Правильное поведение в театре: культура и этикет. Правила поведения в театре. Этикет для мужчин

Как и в любом другом общественном месте, в театре себя следует вести подобающее. Мало того, существуют правила поведения в театре. Сегодня поговорим об этикете при походе в театр.

Всегда есть люди, которые по каким-либо причинам опаздывают на представление. Опоздавшие всегда будут мешать остальным. Также всегда будут люди, которые приходят последними. Старайтесь не входить в их число, да и вообще не опаздывать.

По правилам этикета, к своим местам следует проходить лицом к сидящему . Хотя и удобнее проходить спиной, поскольку так будет намного удобнее обойти колени сидящих людей. Но вот есть как есть. Не всегда вежливость будет совпадать с удобством.

Женщину следует всегда пропускать вперед. Также мужчина должен придержать откидной стул для своей спутницы.

Если женщина приходит в театр в шляпе , обязательно поинтересуйтесь, не будет ли она мешать сидящим сзади. Если вас ответ будет «Да», необходимо снять головной убор. Когда женщина забыла снять шляпу, позади сидящий зритель может вежливо попросить ее это сделать. При чем просьба должна выполняться безоговорочно. Также неудобства могут доставлять высокие женские прически . С ними увы никак не справится, поэтому женщинам следует учитывать это при походе в театр.

Если вы пошли парами в театр, женщин стоит посадить рядом, а мужчинам сесть по бокам. Последние места в ложе должны быть отданы женщинам. Как правило в ложах не очень хорошо видно сцену, поэтому женщинам стоит располагаться так, чтобы и мужчинам было видно представление. Когда вы встретили знакомых в театре и желаете сесть рядом , вам стоит поинтересоваться, смогут ли другие зрители поменяться с вами местами. При чем обмен должен происходить лишь по равноценным местам или предложить более удобные.

Влюбленные , которые сидят склонив голову друг к другу выглядят нетактично. Таким образом они мешают другим зрителям наслаждаться спектаклем. Также не стоит злоупотреблять нежностям, другие зрители пришли смотреть выступление на сцене, а не два представления включая ваше.

Мужчина обязан предложить и купить программу представления своей спутнице. Если вдруг этот момент был упущен, он может попросить программу у рядом сидящего зрителя, удостоверись, что он закончил ее просматривать.

Раньше существовало негласное правило угощать даму конфетами . Сейчас это допустимо только на местах в ложе, а лучше это делать во время антракта в буфете.

Перед походом в театр, женщинам не стоит злоупотреблять духами , наносите их умеренно, ведь в зале могут сидеть люди, которые очень чувствительны к запахам.

Громко кашлять в зале театра – дурной тон . Вы будете отвлекать не только зрителей, но и артистов. Если вы себя плохо чувствуете, отменить поход в театр. Также не стоит комментировать происходящее на сцене театра, делать замечания артистам. Обсуждать игру актеров можно во время перерыва не слишком громко.

Бинокль предназначен для того чтобы лучше видеть происходящее на сцене, а не для разглядывания других зрителей.

Не срывайтесь с места, пока не закончится представление и артисты не выйдут на поклон. Вам, конечно, не обязательно с восторгом хлопать и кричать браво после выступления, но ведь обычно вы не уходите без прощания, побывав у кого-то в гостях.

Театр всегда считался развлечением для высшего общества. А выход в театр, также как и на бал, требовал соответствующего наряда и безупречных знаний театрального этикета. Сегодня, 27 марта, в профессиональный праздник служителей Мельпомены - Всемирный день театра.

Этот праздник во всем мире отмечают с 1961 года под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами», мы решили вспомнить , которые помогут не испортить себе и окружающим впечатления от спектакля.

Театр начинается с вешалки, а его посещение с выбора наряда . В наше время выход в театра не требует специального (кроме редких случаев), и все же одежду следует выбирать более праздничную и нарядную. Для мужчин - это костюм, светлая рубашка и галстук, для женщин - платье или костюм, дополненные аксессуарами. В театр нельзя надевать спортивную одежду или джинсы.

Перед спектаклем дамам не рекомендуется освежать свои духи, или пользоваться ими сверх меры. Это может вызвать у кого-то из окружающих раздражение и даже головную боль.

Женщине позволительно самой пригласить мужчину в театр. Но даже в таком случае предъявлять при входе билеты должен мужчина, а также открывать перед женщиной дверь.

