Нод по сказке хлебный голос ремизов. Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: Zanyatia_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_de , Zanyatia_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_detskogo_sada.pdf , matveev_s_a_angliyskiy_yazyk_vse_pravila_v_kartinkakh_skhema.pdf и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».
Ход занятия
«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день.
Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь , то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?
На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
Красивое стихотворение? Звучное, изящное».
Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.
Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)
Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса.

Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)
Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.
«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом) ».
Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
Ход занятия
Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).
Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.
Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц :цапля, журавль,
оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй .
Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину):царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица .
Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь
«Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий
Покажи!
Педагог загадывает детям загадку:
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбки – лучи
Очень горячи.
(Солнышко)
Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч .
Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч . Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)
«Слово чашка начинается на ча- , – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы слышите?
Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много».
Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например: чайка, чародей,
чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол . Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.
Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с
другом.)
«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».
Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.
Ребенок. Бабушка.
Дети. Раз. (Один.)
Ребенок. Ты.
Дети. Два.
И так далее.
Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.
Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки , обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились.(Учились слышать
слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)
Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Внучка» (это стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду также
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою -
Маму мамину – люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому – башмачки.
Занятие 4. Русские народные сказки
Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.
Ход занятия
Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год их знакомили с русскими народными сказками: «В сказках столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего-навсего какая-то маленькая лягушонка. Сказки учат, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните?»
Дети часто называют авторские сказки. Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора:
«Эти сказки появились очень-очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.
Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков. Итак, давайте вспомним названия русских народных сказок».
Воспитатель выслушивает ответы детей и напоминает названия программных сказок, которые они не вспомнили. Затем сообщает, что хочет проверить, помнят ли дети содержание сказок. Педагог зачитывает отрывки и просит детей определить, из каких они сказок.
– Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…(Аленушку.) («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого.)
– И все-то она умеет, все у нее ладится, а что не умеет, к тому привыкает , а привыкши тоже ладит с делом. Отец глядит на младшую дочь и радуется. («Финист – Ясный сокол», в обр. А. Платонова.)
– Взяла она чистые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу – звери рыскучие. («Царевна-лягушка», в обр. М. Булатова.)
«Вы знаете, что есть сказки, есть рассказы, есть стихи, – продолжает разговор педагог. – А как определить сказку? Правильно, в сказках много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди, разговаривают, как люди. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских
(купеческих) сына, три невестки, три задания, которые надо исполнить…
А какие удивительные, яркие бывают рисунки к сказкам! Убедитесь в этом сами. Я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг. Порадуйте нас своими наблюдениями».
Занятие 5. Вот такая история!
Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.
Предварительная работа. Педагог рассказывает детям удивительную историю: «Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кто хорошо нас знал, в гости захаживал, угощенье выпрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днем кот бегал по всему участку, соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.

Как-то мы увидели, как по дорожке от калитки вышагивает наш кот, а рядом с ним семенит маленький ежонок. И кот явно ведет ежонка к своей миске. Ежонок стал кашу с молоком есть, а кот сел рядом и на него поглядывает.
Съел ежонок кошачью еду и назад по дорожке потопал. А кот с чувством выполненного долга растянулся на крыльце, поглядывая на нас. А у нас одна и та же мысль вертится: „Как они друг друга поняли“?»
«Это моя история, – продолжает разговор педагог. – А завтра вы будете рассказывать истории , свидетелями которых вы стали. Посоветуйтесь с родителями, о чем и как лучше рассказать, чтобы порадовать товарищей и меня. Это ваше домашнее задание».
Ход занятия
Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.
Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты).
Воспитатель выслушивает еще несколько историй, отметив рассказы, отличающиеся логичностью, образной речью.
В конце занятия педагог обещает послушать остальные истории на прогулке и вечером. «И если история будет очень интересной, вы все ее непременно услышите», – говорит педагог.
Занятие 6. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».
Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»
Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.
Ход занятия
«Сегодня я познакомлю вас с авторской сказкой, – начинает занятие педагог. – Название у нее необычное – „Хлебный голос“. Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный? А какой голос дальше других слышен?»
Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой.
Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.
Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…
«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить , соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.
Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.
«А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»
Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.
Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.
После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.
Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».
Если останется время, игра продолжается.
Занятие 7. На лесной поляне
Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
Ход занятия
Педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они уже учились создавать картину о жизни зверей на лесной поляне.
«Сегодня мы тоже будем составлять картину „На лесной поляне“, – говорит воспитатель. – Пока кто- то из вас будет работать у доски, вы будете создавать свои картины на листах бумаги, чтобы позже рассказать о своей поляне, ее обитателях и их взаимоотношениях. Не нужно тщательно вырисовывать детали картины – у вас на это нет времени. Лишь бы вы сами узнали , кого и что нарисовали».
Дети приступают к работе. Затем ребенок, который работал у доски, рассказывает о своей картине.
Дети и педагог, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы.
Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 1–2 ребенка рассказывают о своих картинах.

