Народы жившие в крыму до ix века. Крым: население городов и этнический состав. в лагере Дария

Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы. Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям. Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.

Древние народы Крыма

Во времена Юрского периода Земли, когда человека еще не было, на месте горного Крыма располагалась северная окраина суши. Где сейчас расстилаются крымские и южно украинские степи, разливалось огромное море. Вид Земли постепенно менялся. Поднималось дно моря, и там, где были морские пучины, появлялись острова, выдвигались материки. В иных местах острова материки опускались, и их место занимала безбрежная морская гладь. Громадные трещины раскалывали материковые глыбы, доходили до расплавленных недр Земли, и гигантские потоки лавы изливались на поверхность. Груды пепла многометровой толщей отлагались в прибрежной полосе моря…История Крыма имеет похожие этапы.

Крым в разрезе

По тому месту, где теперь тянется полоса побережья от Феодосии до Балаклавы , в свое время прошла огромная трещина. Все, что располагалось к югу от нее, погрузилось на дно моря, что находилось севернее, поднялось. Там, где были морские глубины, появился низкий берег, где была прибрежная полоса — выросли горы. А из самой трещины вырвались огромные столбы огня в потоки расплавленных горных пород.

История формирования рельефа Крыма продолжалась, когда кончились извержения вулкана, затихли землетрясения и на вынырнувшей из глубин суше появились растения. Если внимательно присмотреться, например, к породам Кара-Дага можно заметить, что этот горный массив пронизан трещинами, здесь часть встречаются редкие минералы.

На протяжении лет Черное море оббивало прибрежные скалы и выбрасывало их осколки на берег и сегодня на пляжах мы ходим по гладенькой гальке, нам встречаются зеленая и розовая яшмы, полупрозрачные халцедоны, коричневые гальки с прослоями кальцита, белоснежные кварцевые и кварцитовые обломки. Иногда также можно встретить камешки, которые ранее были расплавленной лавой, они коричневого цвета, как бы наполненные пузырьками - пустотами или вкраплениями молочно-белого кварца.

Так сегодня каждый из нас может самостоятельно окунуться в это далекое историческое прошлое Крыма и даже прикоснуться к его каменным и минеральным свидетелям.

Доисторический период

Палеолит

Древнейшие следы обитания гоминид на территории Крыма относятся к среднему палеолиту - это стоянка неандертальцев в пещере Киик-Коба.

Мезолит

Согласно гипотезе Райана-Питмена, вплоть до 6 тыс. до н.э. территория Крыма не представляла собой полуострова, а была фрагментом более крупного массива суши, включавшего, в частности, территорию современного Азовского моря. Около 5500 тыс. г. до н.э., в результате прорыва вод из Средиземного моря и образования Боспорского пролива, за довольно краткий период были затоплены значительные территории, и образовался Крымский полуостров.

Неолит и энеолит

В 4-3 тыс. до н.э. через территории к северу от Крыма происходили миграции на запад племён, предположительно носителей индоевропейских языков. В 3 тыс. до н.э. на территории Крыма существовала Кеми-Обинская культура.

Кочевые народы Северного Причерноморья I тысячелетия до н.э.

В конце II тыс. до н.э. из индоевропейского сообщества выделилось племя киммерийцев. Это первый народ, проживавший на территории Украина, о котором упоминается в письменных источниках - «Одиссее» Гомера. Наибольшее и наиболее достоверно рассказал о киммерийцев греческий историк V в. до н.э. Геродот.

памятник Геродоту в Галикарнасе

Упоминания о них находим также в ассирийских источниках. Ассирийская название «киммираи» означает «великаны». По другой версии с древнеиранской - «подвижный конный отряд».

Киммериец

Есть три версии происхождения киммерийцев. Первая - это древнеиранской народ, пришедший на земле Украины через Кавказ. Вторая - киммерийцы появились вследствие постепенного исторического развития праиранской степной культуры, а прародиной их было Нижнее Поволжье. Третья -киммерийцы были местным населением.

Археологи находят вещественные памятники киммерийцев в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе, в Поволжье, на нижнем течении Днестра и Дуная. Киммерийцы были ираноязычными.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни. Позже, в связи с наступлением засушливого климата, они стали кочевым народом и разводили в основном лошадей, на которых учились ездить верхом.

Племена киммерийцев объединялись в крупные союзы племен, которые возглавлял царь-вождь.

У них было большое войско. Оно состояло из подвижных отрядов всадников, вооруженных стальными и железными мечами и кинжалами, луками и стрелами, боевыми молотами и булавами. Киммерийцы воевали с царями Лидии, Урарту и Ассирии.

Киммерийские воины

Поселения киммерийцев были временными, в основном -лагеря, зимовщики. Но они имели свои кузницы и кузнецов, которые изготовляли железные и стальные мечи и кинжалы, лучшие на то время в Древнем Мире. Сами они металл не добывали, пользовались железом, добытым лесостеповиками или кавказскими племенами. Их мастера изготавливали лошадиные удила, наконечники стрел, украшения. Они имели высокий уровень развития керамического производства. Особенно хороши были кубки с лощеной поверхностью, украшенные геометрическим орнаментом.

Киммерийцы умели прекрасно обрабатывать кости. Очень красивыми были у них украшения, сделанные из полудрагоценных камней. Сохранились до наших дней сделаны киммерийцами каменные могильные плиты с изображением людей.

Жили киммерийцы патриархальными родами, которые состояли из семей. Постепенно у них выделяется военная знать. Этому в большой степени способствовали грабительские войны. Их основной целью было ограбление соседних племен и народов.

