Необычные портреты акварелью. Как рисовать портрет акварелью. Работа вплоть до одежды

АКВАРЕЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

Русский живописец-акварелист, известный портретами светских персоналий первой половины XIX века - Соколов Пётр Фёдорович (1791-1848)

Портрет неизвестной в темно-красной шляпе. (Портрет баронессы Александры Николаевны де Мальвирад (1802-1891), ур. Свистуновой). 1828г.

Биография художника

Родился в обеспеченной московской семье. Отец, заядлый картёжник, проигрался, и за долги дом и все имущество были описаны, так что в 1800 году его жена была вынуждена поехать с малолетним сыном в Санкт-Петербург, с надеждой пристроить ребенка куда-нибудь на казенный счет. Единственным местом могла стать Академия художеств, в которую на иждивение и обучение набирали малолетних отроков, как правило, сирот или мальчиков из среды бедных людей вольного звания. Имея некоторые связи в столице, матери удалось осуществить задуманное. В 1800 году Пётр Фёдорович был принят в воспитанники Императорской Академии художеств и учился в ней под ближайшим руководством профессор В. Шебуева.

Алексей Никитич Пещуров (1779-1840), псковский уездный предводитель дворянства, помогал П.Ф.Соколову в работе над альбомом " Виды Пскова", был покровителем художника.

Окончив в ней курс в 1809 году с малой золотой медалью, полученной за картину: «Андромаха оплакивает своего павшего в битве супруга Гектора», и со званием художника XIV класса, был оставлен при Академии в качестве пенсионера, для дальнейшего усовершенствования. По окончании курса в 1810 году Соколов, не получив первой золотой медали, дающей право на поездку за границу за казенный счет, вышел из Академии со званием «свободного художника», тем самым оказавшись без всяких средств к существованию. Ему пришлось давать частные уроки по домам, где он находил себе пристанище. Это было время увлечения акварельной живописью «в домашнем роде»: многие богатые дилетанты считали нужным брать уроки у профессионалов. Так он попал в высший свет.

Княжна Елена Васильевна Мещерская, с 1842 года жена принца Каликста Бирона. 1830-е

Оставив живопись маслом, занялся акварелью и достиг в ней большого совершенства. Особенно ценились его акварельные портреты, замечательные по сходству, прекрасному рисунку и приятности красок. За них, в 1839 году, он был удостоен звания академика.

Под конец жизни Соколов окончательно решил перебраться в Москву, что было связано не только с потребностью новых заказов, но и с намерением жить тихо. В 1842 году, желая поправить расстроенное здоровье жены, художник предпринял поездку за границу. Там он пробыл в течение полутора лет. Осенью 1843 года Соколов вернулся в Россию.

Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.

В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имение Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой и после тяжелых страданий умер 3 августа. Был похоронен на местном кладбище.

Портрет Юлии Павловны Соколовой, жены художника П.Ф.Соколова. 1827г.

Семья художника

Был женат с 1820 года на Юлии Павловне Брюлловой (1804—1877), сестре знаменитого К. Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Однако сам Брюллов не питал к нему особых симпатий и даже подозревал в расчете на выгодное наследство. Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родились сыновья:
Соколов, Пётр Петрович (1821—1899), также акварелист,
Соколов, Павел Петрович (1823—1826),
Соколов, Павел Петрович (1826—1905),
Соколов, Александр Петрович (1829—1913).


Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859). 1835г.


Портрет Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862), генерал от кавалерии, начальник тайной полиции. 1834г.


Великая княжна Мария Николаевна. Конец 1820-х


Графиня Юлия Павловна Тизенгаузен (1813-1889), младшая дочь графа П.И.Тизенгаузена (1774-1864) и Юлии Пален (1782-1862); двоюродная сестра Долли Фикельмон и Ю.П.Самойловой. 1835г.

