Музей в крепости Раддуш. Славянские находки. Славянские музеи в Европе. Аркона – последняя языческая крепость славян

Праздник Водосвет-ВОДОКРЕС 19 января В этот день предки отмечали праздник Водосвет. Считалось, что собственно в этот день, вода делалась светлой и превращалась в целебную. По традиции в этот день купались в проруби. Если окунуться смелости не хватало, то можно было взять с собой этой воды и облиться ей в теплом месте. После того, как все искупались, собирались гости и желали друг другу здоровья до следующего Водосвета. Вода всегда считалась самым сложным и в тоже время самым простым веществом на планете. До сих пор она считается до конца не изученной. Понимали это и древние славяне. Само слово «вода» происходит от слова «веда», то есть люди приписывали воде свойства впитывать в себя информацию и передавать ее на большие расстояния. Вода способна накапливать как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить биополе человека, либо наоборот разрушить его. Праздник Водосвет проводился на улице у любого водоема, где мужики прорубали прорубь. Бабы украшали проруби разноцветными лоскутами. Праздник заключался в том, что в песнях славили Мары-Марицы-Водицы. После этого в прорубь бросали подарки: зерно и хлеб. После этого начинали окунаться сами. Считалась, что такое купание заряжает человека здоровьем на весь будущий год. Считали, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что открывается путь общения между людьми и центром Галактики. Начинает действовать своего рода канал связи с космосом, и все что туда попадает, структурируется. Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалась хорошим проводником. Вообще много внимание уделяли поклонению воде. Они преклонялись перед дождем, который как считалось, оплодотворял землю. Одно из приветствий было: «Будь здрав как вода». Верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит какое здоровье будет у человека. Покровительницей воды считалась богиня Макоша. Можно заметить, что обычаи этого праздника очень напоминают православный праздник Крещения. Христиане заменили Водосвет на крещение Господне, а суть и традиции остались прежними. Приближается Водокрес! Ровно 19 января, после пяти часов пополудни, вся вода в открытых источниках приобретет следующие свойства: станет бесцветной, приобретет сладковатый вкус, кислотность изменится и станет в пределах 8,4 – 10,5 мВ. Вот заключение врачей: - Вода, собранная 19 января из открытых источников, является биостимулятором, благотворно влияющим на иммунную систему, оказывает антиоксидантную защиту. Эта вода улучшает обмен веществ, повышает кровяное давление, благотворно влияет на аппетит и самочувствие. Ведет к заживлению ожогов, язв и пролежней. Да просто – это та самая Живая Вода, известная нашим предкам появляется в назначенный час, в назначенном месте. Во всех открытых водоемах. Также проявляется это свойство в снеге, если его собрать и растопить в этот день. Только представьте, какое реальное, доказанное учеными чудо свершается прямо у нас на глазах! И, кстати, Живая Вода появляется настолько давным – давно, что всем уже привычными стали сказки о воскрешении с помощью «мертвой» и «живой» воды.А в северных деревнях это «привычное чудо» использовали так: в этот день молодые шли купаться в прорубях для здоровья и веселья, набирали воду для больных и просто «про запас», хозяйственные мужики засыпали домашние колодцы чистым снегом, чтобы до весны вода оставалась чистой и свежей, а самые домовитые жонки вымачивали холсты на чистом снеге – станут они белые да крепкие после этого. Так и праздновали Водокрес! Дни пробуждения и засыпания Матушки-Земли и сил которые формируют ее, также очень важны для человека и его жизнедеятельности. Это время пробуждения энергии Воды, Огня, Земли и т.д. Водокрес- время когда вода обладает магической силой. В это время очень важен прямой контакт с Царицей-Водицей. В зависимости от духовной и нравственной чистоты человека, она способна оказывать на него сильное воздействие и даже помощь в излечении и очищении физического и иных тел человека. В эти дни лучше всего находиться вблизи водоемов, рек, купален. Заранее подготовив свой организм постоянным обливанием и холодными душами, мы в радости окунаемся в ледяную январскую воду, чувствуем прилив сил, мощь и жизненную силу, которой заботливо делится с нами Царица-Водица! Слава Матушке-Земле! Слава Царице-Водице! УРА!

