Энди уорхол картины. Уорхол Энди: биография, личная жизнь, творчество. Детские и юношеские годы будущей знаменитости

(англ. Andy Warhol, 6 августа 1928 — 22 февраля 1987, США) – основатель журнала Interview, создатель и продюсер рок-группы The Velvet Underground & Nico, художник, фотограф, режиссер, журналист, коллекционер. Культовая личность в истории поп-арт движения и современного искусства.

Биография и карьера

Детство и юные годы

Энди Уорхол (имя при рождении — Андрей Вархола) родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге, США. Он рос в религиозной семье словацких эмигрантов Юлии Завацки и Андрея Вархолы-старшего вместе с двумя братьями — Джоном и Полом. Когда Энди исполнилось 9 лет, родители подарили ему фотокамеру . Впоследствии он вспоминал, что «процесс съемки приводил его в восторг».

В возрасте шести лет Энди Уорхол посещал бесплатные подготовительные занятия по искусству в Технологическом институте Карнеги.

Когда Энди учился в третьем классе, он переболел скарлатиной, которая привела к хорее — нарушению нервной системы, вызывающему непроизвольные движения конечностей. У него развился страх к врачам и больницам. Месяцами мальчик не посещал школьные занятия и впоследствии стал изгоем в классе. В периоды, когда Энди был прикован к постели, он рисовал, собирал фотографии кинозвезд, делал коллажи из газетных вырезок.


В 1942 году от перитонита умер отец Энди Уорхола.

В 1945 году Энди окончил школу Шенли и поступил в Технологический институт Карнеги. Деньги на образование при жизни откладывал Андрей Вархола-старший.

В 1949-м Уорхол окончил Технологический институт Карнеги, получив степень бакалавра изобразительных искусств. В этом же году он переехал в Нью-Йорк.

Начало карьеры

В 1949-м Энди Уорхол оформлял витрины универмага Джозефа Хорна. В конце этого же года он начал работать художником-иллюстратором в журналах , . Он разрабатывал рекламные кампании для различных , дизайн открыток, обложек для звукозаписывающей компании Columbia Records.

В начале 1950-х гг. Энди Уорхол зарабатывал около 100 тысяч долларов в год. В 1952-м он перевез из Питтсбурга в Нью-Йорк свою мать. В этом же году Уорхол получил свою первую награду «За графическое искусство» от Клуба художественных редакторов. В 1952-м состоялась небольшая выставка Энди Уорхола. Она включала пятнадцать рисунков к произведениям Трумена Капоте, ставших бестселлерами.

В 1959 году Энди Уорхол представил свои работы в Музее Соломона Гуггенхайма.

В 1959-м – 1963-м гг. Энди Уорхол арендовал последний этаж здания, расположенного на Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. Здесь он работал, организовывал выставки и вечеринки.

В 1961 году Энди Уорхол начал писать картины и создавать иллюстрации в стиле поп-арт.

Расцвет творчества

В 1960-х гг. Энди Уорхол снял более 300 экспериментальных фильмов. Они характеризовались отсутствием сюжета и имели успех только в узких кругах. Многие фильмы были эротическими, некоторые воспроизводили определенное действие из жизни человека. Наиболее известными картинами считались «Кинопробы», «Винил», «Девушки из „Челси“».

«Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал потому, что понял: зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера. Вот я и дал им эту возможность».

В 1961 году Энди Уорхол начал выпускать картины «Зеленые бутылки Coca-Cola» и «Банки супа Campbell». Он применял технику шелкографии, с помощью которой можно было бесконечно воссоздавать одни и те же образы. Большое количество изображений бутылок Coca-Cola Энди Уорхол объяснял так: «этот продукт потребляют все — президент страны, Элизабет Тейлор и нищий, который знает, что его Coca-Cola не хуже, чем у президента». Монотонное повторение стало характерной чертой его творчества – фотографии и рисунки с изображением бутылок Coca-Cola сменялись портретами , Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли, Одри Хепберн и др. Работы Энди Уорхола получили мировую известность как арт-объект эпохи массового потребления.

«Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав им характер массовости. В своих работах он воспроизводил облик потребительской культуры».

Роберт Хьюз, искусствовед, художник

В 1962 году после ухода из жизни Мэрилин Монро Энди Уорхол создал знаменитый «Диптих Мэрилин». При помощи трафаретной печати он нанес на холст 50 одинаковых изображений актрисы с фотографии 1953 года, сделанной на съемках фильма «Ниагара». Левая сторона диптиха представляла собой полотно с 25 красочными изображениями Мэрилин Монро, правая – имитировала размытые негативы. Существовало мнение, что Энди Уорхол ассоциировал контрастные части полотна с жизнью и смертью актрисы.

В 1963 году Энди Уорхол выкупил здание на Манхэттене, оборудовал его под студию и назвал «Фабрика». Здесь он создал около 2000 картин. На «Фабрике» собиралось много незаурядных людей, таких как Эди Седжвик, Холли Вудло, Вива, Джерард Маланга, которые помогали ему в создании новых проектов.

В 1963 году Энди Уорхол представил серию работ «Пять смертей», объединенных темой смерти и катастроф.

В 1965 году Энди Уорхол демонстрировал свои работы на выставках в Нью-Йорке, Париже, Милане, Турине, Эссене, Стокгольме, Буэнос-Айресе и Торонто.

