Корней иванович чуковский день рождения. Праздник в начальной школе. Сценарий. Сказки Корнея Чуковского. Литературоведческие работы К.И.Чуковского

31 марта исполняется 135 лет со дня рождения русского писателя, переводчика и поэта Корней Иванович Чуковский. Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Однако еще в молодости он сменил его на литературный псевдоним.

Корней Чуковский появился на свет 17 марта 1882 года (1 апреля по новому стилю) в Санкт-Петербурге. Он был незаконнорожденным сыном предпринимателя Э.С.Левенсона и простой крестьянки из Полтавы, которая служила в его доме прислугой. В детские годы мать с сыном перебралась в Одессу, где и начался творческий путь будущего писателя.

Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. Однако еще в молодости он сменил его на литературный псевдоним, так как тяготился своим происхождением.

Журналистская деятельность писателя

Первое место работы К.И.Чуковского - газета «Одесские новости», куда он писал небольшие заметки о жизни горожан. Литературные способности молодого сотрудника проявились довольно быстро, и вскоре он был отправлен на работу в Лондон, где всерьез увлекся английской классикой.

События 1905 года Корней Чуковский принимает с большой симпатией. Он активно участвует в революционных событиях, издает сатирический журнал «Сигнал», в результате чего получает обвинение в оскорблении царской семьи, но избегает тюрьмы благодаря адвокату.

Литературоведческие работы К.И.Чуковского

Сразу после революции 1905 года на долгих 10 лет К.И.Чуковский перебирается в село Куоккала (современный г.Репино), где знакомится с Ильей Репиным, Владимиром Короленко, Леонидом Андреевым, Алексеем Толстым. В этот период он активно пробует себя в переводе английских авторов, занимается литературной критикой, выступает в защиту новых литературных направлений, начинает выпуск своего сатирического альманаха «Чукоккала», который он вел до конца жизни.

В 1917-1923 годах Корней Чуковский пишет несколько книг о творчестве русских писателей (А.Ахматова, А.Блок, Н.Некрасов, А.Чехов и другие.). В своих работах он применял собственную методику воссоздания психологического портрета писателя на основе анализа текста его произведений.

Впоследствии К.И.Чуковский издает несколько заметных трудов об основных принципах и литературных приемах в области художественного перевода зарубежных изданий. Его перу принадлежит книга «Живой как жизнь» о развитии современного русского языка.

Благодаря К.Чуковскому, российский читатель открыл для себя таких классиков зарубежной литературы, как Оскар Уайльд, Уильям Шекспир, Артур Конан Дойл, Гилберт Честертон, О.Генри.

Книги К.Чуковского для детей

Детской литературой Корней Чуковский увлекся, будучи уже достаточно известным в литературных кругах. Увлечение началось с интереса к психологическим аспектам развития речи у детей, их словесным экспериментам. Успех его произведений обусловлен точным пониманием речевого восприятия ребенка: яркие образы, точные формулировки, простые слова и легкие для запоминания рифмы.

Помимо издания собственных произведений, К.И.Чуковский активно занимался переводом детских произведений Марка Твена, Редьярда Киплинга, Даниэля Дефо.

Корней Иванович Чуковский - человек Ренессанса во времена Деграданса

31 марта 2012 г. - 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (31 марта 1882, Санкт-Петербург - 28 октября 1969, Москва). Человеком Ренессанса во времена Деграданса назвал его Е. Евтушенко

Игорь Грабарь. Портрет Корнея Чуковского

Он родился в 1882 году в Петербурге, у Пяти Углов, был крещён Николаем. Затем в метрике следовало имя его матери - "украинской девицы" Екатерины Осиповны Корнейчуковой - и страшное слово: незаконнорожденный. Только своему дневнику Чуковский и доверил беспощадные слова об этом приговоре, вынесенном ему и его сестре Марусе. Он был уверен, что признать себя "незаконным" значит опозорить мать, что быть "байструком" - чудовищно, что пережить этот стыд не удастся никогда. "Раздребежжилась моя "честность с собою" еще в молодости. И отсюда завелась привычка мешать боль, шутовство и ложь - никогда не показывать людям себя..."


Екатерина Осиповна Корнейчукова с детьми Колей и Марусей

Маленький Коля вряд ли помнил, почему любимая мама забрала его с сестрой из Петербурга в Одессу. Скорее всего, состоятельные родители столичного студента Эммануила Левенсона (в семье которого была прислугой мать Чуковского) не захотели принять в дом украинку, которая зарабатывала на жизнь стиркой и стряпней, а молодой человек не посмел их ослушаться. Но если бы много лет спустя старшая дочь писателя, и сама писательница, Лидия Корнеевна Чуковская, не рассказала в своей книге "Памяти детства" трагическую историю, свидетельницей которой она была в раннем детстве, биографы Чуковского могли с легкостью написать: "Своего отца он не знал".