Религиозные представления киммерийцев известны по материалам захоронений. Знатных людей хоронили в больших курганах. Были мужские и женские захоронения. В мужские захоронения клали кинжалы, уздечки, набор наконечников для стрел, каменные бруски, жертвенную пищу, коня. В женские погребения клали золотые и бронзовые кольца, стеклянные и золотое ожерелье, глиняная посуда.

Археологические находки показывают, что у киммерийцев были связи с племенами Приазовья, Западной Сибири и Кавказа. Среди изделий искусства находили женские украшения, украшенное оружие, каменные стелы без изображение головы, но с тщательно отраженным кинжалом и колчаном со стрелами.

Наряду с киммерийцами центральную часть украинской лесостепи занимали потомки белогрудовской культуры эпохи бронзы, носители чернолесской культуры, которых считают предками восточных славян. Основным источником изучения жизни чорнолисцив есть поселения. Найдено как обычные поселки с 6-10 жилищ, так и укрепленные городища. Линия из 12-ти городищ, построенных на границе со степью, защищала чорнолисцив от нападений номидив. Расположены они были на закрытом природой площадках. Городища окружал вал, на котором строилась стена из деревянных срубов и ров. Чернолесской городище, южный форпост обороны, защищали три линии валов и рвов. Во время нападений за их стенами находили защиту жители соседних поселений.

Основу хозяйства чорнолисцив составляло пашенное земледелие и приусадебное скотоводство.

Незаурядного уровня развития достигло металлообрабатывающее ремесло. Железо использовалось прежде всего на производство оружия. На Субботовском городище найдено крупнейший в тогдашней Европе меч со стальным клинком общей длиной в 108 см.

Необходимость постоянной борьбы с нападениями киммерийцев заставила чорнолисцив создать пешее войско и конницу. В захоронениях найдено немало частей конской сбруи и даже скелет коня, положенного рядом с покойником. Находки археологов показали существование киммерийской суток в Лесостепи достаточно мощного объединения праславян-земледельцев, которое долгое время противостояло угрозе со Степи.

Жизнь и развитие киммерийских племен были прерваны на начала VII в. до н.э. нашествием скифских племен, с которыми связан следующий этап древней истории Украины.

2. Тавры

Почти одновременно с киммерийцами в южной части Крыма проживало коренное население - тавры (от греческого слова "Таврос" - тур). От тавров происходит и название Крымского полуострова -Таврида, введенная царским правительством после присоединения Крыма к России в1783 Древнегреческий историк Геродот в своей книге "История" рассказал, что тавры на горных плато занимались скотоводством, в долинах рек -земледелием, а на черноморском побережье - рыболовством. Они занимались также и ремеслами - были умелыми гончарами, умели прясть, обрабатывать камень, дерево, кости, рога, а также металлы.

Со второй половины I тысячелетия до н.э. в тавров, как и у других племен, появилась имущественное неравенство, сформировалась родовая аристократия. Вокруг своих поселений тавры сооружали укрепления. Совместно с соседями - скифами воевали против греческого города-государства Херсонеса, который захватывал их земли.

современные развалины Херсонеса

Дальнейшая судьба тавров была трагической: сначала - в II в. до н.э. - Их покорил понтийский царь Митридат VI Евпатор, а во второй половине I в. до н.э. захватили римские войска.

В средние века тавры были истреблены или ассимилированы татарами, завоевавших Крым. Самобытная культура тавров была утрачена.

Великая Скифия. Античные города-государства в Северном Причерноморье

3.Скифы

С VII в. к III в. до н.э. ужас на племена и государства Восточной Европы и Ближнего Востока нагоняли племена скифов, Пришедшие из глубин Азии и вторглись в Северное Причерноморье.

Скифы завоевали огромную по тем временам территорию между Доном, Дунаем и Днепром, часть Крыма (территорию современной Южной и Юго-Восточной Украине), образовав там государство Скифию. Обстоятельнее характеристику и описание жизни и быта скифов оставил Геродот.

В V в. до н.э. он лично посетил Скифию и описал ее. Скифы были потомками индоевропейских племен. Они имели свою мифологию, обрядность, поклонялись богам и горам, приносили им кровную жертву.

Геродот выделял среди скифов следующие группы: царские скифы, Живших в низовьях Днепра и Дона и считались верхушкой союза племен; скифы-пахари, Проживавших между Днепром и Днестром (историки считают, что это были побеждены скифами потомки чернолесской культуры); скифы-земледельцы, жившие в лесостепной зоне, и скифы-кочевники, которые поселились в степях Причерноморья. Среди названных Геродотом племен собственно скифами были племена царских скифов и скифов-кочевников. Они господствовали над всеми другими племенами.

Наряд скифского царя и военачальника

В конце VI в. до н.э. в причерноморских степях формируется мощное государственное объединение во главе со скифами - Большая Скифия, в состав которого вошло местное население степных и лесостепных регионов (сколоты). Великая Скифия, согласно Геродоту, делилась на три царства; одно из них возглавлял главный царь, а два других - младшие цари (вероятно, сыновья главного).

Скифское государство - первое политическое объединение на югеВосточной Европы в раннем железном веке (центром Скифии в V-III вв.до н.э. было Каменское городище близ Никополя). Скифия разделялась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Наивысшего подъема достигло Скифия в IV в. до н.э. Оно связано с именем царя Атея. Власти Атея распространялась на огромные территории от Дуная до Дона. Этот царь чеканил собственную монету. Мощь Скифии не пошатнулась даже после поражения от македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского).

