Николай римский-корсаков краткая биография. Краткая биография римский-корсаково самое главное

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.

В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком "Могучая кучка", в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882).

Обращение к русскому музыкальному фольклору , так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после «Псковитянки» (1872) операх - «Майская ночь » (1879) и «Снегурочка » (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение.

Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями : «Сказка » (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио » (1887) и «Шехеразада » (1888). В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую «Младу » (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют «Ночь перед рождеством » (1895), «Садко » (1896), пролог к «Псковитянке» - одноактная «Боярыня Вера Шелога » и «Царская невеста » (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются «Сказка о царе Салтане » (1900), «Сервилия » (1901), «Пан воевода » (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже » (1904) и «Золотой петушок » (1907).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике . В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством.

Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный » (1902) и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.

За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря » и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

Е. Гордеева

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова - явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном художественном значении, колоссальном объеме, редкой многосторонности его творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком очень динамичную эпоху в отечественной истории - от крестьянской реформы до периода между революциями. Одной из первых работ молодого музыканта была инструментовка только что оконченного «Каменного гостя» Даргомыжского, последняя большая работа мастера, «Золотой петушок», относится к 1906–1907 годам: опера сочинялась одновременно с «Поэмой экстаза» Скрябина, Второй симфонией Рахманинова; всего четыре года отделяют премьеру «Золотого петушка» (1909) от премьеры «Весны священной» Стравинского, два - от композиторского дебюта Прокофьева.

Таким образом, творчество Римского-Корсакова уже чисто в хронологическом плане составляет как бы стержень русской классической музыки, соединяющее звено между эпохой Глинки - Даргомыжского и XX веком. Синтезируя достижения петербургской школы от Глинки до Лядова и Глазунова, вбирая в себя многое из опыта москвичей - Чайковского, Танеева, композиторов, выступивших на рубеже XIX и XX веков, оно всегда было открыто для новых художественных веяний, отечественных и зарубежных.

Всеобъемлющий, систематизирующий характер присущ любому направлению работы Римского-Корсакова - композитора, педагога, теоретика, дирижера, редактора. Его жизненная деятельность в целом - сложный мир, который хотелось бы назвать «космосом Римского-Корсакова». Цель же этой деятельности - собирание, фокусирование основных черт национального музыкального и, шире, художественного сознания, а в конечном итоге - воссоздание цельного образа русского миропонимания (конечно, в личностном, «корсаковском» его преломлении). Это собирание нерасторжимо связано с личностной, авторской эволюцией, так же как процесс обучения, воспитания - не только непосредственных учеников, но и всей музыкальной среды - с самообучением, самовоспитанием.

А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, говоря о постоянно обновляющемся многообразии разрешаемых Римским-Корсаковым задач, удачно охарактеризовал жизнь художника как «фугообразное сплетение нитей». Он же, размышляя о том, что заставляло гениального музыканта отдавать непомерно большую часть времени и сил «побочным» видам просветительского труда, указал на «отчетливое сознание своего долга перед русской музыкой и музыкантами». «Служение » - ключевое слово в жизни Римского-Корсакова, так же как «исповедь» - в жизни Мусоргского.

Считается, что русская музыка второй половины XIX века отчетливо тяготеет к усвоению современных ей достижений других искусств, в особенности литературы: отсюда предпочтение «словесных» жанров (от романса, песни до оперы, венца творческих устремлений всех композиторов поколения 1860-х), а в инструментальных - широкое развитие принципа программности. Однако ныне становится все более очевидным, что картина мира, созданная отечественной классической музыкой, совсем не тождественна таковым в литературе, живописи или архитектуре. Особенности роста русской композиторской школы связаны и со спецификой музыки как вида искусства и с особым положением музыки в отечественной культуре XX столетия, с ее особыми задачами в осмыслении жизни.

