Образы народных заступников в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Народные заступники в поэме кому на руси жить хорошо. Образы народных заступников в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

САТИРА МАЯКОВСКОГО
Но Маяковский был не только певцом Октября и как мы показали выше, его нелицеприятным судьей. В наши дни актуализируется сатира Маяковского. Он отдал ей дань и в раннем творчестве в гиперболически заостренных гимнах судье, критику, ученому, взятке, в "Последней Петербургской сказке". Он выступал против мещанского равнодушия к социально значимым проблемам, против видимости дела. Столь же страстного обличителя нашло в лице Маяковского советское мещанство.
В уже цитировавшейся монографии Ф.Н.Пицкель отмечает, что сатира Маяковского 1918-1919 годов была направлена против старого мира, который, как казалось поэту, единым махом уничтожается революцией. Так, в 1918 году он насмешливо и навсегда хоронил бюрократа:
Сидел себе, попивал и покрадывал.
Упокой, господи, душу бюрократову.
Но в 1921 году поэт вынужден признать, что поспешил с похоронами, и вновь берется за сатирическое перо, разоблачающее советского бюрократа, который "противней царского во сто крат" (39; 252).
Однажды на собрании литературной группы в Нижнем Новгороде Маяковскому задали вопрос о том, почему он все время пишет о грязи, о недостатках, а не о розах, о прекрасном?
"Я не могу не писать о грязи, об отрицательном,- отвечал Маяковский потому что в жизни еще очень много дряни, оставшейся от старого. Я помогаю выметать эту дрянь. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них" (31; 473).
Это высказывание раскрывает творческие принципы Маяковского и его отношение к жанру сатиры как орудию борьбы против старого, закосневшего, порочащего идеи нового мира.
В стихотворении "Мрачное о юмористах" поэт призывал сатириков "крыть розгой" все общественные пороки. "Для подхода для такого мало, что ли, жизнь дрянна?"- задавал он им риторический вопрос. Сам же был беспощаден в преследовании плохого, отрицательного. Маяковский был непримирим к мрази в любом обличии и проявлении, потому совершенно неслучайны в его творчестве такие стихотворения, как "Хулиганщина", "Взяточники", "Товарищ Иванов", "Помпадур", "Столп", Подлиза", "Мразь" и другие.
В стихотворении "О том, как некоторые втирают очки товарищам, имеющим циковские значки" автор затрагивает и раскрывает проблему, ставшую характерной для всей советской системы.
Итак, два человека со значками в виде красных флажков, указывающих на их принадлежность к Центральному исполнительному комитету (ЦИК), направляются для проверки в учреждение. Дверь перед ними предупредительно распахивает швейцар; заведующий, не гордясь ни чином своим, ни окладом, сразу же принимает их без всякого доклада. Никакой очереди нет, услужливо подносятся все необходимые справки и резолюции... Словом, все как надо, как и следует при социализме - без волокиты, без бюрократизма. Члены ЦИКа не могут скрыть своей радости. Они уверились, что перед ними "рай земной, а не учрежденьице".
На следующий день они же, оставив дома свои значки, снова подходят к дверям того же учреждения. Швейцар, только вчера обдувавший с них пылинки, на этот раз почему-то "лается": "Ишь, шпана. А тоже шляется!" Попробовали зайти с черного хода, но и там кто-то потребовал с них пропуска. Вчерашний простак-секретарь уже сегодня выглядит "величественней Сухаревой башни", а девушка, услужливо подносившая справки, не отвечая на вопрос, сидит и пудрит веснушчатый нос. Оказалось, что к заведующему нельзя никак попасть без предварительного доклада, а очередь удавом шесть раз обвила здание... Члены ЦИКа удрученно размышляют о том, как всего лишь за день могло обюрократиться образцовое учреждение?! Им и в голову не приходит, что в первый раз им просто пустили пыль в глаза, по значкам угадав в них представителей власти, а во второй день они столкнулись с тем, с чем сталкивается простой народ ежедневно.
Со свойственной ему категоричностью и максимализмом в конце стихотворения автор ставит вопрос ребром: надо или бюрократам дать по шапке, или каждому гражданину дать по флажку, по которому всякого человека могли бы обслужить на уровне членов ЦИКа.
К сожалению, голос поэта не был услышан, и то, что обличалось им в середине 20-х годов, в последующие годы только разрасталось и принимало еще более уродливые формы.
В стихотворении "Товарищ Иванов" Маяковский выявляет в своем персонаже, занимающем высокий пост, черты, роднящие его с дореволюционными чиновниками. Этот человек - льстец и подлиза. Он не только всегда и во всем угождает начальству, но и перенимает "начальственную маску, начальственные привычки, начальственный вид". Для него это верный способ сохранить свое кресло в то время, как другие увольняются и сокращаются. По мнению поэта-сатирика, такие люди пролезут всюду, "подмыленные скользким подхалимским мыльцем". И он не в силах скрыть своего негодования против возрождаемых старых порядков. Автор возмущенно вопрошает:
- Где я?
в лонах
красных наркоматов
или
в дооктябрьской консистории?!
В стихотворении "Столп" поэт яростно выступает против тех, кто под различными предлогами зажимает критику и гласность. Таков именно товарищ Попов, считающий критику "подрывом, подкопом". Этот партиец перепуган тем, что в газете критикуют, "не щадя авторитета, ни чина, ни стажа, ни должности", и он страшно боится быть "осрамленным". Он не понимает, как это можно позволить "низам подряд, всем! - заниматься критиканством?!" Обычную критику он воспринимает как "критиканство" и с тревогой думает о том, что, если и дальше пойдет таким образом, могут добраться до Иванова, затем - до него, а после - и до Совнаркома! (Совет народных комиссаров). Именно поэтому он перепуганно кричит во весь голос: "Товарищи, ведь это же ж подорвет государственные устои!"
Совершенно с противоположной точки зрения смотрит на проблему автор:
Мы всех зовем,
чтоб в лоб,
а не пятясь,
критика
дрянь
косила.
