О чем заставляет задуматься роман «Мастер и Маргарита

Лично я читала роман «Мастер и Маргарита» 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы — полный бред…

Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил читателям. Прочтение второе было приятнее — чисто с эстетической точки зрения. Красивый язык, небанальные диалоги, авторские слова и выражения, которые хочется запомнить наизусть и где-то после удачно «ввернуть» в разговоре.

Позже роман читался уже «одним духом», за два дня без отрыва от книги. И каждый раз он заставлял меня задуматься…

Над чем же? О чем?

Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, усердно молящиеся и постящиеся, знающие наизусть Евангелия, считают догмами, на самом деле могло по-другому происходить! Это, конечно, крамола и еретизм. Но как же интересно узнать правду! Кто был Иисус? И был ли? Или это собирательный образ, вроде Робина Гуда или Добрыни Никитича?

В этом плане роман «Мастер и Маргарита» предоставляет человеку сомневающемуся и логически мыслить пытающемуся уникальную возможность путешествия во времени. Участия в событиях древнейших христианских текстов. Проникновения в мысли к самому Понтию Пилату! И даже — «нахождения в одном времени-пространстве» с самим сыном божиим.

Всего, что касается религиозных чувств, гаммы эмоций, связанных с институтом церкви, не расскажешь в доном сочинении. Здесь, пожалуй, целая диссертация требуется. Но искажение реальных событий священными текстами, вероятно, имеет место. Об этом, как и о невозможности постичь «истину», «Мастер» вместе с Маргаритой заставляет задуматься читателей.

О таланте, его хрупкости, нежности, болезненности размышляешь, читая Булгаковский текст. Как важно для каждого «Мастера» найти свою Музу. Ту (или того), кто сможет оберегать, защищать творческого человека, впечатлительного и ранимого, от грязи и несправедливости жизни, от ударов общества, от банальной неосторожности, как редкий экзотический цветок. Без «тыла» почти ни один гений не расцвел бы столь ярко и полно.

Булгаков М. А. был, как известно из большинства его произведений, прекраснейшим карикатуристом, сатириком, высмеивавшим исподволь, очень осторожно и умно (поскольку: цензура!) порядки и нравы своего времени. В «Мастере и Маргарите» также без подобных моментов не обошлось. Чего стоят представления в театре-варьете, когда вполне приличные граждане бросались за модными платьями и новыми туфельками «из Парижу», готовые остаться без подштанников! А как они за деньками прыгали! Как собачки дрессированные! И много ещё примеров привести можно.

Думаю, я в дальнейшем не раз ещё вернусь к этому роману, перечту и открою для себя «новые горизонты».

