«Золотая Адель» — удивительная история одной из самых дорогих картин мира. «Золотая Адель» картина Густава Климта и ее удивительная история

Сегодняшний пост включает фотографии с выставки, рассказ о моем визите и том, кому действительно принадлежит эта картина.

Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I»(1907)

Жаркий нью-йоркский полдень, четырнадцатый день мая, четверг. Очередь в галерею немецкого и австрийского искусства Neue Gallery New York растягивается от входа на углу 86-й улицы вдоль по пятому, музейному, авеню. «Минут тридцать придется подождать», — объясняет плотный темнокожий секьюрити. После выхода фильма «Женщина в золотом» на встречу с прекрасной Адель Блох-Бауер, запечатленной Густавом Климтом на большом квадратном (138 x 138 cm) холсте в 1907 году, спешат все ценители искусства. Я не исключение…

Вывеска на пятом авеню. Очередь в галерею прерывается у парадной дома номер 1045 и начинается снова. © ПП

Американская прописка у еврейской австрийки относительно недавно: с 2006 года. До этого на протяжении десятилетий она слыла жемчужиной венского дворца Belvedere, экспонаты которого принадлежат австрийскому государству (о моем визите в Belvedere — ). Фильм «Женщина в золотом» британского кинорежиссера Саймона Кёртиса с Хелен Миррен в роли племянницы Адель Марии Альтман (1916-2011), рассказывает историю возвращения картины семье Блох-Бауэров, бежавших из Австрии во время Холокоста и в конечном счете обосновавшихся в Калифорнии.

«Я не хочу, чтобы картина покинула Австрию, — призналась Мария Альтман в 2004 году журналисту газеты Chicago Tribune . — Я просто хочу справедливости.» На протяжении долгих лет она пыталась наладить диалог с Австрией о возвращении изъятых фашистами предметов искусств (или адекватной компенсации), но все усилия были тщетны. Пока в 2000 году Альтман не засудила Австрию — и — шесть лет спустя — выиграла. Пять картин кисти Густава Климта, включая первый портрет Адель Блох-Бауэр, a.k.a «Женщина в золотом», были переданы 88-летней наследнице.

Мария Альтман на фоне первого портрета её тети Адель Блох-Бауэр, a.k.a. «Женщины в золотом», который Густав Климт закончил в 1907 году. © Lawrence K. Ho, Los Angeles Times

Не нужно объяснять, каким громогласным было судебное дело. Речь шла о шедевре, ассоциирующимся с Австрией, визитной карточке главного государствнного музея, своего рода венской «Моной Лизой», если хотите. Австрийское рекламное агентство Gewista тот час поместило «Женщину в золотом» на городские билборды: «Не стало Адель! Всё, что нам осталось, — поместить её на рекламный плакат…»

Адель Блох-Бауэр была единственной, кого Густав Климт писал дважды. Супруга чешского сахарного барона Фернандина Блох-Бауера, она слыла организатором венских салонов, покровительницей искусств и близким другом художника.

Адель Блох-Бауэр

Второй портрет Адели Блох-Бауэр, законченный Густавом Климтом в 1912 году. Также был возвращен наследнице после громогласного судебного дела 2006-го года и вскоре проданный на аукционе Christie’s. Находится в частной коллекции, но с 2014 с ним можно «повидаться» в нью-йоркской MOMе.

Иконоподобный портрет писался много лет. Изначально он должен был стать подарком к свадебному юбилею родителей Адели, но у художника не получилось закончить работу к сроку. Первые наброски были сделаны в 1903 году, четыре года до завершения.

Густав Климт «Первые наброски к портрету Адели Блох-Бауэр (I)» (1903)

Известно, что в декабре 1903 Густав Климт побывал в раннехристианской базилике Сан-Витале в Равенне (Италия) и что первый портрет Аделb Блох-Бауер создан под впечатлением от увиденных там византийских мозаик VI столетия. Таких, как образ Царицы Феодоры, святой византийской императрицы, чье имя переводится как «божий дар», а образ на древней равеннской стене — крупные серьги, корона, платья — то ли часть костюма, то ли его украшения, то ли огибающий фигуру нимб… — не понять. А еще — большие глаза, смотрящие в упор — и мимо тебя.