Историко-культурная ситуация в России предопределяла колоссальный разрыв между народом, который, по словам Глинки, «создает музыку», и теми, кто хотел ее «аранжировать». Разрыв был глубоко, трагически необратим, и последствия его сказываются до сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, многослойность совокупного слухового опыта русских людей содержала в себе неисчерпаемые возможности для движения и роста искусства. Быть может, в музыке «открытие России» выразилось с наибольшей силой, поскольку основа ее языка - интонация есть самое органичное выявление индивидуально-человеческого и этнического, концентрированное выражение духовного опыта народа. «Многоукладность» национальной интонационной среды в России середины позапрошлого века - одна из предпосылок новаторства русской профессиональной музыкальной школы. Собирание в едином фокусе разнонаправленных тенденций - условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей западноевропейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники, - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. В этот период она окончательно выходит из-под власти прикладных функций и становится миросозерцанием в звуках.

Часто рассуждая о шестидесятничестве Мусоргского, Балакирева, Бородина, мы как бы забываем о принадлежности той же эпохе Римского-Корсакова. Между тем трудно найти художника, более верного самым высоким и чистым идеалам своего времени.

Знавшие Римского-Корсакова позднее - в 80-е, 90-е, 1900-е годы - не уставали удивляться тому, как жестко он прозаизировал себя и свой труд. Отсюда нередкие суждения о «сухости» его натуры, его «академизме», «рационализме» и т.д. На самом деле это типичное шестидесятничество в сочетании с характерным для русского художника избеганием излишней патетики применительно к собственной личности. Один из учеников Римского-Корсакова, М. Ф. Гнесин высказал мысль, что художник в постоянной борьбе с собой и с окружающими, со вкусами своей эпохи временами как бы ожесточался, становился в некоторых своих высказываниях уже и ниже себя. Это обязательно надо иметь в виду при истолковании высказываний композитора. Еще большего внимания заслуживает, по-видимому, замечание другого ученика Римского-Корсакова, А. В. Оссовского: строгость, придирчивость самоанализа, самоконтроля, неизменно сопровождавшие путь художника, были таковы, что человек меньшей одаренности просто не выдержал бы тех «ломок», тех экспериментов, которые он постоянно ставил на себе самом: автор «Псковитянки», как школьник, садится за задачи по гармонии, автор «Снегурочки» не пропускает ни одного представления вагнеровских опер, автор «Садко» пишет «Моцарта и Сальери», профессор-академист создает «Кащея» и т. д. И это тоже шло у Римского-Корсакова не только от натуры, но и от эпохи.

Общественная активность его всегда была очень высокой, а деятельность отличалась полным бескорыстием и безраздельной преданностью идее общественного долга. Но, в отличие от Мусоргского, Римский-Корсаков - не «народник» в специфическом, историческом значении этого термина. В проблеме народа он всегда, начиная с «Псковитянки» и поэмы «Садко», видел не столько историческое и социальное, сколько неделимое и вечное. По сравнению с документами Чайковского или Мусоргского в письмах Римского-Корсакова, в его «Летописи» немного признаний в любви к народу и к России, но как художнику ему было свойственно колоссальное чувство национального достоинства, и в мессианстве русского искусства, в частности музыки, он был уверен отнюдь не менее Мусоргского.

Всем кучкистам была свойственна такая черта шестидесятничества, как бесконечная пытливость к явлениям жизни, вечная тревога мысли. У Римского-Корсакова она сосредоточивалась в наибольшей мере на природе, понимаемой как единство стихии и человека, и на искусстве как высшем воплощении такого единства. Подобно Мусоргскому и Бородину, он неуклонно стремился к «позитивному», «положительному» знанию о мире. В своем стремлении самым тщательным образом проштудировать все области музыкальной науки он исходил из положения - в которое (как и Мусоргский) верил очень твердо, иногда до наивности, - что в искусстве существуют столь же объективные, универсальные, как в науке, законы (нормы) а не только вкусовые пристрастия.

