"от первого лица" ток-шоу. Эксклюзив: Мария Ревякина — о «Золотой Маске», взаимопроникновении культур и оскорбленной в чувствах общественности. "Золотая Маска" в этом году ввела лонг-лист. Зачем

Об отрицательной энергетике Москвы, жизни на Сретенке и «Золотой маске» в Год театра.

Я родилась…

В Сибири, в Новосибирске.

Сейчас живу…

В районе Сретенки. Небольшой дом в глубине квартала отдален и от самой Сретенки, и от Садового кольца. Когда в 2000 году мы переезжали из Новосибирска, мы очень долго искали квартиру и наконец нашли это прекрасное тихое место. Нам очень повезло - цены на жилье еще не были тогда такими адскими.

Я люблю гулять…

В «Музеоне». Еще когда дети были маленькими, а деревья большими, мы обычно выезжали в Архангельское, а сейчас я гуляю очень мало, потому что нет времени. Я живу на бегу, не чуя под собой ног.

Мой любимый район…

Переделкино. Мы когда-то снимали там дачу.

Я все собираюсь, но никак не могу доехать…

На выставки. Нет, я все-таки добираюсь, но в последний момент. Вот в музее начинается что-то прекрасное, выставка идет долго, а я бегу уже тогда, когда все закрывается, когда понимаю, что все - ЧП, могу не успеть!

Отличия москвичей от жителей других городов…

Я в большей степени осознавала, когда только поселилась в Москве. Но сейчас у «Золотой маски» много региональных проектов, я много езжу по стране, так что снова это чувствую. Москвичи отличаются от тех, кто живет далеко за пределами Садового кольца, не в лучшую сторону. Сумасшедший ритм жизни, многомиллионное население города, вечная гонка, не всегда хорошая, а иногда даже отрицательная энергетика - все это сказывается на людях. В регионах я чувствую себя комфортно, потому что люди там очень искренние, открытые, с распахнутыми глазами и сердцами. Вот это я ценю в той России, которая за Москвой. Там люди без второго дна, скажем так. Москвичи, простите, без обид. Конечно, в столице есть прекрасные люди, чудеснейшие, но все-таки они отличаются от тех, кто живет далеко.

В рестораны…

Я хожу редко, потому что времени нет. Но если хочется посидеть с друзьями или кого-то надо пригласить, мы идем в «Пушкинъ». Еще я люблю новиковские рестораны - «Клёво» и совсем маленький его суши-бар на Петровке.

В Москве мне не нравятся…

Пробки, загазованность, нездоровая для человека экология, видимо, это свойство всех многомиллионных городов. Но в Нью-Йорке при этом все-таки воздух получше, конечно. Машины ездят не на том бензине, который используется у нас.

В Москве есть все…

Даже не скажешь, что чего-то не хватает. Надо только разумно распоряжаться своим временем, чтобы его побольше оставалось для близких.

Москва меняется…

И меняется мое отношение к ней. Сейчас сажают много деревьев. Москва стала просторнее, много цветов, летом много зелени. И Москва стала чище. Я помню, когда я сюда прилетала из Новосибирска, здесь было ужасно грязно. Мне нравится, как реставрируются - если реставрируются! - старые дома. Нравится, что сейчас многие театры Москвы встают на реконструкцию. Потому что иногда приходишь куда-то и думаешь: как жалко, такой замечательный театр, а в нем просто ужасные кресла. Сейчас все это двигается, я вижу, как Москва много внимания стала уделять театральной культуре.

Во время фестиваля я больше всего переживаю…

За людей и театры, которые на «Золотую маску» приезжают из провинции. Потому что я знаю, как они волнуются. Я знаю, как это безумно сложно - показать свой спектакль в Москве. Он прекраснейшим образом идет на твоей родной площадке, а в Москве другие стены, взыскательный зал, плюс критика, плюс жюри!

Для меня не становятся неожиданностью…

Решения экспертных советов, определяющих спектакли-номинанты. Иногда я, конечно, чему-то удивляюсь. Но я понимаю, что эксперты-критики видели больше меня и вообще больше всех в стране - они же за год объезжают всю Россию.

