Направления и проявления массовой культуры. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени

Какое новое на­прав­ле­ние раз­ви­тия куль­ту­ры на­зы­ва­ет автор? Какие за­да­чи он ста­вит перед этим направлением? На­зо­ви­те две задачи. При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские знания, факты об­ще­ствен­ной жизни, на­зо­ви­те любую тен­ден­цию раз­ви­тия со­вре­мен­ной культуры, не на­зван­ную в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Одной из принципиально важных идей в области стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но главным образом в том, чтобы своевременно подготовить людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застаёт многих людей врасплох. Ведь страх перед будущим – "футуршок" – одна из наиболее серьёзных социальных проблем современности. Перспективная система образования должна формироваться на основе синтеза новейших знаний как в области естественных, так и гуманитарных наук. Исходя из этого основного принципа, можно сформулировать следующие основные требования, которым должна удовлетворять перспективная система образования.

1. Формирование у людей нового, глобального типа сознания, которое можно назвать ноосферным сознанием. Смысл его заключается в осознании человеком своего неразрывного единства с природой, а также своей особой роли в природе и своей ответственности за настоящее и будущее планеты.

2. Формирование научно обоснованных представлений об основных закономерностях развития природы и общества, а также об особой роли информации и информационных процессов в проявлении этих закономерностей в природной, социальной и технической сферах.

3. Изучение закономерностей формирования уже наступающего постиндустриального информационного общества, а также тех новых возможностей и проблем, которые оно нам готовит в будущем и с которыми мы уже начинаем сталкиваться в своей повседневной жизни.

4. Формирование у людей современных научно обоснованных представлений о тенденциях дальнейшего технологического развития цивилизации и в области перспективных информационных технологий, являющихся сегодня стержнем научно-технического прогресса.

5. Формирование в обществе нового перспективного направления развития культуры – информационной культуры, которая должна дать человеку не только информационную свободу доступа ко всей необходимой ему информации, но также и новые беспрецедентные возможности для своего развития как личности, для практической реализации своих гражданских прав.

6. Формирование у людей будущего нового качества личной информационной культуры, которая должна быть основана не только на знании закономерностей информационных процессов в обществе, но также и на понимании своей ответственности за обеспечение информационной безопасности других членов общества. Именно поэтому в перспективной системе опережающего образования особое внимание должно уделяться проблемам воспитания у людей высокого гуманизма и нравственности.

(К. К. Колин )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1. на­зва­но направление: ин­фор­ма­ци­он­ная культура.

2. ука­за­ны задачи: 1. ин­фор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра долж­на дать че­ло­ве­ку ин­фор­ма­ци­он­ную сво­бо­ду до­сту­па ко всей не­об­хо­ди­мой ему информации; 2. ин­фор­ма­ци­он­ная куль­ту­ра долж­на предо­ста­вить че­ло­ве­ку новые бес­пре­це­дент­ные воз­мож­но­сти для сво­е­го раз­ви­тия как личности, для прак­ти­че­ской ре­а­ли­за­ции своих граж­дан­ских прав.

3. на­зва­на тенденция: тен­ден­ция до­сти­же­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ства людей в при­об­ще­нии их к цен­но­стям культуры. Может быть при­ве­де­на любая дру­гая тенденция.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

· индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;

· массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;

· средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в "нужном" для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается возможность существования неангажированной журналистики, хотя практически это такая же нелепость, как и "независимая армия");

· система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т.п.;

· массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза;

· массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные "утечки информации", слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши – не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям (мировой заговор, происки иностранных спецслужб, "барабашки", инопланетяне и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное, игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

· индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той же "субкультуры детства", только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство "высокого" искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);

· индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);

· индустрия интеллектуального и эстетического досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на "исправление нравов" посредством эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне соответствует еще сохраняющемуся в культуре западного типа "просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";

· система организации, стимуляции и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида;

· разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях:

· всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания.

Жанры массовой культуры

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех.. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют последнее время, “чиллер” (от англ. chill - дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.

В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах.

Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.

