Невеста джокера имя. Джокер на самом деле не злодей (теория). В других медиа

У всемирно известного издательства комиксов DC за всю его долгую историю было немало удачных персонажей. И это не только супергерои, но и злодеи. Одним из самых таинственных и зловещих является Джокер. Его популярность во все десятилетия была столь велика, что с началом экранизации графических новелл DC, в них часто фигурировал этот негодяй. Причем исполнять эту роль доверяли одним из самых лучших актеров Голливуда. Давайте познакомимся с теми, кто играл Джокера в «Бэтмене» и других экранизациях, а также побольше узнаем о самом персонаже.

Немного о Бэтмене

Темный рыцарь впервые появился на страницах комиксов в 1939 году и вскоре стал одним из любимейших супергероев читателей. В отличие от Супермена, Зеленого фонаря и подобных, Бэтмен был обычным человеком, пусть и сказочно богатым.

Протестуя против разгула преступности и продажности полицейских в своем родном Готэме, он решил восстанавливать справедливость самостоятельно. Бороться с преступностью ему помогали его физические навыки и вполне человеческие приспособления.

За многолетнюю карьеру у Темного рыцаря было немало противников, каждый из которых был уникален и страшен одновременно. При этом самым известным из них считается именно Джокер. Более того, в умах миллионов людей имена этих двух персонажей давно уже стали антонимами.

Кто такой Джокер в комиксах вселенной DC

Хотя этому суперзлодею уже около семидесяти лет, его прошлое до сих пор покрыто тайной. Большинство полагает, что данный персонаж вырос в цирковой семье, отсюда его страсть к клоунской атрибутике. Позже он либо пошел по родительским стопам и стал комедиантом (не особо успешным) или превратился в гангстера.

Книжная биография этого героя начинается с того, что он, переодевшись в костюм Красного колпака, пытался ограбить карточную фабрику. Это преступление было остановлено Бэтменом, но злодей случайно упал в чан с кислотой.

Джокеру удалось выжить, но в его организме и сознании произошли необратимые изменения. Кожа приобрела смертельно-белый оттенок, волосы позеленели, а на лице навсегда застыла улыбка. Кроме того, в Джокере проснулась гениальность, правда, она граничила с сумасшествием.

Вскоре после своего преображения этот персонаж стал наводить ужас на многих готэмовцев. И хотя Бэтмену с комиссаром Гордоном удалось поймать его и посадить в психиатрическую лечебницу, Джокер еще не раз сбегал оттуда и терроризировал Готэм.

Первое появление на телеэкране

Впервые этот суперзлодей появился в кинофильме 1966 года «Бэтмен». Эта картина фактически была продолжением мегапопулярного телесериала о Темном рыцаре Готэма.

Актера, игравшего Джокера в «Бэтмене», звали Сесар Ромеро. Будучи потомком кубинцев, он мало чем походил на классического злодея со страниц комиксов. Однако в те годы и сам кинофильм был мало похож на серию одноименных графических новел.

После роли Джокера, впрочем, как и до нее, карьера Ромеро складывалась полнее успешно. Он много снимался, чаще в телесериалах. Наиболее известные его роли в проектах «Зорро», «Напряги извилины» (1966-1970), «11 друзей Оушена» (1960), «Она написала убийство» и другие.

Джек Николсон - тот, кто играл Джокера в «Бэтмене» 1989 года

Одним из лучших исполнителей этой роли на протяжении почти двадцати лет считался Джек Николсон. Будучи артистом, тем гением, кто играл Джокера в фильме «Бэтмен» 1989 года, он известен зрителям не только благодаря этой работе.

Наиболее популярные картины с его участием: «В ясный день увидишь вечность», «Волк», «Ворон» (1963), «Пролетая над гнездом кукушки», «Иствикские ведьмы», «Лучше не бывает», «Отступники» и многие другие.

Этот многогранный актер, несмотря на весьма прозаическую внешность, сумел сделать головокружительную карьеру. Он первый исполнитель роли Джокера, который стал обладателем заветного «Оскара». Правда, именно за исполнение этого персонажа Николсона не номинировали на заветную золотую статуэтку, зато он был претендентом на «Золотой глобус» и BAFTA.

Стоит отметить, что имидж, созданный ему для роли Джокера, довольно сильно отличался от канонического, но это не помешало Джеку Николсону создать объемный и притягательный образ гениального маньяка.

Кто играл Джокера в «Бэтмене: Темном рыцаре»?

Хит Леджер, актер, который воплотил новый образ Джокера, хотя долгие годы казалось, что никому не суждено переплюнуть Джокера Николсона. В 2008 году на экраны вышел стильный боевик Кристофера Нолана «Темный рыцарь».

В нем зрителям показали новую ипостась главного бэтменовского злодея. Он был еще более жесток и безумен, но при этом чертовски умен и притягателен. Прошло уже почти десять лет, но до сих пор именно этот образ Джокера продолжает оставаться любимым зрителями во всем мире. Кроме того, он стал героем многочисленных мэмов и мотиваторов.

Столь невероятная популярность во многом заслуга Хита Леджера - актера, кто играл Джокера в «Бэтмене». Он так и не узнал о том, как высоко будет оценена его работа. Ведь актер скончался от передозировки болеутоляющих еще до премьеры. Несмотря на это печальное событие, Леджера (впервые в мировой кинопрактике) посмертно наградили за роль Джокера не только «Оскаром», но и «Золотым глобусом», а также Премией Гильдии киноактеров США.

Стоит отметить, что кроме вышеупомянутой роли артист сыграл в других известных лентах: «Горбатая гора», «История рыцаря», «Братья Гримм», «Казанова», «Воображариум доктора Парнаса» и других.

Джаред Лето - новый Джокер киновселенной DC

Маловероятно, что кто-то способен исполнить эту роль лучше, нежели Хит Леджер (тот, кто играл Джокера в фильме «Бэтмен: Темный рыцарь»), попытки найти новое лицо не иссякают.

В 2016 году в рамках создания единой киновселенной DC был снят боевик «Отряд самоубийц». В нем зрителям была представлена новая трактовка образа популярного суперсзлодея. Эту роль получил известный в Голливуде рок-музыкант и обладатель «Оскара» - Джаред Лето.

Решив создать его непохожим на предыдущих персонажей, внешность нового Джокера приблизили к классической (зеленые волосы, белая кожа, грим и вечная улыбка). Для разнообразия ему вставили металлические зубы и нанесли массу татуировок.

Справедливости ради стоит отметить, что злодей у Лето вышел весьма убедительный. Особенно впечатляли его безумные бездонные глаза. Однако новый исполнитель уступает покойному Леджеру (тому артисту, кто играл Джокера в картине «Бэтмен: Темный рыцарь»), зато стоит на одном уровне с Николсоном («Бэтмен» 1989 года).

А если учесть, что Лето в ближайшем времени появится в других лентах о супергероях DC, это значит, что у артиста еще будет шанс добиться большего зрительского признания.

Камерон Монахэн - исполнитель роли Джокера в телесериале «Готэм»

Рассматривая имена тех, кто играл роль Джокера в «Бэтмене», обратите внимание не только на полнометражные кинофильмы, но и телесериалы.

Вот уже четыре сезона на экранах успешно транслируется сериал «Готэм», рассказывающий о становлении личности Бэтмена и его будущих врагах.

Помимо таких злодеев как Пингвин, Загадочник, Женщина-кошка, Ядовитый Плющ и другие, в этом проекте появляется и молодой Джокер. Его исполняет Камерон Монахэн.

Джокер (DC Comics) - один из известнейших злодеев комиксов и самый непримиримый враг Бэтмена. Пожалуй, эта самый харизматичный, обаятельный и непредсказуемый маньяк Готэма, к тому же он имеет свою толпу поклонников и фанатов.