Первые известные славянские поселения, находящиеся на территории сегодняшней Украины относятся к VI-VII вв. эти поселения были неукрепленными. В последующие века в связи с угрозами соседних племен, кочевников на юге и финских и литовских племен на северо-западе, стали создаваться укрепленные поселения - города. Укрепления VIII-IX и даже X в. принадлежали, как правило, не многолюдным общинам, которые не имели возможности сооружать мощные крепостные сооружения. Основная задача укреплений была не дать врагам внезапно ворваться в поселение и прикрыть защитников крепости, которые могли вести обстрел неприятеля из укрытия. Поэтому в постройке укреплений старались максимально использовать естественные преграды, ландшафт местности: реки, крутые склоны, овраги, болота. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди рек или болот. Но подобные поселения были не очень удобны в повседневной жизни из-за сложности связи с окружающим пространством и не имели возможности территориального роста. И пригодные острова не всегда и не везде можно найти. Поэтому наиболее распространенными были поселения на высоких мысах – «останцах». Такие поселения, как правило с трех сторон охватывались реками или крутыми склонами, с напольной стороны поселение защищалось рвом и валом. Поверх вала устраивали деревянный частокол или горизонтальные бревна зажатые между двумя столбами – «заплот».

Поселения Березняки III-V вв.

В X-XI вв. военно-политическая обстановка изменилась, на юге все активнее действовали печенеги, на западе Польша, на северо-западе прибалтийские племена. Рождение и развитие в это время феодального государства дало возможность строить более мощные укрепления. В это время появляются феодальные замки, княжеские крепости и города, где главную роль играет не сельское хозяйство, а ремесло и торговля.
Замки служили опорными пунктами и местом жительства феодалов.

Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. (Реконструкция Б.А. Рыбакова.)

Городские укрепления чаще всего состояли из двух оборонительных линий: центральной части- детинца и второй линии – окольного города.

Город-замок на Днепре у с. Чучинка. (Реконструкция по данным раскопок В.О. Довженко)

Крепости строили в основном в пограничных районах и заселяли их гарнизонами.

Руководство строительством укреплений лежало на военно-инженерных специалистахгородчиках или городщиках. Они нетолько руководили строительством укреплений, но и следили за их состоянием и своевременным ремонтом. Городовое дело, как один из тяжелых видов феодальных повинностей, лежало на плечах зависимого населения, в Новгородских и псковских землях часто использовали наемную рабочею силу.

Постройка крепостных сооружений требовала больших материальных и людских ресурсов. Так на постройке «города Ярослава» в Киеве в течении пяти лет должны были непрерывно работать около тысячи человек. На постройке небольшой крепости Мстиславль должны были трудиться примерно 180 человек в течении одного строительного сезона.

Основной тактикой захвата укреплений в X- XI вв. был внезапный захват – «изъезд» или «изгон», если он не удавался, то приступали к систематической осаде - «облежание». Осада приводила к успеху в том случае если запасы воды и провизии осажденных заканчивались, на прямой штурм решались только в случае слабости укреплений или гарнизона.

Укрепления XI в. располагались на высоком месте или на низменном, в любом случае крепость должна была иметь широкий обзор, чтобы неприятель не смог незамеченным подойти к ней. Фронтальная стрельба со стен по всему периметру препятствовала штурму укреплений. В систему укреплений входили ров, вал и мощные стены.

В XII в. широкое распространение получили круглые крепости, их располагали на ровной поверхности с большими открытыми пространствами по периметру. В таких крепостях была возможность беспрепятственно делать колодцы, что было очень важно на случай длительной осады и вести фронтальный обстрел врагов во всех направлениях, так как рельеф местности не мог создать не простреливаемые участки обороны.

Мстиславль. (Реконструкция П.А. Раппопорта, рис. Арх. А.А. Чумаченко)

Оборона некоторых крепостей состояла из ряда параллельных, как правило, овальных колец укреплений

Древний Новгород. Х в.

Укрепления многих крупных городов состояли из детинца построенного как мысовое укрепление, т. е ограниченное с трех сторон естественными преградами и имевшую одну напольную сторону. Окольный город прикрывал посад и строился уже подчиняясь рельефу местности и той площади которую надо было защитить.