Далее заслушивается рассказ о картине, созданной ребенком у доски. Педагог вместе с детьми оценивает рассказ.
Если останется время, педагог может предложить детям поиграть в игру «Я задумала… Угадайте, что?». Например: «Это находится на лесной полянке», – поясняет воспитатель. Дети задают уточняющие вопросы и, в конце концов, находят отгадку (например, гриб-опенок).
Занятие 8. Небылицы-перевертыши
Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.
Ход занятия
Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Заслушивает ответы детей, уточняет, нравятся ли им эти произведения.
Затем читает небылицы:
* * *
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
* * *
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
«Но существуют и авторские перевертыши. Попробуйте вспомнить, откуда эти строчки и кто их написал», – говорит воспитатель.
Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»
Далее педагог читает детям «Путаницу» Н. Матвеевой. Это произведение-игра.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.
В печке выпечен
Бутон.
А в петлицу вдет
Батон…

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.
Ноябрь
Занятие 1. Сегодня так светло кругом!
Цель. Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.
Ход занятия
«Наступает последний месяц осени – ноябрь, – начинает занятие педагог. – Мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны».
Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»:
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Далее педагог читает стихотворения А. Майкова «Осень» и К. Бальмонта «Осень». Интересуется, какое из этих произведений дети хотели бы услышать еще раз.
«Осень вступает в свои права , меняются природа и погода», – продолжает разговор педагог и читает стихотворения А.Пушкина «Осень» и А. Плещеева «Скучная картина».
Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
После прочтения произведения интересуется у детей, какие строчки им запомнились.
«Сегодня у нас был день поэзии, и мы с вами купались в лучах прекрасного, звучного, образного русского языка. Не так ли?» – подводит итог занятия педагог.
Занятие 2. Осенние мотивы

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Занятие 4. Русские народные сказки

Цель. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год их знакомили с русскими народными сказками: «В сказках столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего-навсего какая-то маленькая лягушонка. Сказки учат, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните?»

Дети часто называют авторские сказки. Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора: «Эти сказки появились очень-очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.

Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков. Итак, давайте вспомним названия русских народных сказок».

Воспитатель выслушивает ответы детей и напоминает названия программных сказок, которые они не вспомнили. Затем сообщает, что хочет проверить, помнят ли дети содержание сказок. Педагог зачитывает отрывки и просит детей определить, из каких они сказок.

– Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили… (Аленушку.) («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого.)

– И все-то она умеет, все у нее ладится, а что не умеет, к тому привыкает, а привыкши тоже ладит с делом. Отец глядит на младшую дочь и радуется. («Финист – Ясный сокол», в обр. А. Платонова.)

– Взяла она чистые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу – звери рыскучие. («Царевна-лягушка», в обр. М. Булатова.)

«Вы знаете, что есть сказки, есть рассказы, есть стихи, – продолжает разговор педагог. – А как определить сказку? Правильно, в сказках много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди, разговаривают, как люди. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских (купеческих) сына, три невестки, три задания, которые надо исполнить…

А какие удивительные, яркие бывают рисунки к сказкам! Убедитесь в этом сами. Я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг. Порадуйте нас своими наблюдениями».