Мы начинаем продавать билеты…

В первых числах декабря. Фестиваль открываем 20 января спектаклями петербургского Большого Драматического театра имени Товстоногова. Это отдельный проект в рамках «Золотой маски». В связи с тем, что, во-первых, 2019-й - год театра, а во-вторых, в этом сезоне отмечается столетний юбилей БДТ, мы везем в Москву сразу несколько спектаклей - среди них номинанты и лауреаты прошлых лет. Так начнется фестиваль. А закончится он 16 апреля на Исторической сцене Большого театра, где будут вручаться премии лауреатам этого года. Жюри, состоящее из актеров, режиссеров, художников театра, будет выбирать лауреатов из двух шорт-листов («драматического» и «музыкального»), составленных экспертными советами. Эти шорт-листы мы объявим 31 октября.

Фото: Ира Полярная, предоставлено пресс-службой Фестиваля «Золотая Маска»

Национальной театральной премии за сезон 2011-2012 годов. Фестиваль, который в марте 2013-го пройдет в девятнадцатый раз, меняется — впервые среди номинаций появилась "роль второго плана", а при дирекции — правление. Тем не менее "Маска" как главная театральная премия страны всегда вызывает вопросы - к составу жюри, к результатам, к качеству конкурсных спектаклей. После оглашения результатов работы экспертного совета на сайте СТД появилась информация о том, что жюри было сформировано без согласования с секретариатом театрального союза. Об этом и не только мы поговорили с генеральным директором фестиваля Марией Ревякиной. Беседовала Анна Банасюкевич.

- В каком состоянии подошел фестиваль к сегодняшнему дню и что нового?

— "Золотая Маска" - это живая и постоянно меняющаяся история, это зеркало российского театра. Фестиваль и его проекты отвечают на запросы времени, не только отражают ситуацию в театральном искусстве как таковом, но и передают настроение общества, транслируют саму интонацию окружающей жизни. Стержень всего, что объединено под словосочетанием "Золотая Маска", - это институт Российской национальной премии и Фестиваля. "Золотая Маска" имеет две неизменяемые основы - экспертный совет и жюри. Экспертизу осуществляют критики, театроведы, то есть аналитики. Решение о награждении принимают представители всех театральных профессий. Это то, что в нашей работе неизменно.

— Состав жюри должен быть ротирован на 2/3, но обычно в жюри никто из прошлого сезона не переходит. В Положении о Премии прописано, что ни создатель, ни участник спектакля не могут работать в жюри. То есть в жюри могут войти люди, которые работают в театре, продукция которого номинирована на "Маску" - трудно отсечь чуть ли не все ведущие театры и ограничиться строго теми, кто не попал в список номинантов. С председателем жюри мы пытаемся договариваться заранее, потому что обычно у главных режиссеров, хореографов, дирижеров жизнь расписана на год вперед. Так как у Валерия Фокина не оказалось никаких премьер в прошлом сезоне, мы его пригласили. Он не сразу дал согласие, но потом сказал, что ему это интересно. Когда человек попадает в жюри, он видит срез того, что случилось интересного в театрах России за сезон. Фокин не является создателем спектакля "Гедда Габлер", его поставил Кама Гинкас, то есть все пункты Положения соблюдены. Фокин - значительный режиссер и, как всем известно, личность независимая. Уверена, он не будет лоббировать свой театр из корыстных соображений. В любом случае, в ситуации, когда в жюри есть человек, работающий в театре, продукция которого номинируется, он не может голосовать за свой театр. То же самое и в экспертном совете.

- Какие имеет полномочия председатель жюри по сравнению с рядовыми членами жюри?

— Председатель жюри имеет два голоса при спорных решениях. Если жюри голосует, и голоса раскладываются 50 на 50, то председатель жюри имеет право прибавить свой голос к какому-то мнению, которое он считает разумным. Никакого особого давления оказывать он не может, а профессиональным авторитетом обладают все члены жюри. И все эти разговоры - что если бы был другой председатель, то был бы другой результат, не имеют под собой почвы. Если членов жюри 15, то один председатель ничего не изменит.

- Существуют какие-то критерии отбора спектаклей у экспертного совета?