И это
лучшее из доказательств
нашей
чистоты и силы.
В то время, когда подавлялась всякая инициатива снизу и требовалось лишь беспрекословное выполнение указаний вышестоящих инстанций, Маяковский не уставал напоминать:
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз -
с - м - е - л - о - с - т - ь.
Придерживаясь такой гражданской позиции, поэт принародно бичевал все то, что порочило и дискредитировало завоевания революции и идеи социализма. Он верил в них и служил им своим творчеством, и не вина поэта, что новая власть и новый строй не оправдали его надежд. Он предупреждал о появлении советского бюрократа, порожденного новой системой, ожидающего лишь команды и указания сверху:
Что заглядывать далече?
Циркуляр сиди и жди.
- Нам, мол, с вами думать неча,
если думают вожди.
Критика всегда отмечала заострение и сатирическую гиперболизацию образов и то, что гротеск и фантастика вырастала из конкретных жизненных реалий. Однако только в наши дни раскрывается истинный смысл художественной реальности Маяковского.
Есть основания предполагать, что надежд на истинную победу социализма у Маяковского к концу жизни оставалось не так много. Свидетельством тому - последняя его пьеса "Баня" (1929-1930), в которой выразилась едкая сатира и злая ирония поэта по отношению к новой государственной системе. Вот, к примеру, режиссер (персонаж пьесы) по указанию Победоносикова перестраивает спектакль по ходу действия. Вдохновенно подаваемые труппе его команды и реплики есть не что иное, как потерявшие свое содержание штампы, показывающие, что реальных завоеваний у социализма нет - одна видимость:
" - Выше вздымайте ногу, симулируя воображаемый подъем... Воображаемые рабочие массы, восстаньте символически! Капитал, красиво падайте! Капитал, издыхайте эффектно! Дайте красочные судороги!.. Ставьте якобы рабочие ноги на якобы свергнутый якобы капитал. Свобода, равенство и братство, делайте улыбку, как будто радуетесь. Свободный мужской состав, притворитесь, что вы "кто был ничем", вообразите, что вы - "тот станет всем". Взбирайтесь на плечи друг друга, отображая рост социалистического соревнования...."
Вряд ли еще у кого-нибудь из советских сатириков можно обнаружить столь убийственную характеристику социалистическим завоеваниям. Нереализованные задачи, не достигнутые цели, всуе поминаемые идеалы, видимость и показуха - вот основные черты того социализма, которому служат Оптимистенко и Победоносиков. И этот негатив не перекрывается даже словами Фосфорической женщины, посланницы коммунистического общества из 2030 года: "Вы сами не видите всей грандиозности ваших дел... Я оглядела и поняла мощь вашей воли и грохот вашей бури, выросшей так быстро в счастье наше и в радость всей планеты..." Видимо, потому и обречен был на провал спектакль, что негативный материал в нем перевешивал позитивный.
Так, в 1930 г. Маяковский гениально уловил то вырождение культуры, которое со всей очевидностью проявилось в годы укрепления тоталитарного режима. Не только лучшая и пронзительная часть лирики, но и сатира делает Маяковского нашим современником.
Итак, с самого начала творческого пути Маяковский зарекомендовал себя оригинальным художником. Но он привнес в поэзию нечто более значительное, чем просто оригинальность. Он ввел в русскую поэзию новую систему стихосложения, что случается не так часто: раз в сто, а, может, и в двести лет. Заслуга непомерная! Маяковский раскрепостил русскую рифму, провел оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки. Его новшества явили собой революцию в поэзии и дали ей сильнейший импульс для дальнейшего развития. Не потеряла своей актуальности и проблематика произведений Маяковского. Неоднозначно и рождает глубокие раздумья его художественное решение темы революции. Тезис советского литературоведения: ни один поэт не оказал такого решающего и непосредственного влияния на русскую и мировую поэзию, как Маяковский, - можно считать верным. Уже при жизни поэта "молодое поколение увидело в Маяковском своего трубача и запевалу, а затем в 30-е и 40-е годы в Европе, Латинской Америке, на Востоке появились поэты, которые подхватили его революционный порыв и сами заняли авангардные позиции в искусстве: Арагон, Хикмет, Неруда, Незвал, Тувим, Броневский, Брехт, Чаренц... Имена всемирного значения. Каждый оставил признания, кем был для него Маяковский" (32; 460).
Но было бы наивно полагать, что современное поколение читателей будет воспринимать Маяковского точно также, как воспринимали его в начале века. Рядовому читателю зачастую нет дела до поэтических авторитетов, у него один критерий: нравится или не нравится. Одна из причин современного негативного отношения к поэту нередко кроется в том, что Маяковского просто-напросто не знают или знают мало и однобоко. Свою отрицательную роль сыграл в этом и "хрестоматийный глянец", которые навели на поэта литературоведческие работы последних десятилетий. И мы вместе с другими почитателями таланта поэта надеемся, что еще появятся книги, со страниц которых во весь рост встанет раздираемая противоречиями гигантская поэтическая фигура Маяковского.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается главной книгой поэта, высшим его достижением. И не только потому, что перед нами энциклопедический охват русской действительности, показ представителей почти всех сословий общества, типичных для переломного периода истории страны, озаренный поэтическим гением Некрасова. Произведение многослойно и многогранно. Поэт создавал свою главную книгу для народа и во имя народа, выражая его заветные мечты и чаяния. «Кому на Руси жить хорошо» звучит обвинительным актом против современного поэту государственного устройства. В то же время поэма - гимн мужеству и силе духа русского народа. Среди галереи образов страдальцев и тружеников, проходимцев и бунтарей Некрасов показывает нам и народного заступника - того, кто, выйдя из среды самого народа, повлияет на его взгляды и убеждения, сумеет повести за собой.

