Основные темы войны и мира. Идея героической жизни в романе "Война и мир". Военная теория Толстого

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

Л.Н. Толстой.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.

Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои - люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого - то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.

У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству.

Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что - нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.

И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание - служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, - славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.

Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание - «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.

Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.

Задачи и тесты по теме "Сюжет, герои, проблематика романа Война и мир Л. Н. Толстого"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

/Николай Николаевич Страхов (1828-1896). Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого.
Томы I, II, III и IV. Издание второе. Москва, 1868. Статья первая/

Очень трудно изложить, даже в главных чертах, идею глубокого художественного произведения, она воплощается в нем с такою полнотою и многосторонностию, что отвлеченное изложение ее всегда будет чем-то неточным, недостаточным, — не будет, как говорят, вполне исчерпывать предмета.

Идею "Войны и мира" можно формулировать различным образом.

Можно сказать, например, что руководящая мысль произведения есть идея героической жизни . На это намекает сам автор. <...>

Художник... прямо заявляет нам, что он хочет изобразить нам такую жизнь, которую мы обыкновенно называем героическою, но — изобразить в ее настоящем смысле, а не в тех неправильных образах, которые завещаны нам древностию; он хочет, чтобы мы отвыкли от этих ложных представлений, и для этого дает нам истинные представления. На место идеального мы должны получить реальное.

Где же искать героической жизни? Конечно, в истории. Мы привыкли думать, что люди, от которых зависит история, которые совершают историю, — суть герои. Поэтому мысль художника остановилась на 1812 годе и войнах, ему предшествовавших, как на эпохе по преимуществу героической. Если Наполеон, Кутузов, Багратион — не герои, то кто же после того герой? Гр. Л.Н. Толстой взял громадные исторические события, страшную борьбу и напряжение народных сил, для того чтобы уловить высшие проявления того, что мы называем героизмом.

Но в наше человеческое время, как пишет гр. Л.Н. Толстой, одни герои не составляют всего интереса истории. Как бы мы ни понимали героическую жизнь, требуется определить отношение к ней обыкновенной жизни, и в этом заключается даже главное дело. Что такое обыкновенный человек в сравнении с героем? Что такое частный человек в отношении к истории? В более общей форме это будет тот же вопрос, который давно разрабатывается нашим художественным реализмом: что такое обыкновенная будничная действительность в сравнении с идеалом, с прекрасною жизнью?

Гр. Л.Н. Толстой старался разрешить вопрос как можно полнее. Он представил нам, например, Багратиона и Кутузова в величии несравненном, поразительно. Они как будто обладают способностию становиться выше всего человеческого. В особенности это ясно в изображении Кутузова, слабого от старости, забывчивого, ленивого, — человека дурных нравов, сохранившего, по выражению автора, все привычки страстей, но самых страстей уже вовсе не имеющего. Для Багратиона и Кутузова, когда им приходится действовать, исчезает все личное; к ним даже вовсе неприменимы выражения: храбрость, сдержанность, спокойствие, так как они не храбрятся, не сдерживаются, не напрягаются и не погружаются в покой... Естественно и просто они делают свое дело, как будто они — духи, способные только созерцать и безошибочно руководиться чистейшими чувствами долга и чести. Они прямо глядят в лицо судьбы, и для них невозможна самая мысль о страхе, — невозможно никакое колебание в действиях, потому что они делают все, что могут, покоряясь течению событий и своей собственной человеческой слабости.

Но сверх этих высоких сфер доблести, достигающей своих высших пределов, художник представил нам и весь тот мир, где требования долга борются со всеми волнениями страстей человеческих. Он изобразил нам все виды храбрости и все виды трусости . Какое расстояние от первоначальной трудности юнкера Ростова до блестящей храбрости Денисова, до твердого мужества князя Андрея, до бессознательного геройства капитана Тушина! Все ощущения и формы битвы — от панического страха и бегства при Аустерлице до непобедимой стойкости и яркого горения скрытого душевного огня при Бородине — описаны нам художником. Эти люди являются нам то мерзавцами , как назвал Кутузов бегущих солдат, то бестрепетными, самоотверженными воинами. В сущности же, все они — простые люди, и художник с изумительным мастерством показывает, как, в различной мере и степени, в душе каждого из них возникает, потухает или разгорается искра доблести, обыкновенно присущая человеку.

И главное — показано, что значат все эти души в ходе истории, что они вносят в великие события, какую долю участия имеют в героической жизни. Показано, что цари и полководцы тем и велики, что составляют как бы центры, в которых стремится сосредоточиться героизм, живущий в душах простых и темных. Понимание этого героизма, сочувствие ему и вера в него составляют все величие Багратионов и Кутузовых. Непонимание его, пренебрежение им или даже презрение к нему составляют несчастие и малость Барклай де Толли и Сперанских.

Война, государственные дела и потрясения составляют поприще истории, поприще героическое по преимуществу. Изобразив с безупречною правдивостию, как люди ведут себя, что чувствуют и что делают на этом поприще, художник для полноты своей мысли хотел показать нам тех же людей в частной их сфере, где они являются просто как люди. <...>

Князь Андрей и его отец в сфере общих интересов суть настоящие герои. Когда князь Андрей уезжает из Брюнна в армию, находящуюся в опасности, насмешливый Билибин два раза, без всякой насмешки, дает ему титул героя. <...> И Билибин совершенно прав. Переберите все действия и мысли князя Андрея во время войны, и вы не найдете на нем ни единой укоризны. Вспомните его поведение в Шенграбенском деле, никто лучше его не понимал Багратиона, и он один и видел и оценил подвиг капитана Тушина. Но Багратион мало знал князя Андрея, Кутузов знает его лучше и к нему обращается во время Аустерлицкого сражения, когда нужно было остановить бегущих и повести их вперед. Вспомните, наконец, Бородино, когда князь Андрей долгие часы стоит со своим полком под выстрелами (он не хотел остаться при штабе и не попал в ряды сражающихся), все человеческие чувства говорят в его душе, но он ни на мгновение не теряет полного самообладания и кричит прилегшему на земле адъютанту: "Стыдно, господин офицер!" в тот самый миг, когда разрывается граната и наносит ему тяжкую рану. Дорога таких людей действительно — дорога чести, как выразился Кутузов, и они могут, не колеблясь, сделать все, что требуется самым строгим понятием мужества и самоотвержения.