Филипп II в походе

Мощной оставалась государство скифов и после смерти 90-летнего Атея в 339 г. до н.э. Однако на границе IV-III вв. до н.э. Скифия приходит в упадок. В конце III в. до н.э. Великая Скифия под натиском сарматов прекращает свое существование. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малые Скифии. Одну, которая называлась Скифское царство (III век до н.э. - III в.н.э.) со столицей в Неаполе скифском в Крыму, другую - в нижнем течении Днепра.

Скифское общество состояло из трех основных слоев: воинов, жрецов, рядовых общинников (земледельцев и скотоводов. Каждая из слоев вела свое происхождение от одного из сыновей первопредка и имела свой священный атрибут. Для воинов это был топор, для жрецов - чаша, для общинников - плуг сигом. Геродот говорит, что особым почетом у скифов пользовались семь богов; именно их считали прародителями людей и творцами всего сущего на Земле.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют, что основу скифского производства составил скотоводство, поскольку оно давало почти все необходимое для жизни - лошадей, мясо, молоко, шерсть и войлок для одежды. Земледельческое население Скифии выращивало пшеницу, просо, конопля и др., причем хлеб сеяли не только для себя, но и на продажу. Земледельцы жили в поселениях (городищах), которые располагались на берегах рек и укреплялись рвами и валами.

Упадок, а затем - распад Скифии были вызваны рядом факторов: ухудшение климатических условий, высыхание степей, упадок экономических ресурсов лесостепи т.д. Кроме того, в III-I вв. до н.э. значительную часть Скифии завоевали сарматы.

Современные исследователи считают, что первые ростки государственности на территории Украины появились именно в скифские времена. Скифы создали самобытную культуру. В искусстве доминировал так называемый. «Звериный» стиль.

Широко известны памятники скифской эпохи курганы: Солоха и Гайманова Могилы на Запорожье, Толстая Могила и Чертомлык на Днепропетровщине, Куль-Оба и др. Найдено царские украшения (золотая пектораль), оружие и т.д.

Скифская золотая пектораль и ножны с Толстой Могилы

Серебряная амфора. Курган Чертомлык

Председатель Диониса.

Курган Чертомлык

Золотой гребешок. Курган Солоха

Интересно знать

Геродот описал обряд погребения скифского царя: Прежде чем похоронить своего царя священной территории - Герра (Приднепровье, на уровне Днепровских порогов), -скифы возили его забальзамированное тело по всем скифских племенах, где над ним совершали обряд памяти. В Герра тело хоронили в просторной гробнице вместе с женой, ближайшими слугами, лошадьми и пр. У царя клали золотые вещи, драгоценные украшения. Над гробницами насыпали огромные курганы - Чем знатнее царь, тем выше курган. Это свидетельствует о имущественное расслоение у скифов.

4. Война скифов с персидским царем Дарием I

Скифы были воинственным народом. Они активно вмешивались в конфликты между государствами Передней Азии (борьба скифов с персидским царем Дарием и др.).

Примерно в 514-512 гг до н.э. скифов решил покорить персидский царь Дарий I. Собрав огромное войско, он переправился наплавного моста через Дунай и двинулся вглубь Великой Скифии. Войско Дарья I, как утверждал Геродот, насчитывало 700 тыс. воинов, однако, как считают, эта цифра в несколько раз преувеличена. Скифское войско насчитывать, вероятно, около 150 тыс. бойцов. По плану скифских военачальников, их войско избегало открытого боя с персами и, постепенно уходя, заманивало врага в глубь страны, уничтожая на его пути колодцы и пастбища. В настоящее время скифы планировали собрать силы и нанести поражение ослабленным персам. Эта "скифская тактика", как назвали ее позднее, оказалась удачной.

в лагере Дария

Дарий построил лагерь на берегу Азовского моря. Преодолевая огромные расстояния, Персидская армия тщетно пыталась отыскать врага. Когда скифы решили, что силы персов подорваны, они стали действовать решительно. Накануне решающей битвы скифы прислали царю персов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Содержание" Скифского дара" Дарию его советник истолковал так: "Если, персы, вы не станете птицами и не полетите высоко в небо, или мышами и не спрячетесь в землю, либо лягушками и не попрыгаешь в болота, то вы не вернетесь к себе, вас потеряют эти стрелы ". Неизвестно, о чем думал Дарий I, Несмотря на эти дары и на скифов, которые строили отряды в бой. Однако ночью, оставив в лагере раненых, которые могли поддерживать костры, он с остатками своей армии бежал.

Скопасис

Царя савроматов, жившего в VI веке до н. э., упоминает в своих книгах отец истории Геродот. Объединив скифские армии, Скопасис разгромил персидские войска под командованием Дария I, пришедшие к северным берегам Меотиды. Геродот пишет, что именно Скопасис регулярно вынуждал Дария отступать к Танаису и не давал ему вторгнуться в Великую Скифию.

Так позорно закончилась попытка одного из мощнейших обладателей тогдашнего мира покорить Великую Скифию. Благодаря победе над персидской армией, которая считалась тогда самой сильной, скифы завоевали славу непобедимых воинов.

5. Сарматы

В течение III в. до н.э. - III в. н.э. в Северном Причерноморье господствовали сарматы, Которые пришли из Приволжско-приуральских степей.

Украинские земли в III-I вв. до н.э.