В 1966 году Энди Уорхол создал рок-группу The Velvet Underground & Nico.

Покушение на Энди Уорхола

3 июня 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение. Валери Соланс, феминистка, работавшая на «Фабрике», 3 раза выстрелила ему в живот. После этого она подошла к регулировщику на улице, протянула пистолет и сказала: «Меня ищет полиция. Я застрелила Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь». Уорхол не стал давать против нее показания. За «предумышленное нападение с намерением нанести ущерб» суд приговорил Валери Соланас к 3 годам лишения свободы и принудительному лечению в психиатрической больнице. У Энди Уорхола были повреждены все внутренние органы, до конца жизни он был вынужден носить бандаж. Впоследствии сделал снимок, на котором художник продемонстрировал шрамы от операции.

Журнал Interview

В 1969 году Энди Уорхол основал журнал . Первоначально издание называлось inter/View, что в переводе означало «между мнениями». Журнал был полностью посвящен теме кино. В издании публиковались интервью с кинозвездами и режиссерами, а также обзоры и рецензии.

В середине 1970-х гг. в сферу интересов журнала также вошли материалы о моде, искусстве, музыке, телевидении и других аспектах поп-культуры. В Interview стали регулярно появляться тексты о , моделях и прочих знаменитостях fashion-индустрии. Особенность издания заключалась в том, что интервью у звезд брали не журналисты, а другие звезды. Анжелика Хьюстон беседовала с Мэй Уэст, Бьянка Джаггер — с , Майкл Джексон брал интервью у лидера группы Neptunes, Энди Уорхол – у Трумена Капоте. Идея «создания атмосферы непринужденного разговора по душам» принадлежала основателю издания, она стала визитной карточкой журнала. В Interview публиковались снимки, созданные Франческо Скавулло, и пр.

Другие проекты Энди Уорхола

В 1969 году Энди Уорхол создал фильм «Плоть», а в 1970-м выпустил картину «Мусор». В обеих работах присутствовал элемент пародии на коммерческое кино. В период с 1966 по 1968 год Энди Уорхол снял несколько фильмов с участием «Velvet Underground». Он также выступил продюсером нескольких альбомов этой группы и оформил обложку первого диска.

В 1970-х гг. Энди Уорхол начал писать портреты на заказ. Им были созданы изображения Джона Леннона, Майкла Джексона, Мохаммеда Али, Джейн Фонды, Марлона Брандо, Грейс Джонс, Мао Цзэдуна, Лайзы Миннелли и др. Энди Уорхол снимал заказчика на Polaroid, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее и методом шелкографии переносил изображение на холст. После этого расписывал полотно масляными красками.

В 1973 году Энди Уорхол начал собирать атрибуты своей повседневной жизни — письма, газеты, сувениры, одежду, открытки и пр. — и складывать их в коробки. Эти коллекции он назвал «Капсулами времени».

К 1987 году насчитывалось 610 коробок. В настоящее время «Капсулы времени» хранятся в музее Энди Уорхола.

В 1975 году Энди Уорхол выпустил книгу «Философия Энди Уорхола. От A до B и наоборот».

В 1979 году Энди Уорхол расписал автомобиль марки BMW (модель М1).

«Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется, все линии и цвета смазываются».

В середине 1980-х гг. на MTV транслировались шоу Энди Уорхола – «Телевидение Энди Уорхола» и «Пятнадцать минут с Энди Уорхолом».

22 февраля 1987 года Энди Уорхол скончался во сне в Медицинском центре Корнуэлл на Манхэттене , где ему сделали операцию по удалению желчного пузыря. Его братья Пол и Джон перевезли тело в Питтсбург и похоронили на территории католической церкви Св. Духа. На поминальной службе в Соборе св. Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек.

Состояние Энди Уорхола было оценено в 600 миллионов долларов.

В 1989 году после смерти Энди Уорхола были опубликованы «Дневники» — личные записи художника, которые он вел с 1960-х гг.

Личная жизнь Энди Уорхола

Несмотря на то, что Энди Уорхол являлся публичной персоной, ключевой фигурой второй половины XX века, подробности его личной жизни неизвестны. Самым близким человеком он считал мать, с которой жил в одной квартире на Манхэттене в течение 20 лет. Он никогда не заявлял открыто о своей гомосексуальности, но внес вклад в развитие гей-тематики американского кинематографа. Согласно дневниковым записям Энди Уорхола, близких отношений у него не было ни с женщиной, ни с мужчиной. Известно о его влечении к Трумену Капоте, которому он писал письма любовного содержания.

«Любовь в фантазиях гораздо лучше, чем любовь в действительности. Самое возбуждающее – это если ты влюбляешься в кого-то и никогда не занимаешься с ним сексом. Самое безумное притяжение возникает между двумя противоположностями, которые никогда не сходятся».

В жизни Энди Уорхол использовал макияж, красил волосы в соломенный цвет, носил парики с черными прядями. Являясь обладателем андрогинной внешности, он иногда фотографировался в женских платьях. У Энди Уорхола были платонические романы с Эди Седжвик и моделью Нико.

