Нежданова Антонина - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Антонина Нежданова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.

Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).

В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).

Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.

С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).

театральные работы

Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

А нтонина Нежданова пела на одной сцене с Энрико Карузо и Федором Шаляпиным; Бернард Шоу считал ее «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ». Однако на заре своей карьеры она не раз слышала, что ей не стоит связывать жизнь с искусством.

Голос хороший, но петь не умеет

Детство Антонины Неждановой прошло под звуки музыки. Пели и ее родители, и приходящие в гости друзья, и крестьяне украинского села под Одессой, где она родилась. Пела и она сама. Сначала дома вторила колыбельным своей няни, а в семь лет уже солировала в сельском хоре, собирая восторженные отзывы соседей.

Во время обучения в женской гимназии в Одессе Нежданова параллельно посещала музыкальное училище, но по настоянию родителей бросила его, чтобы сосредоточиться на получении среднего образования.

Окончив гимназию, она получила место учительницы в Одесском девичьем училище. Нежданова мечтала профессионально заниматься музыкой, регулярно посещала театр, оперу, пела в гостях у друзей. Не всегда эти выступления доставляли ей радость: «Однажды на вечере у знакомых, где присутствовал один из приезжих столичных артистов, я спела какой-то романс и была страшно огорчена, услышав от артиста, что голос у меня хороший, но петь я не умею».

Антонина Нежданова могла бы проработать в этом училище всю жизнь, если бы не случайная поездка в Петербург. Ее хорошие знакомые ехали в столицу и предложили Неждановой присоединиться. Ради интереса там она выступила перед одной консерваторской преподавательницей, но та, как пишет в своих воспоминаниях Нежданова, «нашла мой голос небольшим по диапазону и по силе, учиться пению не советовала. В конце концов, она дает совет продолжать работу в училище и петь, как умею, только для собственного удовольствия».

Одесские друзья посоветовали Неждановой не сдаваться и ехать в Москву, чтобы попробовать поступить в консерваторию. К сожалению, свободных мест в учебном заведении не было. Однако профессор Мазетти, знаменитый итальянский преподаватель, в виде исключения принял Нежданову в свой класс. «Это будет чаровница», - сказал он после прослушивания.

«Теперь это не одна Нежданова, а десять»

Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха. Когда Нежданова поступила в консерваторию, ее музыкальный диапазон был невелик, но благодаря ежедневным упражнениям с Мазетти она смогла его расширить. Ее педагог учил и бережному отношению к голосу. Хоть Нежданова и занималась ежедневно без выходных, петь она могла не более двух-трех часов в день, с обязательными перерывами между упражнениями. Как вспоминает Нежданова: «Благодаря настойчивости и усидчивой работе мне удалось сделать очень многое - в конце учебного года сказались большие успехи в моем пении. Голос мой окреп, повысился в тесситуре и увеличился в силе и объеме. Высокие ноты прибавлялись не сразу, а по одной-две ноты в течение года. К концу первого учебного года появилось у меня си. Второй и третий год я дошла до высокого ми, а когда я стала уже артисткой Большого театра , появились у меня фа и фа-диез - предельные ноты для колоратурного сопрано, которые были необходимы для исполнения арии Царицы ночи из «Волшебной флейты».

Антонина Нежданова. Фотография: belcanto.ru

Умберто Мазетти

Антонина Нежданова

Она стала первой ученицей Консерватории, ей аккомпанировал тогда преподававший там Александр Скрябин , который очень любил ее голос. Любил его и Сергей Рахманинов . Позднее он посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нем нет слов, он сказал: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова».

Антонина Нежданова. «Вокализ» (Сергей Рахманинов)

Примадонна Большого театра

В 1902 году Нежданова с золотой медалью окончила Консерваторию. Тогда же она попробовала получить место в Большом театре. На прослушивании Нежданова исполнила арию Антониды из «Ивана Сусанина» . Несмотря на то что она очень понравилась дирекции театра, ей было отказано. Но вскоре она все же стала артисткой Большого. В театре неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды, про Нежданову вспомнили и попросили выручить. Зрители приняли молодую артистку очень хорошо, и она была приглашена в труппу. Первой ее партией стала Джильда в опере «Риголетто».

«Начало моей деятельности в Большом театре как артистки, таким образом, оказалось вполне удачным. Режиссеры театра стали часто меня назначать петь в опере «Иван Сусанин», кроме того, прибавились еще партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила» , Джульетты в опере «Ромео и Джульетта». Во второй половине сезона 1902/03 года я пела в тех же спектаклях и учила партию Маргариты из оперы «Фауст» .