В результате эстетико-теоретическая деятельность Римского-Корсакова обняла почти все области знания о музыке и сложилась в законченную систему. Ее компоненты: учение о гармонии, учение об инструментовке (оба в виде больших теоретических трудов), эстетика и форма (заметки 1890-х годов, критические статьи), фольклор (сборники обработок народных песен и примеры творческого осмысления народных мотивов в сочинениях), учение о ладе (большая теоретическая работа о старинных ладах была уничтожена автором, но сохранился краткий ее вариант, а также примеры трактовки старинных ладов в обработках церковных роспевов), полифония (соображения, высказанные в письмах, в разговорах с Ястребцевым и т.д., а также творческие примеры), музыкальное образование и организация музыкального быта (статьи, а главным образом просветительская и педагогическая деятельность). Во всех этих областях Римский-Корсаков высказал смелые идеи, новизна которых нередко затушевана строгой, лаконичной формой изложения.

«Создатель „Псковитянки“ и „Золотого петушка“ не был ретроградом. Он был новатором, но таким, которым стремился к классической завершенности и соразмерности музыкальных элементов» (Цуккерман В. А.). По Римскому-Корсакову, возможно любое новое в любой области при условиях генетической связи с прошлым, логичности, смысловой обусловленности, архитектонической организованности. Таково его учение о функциональности гармонии, в котором логические функции могут быть представлены созвучиями самых разных структур; таково его учение об инструментовке, открывающееся фразой: «В оркестре нет дурных звучностей». Необычайно прогрессивна предложенная им система музыкального образования, в которой модус обучения связан прежде всего с характером одаренности ученика и доступностью тех или иных способов живого музицирования.

Эпиграфом к своей книге об учителе М. Ф. Гнесин поставил фразу из письма Римского-Корсакова к матери: «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не падай». Эта как бы случайная фраза юного кадета Морского корпуса замечательно характеризует позицию Римского-Корсакова - художника в будущем. Быть может, подходит к его личности и евангельская притча о двух посланных, один из которых сразу сказал «пойду» - и не пошел, а другой сначала сказал «не пойду» - и пошел (Матф., XXI, 28-31).

В самом деле, на протяжении творческого пути Римского-Корсакова замечается немало противоречий между «словами» и «делом». Например, никто так яростно не ругал кучкизм и его недостатки (достаточно вспомнить восклицание из письма к Крутикову: «О, русские композито ры - ударение Стасова, - своим необразованием обязанные самим себе!», целый ряд обидных высказываний в «Летописи» о Мусоргском, о Балакиреве и т. д.), - и никто не был столь последователен в отстаивании, защите основных эстетических принципов кучкизма и всех его творческих достижений: в 1907 году, за несколько месяцев до смерти, Римский-Корсаков называл себя «убежденнейшим кучкистом». Мало кто столь критично относился к «новым временам» вообще и к принципиально новым явлениям музыкальной культуры на рубеже веков и в начале XX столетия - и вместе с тем так глубоко и полно ответил духовным запросам новой эпохи («Кащей», «Китеж», «Золотой петушок» и другое в позднем творчестве композитора). Римский-Корсаков в 80-х - начале 90-х годов подчас очень жестко отзывался о Чайковском и его направлении - и он же постоянно учился у своего антипода: творчество Римского-Корсакова, его педагогическая деятельность, несомненно, являлись главным связующим звеном между петербургской и московской школами. Еще сокрушительнее корсаковская критика Вагнера и его оперной реформы, а между тем он среди русских музыкантов наиболее глубоко воспринял идеи Вагнера и творчески на них ответил. Наконец, никто из русских музыкантов с таким постоянством не подчеркивал на словах свой религиозный агностицизм, и мало кто сумел в творчестве создать столь глубокие образы народной веры.