Занятие 5. Вот такая история!

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Предварительная работа. Педагог рассказывает детям удивительную историю: «Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кто хорошо нас знал, в гости захаживал, угощенье выпрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днем кот бегал по всему участку, соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.

Как-то мы увидели, как по дорожке от калитки вышагивает наш кот, а рядом с ним семенит маленький ежонок. И кот явно ведет ежонка к своей миске. Ежонок стал кашу с молоком есть, а кот сел рядом и на него поглядывает.

Съел ежонок кошачью еду и назад по дорожке потопал. А кот с чувством выполненного долга растянулся на крыльце, поглядывая на нас. А у нас одна и та же мысль вертится: „Как они друг друга поняли“?»

«Это моя история, – продолжает разговор педагог. – А завтра вы будете рассказывать истории, свидетелями которых вы стали. Посоветуйтесь с родителями, о чем и как лучше рассказать, чтобы порадовать товарищей и меня. Это ваше домашнее задание».

Ход занятия

Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.

Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты).

Воспитатель выслушивает еще несколько историй, отметив рассказы, отличающиеся логичностью, образной речью.

В конце занятия педагог обещает послушать остальные истории на прогулке и вечером. «И если история будет очень интересной, вы все ее непременно услышите», – говорит педагог.

Занятие 6. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Ход занятия

Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Если останется время, игра продолжается.

Занятие 7. На лесной поляне

Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.

Ход занятия

Педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они уже учились создавать картину о жизни зверей на лесной поляне.

«Сегодня мы тоже будем составлять картину „На лесной поляне“, – говорит воспитатель. – Пока кто-то из вас будет работать у доски, вы будете создавать свои картины на листах бумаги, чтобы позже рассказать о своей поляне, ее обитателях и их взаимоотношениях. Не нужно тщательно вырисовывать детали картины – у вас на это нет времени. Лишь бы вы сами узнали, кого и что нарисовали».

Дети приступают к работе. Затем ребенок, который работал у доски, рассказывает о своей картине. Дети и педагог, если в этом есть необходимость, задают уточняющие вопросы.

Воспитатель вызывает второго ребенка. Пока он работает, 1–2 ребенка рассказывают о своих картинах.

Если останется время, педагог может предложить детям поиграть в игру «Я задумала… Угадайте, что?». Например: «Это находится на лесной полянке», – поясняет воспитатель. Дети задают уточняющие вопросы и, в конце концов, находят отгадку (например, гриб-опенок).

Занятие 8. Небылицы-перевертыши

Цель. Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, помнят ли они, что такое небылицы. Напоминает, что небылицы еще называют перевертышами. Заслушивает ответы детей, уточняет, нравятся ли им эти произведения.

Затем читает небылицы:

* * *

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
* * *

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертит.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертит!
Знай медведю кричит:
– Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Старушка сказала:
– Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.

Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит…
С. Маршак, «Пудель»


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:

Дети подбирают подходящее по смыслу слово, а педагог называет слово, которое здесь совсем не к месту.


В печке выпечен
Бутон.
А в петлицу вдет
Батон…

Далее педагог предлагает детям поупражняться в составлении небылиц. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: кто? что? какой? что делает? где живет? Педагог заслушивает ответы и записывает слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Например: ежик клубничный пляшет в тарелке. Шоколадный щенок поливает облако. И так далее.

Занятие 1. Сегодня так светло кругом!

Цель. Познакомить детей со стихами об осени , приобщая их к поэтической речи.

Ход занятия

«Наступает последний месяц осени – ноябрь, – начинает занятие педагог. – Мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и комфортно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны».

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»:


Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

«Осень вступает в свои права, меняются природа и погода», – продолжает разговор педагог и читает стихотворения А.Пушкина «Осень» и А. Плещеева «Скучная картина».