Описание персонажа

Впервые Джокер (DC Comics) появился в первом выпуске комикса «Бэтмен», изданном 25 апреля 1940 года. Создали персонажа - Джерри Робинсон, Билли Фингер и Боб Кейн. Изначально Джокер задумывался как одноразовый злодей, который должен был погибнуть, впервые появившись. Но в итоге был оставлен и стал главным врагом Бэтмена.

Внешность Джокера весьма примечательна. Его губы постоянно растянуты в улыбке из-за того, что лицевые мышцы были парализованы. Волосы и ногти злодея зеленого цвета, кожа бледная, губы ярко-красные - все это последствия воздействия химических веществ. Его лицо обезображено двумя большими рубцами, которые начинаются у уголков рта, что создает вид ужасной улыбки. Рост персонажа - 198 см, а вес - 73 кг.

Рождение Джокера

Заклятый враг Бэтмена имеет загадочное прошлое. В этом отношении DC придерживается стороны Алана Мура, который говорил о многовариантном прошлом персонажа. Существует мнение о том, что и сам Джокер не помнит, кем был до роковой ночи, когда надел Красный Колпак.

Согласно канонической версии, человек (гангстер или комедиант-неудачник), впоследствии ставший Джокером, испугавшись Бэтмена, упал в кислоту. В ту ночь он надел Красный Колпак и принял участие в ограблении фабрики. После трагедии он обезумел, а тело его изменилось и приняло свой ужасающий вид.

Прошло какое-то время, и в Готэме случайно обнаружили склад, заполненный мертвецами, чьи губы застыли в улыбке. На экранах телевизоров в это же время возник некто в фиолетовом костюме, незнакомец рассказывал о том, когда и кого он убьет.

Джокер успел расправиться с директором завода, на котором с ним случилась трагедия, и едва не отравил городское водохранилище, прежде чем Бэтмен и помогавший ему комиссар Гордон смогли его остановить. Итогом стало заключение в психиатрической лечебнице Аркхэм, обитателей которой безумный клоун незадолго до этого выпустил на свободу.

Позднее у маньяка появляется напарница, носящая костюм арлекина - Харли Квинн, безумно влюбленная в Джокера.

По некоторым версиям, у злодея была беременна жена, погибшая из-за несчастного случая. Джокер иногда вспоминает о ней и горюет.

Рождественские сюрпризы

Вскоре Джокер оказывается на свободе и собирает вокруг себя группу сторонников. Итак, банда Джокера во главе с безумным лидером накануне Рождества открывает огонь в центре города. В результате перестрелки погибает мэр Дикерсон и суперинтендант. Однако целью гангстеров было не убийство главы Готэма, Джокер всего лишь хотел, чтобы все рождественские праздники жители боялись выйти из своих домов.

На этом маньяк не останавливается. Следующим его шагом становится подготовка «рождественского подарка» для Бэтмена. Джокер раскладывает по всему городу бомбы, и герою предстоит отыскать их все и спасти людей. Пока Темный Рыцарь занят обезвреживанием опасных сюрпризов, банда психопата вновь открывает стрельбу в самых людных местах Готэма. Среди жертв оказываются и сотрудники полиции. В одном из магазинов взрывается бомба, к счастью, Бэтмен заранее успел эвакуировать людей. С большим трудом герою удается поймать Джокера. В себя психопат приходит на больничной койке и смеется, вспоминая устроенную им кровавую бойню.

Перерождение

Джокер - самый известный суперзлодей вселенной DC Comics. И своей популярностью он обязан своей непредсказуемости, безумию и загадочному происхождению. В выпуске №665 комикса «Бэтмен» Джокер оказывается серьезно ранен и попадает в инвалидное кресло. После интенсивного периода восстановления и вмешательства пластических хирургов внешность маньяка изменяется.

Находясь на лечении, Джокер смог усовершенствовать формулу своего Яда. Токсин он передал Харли Квинн и приказал убить своих бывших криминальных партнеров, что свидетельствовало бы о возрождении злодея. Несмотря на исполнение приказа, Джокер пытается убить Квинн. Девушку спасает только вмешательство Бэтмена. После этих событий маньяк вступает в криминальное сообщество "Черная Перчатка".

Способности и характер

Прежде всего нужно помнить о том, что является типичным сумасшедшим маньяком Джокер (DC Comics). Комиксы о злодее только укрепляют читателей в этом суждении. Джокер умен, непредсказуем, обладает различными умениями и разбирается в ряде наук, в том числе в химии. Он никому не доверяет и одинаково скрытен как с врагами, так и с напарниками, которые надолго в живых не задерживаются. Джокер легко расправляется с союзниками, как только они исполняют свою функцию. Маньяк просто одержим Бэтменом, которого считает главной причиной всех своих неудач. Тем не менее Джокер считает своего противника достойным и умным.

Злодей совершенно безумен и готов ради своей цели пойти на все, что угодно. Джокер бесстрашен и ловок, прекрасно ориентируется в новой ситуации и умеет избежать опасности. Сумасшествие же подсказывает ему нетривиальные решения.

Кроме того, Джокер обладает такими способностями, как:

  • Очень высокий интеллект.
  • Превосходное знание химии.
  • Невероятная изобретательность.
  • Поразительная сила воли, которая делает его невосприимчивым к пыткам и воздействию на разум.
  • Стратегический талант.
  • Иммунитет к кислотам и ядам.

Технические приспособления

Джокер (DC Comics) не гнушается использовать различные приспособления и химикаты. Среди них:

  • Токсин, заставляющий жертву смеяться до смерти.
  • Все разъедающая кислота.
  • Игральные карты с острыми краями.
  • Дымовые шары.
  • Носит на руке ядовитые иглы или электрошок.
  • Трость с ракетами.
  • Бомбы различных форм и размеров.

Джокер (DC Comics) не раз появлялся в различных списках злодеев и персонажей комиксов и не только. Так, в 2006 году он был назван лучшем злодеем за всю историю по версии журнала Wizard. В 2009 интернет-портал IGN назвал его вторым среди 100 комиксовых злодеев. В 2013 Джокер занял 8 место среди 50 лучших персонажей комиксов от журнала Empire, столь высокого места не получил еще ни один злодей.

Зелёные волосы, белое лицо, улыбка, больше похожая на оскал, - его узнают даже те, кто в жизни не притрагивался к комиксам. Смеющийся психопат, шут-убийца, клоун-принц преступного мира - или просто Джокер, единственный и неповторимый. Главному врагу Бэтмена исполнилось 77 лет, и это были чертовски насыщенные годы. В нашем материале мы постараемся пройтись хотя бы по верхам этой объёмной и яркой истории, наполненной смехом и кровью.

Если подходить к персонажу с позиции культурологии, выяснится, что ему пара тысяч лет. Ведь по сути Джокер - трикстер, мало отличающийся от фольклорных Локи и Мефистофеля, злобное, коварное существо, насмехающееся над тем, что люди почитают, воплощение чистого нигилизма. Едва ли не в каждой мировой культуре и эпохе можно обнаружить его предшественников, будь то лесной дух со специфическим чувством юмора или ярмарочный Арлекин, издевающийся над бедным Пьеро. Возможно, именно поэтому Джокер так прижился - ведь он всегда был рядом.

Первый выход Джокера

В привычном для нас виде клоун-террорист появился в 1940 году. Кто на самом деле приходится отцом этому персонажу - загадка, которой не суждено быть разгаданной. Каждый из трёх людей, работавших в то время над комиксами о Бэтмене - Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, - утверждал, что Джокера создал именно он, а остальные, дескать, лишь подхватили идею.

