсидий;

- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством РФ.

5.2. Проектная деятельность учреждения, формирование и представление конкурентоспособных программ позволяют рассчитывать на ассигнования из бюджетов различных уровней (местный, областной, федеральный) и на финансовую поддержку фондов, благотворительных организаций и т.п.

5.3. Необходимо разрабатывать систему использования важного принципа конвертируемости ресурсов, когда нехватку технических или финансовых средств компенсирует партнер, заинтересованный в организации мероприятий или участвующий в их проведении и вкладывающий материальные средства в денежном или другом эквиваленте (техника, аппаратура, транспортные, бытовые услуги и т. д.)

5.4. Информационные технологии как один из видов материальных ресурсов должны стать одним из приоритетных направлений развития деятельности ДК.

5.5. Своевременные и обоснованные бюджетные инвестиции на этом этапе становления обеспечат в дальнейшем стабильный доход от платных форм культурной деятельности, который составит основу Фонда творческо-производственного и социального развития ДК.

5.6. Создание Фонда развития Дома культуры в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке, позволит аккумулировать все поступающие из различных источников материальные средства, остающиеся после обеспечения функционирования учреждения, и направлять их на творческое, производственное и социальное развитие ДК.

6. Формирование фирменного стиля ДК.

6.1. Фирменный стиль - система знаков и символов, формирующих имидж учреждения, должен проявляться во всех видах деятельности ДК и присутствовать на

- печати, бланках и конвертах;

- афишах, плакатах и постерах;

- входных и пригласительных билетах;

- униформе технического персонала;

- сувенирной продукции ДК.

7. Система управления учреждением.

7.1. Для решения творческих вопросов, экспертной оценки, разработки планов в ДК создан Коллегиальный совещательный орган – открытый художественный совет.

7.2. В работе открытого художественного совета ДК «Метролог» участвуют: Глава поселения, руководители всех социально-культурных организаций городского поселения, творческие работники Дома культуры, приглашенные заинтересованные лица, рядовые члены творческих коллективов, жители городского поселения.

7.3. Художественный совет определяет концепцию творческой деятельности Дома культуры и вырабатывает основные направления в ее реализации. Им на основе анализа и качественной оценки предыдущей работы разрабатывается перспективный и текущие планы работы ДК. Он участвует в решении вопросов репертуарной политики творческих коллективов, выставочной деятельности, культурно-массовых мероприятий, координирует осуществление творческих программ с другими досуговыми, учебно-воспитательными заведениями, различными организациями городского поселения.

7.5. Решение кадровых вопросов находится в ведении руководителя ДК и инспектора по кадрам.

7.6. Синтез жанров и направлений деятельности учреждения в современных условиях, постоянно меняющихся форм работы и услуг в сфере культуры, предполагает специальный подбор кадров и внесение изменений в штатное расписание, обусловленное необходимостью введения должностей, в прошлом не свойственных учреждениям клубного типа, применению новых методов и технологий в работе с персоналом.

8. Ожидаемый результат.

8.1. Реализация концепции позволит в полной мере раскрыть потенциал Дома Культуры как культурно-досугового и образовательно-просветительского центра с привлекательным обликом для посетителей всех возрастных и социальных групп, пробудить общественную активность и развить в них интерес к самореализации, познанию, коллективному досугу, здоровому образу жизни; будет способствовать росту гражданского самосознания, причастности к культурно-историческим традициям, повышению интеллектуального статуса поселения, воспитанию у населения чувства патриотизма и любви к малой родине, что соответствует стратегическим задачам в области государственной культурной политики.

8.2. Ожидается определенный экономический эффект, который позволит в будущем сократить бюджетные расходы на содержание учреждения и откроет перспективы дальнейшего развития.

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 11

Чтобы расширить свои возможности по удовлетворению спроса на культурно-досуговые услуги, Красноярский городской дворец культуры в 2011 г. разработал и согласовал с учредителем концепцию развития. Оптимизация площади учреждения, которую предполагается провести в рамках капитального ремонта, обновление содержания уставной деятельности - все это позволит не только охватить обслуживанием всех желающих, но и внедрить новую модель функционирования Дворца культуры.

Красноярский городской дворец культуры изменил свою организационно-правовую форму в 2008 г. Мы были одними из первых, кто решился на этот шаг, не только в краевой столице, но и в Красноярском крае. Для меня как директора условия работы в автономии не стали серьезным психологическим барьером, поскольку до этого я имел опыт руководства коммерческой структурой. Для сотрудников все также прошло безболезненно, ведь главное для творческих работников - это благоприятный психологический климат в коллективе и возможность совершенствовать мастерство в комфортных условиях.

Изменение типа учреждения не отразилось и на условиях труда. На момент перехода в АУ в 2008 г. не произошло существенных перемен ни в штатной численности, ни в оплате труда. Однако по мере работы в форме АУ размер средней заработной платы сотрудников удалось увеличить за счет деятельности, приносящей доход.