— Только художественные критерии. Больше никаких. В Москве все спектакли смотрятся "вживую". Что касается спектаклей из регионов, то от театров мы получаем диски, причем просим сделать обычную запись, как можно более простую и адекватную, как будто бы человек смотрит из зала, трейлеры не принимаем. Если после просмотра записи экспертный совет признает спектакль интересным, то несколько человек летят в город и смотрят. Если их мнения будут разными, тогда летят следующие. Эксперты отнюдь не единомышленники, но когда они работают, они понимают, что им нужно сформировать афишу, по которой было бы понятно, почему именно эти спектакли попали в нее.

СТД предъявил претензии к дирекции фестиваля, что состав жюри не согласован с секретариатом?.. Что будет дальше?

— Это отчасти справедливый упрек в наш адрес, это наш промах, хотя, конечно, мы сделали это не специально. Ситуация такова: с каждым годом все сложнее арендовать московские площадки для привозных спектаклей. С музыкальными театрами надо договариваться за 1,5 года. И в Большом, и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко все расписано. В связи с этим иногда мы вынуждены уже в январе показывать какие-то спектакли. Мариинку всегда привозим раньше по тем же причинам - график театра крайне плотный. Из-за этого и жюри порою вынуждено начинать работать раньше, чем открывается фестиваль, то есть смотреть спектакли в январе-феврале. Следовательно, необходимо уже в ноябре объявить номинантов и жюри, собрать пресс-конференцию. Всегда мы решали эту проблему в рабочем порядке. В этом году та же история. Мы разослали проект состава жюри по 31 адресу - в комиссии, в кабинеты СТД, но сделали ошибку - не отправили председателю Союза . Потом он уехал в командировку на 10 дней, и получилось так, что мы огласили состав жюри, не согласовав его с секретариатом, нарушили процедуру. Сейчас секретариат оставляет за собой право внести изменения в состав жюри - об этом станет известно 10 декабря.

- Зачем "Золотой Маске" понадобилось правление?

— Дирекция фестиваля "Золотая Маска" — это автономная некоммерческая организация, юридическое лицо. Высший орган нашего фестиваля - президент, но в свое время поменялся закон об автономных некоммерческих организациях и мы обратились в секретариат СТД с тем, чтобы поменять устав - это было в 2011 году. Теперь высшим органом управления становится правление, в которое входят Константин Райкин, Игорь Костолевский и президент фестиваля Георгий Тараторкин. Единственная цель правления - представительская. Для того, чтобы работать со спонсорами, в регионах, на каких-то отдельных проектах, необходимы люди, которых знают и ценят. Правление имеет отношение только к дирекции "Золотой Маски", к нашим проектам, но не к деятельности фестиваля в целом, не к отбору спектаклей или к формированию афиши.

- Отменят ли когда-нибудь номинацию "Эксперимент"?

— В свое время эта номинация называлась "Новация", а переименовали, потому что понятие "новация" - крайне спорное и, по существу, его можно отнести к любому интересному спектаклю. Номинация "Эксперимент" существует потому, что есть жанр драмы, есть кукольный театр, есть балет, опера, мюзикл, но появляются перформансы, какие-то другие театральные действа, которые нельзя подвести ни под один существующий жанр. Например, театр АХЕ - это и не драма, и не музыка. К какой номинации отнести их спектакль? Номинация "Эксперимент" - это всегда сложный, но и интересный театроведческий вопрос. Необходимо, чтобы театроведы нашли подходящую терминологию для этого- нового — театра.

Каким образом вы совмещаете должности гендиректора "Маски" и директора Театра Наций? И не повлияет ли это на отбор спектаклей для фестиваля?

— Ни в коем случае. Могу назвать несколько подобных примеров. Президент нашего фестиваля - актер театра имени Моссовета, он никогда не лоббировал интересы своего театра. Председатель СТД - художественный руководитель театра Et Cetera, и я ни разу в жизни не слышала, чтобы Калягин пытался лоббировать спектакли своего театра. Что касается моего случая, то я работаю в Театре Наций как директор, и к зоне моей компетенции относятся административная, хозяйственная и финансовая работа. Я не отвечаю за репертуарную политику театра, не берусь анализировать спектакли, которые там выходят. У театра есть проекты, в том числе такие, как фестиваль "Территория", фестиваль театров малых городов, предстоит реализация проекта Театрального квартала - все это относится к организационной работе, которой и занимаюсь. Так же и в "Маске". Никакого влияния на работу экспертов и жюри я никогда не оказывала и не буду, моя задача в другом - стремиться к тому, чтобы "Маска" эффективно работала, чтобы в финансировании фестиваля участвовали не только министерство культуры и правительство Москвы, но и спонсоры. Так что две мои должности никак между собой не связаны, а закон разрешает совмещение, я же не являюсь госслужащим.