Установить, кто из них прав, уже невозможно. Зато точно известен источник вдохновения - немецкий актёр Конрад Фейдт в образе Гуинплена из экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» 1928 года. А ещё, как ни странно, игральная карта «Джокер».

Конрад Фейдт в образе Гуинплена. Возможно, что и цветом кожи Джокер обязан тому, что фильм был чёрно-белым

Те, кто думает, что поначалу Джокер был весёлым преступником-балагуром, а убивать начал лишь к концу XX века, плохо знают историю комиксов. Так называемый «Золотой век», длившийся с конца 1930-х по начало 1950-х, был густо замешан на крови. Тот же Бэтмен, например, не сразу стал махровым моралистом и когда-то с гангстерами не церемонился. В упор, конечно, не стрелял, но если приходилось скинуть очередного бандита с крыши, не колебался. Вот и Джокер дебютировал в комиксах как настоящий серийный убийца.

По сюжету выпуска Batman #1 новоявленный злодей объявлял по радио имена своих жертв, обычно кого-нибудь из городской элиты Готэма, и те ровно через сутки умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяк преследовал простую - посеять страх и получить основанный на нём авторитет у местных гангстеров. Весьма разумный план. Ранний Джокер вообще был далёк от безумия. Жестокий, хладнокровный, изобретательный, но едва ли сумасшедший. Он даже почти не смеялся.

Ранние комиксы чем-то похожи на немые фильмы ужасов. При всей своей нелепости исправно нагоняют жути

Но кое-что иррациональное в нём всё же было. Злобный шут решил, что не хочет знать, кто скрывается под маской Бэтмена, и даже отказался убить героя при первой возможности - так ведь неинтересно. Если проводить параллели между первым Джокером и интерпретацией Хита Леджера, образ злодея в «Тёмном рыцаре» уже не кажется таким неканоничным.

Когда Джокер был смешным

Целых десять лет никто из авторов и не думал объяснять, почему у персонажа белая кожа и зелёные волосы. Хотя для комиксов о Бэтмене это не было обычным делом. Джокер вообще стал первым полноценным суперзлодеем Бэт-вселенной - до него Брюс Уэйн дрался с рядовыми преступниками. История про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами появилась только в начале 1950-х и до сих пор считается каноном.

В «Серебряном веке» Джокер был охоч до богатства и побаивался налоговой инспекции

Примерно в это же время психиатр-консерватор Фредрик Вертхэм опубликовал скандальную книгу «Развращение невинных», где утверждал, что комиксы засоряют умы детей и выводят их на кривую дорожку. Работа наделала много шума, и издательства по всей Америке были вынуждены принять «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жёсткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха весёлых, безобидных и однообразных приключений.

Под раздачу попали и Бэтмен с Джокером, превратившиеся в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах отныне и речи быть не могло. Их место заняли тематические преступления. Накачать город веселящим газом и заставить всех повыкидывать драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином или Бастером Китоном, сбежать от полиции, рассмешив копов до беспомощности, - вот что теперь было по душе белолицему злодею. Да и какой он злодей? Так, хулиган и пакостник.

В 1960-е Джокер наконец-то получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро, который до того играл в основном героев-любовников. Впрочем, в новом амплуа он проявил себя ярко. Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным - под стать самому сериалу.

Сериал «Бэтмен» 1960-х в Штатах считается классикой. Таким Джокера большинство зрелых американцев знают с детства

Шутки кончились

От такого клоуна ничего хорошего ждать явно не стоит

В 1970-х на Джокера потихоньку перестали действовать пилюли добродушия, которыми его пичкали двадцать лет. В массовую культуру, особенно в кино, проползало насилие, и комиксы не могли не поддаться общему веянию. Именно тогда сага о Тёмном рыцаре приобрела знакомые нам черты мрачного детективного триллера.

Первым звоночком, ознаменовавшим возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В нём злодей в очередной раз сбежал из-под стражи, но вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, начал карать бывших подельников, бросивших главаря на произвол судьбы. И кара не подразумевала бросок торта в лицо - нет, всё было по-взрослому. Двоих отравили ядом смеха, ещё один затянулся сигарой с нитроглицерином, а четвёртого маньяк просто повесил. Последний подручный должен был стать закуской для акулы, но Бэтмен спас его.

Персональная серия Джокера протянула недолго. Как писать о том, кто даже на антигероя не тянет?

Настоящий ренессанс Джокер пережил в 1980-е, когда вышли два сюжета о нём, оставившие глубочайший след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура хоть раз слышал каждый, кто увлекается гик-культурой. Этот графический роман стабильно входит в топы комиксов, обязательных к прочтению. Причин тому много.

Во-первых, именно после событий «Убийственной шутки» Барбара Гордон, она же Бэтгёрл, оказалась прикована к инвалидному креслу. Это был смелый ход со стороны издательства - до этого герои никогда не лишались сил надолго и уж точно не становились инвалидами.

Во-вторых, «Убийственная шутка» - это первая попытка показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чьё безумие имеет вескую причину. Благодаря ловкой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему шуту, оказывается, можно сопереживать. Но ошибочно полагать, будто в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, - нет, убивать интригу DC и Мур не рискнули бы. В романе предлагается лишь один из возможных вариантов.

Эта сцена из «Убийственной шутки» вызвала возмущение феминисток по всей Америке

А вот арка «Смерть в семье», напротив, стремилась читателя не удивить, а ублажить. Аудитория DC в то время обожала жестокие выходки Джокера и ненавидела второго Робина - Джейсона Тодда. Сценаристы создали его на замену сверхправильному Дику Грейсону, который ушёл от Бэтмена на вольные хлеба и стал Найтвингом. Новый чудо-мальчик должен был в духе времени стать «плохим парнем», но вместо этого стал плохим персонажем.

Дерзкий и резкий сайдкик настолько не нравился публике, что DC пошли на беспрецедентный шаг - запустили телефонное голосование, выживет Тодд в ходе очередного приключения или нет. Читатели хладнокровно приговорили парня к смерти. Гибель его не была быстрой или безболезненной - Джокер, дьявольски хохоча, избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе. Бэтмен пытался спасти подопечного, но всё уже было предрешено.


Со временем Джейсон Тодд воскрес, но на это ушло десять с лишним лет. А в 1980-е гибель Робина была окончательной и бесповоротной. Сложно переоценить важность этого сюжетного поворота для «Бэтмена» и индустрии комиксов в целом. Позже сценаристы ещё не раз заставляли Джокера совершать куда большие зверства, выходя за всякие рамки. Но превзойти по эффектности «Убийственную шутку» и «Смерть в семье», кажется, никто так и не смог.

На больших и малых экранах

Успех фильма «Супермен» 1978 года и возросшая популярность комиксов о Бэтмене убедили студию Warner Bros., что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. Ходить студийные боссы решили сразу с козырей. Вернее, с Джокера. В ранних черновиках сценария был ещё и Пингвин, но создатели выбросили его, чтобы не отвлекать внимание зрителей от противостояния двух архиврагов.

Кинокомпания хотела, чтобы фильм стал однозначным хитом, а допустимый риск был исчерпан наймом молодого Тима Бёртона на должность режиссёра и не слишком известного Майкла Китона на роль Бэтмена. Злодея должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. Дикий оскал и безумные глаза актёра произвели неизгладимое впечатление на кинобосса, и тот убедил коллег, что Джокера должен играть Николсон и никто иной. После долгих уговоров Джек согласился, но гонорар запросил баснословный - 60 миллионов от сборов картины и процент от продаж видео и мерчендайза.