Игра была естественной формой общения Корнея Ивановича и с собственными детьми. Лидия Чуковская точно передает ощущение счастья, которым наполняло общение с отцом ее детство: "В состав воздуха, окружавшего нас, входило и чтение лекций в беседке у Репина, и чтение стихов, и разговоры, и споры, и игра в городки, и другие игры, главным образом литературные, но ни грана умственного безделья". Куоккальское счастье разрушил 1917 год.


Портрет Корнея Чуковского кисти Ильи Репина, 1910 год


Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы .


Семья Чуковских


К.И. Чуковский с Бобой, Колей и Лидой. Куоккола. (1913)


Е.О. Корнейчукова с внуками Колей и Лидой. (1910-е)


Семья Чуковских в Куоккале. За столом слева направо: Лида, Коля и Боба, жена Мария Борисов на

Жизнь сломалась. В ноябре 1919 года, после мрачного вечера памяти Леонида Андреева в нетопленном зале Тенишевского училища - недавно престижнейшего петербургского лицея, в котором после революции проходили бесконечные лекции и диспуты, - Чуковский записал в дневнике: "Прежней культурной среды уже нет - она погибла, и нужно столетие, чтобы создать ее. Сколько-нибудь сложного не понимают. Я люблю Андреева сквозь иронию, но это уже недоступно. Иронию понимают только тонкие люди, а не комиссары".
Однако он еще многое успеет.


Портрет работы Ю. П. Анненкова, 1921

К 1930 году, за первое послереволюционное десятилетие, будут написаны почти все его главные волшебные сказки - и "Мойдодыр", и "Айболит", и "Телефон". Он выдержит многолетнюю битву за них с тогдашними педологами, утверждавшими, что "Крокодил" -пародия на Некрасова, что "Муха-Цокотуха" прославляет кулаков и мещанский быт и советскому ребенку фантазия - во вред. Уже после смерти Сталина писатель Казакевич так и не смог поверить, что "Тараканище" - не смелая сатира, а своего рода "Ревизор" Гоголя для трёхлетних, что сказка появилась во времена, когда Чуковский не знал о существовании Сталина. Дневники Чуковского, описывающие его бытие в двадцатые-пятидесятые годы, - чудовищная фантасмагория, наполненная бесконечной борьбой за право быть писателем, страшными потерями родных и близких людей, утратой любимой профессии. Не стало Блока, с которым Чуковский работал в издательстве "Всемирная литература" и поддерживал очень теплые отношения. Уже умер в нищете эмиграции Леонид Андреев. В лагерях погибнут знакомый с еще куоккальских времен Мандельштам и сосед по Переделкину Исаак Бабель. Сломана его собственная литературная судьба: "Как критик я принужден молчать... судят не по талантам, а по партбилетам. Сделали меня детским писателем. Но позорные истории с моими детскими книгами - их замалчивание, травля, улюлюкание - запрещения их цензурой - заставили меня сойти и с этой арены...". К 1930 году, нагруженный поденной работой, бесконечной редактурой чужих и своих книг, волоча на себе огромную семью, он уже оставил за спиной разгромленную властями редакцию "Всемирной литературы", где по инициативе Горького возглавлял англо-американский отдел. Оставил загубленные журналы "Русский современник", "Современный Запад", "Дом искусств". Его лучшие книги о Некрасове не выйдут из печати даже в хрущевскую оттепель, поскольку они, как и все, что он писал, восстают против привычных советских мифов.
Будущая Ленинская премия за нелюбимое "Мастерство Некрасова" обрадует его разве тем, что "не каждый чиновник сможет теперь плюнуть мне в лицо". И каким горестным воплем прозвучат его слова 1955 года, после того, как он перелистает одну из своих самых блестящих книг - книгу о, возможно, самом дорогом ему писателе, задохнувшемся эпохой и успевшем осознать, что "огонь революции" был фальшивым. "Я прочитал свою старую книжку о Блоке и с грустью увидел, что вся она обокрадена, ощипана, разграблена нынешними Блоковедами... Когда я писал эту книжку, в ней было ново каждое слово, каждая мысль была моим изобретением. Но т. к. книжку мою запретили, изобретениями моими воспользовались ловкачи, прощелыги - и теперь мой приоритет совершенно забыт... Между тем я умею писать только изобретая, только высказывая мысли, которые никем не высказывались. Остальное совсем не занимает меня. Излагать чужое я не мог бы..."


Чуковский с Александром Блоком

Он пережил и эту эпоху. В мае 1957 года, когда ему - к 75-летию, как положено "писателю с именем", - вместе с Хрущёвым вручали в Кремле орден Ленина, генсек шутливо пожаловался, что устает на работе, а внуки по вечерам заставляют читать "ваших Мойдодыров". Их сфотографировали, но когда в уже антихрущевское время, в семидесятые годы, внучка и наследница писателя Елена Чуковская пришла за фотографией в госархив, изображение опального вождя при ней было отстрижено ножницами. Остался только указующий перст и кусочек носа.