Старик Болконский не уступает своему сыну. Вспомните то спартанское напутствие, которое он дает сыну, идущему на войну и любимому им с кровною отеческою нежностию: "Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно !". <...>

Вспомните потом, что все интересы России становятся для этого старика как будто его собственными, личными интересами, составляют главную часть его жизни. Он жадно следит за делами из своих Лысых Гор. Его постоянные насмешки над Наполеоном и нашими военными действиями, очевидно, внушены чувством оскорбленной народной гордости; он не хочет верить, чтобы могучая его родина вдруг утратила свою силу, он желал бы приписать это одной случайности, а не силе противника. Когда же началось нашествие и Наполеон подвинулся до Витебска, дряхлый старик совсем теряется: сперва он даже не понимает того, что читает в письме сына: он отталкивает от себя мысль, которой ему перенести невозможно, — которая должна сокрушить его жизнь. Но пришлось убедиться, пришлось, наконец, поверить: и тогда старик умирает. Вернее пули, его сразила мысль об общем бедствии.

Да, эти люди — действительные герои; такими людьми бывают крепки народы и государства. Но отчего же, спросит, вероятно, читатель, героизм их как будто лишен всего поражающего, и они скорее являются нам обыкновенными людьми? Оттого, что художник изобразил их нам вполне, показал нам не только то, как они действуют по отношению к долгу, к чести, к народной гордости, но и их частную, личную жизнь. Он показал нам домашнюю жизнь старика Болконского с его болезненными отношениями к дочери, со всеми слабостями одряхлевшего человека — невольного мучителя своих ближних. В князе Андрее гр. Л.Н. Толстой открыл нам порывы страшного самолюбия и честолюбия, холодные и вместе ревнивые отношения к жене, вообще весь его тяжелый характер, своею тяжестию напоминающий характер его отца. <...>

Нас художник ввел в самую сокровенную жизнь этих людей; он посвятил нас во все их думы, во все волнения. Человеческая слабость этих лиц, те минуты, в которые они становятся наравне с обыкновеннейшими смертными, те положения и душевные движения, в которых все люди одинаково чувствуют, одинаково — люди, — все это открыто нам ясно и полно; и вот отчего героические черты лиц как будто тонут в массе черт просто человеческих.

Это следует отнести ко всем лицам "Войны и мира", без исключения. Везде та же история, что с дворником Ферапонтовым, который бесчеловечно бьет свою жену, просившуюся уехать, — скаредно торгуется с извозчиками в самую минуту опасности, а потом, когда увидел, в чем дело, кричит: "Решилась! Россея!" и сам зажигает свой дом. Так точно в каждом лице автор изображает все стороны душевной жизни — от животных поползновений до той искры героизма, которая часто таится в самых малых и извращенных душах.

Но да не подумает кто-нибудь, что художник, таким образом, хотел унизить героические лица и действия, разоблачив их мнимое величие, напротив, вся цель его заключалась в том, чтобы только показать их в настоящем свете и, следовательно, скорее научить нас видеть их там, где мы их прежде не умели видеть. Человеческие слабости не должны заслонять от нас человеческих достоинств. Другими словами — поэт учит своих читателей проникать в ту поэзию, которая скрыта в действительности. Она глубоко закрыта от нас ношлостию, мелочностию, грязною и бестолковою суетою ежедневной жизни, она непроницаема и недоступна для нашего собственного равнодушия, сонливой лени и эгоистической хлопотливости; и вот поэт озаряет перед нами всю тину, опутывающую людскую жизнь 1 для того, чтобы мы умели видеть в самых темных ее закоулках искру божественного пламени, — умели понимать тех людей, в которых это пламя горит ярко, хотя его и не видят близорукие глаза, — умели сочувствовать делам, которые казались непонятными для нашего малодушия и себялюбия. Это не Гоголь, озаряющий ярким светом идеала всю пошлость пошлого человека; это художник, который сквозь всю видимую миру пошлость умеет разглядеть в человеке его человеческое достоинство. С неслыханною смелостию художник взялся изобразить нам самое героическое время нашей истории — то время, от которого собственно начинается сознательная жизнь новой России; и кто не скажет, что он вышел победителем из состязания со своим предметом?

Перед нами картина той России, которая выдержала нашествие Наполеона и нанесла смертельный удар его могуществу. Картина нарисована не только без прикрас, но и с резкими тенями всех недостатков — всех уродливых и жалких сторон, которыми страдало тогдашнее общество в умственном, нравственном и правительственном отношении. Но вместе с тем воочию показана та сила, которая спасла Россию.

Мысль, которая составляет военную теорию гр. Л.Н. Толстого, наделавшую столько шуму, заключается в том, что каждый солдат не есть простое материальное орудие, а силен преимущественно своим духом, что в конце концов все дело зависит от этого духа солдат, могущего или упасть до панического страха, или возвыситься до геройства. Полководцы бывают сильны тогда, когда они управляют не одними передвижениями и действиями солдат, а умеют управлять их духом . Для этого полководцам самим необходимо стоять духом выше всего своего войска , выше всяких случайностей и несчастий — словом, иметь силу нести на себе всю судьбу армии и, если нужно, всю судьбу государства. Таков, например, дряхлый Кутузов во время Бородинского сражения. Его вера в силу русского войска и русского народа, очевидно, выше и тверже веры каждого воина; Кутузов как бы сосредоточивает в одном себе все их воодушевление. Судьба битвы решается собственно его словами, сказанными Вольцогену: "Вы ничего не знаете. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской". В эту минуту Кутузов, очевидно, стоит неизмеримо выше всех Вольцогенов и Барклаев, он стоит наравне с Россией.