Давайте все же признаем очевидное: Николсон сыграл в «Бэтмене» Николсона, только в гриме

Джокер в фильме Бёртона получился ярким и харизматичным, но… совершенно не безумным. Это самовлюблённый и жестокий гангстер-пижон, но не инфернальный шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Быть может, причина в том, что его происхождение не покрыто завесой тайны. Зрителю известно, что до падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом. Сценаристы даже дали ему человеческое имя - Джек Нэпьер (в честь покойного актёра Алана Нэпьера, сыгравшего Альфреда в «Бэтмене» 1960-х). Нет загадки, нет интриги. А уж решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало дикое возмущение у фанатов комиксов.

Впрочем, фильм получился стоящим и успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе, стёр воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. почти сразу дали добро на сиквел и, что для нас куда важнее, мультсериал «Бэтмен» за авторством Брюса Тимма и Пола Дини - готический, мрачный, не желавший сюсюкаться с юным зрителем. Конечно, рассчитан он был в том числе и на детей, но поднимать взрослые темы не стеснялся. Там была драма, был психологизм. Именно там появилась спутница Джокера - всеми любимая Харли Квинн. А ещё там был лучший Джокер вне комиксов.

Джокер Хэмилла навсегда останется в детских воспоминаниях тысяч зрителей. Ну, или в ночных кошмарах

Когда Марка Хэмилла пригласили на студию, он был уверен, что ему предложат написать пару сюжетов для сериала. После «Звёздных войн» его актёрская карьера не задалась, и Марк начал писать сценарии, даже добился в этом успехов. Поэтому, когда его попросили встать за микрофон, бывший Скайуокер несколько удивился. Но ничего необычного в этом не было - за два года до того Хэмилл сыграл суперзлодея Трикстера в сериале «Флэш», созданном тем же телевизионным подразделением WB на волне популярности бёртоновского «Бэтмена». Типажи двух злодеев во многом совпали, и создатели решили позвать именно этого актёра.

И это оказалось одним из самых верных решений чуть ли не во всей истории мультсериалов. Марк настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошёл в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера из всех. Да что там - просто лучшим Джокером. Он забавный, жуткий, безумный, а его смех не спутать ни с чем.

Марку Хэмиллу всё же удалось сыграть Джокера вживую… ну, почти. В сериале «Флэш» он вернулся к роли Трикстера, но голос и манеры позаимствовал у клоуна-убийцы

Джокер нового века

В 1990-е индустрию комиксов лихорадило. Кризис продаж, кризис идей - в общем, кризис всего. В том, что творилось во вселенной DC тех лет, с её параллельными мирами, сдвигами пространства-времени, внезапными смертями и воскрешениями, сломит ногу и сам дьявол. Поэтому мы обойдём стороной это царство хаоса, благо ничего действительно эпохального про Джокера тогда не выходило. Хотя истинные знатоки комиксов с этим наверняка могут поспорить.

В арке «Император Джокер» злой шут обманом получил божественную силу и на время стал владыкой Вселенной…

…а в «Последнем смехе» заразил весь мир вирусом, превращающим каждого в безумного клоуна

Оставался на периферии он и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» клоун мелькал, но чаще на вторых ролях. Читателям и авторам он как будто приелся. Заезженный образ нуждался в кардинальном обновлении.

В мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстаёт в непривычном облике. Он сгорблен, двигается на обезьяний манер, вместо аккуратной причёски - пышная зелёная грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что на самом деле грядёт.

В мультсериале 2004 года Джокер совершенно не похож на себя. И ему это идёт

Когда Кристофера Нолана спросили, почему он пригласил на роль Джокера в «Тёмном рыцаре» именно Хита Леджера, режиссёр ответил: «Потому что Хит бесстрашен». А для того, что задумали Нолан и Дэвид Гойер, была необходима недюжинная смелость. Оба в полной мере понимали, какой груз ответственности лежит на их плечах, несмотря на то, что Кристофер был и остаётся далёк от комиксов. Перезапустить франшизу о Бэтмене - это одно, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем другое. Для этого требовался актёр, готовый, во-первых, принять шквал критики от гиков, а во-вторых, убедить мир в правоте создателей фильма, покусившихся на канон.

Про Джокера Леджера написано немало статей и даже научных трудов. Это, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актёрских работ в кино начала XXI века. Но консерваторы от комиксов все же критикуют его за неканоничность. Дескать, никакой это не мистер Джей: ведёт себя не так, выглядит не как положено, и вообще, Нолан снял что-то своё, а не экранизацию комиксов про Бэтмена.

Последней записью в дневнике, который Леджер вёл от лица Джокера во время подготовки к роли, были слова «пока-пока» на всю страницу. Жуткое совпадение

Но если разбирать образ, созданный Леджером, именно в контексте истории персонажа, то выяснится интересная вещь: суть Джокера актёр и сценаристы уловили максимально точно. Каким должен быть шут-убийца? Безумным? Джокер в «Тёмном рыцаре» строит грандиозные многоходовые планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели. Коварным и жестоким? Скольких
он убил по ходу фильма, сколько жизней сломал! Именно он превратил честного и благородного Харви Дента в одержимого местью Двуликого, показательно осквернив идеалы морали, едва возникшие в Готэме. Эксцентричным и ироничным? Да все монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой эдакий гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. А как он заливается смехом во время избиения - это же самая показательная сцена, отражающая суть персонажа!

Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Тёмном рыцаре» куда лучше, чем у Бёртона, где клоун-гангстер воспринимал архиврага как очередную помеху, не более. Так что всё каноничней некуда.

В год выхода «Тёмного рыцаря» Брайан Азарелло опубликовал графический роман «Джокер», где злодей явно напоминает Хита Леджера

Клоун без лица

С выхода «Тёмного рыцаря» прошло уже восемь лет. Всё это время Джокер, интерес к которому резко вырос, постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо выделим серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли на две игры вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришёл не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого столкновения до гибели смеющегося психопата и его, так сказать, посмертного существования. Это грамотная компиляция десятков комиксных сюжетов в несколько объёмных, но цельных произведений.

Что до комиксов, больше всего шуму наделала версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер (не родственник Зака Снайдера, если что) пошёл на дерзкий ход: по сюжету Джокер теряет лицо. В буквальном смысле. Клоуну его просто отрезают. А спустя какое-то время он крадёт своё лицо из хранилища улик готэмской полиции. И надевает. Как маску. Прямо на голое мясо. Бр-р-р, даже писать об этом неприятно.

Так что просто смотрите

Тем не менее такой экстрим подошёл персонажу как нельзя лучше. Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он настоящее чудовище, чей воспалённый мозг генерирует гениальные и изощрённые планы. Даже Харли Квинн боится такого мистера Джея, и её можно понять.

Кажется, Джокер способен пережить что угодно только потому, что сама смерть предпочитает держаться от него подальше. Бэтмен как никогда растерян и беспомощен перед этим воплощением хаоса. В финале арки «Смерть семьи», которая считается одной из лучших в The New 52, Тёмный рыцарь одерживает победу над врагом, но складывается впечатление, что это тоже лишь часть плана Джокера. Шоу должно продолжаться.

В арке Batman R.I.P. Джокер уже похож на серийного убийцу из фильма ужасов

За последний год мы получили целых двух новых экранных Джокеров. Первый из них появился в сериале «Готэм», и с ним всё непросто. Персонажа, которого играет Кэмерон Монахэн, зовут Джером Валеска. Он сын цирковой артистки, который убил собственную мать, после чего был помещён в лечебницу Аркхем, сбежал оттуда и стал разудалым преступником со склонностью к театральным эффектам.

Создатели утверждают, что Джером не Джокер, но верить им трудно. Он ведёт себя как Джокер, говорит как Джокер, смеётся как Джокер. Он даже выглядит как Джокер, разве что кожа нормального цвета и волосы рыжие. А раз сериал окончательно плюнул на реализм и воскрешает мёртвых персонажей на раз-два, вероятность, что юный психопат искупается в химикатах, вырастает до 99%.