    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
    • Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Если задуматься над вопросом, каких великих писателей дал нам ушедший XX век, мы заметим, что их было много. Но был среди них один, который обращался непосредственно к разуму человека и к его порой засыпающей, но не погибающей в нём до последней минуты совести. Это – Михаил Афанасьевич Булгаков. Его литературное наследие стало известно читающему миру только четверть века спустя после его смерти и сразу же пополнило ряды мировой классики. Прекрасное знание западного модернизма, сочувственное отношение к отечественному авангарду, прошедшему путь от декадентства до футуризма, опора на лучшие литературные традиции развивали эстетические вкусы писателя на протяжении многих лет. Булгаков любил свою родину и поэтому в своих произведениях он торопился запечатлеть отдалённые надежды на её обновление, на здравомыслящие отношения между людьми, на искоренение тёмных инстинктов в душе человека.
    В романе «Мастер и Маргарита» воплотился глубокий духовный путь проделанный его автором в течение двух десятилетий. Появление на свет «Мастера и Маргариты» Булгакова переместило его имя в ряд лучших русских писателей. В этом романе Булгаков подчёркивал разрыв между земным, космическим и библейным миром. Булгаков вводит в свой роман сверхъестественных существ открытых страстям и страданиям, не поддающихся однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла, чтобы показать их таинственную связь с человеком. Такими образами являются дьявол в образе Воланда и его свита. Но дьявол принадлежит и библейному миру, и в романе он выступает как исполнитель божественного правосудия. Именно в его руках оказались судьбы общественной жизни Москвы тридцатых годов. В его руках оказались также судьбы героев романа – Мастера и Маргариты.
    Мастер, одинокий историк, захотевший понять жизнь всего человечества и написать об этом роман, решил обратиться к истории, избрав для изучения Новый Завет. В его романе появились два образа – Понтий Пилат и Иешуа. Иешуа – с виду обычный человек, но на самом деле наделённый особым даром исцелять людей, вселять в них веру, надежду и любовь. Он столкнулся с мировоззрением Понтия Пилата, показал своё видение жизни и понял, что в мире трусливых и безответственных людей ему нет места. Поэтому он смиряется с мыслью, что его казнят.
    В романе Булгакова соединилось прошлое и настоящее. Роман Мастера о Иешуа и Пилате служит ключом к современной жизни. В романе «новозаветные» главы с их специфической проблематикой сцеплены с «московскими» главами. Современные люди, так же как и люди времён Нового Завета, забыв о Боге, о Вселенной, живут на Земле, отодвигая каждодневными проблемами вечные ценности. И это приводит к тому, что человечество летит в пропасть. Роман Булгакова в этом смысле служит предупреждением будущему человечеству о последствиях нарушения законов бытия.
    Встретив Маргариту, Мастер обнаружил у себя и у неё нечто общее. Это было стремление к счастью, которое они стали искать вместе. Но на пути у них были тяжёлые испытания, долгая разлука. И всё же, несмотря на это, они сохранили в себе силу любви и добра, и поэтому, по воле высших сил, получают заслуженное счастье и вечный покой. Ну а роман Мастера, в конце которого прощённый Понтий Пилат уходит безвозвратно, вместе с прочитанной высшими силами рукописью, выводится за границу земной конкретности и передаётся в Высший Мир. Таким образом, ещё и всепрощение становится одной из главных тем романа.
    Прочитав роман «Мастер и Маргарита», человек может пофилософствовать над моральными проблемами и проблемой духовной сущности мира. Роман также заставляет нас задуматься о цели своего существования, учит нас нести ответственность за сделанное, учит любить на примере взаимной любви Мастера и Маргариты, а главное – опираться на опыт прошлого, не изменять своим идеалам и принципам, и стараться не нарушать законы бытия.

    Рецензии

    Даже в любой "халтуре" частичка души присутствует. Но в этой "халтуре" я вижу столько детских стараний написать сочинения без опыта критика и без каких либо вообще умений, что это сочинение мне кажется очень милым.

    А самое ужасное что если бы ваш сын принёс бы вам подобное сочинение и вы не признали бы его милым и трогательным, что вы своими словами занизили бы вклад его труда в сочинение, то это стало бы началом краха ваших отношений. Не приведи Господь иметь кому-нибудь такого отца который разрушает то к чему притрагивается.

    Цели урока:

    • помочь учащимся понять нравственное и общественное значение М. А. Булгакова;
    • расширить представление о его влиянии на культурную и духовную жизнь нашей страны;
    • вовлечь их в поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству писателя;
    • формировать навыки самостоятельного анализа произведений автора;
    • высказывать своё отношение к прочитанном;
    • заставит задуматься над проблемой добра и зла, верности и предательств, правды и лжи.

    Оборудование:

    • магнитофон,
    • карты исследователей; литературоведов. архивариусов.

    Эпиграф

    Но надо жить без самозванства,
    Так жить, чтобы в конце концов
    Привлечь к себе любовь пространства,
    Услышать будущего зов. (Б. Пастернак).

    Рукописи не горят. (Латинская пословица)

    “Ад и рай в небесах”, - утверждают ханжи.
    Я в себя заглянул, убедился во лжи:
    Ад и рай – не круги в садах мирозданья.
    Ад и рай – это две половинки души. (Омар Хайм).

    Ход урока

    Слово учителя: НАШ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ПОСВЯЩЕН ЛИЧНОСТИ М.А. Булгакова и его роману “Мастер и Маргарита”.

    Прошу записать эпиграф урока и послушать музыку Иоганна Себастьяна Баха, гениального композитора, написавшего божественную музыку – “Ад и рай в небесах….” .

    Я неслучайно прочла вам эти рубаят Омара Хайяма. Человеку никогда не поздно заглянуть в себя, понять – кто я и зачем живу в этом мире? Что несу в себе добро или зло? На эти вопросы и на многие другие пытался ответить М.А. Булгаков.

    Когда-то американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал такую фразу: - “Все хорошие книги сходны в одном, когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно при вас и останется – плохое хорошее”.

    По-настоящему прочесть художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность именно для тебя лично, Без вдумчивого и оценочного отношения к прочитанному, невозможно благотворное влияние художественной литературы на духовный мир читателя.