Приходить в театр согласно этикету нужно за 20 минут до спектакля , чтобы без суеты сдать вещи в гардероб, приобрести программку, поправить макияж и прическу. При этом делать это у зеркала в фойе - дурной тон. Пройдите в туалетную комнату.


В гардеробе мужчина должен помочь снять верхнюю одежду своей спутнице, затем раздеться сам. Номерок остается у мужчины, он кладет его в карман, а не носит в руке или на пальце.

В зрительный зал мужчина входит первым. Также он первым проходит между рядами лицом к сидящим. Если проход достаточно широкий, сидящие могут не вставать. В противном случае, нужно привстать и пропустить проходящих. Дойдя до своих мест, мужчина о жидает пока присядет дама и лишь после этого садится сам.

Занимать свои места нужно не позже третьего звонка, а если они находятся далеко от прохода, то после второго, чтобы не беспокоить сидящих в зале. Опаздывать в театр неприлично, а заходить в зал, когда уже погасили свет, можно лишь в том случае, если у вас билеты в ложу.

Также дурным тоном является использовать программку вместо веера и рассматривать в театральный бинокль других зрителей.


Чтобы не доставить неудобство другим зрителям, нельзя класть руки на оба подлокотника, сидеть слишком близко придвинувшись друг к другу (это может ухудшать обзор сидящим сзади), закидывать ногу за ногу, сидеть с широко расставленными ногами, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами.

Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. При этом если женщина решила остаться в зрительном зале, а мужчине нужно выйти, он должен извиниться.

Даже если вы разочарованы спектаклем, уходить во время действия - признак плохого воспитания. Сделать это можно в антракте.


Вручить цветы любимому актеру можно в конце спектакля, после финальных поклонов. При этом не нужно подниматься на сцену. Передайте букет через служащего театра, или вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера.

После спектакля не спешите покидать зал. Дождитесь, когда после выхода актеров на бис закроется занавес и лишь после этого неспешно выходите из зрительного зала.

В гардеробе самое время обменяться впечатлениями об увиденном. Кстати, мужчина должен вначале сам надеть верхнюю одежду, а потом помочь своей спутнице.

А еще вам будет интересно узнать о том,

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре. Некоторые правила могут показаться очевидными, но всё же не стоит ими пренебрегать.

1. Приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Дамам следует запомнить, что освежать духи непосредственно перед спектаклем - дурной тон . Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина . Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь . По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно . Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман. Разглядывать себя в зеркалах , прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением, - бестактно . Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым , он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра. К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего).
Первым между рядами всегда проходит мужчина , а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка . Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее , чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты - предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.
Помните, что занимать чужие места неприлично . Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо - в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника - это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.
Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9. Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера . И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре - соблюдение полной тишины . Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.
Если вы простужены , то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия - явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля , даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной. Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном.
Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб , чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.
Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.
В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Что мы представляем себе, слыша слово «театр»? Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены? Угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала?
Не правда ли, похоже на праздник?
Посещение театра и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни соседям, нужно соблюдать некоторые несложные правила.

1. Приходите в нарядной одежде. Мужчины обыкновенно надевают темный костюм, а женщины – выходное платье. Конечно, если вы придете в джинсах, контролер Вас пропустит. Но помните, что дамам надевать в театр брюки считается не самым хорошим тоном.
Позаботьтесь, чтобы в руках у Вас не было шуршащих пакетов или больших рюкзаков. Вас могут не пустить.
Зимой женщины обычно берут в театр туфли, оставляя сапоги в гардеробе, так как вечернее платье не очень хорошо смотрится с зимней обувью.

2. Приезжайте в театр минут за 20-30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть не спеша раздеться, поправить прическу, купить программку и занять свои места.

3. Как правильно пройти к своим креслам? Для начала найдите ряд, указанный в билете. Чтобы пройти к своим местам, Вам придется побеспокоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене. Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство. Если Ваши места в середине ряда – приходите в зрительный зал пораньше.
Не стоит ждать 3-го звонка. Если же Вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, стоящему у дверей зала. Вам помогут занять до антракта свободные места, или придется постоять.

4. Если в зале Вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы.
Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и Вы. Не стоит сидеть, прильнув друг к другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену.

6. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров. Перед началом действия отключите мобильные телефоны и пейджеры. Если Вы простужены – воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешают публике и артистам.
Если же Вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише.