Фильмы об Энди Уорхоле

  • 1995. «Я стреляла в Энди Уорхола». В основе фильма лежит реальное событие — покушение Валери Соланс на Энди Уорхола.
  • 2001. «Энди Уорхол: Законченная картина». Документальный фильм, рассказывающий о творчестве Энди Уорхола.
  • 2001. «Абсолютный Вархола». Документальный фильм, повествующий о жизни Энди Уорхола и его семье.
  • 2006. «Я соблазнила Энди Уорхола» («Фабричная девушка»). В картине показаны отношения между Энди Уорхолом и его музой Эди Седжвик.

Музей Энди Уорхола

В 1994 году в Питтсбурге открылся семиэтажный музей, посвященный жизни и творчеству Энди Уорхола. В галереях представлено около 900 картин, 77 скульптур, 4000 фоторабот, 4350 фильмов. Здесь же хранятся оригиналы его дневниковых записей, парики и пр. В музее ежегодно организуются выездные экспозиции в разные страны мира.

Коммерческое значение творчества Энди Уорхола

В 1995 году серия изображений «Банка супа Campbell» была продана Нью-Йоркскому музею современного искусства за 14 500 долларов.

В 2004 году «Диптих Мэрилин» занял третье место в списке «500 выдающихся произведений современного искусства» по версии газеты The Guardian. В настоящее время полотно экспонируется в галерее Тейт в Ливерпуле.


В 2006 году на аукционах было продано 1010 работ Энди Уорхола на общую сумму 199 миллионов долларов.

В 2008 году холст «Восемь Элвисов» был продан за 100 миллионов долларов.

В 2010 году общая сумма от продаж работ Энди Уорхола превысила 300 миллионов долларов.

В 2011 году «Банка супа Campbell», одна из первых картин Уорхола, была продана на торгах аукционного дома Christie’s за 10 миллионов долларов.

В 2012 году на аукционах общая сумма от продаж работ Энди Уорхола составила 380 миллионов долларов.

На 2013 год работы Энди Уорхола являются самыми продаваемыми. Второе место занимают картины Пабло Пикассо.

Интерпретация поп-арт образов Энди Уорхола в XXI веке

В 2011 году компания The Campbell Soup Company выпустила лимитированную коллекцию консервированных супов Campbell’s. Ее выход был приурочен к пятидесятилетию со дня появления одноименной серии картин Энди Уорхола. В честь этой даты было создано четыре варианта упаковки. Все банки были раскрашены в красный, синий, голубой, зеленый, желтый цвета — именно такие тона Энди Уорхол использовал в своих работах. Продукция была представлена в сети американских магазинов Target по цене 75 центов за банку.

Упаковка была украшена изображениями муз Уорхола и его цитатами. Стоимость косметических продуктов варьировалась от 35 до 75 долларов.

В 2012 году в декабрьском номере Dujour была опубликована фотосессия, посвященная Уорхолу и его музам. примерил образы Эди Седжвик, Нико, Кэнди Дарлинг и самого Энди.

Интервью Энди Уорхола для Гленна О’Брайана (июнь 1977, опубликовано в журнале Interview)

Г.О.: Каким было ваше первое произведение искусства?
Э.У.: Я вырезал кукол из бумаги.

Г.О.: Сколько вам было лет?
Э.У.: Семь.

Г.О.: Вы получали хорошие оценки в школе искусств?
Э.У.: Да, и учителя меня любили.

Г.О.: А они говорили, что у вас талант от природы?
Э.У.: Что-то типа того. Неестественный талант.

Г.О.: Вы занимались искусством в школе?
Э.У.: Я часто болел, поэтому, чтобы нагнать программу ходил в летнюю школу. У меня был один урок искусства.

Г.О.: Как вы развлекались, когда были тинейджером?
Э.У.: Я не пытался развлекаться. Только однажды ходил на концерт Фрэнка Синатры.

Г.О.: Как же вы приняли решение стать художником и переехать в Нью-Йорк?
Э.У.: Я поступил в Carnegie Tech. Филип Пирлстейн собирался в Нью-Йорк на каникулы, и я поехал с ним. Взял сумку и мы сели в автобус. Мы показывали портфолио всему Нью-Йорку и надеялись получить работу. Тина Фредерикс, которая работала в журнале Glamour, сказала, что возьмет меня на работу, как только окончу школу. Это и была моя первая работа.

Официальный сайт: www.warholstars.org

Официальный сайт на русском языке: www.andy-warhol.ru

Сайт музея: www.warhol.org

Сайт фонда: www.warholfoundation.org

Энди Уорхол – зеркало эпохи 70-х, гений поп-арта и коммерческого искусства. Этот художник никогда не стеснялся монетизировать своё искусство. И у него есть чему поучиться. Сегодня мы подготовили для вас ТОП-10 самых дорогих его произведений.

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 1. «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» («Silver Car Crash (Double Disaster)») 1963-го года.

Продана в ноябре 2013-го года на аукционе Sotheby"s за 105, 4 миллиона долларов.

Энди Уорхол. "Серебрянная автокатастрофа (Двойное бедствие)"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 2. «Восемь Элвисов» 1963-го года.

Продана в октябре 2008-го года в частном порядке через французского арт-консультанта Филиппа Сегало (Philippe Segalot) за 100 миллионов долларов. На тот момент это была рекордная сумма, уплаченная за работу Энди Уорхола.

Энди Уорхол. "Восемь Элвисов"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 3. «Тройно Элвис (тип Ферус)» («Tripple Elvis (Ferus Tipe)»)1963-го года.