    Именно поэтому цель нашего занятия разобраться в сложной композиции романа, обдумать и понять, что значит М. А. Булгаков для каждого из нас, для людей, живущих рядом в таком сложном и противоречивом мире, мире, в котором порой не разберешь, где правда, где ложь, где зло, где добро. А для того, чтобы лучше понять произведение писателя, необходимо хорошо знать его личность и судьбу.

    В 1956 году Нобелевский лауреат Б. Пастернак в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…” написал такие слова: - “Но надо жить без самозванства …”. Я думаю, М.А. Булгаков, услышал будущего зов и прожил именно такую жизнь. Сейчас, чтобы лучше познакомиться с его личностью, представьте, что в нашей аудитории окажется сам писатель, и вы должны будете взять у него интервью. В роли Михаила Афанасьевича может выступить любой из вас. Только помните, что на вас возлагается особая миссия: вы знакомите наших гостей с человеком, которого представляете.

    Интервью.

    1) Скажите, где прошло ваше детство? (Я родился в городе Киеве, в семье профессора теологии А. И. Булгакова и Варвары Михайловны. Родители мои были людьми высокообразованными, интеллигентными)

    2) Какие традиции господствовали в вашем доме? (Во-первых, мама была царицей дома, она сумела создать обстановку для нашего счастливого детства (для меня и моих 4 братьев и 2 сестер). В доме преклонялись перед книгой: Пушкин и Гоголь с детства мои любимые писатели.

    3) Какое образование вы получили? (Сначала домашнее под руководством матери, т. к. до замужества она была преподавателем гимназии. Затем я поступил в первую Александровскую гимназию в 1900 году, а затем я решил стать врачом и поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Который закончил с отличием в канун первой мировой войны).

    4) Как Первая Мировая война повлияла на вашу жизнь? (Война перевернула не только мою жизнь, но и жизнь страны. Добровольно с миссией Красного Креста я отправился на юго-западный фронт, которым командовал легендарный генерал Брусилов. Здесь в прифронтовых госпиталях я оперировал солдат с передовой, увидел, что такое война и понял - это самое страшное, что может случиться с человечеством.)

    5) Каким образом вы оказались в Смоленской губернии в селе Никольском? (Из-за неразберихи по приказу московского губернатора я был отозван с передовой и направлен в это село земским врачом. Здесь положение было не на много лучше чем на фронте. Медикаменты отсутствовали. Невежество господствовал повсюду. я столкнулся со страшными болезнями. Но именно здесь я начал “Записки юного врача”.

    6) Как вы отнеслись к революции и Гражданской войне? (Я всегда был против насилия. И никакого восторга революция у меня не вызвала. Я хотел жить и заниматься своим любимым делом.)

    7) Где вы оказались во время революции? (Я был в Киеве. открыл частную клинику. Но остаться в стороне мне не дали. Власть менялась с 1917 по 1919 год чуть ли не каждый день то Красные, то Белые, то Петлюра, то немцы. Но им всем нужна была медицинская помощь.)

    8) Когда вы поняли окончательно, что ваше призвание- литература, что вы будете писателем? (Во Владикавказе, где я оказался, отступая с Белой армией).

    9) Что глобально перевернуло вашу жизнь? (В 1921 году я переехал в Москву и скоро были опубликованы повести “Роковые яйца” и “Собачье сердце”. Но настоящая удача пришла ко мне как драматургу. В1926 году во МХАТе был поставлен спектакль “Дни Турбинных”, в театре Вахтангова “Зойкина квартира”. Но это счастливое время длилось недолго. Начались нападки в прессе, я был писателем, который не укладывался в рамки, определённые властью. Наступило время травли, со стороны газет неслось: “Долой булгаковщину”. В 1929 году все мои пьесы были исключены из репертуаров театров. Я оказался без средств к существованию.

    10) Какие шаги вы предприняли, чтобы защитить себя? (Я обратился с письмом к правительству СССР. 28 марта мне на квартиру позвонил Сталин и обещал, что я получу работу. Действительно, меня приняли вторым режиссером во МХАТ.)

    11) У ВАС много произведений, какую из своих книг ВЫ считаете главной в своей жизни? (“Мастер и Маргарита”. Это мой “закатный” роман. Я начал его писать в 1928 году, а закончил в 1940 году. Этот роман пережил 7 редакций, вначале он назывался “Черный маг”.)