Царица Феодора. Храм Сан-Витале в Равенне. Мозаика 538-547 гг.

А теперь всмотритесь в климтовский портрет двадцатишестилетней Адели. Фотографическая точность продолговатого лица, лебединая шея, легко и изящно сложенные у груди белоснежные ладони. Не понятно сидит эта женщина или стоит; золото обрамляет её по контуру, являясь то ли началом сложноструктурного фона, то ли продолжением безупречной шелковой накидки, то ли прямоугольником, то ли кругом… Мозаикой.

Обратите внимание на инициалы А.Б.Б. в нижнем углу. Адель. Блох. Бауер. На фирменную подпись Климта в верхней часте ровного квадрата. На повсеместные глаза-обереги и на кофеинки-«заплатки». Портрет настолько абстрагирован от реального мира, настолько преображен (и приукрашен, и позолочен), что напоминает тотем, идол, икону. Художник использовал материалы из самых разных стран, а еще золото, много-много настоящего золота. Адель растворяется в своем обрамлении, она совершенна, хотя совсем таковой не была (хотя бы потому, что хромала). Она бесподобна.

Теперь взгляните в её глаза. Забудьте про фильм «Женщина в золотом» (если уже его посмотрели), про конфискацию, скандальный суд, возращение наследникам. Забудьте о её возрасте и ранней смерти (в тридцать четыре от минингита). Что Вы видете в этих больших зеленоватых глазах? Что говорят Вам эти нежные кроваво-алые губы?

Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр I»(1907), деталь.

Все должно было быть совершенно иначе. Согласно завещанию, составленному Адель в 1923 году за два года до своей кончины, портрет должен был попасть в австрийскую государственную коллекцию, но не сразу, а после смерти супруга Фердинанда. Когда Германия захватила Австрию в 1938 году, Фердинанду пришлось бежать, сперва в Чехию, потом в Швейцарию, а всё имущество, включая картины Климта (каковых в семейной коллекции было пять), было конфисковано фашистами. В 1941 году коллекция была приобретена австрийским государством и выставлена в Belvedere, что и позволило им утверждать: наше.

Фердинанд Блох-Бауер умер в Цюрихе в 1945 году, завещая свое имущество (в своем большинстве — конфискованное) — племянникам и племянницам, в том числе Марии Альтман. К судебному делу 2000 года Альтман осталась единственной живущей наследницей. Её обижало нежелание австрийских властей идти на диалог. Она знала — жить осталось недолго, нужно воевать до последнего.

В июне 2006 года на аукционе Christie’s был установлен рекорд: полотно, которому нет и ста лет, продано за 135 миллионов долларов. Купил его Рональд Лаудер , президент мирового еврейского конгресса и сын основателей косметической империи Ester Lauder, для своей галереи Neue Gallery. Отныне «Женщина в золотом» — американка.

Фотографии с выставки, приуроченной к выходу фильма «Женщина в золотом»

Жаркий нью-йоркский полдень, четырнадцатый день мая, четверг. Отстояв тридцать минут в очереди, захожу в светлый зал галереи. Вместо билета выдают значок, надеваю его и поднимаюсь по изящной спиральной лестнице на встречу с Адели. Мы уже однажды виделись, мельком, во время моего первого визита в галерею. Но тогда я пришла смотреть на работы Эгона Шиле, а c «Женщиной в золотом» едва обменялась кивком-приветствием. Сегодня же я иду именно к ней. Рассматриваю её долго, дотошно, не переставая думать: вот кто действительно картина всех картин, вот кто настоящая «Мона Лиза». Роскошная, великолепная, загадочная.


Историю картины, известной всему миру как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза», можно назвать детективной. Поводом для ее создания была месть мужа за любовную связь с его женой художника Густава Климта , картина осталась невредимой во времена Второй Мировой войны, а в послевоенное время «Портрет Адели Блох-Бауэр» стал предметом распри между Австрией и США.



В 1904 г. сахарозаводчик Фердинанд Блох-Бауэр узнал об измене своей жены. Вся Вена говорила о романе Адели и художника Густава Климта. Он находил в любовных связях неиссякаемый источник вдохновения, о его многочисленных увлечениях было широко известно. И чтобы соперник быстрее пресытился и бросил любовницу, муж Адели придумал оригинальный способ: он заказал Климту большой портрет своей жены, в надежде на то, что позируя и находясь слишком часто рядом с художником, она ему быстро наскучит.



