Афиша представление в афинском театре. Театр Диониса в наше время. Театральное действо - тогда и сейчас…

Театр Диониса

Театр Диониса

Театр Диониса в Афинах в римское время

Театр Диониса - античное театральное здание в городе Афины (Греция).

Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий. Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт .

Около 326-325 г. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана , поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон .

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н.э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона .

Современное состояние

Предполагается частично отреставрировать Театр Диониса . Процесс реставрации должен завершиться в 2015 году, на его финансирование властями и некоммерческой организацией «Диазома» предоставлено шесть миллионов евро. Проект ведёт архитектор Константинос Болетис (Constantinos Boletis). К сохранившимся каменным сидениями планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Литература

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Театр Диониса" в других словарях:

    - (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    - (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия

    I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Театр - (от греч. theates зритель) в Греции место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Т. связан с празднованием Великих Дионисий, утвержденных тираном Писистратом в VI в. до н.э. Первоначально т. называлась площадка для хора… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Театр - (греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды,… … Словарь античности

    Театр - начиная с кон. 6 в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подоб ные представл. были известны и в др. частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавш. во время праздников в честь бога… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Иллюстрация Константина Сомова для книги Блока «Театр» Театр (греч … Википедия

    Эта статья освещает развитие театрального искусства в современной Греции начиная от обретения ею независимости в 1830 году. О зарождении греческого театра говорится в статье Древнегреческий театр … Википедия

Книги

В этой статье мы расскажем вам о таком интересном сооружении, как театр Диониса (Афины). Находится он в Акрополе. Не все знают, поэтому расскажем сначала вкратце о нем. После этого представим вам театр Диониса, фото и описание которого вы найдете в данной статье. Здание это, как вы увидите, весьма интересно. А также мы познакомим вас с самим древнегреческим богом, которому посвящено такое примечательное сооружение, как Диониса.

Акрополь

Акрополь - это укрепленная и возвышенная часть города (не только Афин, но также и многих других древнегреческих городов), которая также являлась крепостью-убежищем на случай войны. Здесь обычно находилось множество храмов, посвященных различным божествам-покровителям. Акрополь в Афинах - это скалистый холм высотой 156 метров, имеющий пологую вершину (около 170 метров в ширину и 300 - в длину). Именно здесь, среди других архитектурных памятников, расположен театр Диониса в Древней Греции. В далекие времена Акрополь по праву считался центром духовности Афин. В 4 веке до н. э. именно здесь поводились различные торжественные шествия в честь того или иного божества, а также осуществлялись жертвоприношения, обязательные в то время, проходили спортивные состязания, ставились сценки из жизни богов.

Бог Дионис

Дионис известен также как "бог с бычьими рогами", так как он любил принимать вид данного животного. Это и Семелы, фиванской царевны. По легенде, Зевс, явившийся в сверкании молний перед своей возлюбленной, нечаянно испепелил ее, однако успел выхватить недоношенного Диониса из пламени и зашить его себе в бедро. Бог в положенный срок родил ребенка, после чего отдал его нимфам на воспитание. Дионис, странствуя по свету, повстречал Ариадну, покинутую Тесеем, и женился на ней. Царь Фив Пенфей пытался заточить его в темницу, но Дионис жестоко покарал его: по его приказу менады в ярости разорвали этого царя на куски.

Культ Диониса

Исследователи склонны утверждать, что культ этого бога имел восточное происхождение. Он получил распространение в Греции намного позже, чем культ других богов. С большим трудом, к тому же, он утвердился здесь. Имя Диониса можно найти еще на табличках, относящихся примерно к 14 веку до нашей эры, но популяризация культа была осуществлена лишь в 7-8 веках н. э., когда культ Диониса стал постепенно вытеснять поклонение другим героям и богам.

Гораздо позже Дионис вошел в число 12 олимпийских богов. Он стал почитаться в Дельфах, наряду с Аполлоном. Ему были посвящены в Аттике специальные праздники, называвшиеся дионисиями. Они включали в себя торжественные процессии, состязания поэтов и т. д. Культ Диониса в период эллинизма слился с культом Сабазия, фригийского бога, поэтому он получил прозвище Сабазий.