​Сегодня Министерство культуры разослало официальное письмо, в котором сообщило о нецелесообразности своего присутствия в числе организаторов высшей театральной премии «Золотая маска». Осознание нецелесообразности совпало с публичной реакцией председателя СТД Александра Калягина на неожиданное появление в плане мероприятий, приуроченных к году театра, новой премии, сначала национальной, а затем государственной.

Мария Ревякина, генеральный директор «Золотой маски», дала «Театру.» комментарий по поводу полученного письма: «Учредитель у «Золотой Маски» всегда был один – Союз театральных деятелей. Неизменный. Это как родитель. Но в 2007 году тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой подписал с «Золотой Маской» соглашение о соорганизаторстве. Ему это казалось важным элементом сотрудничества. У самого Швыдкого и у ряда его сотрудников было профильное театральное образование, они действительно проявляли интерес к ситуации в российском театре. И никогда не вмешивались в формирование экспертных советов или жюри. Сейчас многое изменилось в министерстве. По словам нового замминистра Павла Степанова, который с недавних пор курирует театральное направление, Минкульт принял решение о выходе из состава организаторов именно потому, что государственной организации не стоит вмешиваться в формирование экспертных советов и жюри, что это стоит доверить профессиональному сообществу. Тут с ним трудно не согласиться. По словам того же Павла Степанова, на финансировании Премии это не отразится. А Национальный статус «Золотой Маске», премии и фестивалю, обеспечивает прежде всего уровень экспертной оценки и авторитет в российском и мировом театральном сообществе. И об этом сказал на недавней организационной встрече по Году театра председатель СТД Александр Калягин

После заявления об уходе со своего поста главы департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Андрея Малышева, который объяснил это несогласием с СТД, на сайте Союза театральных деятелей опубликовали выступление Александра Калягина. Заявление об уходе Малышев написал именно после того, как это выступление прозвучало на заседании оргкомитета Года театра. В нем председатель СТД говорит о том, что предлагаемый на тот момент план мероприятий «сводит его <Год театра> к пресному, рутинному, формальному событию». В плане, по словам Калягина, много размытых и неясных формулировок, из которых вообще сложно понять, что именно должно случится в Год театра в России. Но некоторые неожиданные предложения прочитывались ясно: Минкульт внес в план создание еще одной театральной премии. «Мы по-разному и на разных уровнях попытались объяснять, что любые попытки создания альтернативы Национальной театральной премии «Золотая Маска» не просто неконструктивны, но и разрушительны. Причем не для Маски, которой в 2019 году будет 25 лет и она никуда не денется, так как уже имеет очень серьезный авторитет как внутри страны, так и за рубежом, но театральное сообщество новая премия может просто расколоть. Национальная премия – это, прежде всего, инструмент художественной, качественной оценки, которую должно давать театральное сообщество, а вовсе не чиновники. Именно такая позиция зафиксирована в Основах государственной культурной политики: государство делегирует «часть функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям».

Национальной театральной премии за сезон 2011-2012 годов. Фестиваль, который в марте 2013-го пройдет в девятнадцатый раз, меняется — впервые среди номинаций появилась "роль второго плана", а при дирекции — правление. Тем не менее "Маска" как главная театральная премия страны всегда вызывает вопросы - к составу жюри, к результатам, к качеству конкурсных спектаклей. После оглашения результатов работы экспертного совета на сайте СТД появилась информация о том, что жюри было сформировано без согласования с секретариатом театрального союза. Об этом и не только мы поговорили с генеральным директором фестиваля Марией Ревякиной. Беседовала Анна Банасюкевич.

- В каком состоянии подошел фестиваль к сегодняшнему дню и что нового?