Как называли себя эти племена мы не знаем. Греки и римляне называли их сарматами, что переводится с древнеиранской как «опоясаны мечом».Геродот утверждал, что предки сарматов жили к востоку от скифов за речкой Танаис (Дон). Он также рассказывал легенду о том, что сарматы ведут свою родословную от амазонок, которых взяли скифские юноши. Однако хорошо овладеть языком мужчин они не смогли и потому сарматы разговаривают испорченном скифском языке. Часть истины в утверждениях «отца истории» являются: сарматы, как и скифы принадлежали к ираноязычной группы народов, и у них очень высокий статус имели женщины.

Заселение причерноморских степей сарматами не было мирным. Они истребляли остатки скифского населения и превратили большую часть их страны в пустыню. Впоследствии на территории Сарматии, как называли эти земли римляне, появляется несколько сарматских племенных объединений - аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Поселившись в украинских степях сарматы стали нападать на соседние римские провинции, античные города-государства и поселения земледельцев-прославь, львовян, зарубинецкой культуры, лесостепи. Свидетельством нападений на праславян стали многочисленные находки наконечников сарматских стрел при раскопках валов зарубинецких городищ.

Сарматский всадник

Сарматы были скотоводами-кочевниками. Необходимые продукты земледелия и ремесленные изделия они получали от оседлых соседей путемобмена, дани и обычного грабежа. Основой таких отношений была военное преимущество кочевников.

Большое значение в жизни сарматов имели войны за пастбищаи добычу.

Наряд сарматских воинов

Ни сарматского поселения археологами не найдено. Единственными памятниками, которые они оставили являются курганы. Среди раскопанных курганов есть много женских захоронений. У них найдены великолепные образцы украшений, выполненных в "Зверином" стиле. Непременным принадлежностью мужских захоронений является оружие и снаряжение для лошади.

Фибула. Нагайчинський курган. Крым

В начале нашей эры владычества сарматов в Причерноморье достигло высшей точки. Состоялась сарматизация греческих городов-государств, течение длительного времени сарматская династия правила Боспорским царством.

В них, как и у скифов, существовала частная собственность на скот был основным богатством и главным средством производства. Значительную роль в хозяйстве сарматов играла труд рабов, в которых они превращали захваченных во время непрерывных войн пленных. Однако родоплеменной строй сарматов держался довольно стойко.

Кочевой образ жизни сарматов и торговые связи со многими народами (Китая, Индии, Ирана, Египет) способствовали распространению среди них различных культурных влияний. Их культура сочетала в себе элементы культуры Востока, античного Юга и Запада.

С середины III в. н.э. сарматы теряют ведущее положение в причерноморских степях. В это время здесь появились выходцы из Северной Европы - готы. Совместно с местными племенами, среди которых были и аланы (одно из сарматских сообществ),готы совершали опустошительные нападения на города Северного Причерноморья.

Генуэзцы в Крыму

В начале XIII в., после того, как в результате четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) рыцари-крестоносцы захватили Константинополь, возможность беспрепятственно проникать в Черное море получили принимавшие активное участие в организации похода венецианцы.

штурм Константинополя

Уже в середине XIII в. они регулярно посещали Солдайю (современный Судак), поселялись в этом городе. Известно, что дядя знаменитого путешественника Марко Поло, Маффео Поло, владел домом в Солдайе.

крепость Судак

В 1261 г. император Михаил Палеолог освобождает Константинополь от крестоносцев. В этом ему способствовала республика Генуя. Генуэзцы получают монопольное право мореплавания по Черному морю. В середине XIII в. генуэзцы победили в шестилетней войне венецианцев. Это было началом двухсотлетнего пребывания генуэзцев в Крыму.

В 60-е годы XIII века Генуя обосновывается в Каффе (современная Феодосия), которая становится крупнейшим портом и торговым центром в Причерноморье.

Феодосия

Постепенно генуэзцы расширяют свои владения. В 1357 г. захвачен Чембало (Балаклава), в 1365 г. - Сугдея (Судак). Во второй половине XIV в. захвачен южный берег Крыма, т. н. "Капитанство Готия", входившее ранее в состав княжества Феодоро - Лупико (Алупка), Музахори (Мисхор), Ялита (Ялта), Никита, Горзовиум (Гурзуф), Партенита, Луста (Алушта). Всего в Крыму, Приазовье и на Кавказе насчитывалось около 40 итальянских факторий-колоний. Основной вид деятельности генуэзцев в Крыму - торговля, в том числе и работорговля. Кафа в XIV - XV вв. была крупнейшим невольничьим рынком на Черном море. На кафинском рынке ежегодно продавалось более тысячи рабов, а постоянное рабское население Кафы достигало пятисот человек.

В то же время, к середине XIII в., складывается огромная империя монголов, образовавшаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его потомков. Владения монголов простирались от тихоокеанского побережья до степей Северного Причерноморья.

Кафа активно развивается в это же время. Однако ее существование было прервано в 1308 г. войсками золотоордынского хана Тохты. Генуэзцы успели бежать морем, но город и пристань были сожжены дотла. Только после того, как в Золотой Орде воцарился новый хан Узбек (1312-1342 гг.), генуэзцы вновь появились на берегах Феодосийского залива. К началу XV в. в Таврике складывается новая политическая ситуация. В это время окончательно ослабевает и начинает разваливаться на части Золотая Орда. Генуэзцы перестают считать себя вассалами татар. Но их новыми противниками становятся набирающее силу княжество Феодоро, претендовавшее на прибрежную Готию и Чембало, а также потомок Чингисхана Хаджи-Гирей, стремившийся к созданию в Крыму независимого от Золотой Орды татарского государства.