Доминантами художественного мировоззрения Римского-Корсакова были «вселенское чувство» (его собственное выражение) и широко понимаемый мифологизм мышления. В главе из «Летописи», посвященной «Снегурочке», он формулировал свой творческий процесс следующим образом: «Я прислушивался к голосам природы и народного творчества и природы и брал напетое ими и подсказанное в основу своего творчества». Внимание художника в наибольшей степени сосредоточивалось на великих явлениях космоса - небо, море, солнце, звезды и на великих явлениях в жизни людей - рождение, любовь, смерть. Этому соответствует вся эстетическая терминология Римского-Корсакова, в особенности его любимое слово - «созерцание ». Его заметки по эстетике открываются утверждением искусства как «сферы созерцательной деятельности», где объект созерцания - «жизнь человеческого духа и природы, выраженная в их взаимных отношениях ». Вместе с единством человеческого духа и природы художник утверждает единство содержания всех видов искусства (в этом смысле его собственное творчество безусловно синкретично, хотя и на иных основаниях, нежели, например, творчество Мусоргского, тоже утверждавшего, что искусства разнятся между собой лишь в материале, но не в задачах и целях). Девизом ко всему творчеству Римского-Корсакова можно было бы поставить его собственные слова: «Представление прекрасного есть представление бесконечной сложности». При этом ему не был чужд и любимый термин раннего кучкизма - «художественная правда», он протестовал лишь против суженного, догматического его понимания.

Особенности эстетики Римского-Корсакова обусловили расхождение его творчества с общественными вкусами. По отношению к нему столь же правомерно говорить о непонятости, как и по отношению к Мусоргскому. Мусоргский больше, чем Римский-Корсаков, соответствовал своей эпохе по типу дарования, по направленности интересов (обобщенно говоря, история народа и психология личности), однако радикализм его решений оказывался не по плечу современникам. У Римского-Корсакова непонятость носила не столь острый, но не менее глубокий характер.

Жизнь его была как будто очень счастлива: прекрасная семья, отличное воспитание, увлекательное кругосветное путешествие, блестящий успех первых сочинений, необычайно удачно сложившаяся личная жизнь, возможность целиком посвятить себя музыке, впоследствии всеобщее уважение и радость видеть рост вокруг себя талантливых учеников. Тем не менее, начиная со второй оперы и вплоть до конца 90-х годов, Римский-Корсаков постоянно сталкивался с непониманием и «своих» и «чужих». Кучкисты считали его композитором не оперным, не владеющим драматургией и вокальным письмом. Долго бытовало мнение об отсутствии у него самобытного мелодизма. За Римским-Корсаковым признавали мастерство, особенно в области оркестра, - но не более того. Это затянувшееся недоразумение было по сути основной причиной тяжелого кризиса, пережитого композитором в период после смерти Бородина и окончательного распада Могучей кучки как творческого направления. И только с конца 90-х годов искусство Римского-Корсакова становится все более созвучным эпохе и встречает признание и понимание в среде новой русской интеллигенции.

Николай Римский-Корсаков краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Николай Римский-Корсаков краткая биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков - русский композитор, педагог, дирижёр. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии. Отец композитора происходил из старинного дворянского рода.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком «Могучая кучка», склонило его к более серьезным занятиям.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода - симфоническая картина «Садко» (1867) и опера «Псковитянка» (по одноименной драме Л. Мея, 1872).

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой.

В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер , в их числе - «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами - «Песня индийского гостя» из «Садко» или оркестровый «Полет шмеля» из «Салтана».

37 лет своей жизни Римский-Корсаков посвятил преподаванию. У него получили образование И. Стравинский, А. Аренский, А. Глазунов, С. Прокофьев и другие. Кроме того, Николай Андреевич является автором нескольких учебников и большого количества статей на музыкальные темы. Римский-Корсаков по праву признан создателем такого жанра, как опера – сказка. Создавая собственные произведения, композитор еще и донес до слушателя не одно произведение своих погибших товарищей.

Николай Андреевич скончался 21 июня 1908 года от сердечного приступа, который последовал после инфаркта.