Святилище Диониса в Акрополе

Писистрат, правивший в то время, был почитателем Диониса, который являлся покровителем виноделия, веселья, религиозного экстаза. Этот бог также славился как снимающий путы быта, освобождающий от забот.

В Акрополе, на южной стороне, было построено, благодаря стараниям данного правителя. Святилище Диониса Элевтерея. В нем находилась древняя статуя этого божества, а через некоторое время было решено заменить старый храм новым. В центре нового Святилища теперь возвышалась и новая статуя Диониса, украшенная золотом, выполненная из слоновой кости. По указу Писистрата недалеко от храма построена была танцевальная площадка. Именно она стала первым "кирпичиком" в здании театра Диониса.

Деревянный и каменный театр

Он был первоначально выстроен из дерева. Здесь проводились спектакли по трагедиям Еврипида, Софокла, Аристофана, Эсхила. Но вскоре деревянные сиденья, предназначенные для публики, перестроили. Они стали каменными - более долговечными и надежными. И это неудивительно. Очень полюбились грекам театральные постановки, которые стали со временем не частью общественных празднеств и религиозных церемоний, а отдельным видом искусства, со своими традициями и правилами. Театр Диониса в Афинах (фото которого смотрите ниже) - весьма впечатляющее даже сегодня сооружение.

67 кресел

Интересные описания этого удивительного образца римской архитектуры встречаются во множестве исторических документов. Театр Диониса - один из древнейших на земле. Согласно историческим документам, первый ряд его насчитывал 67 кресел, которые были сделаны из редчайшего и дорогостоящего мрамора. Предназначались они отнюдь не для простолюдинов. Их занимали представители почетной знати, которые посещали театр Диониса в Греции. На некоторых, что весьма примечательно, высечены даже имена людей, которые правили в различные периоды истории Древней Греции. Сегодня на месте, где находится театр, можно увидеть эти кресла. Правда, сохранились далеко не все из них.

На небольшом выступе, во втором ряду, находится кресло Адриана, римского императора, который слыл большим любителем философии и поэзии. Здесь, кроме того, любил выступать чуть позже Нерон - еще один который на весь мир "прославился" дурным вкусом. Именно он сжег в свое время столицу Римской Империи.

Особенности театра Диониса

По предположениям большинства археологов, которые участвовали в раскопках, театр Диониса вмещать мог почти 17 тысяч человек, жаждущих воочию увидеть театральное действо.

Данная цифра совсем незначительна по современным меркам, однако была довольно внушительной для того времени и составляла примерно половину числа всех жителей Афин. Театр Диониса, в связи со своими большими размерами, не имел перекрытий для крыши. И зрители, и участники во время представления находились под открытым небом. Естественным светом освещалось происходящее на сцене такого сооружения, как театр Диониса (Греция). Фото его представлено ниже.

Перестройки театра

Сооружение это несколько раз меняло свой облик. Построенный в 5 веке до н. э. театр Диониса претерпевал на протяжении своего существования некоторые изменения. Как мы уже говорили, деревянные кресла, а также сцена, были заменены через некоторое время мраморными. В 1 веке н. э., когда было принято, кроме театральных постановок, проводить гладиаторские и цирковые представления, первый ряд этого театра был дополнен бортиком, выполненным из железных прутьев и мрамора. Это позволило зрителям наблюдать безбоязненно за хищниками и кровопролитными сражениями. Во 2 веке, когда пришел к власти, реставрация здания коснулась также орхестры - ближней части сцены, где находился хор. Она была сделана более рельефной, кроме того, ее украсили картинами, изображающими сцены из мифов о Дионисе.

Театральные постановки древних греков

Говоря о театральных постановках, проводившихся в древние времена, следует отметить, что они существенно отличались от современных. В первоначально публика могла следить за действиями лишь одного актера, "повествовавшего" о судьбе какого-то героя в сопровождении хора. В спектакле чуть позже стали принимать участие сразу несколько из них, однако художественные возможности их были весьма ограничены. Причина этого заключалась в том, что каждому актеру приходилось надевать поочередно маску одного из персонажей, и все мастерство, таким образом, сводилось к умению ловко и грамотно владеть телом и голосом.