Продана в ноябре 2014-го года. Эта работа - одна из двух, проданных Томасом Амманом немецкому казино в 70-х - стала топовым лотом на аукционе Christie"s.

Энди Уорхол. "Тройной Элвис (тип Ферус)"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 4. «Бирюзовая Мэрилин» («Turquoise Marilyn») 1964-го года.

Как один из нескольких портретов Мэрилин Монро авторства Энди Уорхола, был куплен в мае 2007-го коллекционером Стивеном Коэном через галерею Ларри Гагосяна по цене около 80-ти миллионов долларов.

Энди Уорхол. "Бирюзовая Мэрилин"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 5. «Авария зелёного автомобиля» («Green Car Crash») 1963-го года.

Также была продана в мае 2007-го в Ню-Йорке, на аукционе Christie"s по рекордной для аукциона цене в 71, 7 миллиона долларов коллекционером Филиппом Ниаркосом, сыном греческого корабельного магната Ставроса Ниаркоса.

Энди Уорхол. "Авария зелёного автомобиля"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 6. «Четыре Марлона» («Four Marlons») 1966-го года.

Картина была продана в ноябре 2014-го года на аукционе Christie"s за 69, 6 миллиона долларов. Работа была в паре с «Тройным Элвисом» на аукционе.

Энди Уорхол. "Четыре Марлона"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 7. «Мужчины в её жизни» («Men In Her Life») 1962-го года.

Чёрно-белый портрет Элизабет Тейлор, где она изображена вместе с её третьим мужем Майком Тоддом и будущим мужем Эдди Фишером, был продан анонимному покупателю в Нью-Йорке на аукционе «Philipps de Pury & Co» за 63, 4 миллиона долларов. Работа была отправлена некой семье Муграби.

Энди Уорхол. "Мужчины в её жизни"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 8. «Рассовые беспорядки» («Race Riot») (в четырёх частях) 1964-года.

Картина была продана в мае 2014-го на аукционе Christie"s за 62, 8 миллиона долларов одному покупателю, который составил из неё целостную работу.

Энди Уорхол "Рассовые беспорядки"

10 самых дорогих картин Энди Уорхола. 9. «200 однодолларовых купюр» («200 One Dollar Bills») 1962-года.

В ноябре 2009-го года картина была продана на аукционе Sotheby"s анонимному покупателю за 43, 8 миллиона долларов. Покупка была совершена в Лондоне через колекционера Паулин Карпидас, которая купила работу в 1986-м году всего лишь за 385 тысяч долларов.

города Спрингфилд в штате Миссури.

Энди Уорхол – это человек-легенда, художник, перевернувший с ног на голову мир современного искусства. Его работы продаются за миллионы долларов, а художественное наследие высоко оценивается критиками и простыми ценителями искусства всего мира.

В настоящее время имя этого выдающегося мастера стало подлинным символом целого направления, которое обычно принято обозначать термином «поп-арт». Но что же позволило этому выдающемуся американцу добиться столь впечатляющего признания? Понять это можно, только лишь заглянув в прошлое великого художника.

Ранние годы, детство и семья Энди Уорхола

Наш сегодняшний герой появился на свет в городе Питтсбург (Пенсильвания) и стал четвертым ребенком в большой семье иммигрантов из восточной Европы. По наиболее достоверным данным, родиной его семьи являлась Словакия, однако в некоторых источниках можно встретить также упоминания об украинских корнях художника.

Родители будущего художника перебрались в США в начале двадцатого века. Отец Энди трудился на угольной шахте, а мама была домохозяйкой.

Любовь к рисованию и изобразительному искусству пришла к нашему Энди еще в раннем детстве. В третьем классе будущий известный художник заболел хореей Сиденгама и около года оставался прикован к постели. Этот синдром поражает мышцы и приводит к неконтролируемым движениям конечностей. В этот период он начал «убивать время», рисуя всевозможные портреты, пейзажи, а также составляя коллажи из старых газетных вырезок.


Весьма примечательно, что уже в те времена Уорхол начал рисовать самые заурядные предметы окружающего мира – зажженные лампы, пачки из-под сигарет, брелки для ключей и многое другое. Впоследствии художник признается, что именно в этот период началось формирование его фирменного стиля, который остался с ним до конца его дней и принес ему огромный успех и славу.

После окончания средней школы Энди поступил в Технологический институт Карнеги-Меллон, где начал изучать графику и основы коммерческой иллюстрации. По сообщениям некоторых авторитетных источников, в институтские годы Энди был одним из самых талантливых учеников в своей группе. Однако успехи в учебе соседствовали с очевидным неумением находить контакт со сверстниками и педагогами.

Биография Энди Уорхола

После получения диплома (специальность – графический дизайн) наш молодой Энди перебрался в Нью-Йорк, где получил работу оформителя витрин. В этот период он рисовал рекламные плакаты, праздничные открытки, а также занимался общим декорированием стендов. Некоторое время спустя он начал плодотворно сотрудничать с известными глянцевыми изданиями Harper"s Bazaar и Vogue. Здесь он работал в качестве художника-иллюстратора.

Карьера художника Энди Уорхола

Первый успех пришел к молодому художнику уже в 1950-м году, когда он выгодно использовал художественные кляксы при создании рекламы обуви «И. Миллер». После этого он стал часто получать выгодные контракты. Его гонорары неуклонно росли.