К вопросу оформления контракта Фердинанд подошел со всей серьезностью: он знал, что Климт был востребованным художником, и его картины были выгодным вложением капитала. К тому же таким образом ему удалось бы увековечить свою фамилию.



Адель Блох-Бауэр была хозяйкой модного салона, где собирались поэты, художники и другие представители творческой элиты Вены. Вот как о ней вспоминала её племянница Мария Альтман: «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная».



На предложение написать портрет Адели художник согласился. Сумма вознаграждения была очень приличной. Климт работал 4 года, за это время он создал около 100 эскизов и знаменитую «Золотую Адель». Если художника с натурщицей и связывали какие-то отношения, то за это время они действительно прекратились.





В 1918 г. в возрасте 52 лет Климт скончался. Адель пережила его на 7 лет. Перед своей смертью она просила мужа завещать три картины, в том числе ее портрет, музею Бельведер. До 1918 г. портрет был в распоряжении семьи Блох-Бауэр, а с 1918 по 1921 гг. – в австрийской государственной галерее. В 1938 г. Австрия вошла в состав нацистской Германии. Из-за начавшихся еврейских погромов Фердинанду пришлось оставить свое жилье и все имущество и бежать в Швейцарию.



Во время войны коллекция была конфискована Германией и передана Австрийской галерее. Из-за еврейского происхождения автора и натурщиц эти полотна не попали в коллекцию фюрера, но все же их не уничтожили. Якобы Гитлер встречался с Климтом еще в те времена, когда пытался поступить в Академию живописи в Вене, и тот позитивно оценил его творчество. Впрочем, достоверных подтверждений этого не сохранилось.





После войны «Портрет Адели Блох-Бауэр» оказался в музее Бельведер в Вене, и пребывал бы там до сих пор, но однажды обнаружилось завещание Фердинанда Блох-Бауэра, в котором он все свое имущество завещал племянникам – детям своего брата. На тот момент в живых оставалась только Мария Альтман, бежавшая во время войны в США и получившая американское гражданство. Судебные разбирательства длились 7 лет, после чего все же было признано право Марии на владение пятью картинами Густава Климта, в том числе «Золотой Адели».



Тогда всполошилась вся Австрия. Газеты выходили с заголовками: «Австрия лишается своей реликвии!», «Не отдадим Америке наше национальное достояние!». Но это все же пришлось сделать. Мария была согласна оставить картины в Австрии, если бы ей выплатили их рыночную стоимость – 300 млн долларов! Но эта сумма была слишком большой, и полотна отправились в США, где за 135 млн долларов их выкупил у наследницы Рональд Лаудер для своей галереи в Нью-Йорке. Австрийцы же теперь довольствуются лишь сувенирной продукцией с изображениями Адели Блох-Бауэр.





Мало кому известно, что платье для «Золотой Адели» создала Эмилия Флеге.

Фото: Густав Климт, Neue Galerie New York, Общественное достояние

Как отомстить за измену своей жене и ее талантливому любовнику, да так, чтобы при этом сохранить свое лицо, имя и капитал? Самый богатый сахарозаводчик Европы 1903 года, Фердинанд Блох-Бауэр, придумал совершенно изысканную месть. Он предложил любовнику, художнику Густаву Климту, написать такой портрет его жены Адель, чтобы тот просуществовал несколько веков и был любим всеми. Сначала Густав Климт обрадовался, работа над портретом давала бы ему...

Как отомстить за измену своей жене и ее талантливому любовнику, да так, чтобы при этом сохранить свое лицо, имя и капитал? Самый богатый сахарозаводчик Европы 1903 года, Фердинанд Блох-Бауэр, придумал совершенно изысканную месть. Он предложил любовнику, художнику Густаву Климту, написать такой портрет его жены Адель, чтобы тот просуществовал несколько веков и был любим всеми.