Как древние греки выражали свое мнение по поводу спектакля?

Довольно своеобразно вела себя публика того времени. Если сегодня постановки завершаются криками "Браво!" и овациями в случае успеха, и тишиной - в случае провала, то в древние времена все было совсем по-другому. Также бурно встречали понравившийся спектакль: восхищенные крики и шквал аплодисментов. Но зрители, по какой-то причине не принявшие или не понявшие театральное действо, отнюдь не молчали. Они выражали свое неодобрение топотом и свистом. Разъяренная публика, кроме того, могла закидать камнями актера, требуя начать другое представление. Участник театрального действия должен был доставлять ей удовольствие, поэтому он начинал следующее представление, если оставался жив.

Театр Диониса в Афинах достиг высокого уровня более чем через десять веков после своего открытия. Начинают в 16-17 веках проводиться здесь постановки шекспировских драм, а также другие высококлассные представления классицистов и елизаветинцев, подражавших древним.

Лучшее, с художественной точки зрения, из того, что сохранилось в развалинах театра - это скульптурный фриз, изображающий забавные сатиры. Он находился здесь еще со времен правления Нерона.

Реставрация театра Диониса

Власти Греции сегодня говорят о том, что уже выделено на реставрацию здания более 6 млн евро, которые были собраны не только за счет финансирования из государственного бюджета, но и с помощью коммерческой организации под названием "Диазома", славящейся в Греции стремлением к сохранению и защите древнейших памятников архитектуры и истории. Уже к середине 2015 года намечено завершить Планируется за это время также укрепить стены, добавить несколько новых ярусов сидений, отреставрировать декоративные элементы. Восстановление и реставрация такого важного исторического объекта, как театр Диониса в Афинах, были поручены Константиносу Болетису. Этот греческий архитектор возглавивил проект, гигантский по сложности и объему.

Памятники архитектуры, расположенные неподалеку от театра

Отправляющимся в Грецию путешественникам будет интересно узнать о том, что театр Диониса в Древней Греции окружен различными сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры. Относятся они также к древней эпохе. Это, например, храм богини Артемиды, являющейся покровительницей всего живого. Расположен он в нависающей над театром скале. Когда-то здесь же находилась часовня Панагии Спилиотисы (то есть Пещерной Богоматери). Женщины, у которых долго и тяжело болели дети, взывали к ее помощи. Можно увидеть также недалеко от театра Диониса колонны, говорящие о том, что на этом месте находился мемориал, являвшийся символом победы театрального коллектива на одном из фестивалей Древней Греции.

Вокруг театра Диониса находятся также развалины двух храмов, посвященных этому богу. Датируются они 6 и 4 веками до н. э. Камни, принадлежащие концертному залу Периклова Одеона, находятся справа. Датируется это здание 40 годами до н. э.

Это одна из старейших сцен Афин, сохранившихся до наших дней. Театр был посвящён Дионису, богу вина и покровителю театра, в честь которого здесь проводился ежегодный фестиваль.


Как и другие греческие театры, театр Диониса был очень большим – в Римский период он насчитывал 78 рядов сидений и мог вмещать от 15 000 до 17 000 зрителей (до нас дошло только 13 рядов).

Театральные представления в Афинах, на самом деле, были религиозными празднованиями в честь бога Диониса. Они устраивались в виде соревнований, победителям которых получали награды – треножники.

Пояснения

История театра Диониса

Самые ранние находки в районе театра Диониса датируются VI веком до н.э. , то есть, временем правления тирана Писистрата и его наследников. Тем не менее, обнаруженные предметы свидетельствуют о присутствии здесь только культового сооружения Диониса Элевферия.

Театр Диониса в VI веке до н.э. Рисунок J. Travlos

В VI веке до н.э. представления, связанные с так называемыми «Великими Дионисиями », вероятно, проводились на , где зрители сидели на деревянных трибунах (в «театроне»), установленных вокруг круглого центра, называвшегося «орхестра». В начале V века до н.э., как свидетельствуют античные источники, трибуны обрушились, после чего драматические и музыкальные представления перенесли в огороженное пространство у храма Диониса на склоне Акропольского холма.