Родился Николай Андреевич 18 марта 1844 году, недалеко от Петербурга в городке под названием Тихвин. Андрей Петрович, отец Николая Андреевича Римский-Корсаков, какое-то время был новгородским губернатором, а спустя какое-то время стал волынским губернатором. Софья Васильевна, мама Николая Андреевича, была домохозяйкой. Но к большому удивлению, на будущее композитора повлияли совсем не родители, а брат, которого звали Воин Андреевич.

В раннем детстве музыка Николаю Андреевичу нравилась меньше чем книги, но как только композитору исполнилось 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Когда Николаю Андреевичу исполняется 18 лет, умирает его отец, вследствие чего семья Римский-Корсаков перебираются в Петербург. После недолгого пребывания в Петербурге Николай Андреевич знакомится с Милием Алексеевичем Балакиревым, который впоследствии повлияет на его окончательное мнение и взгляды на жизнь.

Первое сочинение Николая Андреевича, под названием Первая симфония, начало создаваться так же при присутствии Балакирева в жизни Николая Андреевича. После выпуска первой части Николай Андреевич поступает на службу и за 3 года службы появляется только вторая часть Первой симфонии. По возвращению со службы Николая возвращается в кружок Балакирева, благодаря чему остается под влиянием народной музыки, что влияло на создание его творчества. Далее композитор создает музыкальную композицию под названием Садко.

Далее он помогает другим композиторам в создании их творчества. В 1872 году Николай Андреевич женится. В начале 1870 х годов Николай становится профессором, а в середине 70 х годов он начинает сам совершенствовать свои знания. А вот в 90 х годах у композитора замечен серьезныйспад в его творческой деятельности.

Краткая биография Римский-Корсаково

Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком. Однако там он страдал от системы воинского обучения, и единственной отрадой для него было посещение оперы. В 17 лет Николай стал членом «Могучей кучки» содружества молодых композиторов.

С первой оперой «Псковитянка» к нему пришла слава. Он становится преподавателем инструментовки в консерватории в Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков разрабатывает курс оркестровки, проводит осмотр военных духовых оркестров, преподает в консерватории, руководит концертами в бесплатной музыкальной школе и, при этом, создает оперы, симфонии, камерную и церковную музыку.

С 1894 года почти ежегодно выходят новые оперы Римского-Корсакова: «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери».В 1905 году Николай Андреевич поддержал требования студентов временно прекратить занятия и исключить из учебного заведения солдат, участвовавших в расправе над населением в январе 1905 года. За это его уволили из консерватории, за ним был учрежден полицейский надзор, его сочинения были запрещены к исполнению. Через несколько месяцев его все же попросили вернуться, но волнения обострили давнюю болезнь сердца. В 1908 году Николая Андреевича не стало.

Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Его композиции являются достоянием русской культуры.

Биография Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков – знаменитейший композитор, чьи оперы до сих пор не сходят со сцен первых театров Европы и мира. Узнаваемый стиль Римского-Корсакова – простота и спокойное внутренне величие; а его духовные произведения снискали у публики не меньшую любовь, чем светская музыка.

Николай Андреевич родился в 1844-ом году семье государственного служащего, занимавшего высокие посты во вверенной ему Новгородской губернии. Мать будущего композитора была дочерью помещика и крепостной крестьянки; но ни занятость отца, ни низкое происхождение матери не повлияли на обстановку в семье отрицательно. Николай Андреевич рос, окружённый любовью и заботой глубоко религиозных людей. Приглашённые на дом учителя преподавали мальчику грамоту и музыку, и, хотя последняя довольно рано вошла в круг интересов Римского-Корсакова, предпочтение он отдавал музыке церковной и народной.

Переезд будущего композитора в Санкт-Петербург был связан со смертью его отца. Юноше было восемнадцать лет; он быстро вошёл в артистические – прежде всего, музыкальные – круги столицы того времени. Главное событие этого периода, безусловно, - встреча Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, композитором, в кружке которого и сформировались музыкальные и общеэстетические вкусы Николая Андреевича. Балакирев оказывал своим ученикам – в числе которых был и Модест Петрович Мусоргский – всяческую поддержку, помогал им найти свои сильные стороны и определить свою дорогу в музыкальном мире.