Вообще описание Бородинской битвы — вполне достойное своего предмета. <...>

Сила описания этой битвы вытекает из всего предыдущего рассказа, это как бы высшая точка, понимание которой подготовлено всем предыдущим. Когда мы доходим до этой битвы, то мы уже знаем все виды храбрости и все виды трусости, знаем, как ведут себя или могут себя вести все члены войска, от полководца до последнего солдата. Поэтому в рассказе о битве автор так сжат и краток; тут действует не один капитан Тушин, подробно описанный в Шенграбенском деле, тут целые сотни таких Тушиных. По немногим сценам — на кургане, где был Безухов, в полку князя Андрея, у перевязочного пункта — мы чувствуем все напряжение душевных сил каждого солдата, понимаем тот единый и непоколебимый дух, который оживлял собою всю эту страшную массу людей. Кутузов же является нам как будто связанным какими-то невидимыми нитями с сердцем каждого солдата. Едва ли была когда-нибудь другая такая битва, и едва ли что-нибудь подобное было рассказано на каком-нибудь другом языке.

И мир» ключевым яв­ляется слово «мир». Оно содержится и в самом назва­нии произведения. В каком значении использовал его в названии? Вопрос возникает потому, что в со­временном русском языке существуют два понятия «мира». В произведении эпизоды сменяются миром, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что слово «мир» следует понимать как антоним слова война. Но у Толстого все намного сложнее.

Назва­ние романа отражает основные значения слова «мир». Кроме, того, даже этими приведенными выше значени­ями не исчерпывается употребление слова «мир» в ро­мане. Прежде всего для Толстого было важно показать, что не является только представителем того или иного национально-исторического, социального, про­фессионального мира. Человек, по Толстому, - сам мир. Яркость и пластичность изображения человека в «Вой­не и мире» основаны на принципе «человек - особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внут­ренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других, близких автору героев. Опи­сывая их внутреннюю , использует свой любимый прием, названный Чернышевским «диалекти­кой души».

У каждого толстовского свой мир, и даже са­мые близкие отношения между двумя людьми не могут объединить индивидуальные миры. Идеально близкими показаны в романе отношения между Николаем Росто­вым и княжной Марьей, и все же у каждого из них было что-то свое в жизни, недоступное другому. Княжна Ма­рья не могла понять отношений Николая с крестьяна­ми и его любви к хозяйству.

«Она чувствовала, что у него был особый мир, страстно им любимый, с какими-то законами, которые она не понимала». Но Николай, в свою очередь, испытывал чувство удивления перед ее душевной чистотой, перед тем «почти недоступным ему возвышенным нравственным миром, в котором всегда жила его жена». Изображение внутреннего мира человека у Толсто­го сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои.

В романе мы ви­дим целую палитру сочинение с оллсоч 2005 миров: мир Ростовых, лысогорский мир, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фрон­товой армии, мир народа. Такое понимание мира ассо­циируется в романе с образом шара. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Один мир нередко враждебен другому. В одном случае человек, сливаясь с миром, ос­тается свободным и счастливым, в другом - мир, чуж­дый человеческой сущности героя, подавляет его, ли­шает свободы и делает несчастным.

Примером этого служит эпизод с Наташей в опере. Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненату­рально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным. Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание.

И тут чуждый для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. После третьего акта «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбалась, смотрела вокруг себя».

Наташе представили Анатоля, она почувствова­ла, что очень понравилась ему, и он ей начал нравиться. Тут мир света уже полностью завладел ее чувствами и желаниями. «Наташа вернулась к отцу в ложу, совершен­но уже подчиненная том}’ миру, в котором она находи­лась». После этого начались все горести и страдания в жизни Наташи.

Подчинение Наташи миру света произошло не само по себе, все случилось не без участия Элен Безуховой и, конечно, Анатоля Курагина, главных и в то же время типичных представителей этого мира. Вообще все герои романа делятся на людей мира и людей войны. Люди мира - это князь Андрей, княгиня Марья, Пьер Безухов, Ростовы, к ним тянутся другие, и они способны объединять людей вокруг себя.

Князя Андрея в полку солдаты очень любили и звали «наш князь». Во время Бородинского сражения на батарее Раевского солдаты привязались к Пьеру, приняли его в свою дружную семью и назвали «наш барин». Вместе люди мира составляют силу объединения, которой про­тивостоит сила разъединения. Она состоит из Анатоля Курагина, Василия, Элен, Друбецких. Эти персонажи не могут создавать свои миры.

Каждый из них сам за себя. И в мирное время эти люди находятся в состоянии вой­ны. Они постоянно воюют за свои интересы. Часто люди войны разрушают круглые миры других людей. Интриги, авантюры, борьба за выгоду, стремление к разрушению в мировом масштабе, они и приводят к вой­не народов.

Наполеоновские войны 1805 и 1812 годов вызваны силами разъединения, во главе которых стоял Наполеон, злой гений, ради личной выгоды, славы, сво­его самолюбия он жертвует миллионами человеческих жизней. Основное значение слова «мир» у Толстого - это идея всеобщего единения. , по мнению Толстого, может быть обретено лишь в гармонии со всем миром: с другими людьми, с природой, с Вселенной.

Человек, чувствующий связь с Вселенной, может быть по-настоящему счастлив. Достаточно вспомнить Пьера, его чувства в плену у французов. Самая, на мой взгляд, важная потребность человека, согласно взглядам автора романа, - преодолеть свою ограниченность и слить свое «Я» со всем бесконечным миром. Эта потреб­ность проявляется в настойчивых поисках жизненного смысла князя Андрея, Пьера. Важно подчеркнуть то, что единение героев романа с миром, их поиски смысла жизни не только не уничтожает отдельное человечес­кое «я», но, напротив, расширяет и утвержда­ет подлинный смысл бытия.

Чем шире мир, тем радостнее существование героя. Человек чувствует себя лич­ностью только потому, что он соприкасается с другими личностями. «Если бы человек был один, он был бы не личностью», - пишет Толстой. Но как же добиться этого единения?

Прежде всего необходимо научиться понимать друг друга, других лю­дей, как понимал и чувствовал их князь Андрей, как по­нимала и делила страдания со всеми людьми Наташа Ростова. Идея мира в романе Толстого многопланова и мно­гогранна. Своим произведением автор доказывает, что, с одной стороны, каждый человек - это мир неповто­римый и индивидуальный, но с другой - частица всеоб­щего мира, Земли, Вселенной.

Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. Разъедине­ние, война разрушают эти миры, и это, по-моему, самое страшное зло на Земле. Толстой в своих дневниках оп­ределил зло как «разобщение людей». своим романом предостерегает всех нас от этого зла, показы­вает путь к счастью через объединение людей всей Зем­ли.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Идея мира в «Войне и мире » Л. Н. Толстого . Литературные сочинения!

А.Е. Берсом в 1863 году пишет своему другу, графу Толстому, письмо, в котором сообщается об увлекательной беседе между молодыми людьми о событиях 1812 года. Тогда Лев Николаевич решил написать грандиозное произведение о том героическом времени. Уже в октябре 1863 года писатель в одном из писем родственнице пишет, будто никогда не чувствовал такие творческие силы в себе, новая работа, по его словам, не будет похожа ни на одну, что он делал прежде.

Изначально главным героем произведения должен стать декабрист, возвращающийся в 1856-м году из ссылки. Далее Толстой перенес начало романа на день восстания в 1825, но потом художественное время переместилось на 1812 год. Видимо, граф боялся, что роман не пропустят по политическим соображениям, ведь еще Николай Первый ужесточил цензуру, боясь повторения бунта. Поскольку Отечественная война напрямую зависит от событий 1805 года – именно этот период в окончательном варианте стало фундаментом для начала книги.

«Три поры» — так назвал Лев Николаевич Толстой свое произведение. Планировалось, что в первой части или поре будет рассказываться о молодых декабристах, участниках войны; во второй – непосредственно описание восстания декабристов; в третьей – вторая половина 19 века, внезапная гибель Николая 1, поражение русской армии в Крымской войне, амнистия участников оппозиционного движения, которые, возвращаясь из ссылки, ожидают перемен.

Следует заметить, писатель отверг все труды историков, положив в основу многих эпизодов «Войны и мира» мемуары участников и свидетелей войны. Материалы газет и журналов так же служили отличными информаторами. В Румянцевском музее автор прочел неопубликованные документы, письма фрейлин и генералов. Несколько дней Толстой провел в Бородино, а в письмах супруге воодушевленно писал, что если бог даст здоровья, то он опишет Бородинское сражение так, как никто до него не описывал.

Автор положил 7 лет жизни на создание «Войны и мира». Существует 15 вариаций начала романа, писатель неоднократно бросал и вновь начинал свою книгу. Толстой предугадывал глобальный размах своих описаний, хотел создать нечто инновационное и создал роман-эпопею, достойную представлять литературу нашей страны на мировой арене.

Темы «Войны и мира»

  1. Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям.
  2. Тема народа. Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, – остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат. стала темой одного из наших сочинений.
  3. Тема войны. Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев. Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину.
  4. Тема жизни и смерти. Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». К первым относятся Пьер, Андрей, Наташа, Марья, Николай, а ко вторым старый Безухов, Элен, князь Василий Курагин и его сын Анатоль. «Живые» находятся постоянно в движении, причем не столько физическом, сколько внутреннем, диалектичном (их души приходят к гармонии через череду испытаний), а «мертвые» прячутся за масками и приходят к трагедии и внутреннему расколу. Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть. Жизнь сравнима с горением свечи, чей-то огонек маленький, с вспышками яркого света (Пьер), у кого-то он неустанно горит (Наташа Ростова), колеблемый свет Маши. Так же 2 ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» персонажей, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти.

Главные герои

  • Андрей Болконский – дворянин, разочарованный в свете и ищущий славы. Герой красив, обладает сухими чертами лица, невысокого роста, но атлетического сложения. Андрей мечтает славиться, как Наполеон, за тем и едет на войну. Ему наскучило высшее общество, даже беременная жена не дает отрады. Болконский меняет мировоззрение, когда он, раненный на сражении в Аустерлице, столкнулся с Наполеоном, который показался ему мухой, вместе со всей его славой. Далее любовь, вспыхнувшая к Наташе Ростовой, так же меняет взгляды Андрея, который находит в себе силы вновь зажить полноценной и счастливой жизнью, после гибели жены. Смерть он встречает на Бородинском поле, так как не находит в своем сердце силы прощать людей и не воевать с ними. Автор показывает борьбу в его душе, намекая, что князь – человек войны, ему не ужиться в атмосфере мира. Так, он прощает Наташу за измену лишь на смертном одре, и умирает в гармонии с собой. Но обретение этой гармонии было возможно лишь таким образом – в последний раз. Подробнее о его характере мы написали в сочинении «».
  • Наташа Ростова – веселая, искренняя, эксцентричная девушка. Умеет любить. Обладает чудесным голосом, пленит им самых придирчивых критиков музыки. В произведении мы впервые видим ее 12 летней девочкой, в ее именины. На протяжении всего произведения мы наблюдаем взросление юной девушки: первая любовь, первый бал, предательство Анатоля, вина перед князем Андреем, поиски своего «я», в том числе в религии, смерть возлюбленного (Андрея Болконского). Мы проанализировали ее характер в сочинении «». В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень.
  • Пьер Безухов – полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать. мы тоже уже рассматривали.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье. Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким.
  • Графиня Наталья Ростова – жена Графа, обладает восточным колоритом, умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем.
  • Ник олай Ростов – старший сын – добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец. Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война. Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской.
  • Соня Ростова – племянница графа – маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью. Ее смирение Толстой возвышает и ценит.
  • Николай Андреевич Болконский – князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово.
  • Марья Болконская – скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых. Л.Н. Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица. В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. подробно описаны в эссе.
  • Элен Курагина бывшая жена Пьера — красивая женщина, светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа.
  • Анатоль Курагин – брат Элен – хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы, хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя.
  • Федор Долохов – офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких. Порочен, азартен, но привязан к семье.
  • Любимый герой Толстого

    В романе явственно чувствуется авторская симпатия и антипатия автора к героям. Что касается женских образов, свою любовь писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Толстой ценил в девушках настоящее женское начало — преданность возлюбленному, умение оставаться всегда цветущей в глазах мужа, познание счастливого материнства и заботливость. Его героини готовы к самоотречению ради блага других.