Новое время, названное "оттепелью", окрылило Корнея Ивановича, но не надолго. Он стал свидетелем публичной казни Пастернака, не спал ночей, придумывая, как спасти товарища по цеху и судьбе. Ничего не получилось. После визита к соседу по Переделкину с поздравлениями по случаю Нобелевской премии Чуковского заставили писать унизительное объяснение, как это он осмелился поздравлять "преступника". Между прочим, стихи Пастернака еще в двадцатые годы Чуковский назвал гордостью отечественной поэзии, а в старости шутливо мечтал о профессии экскурсовода "по пастернаковским местам" в Переделкине. Корней Иванович первым в мире написал восхищенный отзыв об "Одном дне Ивана Денисовича", давал приют Солженицыну у себя на даче, гордился дружбой с ним и... казнил себя в дневнике, что в угоду цензуре согласился позднее снять его имя в новом издании своей книги об искусстве художественного перевода. Когда его старший сын, "классический" советский литератор, выступил на печально знаменитом собрании Союза писателей осенью 1958 года, шельмовавшем Пастернака, Корней Чуковский внешне бесстрастно записал следующее: "Б.Л. просил сказать мне, что нисколько не сердится на Николая Корнеевича". Он восхищался гражданским поведением своей дочери Лидии, тревожился за нее, но никогда не забывал, как когда-то присутствовал при обыске в ее квартире. В конце тридцатых он долго хлопотал о расстрелянном зяте, выдающемся физике Матвее Бронштейне, еще не зная, что того нет в живых. Он ничего не простил, но "приоткрылся" по-настоящему лишь в своих дневниковых записях, где были вырваны десятки страниц, а о некоторых годах, вроде 1938, не было сказано ни слова.


Чуковский и Пастернак. 1958 г .

Он успел разувериться во многом, кроме, пожалуй, словесности и детей. В посвящении на его "Крокодиле" стояло: "Своим глубокоуважаемым детям...". В детей он верил. Ради них строил, как безумный, библиотеку (считая это важнейшим делом своих последних лет), в "предстоянии" перед ними старался не потерять себя. Не будучи уверенным, что у его дневников будут читатели, он рассказал и о том, кто был для него самым чистым человеком в жизни, ради которого и ему хотелось быть выше. Но дочь Мария, обожаемая Мурочка, умерла в 1931 году в возрасте одиннадцати лет.


Чуковский с младшей дочерью Мурой. 1925 год

Вслед за Чеховым он - уже очень давно -посвятил себя помощи реальным людям, спасая многих от холода, голода, творческой и физической смерти. После революции он "устроил паек" уже старухе, сестре Некрасова Елизавете Александровне Рюмлинг. В голодные двадцатые постоянно опекал Ахматову. Помогал после смерти Блока членам его семьи. Как и дочери Репина, князю-анархисту Кропоткину, писателю Юрию Тынянову...

В разговоре с посторонними, пусть и симпатичными ему людьми Чуковскому нравилось аранжировать свою судьбу элементами игры. Ими он прикрывался от пошлости жизни, может быть, той самой, о которой, умирая, говорил Борис Пастернак... Так, Корней Иванович не раз рассказывал о своем удивлении, когда в дни оксфордских торжеств, гуляя по Лондону, наткнулся на памятник королю Георгу V, с которым виделся еще в 1916. "Я привык встречаться в Москве с памятниками своим друзьям: Маяковскому, Репину, Горькому, Блоку... Но чтобы -там!..." В Переделкине, где Чуковский жил последние тридцать лет, многим запомнились его бесконечные актерства и остроумные реплики, которыми он не щадил даже собственнных детей. "Я счастливый отец, -сообщал он заговорщицки. - Если к власти придут правые, у меня есть Коля, если левые - Лида".


Николай и Корней Чуковские (1963)


Лидия Чуковская с дочерью Еленой. Переделкино. (1968)

Солженицыну он показывал на своем участке то место, где, в случае чего, можно закопать рукописи: "Я так же прятал свою "Чукоккалу". А своего многолетнего секретаря Клару Лозовскую заставлял, как капризный барин, снимать с себя валенки, приговаривая, что в его доме "крепостное право не отменялось!".

Когда в 1966 году умерла Анна Ахматова, о которой Чуковский писал глубокие статьи-исследования и в двадцатые и в шестидесятые годы, его телеграмма в Союз писателей начиналась словами об изумлении. "Изумительно не то, что она умерла, а то, что она так долго могла жить после всех испытаний - светлая, величавая, гордая..." Чуковский был и первым, благодарным читателем "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской, написанных отчасти под его влиянием. "Ты понимаешь, что должна записывать каждое ее слово?" А четырьмя годами ранее, в 1962, он объяснил в дневнике тот удивительный факт, почему беззащитная женщина, на которую обрушилась государственная машина, вооруженная пушками и орудиями пыток, оказалась несокрушимой. "Мы знаем, так бывает всегда. Слово поэта всегда сильнее всех полицейских насильников. Его не спрячешь, не растопчешь, не убьешь. Это я знаю по себе... В книжке "От двух до пяти" я только изображаю дело так, будто на мои сказки нападали отдельные педологи. Нет, на них ополчилось все государство... Боролись с "чуковщиной" - и были разбиты наголову. Чем? Одеялом, которое убежало, и чудо-деревом, на котором растут башмаки".