— "Золотая Маска" - это живая и постоянно меняющаяся история, это зеркало российского театра. Фестиваль и его проекты отвечают на запросы времени, не только отражают ситуацию в театральном искусстве как таковом, но и передают настроение общества, транслируют саму интонацию окружающей жизни. Стержень всего, что объединено под словосочетанием "Золотая Маска", - это институт Российской национальной премии и Фестиваля. "Золотая Маска" имеет две неизменяемые основы - экспертный совет и жюри. Экспертизу осуществляют критики, театроведы, то есть аналитики. Решение о награждении принимают представители всех театральных профессий. Это то, что в нашей работе неизменно.

— Состав жюри должен быть ротирован на 2/3, но обычно в жюри никто из прошлого сезона не переходит. В Положении о Премии прописано, что ни создатель, ни участник спектакля не могут работать в жюри. То есть в жюри могут войти люди, которые работают в театре, продукция которого номинирована на "Маску" - трудно отсечь чуть ли не все ведущие театры и ограничиться строго теми, кто не попал в список номинантов. С председателем жюри мы пытаемся договариваться заранее, потому что обычно у главных режиссеров, хореографов, дирижеров жизнь расписана на год вперед. Так как у Валерия Фокина не оказалось никаких премьер в прошлом сезоне, мы его пригласили. Он не сразу дал согласие, но потом сказал, что ему это интересно. Когда человек попадает в жюри, он видит срез того, что случилось интересного в театрах России за сезон. Фокин не является создателем спектакля "Гедда Габлер", его поставил Кама Гинкас, то есть все пункты Положения соблюдены. Фокин - значительный режиссер и, как всем известно, личность независимая. Уверена, он не будет лоббировать свой театр из корыстных соображений. В любом случае, в ситуации, когда в жюри есть человек, работающий в театре, продукция которого номинируется, он не может голосовать за свой театр. То же самое и в экспертном совете.

- Какие имеет полномочия председатель жюри по сравнению с рядовыми членами жюри?

— Председатель жюри имеет два голоса при спорных решениях. Если жюри голосует, и голоса раскладываются 50 на 50, то председатель жюри имеет право прибавить свой голос к какому-то мнению, которое он считает разумным. Никакого особого давления оказывать он не может, а профессиональным авторитетом обладают все члены жюри. И все эти разговоры - что если бы был другой председатель, то был бы другой результат, не имеют под собой почвы. Если членов жюри 15, то один председатель ничего не изменит.

- Существуют какие-то критерии отбора спектаклей у экспертного совета?

— Только художественные критерии. Больше никаких. В Москве все спектакли смотрятся "вживую". Что касается спектаклей из регионов, то от театров мы получаем диски, причем просим сделать обычную запись, как можно более простую и адекватную, как будто бы человек смотрит из зала, трейлеры не принимаем. Если после просмотра записи экспертный совет признает спектакль интересным, то несколько человек летят в город и смотрят. Если их мнения будут разными, тогда летят следующие. Эксперты отнюдь не единомышленники, но когда они работают, они понимают, что им нужно сформировать афишу, по которой было бы понятно, почему именно эти спектакли попали в нее.

СТД предъявил претензии к дирекции фестиваля, что состав жюри не согласован с секретариатом?.. Что будет дальше?

— Это отчасти справедливый упрек в наш адрес, это наш промах, хотя, конечно, мы сделали это не специально. Ситуация такова: с каждым годом все сложнее арендовать московские площадки для привозных спектаклей. С музыкальными театрами надо договариваться за 1,5 года. И в Большом, и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко все расписано. В связи с этим иногда мы вынуждены уже в январе показывать какие-то спектакли. Мариинку всегда привозим раньше по тем же причинам - график театра крайне плотный. Из-за этого и жюри порою вынуждено начинать работать раньше, чем открывается фестиваль, то есть смотреть спектакли в январе-феврале. Следовательно, необходимо уже в ноябре объявить номинантов и жюри, собрать пресс-конференцию. Всегда мы решали эту проблему в рабочем порядке. В этом году та же история. Мы разослали проект состава жюри по 31 адресу - в комиссии, в кабинеты СТД, но сделали ошибку - не отправили председателю Союза . Потом он уехал в командировку на 10 дней, и получилось так, что мы огласили состав жюри, не согласовав его с секретариатом, нарушили процедуру. Сейчас секретариат оставляет за собой право внести изменения в состав жюри - об этом станет известно 10 декабря.