    Писатель очарован Наташей, героиня находит в себе силы жить даже после смерти Андрея, она направляет любовь на мать после гибели своего брата Пети, видя, как ей тяжело. Героиня перерождается, поняв, что жизнь не закончена, пока в ней есть светлое чувство к ближнему. Ростова проявляет патриотизм, без сомнений помогая раненым.

    Марья тоже находит счастье в помощи другим, в ощущении себя нужной кому-то. Болконская становится мамой для племянника Николушки, забирая его под свое «крылышко». Она беспокоится за обычных мужиков, которым нечего кушать, пропуская проблему через себя, не понимает, как могут богатые не помочь бедным. В финальных главах книги Толстой заворожен своими героинями, которые повзрослели и обрели женское счастье.

    Любимыми мужскими образами писателя стали Пьер и Андрея Болконский. Безухов впервые представляется перед читателем неуклюжим, полным, невысокого роста юношей, который появляется в гостиной Анны Шерер. Несмотря на смешную нелепую внешность, Пьер умен, но единственный человек, который его принимает таким, какой он есть – Болконский. Князь смел и суров, его отвага и честь пригождаются на поле боя. Оба мужчины рискуют жизнью, чтобы спасти родину. Оба мечутся в поиске себя.

    Конечно, Л.Н. Толстой сводит своих любимых героев, только в случае Андрея и Наташи счастье недолговечно, Болконский погибает молодым, а Наташа с Пьером обретают семейное счастье. Марья и Николай тоже нашли гармонию в обществе друг друга.

    Жанр произведения

    «Война и мир» открывает жанр романа-эпопеи в России. Здесь удачно сочетаются черты любых романов: от семейно-бытовых до мемуаров. Приставка «эпопея» означает то, что события, описанные в романе, охватывают значительное историческое явление и раскрывают его сущность во всем многообразии. Обычно в произведении этого жанра очень много сюжетных линий и героев, так как масштаб работы очень велик.

    Эпичность работы Толстого в том, что он не просто выдумал сюжет об известном историческом свершении, но и обогатил его деталями, выуженными из воспоминаний очевидцев. Автор много сделал для того, чтобы книга опиралась на документальные источники.

    Взаимоотношения Болконских и Ростовых тоже не выдуманы автором: живописал историю своей семьи, слияние родов Волконских и Толстых.

    Основные проблемы

  1. Проблема поиска настоящей жизни . Возьмем в пример Андрея Болконского. Он мечтал о признании и славе, а самый верный способ заработать авторитет и обожание – военные подвиги. Андрей строил планы о собственноручном спасении армии. Картины баталий и побед виделись Болконскому постоянно, но он получает ранение и едет домой. Тут на глазах Андрея умирает жена, полностью пошатнув внутренний мир князя, тогда он осознает — е нет никакой радости в убийствах и страданиях народа. Не стоит этого карьера. Поиски себя продолжаются, ведь изначальный смысл жизни утрачен. Проблема в том, что сложно его обрести.
  2. Проблема счастья. Возьмем Пьера, которого отрывают от пустого общества Элен и война. В порочной женщине он вскоре разочаровывается, иллюзорное счастье обмануло его. Безухов, как и его друг, Болконский, старается найти призвание в борьбе и подобно Андрею оставляет эти поиски. Пьер не был рожден для поля брани. Как видно, любые попытки найти блаженство и гармонию оборачиваются крахом надежд. В итоге, герой возвращается к прежней жизни и находит себя в тихой семейной гавани, но, лишь пробираясь через тернии, он обрел свою звезду.
  3. Проблема народа и великого человека . В романе-эпопее явственно выражается мысль о главнокомандующих, неразрывных с народом. Великий человек должен разделять мнение своих солдат, жить такими же принципами и идеалами. Ни один генерал или царь не получил бы своей славы, если бы ему эту славу на «блюдечке» не преподнесли солдаты, в которых и заключается главная сила. Но многие правители ее не берегут, а презирают, и такого быть не должно, ведь несправедливость больно ранит людей, даже больнее, чем пули. Народная война в событиях 1812 года показана на стороне русских. Кутузов бережет солдат, ради них жертвует Москвой. Они чувствуют это, мобилизуют крестьян и разворачивают партизанскую борьбу, которая доканывает врага и окончательно его изгоняет.
  4. Проблема истинного и ложного патриотизма. Конечно, патриотизм раскрывается через образы русских солдат, описание героизма народа в главных сражениях. Ложный же патриотизм в романе представлен в лице графа Растопчина. Он распространяет по Москве нелепые бумажки, а после спасается от гнева людей тем, что отправляет на верную гибель сына Верещагина. На эту тему у нас написана статья, называется «».

В чем смысл книги?

Об истинном смысле романа-эпопеи говорит сам писатель в строках о величии. Толстой считает, что величия нет там, где отсутствует простота души, добрые намерения и чувство справедливости.

Л.Н. Толстой выразил величие через народ. В изображениях картин-сражений обычный солдат проявляет небывалую храбрость, что вызывает гордость. Даже самые боязливые пробудили в себе чувство патриотизма, которое, как неведомая и неистовая сила, принесла победу русской армии. Писатель объявляет протест ложному величию. Когда на весы ставятся (здесь вы можете найти их сравнительную характеристику), последний остается взлетает вверх: его слава легковесна, так как имеет очень хлипкие основания. Образ Кутузова — «народный», никто еще из полководцев не был так приближен к простому люду. Наполеон же лишь пожинает плоды известности, недаром, когда Болконский раненный лежит на поле Аустерлица, автор его глазами показывает Бонапарта, как муху в этом огромном мире. Лев Николаевич задает новую тенденцию героического характера. Им становится «народный избранник».

Открытая душа, патриотизм и чувство справедливости победили не только в войне 1812 года, но и в жизни: герои, которые руководствовались моральными постулатами и голосом своего сердца, стали счастливыми.