    12) Кому Вы посвятили этот роман? (Роман посвящен моей жене Елене Сергеевне. Она была моей Маргаритой. Она оставила благополучие, достаток и разделила со мной страдания преследуемого. Она добилась издания моего романа в 1966 году.)

    13) Как Вы думаете, нужна ли Ваша книга современной молодежи? (Думаю, что впечатления, которые получат молодые от прочтения романа, помогут им лучше ориентироваться в современном мире, который так агрессивен, в котором рушатся идеалы добра и гуманизма. Роман поможет понять себя и терпимее относиться друг к другу.)

    Главное, что эта книга помогает оставаться человеком в любые времена, при любых режимах.

    Слово учителя.

    Мы последуем совету М.А. Булгакова и обратимся к роману “Мастер и Маргарита”. Роман сложен, его не так просто понять, не разобравшись в особенностях композиции и во взаимодействии героев.

    Итак, какова композиция романа? (Действие происходит в двух временных пространствах: в Москве 30-х годов XX века и в Ерушалаеме 30 –х годов I века н. э. События происходят в реальном и нереальном измерении. В романе действуют реальные люди и свита Сатаны.)

    Обратимся к таблице персонажей романа “Мастер и Маргарита”.

    Каков сюжет романа? (Это роман в романе. Мастер написал о Евангелистских событиях, переосмыслив их. В романе история Иешуа и Мастера перекликается.)

    Учитель: Прежде, чем обратиться к роману и его проблемам, вспомним историю.

    Что представляет собой Москва 30-х годов?

    1) Что представляет Иерусалим? (В книге это Ерушалаим. Римская провинция. Древняя столиц Иудейского государства. Управляется наместником прокуратором Римской Империи. В общем тоталитарное государство.)

    Роман многоплановый, философский. Мы должны выяснить, о чем хотел сказать автор, какие проблемы его волнуют? (Итак о чем этот роман? (о любви, о преданности. О добре и зле, человеке и о его сущности, о нравственности.)

    1 глава. Воланд появляется в Москве.

    2) Какова основная мысль этой главы? (Я думаю, что главное в этой главе, что люди потеряли веру и живут в безверии. Ведь Берлиоз - интеллигентный человек, председатель МАССОЛИТА, отрицает Бога. А значит добро, но главное он догматик, человек несвободный в своем мыслительном процессе. Мало того, он оболванивает таких, как Иван Бездомный. Берлиоз выступает против любого инакомыслия и насаждает ненависть. Он лишается головы именно поэтому.)

    2. Другая проблема, связанная с человеком, это то, как он воспринимает власть?

    Обратимся к главе 2 “Понтий Пилат”. Прежде всего следует разграничить Библейского Иисуса и булгаковского Иешуа.

    Библия. Роман “Мастер и Маргарита”
    Сын Божий, 33 года. Иешуа –Га-_Ноцри 27 лет.
    Мать-Мария, Отец – плотник Иосиф. Родителей не помнит. Отец, может быть, сириец, бродяга.
    Имеет 12 учеников - апостолов. 1 ученик Левий Матвей.
    Популярен в народе; торжественная встреча при в езде в Иерусалим на ослике. Нагорная проповедь. В городе его никто не знает.
    Погребение Христа и его Воскрешение на 3-й день. Тело Иешуа похитил Левий Матвей.
    Иуда повесился. Иуда убит по приказу Понтия Пилата.
    Чудеса Божественного происхождения. Врач, философ избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом.

    3) Почему главным героем своего романа Мастер делает Понтия Пилата? (Потому что он должен сделать нравственный выбор.)

    4) Как Понтий Пилат относится к Иешуа? (Он наконец нашел того, кто понимает его, он хочет ближе познакомиться с этим человеком.)

    5) Почему же всё-таки Пилат приказывает казнить Иешуа? (Потому что Иешуа посмел критиковать власть, поэтому Пилат испугался, струсил. Он не смог переступить через карьеру.)

    6) Как Понтий Пилат чувствует себя после казни Иешуа? (Он страдает, испытывает муки совести. Пилат мстит за смерть Иешуа, именно по его приказу убивают Иуду из Кариафа. Он хочет успокоить свою совесть, но это не помогает. Прокуратор все время думает о своем диалоге с Га-Ноцри о власти. Теперь Пилат думает, что необязательно следовать государственным интересам, может быть, следует равняться все же на общечеловеческие ценности.)