Повторяемость - это свойство мифа - в этом глубинное родство массовая и элитарной культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - “Чапаев”, “Адъютант его превосходительства”, “Семнадцать мгновений весны” - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка.

Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.

Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом. Тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический,хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что такое пространство, в сущности, нелепо.


Похожая информация.


Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления.

Один из аргументов её критиков состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.

Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».

Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.

В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в таких критических высказываниях происходит логическая подмена: понятие «массовая культура» подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение от знакомства с ними.

Рассмотрим ещё один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведёт к их опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.

Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.

Само по себе выступление фигуристов - массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе проблему взаимодействия высокого и массового искусства.

Словарь

Массовая культура - коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.

Средства массовой информации - периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации.

Таблоид - тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.

Практические выводы

1. Современная массовая культура предлагает широкий выбор образцов и стилей поведения. Каждый в рамках этого многообразия делает свой выбор. Важно, чтобы этот выбор был осознанным, ответственным и продиктованным значимыми целями.

2. Массовая культура очень разнородна. Ряд её продуктов - книг, фильмов, теле- и радиопередач - гуманистичны по направленности, насыщенны по содержанию, оригинальны по форме. Наряду с такими произведениями есть немало низкопробной продукции. Постоянное потребление такой «духовной пищи» оглупляет человека, делает его нравственно неразборчивым, невосприимчивым к подлинно прекрасному в искусстве.

3. С появлением телевидения, а затем и Интернета значительно расширились возможности распространения образцов массовой культуры, прежде всего развлекательных передач, боевиков, сериального «мыла». Вместе с тем сегодня телевидение представляет широкий круг познавательных и развивающих передач. Не следует исключать их из своей индивидуальной сетки просмотра.

Документ

Из работы современного отечественного культуролога К. Э. Разлогова.

По проблемам массовой культуры у нас и за рубежом написано немало. Одни видели в ней абсолютное зло, подлежащее искоренению, другие - неизбежные издержки на пути к демократизации. Лишь немногие смутно сознавали, что речь идёт о качественно новом феномене, принципиально отличающемся от совокупности традиционных форм функционирования культуры...

Массовая культура зародилась в конце XIX в. в результате кризиса культуры классической. Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. - роман... Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере - комиксам. В 1895 г. был изобретён кинематограф - новая форма творчества, близкая всем, не требующая даже элементарной грамотности для своего восприятия. Третий раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) - лёгкая музыка, захватившая радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившая с экранным творчеством славу «развращения» широких масс...

Действительно, произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам, нежели классические шедевры и работы авангардистов. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и читателем, зрителем, слушателем... Массовая культура наоборот эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.

Вопросы и задания к документу

1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему? 2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню? 3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?

Вопросы для самопроверки

1. Что включает в себя массовая культура? 2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 3. Каковы особенности рынка массовой культуры? 4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими? 6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Задания

1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что бы вы могли добавить в этот перечень?

2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.

3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?

4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?

5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?». Вот как распределились ответы.

Как менялось понимание людьми функций телевидения? Укажите возможные причины таких изменений.

Мысли мудрых

«Наши массы заслуживают чего-то большего, чем зрелищ».

В. И. Ленин (1870-1924), российский мыслитель
и политический деятель

Индустрия "субкультуры детства" (детская лит-ра и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сооб-ве;

Массовая общеобразоват. школа, тесно коррелирующая с целевыми установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об окружающем мире, к истор. социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

Средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ. практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ "заказчика", т.е. фактически формирующие обществ. мнение по тем или иным проблемам в интересах данного "заказчика";

Система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, "патриотического" воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит. благонадежность и желат. электоральное поведение людей, "мобилизационную" готовность об-ва и т.п.;

Массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерич. "патриотизм", социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций ("наши - не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям ("мировой заговор", "поиски инопланетян" и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рац. постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

Массовые полит. движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые полит. акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит. программ, на поддежку к-рых их мобилизуют методом нагнетания коллективного полит. или националистич. психоза;

Система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит. ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ. сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы "элитных" образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления разл. социальных благ в самоцель существования;

Индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п), являющаяся специфич. областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физич. данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеол. установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физич. подготовленностью;