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». После прочтения произведения интересуется у детей, какие строчки им запомнились.

«Сегодня у нас был день поэзии, и мы с вами купались в лучах прекрасного, звучного, образного русского языка. Не так ли?» – подводит итог занятия педагог.

Занятие 2. Осенние мотивы

Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени . Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».

Занятие 3. Звуковая культура речи. Работа над предложением

Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Ход занятия

«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -

И лучезарны вечера.

Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.

«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная . Ди – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди- . Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак: диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер . Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер ? Определите, в какой части слова слышится звук р в слове дирижер

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».

Дети считают слова (4–5 ответов), а затем называют слова в порядке их следования в предложении.

«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя слово поспевает , у Саши слово брусника , у Иры – стали, у Маши – дни , у Кати – холоднее . Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».

Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)

Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

* * *

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. Тютчев


Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт

Занятие 4. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Ход занятия

«Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский, – начинает занятие педагог. – Называется рассказ „Яблоко и рассвет“».

...

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

«Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов, – продолжает беседу педагог. – Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?»

Воспитатель заслушивает ответы детей и говорит, что все, о чем они рассказали, случилось в саду у дедушки Корнея: «Я думаю, что первый пункт плана так и надо назвать: „В саду у дедушки Корнея“. А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа можно назвать…? „Миша перестал лениться“, „Миша победил лень“…

Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)

План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».

Затем педагог вызывает ребенка, и они вместе пересказывают рассказ. Воспитатель заканчивает свою часть словами: «Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то большое яблоко». Далее пересказывает ребенок.

Педагог вызывает для пересказа другого ребенка, а тот приглашает сверстника.

«Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное) . А какие яблоки встречались вам?» – интересуется педагог, завершая занятие.

Занятие 5. Лексические игры и упражнения

Цель. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

Ход занятия

«Я уже много раз говорила вам о том, что следует внимательно вслушиваться в слова, которые я произношу, – начинает разговор педагог. – Стоит невнятно произнести лишь один звук в слове – и получится чепуха. Проверим?

Спешат грачи, летят врачи. Какая буква изменила слово грачи ? (Буква В.)

Стояли бочки, за бочками дочки».

Педагог произносит следующие пары слов: дом – сом, жук – лук, мак – лак .

Далее воспитатель предлагает детям послушать рассказ и пофантазировать: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных: Белка, Еж, Енот… Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: „Кот“.

Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: „Кот“. Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Например: «Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно быть, у этого кота и слуги есть» и т. п.)

Шагала по делам кошечка. Можете описать ее? А что киса промяукала, увидев надпись „Кот“?

Следом бежала собака. Как думаете, какой породы она была? Увидев вывеску „Кот“, собака разозлилась…

А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете, о чем?»


Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон…

Педагог повторяет стихотворение, а дети договаривают слова бутон, батон, бидон, бетон, питон .

Занятие 6. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель. Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб».

Предварительная работа. Накануне прочитать детям произведение К. Паустовского «Кот-ворюга».

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, не запомнили ли они фамилию автора рассказа «Кот-ворюга».

Когда дети назовут автора, продолжает: «Читатели (Кто это такие?) называют Паустовского певцом русской природы. Действительно это так. У писателя так ярко и запоминающееся описаны уголки природы, природные явления, что эти описания надолго остаются в памяти. И смешить он умеет. Ведь смеялись же вы, когда я читала о проделках (поступках) рыжего кота. И настроить читателя на очень серьезный лад Константин Паустовский тоже умеет. Убедитесь в этом сами, прослушав его новое произведение, которое называется „Теплый хлеб“. Это очень мудрая сказка. Если поймете ее смысл, усвоите, к чему приводит грубость и жестокость, станете добрее».

Воспитатель читает сказку. Затем выясняет у детей: «Чему научила вас эта сказка?»

Наташе

Засни, моя деточка милая!

В лес дремучий по камушкам мальчика-с-пальчика,

Накрепко за руки взявшись и птичек пугая,

Уйдем мы отсюда, уйдем навсегда.