Подписанный постамент, стоящий в проходе

В качестве части святилища Диониса театр был построен , по всей видимости, не раньше V века до н.э. Единственными свидетельствами присутствия здесь этого более раннего здания являются несколько каменных блоков, которые были повторно использованы в театре IV века до н.э. Самый первый театр был, скорее всего, очень простым и представлял собой плоскую орхестру и несколько рядов деревянных или каменных скамеек, встроенных в склон холма. Этот театр был, вероятно, круглым или почти круглым, имея диаметр 27 метров. Деревянная сцена («скена») стояла позади орхестры и служила для установки декораций и, возможно, для улучшения акустики. На этой простой сцене ставились драмы великих афинских трагиков V века до н.э.

Зрительный зал и орхестра

Западная часть зрительного зала

В конце V века до н.э. часть деревянных конструкций театра Диониса была заменена на каменные . Театр, практические в том виде, в котором мы его можем увидеть и сегодня, был построен в период жизни и правления Ликурга Афинского (396 – 323 гг. до н.э.), заведовавшего городскими финансами, и выделившего деньги на замену оставшихся деревянных строений каменными. В IV веке у театра уже была постоянная орхестра диаметром 19,5 метров, в середине которой находился алтарь Диониса, сцена и трёхъярусный зрительный зал. По периметру орхестры находился глубокий жёлоб, по которому уходила дождевая вода. По обеим сторонам от сцены стояли башенки, называвшиеся «параскениями », в которых, возможно, находились лестницы или передвижные декорации. Зрительный зал занимал всё пространство до вершины Акропольского холма. Горизонтально его ряды были разделены двумя дорожками на три части, а вертикально – радиальными проходами. Сиденья нижней части были сделаны из привозного камня, тогда как сиденья двух верхних были просто выдолблены в каменном холме.

Возможный вид театра Диониса в период расцвета

Каменные сиденья третьего яруса театрона (зрительного зала)

Древние греки, построив этот театр, продемонстрировали не только отличные инженерные навыки, но и понимание природы акустики , поскольку абсолютно со всех мест в театре было слышно, что говорится на сцене.

В Эллинистический период (IV в. до н.э. – 146 г. до н.э.) для чиновников, жрецов и других почётных гостей в первом ряду вокруг орхестры было установлено 67 мраморных тронов с написанными на них должностями. Мраморные сиденья, имеющие форму «клизмос» (κλισμός) – стула с подлокотниками, которые можно увидеть сегодня, являются римскими копиями первых кресел. В центре этого ряда тронов стоял большой мраморный престол со скамеечкой для ног, где мог сидеть только верховный жрец Диониса . Самый старый из сохранившихся тронов, на котором сидел жрец Зевса Полиея (Διός Πολιέως в пер. «градохранитель»), был сделан во II веке до н.э. Кроме того, в первом ряду была установлена статуя Диониса, которая как бы наблюдала за представлениями и за жертвоприношениями на алтаре (см. карту).

Троны

Троны западной части театра. Ограждение было сделано в Римский период, когда театр использовался для боёв

Центральный трон

Хорошо сохранившийся трон с подписью и постаментом для статуи рядом

Сразу за сценой театра стоял архаический храм Диониса . Более новый храм в Дорическом стиле с размерами 21,95 х 10,5 метра, построенный около 340 года до н.э., стоял в нескольких метрах к югу от старого святилища.

Часть основания старого храма Диониса, примыкающая к стоа за сценой театра

Справа — блоки старого храма, прямо — стоа

При нападении Суллы на Афины в 86 году до н.э. театр Диониса был повреждён, однако восстановлен царём Каппадокии Ариобарзаном I Филороманом (правил с 95 по 63 гг. до н.э.).