Основой русских крепостей XI - XII вв. были земляные части оборонительных сооружений, это естественные склоны, искусственные валы и рвы. Особое значения в системе обороны имели валы. Их насыпали из грунта, основой которого обычно был грунт полученные при копании рва. Передний склон валов был от 30 до 45 градусов, тыльный склон 25-30 градусов. На тыльной стороне вала иногда делали террасу на половине его высоты для перемещения защитников крепости во время боя. Для подъема на вершину вала делались деревянные лестницы, иногда лестницы вырезали в самом грунте.

Высота валов средних по величине укреплений была не более 4 м., валы крупных городов были значительно больше: Владимира 8 м., Рязани 10 м., город Ярослава в Киеве 16 м. Иногда валы имели внутри сложную деревянную конструкцию которая препятствовала расползанию насыпи и связывала ее. В древнерусских крепостях такая конструкция представляла собой забитые землей дубовые срубы.

Наиболее ранние конструкции внутри вала относятся к крепостям Х в. это Белгород, Переяславль, крепость на р. Стугне (городище Заречье). В этих крепостях в основе вала стоят вплотную друг к другу дубовые срубы, с выпуском бревен примерно 50 см. Лицевая стенка срубов находилась точно под гребнем вала, а сам сруб уходил в его тыльную часть. Под передней частью вала перед срубом размещен решетчатый каркас из бревен, сколоченных железными костылями и заполненный кладкой из сырцовых кирпичей на глине. Вся конструкция засыпалась землей формирующей скат вала.

Вал и крепостная стена Белгорода Х в. (Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова)

С XI в. конструкцию вала из-за трудоемкости изготовления стали делать проще, лицевая часть вала была просто земляной, остался лишь каркас из срубов набитых землей. Такие валы были в Черторыйске, в городище Старые Безрадичи, в городище у Сунгиревского оврага около Владимира, в Новгороде и др. При значительной ширине вала ставился сруб с несколькими поперечными стенками поперек вала (вал древнего Мстиславля).

Для устранения оползания вала в его основании ставили срубы небольшой высоты. Часть клетей с внутренней стороны вала землей не заполняли, а оставляли для использования в качестве жилых или хозяйственных помещений. Особенно широко такой прием использовался в крепостях XII в.

Рвы в русских крепостях XI-XII вв. обычно были симметричными в профиль, с углом наклона 30-45 градусов. Глубина рва обычно была равна высоте вала. Вал насыпали примерно на расстоянии одного метра от рва.

Большинство крепостей на Руси в XI-XII вв были деревянными, они представляли собой бревенчатые срубы рубленные « в обло». Первая простейшая конструкция бревенчатой стены представляет собой сруб из трех стенок соединенный со вторым таким же срубом коротким отрезком бревна.

Крепостная стена XII в. (Реконструкция П.А. Раппопорта)

Второй вид, это стены состоящие из плотно поставленных друг другу срубов длиной 3-4 м. Каждое такое звено в независимости то конструкции называлось гродней. Если оборонительные валы имели внутри деревянные срубы то стены были непосредственно с ними связаны, вырастали из них. Недостатком таких стен был перепад по высоте стен из-за неравномерности усадки срубов, что делало неравномерным боевую площадку и быстрое загнивание смежных стен срубов из-за плохого проветривания.
Высота стен составляла 3-5 м. в верхней части стены устраивали боевой ход прикрытый бревенчатым бруствером. Такие устройства назывались – забралами. Вероятнее всего уже в XII в забрала делали с выступом в перед, что давало возможность вести не только фронтальный обстрел противника, но и поражать неприятеля стрелами или кипятком в низу у подножья стен.

Двойной забрал. По В. Ласковскому

Если передняя стенка забрала была выше человеческого роста, то для удобства защитников делали особые скамейки, называвшиеся - кровати.

Забрал с кроватью. По В. Ласковскому

Сверху забрало прикрывали кровлей, чаще всего двухскатной.

В большинстве крепостей проезд внутрь осуществлялся через ворота расположенные в проезжей башне. Уровень ворот располагали у основания вала, над воротами особенно в крупных городах устраивали надвратные церкви. Если перед воротами был ров, через него делали узкий мост, который в случае опасности уничтожался защитниками крепости. Подъемные мосты на Руси в XI-XII вв использовались очень редко. Кроме основных ворот в крепостях устраивали потайные лазы, в земляных валах, которые использовались для вылазок во время осады. Крепости XI-XII вв строили чаще всего без башен если не считать ворот и сторожевых вышек, предназначенных для обзора местности.