Приветливо нас повстречают красные маки,

Не станет царапать дикая роза в колючках,

Злую судьбу не прокаркнет птица-вещунья,

И мимо на ступе промчится косматая ведьма,

Мимо мышиные крылья просвищут Змея с огненной пастью,

Мимо за медом-малиной Мишка пройдет косолапый…

Они не такие…

Не тронут.

Засни, моя деточка милая!

Убегут далеко-далеко твои быстрые глазки…

Не мороз - это солнышко едет по зорям шелковым,

Скрипят его золотые, большие колеса.

Смотри-ка, сколько играет камней самоцветных!

Растворяет нам дверку избушка на лапках куриных.

На пятках собачьих.

Резное оконце в красном пожаре…

Раскрылись желанные губки.

Светлое личико ангела краше.

Веют и греют тихие сказки…

Полночь крадется.

Темная темь залегла по путям и дорогам.

Где-то в трубе и за печкой

Ветер ворчливо мурлычет.

Ветер… ты меня не покинешь?

Деточка… милая…

Мне сказали, там кто-то пришел, в сенях стоит. Вышел я из комнаты, а там, гляжу, - монашек стоит.

Здравствуй! - говорит и смотрит на меня пристально, словно проверяет что-то.

Маленький монашек, беленький.

Здравствуй, что тебе надо?

Так, по домикам хожу, - подает мне веточку.

Что это, монашек, никак листочки!

Листочки, - и улыбается.

А я уж от радости не знаю, что и делать. Комната, рамы и вдруг эта ветка с зелеными, совсем-совсем крохотными масляными листочками.

Хочешь, монашек, баранок турецких, у нас тут на углу пекут?

Чего же тебе, молочка хочешь?

Ну, яблочков?

Медку бы съел немножко.

Медку… Господи, монашек!.. Я тебя где-то видел…

Монашек улыбается.

Крепко держу зеленую ветку. Листочки выглядывают.

Моя ветка, мои и листочки!

Динь-динь-динь…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За незабудкой.

Вышла Незабудка, заискрились синие глазки. Принял Ангел синюю крошку, прижал к теплому белому крылышку и полетел.

Стук-стук-стук…

Кто там?

За цветом?

За каким?

За ромашкой!

Вышла Ромашка, протянула белые ручки. Пощекотал Бес вертушке желтенькое пузочко, подхватил себе на мохнатые лапки и убежал.

Динь-динь-динь…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За фиалкой.

Вышла Фиалка, кивнула голубенькой головкой. Приголубил Ангел черноглазку и полетел.

Стук-стук-стук…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За гвоздикой.

Вышла Гвоздика, зарумянились белые щечки. Бес ее в охапку и убежал.

Опять звонил колокольчик, - прилетал Ангел, спрашивал цвет, брал цветочек. Опять колотила колотушка, - прибегал Бес, спрашивал цвет, забирал цветочек.

Так все цветы и разобрали.

Сели Ангел и Бес на пригорке в солнышко. Бес со своими цветами налево, Ангел со своими цветами направо.

Уговор не смеяться, кто засмеется, тот пойдет к Бесу.

Ангел смотрит сурьезно.

В чем ты грешна, Незабудка? - начинает исповедывать плутовку.

Незабудка потупила глазки, губки кусает - вот рассмеется.

Налево у Беса такое творится, будь ты кисель киселем, и то засмеешься. Поджигал Бес цветочки: сам мордочку строит, - цветочки мордочку строят, сам делает моську, - цветочки делают моську, сам рожицы корчит, - цветочки рожицы корчат, мяукают, кукуют, юлой юлят и так-то и этак-то - вот как!

Незабудка разинула ротик и прыснула.

Иди, иди к Бесу! - закричали цветочки.

Пошла Незабудка налево.

Тихо у Ангела. Гладят тихонько цветочки белые крылышки, дуют тихонько на перышки.