Мысль Семейная

Л.Н. Толстой очень трепетно относился к теме семьи. Так, в своем романе «Война и мир» писатель показывает, что государство, как род — передает из поколения в поколение ценности и традиции, а хорошие человеческие качества так же являются ростками от корней, уходящих к праотцам.

Краткая характеристика семей в романе «Война и мир»:

  1. Безусловно, любимой семьей Л.Н. Толстого были Ростовы. Их род славился радушием и гостеприимством. Именно в этой семье отражаются авторские ценности настоящего домашнего уюта и счастья. Писатель считал предназначением женщины – материнство, сохранение комфорта в доме, преданность и способность к самопожертвованию. Такими и изображены все женщины семейства Ростовых. Всего в семье 6 человек: Наташа, Соня, Вера, Николай и родители.
  2. Другая семья – Болконские. Здесь царит сдержанность чувств, суровость отца Николая Андреевича, каноничность. Женщины тут больше похоже на «тени» мужей. Андрей Болконский унаследует лучшие качества, став достойным сыном своего отца, а Марья научится терпению и смирению.
  3. Семейство Курагиных – лучшее олицетворение пословицы «от осины не родятся апельсины». Элен, Анатоль, Ипполит циничны, ищут выгоду в людях, глупы и ни капли не искренны в том, что делают и говорят. «Шоу из масок» — их стиль жизни, и этим они полностью пошли в отца – Князя Василия. В семействе нет дружественных и теплых отношений, что и отражается на всех ее членах. Л.Н. Толстой особенно недолюбливает Элен, которая была невероятно красива снаружи, но совершенно пуста внутри.

Мысль народная

Она является центральной линией романа. Как мы помним из выше написанного, Л.Н. Толстой отказался от общепринятых исторических источников, положив в основу «Войны и мира» мемуары, записки, письма фрейлин и генералов. Писателя не интересовал ход войны в целом. Отдельно взятые личности, фрагменты – вот, что нужно было автору. Каждый человек имел свое место и значение в этой книге, как детали пазла, которые, собравшись правильно, откроют прекрасную картину – силу народного единства.

Отечественная война изменила что-то внутри каждого из персонажей романа, каждый сделал свой маленький вклад в победу. Князь Андрей верит в русскую армию и достойно сражается, Пьер хочет разрушить французские ряды из самого их сердца – убийством Наполеона, Наташа Ростова без промедлений отдает подводы покалеченным солдатам, Петя отважно бьется в партизанских отрядах.

Народная воля к победе явственно чувствуется в сценах Бородинского сражения, битвы за Смоленск, партизанской схватки с французами. Последняя особенно памятна для романа, потому что в партизанских движениях бились добровольцы, выходцы из обычного крестьянского сословия – отряды Денисова и Долохова олицетворяют движение всей нации, когда «и стар и млад» встал на защиту своей родины. Позднее их назовут «дубиной народной войны».

Война 1812 года в романе Толстого

О войне 1812 года, как о переломном моменте жизней всех героев романа «Войны и мира», была сказано неоднократно выше. О том, что выиграна она народом, тоже было сказано. Давайте рассмотрим вопрос с точки зрения истории. Л.Н. Толстой рисует 2 образа: Кутузов и Наполеон. Конечно, оба образа рисуются глазами выходца из народа. Известно, что характер Бонапарта был досконально описан в романе только после того, как писатель удостоверился в справедливой победе русской армии. Автор не понимал красоты войны, он был ее противником, и устами своих героев Андрея Болконского и Пьера Безухова он говорит о бессмысленности самой ее идеи.

Отечественная война была национально-освободительной. Особое место она заняла на страницах 3 и 4 томов.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Связь всего со всем в "Войне и мире" не только констатируется и демонстрируется в многообразнейших формах. Она активно утверждается в качестве нравственного, вообще жизненного идеала.

"Наташа и Николай, Пьер и Кутузов, Платон Каратаев и княжна Марья душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности" , - пишет В.Е. Хализев. Для этих персонажей такие отношения - да­же не идеал, а норма. Гораздо более замкнут в себе и сосредото­чен на своем не лишенный чопорности, постоянно рефлектирую­щий князь Андрей. Вначале он думает о своей личной карьере и славе. Но славу он понимает как любовь к нему многих незнако­мых людей. Позже Болконский пытается участвовать в государст­венных реформах во имя пользы для тех же неизвестных ему людей, для всей страны, теперь уже не ради своей карьеры. Так или иначе быть вместе с другими чрезвычайно важно и для него, об этом он думает в момент душевного просветления после посе­щения Ростовых в Отрадном, после того, как случайно подслу­шал восторженные слова Наташи о прекрасной ночи, обращен­ные к гораздо более холодной и равнодушной, чем она, Соне (здесь почти каламбур: Соня спит и хочет спать), и двух "встреч" со старым дубом, сначала не поддающимся весне и солнцу, а потом преобразившимся под свежей листвой. Еще не так давно Андрей говорил Пьеру, что старается только избегать болезни и угрызений совести, т.е. непосредственно касающегося лишь его лично. Это был результат разочарования в жизни после того, как взамен ожидаемой славы ему пришлось испытать ранение и плен, а возвращение домой совпало со смертью жены (он мало ее любил, но оттого ему и знакомы угрызения совести). "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!" (т. 2, ч. 3, гл. III). На первом плане в этом внутреннем монологе - я, мое, но главное, подводящее итог слово - "вместе".