Борьба Генуи и Феодоро за Готию длилась с перерывами почти всю первую половину XV в., причем феодоритов поддерживал Хаджи- Гирей. Крупнейшее военное столкновение между противоборствующими сторонами произошло в 1433-1434 гг.

Хаджи-Гирей

На подступах к Солхату генуэзцы были неожиданно атакованы татарской конницей Хаджи-Гирея и в короткой битве потерпели поражение. После поражения в 1434 г. генуэзские колонии вынуждены были уплачивать ежегодную дань Крымскому ханству, которое возглавил Хаджи-Гирей, поклявшийся изгнать генуэзцев из их владений на полуострове. Вскоре у колоний появился еще один смертельный враг. В 1453г. турки-османы завладели Константинополем. Византийская империя окончательно перестала существовать, а морской путь, связывающий генуэзские колонии в Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы потери всех своих черноморских владений.

Общая угроза со стороны турок-османов заставила сблизиться генуэзцев и с другим своим непримиримым врагом. В 1471 г. они заключили союз с владетелем Феодоро. Но никакие дипломатические победы не могли спасти колонии от гибели. 31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. К этому времени дал трещину антитурецкий блок "Крымское ханство - генуэзские колонии - Феодоро".

Осада Кафы продлилась с 1 по 6 июня. Генуэзцы капитулировали в момент, когда средства для обороны их черноморской столицы вовсе не были исчерпаны. По одной из версий власти города поверили обещаниям турок сохранить им жизнь и имущество. Так или иначе, но крупнейшая генуэзская колония досталась туркам на удивление легко. Новые хозяева города отобрали имущество генуэзцев, а их самих погрузили на корабли и вывезли в Константинополь.

Солдайя оказала туркам-османам более упорное сопротивление, чем Кафа. А после того, как осаждающим удалось ворваться в крепость, ее защитники заперлись в церкви и погибли в пожаре.

Древние народы Крыма

Самый древний народ, населявший причерноморские степи и Крым и чье имя дошло до нас - киммерийцы: они обитали здесь на рубеже II и I тыс. до н. э. Геродот, посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э., киммерийцев, разумеется, не застал, и передавал сведения, оставшиеся в памяти местного населения, ссылаясь на уцелевшие географические названия - Боспор Киммерийский, на берегах которого находились поселения Киммерик и Киммерий, Киммерийские стены и т. д.1 Согласно рассказу «отца истории», киммерийцы, вытесненные скифами, удалились в Малую Азию. Однако оставшаяся часть смешалась с победителями: в свете данных археологии, антропологии, лингвистики, киммерийцы и скифы - родственные народы, представители североиранского этноса, так что очевидно не случайно греческие авторы подчас путали или отождествляли их.2 Вопрос об археологической культуре, соответствующей историческим киммерийцам, считается одним из сложнейших. Прямыми потомками киммерийцев некоторые исследователи считали тавров. Тем временем накапливавшийся археологический материал привел к выделению особой культуры, названной кизилкобинской по месту первых находок в районе Красных пещер - Кизил-коба. Ее носители жили там же, где и тавры, - в предгорьях, в то же время - с начала I тыс. до н. э. по III-II в. до н. э., занимались земледелием и отгонным скотоводством. Однако в культуре оказались существенные различия - так, у кизилкобинцев керамика украшена геометрическим орнаментом, у тавров он обычно отсутствует; разным был и погребальный обряд - первые хоронили покойников в небольших курганах, в могилах катакомбного типа, в вытянутом положении на спине, головой обычно на запад; вторые - в каменных ящиках, присыпанных землей, в скорченном положении на боку, головой обычно на восток. Сегодня кизилкобинцы и тавры рассматриваются как два разных народа, обитавших в течение I тыс. до н. э. в горной части Крыма.

Чьими же потомками они являются? Очевидно, корни обеих культур уходят в бронзовый век. Сравнение керамики и погребального обряда говорит о том, что вероятнее всего кизилкобинская культура восходит к так называемой позднекатакомбной культуре, носителями которой многие исследователи считают киммерийцев.3

Что касается тавров, то их наиболее вероятными предшественниками можно считать носителей кемиобинской культуры (по имени кургана Кеми-Оба близ Белогорска, раскопанного А.А. Щепинским, с которого началось ее изучение), распространенной в предгорном и горном Крыму во второй половине III - первой половине II тыс. до н. э. Именно кемиобинцами были поставлены в крымских степях и предгорьях первые курганы, обнесенные каменными оградами по основанию и увенчанные некогда антропоморфными стелами. Это большие каменные плиты, отесанные в виде человеческой фигуры, где выделены голова, плечи, пояс, представляли собой первую попытку создать образ человека в монументальном искусстве Причерноморья в конце III - начале II тыс. до н. э. Подлинным шедевром среди них является полутораметровая диоритовая стела из Казанков, найденная под Бахчисараем.4

Проблема происхождения антропоморфных стел, встречающихся не только в Причерноморье, но и на юге Франции, непосредственно связана с распространением мегалитических сооружений - каменными оградами, каменными ящиками, столбообразными менгирами. Отмечая их большое сходство с памятниками северо-западного Кавказа, исследователи предпочитают говорить не о влиянии последних, а о единой культуре, распространенной в бронзовом веке от Абхазии на востоке до Крымских гор на западе. Многое сближает кемиобинскую культуру с более поздней таврской. Тавры - подлинные наследники мегалитической традиции - воспроизводили ее сооружения, хотя и в несколько уменьшенном масштабе.5

Примечания

1. Геродот. История в 6 книгах / Пер. и коммент. Г.А. Стратановского. - Л.: Наука, 1972. - Кн. IV, 12.