Софья Павловна Ферзен (1832-1863), дочь графа П.К.Ферзен и О.П.Строгановой; была замужем за А.Г.Плещеевым (1833-1880)


Граф Лев Александрович Соллогуб (1812-1852), сын графа А.И.Соллогуба от брака с С.И.Архаровой, брат писателя В.А.Соллогуба; секретарь русского посольства в Вене.1830-е

Портрет О.П. Ферзен, ур.Строгановой 1830-е годы

Павел Григорьевич Демидов (1809-1858), корнет, сын Г.А.Демидова (1765-1827)

Полетика, Идалия Григорьевна. 1820-е годы


Вивьен де Шатобрен Иосиф Иосифович (Иосиф-Евстафий) (1773-1852) —русский художник. 1830-е

Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876), ур. Баранова. Дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф.Адленберг (1789-1864), с 1832 года жена Михаила Федоровича Голицына (1801-1871).

Портрет В.А. Жуковского 1820-е


Портрет неизвестной. 1826г.


Сергей Фёдорович Голицын (1812-1849), поручик, штабс-ротмистор. 1835г.

Ольга Павловна Ферзен (1808-1837) ур. Строганова. 1837г.

Мертваго Сусанна Александровна, ур Соймонова (1815-1879), с 1838 года жена Н.Д. Мертваго, по отцу сестра С.А.Соболевского. 1838г.


Князь Михаил Фёдорович Голицын (1800-1873) - попечитель Голицынской больницы. 1830-е

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)


Аделаида (Аглая) Павловна (1799-1882) Голицына, ур. Строганова - фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины меньшего креста, с 1821 года жена князя В.С.Голицына. 1840-e

Анна Николаевна Веневитинова, урож. Оболенская (1782-1841), жена В.П.Веневитинова, мать поэта Дмитрия Веневитинова, родственница А.С.Пушкина. 1830-е

Кампиони Сантин Петрович (1774-1847), скульптор. 1838г.


Портрет графини Ольги Александровны Орловой (1807-1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова. В 1847 году была пожалована в статс-дамы. 1829г.


Граф Павел Иванович Тизенгаузен (1774-1864), сын графа Ивана Андреевича Тизенгаузена (1741-1815). Его младший брат Фёдор был женат на дочери М.И.Кутузова. 1835г.


Княгиня Аделаида Павловна Голицына (1799-1882), ур.Строганова. 1821г.


Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783-1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором - за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции. 1837г.


Портрет А.А. Бобринского. 1830-е


Портрет А. О. Витали


Портрет Е.А. Остерман-Толстой. 1830-ые


Портрет Волконского Сергея Григорьевича.


Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1879) ур.Полина Гебль, жена декабриста И.А.Анненкова. 1825г.


Портрет неизвестной в шубке. 1830-е


Портрет А.О. Смирновой-Россет


Граф Н.А.Самойлов


Портрет Полины Виардо-Гарсиа. 1844 г.


Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878). 1830-е

М.П.Кикина (1816-1856) в замуж. Волконская, изображена в русском придворном платье фрейлины. 1839г.


Софья Владимировна Комаровская (1808-1876), сестра поэта Д.В.Веневитинова, с 1830 года жена графа Е.Е.Комаровского (1803-1873). Изображена в свадебном наряде. 1830г.


Портрет графини Натальи Александровны Зубовой (1775-1844), ур.Суворова. 1824г.

Портрет В.Г.Строганова. До 1833г.


Портрет неизвестной в цветочном уборе. 1820-е


Г рафиня Екатерина Васильевна Васильева, ур. Вильсон, дочь содержательницы петербургского английского отеля на Галерной улице; с 1840 года жена графа Алексея Владимировича Васильева. 1846г.


Елена Григорьевна Черткова (1800-1832), дочь барона Г.А.Строганова


Портрет великого князя Константина Николаевича в детстве. Конец 1820-х

Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах. 1830-е

Countess Sophia Alexandrovna Bobrinsky (1799-1866). 1827г.


Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова. Жена Ивана Дмитриевича Черткова (1797-1865)

Барон Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884)


Княжна Софья Александровна Урусова (1804-1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова. 1827г.