И это хорошо. Да, тайна личности шута-убийцы снова растворится, но «Готэм» тем и славен, что показывает на экране всё, что в комиксах осталось за кадром. В остальном же образ Монахэна соответствует канону, а манера игры явно вдохновлена озвучкой Марка Хэмилла.

Кэмерону Монахэну (Джером из «Готэма») даже грим наносить необязательно

И вот мы добрались до самого обсуждаемого Джокера последних лет - Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Ирония в том, что сказать про него, по сути, нечего. Персонажа в фильме летучая мышь наплакала - восемь минут с небольшим, и раскрывается он (вернее, «обрисовывается») всего в паре сцен. Он эксцентричен, эгоцентричен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Только порой, как и всё в киновселенной DC, чересчур серьёзен и пафосен. Комедиантская сторона Джокера едва намечена.

Зато образу добавили человечности. В фильме мистер Джей не просто держит Харли Квинн при себе, как забавную игрушку, но любит её, хотя в то, что его гнилое сердце способно на чувства, трудно поверить. Сам Лето говорил в интервью, что хочет показать сложную и противоречивую натуру Джокера, сделать его человеком, который одновременно и наслаждается безумием, и страдает от него. Увы, огромное количество отснятых сцен с его участием так и не вошло в театральный монтаж фильма.

Будем надеяться, все вырезаннные сцены с Джокером когда-нибудь покажут. Очень уж хочется узнать, что за игрушки хотел показать Лето

Безусловно, что-то мы упустили. Охватить всё, что вышло про Джокера за 75 лет, в рамках одного материала невозможно. Например, тут нет теорий касательно того, что происходит с клоуном в комиксах DC сейчас. А там как раз выяснилось, что все эти годы злодействовали аж три разных Джокера вместо одного. Этот сюжетный твист нацелен на шумиху столь же явно, как и разрекламированное предательство Капитана Америки. И пока сценаристы не придумают ему чёткого и вменяемого обоснования, воспринимать его всерьёз не стоит.

Джокер - звезда мирового масштаба. Икона современной поп-культуры, не меньшая, чем Бэтмен. И что бы с ним ни делали сценаристы, художники, актёры и режиссёры, суть его не изменится. Злобный клоун, воплощение жестокой иронии судьбы и незамутнённого безумия. Злодей, чей образ врезается в память с первого взгляда. Слишком популярный, чтобы когда-либо исчезнуть. Как бы ни сложилась судьба киновселенной DC, за Джокера переживать не стоит - его смех прозвучит ещё не раз.

Зелёные волосы, белое лицо, улыбка, больше похожая на оскал, - его узнают даже те, кто в жизни не притрагивался к комиксам. Смеющийся психопат, шут-убийца, клоун-принц преступного мира - или просто Джокер, единственный и неповторимый. Главному врагу Бэтмена исполнилось 77 лет, и это были чертовски насыщенные годы. В нашем материале мы постараемся пройтись хотя бы по верхам этой объёмной и яркой истории, наполненной смехом и кровью.

Если подходить к персонажу с позиции культурологии, выяснится, что ему пара тысяч лет. Ведь по сути Джокер - трикстер, мало отличающийся от фольклорных Локи и Мефистофеля, злобное, коварное существо, насмехающееся над тем, что люди почитают, воплощение чистого нигилизма. Едва ли не в каждой мировой культуре и эпохе можно обнаружить его предшественников, будь то лесной дух со специфическим чувством юмора или ярмарочный Арлекин, издевающийся над бедным Пьеро. Возможно, именно поэтому Джокер так прижился - ведь он всегда был рядом.

Первый выход Джокера

В привычном для нас виде клоун-террорист появился в 1940 году. Кто на самом деле приходится отцом этому персонажу - загадка, которой не суждено быть разгаданной. Каждый из трёх людей, работавших в то время над комиксами о Бэтмене - Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, - утверждал, что Джокера создал именно он, а остальные, дескать, лишь подхватили идею.

Установить, кто из них прав, уже невозможно. Зато точно известен источник вдохновения - немецкий актёр Конрад Фейдт в образе Гуинплена из экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» 1928 года. А ещё, как ни странно, игральная карта «Джокер».

Конрад Фейдт в образе Гуинплена. Возможно, что и цветом кожи Джокер обязан тому, что фильм был чёрно-белым

Те, кто думает, что поначалу Джокер был весёлым преступником-балагуром, а убивать начал лишь к концу XX века, плохо знают историю комиксов. Так называемый «Золотой век», длившийся с конца 1930-х по начало 1950-х, был густо замешан на крови. Тот же Бэтмен, например, не сразу стал махровым моралистом и когда-то с гангстерами не церемонился. В упор, конечно, не стрелял, но если приходилось скинуть очередного бандита с крыши, не колебался. Вот и Джокер дебютировал в комиксах как настоящий серийный убийца.

По сюжету выпуска Batman #1 новоявленный злодей объявлял по радио имена своих жертв, обычно кого-нибудь из городской элиты Готэма, и те ровно через сутки умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяк преследовал простую - посеять страх и получить основанный на нём авторитет у местных гангстеров. Весьма разумный план. Ранний Джокер вообще был далёк от безумия. Жестокий, хладнокровный, изобретательный, но едва ли сумасшедший. Он даже почти не смеялся.

Ранние комиксы чем-то похожи на немые фильмы ужасов. При всей своей нелепости исправно нагоняют жути

Но кое-что иррациональное в нём всё же было. Злобный шут решил, что не хочет знать, кто скрывается под маской Бэтмена, и даже отказался убить героя при первой возможности - так ведь неинтересно. Если проводить параллели между первым Джокером и интерпретацией Хита Леджера, образ злодея в «Тёмном рыцаре» уже не кажется таким неканоничным.

Когда Джокер был смешным

Целых десять лет никто из авторов и не думал объяснять, почему у персонажа белая кожа и зелёные волосы. Хотя для комиксов о Бэтмене это не было обычным делом. Джокер вообще стал первым полноценным суперзлодеем Бэт-вселенной - до него Брюс Уэйн дрался с рядовыми преступниками. История про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами появилась только в начале 1950-х и до сих пор считается каноном.

В «Серебряном веке» Джокер был охоч до богатства и побаивался налоговой инспекции

Примерно в это же время психиатр-консерватор Фредрик Вертхэм опубликовал скандальную книгу «Развращение невинных», где утверждал, что комиксы засоряют умы детей и выводят их на кривую дорожку. Работа наделала много шума, и издательства по всей Америке были вынуждены принять «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жёсткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха весёлых, безобидных и однообразных приключений.

Под раздачу попали и Бэтмен с Джокером, превратившиеся в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах отныне и речи быть не могло. Их место заняли тематические преступления. Накачать город веселящим газом и заставить всех повыкидывать драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином или Бастером Китоном, сбежать от полиции, рассмешив копов до беспомощности, - вот что теперь было по душе белолицему злодею. Да и какой он злодей? Так, хулиган и пакостник.

В 1960-е Джокер наконец-то получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро, который до того играл в основном героев-любовников. Впрочем, в новом амплуа он проявил себя ярко. Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным - под стать самому сериалу.

Сериал «Бэтмен» 1960-х в Штатах считается классикой. Таким Джокера большинство зрелых американцев знают с детства

Шутки кончились

От такого клоуна ничего хорошего ждать явно не стоит

В 1970-х на Джокера потихоньку перестали действовать пилюли добродушия, которыми его пичкали двадцать лет. В массовую культуру, особенно в кино, проползало насилие, и комиксы не могли не поддаться общему веянию. Именно тогда сага о Тёмном рыцаре приобрела знакомые нам черты мрачного детективного триллера.