Иначе говоря, видимых минусов перехода и работы в автономии Дворец культуры не ощутил. За исключением, пожалуй, лишь того, что долго приходилось привыкать к новому слову "автономное" и отсутствию бюрократических процедур, сопровождавших ранее проведение платежей через Казначейство и организацию муниципальных закупок на выполнение работ, оказание услуг или приобретение товаров для нужд учреждения.

Культурно-досуговые услуги

В соответствии с полномочиями муниципалитета Дворец культуры оказывает жителям города одну услугу - организует досуг населения. Услуга эта подразделяется на такие подгруппы, как создание клубных формирований и проведение культурно-массовых мероприятий. В первую подгруппу входят занятия по различным видам и жанрам искусства: хореография, театр, фольклор, вокал, эстрада, цирк, художественное и декоративно-прикладное творчество. В 45 детских и взрослых коллективах занимаются жители города в возрасте от полутора до 80 лет. Вторую подгруппу составляют городские мероприятия, народные гуляния и концерты, фестивали, ярмарки и выставки, детские игровые программы и др.

Данные подгруппы и вошли в муниципальное задание в объеме среднестатистических показателей, сложившихся за последние три года. Все, что свыше этого объема или выходит за рамки наименований (например, запись фонограммы, прокат сценических костюмов, звуко- и видеосопровождение, написание сценария), предоставляется потребителям за плату.

Что касается деятельности, приносящей доход, можно с уверенностью сказать, что она активизировалась, ведь сам автономный статус предполагает самостоятельную жизнь. Так, за 2011 г. Красноярский городской дворец культуры уже заработал порядка 7 млн руб. Положительная динамика в увеличении внебюджетных доходов есть, но каким образом она меняется (ускоряется или замедляется рост доходов), пока сказать трудно. Динамику изменений можно будет адекватно оценить лет через пять после изменения статуса.

В общем объеме финансирования деятельность, приносящая доход, занимает долю 25% (в 2009 г. эта доля не превышала 5%). Однако мы ищем пути развития учреждения и, думаю, благодаря поддержке муниципалитета в последующем доведем этот показатель до 50%. Вместе с тем если сравнивать с финансированием уставной деятельности (без учета объема средств, направляемых на содержание имущества), внебюджетный доход составит 90% этой суммы.

Спрос опережает предложение

Среди дополнительных платных услуг, оказываемых Дворцом культуры с учетом имеющихся ресурсов, наибольший доход (67% всех заработанных средств) приносят тематические культурно-массовые мероприятия , проводимые по заказу различных учреждений, ведомств и коммерческих предприятий Красноярска. Среди таких заказчиков - образовательные учреждения, воинские части, полиция, пожарная служба, а также органы местного самоуправления (услуга по проведению культурно-массовых мероприятий для городского управления культуры предоставляется в рамках муниципального задания, однако для других управлений - в рамках платных услуг). За 37-летнюю историю учреждения сложилось так, что заказчики сами обращаются к нам за данной услугой, хотя мы все равно стараемся расширять круг клиентов.

Остальная часть внебюджетных доходов поступает от аренды помещений и работы платных кружков, творческих объединений и ансамблей. В дальнейшем, оптимизируя площадь здания, мы сможем увеличить сумму дохода от организации клубных формирований.

Дело в том, что во Дворце культуры в ближайшем будущем начнется капитальный ремонт. В процессе ремонта предполагается сократить административную группу, выделив за счет этого дополнительные площади, а после его проведения - отказать части арендаторов, которые в настоящее время размещаются в нашем здании. Новые площади будут отданы под клубные формирования, на них станет вестись приносящая доход деятельность.

Спрос населения на культурно-досуговые услуги на обслуживаемой нами территории очень велик. Достаточно сказать, что для проведения массовых мероприятий Дворец имеет 600 посадочных мест, однако в соответствии с социальными нормативами, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", учреждению необходимо 2050 посадочных мест. Если же говорить об организации работы клубных формирований, ежегодно мы не можем вместить порядка 500 человек, желающих посещать у нас кружки и творческие объединения. Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед Дворцом культуры, - оптимизировать площадь здания с целью высвобождения места под организацию клубов по интересам.

Высокая востребованность наших услуг позволяет предположить, что серьезных конкурентов у Дворца культуры нет. По деятельности в рамках муниципального задания, наверное, конкуренции не возникнет никогда, поскольку среди населения много желающих получить услугу за счет бюджета муниципалитета. А вот по деятельности, приносящей доход, конкуренты есть, однако они еще неопытны и не могут в полной мере соперничать с нами.

Дворец культуры имеет уникальное местоположение: он практически единственный на два огромных района Красноярска. А торгово-развлекательные центры и другие коммерческие структуры организуют лишь разовые массовые мероприятия, которые не перекрывают наши услуги по частоте и масштабу проведения.