    Теперь возвратимся в Москву.

    7) Как вы считает, почему Воланд появляется в Москве? (Во-первых, он хочет узнать, как изменились люди в этом городе?)

    8) Что происходит в варьете? (Воланд испытывает москвичей и видит, что эти люди ни во что не верят. Сцены с Варенухой, Римским и Бенгальским. Ненависть переполняет их. И всё же в последний момент они пугаются своей жестокости и проявляют милосердие к Бенгальскому. “Люди как люди”, - говорит о них Воланд.)

    9) Так, что же изменились люди? (Они изменились, потому что милосердие лишь иногда стучит в их сердца. “Квартирный вопрос испортил их”, - говорит Воланд.)

    10) Почему Воланд говорит эту фразу? (Потому что из-за этого происходит предательство. Алоиз Могарыч предаёт Мастера, чтобы завладеть его квартирой.)

    11) Но есть ли в городе другие люди? (Да, это Мастер, который пишет роман о Понтии Пилате. Он думает о нравственности и живет по нравственным принципам. Он теряет дом, рассудок, но остается ЧЕЛОВЕКОМ в полном понимании этого слова. Это Маргарита, которая, потеряв любимого, остается верна ему. Она способна на всё, ради любви.)

    12) Значит, поэтому именно её выбирает Воланд королевой своего бала? (Маргарита благороднее и честнее всех остальных в романе, она милосердна, а это главное. Она может многое ради любви.)

    Воланд может всё: наградить и наказать, но он не может простить. Ведь именно Маргарита-земная женщина прощает Фриду (история Фриды). Именно Мастер дает свободу Понтию Пилату и прощает ему казнь Иешуа. Извечный спор добра и зла завершен).

    13) Какую ещё миссию выполнил Воланд? (Он восстановил справедливость)

    14) Вспомните, кто наказан в романе?

    • догматики (Берлиоз.)
    • предатели (Алоиз Могарыч)
    • трусы

    Почему же Мастер достоин “покоя, но не света”?

    а) он успокоился,
    б) он не отказался от земной любви,
    в) он мечтал о свободе, а покой здесь – это свобода для Мастера.)

    Теперь, осмыслив наш урок, подведите итог? (Ответы детей)

    Самостоятельная работа: напишите мини- сочинение на одну из тем

    а) “Добро и зло”;
    б) “Чему меня научил роман”
    в) “Что понял, прочитав роман”.

    Работа по группам

    Кроссворд. Защита рисунков.

    На уроке я повторил то, что………

    Мне понравилось то, что ……….

    Сегодня я узнал то, что………….

    Я хочу узнать о………

    Моя оценка на уроке………. .

    75 лет назад Михаил Афанасьевич Булгаков последний раз кончиком пера прикоснулся к рукописи гениального романа «Мастер и Маргарита», который стал настольной книгой для миллионов читателей.

    Время прошло, немало воды утекло, но это великое, овеянное загадками и мистикой произведение до сих пор остается плодородным полем для различных философских, религиозных и литературных дискуссий.

    Этот шедевр даже включен в школьную программу нескольких стран, хотя смысл этого романа не может целиком и полностью постигнуть не то что среднестатистический ученик, но даже человек с высшим филологическим образованием.

    Здесь представлены тебе 7 ключей к непревзойденному роману «Мастер и Маргарита», которые прольют свет на многие тайны.

    1. Откуда возникло название романа?

    Задумывались ли Вы о названии этого романа? Почему «Мастер и Маргарита»? Неужели это любовный роман или, упаси господи, мелодрама? О чём вообще эта книга?

    Известно, что огромное влияние на написание знаменитого произведения оказало увлечение Михаила Афанасьевича германской мифологией XIX века.

    Не секрет, что в основу романа, кроме Святого Писания и гётевского «Фауста», легли различные мифы и легенды о дьяволе и Боге, а также иудейская и христианская демонология.

    Написанию романа способствовали прочитанные автором работы, такие как «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков» Александра Амфитеатрова.

    Как известно, роман «Мастер и Маргарита» не раз редактировался. Поговаривают, что в самой первой редакции произведение имело такие варианты названий: «Черный маг», «Гастроль», «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Сын В.» и там вовсе не упоминалось ни о Мастере, ни о Маргарите, поскольку центральной фигурой должен был стать Сатана.