Среди форм единения людей Толстой особенно выделяет две: семейную и общенародную. Большинство Ростовых - в известной мере единый собирательный образ. Соня оказывается в конечном счете чуждой этой семье не потому, что она только племянница графа Ильи Андреича. Ее любят в семье как самого родного человека. Но и ее любовь к Николаю, и жертва - отказ от притязаний на брак с ним - более или менее вымученны, сконструированы в ограниченном и далеком от поэтической про­стоты уме. А для Веры вполне естественным становится брак с расчетливым, ничем не похожим на Ростовых Бергом. По сути, мнимой семьей являются Курагины, хотя князь Василий хлопочет о своих детях, устраивает им карьеру или брак в соответствии со светскими представлениями об успехе, а они по-своему солидар­ны между собой: история с попыткой соблазнения и похищения Наташи Ростовой уже женатым Анатолем не обошлась без участия Элен. "О, подлая, бессердечная порода!" - восклицает Пьер при виде "робкой и подлой улыбки" Анатоля, которого он просил уехать, предложив денег на дорогу (т. 2, ч. 5, гл. XX). Курагинская "порода" - совсем не то же, что семья, это Пьер слишком хорошо знает. Женатого на Элен Пьера Платон Каратаев прежде всего выспрашивает о родителях - то, что у Пьера нет матери, особенно его огорчает, - а услышав, что у него и "деток" нет, вновь огорчившись, прибегает к чисто народному утешению: "Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить..." (т. 4, ч. 1, гл. XII). "Совета" как раз нет и в помине.

В художественном мире Толстого у таких законченных эгоистов, как Элен с ее распутством или Анатоль, не может и не должно быть детей. А после Андрея Болконского остается сын, хотя егомолодая жена умерла при родах и надежда на второй брак оберну­лась личной катастрофой. Разомкнутый прямо в жизнь сюжет "Войны и мира" заканчивается мечтами юного Николеньки о будущем, достоинство которого меряется высокими критериями прошлого - авторитетом умершего от раны отца: "Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..." (эпилог, ч. 1, гл. XVI).

Разоблачение главного антигероя "Войны и мира", Наполео­на., осуществляется и с помощью "семейной" тематики. Перед Бородинским сражением он получает подарок от

императрицы - аллегорический портрет играющего в бильбоке сына ("Шар пред­ставлял земной шар, а палочка в другой руке изображала ски­петр"), "мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрий­ского императора, которого почему-то все называли королем Рима". Ради "истории" Наполеон, "с своим величием", "выка­зал, в противоположность этого величия, самую простую отечес­кую нежность", и Толстой усматривает в этом только наигранный "вид задумчивой нежности" (т. 3, ч. 2, гл. XXVI).

"Семейные" отношения для Толстого - не обязательно родст­венные. Наташа, пляшущая под гитару бедного помещика, "дя­дюшки", который играет "По улице мостовой...", душевно близка ему, как и всем присутствующим, независимо от степени родст­ва. Она, графиня, "воспитанная эмигранткой-француженкой" "в шелку и бархате", "умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке" (т. 2, ч. 4, гл. VII). Предшествующая сцена охоты, во время ко­торой Илья Андреич Ростов, упустивший волка, стерпел эмоцио­нальную брань ловчего Данилы, - тоже доказательство того, что "родственная" атмосфера для Ростовых иной раз преодолевает и весьма высокие социальные барьеры. По закону "сопряжения" эта разветвленная сцена оказывается художественным предварением изображения Отечественной войны. «Разве не близок всему Дани­лину облику образ "дубины народной войны"? На охоте, где он был главной фигурой, от него зависел ее успех, крестьянин-охот­ник всего на мгновение становился господином над своим барином, который на охоте был бесполезен» , - отмечает С.Г. Боча­ров, далее на примере образа московского главнокомандующего графа Растопчина раскрывая слабость и бесполезность действий "исторического" персонажа.

На батарее Раевского, куда попадает Пьер во время Бородин­ского сражения, перед началом боевых действий "чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление" (т. 3, ч. 2, гл. XXXI). Солдаты тут же окрестили чужака "наш барин", как солдаты полка Андрея Болконского своего командира - "наш князь". «Сходная атмосфера - на батарее Тушина во время Шенграбенского сражения, а также в партизанском отряде, когда туда приезжает Петя Ростов, - указывает В.Е. Хализев. - Вспом­ним в этой связи и Наташу Ростову, в дни отъезда из Москвы помогающую раненым: ей "понравились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми "...важно и сходство между семьей и подобными "роевыми" общностями: то и другое единение неиерархично и свободно... Готовность русских людей, прежде всего крестьян и солдат, к непринудительно-свободному единению больше всего похожа на "ростовскую" семейственность» .

Толстовское единение отнюдь не означает растворения индиви­дуальности в массе. Одобряемые писателем формы единения людей противоположны неупорядоченной и обезличенной, бесче­ловечной толпе. Толпа показана в сценах солдатской паники, когда очевидным стало поражение союзнической армии в Аустерлицком сражении, приезда Александра I в Москву после начала Отечественной войны (эпизод с бисквитами, которые царь бросает с балкона своим подданным, охваченным буквально диким вос­торгом), оставления Москвы русскими войсками, когда Растопчин отдает ее жителям на растерзание

Верещагина, якобы винов­ника того, что случилось, и т.д. Толпа - это хаос, чаще всего разрушительный, а единение людей глубоко благотворно. «Во время Шенграбенского сражения (батарея Тушина) и Бородин­ской битвы (батарея Раевского), а также в партизанских отрядах Денисова и Долохова каждый знал свое "дело, место и назначе­ние". Истинный порядок справедливой, оборонительной войны, по Толстому, неотвратимо возникает каждый раз наново из чело­веческих действий непредумышленных и незапланированных: воля народа в 1812 г. осуществилась независимо от каких-либо военно-государственных требований и санкций» . Точно так же сразу после смерти старого князя Болконского княжне Марье не понадобилось делать никаких распоряжений: "Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой" (т. 3, ч. 2, гл. VIII).

Народный характер войны 1812г. ясен солдатам. От одного из них на выезде из Можайска в сторону Бородина Пьер слышит косноязычную речь: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Автор комментирует: "Не­смотря на неясность слов

солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать..." (т. 3, ч. 2, гл. XX). После сражения, потрясенный, этот сугубо невоенный человек, принадлежащий к светской элите, всерьез помышляет о совершенно невозможном. "Солда­том быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими" (т. 3, ч. 3, гл. IX). Солдатом граф Безухов, конечно, не станет, но в плен наряду с солдатами попадет и испытает все выпавшие на их долю ужасы и лишения. Привел к этому, правда, замысел совершить абсолютно индивидуальный романтический подвиг - заколоть кинжалом Наполеона, сторонником которого Пьер заявлял себя в начале романа, когда для Андрея Болконско­го новоявленный французский император был и вовсе кумиром и образцом. В одежде кучера и в очках бродит граф Безухов по занятой французами Москве в поисках завоевателя, но вместо того, чтобы осуществить свой невозможный план, спасает ма­ленькую девочку из горящего дома и с кулаками набрасывается на мародеров, грабивших армянку. Арестованный, он выдает спа­сенную девочку за свою дочь, "сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь" (т. 3, ч. 3, гл. XXXIV). Бездетный Пьер ощущает себя отцом, членом какой-то сверхсемьи.

