Маковский К.Е. «Русалки». Описание картины. Красавицы-русалки на картинах известных художников Картина как правдоподобный фантастический сон

Поговорим еще немного о картинах, на которых художники изобразили русалок.
Иван Владимирович Космин.
Догадки о русалочках каждый раз встречаются в фольклере разных стран.

В большинстве случаев русалка это дух воды. Реже ужасными старухами.

Художники пытаются изобразить русалок с зелёными волосами.

В странах где русалок принимали за духов воды, там их представляли девушками с хвостами рыб.

Садко у морского царя. И.Репин.
В полнолуние выйдут русалочки на сушу и начнут причесывать гребнем свои струящиеся по

плечикам локоны с волос всегда струятся капельки водички.Лицом эти бледны, но они наделены

неземной красотой! Русалки завораживающе поют небывалым голосом сводя с толку

заплутавших путешественников. Горе тем попадёт под их чары! Попадёт тот под крепчайшие

объятия речной девы, и утянет она его на дно глубокого омута. Никто еще не спасался от неё в

водоеме, никто и не захотел бы уйти от такой красоты. В теплое время года выходят русалки из

рек и озер и идут рожь охранять да на ветвях березы кататься, а лунный свет становится для них

ещё ярче.

Виктор Корольков нарисовал русалок на русалочьей неделе.

Неделя русалок всегда начиналась с Троицына дня. Тогда ни одна уважающая себя девушка не

согласиться в одиночку без подружек уйти в лес, потому что боится на глаза русалкам попасться!

Они ведь могут увести за собою, задурманить до такой степени что не вернёшься назад, или даже

защекочет пока не умрёшь. А мужчинам и вовсе горе: русалки тоже хотят узнать, «что такое

любовь с человеком» и поэтому они на все способны! Они больше всего опасны в четверг-

русальичин велик день. В такие дни не в коем случае нельзя было купаться, а уж тем более

уходить из деревни, ну а если из деревни просто необходимо выйти то обязательно нужно было

взять с собой полынь, говоря русалки ненавидят его. Трудиться тоже запрещалось! Того кто

нарушит, русалки могли строго наказать, вытаптывая посевы и нанося порчу на домашний скот.

В троицкий четверг девушкам необходимо было сплести много веночков затем нужно было

отнести их в лес. Для того что сделать русалочек чуть добрее, вешали много пряжи на деревья.

Древнеславянский народ верил что Русалки

символизируют плодородие. А в XIX веке люди исполняли русалочки песни, то-есть хороводные.

Люди призывали дух русалки для того чтоб она помогла им на полях А когда в жизнь людей

попало христианство, то русалок начали принимать за нечистую силу. Люди начали сравнивать

русалок с вампирами! И даже находили сходства…


В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского . Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки» .



Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.



Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.



Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.



Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,... что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.



На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.



П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.



Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.



Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.



Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: . К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то, даже если не верит, все же прислушивается.

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».


И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент
Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.


И. Крамской. Автопортрет, 1867
Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951
Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы
Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946
На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.


П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*
Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*
Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.

И. Крамской. Русалки, 1871
Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского. К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то, даже если не верит, все же прислушивается.


В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».


И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.


И. Крамской. Автопортрет, 1867

Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.


М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.


А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.


В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.


П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.


И. Крамской. Русалки, 1871

1879 г. Масло, холст.

Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»

Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В. Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку. Творчеством художника он остался доволен.

Что же так потрясло критиков и императора?

Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, отмечавшийся в «русальную неделю» с 19 по 24 июня. Русалки считались силой темной, нечистой. Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода. Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.

Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю. Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам. Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки. Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.

Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.

Лучшие картины Маковского К.Е.