    Интересно отметить, что в одной из последующих редакций роман действительно имел такой вариант названия, как «Сатана». В 1930 году после запрета пьесы «Кабала святош» Булгаков своими руками уничтожил первую редакцию романа.

    Об этом говорит сам

    Во второй редакции волею судьбы появились Маргарита и ее Мастер, а Сатана обзавелся своей свитой. Но нынешнее название получила лишь третья редакция, которая считается незаконченной.

    2. Многоликость Воланда.

    Воланд по праву считается одним из главных персонажей «Мастера и Маргариты». Он даже в некотором роде импонирует многим читателям, и при поверхностном прочтении может показаться, что Князь тьмы — сама доброта и такой себе борец за справедливость, который воюет против человеческих пороков и помогает восторжествовать миру и любви.

    Другие считают Воланда прообразом Сталина. Но на самом деле Воланд — не столь прост, как это может показаться на первый взгляд. Это очень многогранный и тяжелый для понимания персонаж. Такой образ, в общем-то, и подобает иметь Искусителю.

    Это в некой мере классический прототип Антихриста, которого человечество должно было воспринять как нового Мессию. У образа Воланда также имеется множество аналогов в древней языческой мифологии. Вы также найдете некое сходство с духом тьмы из гётевского «Фауста».

    3. Воланд и его свита.

    Как человек не может существовать без тени, так и Воланд — не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот — исполнители дьявольского правосудия. Иногда создается впечатление, что эти колоритные персонажи затмевают самого Сатану.

    Стоит заметить, что за спиной у них отнюдь не однозначное прошлое. Возьмем, к примеру, Азазелло. Этот образ Михаил Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где упоминается о падшем ангеле, научившем людей изготовлять оружие и украшения.

    Благодаря ему женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Именно поэтому в романе Азазелло дает крем Маргарите и хитростью побуждает ее перейти на сторону зла.

    Он, как правая рука Воланда, исполняет самую черную работу. Демон убивает барона Майгеля и отравляет влюбленных.

    Бегемот — кот-оборотень, кривляка и потешник. Этот образ почерпнут из легенд о демоне обжорства. Его имя позаимствовано из Ветхого Завета, в одной из книг которого шла речь о морском чудовище Бегемоте, которое проживало вместе с Левиафаном.

    Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом, клыками, человеческими руками и задними лапами, как у бегемота.

    4. Темная королева Марго или а-ля пушкинская Татьяна?

    У многих, прочитавших роман, создается впечатление, что Маргарита — это некая романтическая натура, героиня пушкинских или тургеневских произведений.

    Но корни этого образа лежат намного глубже. В романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Одна из них — всем известная королева Марго, жена Генриха IV, чья свадьба обернулась кровавой Варфоломеевской ночью.

    Об этом темном действе, кстати, есть упоминания в романе. Маргарита по дороге на Великий бал у Сатаны встречает толстяка, который, узнав ее, обращается к ней со словами: «светлая королева Марго».

    В образе Маргариты литературоведы также находят сходство и с другой королевой — Маргаритой Наваррской, одной из первых французских женщин-писательниц.

    Булгаковская Маргарита также близка к изящной словесности, она влюблена в своего гениального писателя — Мастера.

    5. Пространственно-временная связь «Москва — Ершалаим».

    Одна из ключевых загадок «Мастера и Маргариты» – это место и время происходящих в романе событий. Вы здесь не найдете ни одной точной даты, от которой можно вести отсчет. В тексте имеются лишь намеки.

    События в романе разворачиваются в Москве в Страстную неделю с 1 по 7 мая 1929 года. Эта часть книги тесно связана с так называемыми «Пилатовскими главами», где описывается неделя в Ершалаиме 29 года, которая впоследствии стала Страстной.

    Внимательный читатель заметит, что в новозаветной Москве 1929 года и ветхозаветном Ершалаиме 29 года стоит одна и та же апокалипсическая погода, действия в обеих этих историях развиваются параллельно и в конце концов сливаются воедино, вырисовывая целостную картину.

    6. Влияние каббалы.

    Говорят, что Михаил Булгаков, когда писал роман, находился под сильным влиянием каббалистического учения. Это сказалось на самом произведении.

    Только вспомните крылатые слова Воланда: «Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».

    Оказывается, в каббале запрещается принимать что-либо, если это не дар свыше, от Создателя. Такая заповедь противоречит христианству, в котором, например, не запрещается просить милостыню.