Антонина Нежданова

Стоит заметить, что ради получения новых ролей Нежданова не изменяла своим принципам и не соглашалась на партии, которые были ей не по голосу, например Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе».

Антонина Нежданова в образе Антониды из оперы «Иван Сусанин»

Антонина Нежданова в образе Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Антонина Нежданова в образе Джильды из оперы «Риголетто»

Среди других исполненных ею партий на сцене Большого театра - Татьяна в «Евгении Онегине» , Розина в «Севильском цирюльнике» , Лакме в одноименной опере Делиба, Снегурочка в опере Римского-Корсакова , Шамаханская царица в «Золотом петушке» , Марфа в «Царской невесте» . Последнюю она, как и многие критики и исследователи ее творчества, считала своей самой большой творческой удачей: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее моей лучшей, коронной ролью… На сцене я жила настоящей жизнью. Я глубоко и сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне продумала каждое слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от начала и до конца. Многие детали, характеризующие образ Марфы, появлялись уже на сцене во время действия, и каждый спектакль приносил что-нибудь новое».

На сцене Большого театра она в разное время выступала вместе с Леонидом Собиновым , Федором Шаляпиным , Петром Словцовым.

Нежданову активно приглашали выступать и на сцене других театров - миланского Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опера и многих других. Она отказывала всем, отдавая предпочтение работе в России. Лишь раз, в 1912 году, она выступила на сцене Гранд-опера в Париже, исполнив партию Джильды в «Риголетто». Ее партнерами на сцене были Энрико Карузо и Титта Руффо.

Голос, который полюбил Владимир Ильич

Революцию Нежданова встретила с энтузиазмом, хотя теперь в ее работе появились некоторые сложности: «Теперь нам, артистам, приходилось завоевывать любовь и популярность у нового слушателя, у нового зрителя. <...> Помню первые концерты в клубах для рабочих: слушать какую-нибудь арию из оперы, или романс, или монолог из драмы им часто было неинтересно. Как-то В. И. Качалов в одном из таких концертов в антракте спросил у кого-то из публики, нравится ли ему концерт, на что тот искренне, простосердечно ответил: «Ничего, терпим!» В концертах для рабочих я старалась петь по возможности простые произведения, но не раз замечала, что колоратурные вещи, пассажи, стаккато, трели вызывали смех; слушатели, не стесняясь, хохотали во время исполнения «арии с колокольчиками» из оперы «Лакме», вероятно, думая, что голосом выделываются какие-то акробатические фокусы специально, чтобы смешить. Только «Соловей» Алябьева вызывал восторг. <...> Я пела произведения

Тоне было всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло массу народа. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: “Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!” Сама Нежданова вспоминала: “Благодаря тому, что в семье была музыкальная обстановка – пели мои родные, посещавшие нас друзья и знакомые, мои музыкальные способности развивались очень заметно”.

В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию. Там девочка заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса Антонина начала выступать соло. Большую роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В.И. Фармаковского, которая оказывала ей не только моральную, но и материальную поддержку. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи. Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в Одесском городском женском училище. Выступала с пением на любительских вечерах и благотворительных концертах.


А. Нежданова в кругу семьи: сидят мама и бабушка, рядом с Неждановой - тетя. Одесса, 1900 г.

В редкие свободные часы девушка посещает одесские театры. Антонина занимается в Одессе с преподавательницей пения С.Г. Рубинштейн. Но мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и настойчивей. Благодаря помощи доктора М.К. Бурда девушка едет в Петербург поступать в консерваторию. Попытка заканчивается неудачей. Счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории в то время уже начался. Но Нежданову прослушали директор консерватории В.И. Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось.

Так в 1899 году А. Нежданова поступила в Московскую консерваторию в класс У. Мазетти.

В 1902 году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став первой вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. В этом же году Антонина Васильевна дебютировала в Большом театре в партии Антониды в опере Глинки “Жизнь за царя”. С 1902 по 1948-й год она оставалась солисткой Большого театра. В течение первых сезонов Нежданова исполнила такие масштабные оперные партии, как Джильда в “Риголетто” Верди, Людмила в “Руслане и Людмиле” Глинки, Розина в “Севильском цирюльнике” Россини, Лакме в одноименной опере Делиба, Татьяна в “Евгении Онегине” Чайковского, Эльза в “Лоэнгрине” Вагнера…

Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства. Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные контракты с “русским соловьем”, но Нежданова отвергала самые лестные ангажементы. Лишь однажды великая русская певица согласилась выступить на сцене парижской “Гранд-опера”.