Сначала обрадовался, работа над портретом давала бы ему возможность беспрепятственно встречаться с Адель и любоваться ею хоть целые сутки. Потом он понял, в какую страшную ловушку поймал его Фердинанд. Сделать картину на века оказалась не так просто, тем более, что в контракте были оговорены обязательные условия: не менее 100 эскизов, для ее отделки используются золотые пластины, картина должна светиться. Конечно, если художнику надоест рисовать взаперти, он может отказаться от работы, но тогда ему придется выплатить штраф, который в десятки раз превышал сумму контракта.

Вполне возможно, модный тогда гений Густав Климт, даже и не читал этого контракта, как только узнал о его сумме. Таких дорогих картин ему еще никто не заказывал. Хотя Климт как раз вошел в золотую пору своего творчества, он был востребован в Австрии, участвовал в оформлении павильона минеральных вод в Карлсбаде, императорской виллы Сисси, Бургтеатра. Был отмечен императорской премией и золотым орденом «За заслуги». Климту было двадцать шесть лет, он был невероятно молод и свеж, по сравнению со зрелым сахарозаводчиком, за которого 18-летнюю Адель отдали в целях преумножения семейного богатства.

Отец Адель был известным , и он заключил выгодную сделку с семейством Блох-Бауэр, в результате которой произошло полное слияние капиталов и образование двух семей. Сестра Адели, Мария, вышла за брата Фердинанда Блох-Бауэра – Густава.

Это были очень респектабельные еврейские семьи, которые вели аристократический образ жизни и для того, чтобы развлечься приглашали к себе в дом известных литераторов, художников и музыкантов. К слову, Адели родители дали довольно хорошее домашнее образование, она была начитана, знала несколько языков, разбиралась в живописи и музыке. На одной из вечеринок Адель и познакомилась с молодым Климтом. И между ними вспыхнула любовь. Художник написал несколько картин, изображающих обнаженную женскую фигуру, в которых явно угадывалась Адель («Юдифь»). Но он был страстной, увлекающейся натурой, постоянно менял любовниц, натурщиц, поговаривали, что имел четырнадцать внебрачных детей.

Заказав ему , Фердинанд надеялся на то, что непостоянная натура художника сама себя накажет. И Адель так ему надоест, что он не сможет больше без отвращения на нее смотреть. Он где-то вычитал, что древние индейцы, если хотели разлучить влюбленных, привязывали их друг к другу и держали вместе так долго, пока те не проникались такой же сильной ненавистью, какой недавно была любовь.

Обманутый муж ни слова не сказал жене и Климту о том, что знает об их связи. Но пытка ежедневным присутствием и созданием «великой» светящейся картины, действительно, постепенно убила их любовь. Адель часто болела, курила свои бесконечные сигариллы, целые дни проводила в праздности. Бог не дал ей хорошего здоровья, долгое время у нее рождались мертвые дети. А тут еще этот надоедливый Климт, который требует от нее долгого позирования. Адель это раздражало. Их отношения постепенно угасали.

Наконец, в 1907 году, через четыре года «Портрет Адели Блох-Бауэр I» был готов. Сначала он украсил гостиную в доме Блохов, а потом попал в ателье художника в Вене и в журнал «Немецкое искусство и декорация», а затем и на международную художественную выставку в Манхайме.

Фердинанду было лестно, что о нем и его жене узнает весь мир. И это было действительно так. Картина стала европейским чудом, ее называли «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Австрийцы гордились шедевром и считали его национальным достоянием. Но после смерти Адели, Климта и Фердинанда, судьба картины оказалась в руках наследников Блох-Бауэр, которые уехали в Америку. И знаменитая картина с другими полотнами Густава Климта, которые уже считались достоянием австрийского художественного музея, были переданы Марии Альтман, дочери брата Фердинанда.

Через сто лет после создания картина была перевезена в Лос-Анджелес, так как сумму, которую загадала владелица для выкупа полотен Климта, музей даже с помощью австрийцев, откликнувшихся на призыв собрать средства, предоставить не смог. Это было 300 миллионов долларов.

«Золотая Адель» могла бы остаться на родине, если бы Мария Альтман проявила благородство и сделала королевский жест, подарив картины музею или хотя бы не повышая на них цену. Может быть, австрийцам и удалось бы собрать 155 миллионов, сумма, в которую первоначально оценивалось наследие художника. Но наследница не пожелала этого сделать.