Народ - это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь собственный дом, чтобы он не достался французам, и мужики, которые не хотели везти французам сено за хорошие деньги, а жгли его, и москвичи, оставляющие свои дома, родной город просто потому, что не мыслят себя под владычеством французов, это и Пьер, и Ростовы, бросающие свое имущество и отдающие по требованию Ната­ши подводы для раненых, и Кутузов с его "народным чувством". Хотя, как подсчитано, эпизодам с участием простого народа, "собственно теме народа посвящено всего восемь процентов книги" (Толстой признавался, что описывал преимущественно ту среду, которую хорошо знал), "эти проценты резко возрастут, если учесть, что, с точки зрения Толстого, народную душу и дух ничуть не меньше Платона Каратаева или Тихона Щербатого выражают и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, и нако­нец - что важнее всего - он сам, автор" 11 . При этом автор не идеализирует простой народ. Показан и бунт богучаровских мужи­ков против княжны Марьи перед приходом французских войск (впрочем, это такие мужики, которые и раньше были особенно беспокойны, а усмирить их весьма легко удалось Ростову с молоденьким Ильиным и смекалистым Лаврушкой). После ухода французов из Москвы казаки, мужики из соседних деревень и вернувшиеся жители, "застав ее разграбленною, стали тоже гра­бить. Они продолжали то, что делали французы" (т. 4, ч. 4, гл. XIV). Сформированные Пьером и Мамоновым (характерное объедине­ние вымышленного персонажа и исторического лица) полки ополченцев грабили русские деревни (т. 4, ч. 1, гл. IV). Лазутчик Тихон Щербатый не только "самый полезный и храбрый человек в партии", то есть в партизанском отряде Денисова, но и способ­ный убить захваченного француза потому, что тот был "совсем несправный" и "грубиян". Когда он говорил это, "вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку", совершенное им очеред­ное убийство для него ничего не значит (поэтому Пете Ростову и "неловко" его слушать), он готов, когда "позатемняет", привести еще "каких хошь, хоть троих" (т. 4, ч. 3, гл. V, VI). Тем не менее народ в целом, народ как огромная семья - нравственный ориентир для Толстого и его любимых героев.

Самая же обширная форма единения в романе-эпопее - чело­вечество, люди вне зависимости от национальности и принадлеж­ности к той или иной общности, включая воюющие друг с другом армии. Еще во время войны 1805 г. русские и французские солдаты пытаются поговорить между собой, проявляют взаимный интерес.

В "немецкой" деревне, где юнкер Ростов остановился со своим полком, встреченный им возле коровника немец восклица­ет после его здравицы австрийцам, русским и императору Алек­сандру: "И да здравствует весь свет!" Николай тоже по-немецки, немного иначе, подхватывает это восклицание. "Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищав­шего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись..." (т. 1, ч. 2, гл. IV), Естественная жизнерадостность делает "братьями" незнакомых, во всех смыслах далеких друг от друга людей. В горящей Москве, когда Пьер спасает девочку, ему помогает француз с пятном на щеке, который говорит: "Что ж, надо

по человечеству. Все люди" (т. 3, ч. 3, гл. XXXIII). Это толстовский перевод французских слов. В буквальном переводе эти слова ("Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez-vous") были бы гораздо менее значимы для авторской идеи: "Надо быть гуманным. Все мы смертны, видите ли". Арестованный Пьер и допрашивающий его жестокий маршал Даву несколько секунд "смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчис­ленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечест­ва, что они братья" (т. 4, ч. 1, гл. X).

Русские солдаты охотно усаживают у своего костра вышедших к ним из леса капитана Рамбаля и его денщика Мореля, кормят их, пытаются вместе с Морелем, который "сидел на лучшем месте" (т, 4, ч. 4, гл. IX), петь песенку про Анри Четвертого. Француз­ского мальчика-барабанщика Венсана (Vincent) полюбил не толь­ко близкий к нему по возрасту Петя Ростов; думающие о весне добродушные партизаны его имя "уже переделали: казаки - в Весеннего, а мужики и солдаты - в Висеню" (т. 4, ч. 3, гл. VII). Кутузов после боя под Красным говорит солдатам об оборванных пленных: "Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?" (т. 4, ч. 3, гл. VI). Показательно это нарушение внешней логики: раньше себя не жалели, а теперь их пожалеть можно. Впрочем, встретившись с недоуменными взглядами солдат, Кутузов поправляется, гово­рит, что незваным французам досталось "поделом", и заканчива­ет речь "стариковским, добродушным ругательством", встречен­ным хохотом. Жалость к поверженным врагам, когда их много, в "Войне и мире" еще далека от "непротивления злу насилием" в том виде, в каком его будет проповедовать поздний Толстой, она, эта жалость, - снисходительно-презрительная. Но ведь и сами бегущие из России французы "все... чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходи­лось расплачиваться" (т. 4, ч. 3, гл. XVI).

С другой стороны, Толстой вполне отрицательно относится к государственно-бюрократической верхушке России, людям света и карьеры. И если Пьеру, испытавшему тяжести плена, пережив­шему духовный переворот, "князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся... трога­тельным, добрым и жалким стариком" (т. 4, ч. 4, гл. XIX), то речь идет об отце, потерявшем двоих детей и радующемся по привычке успеху на службе. Это примерно такая же, как у солдат к массам французов, снисходительная жалость. Люди, не способ­ные к единению с себе подобными, лишены даже способности стремиться к истинному счастью, принимают за жизнь мишуру.