В апреле – мае 1912 года она исполнила партию Джильды в “Риголетто”. Ее партнерами были знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо. Нежданова обладала безупречной вокальной техникой. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов. Вместе с ними она пела и в концертах, на которых неоднократно в роли аккомпаниатора выступал С.В. Рахманинов, высоко ценивший талант певицы и посвятивший ей свой знаменитый “Вокализ”.

В сольных концертах Антонины Васильевны в качестве аккомпаниатора выступал и ее супруг – известный дирижер Н.С. Голованов. В 1922 году вместе с Н.С. Головановым Антонина Васильевна совершила триумфальное турне по странам Западной Европы и Прибалтики.


Н. Голованов, А. Нежданова, ..., Б. Шоу.
Лаго Маджоре, Италия.

Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: “Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет – для того, чтобы я услышал лучшее из творений – Нежданову”.

Партнерами Неждановой в концертных программах были Аренский, Глазунов, Скрябин.

Почти двадцать лет, с 1924 года до самой Великой Отечественной войны, Антонина Васильевна Нежданова регулярно выступала на радио.


Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, К.С. Станиславский в день получения ордена Трудового Красного Знамени в Кремле. 1933 г.

В числе партий, спетых ею в эти годы: Царевна Лебедь (“Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова), Парася (“Сорочинская ярмарка” Мусоргского), Нинетта (“Любовь к трем апельсинам” Прокофьева).


Н. Голованов, А. Нежданова и С. Прокофьев в ложе Большого театра. 1935 г.

С 1936 года А.В. Нежданова преподавала в студии Большого театра, в Оперной студии имени К.С. Станиславского. С 1944 года Антонина Васильевна – профессор Московской консерватории.

Наталья Бржестовская, журналист

Антонина Нежданова исполняет “Колыбельную”.
Музыка - А. Гречанинова, слова - М. Лермонтова.
За роялем - Н. Голованов.

Антонина Васильевна родилась шестнадцатого июня тысяча восемьсот семьдесят третьего года, в деревне "Кривая Балка", что под Одессой, в семье сельских преподавателей. Советская оперная певица, ставшая великой, обладала многочисленными государственными наградами, имела почетное звание "Царица Русской Сцены". Так ее называли до момента присвоения ей в тысяча девятьсот тридцать шестом году звания "Народной артистки СССР".

Творческий путь этой женщины – блистательный пример необычного таланта от природы, смешанного с потрясающей самоотдачей, и образец настоящего патриотизма. Для Неждановой не было важнее и желаннее сцены, чем подмостки Большого театра. Зритель был для нее всегда в неоспоримом авторитете. Советское искусство она защищала настойчиво, не давая затронуть его новым течениям и желающим внести новшества. Наслаждаться гениальным творчеством Антонины посчастливилось не одному поколению. Иными словами, ее время было принято считать легендарным. Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы.

Биография и семья

Все семейство девочки занималось музыкой и пением, собираясь вечерами вместе. Свой врожденный дар Антонина начала развивать еще в детстве, в возрасте семи лет, когда пела в хоре местной церкви, посещала театры и исполняла различные песни с друзьями. Послушать божественный голосок юного дарования хотелось большинству зрителям, которые вскоре прозвали маленькую певицу "канареечкой".

Поступив в Одесскую гимназию, Тоня Нежданова начала выходить на сцену сольно, будучи ученицей пятого класса. Отца детей не стало довольно рано, и девочке пришлось самостоятельно подрабатывать, чтобы найти деньги на учебу, одновременно помогая матери содержать остальных детей. Преподаватели училища помогли устроиться Тоне на должность в качестве младшей учительницы. Она бы могла проработать в этом училище всю жизнь, если бы не внезапная поездка в Санкт-Петербург.
Антонина мечтала овладеть певческим искусством, получив высшее образование, и выступать на большой сцене.