Под влиянием, вероятно, опыта и авторитета своего старшего брата, Воина, Николай Андреевич, окончив в Петербурге Морскую академию, отправился на военно-морскую службу. В условиях такого путешествия не оставалось времени для сочинительства; но опыт посещения других стран и величие морских просторов Римский-Корсаков запечатлел позже в своих «Морских пейзажах».

Вернувшись в столицу, Николай Андреевич снова сходится с кружком Балакирева, к которому успели присоединиться многие молодые композиторы, среди них – Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский. Римский-Корсаков возобновляет работу над симфонией, оставленную им из-за службы. Эта симфония была завершена и исполнена в 1865-ом году.

Следующие два года композитор трудится над оперой «Садко». В ней нашли выражение тенденции, мотивы и музыкальные взгляды Римского-Корсакова, ставшие впоследствии определяющими для всего его творческого пути. В будущем композитор не единожды обращался к сказочному материалу в поисках вдохновения.

С 1870-80-ми годами связана активная педагогическая деятельность Римского-Корсакова – он занимал должность директора нескольких важных Санкт-Петербургских музыкальных школ и академий.

После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – на рубеже веков создаются оперы («Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и др.) и отдельные симфонические произведения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей загородной усадьбе под Петербургом в 1908-м году. Ныне эта усадьба реконструирована и объединена с соседними владениями композитора в мемориальный музейный комплекс.

3, 4, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни

Произведения Римского-Корсакова характеризуются изобразительностью, им присуща особая чистота лирики. Все они связаны со сказочным миром, с бытом народа, с природой России. Немаловажным является и представление в них восточных образов.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: детские годы

Будущий композитор родился в Тихвине в марте 1844 года. Его отец был выходцем из знатного дворянского рода. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при все его предки занимали важные посты в администрации или в армии. Музыкой Ника (так называли мальчика родные) начал заниматься с шести лет. Но скучные учителя не смогли привить ребенку любовь к предмету.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: отъезд в Петербург

В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в северную столицу и определил в морской корпус кадетом. Сбылась его детская мечта. Занимался мальчик с усердием, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра - все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело, чем очень был недоволен старший брат Николая. К тому же юноша в 1861 году вступил в балакиревский кружок. Римский-Корсаков был очень рад, что увлеченные музыкой люди приняли его как равного. В этот же период Николай переживает тяжелую утрату - смерть отца. Через год Римский-Корсаков отправился в плавание вокруг света. Во время путешествия он написал только одно Анданте для симфонии.

Римский-Корсаков. Биография: 1865-1882 годы

После возвращения на родину он с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет ее в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Эта «музыкальная картина» принесла ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много волнующих событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в консерватории, в этом же году Надежда Пургольд стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании. Члены кружка этого усердия не поняли.

Они предупреждали, что технически совершенные произведения окажутся на порядок ниже тех, что написаны душой. Так и произошло. Третья симфония, исполненная в 1876 году, была принята публикой и прессой довольно сдержанно. И вот, наконец, к композитору пришло долгожданное вдохновение: очень быстро он написал оперу «Майская ночь». Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом.

Римский-Корсаков. Биография: 1894-1902 годы

В этот период композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством». Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато не было конца овациям, когда в на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Краткая биография Римского-Корсакова: последние годы

Совмещение композиторской и педагогической деятельности не могло не сказаться на здоровье Николая Андреевича. Однако это не помешало ему написать свое самое новаторское произведение - оперу «Кащей Бессмертный». Далее было потрясение «кровавым воскресеньем» 1905 года. Студенты на сходке требовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. За ним, выражая таким образом протест, из консерватории ушли еще многие профессора. С тех пор мысль о написании такой оперы, в которой можно было бы изобличить царизм, не оставляла Римского-Корсакова. В 1906 году он начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера все-таки была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.