С начала XIII в стал все более часто использоваться штурм крепости в место пассивной осады. Рвы забрасывались вязанками хвороста – «примет», на стены забирались при помощи приставных лестниц. Начинали использовать камнеметные машины. С появлением на Руси монголов полностью сформировалась новая тактика взятия крепости. Основным оружие для борьбы с крепостями были камнеметы (пороки), которые устанавливали на расстояние 100-150 м от стены. Весь город по периметру огораживали частоколом, что бы обезопасить себя от атак осажденных. Камнеметы методично обстреливали определенный участок стены и после его полного или частичного разрушения и массированного обстрела из луков шли на приступ. Ответную стрельбу на разрушенном участке стен осажденные защитники дать уже не могли, и атакующие прорывались в внутрь крепости.Так были взяты штурмом и уничтожены почти все города, особенно в районе Среднего Поднепровья.

Появления новой тактики штурма, повело к изменению в строительстве крепостей. Первыми в этом стали земли Галицко-Волынские, Владимиро –Суздальские и Новгородские земли, как наиболее удаленные от влияния монголов.
Новые крепости стараются строить на возвышенностях, что бы не было возможности подкатить на достаточное близкое к ним расстоянием камнеметные машины. В Волынском княжестве строятся высокие каменные башни – донжоны (20-29 м) с которых можно вести обстрел нападающих. Строили их обычно у самых опасных участков обороны.

Черторыйск XIII в. (Реконструкция П.А. Раппопорта)

Появляются несколько оборонительных колец валов и стен с напольной стороны крепости. В результате третья основная стена укреплений, которую надо разрушить находится на значительном расстоянии от первой стены. В Галиче это расстояние составляет 84 м. поэтому для обстрела третьей стены надо подкатить камнемет на 50-60 м. к первому оборонительному рубежу, при этом защитники крепости непрестанно обстреливают с близкого расстояния тех кто обслуживает камнеметы.
В XIV в. в Северо-Восточной Руси сложилась своя новая система обороны. Большую часть периметра крепости прикрывали естественные преграды: реки, овраги, крутые склоны. Напольную строну защищали мощными рвами, валами и стенами. Стали ставить башни с выносом за стену, чтобы можно было вести фланкирующий обстрел неприятеля. Участки стен между башнями старались делать прямыми для более успешного поражения неприятеля. Среди крепостей выполненных по такому принципу можно назвать: Старицу (Тверская земля), Романов, Вышгород, Плес, Галич-Мерьский и др.
Крепости такого типа, с одной мощной укрепленной стороной и менее укрепленными остальными, закрытыми естественными преградами, требовали меньших затрат на их сооружения и максимально соответствовали возможности отражать штурм неприятеля.
Начиная с XV в. в связи все более усовершенствованием камнеметов и появления артиллерии, стены стали делать толще, из двух рядов бревен, появились стены из двух и трех секционных срубов, внутреннее пространство которых заполнялось землей. Для устройства бойниц нижнего боя, землей засыпалась часть клетей, другие оставляли пустыми для размещения орудий и стрелков. Засыпанные землей стены выдерживали пушечные удары не хуже каменных стен.
К середине XV в, с ростом мощи артиллерии, стало возможным вести обстрел крепости с любой стороны, естественные преграды уже не защищали от вражеского обстрела и штурма как раньше. С этого времени башни располагают по всему периметру обороны, а прясла стен между башнями выпрямляют для возможности фланкирующего обстрела. Начинается создание регулярных – прямоугольных в плане крепостей, с башнями по углам. Кроме прямоугольника план крепости делали в виде пятиугольника, треугольника, трапеции. Если рельеф местности не позволял делать геометрическую правильную форму крепости, то башни равномерно распределяли по периметру, а участки между башнями максимально выпрямляли.

Конструкции крепостных стен

Самым простейшим укреплением первых крепостей был ров с валом на котором устанавливали невысокий тын из врытых вертикально в землю бревен с заостренными концами.

Простейшее тыновое укрепление представляет из себя стену различной высоты, оборона которой велась поверх тына или через специальные бойницы. Более сложный тип это тын с двойным боем он состоит из: «верхнего боя», помост которого располагался на поперечных рубленных стенках и нижнего «подошвенного боя».