И «Золотая Адель», которая уже стала легендой художественного мира, которую многократно копировали, переиначивали и даже воспевали в стихах, уехала в Америку. Провожать из Австрии в Лос-Анджелес картину, которая была символом Австрии на протяжении ста лет, вышла, кажется вся Австрия. Люди плакали.

А в Америке «Золотую Адель» выкупил у хозяйки богач Рональд Лаудер за рекордную для произведений искусства цену – 135 миллионов долларов. Теперь картина выставлена в «Музее австрийского и немецкого искусства», основанного этим владельцем парфюмерного концерна «Эстри Лаудэр» и любителем живописи. И ее может увидеть каждый желающий, чтобы понять, как золото и страсть к деньгами могут погубить даже самое сияющее чувство. На картине хрупкая бледная девушка с изогнутыми тонкими руками словно заточена в золотой саркофаг, и глаза ее грустны, будто просят зрителя, чтобы он вытащил ее из этой золотой клетки.

Хочу рассказать Вам красивую историю, в которой есть и любовь и измена, боль и радость, погоня за богатством и жертвенность. Удивительная история любви Адели Блох-Бауэр и Густава Климта, увековеченная в картине «Золотая Адель», которая стала наказанием для влюбленных

Кто ты «Золотая Адель» и в чем твоя тайна?

« Адель Блох-Бауэр» или «Золотая Адель» — картина, известная всем и тиражируемая сейчас в разных вариациях на сувенирной продукции.
Эта картина вошедшая в историю на века -именно так и хотел ее заказчик.

Эта красивая дама, изображенная на картине Гюстова Климта -дочь крупного банкира из Вены, еврейского происхождения, который, к тому же, являлся Председателем Ассоциации австрийских банкиров -Морица Бауэр. У Морица было две дочери, обе — прекрасно образованные, начитанные девушки, владеющие несколькими языками, с изящными манерами. Конечно же, отец был озабочен подбором достойных кандидатов на роль мужей для своих девочек.

Фотография Адель Блох-Бауэр

Его выбор остановился на братьях Фердинанде и Густаве Блох.
Братья были успешными предпринимателями в области сахарного производства. Они имели несколько предприятий и акции их компании поднимались в цене.
В 1899 году состоялась свадьба-пышное пиршество на всю Вену.
Адель на тот момент было всего 18 лет и ее мужем стал старший брат, Фердинанд Блох, который был значительно старше ее. А сестра Мария вышла замуж на Густава -младшего брата.

Обе семьи принадлежали к избранному слою еврейской буржуазии и объединив свои капиталы, взяли фамилию Блох-Бауэр.

Фотография Фердинанда Блох-Бауэр.

Семья Блох- Бауэр оказывала поддержку некоторым социал-демократам, писателям и художники. Одним из них был Густав Климт.
Адель Блох-Бауэр неоднократно позировала Густаву для его картин и совсем не думала, что ее имя будет не только прославлено в веках, но и будет замешено в скандальной истории.

Поговаривали, что Адель и Густава связывала не только дружба. Их романтические отношения обсуждали все.

И Фердинанд чувствовал, как с каждым днем, все больше и больше, под его роскошным цилиндром на голове пробиваются рога.
Он был взбешен и обдумывал план мести. Сначала ему хотелось убить Адель, потом он хотел просто развестись… Однаков семьях принадлежащих к элитным родам, где брачные союзы обговаривались родственниками и заключались на века, было не принято разводиться из-за измены супругов. Ведь капиталы таких союзов должны сливаться и приумножаться.
Но Фердинанд мечтал отомстить и решил сделать следующее…
Он слышал, что индейцы, для того чтобы убить чувства влюбленной пары, приковывали их цепями друг к другу и держали вместе так долго, пока те не начинали испытывать отвращение друг к другу. Вот такая пытка постоянной близостью.