Многие мечтали в детстве научиться хорошо рисовать красками на холсте. Но не у всех эта мечта воплотилась в жизнь.

Возможно, не было времени на художественную школу, или не хватило таланта, и вы со временем забросили эту идею, посвятив себя более нужным вещам. Но если вы все же до сих пор лелеете в себе желание научиться рисовать акварелью, следующие рекомендации могут быть вам полезны.

Акварель - краски, которым отдают предпочтение большинство художников. Существует множество техник рисования этими красками, с помощью которых можно создать красивые рисунки даже без особых навыков. Немного ниже мы рассмотрим, как рисовать портрет акварелью поэтапно.

Кисточки

Для того, чтобы сделать портрет акварелью, необходимо иметь несколько кистей. Возможно, некоторые из них вам не понадобятся в дальнейшем, но на начальных этапах их лучше приобрести. Некоторые художники пользуются только одной кистью, однако для этого надо обладать неким опытом.

Каждый подбирает набор под себя. Некоторые отдают предпочтение кисточкам с искусственным ворсом. Также хорошие отзывы имеет и натуральная шерсть, например, козы. Такие кисточки популярны в Китае.

Какую бы кисть вы не выбрали, вам потребуется время, чтобы привыкнуть к ней.

Рисунок

Если вы начинающий или обладаете небольшим опытом, перед началом работы с акварелью рекомендуется сделать набросок будущей картины карандашом.

Надо сказать, что некоторые люди предпочитают работать без наброска, так как иногда на окончательной картине просвечиваются линии карандаша. А некоторым просто так удобнее.

Но в случаях, где требуется максимальное сходство и детализация, лучше нарисовать основу карандашом.

Акварель

Когда рисунок, выполненный карандашом, стал приемлемым для вас, можно начинать наносить первый слой акварельной краски. Используйте классические цвета: синий, красный, желтый, синий, коричневый.

Смесь синего и серого цветов хорошо подходит для фона. Если надо изобразить человека в разных положениях, начинайте накладывать краску с головы. А потом уже, в то время, как краска будет сохнуть, сделайте фон.

Наложите первый слой краски на остальные части рисунка. Когда все подсохнет, приступайте ко второму слою. Помните, что когда картина высохнет, она будет смотреться светлее, так как часть впитается в бумагу.

В последнюю очередь добавьте тени и углубите черты лица. Очень важно быть аккуратными на этом этапе, чтобы не испортить всю проделанную работу.

Инструменты для рисования портрета

Теперь на примере разберем, как нарисовать портрет акварелью.

Для начала подготовьте следующие материалы:

  • Карандаш В или НВ.
  • Акварель следующих цветов: оранжевый кадмий, натуральная сиена, желтый кадмий, синий кобальт, ламповая сажа, лимонно-желтая, жженая сиена, жженая умбра, вермильон, кармин, синий или фиолетовый ультрамарин, гуммигут, натуральная умбра.
  • Кисти: средняя, тонкая.

Рисуем портрет вместе

Итак, чтобы нарисовать портрет акварелью поэтапно, придерживайтесь следующих рекомендаций.

Вот какой получился портрет девушки акварелью. По такому принципу, немного попрактиковавшись, вы сможете рисовать портреты даже с натуры или по памяти.

Как рисовать цветы акварелью

Цветы окружают нас постоянно. Они дарят нам красоту и вдохновение, радуют наш взор, а букеты цветов являются идеальным подарком.

А нарисованные портреты цветов в акварели стану прекрасным украшением для вашей стены. Техника рисования цветов не сильно отличается от портретной. Желательно сделать эскиз простым карандашом, а потом слой за слоем наносить акварель нужных оттенков.

Не забывайте делать затенение, чтобы придать объем и глубину изображению на картине.

мастер класс акварелью

« Единственная экспрессия, допустимая в портретной живописи - это экспрессия, передающая характер и моральные качеств и никакой временной, мимолётной, случайной гримасы » (Э. Бёрн-Джонс).