Тыновая ограда с верхним и подошвенным боем по В. Ласковскому

По расположению тына различали «стоячий» острог это когда ограда расположена перпендикулярна земле и «косой» острог с наклоном тына в сторону огораживаемого пространства.

А- косой острог, Б – засыпная тыновая ограда, В – переходный тип от тыновых оград к стенам. По В. Ласковскому

Существовали тыновые стены с «иглами», это наклонные бревна подпорки, острые концы которых были направлены наружу.

Более серьезную защиту давала засыпная тыновая ограда, когда пространство между тыном и задними стойками засыпалось землей. Другой вид засыпного острога является переходным к рубленным стенам. Здесь невысокая тыновая ограда, играющая роль бруствера, помещена на стоящие вплотную друг к другу срубы заполненные землей. Более прочными и долговечными являются рубленные стены. Древним типом рубленных стен являются «гродни» поставленные вплотную срубы.


Стены рубленные гроднями. Мангазея. XVII в. Реконструкция

Недостатком подобной конструкции было быстрое загнивание боковых примыкающих друг к другу стен и неравномерная осадка срубов, что приводило к большим перепадам высоты площадки верхнего боя.

Данные недостатки устранялись в устройстве стен «тарасами». Такие стены получили широкое применение в XV в. Наружные и внутренние стены делались цельными и соединялись между собой поперечными стенами на расстоянии 3-4 сажени, внутри засыпались землей или камнями.

Аксонометрический разрез стены, рубленный «тарасами», г. Олонца (1649 г.), реконструкция

Для придания большой устойчивости основание стен уширяли откосами.

Разрез стены с уширенным основанием. По В. Ласковскому

Другой тип стен «тарасами» был более сложным. Поперечные стены находились на наружной поверхности на расстоянии сажени друг от друга, а у внутренней сходились образуя треугольные клети. Причем расположение бревен поперечных стен чередовалось через каждые два венца продольных. Такая конструкция придавала большую устойчивость и затрудняла для осаждающих сделать в ней частичный обвал.

Стены города Коротояка (1648 г.)

Высота рубленных стен по письменным источникам составляла 2,5-3 сажени, ширина стен от 1,5 до 2-х саженей. Тыновые стены имели высоту от 1,5 до 2-х саженей.

С распространением огнестрельного оружия в XVI веке, когда в обороне стали применять огненный бой, в конструкции стен появился нижний ярус обороны подошвенный бой. Для этого в тарасах делали ниши с бойницами в передней стенке.

План и разрезы стен Тарасами с нижним боем. По В. Ласковскому

Для стрелков верхнего боя поверх тарас был настлан бревенчатый пол («мост») прикрытый бревенчатым бруствером с бойницами и укрытый сверху двухскатной кровлей. Верхний бой нависал над стеной, образуя «облам» для стрельбы с верху, сброса камней и обливания смолой штурмующего стены неприятеля.

Стены г. Олонца (1649 г.). По В. Ласковскому

Деревянные рубленные стены имели двухскатную кровлю, стропильная конструкция которой держалась на внешней стене и на внутренних столбах опиравшихся на выпуски верхних бревен стенок-перерубов. Кровлю крыли обычно в два теса, реже в один, но тогда использовали нащельник или под тес клали дрань.

Башни до XIII в. имели ограниченное применение, они носили разные названия: «вежа», «стрельница», «костер», «столп». Термин башня появился в XVI в. Башни в плане делали четырехугольными, шести и восьмиугольными. Многоугольные башни позволяли увеличить поле обстрела, особенно удачно они вписывались в крепости со сложной конфигурацией плана.

Угловая башня Олонецкой крепости. XVII в. Реконструкция

Четырехугольные башни чаще ставили в крепостях с геометрически правильной конфигурацией. Верхняя часть башни, особенно более позднего периода, имела более широкие чем основание размеры сруба, такое нависание срубов на бревнах консолях создавало «облам». Через полученную щель можно было поражать врагов скопившихся у основания башен. В стенах башен делались бойницы в размер применяемого оружия. Бойницы для пищалей составляли 8-10 см и были с наружи с боку и снизу расширены для увеличения обстреливаемого пространства, для пушек размер бойницы был 30х40 см.

Башня Братского острога. 1654 г. Реконструкция по В. Ласковскому

Башни как правило были многоярусными, этажи соединялись внутренними лестницами, в некоторых случаях на верхний ярус вела наружная лестница, особенно когда нижний этаж использовался под жилье (башня Братского острога). Венчала башню обычно шатровая кровля, с полицами или без них. Сверху шатра иногда устраивали смотровую вышку.