Коварная месть близостью, пришла Фердинанду во сне. Снилось, что он разорен, все имущество растащили мелкие людишки, а из многочисленного богатства, что у него остался только портрет жены Адель. И Фердинанд решает заказать у Густава Климта такой портрет жены, который действительно, мог бы увековечить род Блох-Бауэров. А Климту он решил поставить условие — пусть сделает 100 эскизов Адели, пусть он рисует до тех пор, пока его не будет тошнить от ее постоянного присутствия. Фердинанд, зная любвеобильность Климта, был уверен, что тот не выдержит долгое присутствие одной и той же модели — ему постоянно нужна смена натурщиц, иначе, он начинал «задыхаться».
Вот и решил, Фердинанд: «Пусть пишет этот портрет годами. Пусть Аделька видит, как его чувства угасают!». Тогда уж она, наверняка поймет свою ошибку.

А чтобы влюбленная парочка не смогла отказаться, он подготовил контракт, тщательно продуманный лучшими юристами. Ведь он понимал, что художник, на тот момент, был очень модным и востребованным. Климт, на тот момент занимался оформлением различных объектов по всей стране, среди которых павильон минеральных вод в Карлбаде, имение , столичный театр. Поэтому контракт должен был максимально заинтересовать художника в плане гонорара. Однако, за неисполнение условий контракта предусматривался такой штраф, который мог бы с легкостью и разорить самого художника-любовника.

Картины Густава Климта, которые по завещанию перешли Маоии Альтман

Фердинанд приглашает Густава Климта на обед. Адель всеми силами старалась не показать охватившего ее смятения, но легкий румянец, появившейся на ее щеках не остался не замеченным мужем. Сам Фердинанд при этом был весел и много шутил.
Художник прибыл вовремя, обед прошел спокойно, правда влюбленные голубки старались не смотреть друг на друга, чтобы не выдать своих чувств.

После обеда Фердинанд и Климт приступили к обсуждению контракта. Договорились достаточно быстро. Увидев сумму контракта Густав согласился не раздумывая. Он понимал, что за его картины платят хорошо, но эта цифра его просто ошеломила.

Климт работал над этой картиной почти четыре года и сделал примерно сто эскизов, как и договаривались. Картина получилась великолепной и заняла почетное место в доме Блох -Бауэров. Фердинанд остался доволен работой.
А вот отношения Адели и Густава постепенно угасали, как и предполагал Фердинанд.

Адель часто болела и много курила. Несколько попыток родить ребенка заканчивались их смертью. Свои не растраченные чувства она переносила на детей сестры. Особенно близка ей была племянница Мари. С ней они много болтали, обсуждали последние новости, модные фасоны платьев и, конечно же, картины Климта.

Жизнь Густава Климта закончилась в 1918 году, когда ему было 52 года. Наступление Первой Мировой войны отразилось на его творчестве негативно. Золотые краски картин сменились мрачными, да и сюжеты были связаны со смертью. Он умер в присутствии своей любовницы Эмилии Флеге от удара. Адель скончалась от менингита спустя семь лет после его смерти. Свои картины она завещала венскому музею Бельведер.

«Портрет Адели Блох-Бауэр» и Густав Климт

Судбьа Фердинанда сложилась тоже не просто. Спасаясь от преследования евреев, он вынужден был бежать в Швейцарию, оставив все имущество семье брата на попечение и картину «Золотая Адель» в том числе.

Мария была последним ребенком семье Густава — брата Фердинанда . Несмотря на свою известность, семья Густава вели достаточно скромный образ жизни и не баловали с своих детей излишествами. Отец Марии, помимо сахарного бизнеса увлекался музыкой и был неплохим музыкантом. В их семье часто собирались ценители искусства и слушали звучание виолончели Страдивари, которую привозил в их дом Ротшильд –оин с Густавом были друзьями.

Фотографи Марии Альтман -племянница Адель Блох-Бауэр

В подростковом возрасте Мария была увлечена Алоисом Кунстом, мальчиком из соседней гимназии. Алоиса считали достойным мальчиком и хорошо принимали в семье Марии. Алоис был приглашен на первый бал Марии, которые до сих пор популярны в Вене. Поэтому случаю, тетя Адель позволила ей надеть на этот праздник знаменитое колье, в котором она позировала Густаву Климту. Это было не забываемо для девушки. Марии и Алоису нравилась картина тетушки Адели и они считали, что у картины есть своя загадка. Молодые люди загадывали желание и внимательно влядывались в картину под определенным углом и если им казалось, что уголки губ Адель приподнимаются в улыбке, то желание обязательно сбудется, а если Адель хмурится -то удача не на их стороне.