7. В антракте можно обсудить увиденное, выйти в фойе, найти среди портретов артистов тех, кто принимает участие в спектакле, и кого Вы только что видели.

8. Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду, «пока очередь не набежала». Пять минут Вас не спасут, а настроение будет испорчено. К тому же артисты выходят на поклон, и зачастую не один раз. Разве Вам не приятно еще раз увидеть людей, работавших для Вас два часа? Поблагодарите их аплодисментами.
Другое дело, если Вам не понравился спектакль. Тогда стоит покинуть театр еще в антракте (но не во время действия!)

9. Если Вы уже видели этот спектакль и пришли посмотреть его еще раз и подарить цветы полюбившимся актерам, не кидайте их на сцену. Отдайте в руки или передайте через работника театра.

На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно вежливы и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от маленького праздника – посещения театра.

Ты наверняка согласишься с нами, если мы скажем, что посеще­ние театра - это всегда праздник, которого с нетерпением ждут. В прошлом веке для людей высшего общества театр всегда был важ­ным событием, и к нему тщательно готовились: шили красивую одеж­ду, я дамы делали себе красивые причёски. Сейчас времена измени­лись, но отношение к театру осталось самое что ни на есть уважительное. Мы вовсе не призываем тебя по случаю посещения теа­тра шить себе смокинг, но выглядеть ты должен наилучшим образом.

Театр является общественным местом и его посещение подразумевает соблюдение определённых норм этикета. Итак, представляем правила поведения в театре .

Подготовка к посещению театра

  • Если ты нездоров и тебя мучает кашель или насморк, то лучше ос­танься дома и откажись от спектакля. Тебе вряд ли понравилось, если бы над твоим ухом кто-нибудь кашлял и чихал, отвлекая тебя от про­смотра пьесы.
  • Одеться, конечно, для театра нужно в лучшую одежду, а не идти в повседневной рубашке и джинсах. Приведи в порядок обувь и не за­будь причесаться.

Перед началом театрального спектакля

  • Верхнюю одежду, как известно, оставляют в гардеробе. Не надо тащить с собой куртку и сумку на место - все эти вещи должны быть сданы в гардероб заранее, где работники театра позаботятся о них.
  • Если ты знаешь, что твоё место в середине, то необходимо зара­нее занять его, а не после того, как прозвучит сигнал. Этим ты сильно побеспокоишь зрителей. Найдя нужный ряд, повернись лицом к уже сидящим зрителям, но ни в коем случае не спиной! Вежливая улыбка на твоём лице будет означать, что ты просишь прощения за причинённое тобой беспокойство.
  • Если твоё место кажется тебе не слишком удобным, а в зале пус­туют более хорошие места, то ни в коем случае нельзя занимать понра­вившееся тебе место, так как оно может оказаться чужим, и опоздав­шему зрителю вряд ли понравится, если его место будет занято.
  • Не исключено, что ты по каким-то причинам можешь опоздать на спектакль. В таком случае не ходи впотьмах по залу в поисках своего места, а войди в зал бесшумно, встань возле двери, а работник театра обязательно предложит тебе одно из ближайших свободных мест. Во время антракта ты можешь спокойно заняться поисками своего места.
  • После того как ты благополучно устроился в своём кресле, един­ственным источником внимания и звуков для тебя должна быть толь­ко сцена, но никак не твой милый сосед. Все комментарии оставь до антракта. Если тебе и не интересен спектакль, то вежливость и этикет обязывают тебя сидеть молча.

Во время спектакля

  • Театр - это не кафе, но, к сожалению, многие ребята забывают об этом и грызут во время спектакля семечки, угощаются чипсами, едят конфеты и мороженое. Во время спектакля этого делать нельзя. Кроме того, недопустимо шелестеть конфетными обёртками, отбивать такт ногой, кашлять, чихать, шептаться и пересмеиваться во время спектакля. Это мешает зрителям и актёрам.
  • Программку или бинокль следует приобретать самому, а не одал­живать у соседа. Если ты приобрёл театральный бинокль, то будь добр смотреть на сцену, а не разглядывать находящихся в зале зрителей.
  • В театре ставятся различные пьесы. Среди них есть и такие, в ко­торых описываются прошлые времена, когда люди по-иному, не так как мы, выражали свои чувства и мысли, одевались и разговаривали. Все эти пьесы поставлены по произведениям известных классиков, на­пример таких, как Чехов, Островский, Шекспир. Кое-что тебе может быть не понятно, какие-то моменты могут показаться смешными, но рассмеяться в момент игры актёров - просто верх неприличия, и по­этому делать этого ни в коем случае нельзя!