В 1952-м году Энди провел свою первую полномасштабную выставку, которая моментально принесла ему огромный успех. В 1956-м году Уорхол был успешно принят в «Клуб художественных редакторов», а уже некоторое время спустя начал создавать свои первые картины, построенные на методе трафаретной печати.

К этому моменту талантливый художник зарабатывал порядка ста тысяч долларов в год, оставаясь по данному показателю одним из самых успешных авторов своего времени.


Во второй половине пятидесятых он начал впервые увлекаться фотографией, однако изобразительное искусство все еще оставалось для него превыше всего.

В 1960-м году Энди Уорхол создал дизайн для банок напитка Кока-кола, который принес ему еще несколько крупных чеков. В этот период наш сегодняшний герой начал создавать серию картин о продуктах массовой культуры, которая очень скоро стала его «визитной карточкой».

Эпизод об Энди Уорхоле из фильма «О чём говорят мужчины»

В период с 1960-го по 1962-й художник представил публике серию произведений с изображенными на них банками супа «Кэмпбелл». После этого последовала серия работ «Зеленые бутылки кока-колы».

Работы начала шестидесятых годов были выставлены в картинной галерее «Stabl» и моментально стали очень популярны. В этот период кто-то называл картины художника отражением культуры массового потребления, а кто-то просто говорил о незаурядном умении художника находить эстетику в обычных вещах.


В 1963-м году Энди Уорхол купил старое заброшенное здание в Нью-Йорке и организовал здесь нечто вроде собственной мастерской. Данное место получило название «Фабрика» и очень скоро стало плацдармом для создания и представления работ известного автора. Наняв команду молодых художников, признанный мэтр поручил им воссоздавать свои собственные работы, делая, таким образом, искусство продуктом массового потребления.

В середине шестидесятых годов Уорхол начал увлекаться альтернативными видами искусства. Он создает свои работы из картона, старых банок, пачек из-под порошка. Кроме того, в этот период талантливый автор начал снимать свои первые фильмы.


Однако отнести данные работы к области кинематографа можно было далеко не всегда. В настоящее время короткие кинематографические этюды художника чаще причисляют к сфере все того же альтернативного искусства, так как многие из фильмов мэтра не имели даже четкого сюжета.

Покушение и последние годы жизни Энди Уорхола

Третьего июня 1968 года феминистка и бывшая модель Уорхола Валери Соланас вошла на «Фабрику» художника и несколько раз выстрелила ему в живот. Художник перенес клиническую смерть и долгую операцию, которая все-таки помогла спасти ему жизнь. Оправившись от травм, он отказался давать показания против своей бывшей модели, а потому Валери получила лишь три года колонии.


После покушения Энди Уорхол сильно переменился. Он часто рисовал произведения, так или иначе связанные со смертью. Очень сильно на него повлияла смерть Мерилин Монро , что вылилось в написание его известнейшей картины, посвященной актрисе. Впоследствии работы данного периода будут выделены ценителями искусства в отдельный этап творчества автора.


Служение искусству в жизни художника продолжалось до конца его дней. В 1987-м году великий и непонятный Энди Уорхол скончался во сне от остановки сердца. В тот период ему было пятьдесят восемь лет.

Личная жизнь Энди Уорхола

Долгое время молва приписывала великому художнику роман с его подругой и музой Эди Седжвик. Они были половинками одного целого – одинаково одевались, красили волосы в один и тот же цвет, всюду появлялись вместе.


Энди и его муза познакомились в 1965 году, когда Эди впервые попала на «Фабрику» художника. Она снялась в нескольких его фильмах и хотя они зачастую не были доступны широкому кругу зрителей, о модели стали чаще писать в прессе.

«Я соблазнила Энди Уорхола» (трейлер фильма)

Однако данные отношения в один прекрасный момент оборвались по невыясненной причине, предположительно из-за чрезмерного употребления Эди наркотиками.

Энди Уорхол всегда хранил свою личную жизнь в тайне. Хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что великий художник был геем, но доподлинно это не известно.

Считался одним из самых известных художников Америки. Но простых людей привлекало не столько его творчество, сколько стиль жизни. Скандалы, смелые высказывания в прессе. Все это работало на имидж короля поп-арта. Казалось, что он родился и вырос в этой среде, где царила вечная атмосфера праздника, и каждый день загорались новые звезды.

Детские и юношеские годы будущей знаменитости

Лишь немногие знали, что еще около двадцати лет назад Энди Уорхол, картины которого стали безумно популярны, был совершенно другим человеком. Он родился в промышленном Питсбурге в тысяча девятьсот двадцать восьмом в простой семье эмигрантов из Словакии. И он часто задавался вопросом о том, почему к нему так несправедлива жизнь. Кто-то купается в роскоши, а ему приходится донашивать одежду за старшими братьями. Ведь он ничем не хуже детей богачей. Тем более, природа наградила его талантом. Он замечательно умел рисовать.

В тысяча девятьсот сорок седьмом году будущий художник Энди Уорхол поступил в технический университет на факультет дизайнерского искусства. На его обучение родители отдали все свои сбережения. Энди был просто счастлив. Он, наконец, попал в творческую атмосферу.

Более того, многие сокурсники и педагоги восхищались талантом, которым обладал Энди Уорхол. Работы его были полны энергии, они буквально дышали жизнью. И никто не догадывался, что у этого способного парня далеко идущие планы. Он хотел не просто рисовать, а зарабатывать на этом огромные деньги.