Алоис Кунст и юная Мари на фоне знаменитого портрета тети Адель

Но Марии и Алоису не стали мужем и женой. Мария стала женой Федерика Альтмана, сына крупного промышленника. Сам же Федерик был оперным певцом. Этот союз тоже был устроен родителями, но молодые люди смогли полюбить друг друга и прожили вместе всю жизнь. А бриллиантовое колье любимой тети Адели было подарено Марии на свадьбу.

Во время охоты на евреев, дядя Фердинанд бежал в Швейцарию, а мужа Марии Федерика нацисты отправили в гестапо. У евреев отбирали все имущество и отправляли в гестапо. Так и Федерико отправили в концлагерь Дохао. Мария с легкостью расставалась с имуществом семьи, подписывая все бумаги – так она пыталась спасти мужаю Гестаповцы разграбили весь дом. Забрали и колье тети Адели. Говорят, что это колье потом видели несколько раз на жене Генриха Гимлера.

Картину «Адель Блох-Бауэр» тоже забрали. И пришел забирать ее тот самый Алоис Кунст, который дружил с Марией в юности. Алоис перешел на сторону фашистов, став предателем. Ему казалось, что в сотрудничестве с фашистами он принесет большую пользу Австрии.
Но как бы там ни был, именно Алоис Кунст бережно хранил долгие годы «Золотую Адель» и после войны эта картина заняла свое место в музее Бельведер, как и хотела умирающая Адель. А Алоис Кунст возглавил этот музей, став его директором.

Музей Бельведер в Вене

Что же стало с Марией и ее мужем? Марии все же удалось спасти Фердинанда из гестапо и супруги переехали сначала в Англию, а потом -в США, где и получили гражданство.

Дядя Фердинанд умер в Швейцарии, вдали от родственников. Но перед смертью оставил завещание, согласно которого все свое имущество завещалось детям брата Густава Блох-Бауэра -ведь капитал должно работать для семьи.
Об этом завещании долгое время ничего не было известно, пока любопытный журналист Хубертус Чернин не откопал его. Хубертус понимал, что если он поможет Марии (а она единственная, кто осталс в живых из семьи на тот период) получить эти картины, то счастливая миллионерша не поскупится на кругленькую сумму. Так все и произошло.

Долгие семь лет Австрия пыталась удержать картины у себя, но в результате долгих судебных разбирательств, Австрия должна была вернуть несколько картин Марии Альтман и «Золотая Адель» тоже.

Мария Альтман вернула картину "Золотая Адель "

Мария вначале хотела оставить картину на территории Австрии, получив за нее вознаграждение в 155 млн. долларов. Эта сумма была слишком большой, но Министерство Культуры всеми силами старалась сохранить картину. С банками велись переговоры о займе, населении Австрии тоже стремилось оказать помощь в сохранении национального достояния. И когда практически вся сумма была собрана, Мария повысила цену в два раза. Это был конец!

Жители Вены провожали картину, которая долгие годы была визитной карточкой города с большим сожалением.

Спустя некоторое время Мария Альтман продала «Портрет Адель Блох-Бауэр» Рональду Лаудэру, владельцу парфюмерного концерна «Эсти Лаудэр». Теперь картина находится в «Музее австрийского и немецкого искусства», владельцем которого стал Рональд Лаудэр И теперь картина находится там в полной безопасности.

Мария Альтман умерла в 2011 году в возрасте 94 года.

Многочисленная сувенирная продукция с изображением Адели Блох-Бауэр

Вот такая интересная история о ЛЮБВИ!

Если эта заметка о непростых взаимоотношениях увековеченных в картине Вам понравилась -поделитесь ей со своими друзьями! Я буду вам очень признательна!

Виталий Орлов.