Мастерская PORTRET-ART предлагает вам мастер-класс по рисованию портрета акварельными красками.

Для создания портрета нам понадобится:

· Бумага или картон

Портрет акварелью выполняется на специальной акварельной бумаге, предварительно натянутой на подрамник. Такая бумага бывает разных видов (подробно об этом можно узнать в любом художественном магазине). Скажем лишь, что мастерская Portret-Art советует работать на бумаге для акварельной живописи Torchon.

· Кисти - кисти должны быть из натуральных материалов (беличьи, куньи, барсука или хорьковые)

· Губка

· Чистая вода

И, непосредственно, акварельная краска.

построение и техника

Прежде чем начать работу, внимательно изучите фото. Всегда начинайте построение с формы головы, овала лица. Сперва определите высоту (расстояние от подбородка до макушки) и ширину головы. Затем нужно найти среднюю линию, как правило, это примерная линия глаз (но не в моем случае, так как выбран сложный ракурс и идет сокращение). Делайте линии легкими, не давите на карандаш (советуем пользоваться мягким карандашом), не забывайте, что основная работа будет выполняться акварельной краской, явные «чёрные» линии могут повлиять на аккуратность и качество вашей работы.

После того, как линия глаз определена, намечаем линии носа, губ, бровей. Намечаем тени и блики. На этой стадии уже можно схематично показать форму носа, губ, бровей и глаз. Никогда не начинайте рисование портрета с глаза, ресниц и прочих мелких деталей – в случае ошибки (а все ошибаются) будет сложно что-либо исправить. Тонкими линиями мы ищем форму.

Работа ведется общими массами, нельзя забегать наперед. Работаем с пропорциями всего пятна.

детализация рисунка акварелью

Прорисовываем детали. Этот этап самый сложный, так как именно сейчас нужно добиться максимального сходства. Важно передать характер человека. Главное – не забывать делать замеры, позволяющие определить отношение тех или иных деталей друг к другу (см. ) .

Теперь, как раз, самое время вырисовывать все мелкие элементы. Чтобы не переборщить с детализацией, можно прищуриваться глядя исходное изображение (фото, натура). Таким образом, вы увидите те важные моменты, которые следует обязательно учесть – основные крупные пятна, черты лица и линии. Так вы сможете облегчить себе работу. Не забываем всё время сравнивать детали – добиваемся точности.

Намечаем тени и блики.

Перед тем, как перейти к данному этапу, нужно получить хотя бы базовые знания, рисунка карандашом и анатомии лица человека.

для начинающих

Когда все построения закончены можно, приступать к подготовке акварельной краски к работе. При помощи кисти и чистой воды намочите каждый цвет (в дальнейшем это поможет быстрее смешивать цвета в ходе работы). Впрочем, это делается только лишь для удобства.

Убираем вспомогательные линии клячей или теркой.

Берем палитру (бумажную, пластиковую или стеклянную). Иногда нужно использовать несколько видов палитр (к примеру, и пластиковую, и бумажную) – такие детали приходят непосредственно во время работы.

Советуем начинать работу краской с прокладывания теней и темных участков портрета. Таким образом, фигура сразу приобретёт объем. Возьмите толстую кисть (насколько – зависит от формата вашего листа), делайте крупные мазки, используйте больше воды (что-то типа заливки). Учитывайте, что когда акварель высыхает – она светлеет. Что же касается цвета и его получения – конкретных правил нет. В целом, рисование акварелью любит индивидуальность.

Обращаем внимание на самые темные участки лица, стараемся получить объемное изображение уже на этой ступени.

нахождение цвета. работа с плоскостями

Теперь важно найти правильный цвет. Помните, акварель – водянистая краска. Именно это делает картины акварелью легкими и воздушными, но в тоже время насыщенными и яркими. Поэтому, накладывая первые слои, добавляйте больше воды – это поможет избежать эффекта «грязной работы».