Это первый в русской литературе образ борца, вышедшего из среды его народа, плоть от плоти его. Сын сельского дьячка и семинарист, Григорий Добросклонов не принадлежит к духовному сословию, так как в России с 1868 года эта категория не пользовалась привилегиями духовенства, а жила плодами своих трудов, то есть влачила скудное существование крестьянина. Несколько раз повторяется в поэме мотив голодного детства Григория, вскормленного хлебом пополам со слезами матери, описывается его «исхудалое лицо», жизнь в семинарии,

Где было темно, холодно,

Угрюмо, строго, голодно,

где просыпались до свету и ждали «жадно ситника», где «недокармливал хапуга-эконом». Сердцем, исполненным любви к родной матери и благодарности к выкормившей его родной земле, протягивающей руку помощи в трудную минуту, выбирает герой свою дорогу в жизни. В нем нет расчета, желания встать на «дорогу торную»:

Кипит там вечная,

Бесчеловечная

Вражда-война

За блага бренные…

Гриша выбирает «дорогу честную»:

По ней идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд.

За обойденного, за угнетенного…

Это осознанный выбор с пятнадцати лет, потому что любовь к родине в его сердце слилась воедино с любовью к бедной матери - и не существует более искренней привязанности, искреннего патриотизма, поэтому так естественны в его устах слова «родина-мать». Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет.

Отказываясь от личных благ и выгод, он и в университет собирается не для себя, не для будущей карьеры, а для того чтобы принести больше пользы родному народу.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно - весело

На всей святой Руси!

Как это напоминает Добролюбова, чья фамилия так легко угадывается в имени героя, и Рахметова - героя романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» - имя которого во время написания поэмы было на устах у читающей публики. Это о них говорится в поэме:

Немало Русь уже выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала

(Пока звездой падучею

Проносятся они!).

За сынами Руси угадываются фигуры Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, в эту когорту борцов за народное счастье приводит Некрасов своего героя.