Новый храм Диониса

В Римский период (146 г. до н.э. – 330 г. н. э) театр Диониса был модернизирован, хотя и сохранил, в общем, свой внешний вид и форму. В I веке н.э. была построена новая сцена, посвящённая Дионису и римскому императору Нерону. К этому времени пол орхестры был вымощен мраморными плитами . Во II веке, во время правления Адриана (117-138) или Антония Пия (138 — 161), напротив сцены был построен подиум, на котором, как считается, установили древнюю статую коленопреклоненного бога Силена, друга и наставника Диониса. В III веке в переднюю часть сцены были встроены скульптурные горельефы со сценами из жизни Диониса, взятые в неизвестном здании эпохи императора Адриана.

Горельефы проскения

Горельефы проскения

Стена, которой был огорожен теменос (священный участок) Диониса

Теменос Диониса

До начала Великих Дионисий на алтаре святилища приносили в жертву животное (обычно свинью) и опрыскивали её кровью собравшихся, очищая их. Сам праздник начинался с соревнования хоров мальчиков, продолжался соревнованием трёх трагиков, которые должны были поставить по четыре новых произведения, и завершался соревнованиями комедий (с 486 года до н.э.). Во время самых первых Великих Дионисий в состязании авторов трагедий, которое прошло при Писистрате в 534 году, победил поэт Феспид. Ему же приписывается изобретение слова «трагедия », которое означало «песнь козлов», относящееся к шкурам, носимым певцами хора.

Улица Треножников

Победа в театральных состязаниях считалась крайне почётной. Главным призом , которым гордился не только сам победитель, но и вся номинировавшая и спонсировавшая его фила, был треножник. Треножники устанавливались на храмоподобные памятники у театра и на улице, огибавшей Акрополь с запада и юга, которая так и называлась, «дорога Треножников». Один из таких памятников для треножника был построен над зрительным залом (см. карту). Это был хорегический памятник Трасилла , который он поставил на свои средства около 320 года до н.э. в честь победы своего хора на Великих Дионисиях. Полученный бронзовый трипод, вероятно, был прикреплён к статуе, стоявшей на его вершине. В Византийский период памятник был окружён стеной и превращён в церковь Богородицы в гроте. К настоящему времени от него осталась только часть фундамента.

Хорегический памятник Трасилла (реконструкция)

Реставрация памятника Трасилла

Среди драматургов, участвовавших в соревнованиях во время Великих Дионисий, были и те, чьи произведения дошли до нас: Эсхил , Софокл , Еврипид , Аристофан и Менандр .

Улица Треножников выделена зелёным

Театральное представление в Афинах

Непосредственно после того, как был построен театр, исполнители только танцевали и пели истории из жизни Диониса, позже – истории из жизни других богов и героев. Эти истории в форме песен исполняли сначала все, кто смог занять место в театре, а потом – только хор, состоявший, примерно, из 50 человек. Во время интервала между песнями главный исполнитель пересказывал сюжет своими словами. Со временем эти пересказы стали более важными, чем само хоровое пение. Они стали рассказываться двумя – тремя исполнителями, тогда как хор сократился до 15 певцов. На сцену допускалось не больше трёх человек, которые за одно представление могли рассказать только одну историю.

Статуя Менандра (копия) у восточной поддерживающей стены зала. Здесь был главный парод (вход) в театр и стояло ещё три статуи драматургов — Эсхила, софокла и Эврипида. Здесь же начиналась улица Треножников

Во время драматических соревнований празднества Диониса на сцене также одновременно могли присутствовать максимум три актёра . Обычно они носили необычные костюмы, а вместо обуви – странно выглядящие башмаки на высокой деревянной платформе, благодаря которой они выглядели выше. С конца IV века до н.э. актёры стали носить маски , которые позволяли идентифицировать персонажа, его настроения и чувства. Когда актёр начинал играть другого человека, он менял маску, причём делал это прямо на сцене, поскольку изначально в театре не было даже занавесок, а спектакль не делился на акты. Когда в действии возникала пауза, её заполнял хор. Когда ставили трагедию, финальную сцену никогда не показывали – вместо этого выходил рассказчик и словами передавал, какая драма случилась в конце.