2. Лесков А.М. Курганы: находки, проблемы. - М… 1981. - с. 105.

3. Щецинский А.А. Красные пещеры. - Симферополь, 1983. - с. 50.

4. Лесков А.М. Указ. соч. - с. 25.

5. Щепинский А.А. Указ. соч. - с. 51.

Эту историческую реконструкцию культур по линиям «позднекатакомбная культура - киммерийцы - кизилкобинцы» и «кемиобинцы - тавры», по словам ее автора, не следует представлять прямолинейно; в ней еще немало неясного и неизученного.

Т.М. Фадеева

Фото красивых мест Крыма

Предлагаем вниманию читатели нашего сайта этно-исторический экскурс Игоря Дмитриевича Гурова, касающийся вопроса прав той или иной национальности на полуостров Крым. Статья была опубликована в 1992 году в небольшом ежемесячнике "Политика", издававшемся депутатской группой "Союз". Однако, она до сих пор остается актуальной, особенно сейчас, когда в период острейшего политического кризиса на Украине решается вопрос о широкой автономии Крыма, как раз замороженного в том же 1992 году.

Несмотря на то, что киевские и некоторые московские газеты и телепередачи провозглашают сегодня крымских татар "единственно коренным" народом Крымского полуострова, а русские тавричане изображаются исключительно как захватчики и оккупанты, Крым остается российским.

Обратимся к реальным историческим фактам. В древности Крым заселяли племена киммерийцев, затем - тавров и скифов. С середины I-го тысячелетия до н. э. на побережье Таврии возникают греческие колонии. В раннем средневековье скифов сменяют германоязычные готы (позднее смешавшиеся с греками в летописных «гречан-готфинов») и ираноязычные аланы (родственные современным осетинам). Тогда же проникают сюда и славяне. Уже в одной из боспорских надписей V века встречается слово "ант", которым, как известно, византийские авторы называли славян, живших между Днепром и Днестром. А в самом конце VIII века в "Житии Стефана Сурожского" подробно описан поход в Крым новгородского князя Бравлина, после которого начинается активная славянизация Восточного Крыма.

Арабские источники IX века сообщают об одном из центров Древней Руси - Арсании, находившейся, по мнению большинства ученых, на территории Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это т. н. Азовская, или Черноморская (Тьмутараканская) Русь, являвшаяся опорной базой для походов русских дружин во 2-й половине IX - начале X вв. на малоазиатское побережье Черного моря. Более того, византийский историк Лев Диакон в рассказе об отступлении князя Игоря после его неудачного похода на Византию в 941 г. говорит о Боспоре Киммерийском (Восточный Крым) как о "родине русских".

Во 2-й половине IX в. (после похода князя Святослава и разгрома им в 965 г. Хазарского каганата) Азовская Русь окончательно вошла в сферу политического влияния Киевской Руси. Позднее здесь сформировалось Тьмутараканское княжество. Под 980 голом в "Повести временных лет" впервые упоминается сын великого князя Владимира Святого - Мстислав Храбрый; там же сообщается, что отец наделил Мстислава Тьмутараканской землей (которой онвладел до самой своей смерти в 1036 г.).

Укрепляется влияние Руси и в Западной Тавриде, особенно после того, как князь Владимир в 988 г. в результате 6-месячной осады взял принадлежавший византийцам город Херсонес и принял там крещение.

Половецкое нашествие в конце XI-го века ослабило русских князей в Тавриде. Последний раз в летописях Тьмутаракань упоминается под 1094 г., когда правивший здесь князь Олег Святославович (носивший официальный титул "архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии") в союзе с половцами пришел в Чернигов. А в начале ХШ века земли бывшего Тьмутараканского княжества стали легкой добычей предприимчивых генуэзцев.

В 1223 г. монголы совершают первый набег на Таврику, а к концу XIII в., после разгрома созданного эллинизированными аланами Киркельского княжества, административным центром края становится город Крым (ныне - Старый Крым), с 1266 г. ставший местом пребывания монголо-татарского хана.

После Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.), закончившегося разгромом Царьграда, сначала Венеция, а затем (с 1261 г.) Генуя получают возможность утвердиться в Северном Причерноморье. В 1266 г. генуэзцы купили у Золотой Орды г. Кафу (Феодосию) и затем и дальше продолжили расширять свои владения.

Этнический состав населения Крым в этот период был достаточно пестрым. В XIII-XV вв. в Кафе проживали греки, армяне, русские, татары, венгры, черкесы ("зихи") и евреи. В Уставе Кафы 1316 г. упоминается о русских, армянских и греческих церквях, расположенных в торговой части города, наряду с католическими храмами и татарской мечетью. Во 2-й половине XV в. это был один из крупнейших городов Европы с населением до 70 тыс. чел. (из них генуэзцы составляли лишь около 2 тыс. чел.). В 1365 г. генуэзцы, заручившись поддержкой золотоордынских ханов (которым они давали огромные денежные займы и поставляли наемников), захватили крупнейший крымский город Сурож (Судак), населенный главным образом греческими и русскими купцами и ремесленниками и поддерживавший тесные связи с Московским государством.