А налево гуготня, - Бес тешится. Ангел смотрит сурьезно, исповедует:

В чем ты грешна, Фиалка?

Насупила бровки Фиалка, крепилась-крепилась, не вытерпела и улыбнулась

Иди, иди к Бесу! - кричали цветочки.

Пошла Фиалка налево.

Так все цветочки, какие были у Ангела, не могли удержаться и расхохотались.

И стало у Беса многое множество и белых и синих - целый лужок.

Высоко стояло на небе солнышко, играло по лужку зайчиком.

Тут прибежало откуда-то семь бесенят и еще семь бесенят и еще семь, и такую возню подняли, такого рогача-стрекоча задавать пустились, кувыркались, скакали, пищали, бодались, плясали, да так, что и сказать невозможно.

Цветочки туда же, за ними - и! как весело, - только платьица развеваются синенькие, беленькие.

Кружились-кружились. Оголтели совсем бесенята, полезли мять цветочки да тискать, а где под шумок и щипнут, ой-ой как!

Измятые цветочки уж едва качаются. Попить запросили.

Ангел поднялся с горки, поманил белым крылышком темную тучку. Приплыла темная тучка, улыбнулась. Пошел дождик.

Цветочки и попили досыта.

А бесенята тем временем в кусты попрятались. Бесенята дождика не любят, потому что они и не пьют.

Ангел увидел, что цветочкам довольно водицы, махнул белым крылышком, сказал тучке:

Будет, тучка, плыви себе.

Поплыла тучка. Показалось солнышко.

Ангелята явились, устроили радугу.

А цветочки схватились за ручки да бегом горелками с горки

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло…

Очухались бесенята, вылезли из-под кустика да сломя голову за цветочками, а уж не догнать, - далеко. Покрутились-повертелись, показали ангелятам шишики, да и рассыпались по полю.

Тихо летели над полем птицы, возвращались из теплой сторонки.

Бесенята ковырялись в земле, курлыкали - птичек считали, а с ними и Бес-зажига рогатый.

Чуть только лес оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою ко-лючку-ежевую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе.

Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит-валяется, брюшко себе лапкой почесывает, - брюшко у Костромы мяконькое, переливается.

Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется: поймает своим желтеньким усиком мушку какую, либо букашку, пососет язычком медовые крылышки, а потом и выпустит, - пускай их!

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

«Как выращивают хлеб»

Воспитатель: Баранкова Валентина Леонидовна

Дать представления о том, что хлеб - основной продукт питания человека. Формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, об очерёдности трудовых процессов земледельцев. Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий. Формировать умения чётко и выразительно читать стихи.Активизировать словарный запас.

Закрепить умения детей лепить из солёного теста.

Развивать умения детей эмоционально исполнять песни и танцы.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда(хлеборобам, хлебопёкам).

Словарная работа: пышный, душистый, подгорелый, каравай, плуг, чернозём, хлеборобы, хлебопёки, нива, булочная.

Оборудование: хлебобулочные изделия, колоски пшеницы, солёное тесто, формочки для печенья, платок для завязывания глаз,СD проигрыватель, CD диск с записью песен.

Предшествующая работа: чтение К.Паустовского « Тёплый хлеб», А.Ремизова «Хлебный голос», украинской народной сказки «Колосок», заучивание пословиц о хлебе, беседа « Земля – кормилица», рассматривание иллюстраций с изображением сельхоз техники, заучивание стихов, песен: «Золотое зёрнышко» Ю. Чичкова, «Нива моя русская» Е. Антипиной.

Ребята, я вам предлагаю разгадать загадку и вы узнаете о чём мы сегодня будем говорить.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(дети разгадывают загадку – хлеб)

Да, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

(мягкий, пышный, душистый, чёрный, белый, подгорелый)

Хлеб- один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением. Гостя на Руси всегда встречали хлебом и солью. О хлебе даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(дети называют пословицы о хлебе)

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб – всему голова.

Хлебушек ржаной – отец родной.