Театр, вид с дороги между вторым и третьим ярусом

Театральные представления пользовались таким огромным спросом, что люди были вынуждены занимать места с раннего утра. Афиняне очень критично относились к тому, что видели, поскольку все драмы ставились на хорошо известные им сюжеты. При одобрении они аплодировали, при неодобрении – просто сидели. Первоначально вход в театр был бесплатным , однако вскоре была введена небольшая плата.

Театр Диониса на карте Акрополя

Название на греческом:

Θέατρο του Διονύσου

Название на английском:

Theatre of Dionysus
Theatre of Dionysus Eleuthereus

/ Театр Диониса

Театр Диониса

(греч. Θέατρο του Διονύσου; англ. Theatre of Dionysus)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает «место для зрелищ», или само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V-IV века до нашей эры). Эта эпоха воспринимается как некий образец, эталон. Характерной чертой классического искусства всегда являлась сбалансированность художественных сил, гармония элементов и пропорций - будь то архитектура, пластика или театральное искусство.

Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Дионис - бог виноделов, а вино - самый близкий ему напиток, ибо опьянение вызывает безумие.

Опьянение - неизбежное следствие прекрасного напитка, дарованного, Дионисом, людям. Прелесть опьянения неразлучна с красотой весенних дней, радостью произрастания, цветения и созревания. Во власти Диониса вспаханные земли, тучные нивы и тяжёлые, от спелых гроздьев, виноградные лозы.


Культ нового бога стал в Греции праздником крестьян-виноделов. В месяце Посидонии (конец декабря - начало января), означавшем поворот к весне, наступал радостный праздник «Сельские Дионисии», в честь бога вина и веселья – Диониса. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса Элевфера («Освободителя»). Весь город принимал участие в процессии. Торжественно совершались жертвоприношения, возлагали плоды и сосуд с вином на алтарь Диониса. Два следующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим, под аккомпанемент флейты, гимны в честь Диониса. А вечером третьего дня происходил праздник веселья - комос, связанный с пирами, на котором прославлялись дифирамбические победы.

Непременной частью религиозного культа в Древней Греции были спортивные состязания и представления сценок из жизни богов. Постепенно, растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились, постепенно, от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.


Одним из главных центральных мест действий, в период праздников Дионисий, был театр Диониса, который располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя. Это хорошо сохранившаяся античная постройка, входящая в число самых древних театров в мире. Этот театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально он был деревянным. Рядом с театром располагался и храм Диониса, в котором помещалась статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым Алкаменом - скульптором и мастером бронзового литья, который жил во 2-ой половине V века до нашей эры.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.


Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор - выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы - иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.


Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем - угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии - Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию - феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.


Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.


Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа - самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.


Театр Диониса не всегда был каменным. Изначально, он был построен из дерева. Долгое время, на каждый праздник Дионисий, строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена. Старый театр был очень тесным, и в дни представлений даже чёрный тополь, росший вблизи орхестры, покрывался зрителями. Только в 330 году до нашей эры вместо деревянных строений была построена постоянная каменная сцена. А в 326- 325 годах до нашей эры театр был ещё реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Новый театр было решено построить значительно более просторным. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тысяч зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Первый ряд сидений состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Ввиду огромных размеров, театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому, актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Театр перестраивался и в Римскую эпоху в I веке нашей эры, в том числе, под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времён императора Нерона, с забавными сатирами. Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до нашей эры, а также, камни Периклова Одеона.


Древнегреческий театр - начало начал европейского театра. И в наши дни вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений - здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Адрес: Греция, Афины, на юго-восточном склоне Акрополя
Координаты: 37°58"13.3"N 23°43"40.1"E

Когда-то, в далекие времена, сердцем духовности Афин по праву считался Акрополь. Именно здесь в IV веке до нашей эры проходили торжественные шествия во славу того или иного божества, проводились обязательные, в то время, жертвоприношения, спортивные состязания, разыгрывались небольшие сцены из жизни богов.