Есть, конечно, среди пьес и развлекательные, их цель - позаба­вить и развеселить зрителя. Вот тогда можно смеяться от души над различными комическими ситуациями и .

  • Очень некрасиво выкрикивать различные реплики во время спек­такля, типа: «Не верь ей, она тебе врёт» или «Удирай скорее, иначе он тебя убьёт», даже если ты очень хочешь помочь актёрам. Во-первых, этим ты мешаешь игре актёров, а во-вторых, о судьбе героев пьесы по­заботился её автор, он тщательно продумал, что и с кем должно слу­читься, и переделать пьесу уже нельзя. Громкий смех, особенно в те моменты, когда чрезмерно впечатли­тельные зрители едва сдерживают слёзы над трагической сценой, вовсе не свидетельствует о том, что у тебя «железные» нервы.

Во время антракта

  • Во время антракта невежливо разглядывать зрителей.
  • Если ты проголодался, то сходи в буфет, а не ешь в фойе.
  • Разрешается посетить туалет.

По окончании спектакля

Когда спектакль закончится и занавес опустится, не срывайся сра­зу же со своего места в гардероб, как будто в театре вспыхнул пожар. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актёров, которые очень старались. Как ты думаешь, приятно ли будет им, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть повёрнутые спины и полупустой зал? Конечно же, нет. Может быть, и им, произнеся последнюю реплику, нужно срочно мчаться за кулисы, в гримёрную, и стаскивать с себя па­рики, костюмы, смывать грим и бежать на последний автобус? Ведь они очень устали и так же, как и ты, спешат домой.

2. Как вести себя в концертном зале

  • В концертном зале нужно вести себя так же, как и в театре, а может быть, и ещё строже, потому что любителям музыки может по­мешать даже жужжание мухи, не говоря уже о других звуках, как скрипение стула, кашель, чихание и шелест конфетных обёрток.
  • Если ты не очень хорошо знаешь произведение, то не торопись ап­лодировать. Пауза может означать не конец, а перерыв между частя­ми, во время которого зал не хлопает, а просто ждёт продолжения.

3. Как вести себя в кинотеатре

Некоторых правил поведения, о которых мы только что говорили, следует придерживаться и в том случае, если ты пришёл в кино. Мы думаем, что тебе не нужно напоминать о том, что опаздывать, грызть семечки, хрустеть, чихать и кашлять над ухом соседа также недопус­тимо в кинотеатре, как и в театре.

Поэтому давай поговорим с тобой о других правилах поведения, которые нужно соблюдать в кино .

  • Совсем не обязательно идти в кино в праздничной одежде. Мож­но одеться попроще, чем в театр. Но не забывай, что твоя одежда должна быть чистой и выглаженной.
  • В кино, во время демонстрации фильма, нельзя шептаться и ком­ментировать вслух. Пришедшие в кинотеатр люди хотят посмотреть фильм, и твоё мнение относительно каких-то моментов абсолютно никого не интересует - мало того, может вызывать массу недовольств со стороны зрителей.
  • Если ты заядлый киноман и уже не в первый раз видел этот фильм и знаешь, что будет потом, то не порти удовольствие другим зрителям и не кричи: «А вон тот усатый окажется предателем» или «Вон того лы­сого будут искать до конца фильма, а он все равно удерёт».
  • В кино, как правило, сиденья откидные и поднимать их нужно бесшумно. Если тебе необходимо выйти, то, вставая, придерживай си­денье рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Не надо класть руки на оба подлокотника, потому что и твой сосед хочет тоже обло­котиться. Опираться на спинку переднего кресла или упираться в неё ногами крайне некрасиво.
  • В кино так же, как и в театре, не сидят в верхней одежде, а сда­ют её в гардероб. Не забывай о том, что мужчина должен всегда сни­мать головной убор в помещении.
  • В кинотеатре нельзя писать на спинках сидений и тем более рвать их. Кому же понравится сидеть на оборванных и исписанных сидени­ях? Воспитанный человек никогда не сделает этого.

Возможно, в данной статье указан отнюдь не исчерпывающий перечень правил поведения в театре, концертном зале или кино. Знание правил хорошего тона позволит тебе с честью выйти из любой непредвиденной ситуации.