Первым звоночком, ознаменовавшим возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В нём злодей в очередной раз сбежал из-под стражи, но вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, начал карать бывших подельников, бросивших главаря на произвол судьбы. И кара не подразумевала бросок торта в лицо - нет, всё было по-взрослому. Двоих отравили ядом смеха, ещё один затянулся сигарой с нитроглицерином, а четвёртого маньяк просто повесил. Последний подручный должен был стать закуской для акулы, но Бэтмен спас его.

Персональная серия Джокера протянула недолго. Как писать о том, кто даже на антигероя не тянет?

Настоящий ренессанс Джокер пережил в 1980-е, когда вышли два сюжета о нём, оставившие глубочайший след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура хоть раз слышал каждый, кто увлекается гик-культурой. Этот графический роман стабильно входит в топы комиксов, обязательных к прочтению. Причин тому много.

Во-первых, именно после событий «Убийственной шутки» Барбара Гордон, она же Бэтгёрл, оказалась прикована к инвалидному креслу. Это был смелый ход со стороны издательства - до этого герои никогда не лишались сил надолго и уж точно не становились инвалидами.

Во-вторых, «Убийственная шутка» - это первая попытка показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чьё безумие имеет вескую причину. Благодаря ловкой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему шуту, оказывается, можно сопереживать. Но ошибочно полагать, будто в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, - нет, убивать интригу DC и Мур не рискнули бы. В романе предлагается лишь один из возможных вариантов.

Эта сцена из «Убийственной шутки» вызвала возмущение феминисток по всей Америке

А вот арка «Смерть в семье», напротив, стремилась читателя не удивить, а ублажить. Аудитория DC в то время обожала жестокие выходки Джокера и ненавидела второго Робина - Джейсона Тодда. Сценаристы создали его на замену сверхправильному Дику Грейсону, который ушёл от Бэтмена на вольные хлеба и стал Найтвингом. Новый чудо-мальчик должен был в духе времени стать «плохим парнем», но вместо этого стал плохим персонажем.

Дерзкий и резкий сайдкик настолько не нравился публике, что DC пошли на беспрецедентный шаг - запустили телефонное голосование, выживет Тодд в ходе очередного приключения или нет. Читатели хладнокровно приговорили парня к смерти. Гибель его не была быстрой или безболезненной - Джокер, дьявольски хохоча, избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе. Бэтмен пытался спасти подопечного, но всё уже было предрешено.


Со временем Джейсон Тодд воскрес, но на это ушло десять с лишним лет. А в 1980-е гибель Робина была окончательной и бесповоротной. Сложно переоценить важность этого сюжетного поворота для «Бэтмена» и индустрии комиксов в целом. Позже сценаристы ещё не раз заставляли Джокера совершать куда большие зверства, выходя за всякие рамки. Но превзойти по эффектности «Убийственную шутку» и «Смерть в семье», кажется, никто так и не смог.

На больших и малых экранах

Успех фильма «Супермен» 1978 года и возросшая популярность комиксов о Бэтмене убедили студию Warner Bros., что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. Ходить студийные боссы решили сразу с козырей. Вернее, с Джокера. В ранних черновиках сценария был ещё и Пингвин, но создатели выбросили его, чтобы не отвлекать внимание зрителей от противостояния двух архиврагов.

Кинокомпания хотела, чтобы фильм стал однозначным хитом, а допустимый риск был исчерпан наймом молодого Тима Бёртона на должность режиссёра и не слишком известного Майкла Китона на роль Бэтмена. Злодея должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. Дикий оскал и безумные глаза актёра произвели неизгладимое впечатление на кинобосса, и тот убедил коллег, что Джокера должен играть Николсон и никто иной. После долгих уговоров Джек согласился, но гонорар запросил баснословный - 60 миллионов от сборов картины и процент от продаж видео и мерчендайза.

Давайте все же признаем очевидное: Николсон сыграл в «Бэтмене» Николсона, только в гриме

Джокер в фильме Бёртона получился ярким и харизматичным, но… совершенно не безумным. Это самовлюблённый и жестокий гангстер-пижон, но не инфернальный шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Быть может, причина в том, что его происхождение не покрыто завесой тайны. Зрителю известно, что до падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом. Сценаристы даже дали ему человеческое имя - Джек Нэпьер (в честь покойного актёра Алана Нэпьера, сыгравшего Альфреда в «Бэтмене» 1960-х). Нет загадки, нет интриги. А уж решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало дикое возмущение у фанатов комиксов.

Впрочем, фильм получился стоящим и успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе, стёр воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. почти сразу дали добро на сиквел и, что для нас куда важнее, мультсериал «Бэтмен» за авторством Брюса Тимма и Пола Дини - готический, мрачный, не желавший сюсюкаться с юным зрителем. Конечно, рассчитан он был в том числе и на детей, но поднимать взрослые темы не стеснялся. Там была драма, был психологизм. Именно там появилась спутница Джокера - всеми любимая Харли Квинн. А ещё там был лучший Джокер вне комиксов.

Джокер Хэмилла навсегда останется в детских воспоминаниях тысяч зрителей. Ну, или в ночных кошмарах

Когда Марка Хэмилла пригласили на студию, он был уверен, что ему предложат написать пару сюжетов для сериала. После «Звёздных войн» его актёрская карьера не задалась, и Марк начал писать сценарии, даже добился в этом успехов. Поэтому, когда его попросили встать за микрофон, бывший Скайуокер несколько удивился. Но ничего необычного в этом не было - за два года до того Хэмилл сыграл суперзлодея Трикстера в сериале «Флэш», созданном тем же телевизионным подразделением WB на волне популярности бёртоновского «Бэтмена». Типажи двух злодеев во многом совпали, и создатели решили позвать именно этого актёра.

И это оказалось одним из самых верных решений чуть ли не во всей истории мультсериалов. Марк настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошёл в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера из всех. Да что там - просто лучшим Джокером. Он забавный, жуткий, безумный, а его смех не спутать ни с чем.

Марку Хэмиллу всё же удалось сыграть Джокера вживую… ну, почти. В сериале «Флэш» он вернулся к роли Трикстера, но голос и манеры позаимствовал у клоуна-убийцы

Джокер нового века

В 1990-е индустрию комиксов лихорадило. Кризис продаж, кризис идей - в общем, кризис всего. В том, что творилось во вселенной DC тех лет, с её параллельными мирами, сдвигами пространства-времени, внезапными смертями и воскрешениями, сломит ногу и сам дьявол. Поэтому мы обойдём стороной это царство хаоса, благо ничего действительно эпохального про Джокера тогда не выходило. Хотя истинные знатоки комиксов с этим наверняка могут поспорить.

В арке «Император Джокер» злой шут обманом получил божественную силу и на время стал владыкой Вселенной…

…а в «Последнем смехе» заразил весь мир вирусом, превращающим каждого в безумного клоуна

Оставался на периферии он и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» клоун мелькал, но чаще на вторых ролях. Читателям и авторам он как будто приелся. Заезженный образ нуждался в кардинальном обновлении.

В мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстаёт в непривычном облике. Он сгорблен, двигается на обезьяний манер, вместо аккуратной причёски - пышная зелёная грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что на самом деле грядёт.

В мультсериале 2004 года Джокер совершенно не похож на себя. И ему это идёт

Когда Кристофера Нолана спросили, почему он пригласил на роль Джокера в «Тёмном рыцаре» именно Хита Леджера, режиссёр ответил: «Потому что Хит бесстрашен». А для того, что задумали Нолан и Дэвид Гойер, была необходима недюжинная смелость. Оба в полной мере понимали, какой груз ответственности лежит на их плечах, несмотря на то, что Кристофер был и остаётся далёк от комиксов. Перезапустить франшизу о Бэтмене - это одно, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем другое. Для этого требовался актёр, готовый, во-первых, принять шквал критики от гиков, а во-вторых, убедить мир в правоте создателей фильма, покусившихся на канон.