Театр на фоне Афин

Правивший тогда Писистрат, был большим почитателем бога Диониса - покровителя веселья, виноделия, религиозного экстаза и оргий. Благодаря стараниям правителя Афин , на южной стороне Акрополя сначала было построено Святилище Диониса Элевтерея, в котором стояла древняя статуя божества, а спустя некоторое время старый храм было решено заменить новым. Теперь в центре нового Святилища возвышалась, выполненная из слоновой кости и украшенная золотом, новая статуя бога Диониса. Недалеко от храма по указу Писистрата была построена танцевальная площадка, которая и стала тем первым «кирпичиком», благодаря которому на свет «родился» Театр Диониса .

Вид на театр от Акрополя

Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными - каменными. И это неудивительно, ведь грекам так полюбились театральные постановки, что со временем они стали не частью религиозных церемоний и общественных празднеств, а совершенно отдельным, со своими правилами и традициями, видом искусств.

Во многих исторических документах встречаются интересные описания этой удивительной римской архитектуры, одного из самых древнейших театров на нашей планете. Согласно ним, первый ряд Театра Диониса насчитывал 67 кресел, сделанных из дорогостоящего и редчайшего мрамора и, предназначенных вовсе не для простолюдинов, а для почетной знати. Интересно будет знать, что на некоторых из них даже были высечены имена людей, правивших древнейшим греческим городом. К слову, и сегодня можно увидеть эти кресла с высеченными на них именами, правда, сохранились они до наших дней далеко не все.

Театр на фоне Акрополя

Во втором ряду, на небольшом выступе расположено кресло римского императора Адриана, который слыл большим любителем поэзии, философии и театрального искусства. Кроме этого, здесь, но чуть позже, любил выступать и еще один римский император - Нерон, «прославившийся» на весь мир своим дурным вкусом и тем, что в свое время сжег столицу величайшей Римской Империи .

Театр Диониса, по предположениям практически всех археологов, принимавших участие в его раскопках, мог вмещать в себя практически 17 тысяч человек, желающих увидеть воочию театральное действо. Эта цифра, по современным меркам, совсем незначительна, но для того времени она была довольно внушительна, и составляла практически половину всего населения Афин. В связи с большими размерами Театр Диониса не имел перекрытий для крыши, поэтому все - и участники, и зрители находились под открытым небом, а происходящее на сцене освещалось естественным светом.

Вид на театральную сцену и мраморный бортик вокруг неё

Театр Диониса, построенный в V-м веке до нашей эры, на протяжении своего существования претерпевал некоторые изменения . Как уже было сказано выше, деревянные кресла и сцена были заменены на мраморные. В I-м веке уже нашей эры, когда кроме театральных постановок было принято проводить цирковые и гладиаторские представления, первый ряд был дополнен бортиком из мрамора и железных прутьев, которые позволяли безбоязненно наблюдать зрителям за кровопролитными сражениями и хищниками.

Во II-м веке, когда к власти пришел римский император Нерон, реставрация «коснулась» и ближней части сцены - орхестра, где располагался хор. Ее сделали более рельефной и украсили картинами, сюжет которых был взят из мифов о Дионисе.

Вид со сцены театра

Театральное действо - тогда и сейчас…

Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала - тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.

Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.

Театр Диониса в наше время

Сегодня власти Греции говорят о том, что на реставрацию Театра Диониса уже выделено более шести миллионов евро , которые удалось собрать не только благодаря финансированию из бюджета страны, но и некоммерческой организации «Диазома», известной в Греции своим стремлением к защите и сохранению древнейших памятников истории и архитектуры.

Зрительские каменные сиденья

Реставрационные работы намечено завершить уже к середине 2015 года. За это время планируется провести и работы, связанные с укреплением стен, добавлением новых ярусов сидений, а также отреставрировать многочисленные декоративные элементы. Реставрация и восстановление Театра Диониса были доверены греческому архитектору Константиносу Болетису, который и возглавил, гигантский по своему объему и сложности, проект.

Путешественникам, отправляющимся в Грецию, интересно будет узнать, что и возле самого Театра Диониса также сохранились памятники архитектуры, относящиеся к древней эпохе. Было бы непростительно не упомянуть о храме богини Артемиды (покровительницы всего живого), который расположен в скале, нависающей над Театром Диониса.