Когда ей исполнилось двадцать шесть лет, девушка поступила в Московскую консерваторию, где через три года окончила учебу с золотой медалью. Девушке повезло, что ее прекрасный голос решился пустить под свою огранку великолепный мастер и профессор Мазетти. Он весьма бережно относился к таланту Неждановой, и она, в свою очередь, отвечала ему верностью как к своему педагогу. Несмотря на свои грандиозные успехи, Антонина брала уроки вокала с Мазетти почти двадцать лет, пока его не стало в тысяча девятьсот девятнадцатом году.

Любимая работа

После выпуска из консерватории, Нежданова отклонила приглашение в знаменитый Мариинский театр, оставшись в Большом, ведь петь на той сцене было ее заветной мечтой. Однажды удача улыбнулась и помогла ей получить дебют. Певица выступила со сложной партией Антониды. Этот момент в жизни стал для Антонины Неждановой отправной точкой. И всего лишь за один спектакль, поклонники оперного искусства с гордостью констатировали, что в творческих небесах взошла новая самобытная звезда. Зрители восприняли молодую исполнительницу очень хорошо, и она была приглашена в состав театральной труппы, после чего ей досталась партия Джильда.

Существует интересный факт того, Нежданова не изменяла своим предпочтениям и не исполняла то, что не подходило под ее голос, только чтобы получить какую-то роль. Она не бралась за такие как партия Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе». Вклад певицы в оперное наследие был окрашен утонченным вкусом и сдержанностью.

За два года до своей смерти Антонина Васильевна впервые испытала неописуемые ощущения от полета на самолете. Когда воздушное судно поднялось на высоту четырех тысяч метров, у нее оставался только восторг. Все переживаемые эмоции певицы помогали в насыщении ее искусства идейным содержанием. Об этом она говорила в своих записях.
Музыкально-общественная деятельность Антонины Неждановой набрала свою широкую известность после Октябрьской революции. Нежданова была одной из первых, кто начинал выступать в различных концертах-митингах, в шефских концертах для рабочих и крестьян, а также воинов Красной Армии. Начиная с тысячи девятьсот двадцать четвертого года, она регулярно принимала участие в концертах советского музыкального радиовещания.

На протяжении всей своей творческой жизни Нежданова исполнила, в общей сложности, примерно семьсот композиций русских и зарубежных авторов. Ее партнерами по сцене были популярные и известные всему миру певцы. Выступления певицы проходили в сотрудничестве с выдающимися композиторами. Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только тщательно отточенной техникой, но и тембральным очарованием, простой одухотворенностью и легкостью исполнения. Композиторы тех лет высоко ценили ее за полнейшее и четкое понимание смысла в произведениях, умение прочувствовать его не только морально, но и духовно.

Незабываемые встречи

В личных архивах жизни певицы был освещен момент, когда Сергей Рахманинов, что очень сдержанный в своих чувствах, во время выступления Антонины Неждановой импровизационно стал аккомпанировать ей на сцене. Бернард Шоу был в таком большом потрясении, что даже после выступления русской дивы, написал ей в своем обращении о том, что ее талант - это лучшее, что ему доводилось слышать когда-либо.

Зарубежные поклонники прозвали Антонину "русским соловьем". Ей стали приходить приглашения на зарубежные гастрольные выступления. Но увы, Нежданова всегда была верна своей родной стране и лишь советской публике. Сердце и непревзойденный талант женщины навсегда принадлежал лишь родине. Эпоха великой оперной певицы закончилась вместе с ее кончиной двадцать шестого июня тысяча девятьсот пятидесятого года.

На сегодняшний день имя великой певицы увековечено в Одесской государственной музыкальной академии и на одной из улиц родного города Антонины. Мемориальная доска в честь Неждановой установлена на улице Льва Толстого, на самом здании школы, где училась сама Антонина Васильевна.

«Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до семидесяти лет, для того, чтобы я услышал лучшее из ее творений – Нежданову», – в этих словах Бернард Шоу, известный своей ироничностью, был серьезен, как никогда. И это не единственное великое имя в числе поклонников певицы – ее талант приводил в восторг Александра Николаевича Скрябина, и многих других современников.

Малая родина Антонины Васильевны Неждановой – село Кривая Балка, расположенное недалеко от Одессы. Детство ее прошло в музыкальной атмосфере – петь любили многие жители села, включая ее родителей – школьных учителей. Девочка рано начала петь, повторяя за няней колыбельные песни, а в семилетнем возрасте уже была солисткой сельского хора. Ее пением восхищались односельчане, но родители хотели, чтобы она избрала для себя более надежную профессию, чем музыка и пение, и после окончания гимназии Антонина Васильевна работала учительницей в Одессе. Но желание петь было непреодолимым – она пела на вечерах у друзей. Однажды на таком вечере был в гостях певец из столицы, заявивший, что петь она не умеет. Еще более сурово высказалась преподавательница консерватории, с которой Нежданова встретилась во время поездки в Санкт-Петербург – по ее мнению, с таким маленьким диапазоном петь можно только для собственного удовольствия.