Башня города Красноярска. По В. Ласковскому

Каркас кровли мог быть выполнен из бревен или иметь стропильную конструкцию сверху каркас зашивался тесом. Концы тесин иногда украшались усеченными пиками.

Первые крепости славян были достаточно примитивными, что тем не менее вполне соответствовало уровню военного искусства того времени. Арабский географ Аль-Бакри, живший в X веке, видел, как славяне возводят свои укрепления. "И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши ее досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту".

По гребню вала ставили деревянную ограду - частокол или заполот (стена из вертикально врытых на некотором расстоянии друг от друга бревен, соединенных между собой горизонтально уложенными бревнами или плахами). Подобную ограду позднее сменила более надежная крепостная стена из срубов-городен.

Деревянным укреплениям на Руси отдавали предпочтение главным образом благодаря обилию материала, богатым плотницким традициям и скорости возведения. Первую каменную, вернее каменно-деревянную, крепость, датируемую VIII веком, археологи открыли под Старой Ладогой на Любшанском городище. К числу древнейших русских каменных фортификаций относятся также крепости на Труворовом городище под Изборском (IX век) и в Старой Ладоге (конец IX века).

В XI-XIII веках среди множества деревянных крепостей, покрывавших густой сетью русскую землю, начинают появляться каменные фортификационные сооружения. Как правило, это отдельные башни и прясла стен (пространство между башнями). В Киеве, например, были построены Софийские ворота и Золотые ворота с Благовещенской надвратной церковью. В Переяславле следует вспомнить Епископские ворота с церковью святого Федора Стратилата и примыкающие к ним отрезки стен, во Владимире - Золотые и Серебряные ворота.

К началу монголо-татарского нашествия каменных крепостных сооружений на Руси оказалось все-таки слишком мало. Феодальная раздробленность Руси и превосходная осадная техника у монголов привели к тому, что русские деревянные крепости после отчаянного и по большей части кратковременного сопротивления были сметены монголами. Столицы княжеств Рязань и Владимир, имевшие первоклассные по тем временам укрепления, пали соответственно на шестой и пятый день осады. А феноменальную семинедельную оборону небольшого Козельска можно объяснить не только мощью укреплений и мужеством защитников (другие города оборонялись не менее яростно), но и его исключительно выгодным положением в речной петле. Вторжение завоевателей прервало естественное развитие отечественного каменного фортификационного зодчества на полтораста лет. Традиции сохранялись и развивались только в Новгородской и Псковской землях, не затронутых монгольским нашествием.

Каменные твердыни, защищавшие важнейшие города и дороги, стали костяком обороны Московского государства, а его плотью можно считать деревянные крепости, густой сетью покрывавшие Россию от Дальнего Востока до Швеции. Особенно много деревянных крепостей было на юге, где они служили ячейками многочисленных укрепленных линий и засечных черт, преграждавших дорогу крымским татарам в центральные уезды России. В анналах отечественной истории сохранилось немало случаев, когда неприятель, вооруженный самыми современны ми по тем временам стенобитными орудиями, неделями в бессильной ярости топтался у обгорелых стен того или иного деревянного городка и в конце концов с позором удалялся.

Деревянные крепости можно очень быстро построить, и в этом одно из главнейших их достоинств. Даже небольшую каменную крепостицу нужно строить несколько лет, в то время как возведение большой деревянной крепости за один сезон, а то и меньше, было делом обычным.

На театрах военных действий и в районах, где строительство было небезопасно из-за возможного нападения неприятеля, широко применяли метод сборного строительства. Папский посланник так описал поразивший его военно-технический прием: "После того, как инженеры предварительно осмотрели места, подлежащие укреплению, где-нибудь в довольно далеком лесу рубят большое количество бревен, пригодных для таких сооружений; затем, после пригонки и распределения их по размеру и порядку, со значками, позволяющими разобрать их и распределить в постройке, спускают вниз по реке, а когда они доедут до места, которое намечено укрепить, их тянут на землю, из рук в руки; разбирают знаки на каждом бревне, соединяют их вместе и в один миг строят укрепления, которые тотчас засыпают землей, а в то время являются и их гарнизоны".