Из русских документов XV в. известно и о тесных контактах расположенного на юго-западе Крыма православного княжества Феодоро (другое название - Мангупское княжество), возникшего на руинах Византийской империи, с Московским государством. Например, русская летопись упоминает князя Стефана Васильевича Ховра, который эмигрировал в Москву вместе с одним из сыновей в 1403 г. Здесь он принял монашество под именем Симона, и сын его Григорий основал монастырь, названный в честь отца Симоновым. Другой его сын - Алексей - в это время управлял княжеством Феодоро. От его внука - Владимира Григорьевича Ховрина - произошли известные русские роды - Го­ловины, Третьяковы, Грязные и др. Связь между Москвой и Феодоро была настолько тесной, что великий князь Московский Иван III собирался женить своего сына на дочери феодоритского князя Исаака (Исайко), но осуществить этот замысел не удалось из-за разгрома княжества Феодоро турками.

В 1447 г. произошло первое нападение турецкого флота на берега Крыма. Захватив Кафу в 1475 г., турки разоружили все ее население, а затем, по свидетельству ано­нимного тосканского автора, "7 и 8 июня все валахи, поляки, русские, грузины, зихи и всякие другие христианские нации, кроме латинян, были схвачены, лишены одежд и частью проданы в рабство, частью закованы в цепи". "Туркова взяша Кафу и гостей мо­сковских много побиша, а иных поимаша, а иных, пограбив, на окуп даваша", - сообщают русские летописи.

Утвердив свою власть над Крымом, турки включили в состав собственно султанских земель только прежние генуэзские и греческие впадения, которые они принялись усиленно заселять своими соплеменниками - анатолийскими турками-османами. Остальные районы полуострова отошли к преимущественно степному Крымскому ханству, находившемуся в вассальной зависимости от Турции.

Именно от анатолийских турок-османов ведут свое происхождение т. н. "южнобережные крымско-татары", которые и определили этническую линию современ­ных крымских татар - т. е. их культуру и литературный язык. Подчиненное же Турции Крымское ханство в 1557 г. пополнилось представителями Малой Ногайской Орды, откочевавшей в Причерноморье и Степной Крым с Волги и Прикаспия. Крымские и ногайские татары жили исключительно кочевым скотоводством и разбойничьими набегами на соседние государства. Сами крымские татары говорили в XVII в. посланцам турецкого султана: "А ведь вот есть больше 100 тысяч татар, не имеющих ни земледелия, ни торговли. Если им не делать набегов, то, чем жить станут? Это и есть наша служба падишаху". Поэтому дважды в год они совершали набеги для захвата невольников и грабежей. Например, за 25 лет Ливонской войны (1558-1583 гг.) крымские татары сделали 21 набег на великорусские области. Еще сильнее страдали хуже защищенные малороссийские земли. С 1605 по 1644 гг. татары совершили на них не менее 75 набегов. В 1620-1621 гг. им удалось разорить даже далекое Прусское герцогство.

Все это заставляло Россию принимать ответные меры и вести борьбу за ликвидацию этого постоянного очага агрессии у себя на юге. Однако решить эту проблему удалось лишь во 2-й половине XVIII в. В ходе русско-турецкой войны 1769-1774 гг. русские войска овладели Крымом. Опасаясь ответных религиозных погромов, большая часть коренного христианского населения (греки и армяне) по предложению Екатерины II переселились в район Мариуполя и Нахичевани Ростовской. В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к России и в 1784 г. стал частью новообразованной Таврической губернии. До 80 тысяч татар не пожелали тогда оставаться в русской Тавриде и эмигрировали в Турцию. На их место Россия начала привлекать чужестранных колонистов: греков (из турецких владений), армян, корсиканцев, немцев, болгар, эстонцев, чехов и т. д. В массовом количестве стали сюда переселяться великороссы и малороссияне.

Еще одна эмиграция татар и ногайцев из Крыма и Северного Причерноморья (до 150 тыс. чел.) произошла в ходе Крымской войны 1853-1856 гг., когда многие татарские мурзы и беи поддерживали Турцию.

К 1897 г. наметились значительные сдвиги в этническом составе населения Тавриды: татары составляли лишь около 1/3 населения полуострова, в то время как русские - свыше 45 проц. (из них 3/4великороссы и 1/4 - малороссы), немцы - 5,8 проц., евреи 4,7 проц., греки - 3,1 проц., армяне - 1,5 проц. и т. д.

После февральской революции 1917 г. в среде крымских татар возникла националистическая протурецкая партия "Милли фирка"("национальная партия"). В свою очередь большевики провели съезд Советов и марта 1918 г. провозгласили создание ССР Тавриды. Затем полуостров был оккупирован немцами, и власть получила миллифирковская Директория.

В конце апреля 1919 г. здесь была создана "Крымская советская республика", но уже в июне она была ликвидирована частями Добровольческой армии генерала Деникина.

С этого времени русская Таврида стала главной базой Белого Движения. Лишь к 16 ноября 1920 г. Крым вновь захватили большевики, выбив с полуострова Русскую Армию генерала Врангеля. Тогда же был образован Крымский революционный комитет (Крымревком) под руководством "интернационалистов" Белы Куна и Розалии Землячки. По их указанию в Крыму была организована кровавая расправа, в ходе которой "пламенные революционеры" истребили по некоторым сведениям до 60 тыс. русских офицеров и солдат Белой армии.