Начало творческой деятельности

Сразу после окончания университета в тысяча девятьсот сорок девятом Энди переезжает в Нью-Йорк. Это был город, в котором, как он считал, каждый мог стать звездой. И первое, что он сделал - это купил белый элегантный костюм и принялся за поиски работы. Все полученные заказы Энди Уорхол выполнял талантливо и в срок. И все его руководители были им очень довольны.

Неожиданно у скромного юноши обнаружилось еще одно уникальное качество. Он лучше многих художников улавливал коньюктуру рынка. И интуитивно чувствовал, как подать рекламный образ талантливо и красиво.

Его первой профессиональной работой было создание иллюстраций к статье "Успех". Это была работа для журнала "Гламур". Через год он сделал плакат против наркотиков для малоизвестной молодежной прередачи о проблемах молодежи сразу повысился, а сам плакат был признан лучшей рекламой года.

Полная смена образа

Гонорары Энди резко поползли вверх. Но ему хотелось славы, признания общественности и светской жизни. Тогда Энди Уорхол, картины которого на сегодняшний по праву считаются лучшими в искусстве поп-арта, решает полностью изменить свой имидж и стилистику работы.

Теперь он не пропускал ни одной модной вечеринки. Вскоре он становится своим среди богемной публики. Его считали забавным парнем, подающим большие надежды художником. Но Уорхола это не устраивало. Таких, как он, было много, а ему хотелось быть единственным.

Возникновение нового направления в искусстве

В это время в Америке начал зарождаться поп-арт. Направление, где объектом для живописи могло стать все что угодно. Газетные вырезки, кричащие рекламы или герои мультфильмов. Энди никогда не боялся экспериментов. И начал трудиться в этом направлении.

В тысяча девятьсот пятьдесят втором в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка. Но она не имела успеха. Энди не отчаивался. Он продолжал искать новые образы и приемы, пробовал новые сочетания цветов и продолжал посещать многочисленные вечеринки.

В тысяча девятьсот шестьдесят втором в Лос-Анджелесе открылась очередная выставка работ, которые создал Энди Уорхол. Картины, находящиеся на ней, озадачили многих пришедших зрителей. Экспозиции напоминали полки супермаркетов. На стенах висели рисунки с изображениями кока-колы, долларов, банок супов. Причем повторяющихся неоднократно.

Но шок мгновенно сменился восторгом. Это было именно то, чего все ждали. Глянцевые этикетки товаров, красота по-американски. Как ни странно, но до Энди Уорхола никому в голову не приходило изобразить то, перед чем преклонялись миллионы американцев: мир денег и вещей.

Рождение нового короля

Так всего за несколько часов из мало кому известного художника рекламы, пусть и зарабатывавшего около ста пятидесяти тысяч в год, Энди Уорхол, картины которого произвели настоящий фурор, превратился в короля поп-арта.

Прямо на выставке ему задали вопрос о том, что он намерен теперь рисовать. И Энди не задумываясь, ответил, что возможно даже и Но нарисовал Мерлин Монро. Краски для печати он выбрал кислотные.

Знаменитые картины Энди Уорхола. Фото изображений

Изображение актрисы получилось странным. Лимонные волосы, и ярко накрашенные губы. Никто и никогда не рисовал главный секс-символ Голливуда именно так. Ведь все привыкли считать ее красивой пустой куклой. А на самом деле она была глубоко несчастной женщиной. Художник вновь тонко уловил настроение миллионов.

После смерти Монро стала идолом. И все предметы, отображающие образ, стали безумно популярны, в том числе и эта работа - картина Мерлин Монро. Энди Уорхола вдохновил этот замысел, и он, решив, что движется в правильном направлении, создал целую серию портретов кумиров шестидесятых: король рок-н-ролла Элвис Пресли, актриса Элизабет Тейлор, боксер и многие другие звезды. Люди превратились в образы.

Тысячи новых портретов

Он никогда не заставлял свои модели позировать. Зачем проводить долгие часы в мастерской, если есть "полароид"? Энди совсем забросил масляные краски. Какой смысл, когда есть шелкография. Лицо, выполненное при помощи этой техники, выходило идеальным. Ни морщин, ни прыщей, ни Именно так, как нравится обывателям.

К тому при помощи этой техники можно было сделать не один портрет, а сотни и даже тысячи. Портреты Энди Уорхола стали пользоваться неимоверной популярностью. И он не скрывал, что перед ним новая цель. Он хотел поставить современное искусство на конвейер. И в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году открыл свою фабрику.

Создание собственной фабрики

Это помещение, выкрашенное в серебристый цвет, было одновременно клубом, апартаментами и мастерской. Сюда приходили художники, музыканты, режиссеры и просто яркие личности. Кто-то танцевал, пел, другие просто обсуждали последние новости, а Энди в это время творил. Правда, львиную долю работы выполняли ассистенты. Вырезали трафареты, заливали в них краску. Уорхол лишь руководил процессом.

Он никого не звал на свою фабрику. Туда приходили сами и были счастливы, если могли быть хоть чем-то полезны Энди Уорхолу. Окружив себя странными людьми, он черпал в этой атмосфере свое вдохновение.

Однажды этому неутомимому искателю новых идей приходит в голову мысль снять на камеру своего спящего друга. После просмотра полученного материала Энди решает снимать кино. С этого дня съемка на фабрике шла постоянно.