Хлеб наше богатство.

Каравай хлеба, не падает с неба.

А ещё на Руси говорили: Будет хлеб – будет и песня.

(Дети поют песню «Золотое зёрнышко» Ю Чичкова.)

Но не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.

(Ребёнок читает стихотворение)

Он не падает к нам с неба

Появляется, не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить и собрать урожай. А теперь послушаем, как приходит к нам на стол хлеб.

(дети читают стихи)

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

А для чего пашут землю?

(чтобы она была мягкой, рыхлой)

А что происходит потом?

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

Давайте вспомним, как раньше сеяли зёрна пшеницы?

(их сеяли руками).

Когда сеяли, что приговаривали?

Нива золотая, добрая медовая.

Принеси нам хлеба

Стебелёк до неба.

Посеяли зёрна пшеницы. Много в это зёрнышко вложено труда, знает только солнышко, ветер, да вода. Вот и растёт, колосится на поле пшеница.

(девочки танцуют танец с колосками).

Вот и налились колоски, созрели. Новые заботы у хлеборобов. Что дальше надо делать?

(Зерно надо убрать, смолотить)

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал золотистой стеною.

И слышит страна:

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Мальчики исполняют упражнение «Хлеборобы молотят зерно».

С утра до ночи работают хлеборобы. От комбайнов тянутся вереницы грузовиков. Везут зерно на элеватор. Там зерно хранится. А кто мне скажет, что дальше происходит с зерном?

(Его на мельнице мелют в муку, из муки на хлебозаводе пекут хлеб).

Вот теперь хочу узнать из муки что можно выпекать?

(булочки, пироги,хлеб,бублики, печенье. . . .)

Мы сейчас с вами пойдём в булочную.

(дети идут к столу на котором лежат хлебобулочные изделия)

Вы любите кушать хлебобулочные изделия? Сейчас мы проверим сумеете ли вы узнать их по вкусу?

Проводится игра « Узнай на вкус».

(дети с закрытыми глазами узнают на вкус хлебобулочные изделия)

А вы хотели бы стать хлебопёками? Я предлагаю вам сделать бублички, печенье, батоны, хлебный каравай.

(дети подходят к столам, где приготовлено тесто и формы для печенья и вместе с воспитателем лепят из солёного теста)

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и хлебобулочные изделия. Спасибо за это хлеборобам.

Почёт и честь вам хлеборобы

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба керавай.

(дети поют песню «Нива моя русская». Е. Антипиной.)

Дети, так что же вкуснее всего на свете? Как надо обращаться с хлебом? А если не доели кусочек хлеба?

(надо отдать животным, птицам. Нельзя бросать хлеб на землю).

С огурцами ли с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки,

Потому что много сил

Тратит тот кто хлеб растил.

Людям – хлеб,

Детям – мир,

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть всем сейчас пора

Хлебу – дружное «Ура»!

(Дети угощаются хлебобулочными изделиям

Конспект занятия в детском саду для старших дошкольников. Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Развивающая задача: Развивать речь, мышление, память детей.
Обучающая задача : Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Воспитательная задача : Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Здоровьесберегающая задача : Формирование правильного поведения в коллективе
Материал: Портрет К. Паустовского, иллюстрации.

Ход занятия

Вводная часть
Звучит музыка. «Дорога добра».
Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Прослушивание песни.Понравилась песня вам? Какое настроение вызвало у вас эта песня? Хочу чтобы сегодняшнее занятие прошло в хорошем настроении, которое создала эта музыка.

Основная часть
Педагог : Ребята отгадайте загадку
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой которую написал К.Паустовский «Теплый хлеб», а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.
Удила-это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади.
Картуз- мужской головной убор
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Вопросы по содержанию к сказке.
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
- Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрат)
- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
- Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
- Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
- Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».

Заключительная часть Итог
Словесный (беседа)
Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого - синяя, другая - красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом? Чему учит сказка, каким должен быть человек?
Раскрашиваем сердца