Корней Иванович Чуковский - человек Ренессанса во времена Деграданса

31 марта 2012 г. - 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (31 марта 1882, Санкт-Петербург - 28 октября 1969, Москва). Человеком Ренессанса во времена Деграданса назвал его Е. Евтушенко

Игорь Грабарь. Портрет Корнея Чуковского

Он родился в 1882 году в Петербурге, у Пяти Углов, был крещён Николаем. Затем в метрике следовало имя его матери - "украинской девицы" Екатерины Осиповны Корнейчуковой - и страшное слово: незаконнорожденный. Только своему дневнику Чуковский и доверил беспощадные слова об этом приговоре, вынесенном ему и его сестре Марусе. Он был уверен, что признать себя "незаконным" значит опозорить мать, что быть "байструком" - чудовищно, что пережить этот стыд не удастся никогда. "Раздребежжилась моя "честность с собою" еще в молодости. И отсюда завелась привычка мешать боль, шутовство и ложь - никогда не показывать людям себя..."


Екатерина Осиповна Корнейчукова с детьми Колей и Марусей

Маленький Коля вряд ли помнил, почему любимая мама забрала его с сестрой из Петербурга в Одессу. Скорее всего, состоятельные родители столичного студента Эммануила Левенсона (в семье которого была прислугой мать Чуковского) не захотели принять в дом украинку, которая зарабатывала на жизнь стиркой и стряпней, а молодой человек не посмел их ослушаться. Но если бы много лет спустя старшая дочь писателя, и сама писательница, Лидия Корнеевна Чуковская, не рассказала в своей книге "Памяти детства" трагическую историю, свидетельницей которой она была в раннем детстве, биографы Чуковского могли с легкостью написать: "Своего отца он не знал".

Игра была естественной формой общения Корнея Ивановича и с собственными детьми. Лидия Чуковская точно передает ощущение счастья, которым наполняло общение с отцом ее детство: "В состав воздуха, окружавшего нас, входило и чтение лекций в беседке у Репина, и чтение стихов, и разговоры, и споры, и игра в городки, и другие игры, главным образом литературные, но ни грана умственного безделья". Куоккальское счастье разрушил 1917 год.


Портрет Корнея Чуковского кисти Ильи Репина, 1910 год


Чуковский (сидит слева) в студии Ильи Репина, Куоккала, ноябрь 1910 года. Репин читает сообщение о смерти Толстого. На стене виден неоконченный портрет Чуковского. Фотография Карла Буллы .


Семья Чуковских


К.И. Чуковский с Бобой, Колей и Лидой. Куоккола. (1913)


Е.О. Корнейчукова с внуками Колей и Лидой. (1910-е)


Семья Чуковских в Куоккале. За столом слева направо: Лида, Коля и Боба, жена Мария Борисов на

Жизнь сломалась. В ноябре 1919 года, после мрачного вечера памяти Леонида Андреева в нетопленном зале Тенишевского училища - недавно престижнейшего петербургского лицея, в котором после революции проходили бесконечные лекции и диспуты, - Чуковский записал в дневнике: "Прежней культурной среды уже нет - она погибла, и нужно столетие, чтобы создать ее. Сколько-нибудь сложного не понимают. Я люблю Андреева сквозь иронию, но это уже недоступно. Иронию понимают только тонкие люди, а не комиссары".
Однако он еще многое успеет.