Новая модель Дворца культуры

В 2011 г. мы разработали Концепцию развития Красноярского городского дворца культуры на 2011 - 2020 гг. и согласовали ее с учредителем - городским управлением культуры. Концепция, определяющая развитие учреждения в творческом и материально-техническом плане, также была одобрена министерством культуры и правительством Красноярского края.

Разработка этого документа позволила нам показать, чем Дворец культуры будет отличаться от других учреждений, и получить дополнительные средства на развитие. В частности, уже принято решение о выделении средств на проведение капитального ремонта. Причем он предполагает не только оптимизацию имеющихся площадей, но и строительство пристроя к Дворцу культуры, где будет располагаться зал-трансформер на 1200 посадочных мест.

Содержание деятельности также претерпит изменения - мы планируем внедрить новую модель Дворца культуры. Здесь учреждение преследует цель создать современный инновационно-экспериментальный центр творчества и досуга в соответствии с изменившимися культурно-досуговыми потребностями и предпочтениями жителей Красноярска. Ведь если раньше максимально востребованными были клубные формирования по хореографии, хоровому пению, сейчас наблюдается все больший интерес к традиционной народной культуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, начинает возрождаться техническое творчество, фотокружки. Возникают и совершенно новые потребности, например пенсионеры теперь желают обучаться компьютерной грамотности. Мы планируем осуществлять мониторинг постоянно меняющихся предпочтений и чутко реагировать на эти изменения.

Исследование культурно-досуговой деятельности предполагает создание пяти лабораторий , на которые будет гипотетически поделено пространство Дворца культуры:

  • лаборатория свободного досугового общения;
  • этносибирская лаборатория;
  • лаборатория семейного творчества;
  • лаборатория научно-технических инициатив;
  • лаборатория творчества и эксперимента "Арт-микс".

Возьмем, к примеру, первую лабораторию. Новым направлением деятельности в ее рамках станет организация досуга родителей, ожидающих своих детей - участников творческих коллективов. С этим тесно соприкасается понятие сервисности - создание таких условий, при которых потенциальные участники наших клубных формирований могли стать их реальными участниками или по крайней мере комфортно себя чувствовали и с пользой проводили время в учреждении. Например , родители, приведя ребенка на занятия, могли бы полистать периодику в читальном зале библиотеки или, подключившись к Wi-Fi, увидеть на мониторе, как их ребенок занимается в зале. А родители, сами пришедшие на занятия, отдали бы ребенка в игровую комнату для временного пребывания детей. И это только малая часть того, что должно соответствовать критерию сервисности.

Мы хотим стать экспериментальной площадкой среди дворцов культуры малых городов Красноярского края, на которой будут отрабатываться новые технологии клубной деятельности и методика работы по ним, чтобы потом транслироваться на другие учреждения. Новую модель мы планируем внедрить сразу после завершения капремонта - в соответствии с программой реализации концепции развития учреждения к 2015 г.

Первоочередные задачи

Здесь может возникнуть вопрос: зачем учреждению нужен такой документ, как концепция развития? Она дает системный подход к рациональному распределению средств. Более того, в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, учреждение благодаря разработанной концепции может спланировать конкретные результаты на каждом этапе деятельности и обосновать необходимость тех или иных расходов перед муниципалитетом. Вместе с тем все субъекты нашей деятельности (органы власти, потребители услуг, их создатели) четко понимают, в каком направлении продвигается развитие Дворца культуры, чем он отличается от других аналогичных учреждений.

На сегодняшнем этапе первоочередной задачей для нас является выполнение программы реализации концепции развития, в частности создание благоприятных условий для проведения капитального ремонта. Его планируется вести поэтапно в каждой из четырех функциональных зон Дворца культуры, так что ремонт не должен помешать ведению текущей деятельности. Сокращать ее объем мы не будем, иначе за время простоя можем растерять потребителей.

Параллельно мы должны скомплектовать лаборатории, направленные на развитие любительского творчества в экспериментальных и традиционных формах. Для этого потребуется выстраивание взаимоотношений и достижение договоренностей с различными организациями. К примеру, чтобы в будущем развить в учреждении направление по техническому творчеству, мы планируем начать сотрудничать с радиотехникумом, где уже существует технический кружок. В Сибирском федеральном университете есть рок-лаборатория, с которой мы могли бы поработать в рамках нашей лаборатории творчества и эксперимента.

Смелее к намеченной цели

На мой взгляд, чтобы работа в автономии оказалась успешной, прежде всего нужно проанализировать рыночную ситуацию с точки зрения востребованности оказываемых услуг на обслуживаемой учреждением территории. Посмотреть, каковы перспективы развития, подготовить концептуальные подходы к "осовремениванию" деятельности. А затем смело идти вперед к намеченной цели. И если бы мы сейчас стояли перед выбором, пойти в автономию или остаться бюджетным учреждением, то выбрали бы первое. Самостоятельная жизнь нам ближе и понятнее.

В.А.Кислицин

Директор

МАУ "Красноярский городской