- Зачем "Золотой Маске" понадобилось правление?

— Дирекция фестиваля "Золотая Маска" — это автономная некоммерческая организация, юридическое лицо. Высший орган нашего фестиваля - президент, но в свое время поменялся закон об автономных некоммерческих организациях и мы обратились в секретариат СТД с тем, чтобы поменять устав - это было в 2011 году. Теперь высшим органом управления становится правление, в которое входят Константин Райкин, Игорь Костолевский и президент фестиваля Георгий Тараторкин. Единственная цель правления - представительская. Для того, чтобы работать со спонсорами, в регионах, на каких-то отдельных проектах, необходимы люди, которых знают и ценят. Правление имеет отношение только к дирекции "Золотой Маски", к нашим проектам, но не к деятельности фестиваля в целом, не к отбору спектаклей или к формированию афиши.

- Отменят ли когда-нибудь номинацию "Эксперимент"?

— В свое время эта номинация называлась "Новация", а переименовали, потому что понятие "новация" - крайне спорное и, по существу, его можно отнести к любому интересному спектаклю. Номинация "Эксперимент" существует потому, что есть жанр драмы, есть кукольный театр, есть балет, опера, мюзикл, но появляются перформансы, какие-то другие театральные действа, которые нельзя подвести ни под один существующий жанр. Например, театр АХЕ - это и не драма, и не музыка. К какой номинации отнести их спектакль? Номинация "Эксперимент" - это всегда сложный, но и интересный театроведческий вопрос. Необходимо, чтобы театроведы нашли подходящую терминологию для этого- нового — театра.

Каким образом вы совмещаете должности гендиректора "Маски" и директора Театра Наций? И не повлияет ли это на отбор спектаклей для фестиваля?

— Ни в коем случае. Могу назвать несколько подобных примеров. Президент нашего фестиваля - актер театра имени Моссовета, он никогда не лоббировал интересы своего театра. Председатель СТД - художественный руководитель театра Et Cetera, и я ни разу в жизни не слышала, чтобы Калягин пытался лоббировать спектакли своего театра. Что касается моего случая, то я работаю в Театре Наций как директор, и к зоне моей компетенции относятся административная, хозяйственная и финансовая работа. Я не отвечаю за репертуарную политику театра, не берусь анализировать спектакли, которые там выходят. У театра есть проекты, в том числе такие, как фестиваль "Территория", фестиваль театров малых городов, предстоит реализация проекта Театрального квартала - все это относится к организационной работе, которой и занимаюсь. Так же и в "Маске". Никакого влияния на работу экспертов и жюри я никогда не оказывала и не буду, моя задача в другом - стремиться к тому, чтобы "Маска" эффективно работала, чтобы в финансировании фестиваля участвовали не только министерство культуры и правительство Москвы, но и спонсоры. Так что две мои должности никак между собой не связаны, а закон разрешает совмещение, я же не являюсь госслужащим.

Фестиваль спектаклей-номинантов Российской национальной театральной премии "Золотая маска" в 24-й раз стартует во вторник в Москве. Первым покажут балет "Золушка" Пермского театра оперы и балета на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщили ТАСС в пресс-службе "Золотой маски".

© Александр Щербак/ТАСС

"Первым в борьбу за награды вступит балет "Золушка" Пермского театра оперы и балета, который выдвинут на премию в восьми основных номинациях: "Лучший спектакль в балете", "Лучшая работа дирижера" - Теодор Курентзис, "Лучшая работа хореографа" - Алексей Мирошниченко, "Лучшая работа художника" - Альона Пикалова, "Лучшая работа художника по костюмам" - Татьяна Ногинова, "Лучшая работа художника по свету" - Алексей Хорошев, "Лучшая женская роль в балете" - Инна Билаш, "Лучшая мужская роль в балете" - Никита Четвериков", - отметили в пресс-службе.

Собеседница агентства проинформировала, что следующим покажут "Губернатор" БДТ им. Г. А. Товстоногова, номинированный как "Лучший спектакль в драме, большая форма", "Лучшая работа режиссера" - Андрей Могучий, "Лучшая работа художника" - Александр Шишкин, "Лучшая работа художника по свету" - Стас Свистунович, "Лучшая мужская роль в драме" - Дмитрий Воробьев. Показ спектакля состоится 7 и 8 февраля на сцене МХТ им. Чехова.