Портрет работы Ю. П. Анненкова, 1921

К 1930 году, за первое послереволюционное десятилетие, будут написаны почти все его главные волшебные сказки - и "Мойдодыр", и "Айболит", и "Телефон". Он выдержит многолетнюю битву за них с тогдашними педологами, утверждавшими, что "Крокодил" -пародия на Некрасова, что "Муха-Цокотуха" прославляет кулаков и мещанский быт и советскому ребенку фантазия - во вред. Уже после смерти Сталина писатель Казакевич так и не смог поверить, что "Тараканище" - не смелая сатира, а своего рода "Ревизор" Гоголя для трёхлетних, что сказка появилась во времена, когда Чуковский не знал о существовании Сталина. Дневники Чуковского, описывающие его бытие в двадцатые-пятидесятые годы, - чудовищная фантасмагория, наполненная бесконечной борьбой за право быть писателем, страшными потерями родных и близких людей, утратой любимой профессии. Не стало Блока, с которым Чуковский работал в издательстве "Всемирная литература" и поддерживал очень теплые отношения. Уже умер в нищете эмиграции Леонид Андреев. В лагерях погибнут знакомый с еще куоккальских времен Мандельштам и сосед по Переделкину Исаак Бабель. Сломана его собственная литературная судьба: "Как критик я принужден молчать... судят не по талантам, а по партбилетам. Сделали меня детским писателем. Но позорные истории с моими детскими книгами - их замалчивание, травля, улюлюкание - запрещения их цензурой - заставили меня сойти и с этой арены...". К 1930 году, нагруженный поденной работой, бесконечной редактурой чужих и своих книг, волоча на себе огромную семью, он уже оставил за спиной разгромленную властями редакцию "Всемирной литературы", где по инициативе Горького возглавлял англо-американский отдел. Оставил загубленные журналы "Русский современник", "Современный Запад", "Дом искусств". Его лучшие книги о Некрасове не выйдут из печати даже в хрущевскую оттепель, поскольку они, как и все, что он писал, восстают против привычных советских мифов.
Будущая Ленинская премия за нелюбимое "Мастерство Некрасова" обрадует его разве тем, что "не каждый чиновник сможет теперь плюнуть мне в лицо". И каким горестным воплем прозвучат его слова 1955 года, после того, как он перелистает одну из своих самых блестящих книг - книгу о, возможно, самом дорогом ему писателе, задохнувшемся эпохой и успевшем осознать, что "огонь революции" был фальшивым. "Я прочитал свою старую книжку о Блоке и с грустью увидел, что вся она обокрадена, ощипана, разграблена нынешними Блоковедами... Когда я писал эту книжку, в ней было ново каждое слово, каждая мысль была моим изобретением. Но т. к. книжку мою запретили, изобретениями моими воспользовались ловкачи, прощелыги - и теперь мой приоритет совершенно забыт... Между тем я умею писать только изобретая, только высказывая мысли, которые никем не высказывались. Остальное совсем не занимает меня. Излагать чужое я не мог бы..."


Чуковский с Александром Блоком

Он пережил и эту эпоху. В мае 1957 года, когда ему - к 75-летию, как положено "писателю с именем", - вместе с Хрущёвым вручали в Кремле орден Ленина, генсек шутливо пожаловался, что устает на работе, а внуки по вечерам заставляют читать "ваших Мойдодыров". Их сфотографировали, но когда в уже антихрущевское время, в семидесятые годы, внучка и наследница писателя Елена Чуковская пришла за фотографией в госархив, изображение опального вождя при ней было отстрижено ножницами. Остался только указующий перст и кусочек носа.

Новое время, названное "оттепелью", окрылило Корнея Ивановича, но не надолго. Он стал свидетелем публичной казни Пастернака, не спал ночей, придумывая, как спасти товарища по цеху и судьбе. Ничего не получилось. После визита к соседу по Переделкину с поздравлениями по случаю Нобелевской премии Чуковского заставили писать унизительное объяснение, как это он осмелился поздравлять "преступника". Между прочим, стихи Пастернака еще в двадцатые годы Чуковский назвал гордостью отечественной поэзии, а в старости шутливо мечтал о профессии экскурсовода "по пастернаковским местам" в Переделкине. Корней Иванович первым в мире написал восхищенный отзыв об "Одном дне Ивана Денисовича", давал приют Солженицыну у себя на даче, гордился дружбой с ним и... казнил себя в дневнике, что в угоду цензуре согласился позднее снять его имя в новом издании своей книги об искусстве художественного перевода. Когда его старший сын, "классический" советский литератор, выступил на печально знаменитом собрании Союза писателей осенью 1958 года, шельмовавшем Пастернака, Корней Чуковский внешне бесстрастно записал следующее: "Б.Л. просил сказать мне, что нисколько не сердится на Николая Корнеевича". Он восхищался гражданским поведением своей дочери Лидии, тревожился за нее, но никогда не забывал, как когда-то присутствовал при обыске в ее квартире. В конце тридцатых он долго хлопотал о расстрелянном зяте, выдающемся физике Матвее Бронштейне, еще не зная, что того нет в живых. Он ничего не простил, но "приоткрылся" по-настоящему лишь в своих дневниковых записях, где были вырваны десятки страниц, а о некоторых годах, вроде 1938, не было сказано ни слова.


Чуковский и Пастернак. 1958 г .

Он успел разувериться во многом, кроме, пожалуй, словесности и детей. В посвящении на его "Крокодиле" стояло: "Своим глубокоуважаемым детям...". В детей он верил. Ради них строил, как безумный, библиотеку (считая это важнейшим делом своих последних лет), в "предстоянии" перед ними старался не потерять себя. Не будучи уверенным, что у его дневников будут читатели, он рассказал и о том, кто был для него самым чистым человеком в жизни, ради которого и ему хотелось быть выше. Но дочь Мария, обожаемая Мурочка, умерла в 1931 году в возрасте одиннадцати лет.