Однажды побывав в Вене, мне хочется обязательно туда вернуться: побродить по улицам австрийской столицы, зайти в знаменитый оперный театр, перекусить в кафе и представлять себе, что вот за этим столиком напротив обычно завтракал Фрейд. А главное, пойти в Музей истории искусств и увидеть «Охотников на снегу» Брейгеля – мою самую любимую картину. И как же я обрадовался, когда в фильме «Женщина в золотом» (Woman in Gold), премьера которого только что состоялась в Нью-Йорке, я увидел знакомые уголки Вены!Радость была однако омрачена тем, что на экране был апрель 1938-го, и толпы жителей Вены горячо приветствовали заполнивших город людей со свастикой. Недавно что-то подобное, что кольнуло сердце, я уже видел по телевизору, в передаче из когда-то тоже любимой Москвы…

Но вернемся в Нью-Йорк. В фильме «Женщина в золотом» речь идет о том, что уже в наше время бывшая беженка из Австрии Мария Альтман, живущая в Калифорнии, борется с Правительством Австрии за возвращение ей семейной реликвии – знаменитого «Портрета Адели Блох-Бауэр» работы великого австрийского художника Гюстава Климта. Портрет принадлежал мужу Адели Блох-Бауэр и был конфискован у семьи в 1938 году нацистами в числе других произведений искусства громадной ценности: картин великих художников, уникальных музыкальных инструментов, коллекции фарфора и драгоценностей.

Адель Блох-Бауэр (фото, 1915)

Гюстав Климт. (фото, 1912)

Мария Альтман – племянница Адели, скончавшаяся лишь несколько лет тому назад. В фильме Симона Кертиса ее играет замечательная актриса Хелен Миррен. Нацисты «Портрет» переименовали, потому что очаровательная его героиня Адель, которую называли «венской Моной Лизой», была еврейкой. Фильм воспроизводит события из жизни семьи во время вторжения нацистов – с одной стороны, и параллельно эпизоды борьбы Марии Альтман и ее помощника, молодого адвоката, по стечению обстоятельств внука композитора Шенберга, в свое время также бежавшего в Америку от нацистов – с другой.

Фильм вполне остросюжетный. Мария выигрывает процесс, но «фишка» события состоит в том, что ко дню премьеры в городе «Женщины в золотом» ньюйоркский Музей австрийского искусства (Neue Galerie) приурочил открытие выставки с тем же названием Woman in Gold. Центральный экспонат выставки – принадлежащий теперь этому Музею ослепительный «Портрет Адели Блох-Бауэр». Он излучает такое сияние, которое стало возможным воссоздать, как говорят искусствоведы, только если у Гюстава Климта был роман с его моделью. «Портрет» размещен так, как он когда-то висел в спальне Адели: по обеим его сторонам стоят две небольшого размера фигуры обнаженных мужчин. На выставке представлены многочисленные рисунки и эскизы к «Портрету», другие картины Климта, а также старые фотографии, в том числе самого художника, облаченного во что-то похожее на рясу.

Климт однако отнюдь не был монахом. Его называют «первым хиппи», и он не только стал отцом по меньшей мере 14 внебрачных детей. Он никогда не был женат, и у него никогда не было проблем с натурщицами: дамы выстраивались у его студии в очередь, чтобы стать моделями. Адель и ее богатый муж Фердинанд, владелец сахарных заводов, который был намного старше своей жены, восхищались творчеством Климта и в 1903 году заказали ему портрет Адели. Художник работал над ним 4 года, а когда он завершил портрет, супруги заказали ему еще один (сейчас он находится в МоМА). Кроме того, в картине Климта «Юдифь» героиня ее очень напоминает Адель, вплоть до ее бриллиантового колье, которое в фильме мы потом видим на жене Геринга.

Кадр из фильма «Женщина в золотом»

На «Портрете» Климта Адель улыбается, но жизнь ее была трагичной. Ее брак был скорее сделкой между двумя могущественными семьями, двое детей умерли в младенчестве, а ее саму преследовали ужасные головные боли. Она любила искусство, усиленно занималась самообразованием и детской благотворительностью. В 1925 году в возрасте 43лет Адель Блох-Бауэр умерла от менингита. Муж сохранял спальню Адели с 6-ю картинами Климта как храм – до тех пор, пока не пришли нацисты. Климт ушел из жизни на 7 лет раньше Адели. Он умер от инсульта в 55 лет. А его «Портрет Адели» купил у Марии Альтман в 2006 году наследник косметической империи Рональд Лаудер за 135 миллионов долларов и передал его основанной им Neue Galerie.