Творческое затишье

А семидесятые стали для Уорхола годами затишья. Он делал портреты для богатых заказчиков и изображал новых кумиров: Лайзу Минелли, Дайану Росс, Джона Леннона и других звезд. Он продолжал оставаться самым высокооплачиваемым художником. Его называли человеком-легендой.

Персональные выставки Энди Уорхола проходили в Италии, Франции, Голландии. А в тысяча девятьсот семьдесят пятом он побывал даже в Москве, где было открыто собрание экспозиций современного искусства.

«Сейчас, когда все так быстро меняется, едва ли есть шанс сохранить нетронутыми образы своих фантазий к тому моменту, когда будешь готов к встрече с ними»

© Энди Уорхол

Если положить всю жизнь на утоление навязчивой идеи - что из этого выйдет? Ведь американская мечта имеет так много общего с паранойей. Художник и основатель поп-арта Энди Уорхол (Andy Warhol) в своем стремлении к славе испробовал все доступные способы самовыражения: нам известна его трафаретная печать, артхаусные фильмы, основанный им журнал «Интервью» (Interview). И даже Мэрилин Монро многим известна в контексте именно его творчества. Без сомнений, это человек, перевернувший представление об искусстве целой страны.

Когда за спиной маячит жизнь бедных эмигрантских кварталов, тщеславие перестает быть таким уж сильным пороком. Вся жизнь Уорхола была положена на раскрутку своего имени как бренда и даже тогда, когда он стал всемирно известным рекламщиком, этого было недостаточно. Самые пестрые рекламные плакаты анонимны, Уорхол же искал что-то, что возведет его имя в превосходную степень.

Вот тогда-то и появилась банка супа, поставившая мир на колени. Это была не первая работа Уорхола как художника, но, определенно, именно она во всеуслышание заявила о начале эпохи поп-арта. Тридцать два идентичных изображения консервированного супа Campbell, висящих в ряд и имитировавших витрину, оказались в музее современного искусства в Лос-Анджелесе и, удивительно, почти сразу были выкуплены. Так впервые одноразовый предмет, помещенный в белые стены музея, сам стал художественным экспонатом.



Неожиданно мир охотно согласился поклоняться торговым маркам, как когда-то Библии. Можно назвать это обличением века: Уорхол невольно заставил Америку посмотреть саму на себя. Но в ужас от увиденного так никто и не пришел. Кто-то отнесся к экстравагантному виду творчества как к безобидной шалости, кто-то просто не различал границ.

Общество 60-х с готовностью приняло желание искусства не быть обременительным и серьезным. Растиражированные изображения банок «Кока-колы» как символ не только эпохи, но и свободы? С легкостью. Коробка с хлопьями на почетном месте над обеденным столом? Почему бы и нет? Сейчас многие позволяют себе снисходительно улыбаться: «Но это же шестидесятые, тогда им это было нужно». Однако достаточно даже мельком взглянуть на наше десятилетие, чтобы убедиться: мода и дизайн до сих пор с успехом интегрируют принцип Уорхола в массы.

Принцип этого феноменально прост: взять любой товар массового потребления и представить его как объект для воспевания путем многократного размножения. Уорхол даже создал собственную «Фабрику», богемный клуб, где приближенные последователи занимались производством бесконечных копий трафаретным методом. За год «Фабрика» давала Америке и миру тысячи (!) абсолютно одинаковых изображений банок «Кока-колы», супа «Кемпбелл», доллара и других всем известных предметов. На «поток» ставились также портреты известных личностей: Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, даже Мао с Лениным, традиционно выполненных в кислотных цветах.

«Когда Пикассо умер, я прочитал в журнале, что он создал четыре тысячи шедевров за свою жизнь, и подумал: «Смотри-ка, я могу сделать столько за один день». Понимаете, учитывая то, как я их делаю в своей технике, я действительно подумал, что могу сделать четыре тысячи картин за день. И все они будут шедеврами, потому что это будет одна и та же картина» , -писал Уорхол в своей автобиографии «От А к Б и наоборот».

Одна шелкография на тысячу, конечно, была сотворена руками самого Энди Уорхола, но это имело так мало значения: разве важно, кто нажимает кнопку запуска на заводе, скажем, хлопьев? Философия главного идеолога поп-арта подразумевала, что искусство, как и любой другой коммерческий продукт, можно поставить на конвейерное производство. Художник же может выступать не как рабочая сила, а как предприниматель. В конце 60-х ярая феминистка Валери Соланас заявилась на «Фабрику» и трижды выстрелила Уорхолу в живот. Тот остался жив, но, вынужденный провести какое-то время в больнице, с удовлетворением отметил, что создал своего рода кинетический бизнес. Мастерская успешно продолжала работать и без него.

Было бы большой ошибкой начать выискивать смысл в такого рода деле: конвейерное искусство напрочь лишено эмоций. И это отнюдь не нападки: сам Энди в одном из интервью на вопрос «Вы вкладываете эмоции в свои работы?» со скучающим видом пожал плечами: «Нет» . «Но как же?» - возмутился ведущий. «А какие эмоции вы хотите видеть в банке супа «Кемпбелл»?» - вскинула брови Эди Седжвик, муза Уорхола. Зал засмеялся. Всем отчаянно нравилось признавать пустоту и никчемность существования так же, как пустоту консервных банок.