Чуковский с младшей дочерью Мурой. 1925 год

Вслед за Чеховым он - уже очень давно -посвятил себя помощи реальным людям, спасая многих от холода, голода, творческой и физической смерти. После революции он "устроил паек" уже старухе, сестре Некрасова Елизавете Александровне Рюмлинг. В голодные двадцатые постоянно опекал Ахматову. Помогал после смерти Блока членам его семьи. Как и дочери Репина, князю-анархисту Кропоткину, писателю Юрию Тынянову...

В разговоре с посторонними, пусть и симпатичными ему людьми Чуковскому нравилось аранжировать свою судьбу элементами игры. Ими он прикрывался от пошлости жизни, может быть, той самой, о которой, умирая, говорил Борис Пастернак... Так, Корней Иванович не раз рассказывал о своем удивлении, когда в дни оксфордских торжеств, гуляя по Лондону, наткнулся на памятник королю Георгу V, с которым виделся еще в 1916. "Я привык встречаться в Москве с памятниками своим друзьям: Маяковскому, Репину, Горькому, Блоку... Но чтобы -там!..." В Переделкине, где Чуковский жил последние тридцать лет, многим запомнились его бесконечные актерства и остроумные реплики, которыми он не щадил даже собственнных детей. "Я счастливый отец, -сообщал он заговорщицки. - Если к власти придут правые, у меня есть Коля, если левые - Лида".


Николай и Корней Чуковские (1963)


Лидия Чуковская с дочерью Еленой. Переделкино. (1968)

Солженицыну он показывал на своем участке то место, где, в случае чего, можно закопать рукописи: "Я так же прятал свою "Чукоккалу". А своего многолетнего секретаря Клару Лозовскую заставлял, как капризный барин, снимать с себя валенки, приговаривая, что в его доме "крепостное право не отменялось!".

Когда в 1966 году умерла Анна Ахматова, о которой Чуковский писал глубокие статьи-исследования и в двадцатые и в шестидесятые годы, его телеграмма в Союз писателей начиналась словами об изумлении. "Изумительно не то, что она умерла, а то, что она так долго могла жить после всех испытаний - светлая, величавая, гордая..." Чуковский был и первым, благодарным читателем "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской, написанных отчасти под его влиянием. "Ты понимаешь, что должна записывать каждое ее слово?" А четырьмя годами ранее, в 1962, он объяснил в дневнике тот удивительный факт, почему беззащитная женщина, на которую обрушилась государственная машина, вооруженная пушками и орудиями пыток, оказалась несокрушимой. "Мы знаем, так бывает всегда. Слово поэта всегда сильнее всех полицейских насильников. Его не спрячешь, не растопчешь, не убьешь. Это я знаю по себе... В книжке "От двух до пяти" я только изображаю дело так, будто на мои сказки нападали отдельные педологи. Нет, на них ополчилось все государство... Боролись с "чуковщиной" - и были разбиты наголову. Чем? Одеялом, которое убежало, и чудо-деревом, на котором растут башмаки".

Сценарий праздника, посвященного дню рождения Корнея Чуковского.


Арчвадзе Юлия Дмитриевна, учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ «Будановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М. В. Грешилова», д. Будановка, Золотухинского района, Курской области.
Описание материала: Праздник посвящён 135-летию со дня рождения К. И. Чуковского. Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов, детям и их родителям. В публикации использованы авторские стихотворения Арчвадзе Ю. Д.
Цель: формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
- познакомить с произведениями детского писателя К.И. Чуковского,
- прививать любовь к литературе и поэзии;
- развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка; - воспитывать личностные качества: дружелюбие, отзывчивость, уважительное отношение к старшим, любовь к животным.
Оборудование:
портрет К. И. Чуковского; выставка книг К.И. Чуковского; детские иллюстрации к сказкам К. И. Чуковского, костюмы сказочных героев.

Ход праздника

Учитель:
Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на праздник, посвящённый 135 - летию со дня рождения детского поэта Корнея Ивановича Чуковского.


В деревне Переделкино (это под Москвой)
Жил большой человек с доброй душой.
Он был волшебник, чародей
Со странным именем Корней.

Щёточка усов, смеющийся взгляд
Рядом с ним всегда было много ребят.
Поэта ласково Чукошей называли
И наизусть все его сказки знали. (Арчвадзе Ю. Д.)


Учитель:
Без книг К.И. Чуковского невозможно представить наше детство. Ваши мамы и папы, и даже бабушки и дедушки знакомы с его стихами и сказками.