Но Нежданова не сдавалась. Она отправилась в Московскую консерваторию, и там ей встретился Умберто Мазетти, который поверил в нее. Благодаря его педагогическому мастерству, помноженному на упорство самой певицы, голос ее окреп, а диапазон достиг самых высоких звуков, доступных колоратурному сопрано. В консерватории она считалась лучшей ученицей-вокалисткой, при окончании ее удостоилась золотой медали, но в Большой театр ее не приняли. Однако вскоре удача улыбнулась ей: все три певицы, в репертуаре которых была партия Антониды в «Жизни за царя», внезапно заболели. Нужно было срочно спасать положение – и вот тогда-то руководство театра вспомнило об отвергнутой претендентке, исполнившей на прослушивании арию Антониды… Так Нежданова получила приглашение в Большой театр.

Наряду с партией Антониды она пела Джильду, Людмилу, Джульетту, Маргариту в «Фаусте» и множество других партий. Певица не стремилась к успеху любой ценой, и если она ощущала, что та или иная партия не подходит для ее голоса, то не бралась за нее – по этой причине она отказалась, например, от роли Даши во «Вражьей силе» и Венеры в «Тангейзере». Впрочем, недостатка в ролях не было в любом случае: Татьяна, Лакме, Розина в «Севильском цирюльнике»… Особой удачей и сама певица, и критики считали партию Марфы в «Царской невесте».

Прекрасные вокальные данные в сочетании с блестящей техникой позволяли певице творить чудеса – например, она могла с видимой легкостью исполнить арию Царицы ночи со всеми ее сложнейшими фиоритурами, не распеваясь. Но певица никогда не увлекалась «техникой ради техники» – например, она не позволяла себе фермат ради «кокетничанья» высокими нотами.

Нежданова покоряла публику не только небывалой красотой голоса, но и бесподобной актерской игрой. Не сразу ей удалось достичь таких высот – на заре сценической карьеры случались и ошибки. Так, выступая в партии Маргариты в «Фаусте», певица однажды настолько вошла в образ, что в сцене гибели Валентина разрыдалась по-настоящему – а потом поняла, что именно в этот момент она пела и играла хуже всего. В тот день певице пришлось осознать, что «слезы дальше рампы не идут». Зато когда Нежданова достигла подлинных высот в искусстве перевоплощения, она стала творить истинные чудеса на сцене. Так, исполняя в сорокалетнем возрасте роль Снегурочки, певица, не отличавшаяся особо хрупким телосложением, выглядела на сцене тоненькой девочкой-подростком.

Современники характеризуют Нежданову не только как великолепную артистку, но и как высоконравственного и принципиального человека. Шумиха вокруг известных исполнителей, нездоровый интерес к их личной жизни вызывали у нее отвращение. Певица была известна своей глубокой и искренней верой в Бога – настолько, что ей было позволено солировать с Синодальным хором. Она охотно выступала в сборных благотворительных концертах, но без колебаний отказывалась от заманчивых предложений из-за границы. Только в 1912 г. она выступила в театре Гранд-опера в опере «Риголетто» (заглавную роль в этом спектакле исполнял Титта Руффо, а партию Герцога – Энрико Карузо), всем сценам мира певица предпочитала Большой театр, а всем странам – Россию.

После Октябрьской революции Нежданова и помыслить не могла об эмиграции, хотя выступать теперь было нелегко. В театры и концертные залы пришла новая, неподготовленная публика, и певице становилось не по себе, когда рабочие смеялись над фиоритурами – но она упорно продолжала знакомить их с классической музыкой. В то же время важное место в ее репертуаре занимали народные песни – русские, белорусские, украинские.

В 1922 г. Нежданова гастролировала по западноевропейским странам, в последующие годы выступала в разных городах СССР. Занималась она и преподавательской деятельностью. С 1936 г. она преподавала в Оперной студии Большого театра, а с 1943 г. и до самой смерти – в Московской консерватории.

Все права защищены. Копирование запрещено.