В февральской афише фестиваля также значатся "Клетка" (Большой театр), "Cantos" Пермского театра оперы и балета, "Времена года" (Мариинский театр), "В гостях Европа" (Фестиваль "Территория" и "Rimini Protokoll", Германия), "Кузмин. Форель разбивает лед" (Гоголь-центр), "Билли Бадд" (Большой театр), "Ахматова. Поэма без героя" (Гоголь-центр).

"Февраль - это только начало фестиваля "Золотая маска", который продлится до 15 апреля, когда будут определены победителя конкурса", - добавили в пресс-службе. Конкурсные спектакли вместе со зрителями, согласно традиции, смотрят жюри, которых на "Золотой маске" два. Жюри драматического театра и театра кукол в этом году возглавил режиссер, народный артист Латвии, лауреат Государственной премии РФ Адольф Шапиро. Председателем жюри музыкального театра стал главный дирижер Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра "Зазеркалье", приглашенный дирижер Мариинского и Михайловского театров, народный артист РФ Павел Бубельников.

Всего 66 спектаклей

Комментируя конкурсную программу, генеральный директор "Золотой маски" Мария Ревякина сообщила в интервью ТАСС, что "всего в конкурсной программе фестиваля 66 спектаклей из 22 российских городов и 212 частных номинантов".

"Доля театров из российских регионов, как и в предыдущие годы, составляет почти половину от общего числа номинированных (44%). География фестиваля продолжает расширяться: в 2018 году в конкурсную программу вошли новые города: Лесосибирск, Альметьевск и Махачкала", - отметила Ревякина.

"Конечно, в конкурсной программе представлены спектакли главных театров страны, - продолжила она, - это и БДТ им. Товстоногова, и МДТ-Театр Европы Льва Додина, МХТ им. Чехова, Александринский театр, Театр им. Вахтангова и другие. Но с ними на равных в конкурсе выступают, например, театр "Олонхо" из Якутска, который всегда поражает театральной самобытностью, Башкирский театр им. Гафури из Уфы, чей спектакль "Антигона" один из самых номинированных в конкурсе: шесть главных номинаций - работа режиссера, художника, женская и мужская роль, а также женская и мужская роль второго плана. Шесть номинаций также у спектакля "Гроза" впервые участвующего в конкурсе Молодежного театра из Краснодара."

Ревякина назвала отрадным тот факт, что на конкурс снова попадают в небольшие театры, уже побывавшие ранее на "Золотой маске": Театр "Грань" из Новокуйбышевска, театр драмы им. Чехова из города Серова. В 2018 году поставлен очередной рекорд в номинации "работа режиссера в драме", где представлены 29 человек.

Что касается конкурса музыкальных театров, то в нем, по словам Ревякиной, есть все постоянные участники: Большой театр, Мариинский, театры из Перми, Екатеринбурга, Москвы. Новый участник конкурса (был один раз в конкурсе в 1996 году) - Воронежский театр оперы и балета, который представляет оперу "Родина электричества".

Внеконкурсная программа

"Золотая маска" не только конкурс, - подчеркнула Ревякина, - я имею в виду внеконкурсную программу, которая включает в себя проекты "Маска Плюс" и "Детский Weekend". В феврале-марте 2018 года во внеконкурсной программе будут показаны 19 спектаклей из 12 городов России: Екатеринбург, Казань, Канск, Лесосибирск, Москва, Новокуйбышевск, Новосибирск, Пермь, Санкт-Петербург, Серов, Хабаровск, Шарыпово".

По словам Ревякиной, "в "Маске Плюс" участвуют яркие, нестандартные работы из городов России, созданные талантливыми артистами, молодыми режиссерами, выпускниками театральных вузов, свободными театральными труппами, студиями. "Маска Плюс" демонстрирует зрителям и специалистам разнообразие современного театра, живущего и развивающегося за пределами столиц и известных культурных центров".