Дети читают стихотворение "Дедушке Корнею"
1-й ученик:
Тара-ра! Тара-ра!
Праздник с раннего утра.
135 лет со дня рожденья чародея
Сказочника доброго Корнея.
2-й ученик:
Для девчонок и мальчишек
Написал он много книжек.
И поэтому с утра
Веселится детвора.
3-й ученик:
Веселится вместе с детворой
И сказочный народ
Радуется, в пляс идёт,
Громко песенки поёт.
4-й ученик:
Воробей и Таракан
Бьют в огромный барабан.
Пляшет Муха с Комаром,
С Цинцинелой Бибигон.
5-й ученик:
С Мойдодыром Айболит,
С Каракулой синий кит.
Ни лаптей, ни сапог не жалея,
Пляшет бабушка Федора с Бармалеем.
6 ученик:
Мурочка и Крокодил,
Тот, что солнце проглотил.
А с Топтыгиным и Лиса.
Вот такие чудеса!
7-й ученик:
На поляне стол накрыт,
Самовар уже кипит.
Будет, будет детвора
Веселиться до утра.
Нынче сказочник
Чуковский именинник!(Арчвадзе Ю. Д.)

Учитель:
Книжки Корнея Ивановича Чуковского уже много-много лет дарят нам радость. В них происходят необыкновенные чудеса. Его весёлые, забавные стихи можно распевать, а сказки читать и перечитывать в любом возрасте.
Давайте ещё раз окунёмся в удивительный сказочный мир Корнея Чуковского.

Викторина "Угадай название сказки" Автор Арчвадзе Ю.Д.
Он показал мальчишке целый мир
Мочалок, пасты, гребешков и мыла.
Кого герой потом благодарил?
Великого чистюлю … («Мойдодыр»)


Он по Африке гулял,
Детей малых похищал.
Ужасно страшным был злодей.
Его звали … («Бармалей»)


В этой сказке всё наоборот:
В мышеловку попал кот,
На суку кукушка лает,
Рядом воробей коровою мычит,
Только крохотный зайчонок не шалит. («Путаница»)


В этой сказке герою слава, почёт.
Его уважает звериный народ.
Он спас их от злодея великана
Рыжего усатого …
А потом зверушки эти,
Веселились, словно дети. («Тараканище»)


Бабочки, букашки, мошки
Мчались в гости по дорожке.
Там пили чай, варенье ели,
Пели, веселились,
Ну, а как пришла беда,
По щелям забились. («Муха Цокотуха»)


В этой сказке от грязнули
Сбежали тарелки,
Умчались кастрюли.
Их вёл Самовар через лес, через поле.
А называется сказка … («Федорино горе»)


Мама, папа, даже дети
С него срывали на рассвете
Лапти, туфли, босоножки,
Калоши, валенки, сапожки.
У ворот оно росло
Чудо расчудесное. («Чудо-дерево»)


Этот доктор всех добрей,
Лечит он больных зверей.
И на помощь скорее спешит,
Лишь услышит их плач … («Айболит»)


В этой сказке крокодил злое дело сотворил.
Но медведь в темноте его отыскал,
Тумаков и пинков хорошенько дал.
Будет помнить злодей, будет знать -
Что очень плохо воровать! («Краденое солнце»)


С утра до вечера в квартире слышен звон,
Уже от звона дом весь ходуном.
Но слышно снова: Динь-ди-лень!
Когда же прекратится эта дребедень? («Телефон»)


Горевал и плакал Мишка,
Что родился без хвоста.
А Лиса свои советы
Ему давала неспроста.
Хвост павлиний нацепил,
Об опасности забыл.
Красотой по лесу щеголял
Лёгкой добычей охотников стал. («Топтыгин и лиса»)


Светом медовым манила Луна
Косолапого Мишку к себе.
И потому оказался медведь
На самой высокой сосне.
И хоть крылья ему дали,
До Луны долетит он едва ли. («Топтыгин и Луна»)


Отважным мальчуганом побеждён был враг-
Злой, кровожадный индюк Брундуляк.
Каждый из нас с мальчуганом знаком.
Храбрец носит имя … («Приключения Бибигона»)

Инсценировка сказки "Муха-цокотуха"

Ученик:
Мы сказки Чуковского любим и знаем.
С удовольствием сказки эти читаем.
Чтоб жить вам было веселей,
Придумал их все дедушка …
Дети хором: КОРНЕЙ!
Учитель:
Добро побеждает зло - девиз сказок Корнея Ивановича Чуковского. Они учат нас радоваться, сопереживать, сострадать. Без этих качеств человек - не человек. Ираклий Андроников писал, что "талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь"
Дети исполняют песню (на мотив песни «Маленькая страна»)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна
С детства мы с нею все знакомы
Сказок она полна.
Мы к сказкам в гости постучимся
Встретим чудес много в них
Гуляют по сказкам небылицы
И волшебства много в них.
Припев:

С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.
Сказки Чуковского добрые, милые
С детства вас знаем, обожаем
Вы наши любимые.