    Одной из центральных идей каббалы является учение об «Ор а-Хаим» — «свете жизни». Считается, что Тора сама является светом. Достижение света зависит от желания самого человека.

    В романе также на первый план выходит мысль о том, что человек самостоятельно осуществляет свой жизненный выбор.

    Свет также сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда Сатана исчезает со своей свитой, пропадает и лунная дорога.

    7. Роман длиною в жизнь.

    Последнюю рукопись романа, которая впоследствии дошла до нас, Михаил Афанасьевич Булгаков начал еще в 1937 году, но она не давала покоя писателю до самой смерти.

    Он то и дело постоянно вносил в нее какие-то правки. Быть может, Булгакову казалось, что он плохо осведомлен в иудейской демонологии и Святом Писании, возможно, он чувствовал себя на этом поприще дилетантом.

    Это всего лишь догадки, но точно ясно одно — роман писателю дался нелегко и практически «высосал» из него все жизненные силы.

    Интересно знать, что последней правкой, которую Булгаков внес 13 февраля 1940 года, стали слова Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».

    Через месяц писатель умер. По словам жены Булгакова, последними его словами перед смертью
    были: «Чтобы знали, чтобы знали…»

    Как бы мы ни трактовали это произведение, его невозможно изучить полностью. Это настолько глубокий шедевр, что его можно разгадывать вечность, но так и не докопаться до его сути.

    Главное, что этот роман заставляет задуматься о высоком и постигнуть важные жизненные истины.

    “Мастер и Маргарита” – философское произведение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о смерти и в особенности о том, что ожидает человека после неё. В этом произведении Михаил Булгаков сочетает “дьявольские”, темные и мистические образы и светлые, библейские мотивы. Конечно, не раз писатели говорили на тему добра и зла, жизни и смерти, но в таком ключе никто ещё эти понятия не рассматривал.

    Остановимся на темной части сюжета. Одна из главных сюжетных линий романа — появление господина Воланда и компании в Москве и проделки его свиты. Он как бы лишь наблюдает за происходящим и оценивает его. Та сила, которая хочет зла, но делает лишь благо, как писал Гёте. Тот, кто не говорит ничего хорошего, но не делает ничего плохого, как писал Уайльд. Дьявольская природа всегда характеризовалась парадоксами, ведь в них заключена противоречивая природа моральных убеждений человечества. Злой демон смотрит на события, на людей, но ничего не предпринимает. Это настроение, энергия, направление – все, что угодно, но только не действие. Лишь человек наделен правом что-то предпринять, а противоборствующие силы, составляющие его естества, направляют его руку. Зло в этом произведении представлено не как что-то плохое, а как то, что является неотъемлемой частью каждого из нас и необязательно наихудшей. Именно мятежный дух противодействия движет Мастером в процессе творения. Именно он вдохновляет Маргариту на отречение от бессмысленной волокиты жизни и призывает ее на поиски истинного счастья. Более того, даже проповедник Иешуа хочет повергнуть существующий уклад в развалины и воздвигнуть на его месте Царство Божие. Он призывает людей к революционным переменам, к решительным мерам, к борьбе против устоявшихся традиций. Также восстал Сатаниил из сонма архангелов, хотя ему приписывают гордыню, а Богу – Сыну – любовь к братьям и сестрам.

    Так называемый роман в романе или линия Иешуа Га-Ноцри разбавляет произведение, полное сатиры на советский уклад жизни и мистики демонических авантюристов. Читатель представляет себе сцены из жизни Иисуса Христа, осужденного за призывы к свержению Кесаря и колдовство, что (если вспомнить о воскрешении Лазаря и превращении воды в вино) совершенно справедливо с точки зрения законодательства того времени. Автор на протяжение всей книги доказывает нам, что зло всегда идёт рядом с добром и одно без другого существовать не может, как и Иешуа, спаситель человечества, не может не нарушить земные законы, выполняя миссию Отца Небесного.

    Прочитать и понять эту книгу сможет далеко не каждый. Чтобы вникнуть во всё происходящее и услышать то, что хочет сказать читателю автор, нужно знать Библию, историю, и понимать именно то время, о котором рассказывается в романе. Многие возвращаются к этому роману после школы, так как мы, подростки, понимаем роман только на уровне сюжета, а философия воспринимается нами фрагментарно. Кое – какие фрагменты изложены выше, но все мысли, заложенные Булгаковым, возможно в полной мере оценить только с возрастом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!