Проект "Детский Weekend" адресован детской и подростковой аудитории от двух до 16 лет. Его цель - представить самые интересные, по мнению ведущих театральных критиков и специалистов, постановки для детей и юношества. "Прошлый Детский Weekend у нас получился по-хорошему традиционным: в программе было много сказок, народных и авторских, ярких стилизаций под фольклор и классического театра кукол. В этом году мы решили кардинально сменить вектор и отметить экспериментальные, поисковые работы, которых в нашем консервативном детском театре совсем мало - и тем они ценнее", - заявила Ревякина.

Очевидно, что с современными детьми, растущими в цифровую эпоху, невозможно разговаривать на том же языке, что и 20-30 лет назад. В нашей программе будут спектакль-комикс, спектакль-чат, спектакль-лекция, спектакль-мокьюментари. Где-то дети смогут вволю побеситься и покидаться подушками, а где-то - принять участие в действии с помощью своего мобильного телефона, рассказала собеседница агентства.

"Золотая маска в городе" - один из самых популярных проектов фестиваля. Наши уличные спектакли и выставки каждый год посещает до 2 млн человек. В 2018 году мы продолжим удивлять москвичей неожиданными выступлениями театров-номинантов "Золотой маски" в самых разных местах, заверила гендиректор фестиваля.

Проект "Золотая маска в кино" в 2018 году будет проведен в четвертый раз, и каждый год мы с радостью отмечаем возрастающий зрительский интерес, сказала Ревякина, добавив, что в афишу кинопрограммы включены спектакли "Иванов" Театра Наций и "Барабаны в ночи" Театра им. Пушкина.

Трансляции в интернете

"Программу "Золотой маски" в кинотеатрах страны мы впервые решили дополнить трансляциями спектаклей-номинантов в интернете. Благодаря новому проекту "Золотая маска онлайн", значительно возрастет аудитория фестиваля и вовлеченность зрителей по всему миру в общий фестивальный процесс. Прямые трансляции в рамках проекта "Золотая маска онлайн" пройдут на главной странице поискового портала "Яндекс", а в программу включены конкурсные спектакли "Губернатор" БДТ им. Г. А. Товстоногова в постановке Андрея Могучего, "Дядя Ваня" Театра им. Ленсовета в постановке Юрия Бутусова и опера "Чаадский" театра "Геликон-опера" в постановке Кирилла Серебренникова", - сообщила Ревякина.

Гендиректор "Золотой маски" озвучила еще одну новость. Премия впервые за свою историю проведет две церемонии награждения.

"В этом году мы впервые решили провести две равноценные церемонии награждения, отдельно выделив лауреатов премии в почетной номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России", - сказала Ревякина. - Речь идет о людях, которых знает вся страна и которые, бесспорно, заслужили особого почета и внимания".

"По решению председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина лауреаты в почетных номинациях "Золотой маски" будут награждены на торжественной церемонии, которая состоится 27 марта в Международный день театра в Бетховенском зале Большого театра", - уточнила собеседница агентства.

По словам гендиректора "Золотой маски", это даст возможность подробно рассказать о каждом из лауреатов премии - выдающихся деятелях российского театра. Ревякина напомнила, что победители в этих номинациях объявляются заранее, их имена уже известны. Ими стали знаменитые москвичи: актеры Владимир Андреев, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт и актрисы Алла Покровская и Галина Анисимова, а также петербургские мастера: балетмейстер Николай Боярчиков, актеры Иван Краско и Владимир Рецептер, а также деятели театра из других городов страны: артист Анатолий Гладнев (Воронеж), режиссер Юрий Бурэ-Небельсен (Курск), актрисы Алла Журавлева (Мурманск) и Вера Кузьмина (Чебоксары).

Что касается церемонии награждения победителей в основных номинациях, то она, как и объявлялось ранее, состоится 15 апреля на Новой сцене Большого театра, заключила гендиректор "Золотой маски".

О "Золотой маске"

"Золотая маска" была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей (СТД) РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта, мюзикл, театр кукол). Лауреаты премии определяются на ежегодном фестивале спектаклей-номинантов. Фестиваль проводится СТД РФ, Министерством культуры РФ, правительством Москвы, дирекцией фестиваля "Золотая маска".

Фестиваль 2018 года проходит при поддержке Фонда президентских грантов. Генеральный партнер - ПАО Сбербанк.