Несмотря на видимую бессмысленность поп-арта, определенную философию все же можно проследить. Прежде простому обывателю не могло и в голову прийти, что искусство может быть чем-то кроме единичного произведения, выполненного в уникальной манере автора. Уорхол заставил культурное общество задаться вопросом: почему бы искусству не быть массовым? Выходец из семьи эмигрантов, он был особенно неравнодушен к главной идее благословенной Америки: равенству.

«Ты смотришь телевизор и видишь «Кока-колу», и ты знаешь, что президент пьет «Кока-колу», Лиз Тейлор пьет «Кока-колу» и, только подумай, ‒ ты тоже можешь пить «Кока-колу»! Все это действительно соответствует американской идее равенства» - утверждал Уорхол.



Рекорды производительности «Фабрика» устанавливала не только на художественно-изобразительном поприще. Закономерно «роман с телевизором», как его называл Уорхол, перерос в кинопроизводство. За пять лет было создано более четырех сотен «кинопроб» (Screen Tests) ‒ трехминутных пленок, на которых друзья художника, знакомые, случайные гости и знаменитости молча сидели перед камерой. «Что мне надо делать?» - часто звучал вопрос. «Ничего. Просто будь собой» .

В ярком контрастном свете и под пристальным вниманием одни оглядывались по сторонам, другие затягивались сигаретой. Кто-то со скучающим видом прикладывался к стеклянной бутылке «Кока-колы», кто-то жевал жвачку. Джейн Хольцер чистила зубы. Джеймс Розенквист крутился на стуле. Снятые со стандартной для кино скоростью, по просьбе Уорхола, фильмы проецировались в два раза медленнее: шестнадцать кадров в секунду, давая изображению несколько магнетические свойства. В отсутствии звука, сценария и задумки, натура героев беспощадно обнажалась и демонстрировалась в отрыве от образов, созданных или навязанных журналистами.

Полнометражные фильмы тоже были совершенно уорхоловскими. Восьмичасовая пленка, демонстрирующая верхушку Эмпайр Стейт Билдинг, пятичасовой сон поэта Джона Джиорно, трехчасовая история похождений нью-йоркских проституток, получасовая картина с провокационным названием «Минет» (Blow Job), не демонстрирующая ничего, кроме крупного плана мужчины, стоящего у стены и закуривающего сигарету на двадцать пятой минуте. Большой популярности фильмы так и не снискали, но отказать им в существенном вкладе в появление андерграундного кино никак нельзя.

Чем бы ни был увлечен Уорхол в поисках новых способов привлечения внимания и расширения рамок общепринятого, особые акценты всегда делались на серийности, повторении, накоплении. Под прицел 16-ти миллиметровой камеры попадало буквально все, что окружало художника. Его «Полароидом» были сделаны тысячи моментальных снимков.

Длину магнитофонных лент, содержащих запись всех разговоров и личных размышлений, невозможно измерить. Сама жизнь стала предметом дотошного коллекционирования. Когда однажды знакомый, которому не досталась роль в новом экспериментальном фильме, вернулся домой, принял LCD и выбросился из окна, Уорхол возмутился: «Почему он мне ничего не сказал? Мы могли бы снять, как он падает» . Фото, видео или аудиодокументированию подвергалось без исключений всё происходящее.

В восьмидесятых годах, уже после смерти Уорхола, журналисты, как стервятники, принялись потрошить его личную жизнь, прежде тщательно скрываемую. Если кого и можно было охарактеризовать словом «странный», то Уорхол был идеальным кандидатом. Теперь все жаждали получить объяснения его чудаковатой внешности, радикального творчества и эксцентричных поступков. Внезапное обнаружение шестисот десяти коробок с «барахлом Энди», как его называли помощники, когда еще не знали их ценности, стало настоящей издевкой над теми, кто вменил себе в обязанности рассказать об Уорхоле чуть больше. Сам Энди еще в своих дневниках упоминал эти «Капсулы времени», но никто и подумать не мог, какой колоссальный объем своего ежедневного существования он запечатал в обычных картонных коробках.

«Представьте, что вы изучаете его биографию, пытаясь выявить сущность повседневности и времени, и вдруг Уорхол дает вам 610 коробок сырого материала для работы. Это так много, абсурдное количество, все не разобрано. И вы находите там сокровища. Тоненькая, редкая шелкография на холсте, одна из первых, которые Энди Уорхол сделал как художник, нашлась в коробке, полной нераспечатанной почты, журналов, пластинок «Вельвет Андеграунд» и карты, объясняющей, как доехать до места какой-то там вечеринки» , - писала нью-йоркский независимый куратор Ингрид Шаффнер.

«Капсулы времени» являются своеобразной коллективной памятью 70-80-х годов, но в то же время доказывают, что ни одна жизнь не может быть полностью объяснена, как ни одна коллекция не может быть абсолютно полной.

Весьма иронично, что Уорхол, так сильно восхищавшийся знаменитостями, не заметил, когда сам стал одной из них. Известный рекламный иллюстратор, художник, режиссер, коллекционер, гений поп-арта и андерграундного кино приобрел известность большую, чем все его работы. Относиться к нему можно по-разному: вопрос о том, что имеет право называться искусством сегодня стоит как никогда остро.



«Вот говорят - время все изменит, но всякий раз оказывается, что приходится все менять самому»

© Энди Уорхол