Подобным образом во время похода на Казань весной 1551 года построен город Свияжск. Крепостные стены протяженностью около 2,5 километра, множество домов, складов и церквей были возведены всего за месяц. А в годы Ливонской войны сборным методом около Полоцка "с неслыханной быстротой" поставили несколько русских крепостей: Туровлю, Сушу, Красну, Козьян, Сокол, Ситну, Улу, Копие.

«Мимо острова Буяна», который красочно описал Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане», проплывала не только пресловутая бочка с героем произведения Александра Сергеевича, но и армада датских конунгов, желавших покорить земли свободных прибалтийских славян. Именно такую связь между островами Буян и Руян проводил историк Вилинбахов, доказывая тождество названий легендарного острова.

Культ Святовита

Руян со столицей Арконой был одной из последних языческих крепостей древнейшей и автохтонной славянской цивилизации, западного её крыла - земель полабско-ободритских славян.

В современной Германии реконструировано много славянских святилищ, и это неудивительно, ведь вся её территория за Одером (славянское название - Одра) и Эльбой (Лаба) вплоть до Средних веков была населена многочисленными славянскими племенами, известными под именами лютичей, вильцев, бодричей, поморян, сербов-сорбов и многих других. Немцы и остальные германские и романские народы называли прибалтийских славян вендами. Часто венды-венеды упоминаются в качестве прародителей славян.

Со временем почти все эти племена были ассимилированы мощнейшим германско-католическим натиском на восток. Но до сих пор в Германии сохранили свою идентичность славяне-сорбы (их численность - порядка 250 000 чел.). Этот реликтовый этнос остался нам в память о былой славянской гегемонии в том регионе и упорном длительном сопротивлении полабских славян немецкой колонизации. Ассимиляция носила кровавый характер, наблюдался мощный отток славянского населения этих земель в соседние братские страны - Польшу и Чехию. Но особенно ожесточённая борьба происходила на самом севере земель полабских славян – на острове Руян (Рюген), у мыса Аркона.

Там находился одноимённый культовый центр славян балтийского пространства. Посвящён он был славянскому божеству Свентовиту. Бог этот отвечал за плодородие и был центральным в пантеоне божеств жителей Руяна.

Датский хронограф XIV века Саксон Грамматик в своей работе «Деяния данов» дал подробное описание Арконы и капища с жрецом Святовита (Свентовита). Идол Святовита имел четыре лика, обращённые по сторонам света, и держал в своей длани рог с вином. По уровню вина в нём служитель культа определял степень урожайности на грядущий год.

Центральным праздником в солярном языческом цикле был день осеннего равноденствия - именно в сентябре начинался славянский новый год и организовывались гуляния с пиршествами и хороводами прямо в святилище Свентовита. Руяне готовили большой медовый пирог высотой с человеческий рост. Жрец становился за него и вопрошал собравшихся: «Видно ли меня?» Если было видно, то он желал, чтоб на следующий год пирог полностью затмил его.

На территории Арконы размещался склад всех богатств. Руяне отдавали жрецу Свентовита около трети добытых средств. В его амбарах и закромах находились драгоценности и одежда, много тканей и иные ценности. В конюшне при капище были около 300 лошадей. Жрец был центральной фигурой в государстве непокорного острова. Именно он планировал маршруты и тактику военных походов, в том числе, пользуясь широко применяемой гадательной практикой. Саксон Грамматик описывал ритуал, связанный с белым конём, который перешагивал через символические ворота, сделанные из трёх копей. Если конь ступал правой ногой, то поход будет удачным, если левой, то стоит пересмотреть направление движения войска. Конь был неприкосновенен, ухаживать за ним мог только сам жрец, а вырвать даже волосок из его гривы считалось тяжелейшим проступком.

Натиск на Восток

Руяне занимались не только земледелием и скотоводством, но были поистине покорителями морских просторов. Они контролировали огромную территорию Балтийского моря, ведя постоянные войны с викингами. Некоторые датские провинции даже платили дань славянам Руяна.

Возможно, экспансионистская политика прибалтийских славян была отчасти связана с их ответной реакцией на известную германскую идеологическую парадигму Drang nach Osten - «Натиск на Восток» - ведь попытки колонизировать земли руян и обратить их в христианство имели место практически на всём протяжении славяно-германских контактов, начиная с франкских времён. Существует мнение, что киевский князь Владимир Святославович (Красное Солнышко) воздвиг языческий пантеон в Киеве, на Подоле, в 980 году из солидарности с восставшими славянскими родичами Арконы.