Про Джокера Леджера написано немало статей и даже научных трудов. Это, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актёрских работ в кино начала XXI века. Но консерваторы от комиксов все же критикуют его за неканоничность. Дескать, никакой это не мистер Джей: ведёт себя не так, выглядит не как положено, и вообще, Нолан снял что-то своё, а не экранизацию комиксов про Бэтмена.

Последней записью в дневнике, который Леджер вёл от лица Джокера во время подготовки к роли, были слова «пока-пока» на всю страницу. Жуткое совпадение

Но если разбирать образ, созданный Леджером, именно в контексте истории персонажа, то выяснится интересная вещь: суть Джокера актёр и сценаристы уловили максимально точно. Каким должен быть шут-убийца? Безумным? Джокер в «Тёмном рыцаре» строит грандиозные многоходовые планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели. Коварным и жестоким? Скольких
он убил по ходу фильма, сколько жизней сломал! Именно он превратил честного и благородного Харви Дента в одержимого местью Двуликого, показательно осквернив идеалы морали, едва возникшие в Готэме. Эксцентричным и ироничным? Да все монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой эдакий гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. А как он заливается смехом во время избиения - это же самая показательная сцена, отражающая суть персонажа!

Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Тёмном рыцаре» куда лучше, чем у Бёртона, где клоун-гангстер воспринимал архиврага как очередную помеху, не более. Так что всё каноничней некуда.

В год выхода «Тёмного рыцаря» Брайан Азарелло опубликовал графический роман «Джокер», где злодей явно напоминает Хита Леджера

Клоун без лица

С выхода «Тёмного рыцаря» прошло уже восемь лет. Всё это время Джокер, интерес к которому резко вырос, постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо выделим серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли на две игры вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришёл не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого столкновения до гибели смеющегося психопата и его, так сказать, посмертного существования. Это грамотная компиляция десятков комиксных сюжетов в несколько объёмных, но цельных произведений.

Что до комиксов, больше всего шуму наделала версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер (не родственник Зака Снайдера, если что) пошёл на дерзкий ход: по сюжету Джокер теряет лицо. В буквальном смысле. Клоуну его просто отрезают. А спустя какое-то время он крадёт своё лицо из хранилища улик готэмской полиции. И надевает. Как маску. Прямо на голое мясо. Бр-р-р, даже писать об этом неприятно.

Так что просто смотрите

Тем не менее такой экстрим подошёл персонажу как нельзя лучше. Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он настоящее чудовище, чей воспалённый мозг генерирует гениальные и изощрённые планы. Даже Харли Квинн боится такого мистера Джея, и её можно понять.

Кажется, Джокер способен пережить что угодно только потому, что сама смерть предпочитает держаться от него подальше. Бэтмен как никогда растерян и беспомощен перед этим воплощением хаоса. В финале арки «Смерть семьи», которая считается одной из лучших в The New 52, Тёмный рыцарь одерживает победу над врагом, но складывается впечатление, что это тоже лишь часть плана Джокера. Шоу должно продолжаться.

В арке Batman R.I.P. Джокер уже похож на серийного убийцу из фильма ужасов

За последний год мы получили целых двух новых экранных Джокеров. Первый из них появился в сериале «Готэм», и с ним всё непросто. Персонажа, которого играет Кэмерон Монахэн, зовут Джером Валеска. Он сын цирковой артистки, который убил собственную мать, после чего был помещён в лечебницу Аркхем, сбежал оттуда и стал разудалым преступником со склонностью к театральным эффектам.

Создатели утверждают, что Джером не Джокер, но верить им трудно. Он ведёт себя как Джокер, говорит как Джокер, смеётся как Джокер. Он даже выглядит как Джокер, разве что кожа нормального цвета и волосы рыжие. А раз сериал окончательно плюнул на реализм и воскрешает мёртвых персонажей на раз-два, вероятность, что юный психопат искупается в химикатах, вырастает до 99%.

И это хорошо. Да, тайна личности шута-убийцы снова растворится, но «Готэм» тем и славен, что показывает на экране всё, что в комиксах осталось за кадром. В остальном же образ Монахэна соответствует канону, а манера игры явно вдохновлена озвучкой Марка Хэмилла.

Кэмерону Монахэну (Джером из «Готэма») даже грим наносить необязательно

И вот мы добрались до самого обсуждаемого Джокера последних лет - Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Ирония в том, что сказать про него, по сути, нечего. Персонажа в фильме летучая мышь наплакала - восемь минут с небольшим, и раскрывается он (вернее, «обрисовывается») всего в паре сцен. Он эксцентричен, эгоцентричен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Только порой, как и всё в киновселенной DC, чересчур серьёзен и пафосен. Комедиантская сторона Джокера едва намечена.

Зато образу добавили человечности. В фильме мистер Джей не просто держит Харли Квинн при себе, как забавную игрушку, но любит её, хотя в то, что его гнилое сердце способно на чувства, трудно поверить. Сам Лето говорил в интервью, что хочет показать сложную и противоречивую натуру Джокера, сделать его человеком, который одновременно и наслаждается безумием, и страдает от него. Увы, огромное количество отснятых сцен с его участием так и не вошло в театральный монтаж фильма.

Будем надеяться, все вырезаннные сцены с Джокером когда-нибудь покажут. Очень уж хочется узнать, что за игрушки хотел показать Лето

Безусловно, что-то мы упустили. Охватить всё, что вышло про Джокера за 75 лет, в рамках одного материала невозможно. Например, тут нет теорий касательно того, что происходит с клоуном в комиксах DC сейчас. А там как раз выяснилось, что все эти годы злодействовали аж три разных Джокера вместо одного. Этот сюжетный твист нацелен на шумиху столь же явно, как и разрекламированное предательство Капитана Америки. И пока сценаристы не придумают ему чёткого и вменяемого обоснования, воспринимать его всерьёз не стоит.

Джокер - звезда мирового масштаба. Икона современной поп-культуры, не меньшая, чем Бэтмен. И что бы с ним ни делали сценаристы, художники, актёры и режиссёры, суть его не изменится. Злобный клоун, воплощение жестокой иронии судьбы и незамутнённого безумия. Злодей, чей образ врезается в память с первого взгляда. Слишком популярный, чтобы когда-либо исчезнуть. Как бы ни сложилась судьба киновселенной DC, за Джокера переживать не стоит - его смех прозвучит ещё не раз.

С историей длинной, как и у его заклятого врага рыцаря в плаще, кажется странным, что нам так мало известно о Джокере . Впервые он появился на страницах комикса около 70 лет назад и с тех пор неразрывно появляется в телевизионных шоу, мультфильмах, фильмах и видеоиграх о Бэтмене. Конечно, всем известны общие факты о Джокере – его безумие, маниакальность клоуна, странную любовь/ненависть к Темному Рыцарю. О прошлом Джокере известно мало до сих пор, даже в фильме «Темный Рыцарь» он сам дает несколько историй о своем прошлом, не делая акцент ни на одной. Его мотивы так же не особо ясны, сам он ссылается на хаос и анархию.

За эти 70 лет с персонажем многое приключилось. Это просто, что о многих деталях вы не слышали. Большинство людей помнят Джокера в исполнении Хита Леджера из фильма «Темный Рыцарь», но он так же был реальным клоуном, жертвой убийства и врагом Судьи Дредда.

Вот 10 вещей, которые вы не знали о Джокере.