Стоит учитывать, что белая краска, так называемые белила, в акварельной живописи не используются, хотя существуют в некоторых палитрах. Самые светлые места и блики – это белая бумага, которую вы оставляете нетронутой. В художественных магазинах можно приобрести некий состав, которым можно покрыть места бликов на портрете и краска на эти места просто не будет ложится.

Со временем старайтесь ограничивать количество цветов в вашей палитре – так ваши работы будут более естественными и легкими.

Важным является определение светлых пятен на бумаге, именно они помогают нам воспринимать плановость и объемность.

работа с цветом

Конечно, невозможно добиться реалистичности, покрыв кожу лица одним цветом. Чем больше различных оттенков, тем лучше.

Не приступайте к следующему слою, полностью не высушив предыдущий – это может привести к смешиванию красок прямо на вашей работе (хотя существует подобная техника «по мокрому», но сейчас не о ней). Художники нашей мастерской пользуются феном. В таком случае не стоит включать фен на полную мощность и подносить слишком близко.

Помните – акварель дружит с водой. И если вы ошиблись, перебрали с тоном, пере темнили – на помощь вам всегда придут губка и проточная вода. Смывайте смело (но, конечно, не переусердствуйте).

Что касается техники – у каждого она разная, своя. Даже пытаясь копировать, в итоге будут видны индивидуальные нотки. Это дело опыта.

Исправить свои ошибки можно, но соблюдать последовательность еще важнее, не останавливайтесь на деталях лица. Сейчас нужно найти цвет.

подготовка к детализации

На данном этапе необходимо особенно внимательно следить за поддержанием сходств с оригиналом. Не забывайте время от времени отвлекаться от портрета (отходить, отворачиваться), так как, сидя подолгу за работой, по прошествии большого количества времени, вы просто перестанете замечать свои ошибки.

Начинаем давать тон глазам, губам, волосам – подготавливаем портрет к детализации. На этой стадии, как правило, ошибки, которые раньше были не видны – становятся заметными. По возможности устраняем.

Определяем самые светлые и самые темные места – прорабатываем их. Похожим ваш портрет сделают не только скопированные черты лица, но и форма теней.

Клячей убираем ненужные карандашные линии.

Более внимательно смотрим на самые темные и светлые участки портрета, корректируем, прорисовываем детали.

ДЕТАЛьная прорисовка. завершение работы

И, наконец, самая приятная часть работы – детальная прорисовка. Теперь мы можем увидеть: где тень должна быть темнее, где рефлекс более ярко выражен, где не хватает цвета и так далее. Дорабатываем эти моменты и берем в руки тонкую (насколько – на ваше усмотрение) кисть и начинаем прорисовывать мелкие элементы портрета, уделяя особое внимание глазам, ресницам, волосам. Контролируем блики – без них рисунок будет не объемный.

Не стоит забывать, то, что хорошо на фото – не всегда хорошо на акварельной картине. То же касается носогубных складок, мимических и возрастных морщин и так далее. Такие нюансы нужно смотреть по ситуации. Делаем акцент на глаза.

Добавляем фон. Так же можно затемнить нижнюю часть портрета, и тогда вся фокусировка пойдет на лицо (но в нашем случае так работает фон) .

Сейчас самое время прорисовывать самые мелкие детали портрета и добиваться окончательного сходства. Фон картины недооценивают, зачастую он играет решающую роль в ее восприятии.

Портрет станет самым оригинальным подарком, для вашего близкого человека.
Оставьте заявку и художник свяжется с вами в течении часа, чтобы обсудить детали заказа.

С любовью и трепетом, Мастерская

У всех художников есть свои любимые цвета, и я не исключение. Хотя в моем наборе акварели 24 цвета, около половины этих красок используются достаточно редко (а, допустим, черная не расходуется вообще).