Находясь в окружении агрессивных соседей, Аркона сопротивлялась долго, пока в 1168 году не была разрушена войском датского конунга Вальдемара I, победившим руянского князя Яромира.

Камни святилища Арконы пошли на строительство католической церкви в Альтенкирхене в 1185 г. Один из них - с изображением жреца Свентовита - хранится там до сих пор.

Величайший деятель Реформации Филипп Меланхтон писал, что после падения Арконы и её полного разграбления колонизаторами – католиками - большинство славян-руян мигрировало на восток, туда, где сейчас побережье Рижского залива. Он также этимологически связывал имена Риги и руян. Вполне возможно, что руяне нашли пристанище у родственных им язычников-балтов, предков современных латышей. Ведь известно, что балтские и славянские племена наиболее близки генетически, культурно и лингвистически по сравнению с иными индоевропейскими народами.

Аркона и Рюрик

С Арконой связана также антинорманистская доктрина Ломоносова, в которой великий русский учёный постулировал версию о руянских славянских корнях Рюрика и его окружения. Михаил Васильевич считал, что призванные в 862 году новгородцами варяги были выходцами с Руяна либо иных земель прибалтийских славян и никакого отношения к германцам не имели.

В легенде о новгородском старейшине Гостомысле упоминается о родах прибалтийских славянах, находящихся в тесном родстве с кланами ильменских словен. Так, по этому сказанию Гостомысл призвал послов из всех соседних со словенами племён княжить его внука Рюрика, рождённого от Умилы-дочери легендарного старейшины.

Таким образом, находясь на более высоком уровне социальной, культовой организации, Аркона могла быть ещё и «кузницей управленческих кадров» для соседних славянских земель.

Славянская цитадель Балтики Аркона напоминает нам о великой эпохе господства развитой духовной культуры наших предков.

Славянская крепость Раддуш сама по себе уникальна и только ради нее уже можно ехать под Берлин, но специальная композиция, которая открыта в строении – небесный диск из Небры стала настоящей сенсацией и заставила тысячи туристов посетить это незабываемое место.

Великая крепость Раддуш и небесный диск

Славянскую крепость Раддуш возвели предки теперешних лужичан в IX-X веках. Крепость представляет собой оборонительное сооружение круглой формы. В давние времена она не раз спасала жизни населения и служила им защитным убежищем от врагов. Для того чтобы крепость смогла выполнять максимально полноценно свои оборонительные функции ее внутренние полости заполняли глиной, землей и песком.

В Лужице ранее таких строений было немало. Но к 963 г. маркграф по имени Геро, атаковал и захватил всю территорию Нижней Лужицы, таким образом, поставив точку на Раддуше, как на крепости стратегического и военного значения. Шли года, и крепость теряла свой внешний облик. На этом ее великая история могла бы и закончится, но ей была уготовлена повторная известность и слава.

В начале двадцатого столетия ее еще можно было распознать как крепость кольцевидной формы с деревянной основой. Далее была реконструкция. Сегодня же сооружение выполнено с помощью технологий, которые максимально приближены к технологиям старинного оригинала.

Археология в Нижней Лужице

Туристы могут увидеть не только крепость, но и посетить в любое время года. Ежедневно там открыта интересная композиция «Археология в Нижней Лужице», благодаря которой можно много узнать о необыкновенной истории крепости, страшных сражениях и истории всего данного региона, в общем. Также вы увидите интересную выставку, что посвящена так называемому «небесному диску из Небры». Это старинный артефакт, который был обнаружен нелегальными археологами и кто знает, чтобы с ним было, если бы не работа швейцарской полиции. Благодаря задержанию нарушителей, археологическая ценность была изъята и доставлена для всеобщего обозрения в музей.

Диск выполнен из бронзы с элементами золота. На нем изображена Луна, Солнце и тридцать две звезды, в том числе и известные Плеяды, про которых в древние времена было сложена немало легенд. Ученые до сих пор не знают, для чего именно мог использоваться этот диск. Также вы увидите древний колодец, браслеты, мечи, топора, игрушки, которые ранее служили славянскими ритуальными фигурками и многое другое.