10. Он был в команде с Карнаджем

Человек-паук/Бэтмен сочетаются друг с другом лучше, чем многие другие кроссоверы внутри одной компании, но в этом случае даже не потрудились объяснить, как две вымышленные вселенные объединились. Просто факт, Нью Йорк Марвела и Готэм ДС существуют в одном мире. Джокер и симбионт Карнадж проходили экспериментальную терапию: в их головы встроили специальные чипы, чтобы погасить их безумие.

Конечно же, эта терапия не сработала, иначе какой смысл объединять двух психов из двух разных вселенных. Они вместе сбегают и начинают сеять полный хаос.


9. И сражался против Судьи Дредда

Этот кроссовер имеет еще меньше смыла, но хотя бы на этот раз они попытались объяснить. Бэтмен/Судья Дредд сосредоточен на случайном скачке, где Джокер переместился из Готэма в антиутопию Мега-Сити Один. Там он находит общение со злодеем Дредда Темный Судьей. Джокер настолько приживается, что Судья Смерть назначает его пятым Темным Судьей. Забавно, не так ли? К счастью, его физическое тело находится в Готэме, а в мире Судей только бестелесный дух.

По крайней мере, пока он не выяснит, как вселится в тела других Темных Судей. В итоге получается монструозный гибрид, которого смогут остановить только Бэтмен с Судьей Дреддом.


8. Его подруга пришла прямиком из мультсериала

Харли Квинн сделала невероятное – она стала одним из самых узнаваемых персонажей во вселенной Бэтмена. И это при том, что она впервые появилась в мире в 1992 году, то есть достаточно недавно. С тех пор она частенько появляется в обществе Джокера, была в паре с Ядовитым Плющом. Ее отлично вписали в игровую вселенную Arkham.

Доктор Харлин Квинзель была психологом в психиатрической больнице «Аркхэм», где она работала над Джокером. В дальнейшем она влюбилась в него, помогла ему сбежать и стала его помощницей.


7. Он был почти убит

Несмотря на то, что Джокер является главным врагом Бэтмена (и, возможно, одним из величайших суперзлодеев в истории комиксов) он мог быстро исчезнуть и забыться. Впервые Джокер появился в 1940 году в номере Batman #1 и изначально планировался как персонаж на два выпуска. В то время характер Темного Рыцаря только формировался и возможный исход стычки Джокера с Бэтменом мог закончиться для первого летальным исходом. Конечно, сейчас мы знаем, что тогда Бэтмен не убил клоуна, а отправил его в лечебницу «Аркхем».


6. Первоначально не такой жестокий

Изначально Джокер выступал как простой серийный убийца. Но после введенного Comics Code, где требовалось отсутствие секса, мата и чертовски меньше насилия для больших продаж, Джокер на протяжении лет 20 занимался глупым грабежом с использованием большого количества цирковых трюков. Но то время прошло и сейчас мы знаем Джокера как больного психа. Мы его таким и любим.


5. Исчезал в течении десятилетия

Всё это испортило характер Джокера. Что страшного в клоуне, который занимается мелкими шалостями? Это делают все клоуны. На протяжении 50-х Джокера использовали всё меньше и меньше в пользу других жуликов, таких как Пингвин и ему подобных. К 1964 году клоун был полностью убран со страниц комиксов. Вернулся он только через 10 лет.

Сейчас трудно поверить, что величайший злодей в истории Бэтмена просто исчез в период с 1964 по 1973 года. Зато он грандиозно вернулся в более безумном облике в «Пять путей мести Джокера».

4. Долгая жизнь в кино

Первым, кто воплотил образ Джокера на экране, стал Сесар Ромеро, но кроме него, клоуна сыграли величайшие актеры своего поколения. Несравненный Джек Николсон сыграл его как дьявол в бледном лунном свете в фильме Тима Бертона, Хит Леджер влюбил в Джокера абсолютно всех в фильме Кристофера Нолана, а Марк Хэмилл удивил всех, идеально озвучив его в мультсериале и видеоиграх. Кто ж мог подумать, что Люк Скайоукер станет Джокером, хоть и только голосом. Ближайшее появление Джокера на большом экране это фильм «Отряд Самоубийц», где его сыграет Джаред Лето. Но есть еще одно появление «живого» Джокера о котором мало кто знает.

В начале нулевых вышел спин-офф сериал «Хищные пташки», который рассказывал о второстепенных женских персонажей вселенной Бэтмена – Охотница, Черная канарейка и бывшая "Бэтгёрл" Барбара Гордон. ТВ шоу продлилось не долго, но в первых эпизодах было камео Темного Рыцаря и Джокера, которого сыграл некий Роджер Стоунбернер.


3. Всегда «The» Joker (кроме одного раза)

Независимо от различных внешних и внутренних изменений Джокера за все эти годы есть некоторые вещи, которые никогда не меняются. Он всегда имеет зеленые волосы, клоунский макияж, пугающую улыбку, фиолетовую одежду и он почти всегда психопат в какой-то степени. В английском языке есть артикли и это странно, но Джокер всегда пишется с артиклем «the» (The Joker), хотя тот же Бэтмен – без.

Единственный раз когда артикль в отношении Джокера не использовался это в начале нулевых в анимированной серии Бэтмен, которая славилась кучей интересных переделанных характеров. Клоун получил слишком аккуратный макияж, зеленые дреды и походу шимпанзе, что делает его одним из самых радикально переделанных персонажей. И это единственный раз, когда он стал просто Joker, а Бэтмен в свою очередь получил свой артикль «the».


2. Его отсутствие в “Темный Рыцарь: Возрождение легенды” было объяснено

Трагическая смерть Хита Леджера в значительной степени повлияла на отсутвие Джокера в заключительной части трилогии Темный Рыцарь. Все знают, что в планах было появление клоуна в фильме. Безумный Джокер в исполнении Хита Леджера должен был стать основным противников Бэтмена в третьей части, но по понятным причинам его заменили на противоположного Бэйна (в исполнении Тома Харди).

Зрители знали, почему Джокер не появится в фильме и о ре-кастинге не было и речи, но о его исчезновении в фильме ни разу не говорилось. Однако в официальной новелизации “The Dark Knight Rises” было небольшое упоминание о клоуне: по-видимому, после акта Дента, все злодеи были переселены из психиатрической больницы «Аркхем» в тюрьму Блэкгейт. Все, кроме Джокера, который остался в психушке. Таким образом, на момент событий фильма он был за решеткой.


1. Множество раз была рассмотрена смерть Джокера от рук Бэтмена

Один из самых запутанных аспектов Бэтмена и постоянного соперничества с Джокером в том, что Темный Рыцарь не убивает и каждый раз дает жить своему противнику. Понятно, что изначально Бэтмен не хотел его убивать, думая, что клоун исправится. А в 50-е была наложена цензура на убийства. Но в наши дни, когда Джокер постоянно сбегает из «Аркхема» и убивает толпы людей, казалось бы, что Бэтмен мог бы принести пользу миру, убив его раз и навсегда.

Наиболее распространенным объяснением является то, что Темный Рыцарь не хочет нарушить свое драгоценное правило никого не убивать, которое кажется плохим оправданием, если учитывать на количество мирных людей, погибших из-за этого правила.

Интересно то, что Бэтмен на самом деле множество раз рассматривал убийство Джокера. Сам Джокер также пытался убить своего противника, даже заманил его в ловушку, где искренне думал, что Бэтмен умер. В то время Джокера настигло здравомыслие, он сделал пластическую операцию и жил как человек некоторое время. Когда он узнал, что Бэтмен жив, то вернулся к исходному состоянию.

Все мы знаем, что Бэтмену нужен Джокер, а Джокеру – Бэтмен.