18 октября 1921 г. ВЦИК и СНК опубликовали постановление об образовании Крымской АССР в составе РСФСР. В это время в Крыму проживало 625 тысяч человек, из них русские составляли 321,6 тысяч, или 51,5% (в т. ч. великороссы - 274,9 тыс., малороссы - 45,7 тыс., белорусы - 1 тыс.), татары (включая турок и часть цыган) - 164,2 тыс. (25,9%), другие национальности (немцы, греки, болгары, евреи, армяне) - св. 22%.

С начала 1920 годов в духе большевистско-ленинской национальной политики организациями ВКП(б) стал активно проводиться курс на тюркизацию Крыма. Так, в 1922 г. для крымских татар было открыто 355 школ, а также созданы вузы с преподаванием на крымско-татарском языке. На посты председателей Крымского ЦИК и СНК Крымской АССР были назначены татары - Вели Ибраимов и Дерен-Айерлы, проводившие националистическую политику, прикрытую коммунистической фразеологией. Лишь в 1928 г. они были сняты с постов, но не за национализм, а за связь с троцкистами.

К 1929 г. в результате кампании по разукрупнению сельсоветов их число увеличилось со 143 до 427. При этом почти утроилось количество национальных сельсоветов (таковыми считались сельсоветы или районы, в которых большинство национального населения составляло 60%). Всего было образовано 145 татарских сельсоветов, 45 немецких, 14 еврейских,7 греческих, 5 болгарских, 2 армянских, 2 эстонских и лишь 20 русских (поскольку русские в этот период проходили по разряду "великодержавных шовинистов", при административном размежевании считалось нормальным давать преимущество другим национальностям). Была создана и система специальных курсов по подготовке национальных кадров при правительственных учреждениях. Развернулась кампания по переводу делопроизводства и сельсоветов на "национальные" языки. При этом "антирелигиозная борьба" - в том числе против православия и ислама - продолжалась и усиливалась.

В предвоенные годы наблюдается значительный рост населения (с 714 тыс. в 1926 г. до 1126429 чел. в 1939 г.). По национальному составу население распределялось в 1939 г. так: русские - 558481 человек (49,58%), украинцы, 154120 (13,68%), татары - 218179 (19,7%), немцы 65452 (5,81%), евреи - 52093(4,62%.), греки - 20652 (1,83%), болгары - 15353 (1,36%), армяне - 12873 (1,14%), прочие - 29276 (2,6%).

Гитлеровцы, заняв Крым осенью 1941 г., умело сыграли на религиозных чувствах татар, их недовольстве воинствующим атеизмом большевиков. Нацисты созвали в Сим­ферополе мусульманский съезд, на котором сформировали крымское правительство ("Татарский комитет") во главе с ханом Белялом Асановым. В течение 1941-1942 гг. ими было сформировано 10 крымско-татарских батальонов СС, которые вместе с полицейскими отрядами самообороны (созданными в 203 татарских селениях) насчиты­вали свыше 20 тысяч человек. Хотя среди партизан были и, татары - около 600 человек. В карательных операциях с участием крымско-татарских частей было истреблено 86 тысяч мирных жителей Крыма и 47 тысяч военнопленных, еще около 85 тысяч человек было угнано в Германию.

Однако меры возмездия за преступления, совершенные крымско-татарскими карателями, были - распространены сталинским руководством на весь крымско-татарский этнос и ряд других крымских народов. 11мая 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление, по которому из Крыма в Среднюю Азию в течение 18-19мая были переселены 191088 татар, 296 немцев, 32 румына и 21австриец. 2 июня 1944 г. последовало еще одно постановление ГКО, по которому 27 и 28 июня из Крыма были выселены 15040 греков, 12422 болгар и 9621 армян. В то же время были высланы проживавшие в Крыму иностранные подданные: 1119 немцев, итальянцев и румын, 3531 греков, 105 турок и 16 иранцев.

В июле 1945 г. Указом Президиума ВС СССР Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР, а 19 февраля 1954 г. Н. С. Хрущев подарил Крым Радяньской Украине, очевидно, в память о своем многолетнем секретарствовании в КП(б)У.

С наступлением "перестройки" московские и киевские средства массовой информации стали изображать татар единственно "коренными" жителями полуострова, его "исконными" хозяевами. Почему? "Организация крымско-татарского национального движения" объявила своей целью не только возвращение до 350 тысяч татар – уроженцев солнечного Узбекистана и других среднеазиатских республик в Крым, но и создание там своего "национального государства". Для достижения этой цели они созвали в июле 1991 г. курултай и избрали на нем "меджлис" из 33 человек. Действия ОКНД, возглавляемой ярым туркофилом Мустафой Джамилевым, были с восторгом встречены киевским «руховским» и бывшекоммунистическим руководством, действующим по принципу "хороши все, кто против клятых москалей". Но зачем Джамилеву понадобилось создавать свое "национальное государство" именно в Крыму?

Конечно, понятна жажда реванша у обиженных Сталиным татарских новопоселенцев. Но все же господам ОКНД, столь усердно призывающим к отуречиванию Крыма, следовало бы помнить о своем анатолийском и ногайском происхождении: ведь их истинная прародина - это Турция, Южный Алтай и горячие степи Синцзяна.

И уж если создавать в Тавриде какие-то "национальные государства", то придется удовлетворять чаяния и великороссов, и украинцев, и караимов, и греков, и всех прочих коренных жителей полуострова. Единственная реальная перспектива для Крыма - мирное сосуществование проживающих здесь этносов. Делить же население на «коренное» и русское - задача несостоятельная исторически и опасная политически.

Игорь Гуров
Газета «Политика», 1992 г., № 5

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.