Здесь чудо-дерево большое
А под ним океан
Здесь есть акула Каракула
И Таракан великан.
Здесь Бармалей живёт и Муха,
Здесь Мойдодыр живёт
Здесь Бибигон отважный ходит
И Айболит вас ждёт.
Припев:
Как хорошо, что жил на свете
Сказочник мудрый Корней
Умных и добрых книжек много
Он написал для детей.
В гости дружок, приходи скорее,
Сказки его читай.
Будешь послушнее, мудрее,
Ты это твёрдо знай.

Настоящее имя русского советского писателя, поэта, переводчика и литературоведа Корнея Чуковского - Николай Корнейчуков. Его биография начинается в столице Российской империи Санкт-Петербурге, где будущий литератор родился 31 марта 1882 года.

Псевдоним «Корней Чуковский», как нетрудно догадаться, представляет собой анаграмму фамилии «Корнейчуков». А вот настоящая загадка - истинное отчество писателя. До того, как «Корней Иванович Чуковский» стали его официальными фамилией-именем-отчеством, Николай всякий раз, когда требовалось заполнять документы, отчество указывал другое: то Иванович, то Васильевич, то Евгеньевич. Можно было бы обратиться к свидетельству о рождении - но как раз в нем отчества у Николая Корнейчукова нет! Это по законам дореволюционной России означало, что родители ребенка не были обвенчаны, и младенец родился вне брака. Николай очень комплексовал по поводу обстоятельств своего рождения, о чем свидетельствуют его дневниковые записи: «Когда дети говорили о своих отцах, дедах, бабках, я только краснел, мялся, лгал, путал… Особенно мучительно было мне в 16—17 лет, когда молодых людей начинают называть именем-отчеством. Помню, как клоунски я просил даже при первом знакомстве — уже усатый — зовите меня просто Колей».

Можно уверенно предположить, что именно здесь находятся истоки любви и внимания Чуковского к детям, особенно - к совсем маленьким. Недополучив отцовского внимания в детстве, он от души дарил его малышам. Со своей женой, уроженкой Одессы Марией, Корней Чуковский (тогда он уже носил это имя) произвел на свет четверых детей; звал их «маленькими бобрятами» и стал для них тем самым отцом, которого был сам в детстве лишен.


Впрочем, обо всём по порядку.

Ребенком Чуковский (будем называть его привычной фамилией) жил в Одессе, обучался в здешней гимназии. Мальчик всерьез занимался самообразованием, в частности сам выучил английский язык.

Литературная биография Корнея Чуковского начинается в 1901 г. с первых публикаций в газете «Одесские новости»; в 1903-1904 гг. в качестве корреспондента этой газеты Чуковский жил в Лондоне. Вернувшись оттуда в Россию, Чуковский работал в журнале «Весы», а после организовал сатирический журнал «Сигнал».

По привычке многие думают, что биография Корнея Чуковского - это биография детского поэта, автора «Мухи-Цокотухи», «Телефона» и «Тараканища». На самом деле это, конечно же, не так. В частности - за публикацию материалов антиправительственного характера Корней Чуковский был приговорен к шестимесячному заключению.

К середине первого десятилетия ХХ века Корней Чуковский приобрел известность как литературный критик. В 1912 г. литератор поселился в финском местечке Куоккала, где подружился с И.Репиным, В.Короленко, Л.Андреевым, А.Толстым, В.Маяковским. Из их автографов он создал своеобразный альбом - “Чукоккала”. В 1916 г. Чуковский руководит детским отделом издательства “Парус”.

Свои знаменитые детские стихотворные сказки Чуковский начинает писать уже в 20-е г.г. ХХ века; из них только “Крокодил” был создан раньше других (в 1916 г.); “Мойдодыр” написан в 1923 г., “Муха-цокотуха” - в 1924 г., “Бармалей” - в 1925 г., “Айболит” - в 1929 г. и т.д..

Что касается биографии Корнея Чуковского - критика, то в эти годы он изучает поэзию Т.Шевченко, литературу 1860-х годов, биографию и творчество А.П.Чехова (в 1967-м г. вышла книга Корнея Чуковского “О Чехове”), работает над наследием Н. Некрасова.

К концу 20-х г.г. ХХ в. работа Корнея Чуковского в области детской литературы привела его к изучению детской речи. В 1928 г. Чуковский выпустил книгу «Маленькие дети», получившую затем название «От двух до пяти».

Параллельно Чуковский работает и как «взрослый» лингвист (позднее, в 1962-м г., он опубликовал книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962).

Как переводчик Чуковский открыл для русского читателя У.Уитмена, Р.Киплинга, О.Уайльда. Переводил М.Твена, Г.Честертона, О.Генри, А.К.Дойла, У.Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д.Дефо, Р.Э.Распэ, Дж.Гринвуда. Чуковский также создал серию книг о мастерстве перевода - “Принципы художественного перевода” (1919), “Искусство перевода” (1930, 1936), “Высокое искусство” (1941, 1968).

До конца жизни писатель работал над своими мемуарами. Посмертно опубликованы «Дневники 1901—1969», которые дают возможность составить полноценное представление о биографии Корнея Чуковского.