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Некрасов недаром сделал своего героя тоже поэтом - своим соратником по борьбе. Его песни «из сердца самого» - не только свидетельство кровной связи с русским народом, духовного единства с его миром, но и попытка осмыслить происходящее, осознать свое жизненное кредо. Вслед за песнями «Голодной» и «Соленой», воссоздающей мрачные, безысходные картины жизни народа, появляются и другие строки, отмечающие коренные изменения в обществе, рост самосознания народа:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет.

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином,…

Развивая тему о нарастании народного возмущения, о становлении гражданина, Григорий Добросклонов слагает свою главную песню - «Русь». Он поет о «в рабстве спасенном сердце свободном», о могучей силе народа, создавая яркую неповторимую метафору, показывающую нарастание народного возмущения, революционный подъем:

Русь не шелохнется,

Русь - как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая -

Встали - небужены,

Вышли - непрошены,

Жита по зернышку

Горы наношены!

Рать подымается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Его, единственного среди героев поэмы, Некрасов считает счастливым, потому что, по мнению поэта-борца, счастлив только борец за народное дело. Некрасов заканчивает рассказ о Грише на оптимистической ноте, наделяя героя несокрушимой силой и, главное, верой в светлое будущее, готовностью и желанием отдать жизнь за родину:

Слышал он в груди своей звуки необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного!..

В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы "новых людей", вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он "строгой правдою, умом и добротой".

Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он - из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара Божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала...

Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...

Ему судьба готовила

Путь славный, Имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":

Рать подымается - Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

В поэме есть образ еше одного народного заступника - автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе "Пир на весь мир" автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях. В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых ("лучезарный", "выспренний", "карающий меч", "воплощение счастья народного", "рабство тяжкое", "Русь оживающая").

Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора - о народе, все его мечты - о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в "силу народную - силу могучую", в золотое народное сердце, в славное будущее народа:

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!

Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:

Такая почва добрая - . Душа народа русского... О сеятель! приди!..

В своей поэме Н. А. Некрасов создает образы “новых людей”, вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он “строгой правдою, умом и добротой”.
Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.
Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:
… лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка
Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он – из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:
Немало Русь уж выслала
Сынов своих, отмеченных
Печатью дара Божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала…
Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:
Как ни темна вахлачина,
Как ни забита барщиной
И рабством – и она,
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове
Такого посланца.
Путь Гриши – типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, “где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно”, но где он много читал и много думал…
А дальше? Дальше известно:
Ему судьба готовила
Путь славный, Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой “такого посланца”.
В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов – поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.
В главу “Пир на весь мир” включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне “Русь”:
Рать подымается – Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
В поэме есть образ еще одного народного заступника – автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе “Пир на весь мир” автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях. В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых (“лучезарный”, “выспренний”, “карающий меч”, “воплощение счастья народного”, “рабство тяжкое”, “Русь оживающая”).
Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора – о народе, все его мечты – о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в “силу народную – силу могучую”, в золотое народное сердце, в славное будущее народа:
Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!
Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:
Такая почва добрая – . Душа народа русского… О сеятель! приди!

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Для этой войны крестьянам нужны были руководители. Людьми, способными стать крестьянскими вожаками, в поэме показаны Ермил Гирин и Григорий Добросклонов. Ермил Гирин описан в первой главе поэмы. Почет он завоевал “ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой!”. Будучи Read More ......
  2. 1. Семеро странников, ищущих счастливого человека. 2. Ермил Гирин. 3. “Крепостная женщина” Матрена Тимофеевна. 4. Григорий Добросклонов. Тема поиска счастливой доли и “правды-матушки” занимает значительное место в фольклорной традиции, на которую опирался Н. А. Некрасов, создавая поэму “Кому на Руси Read More ......
  3. I. Образы крестьян и крестьянок в лирике. 2.Герои поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. 3. Собирательный образ русского народа. Крестьянская Русь, горькая народная доля, а также сила и благородство русского народа, его вековая привычка к труду – одна из основных Read More ......
  4. Не дело между бабами счастливого искать. Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Значительная часть творчества Н. А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни Read More ......
  5. Сюжетной основой поэмы являются поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни Read More ......
  6. В поэме”Кому на Руси жить хорошо” Некра – сов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем обществен – но-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его заби – тость, темноту. На помещиков Некрасов Read More ......
  7. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта – народ. Он и прославляет, Read More ......
  8. Тема “народных страданий” развивалась автором во всем его творчестве, она характерна для произведений разных лет. Вспомнить хотя бы такие классические стихотворения, как “Тройка”, “Забытая деревня”, “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”. А кульминацией развития этой темы – как в творчестве Read More ......
Образы народных заступников в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”