Безусловно, все краски необходимы в работе, но редко возникает потребность использовать всё и сразу. Тем более, что акварель в смеси очень легко превращается в грязь, и чтобы подружить на одном листе большое количество различных красок нужно быть профессионалом экстра-класса. Которым я, разумеется, себя не считаю. Поэтому предпочитаю руководствоваться правилом «Лучше меньше, но лучше»)

На примере этой работы я хочу показать, как при создании портрета акварелью можно обойтись достаточно скудной палитрой.

Писать портрет я буду по фотографии. Надо сказать, исходный снимок оказался не самой лучшей основой для создания портрета… Ну, что делать, у меня та же проблема, что и у моей модели — я редко фотографируюсь, а выбрать среди моих снимков подходящее для портрета фото вообще невозможно.

Но на этом снимке есть главное: свет и настроение, это я и постараюсь сохранить.

Работать я буду в технике «по сырому», в один слой.

Благодарю всех конкурсантов за возможность перечитать любимые строчки и открыть для себя незнакомых мне авторов!


Существенную роль призван играть в рисовании портрета акварелью композиционный замысел. Будете ли рисовать портрет погрудный, поясной или в рост, предстоит определить автору. Но твердо помните - выбранное решение в высшей степени оправдано наблюдениями, размышлениями, анализом, пониманием характера изображаемого человека.
Далее следует продумать компоновку главных пластических особенностей, прежде чем рисовать портрет акварелью надо учесть силуэт, количество светлого, темного, акценты цвета в акварели. Сколько, например, закомпоновать пространства за фигурой и как это соотнесется по масштабу к массе фигуры. Добьемся ли мы острой выразительности или только будем рисовать портрет акварелью и отметим какие-то незначительные качества модели. Ничего не надо делать «просто так», не продумав, не прочувствовав. Избегайте пустых решений с претензией на оригинальность и неожиданность. Общий колористический строй в рисовании портрета должен выявлять замысел, помогать раскрытию образа.
Рисуем портрет акварелью - взаимодействие элементов.

Цвет эмоционально воздействует на зрителя. Об этом нельзя забывать. Благородно-серебристая гамма, например, подчеркивает образ величественный, спокойный. Если рисовать портрет акварелью на контрастных дополнительных цветах, то можно скорее будет ориентировать зрителя на состояние напряженное. Очень важно и тональное состояние работы. Можно задумать колористическое решение на сближенных, скромных цветовых сочетаниях и в то же время напряженным и контрастным тоном создать ситуацию, близкую к драматической.

Прежде чем рисовать портрет акварелью, не следует просто сажать модель и сразу приниматься ее копировать, перерисовывать на бумагу.

Чистой акварелью следует считать ту, в которой используются все ресурсы, составляющие своеобразие красок: прозрачность, просвечивающий белый тон самой бумаги, легкость, воздушность и вместе с тем сила и яркость цвета. В чистой акварели не допускаются белила, здесь их роль выполняет бумага. Поэтому мастера тщательно сберегают места,когда скрупулезно продумывается каждая мелочь. Приучите себя делать предварительные эскизы маленького размера - в тоне и цвете. Ставьте перед собой лишь одну задачу - выразить предельно обобщенно пластический замысел, не отвлекаясь на мелочи. После этого переходите к работе акварелью над картоном с натуры.

С натуры требует пристального внимания в передаче характера портретируемого, пропорций, конструкции и общей выразительности лица и фигуры. Попытайтесь поупражняться в исполнении некоторых технических приемов.

В последнее время вошло в моду писать на не отводимые бликам, ведь они трудно восстановимы. Существуют способы проскабливания, а также покрытия мест, предназначенных для бликов, жидким раствором резины в чистом бензине. Резина легко снимается мягкой карандашной резинкой.

Краски в акварельной живописи, наносимые тонким слоем, по высыхании высветляются приблизительно на одну треть. Все тона следует наносить свободно, легко, свежо - этим достигается наилучшее впечатление.
Всякая бумага при смачивании водой способна расширяться и немного коробиться, ее наклеивают на специальные доски или пользуются так называемыми стираторами. В рисовании портрета акварелью лучше не использовать клей для крепления бумаги, это может добавить грязь в изображение.