Всемирно известные писатели. Знаменитые писатели. Плеяда гениев

Самые лучшие книги - понятие относительное. Хорошее печатное издание в данный момент - это произведение, приносящее человеку утешение, совет, знания, мудрость, яркие впечатления. Таким образом, определяющим моментом является удовлетворение книгой спроса определенного читателя.

Для некоторых людей ценна исключительно специализированная литература: документальная, научная, техническая, медицинская, отраслевая. Но это, скорее, пища для ума. Однако все-таки большинство читателей интересуется книгами художественными. Именно они способствуют формированию духовного облика. О них и пойдет речь в данной статье.

Художественная книга - уникальное изобретение. Плеяды мыслителей разных времен и эпох доверяли бумаге свои надежды, наблюдения, понимание истины, жизни, человечности. Замечательно, когда созданные этими авторами яркие образы вместе с глубокими и уникальными цитатами (порой - десятилетия назад, а порой - века) озаряют жизнь нашим современникам!

Роль российского конкурса «Книга года»

Текущий в России необычайно плодотворен и имеет характерные черты, присущие декадансу:

Направить литературный процесс в конструктивное русло, избежать размывания национального и стимулировать в нем действительно талантливые начала - архиважная задача современной русской культуры. Индикатором успешности книг, которые пишут наши современники, являются ежегодные национальные конкурсы по типу «Книга года». Они организуются с целью стимулирования как писателей, так и издательств.

Например, в российском конкурсе 2014 года, традиционно проходящем в середине сентября месяца, участвовало 150 издательств, представивших на конкурс более полутысячи книг. Были объявлены победители в 8 номинациях:

  • прозаические произведения - роман «Обитель» (Захар Прилепин);
  • поэтическое произведение - перевод шекспировского «Короля Лира» (Гигорий Кружков);
  • художественная литература для детей - повесть «Куда скачет петушиная лошадь?» (Светлана Лавова);
  • арт-книга - «Каргопольское путешествие» (подготовлено местным архитектурно-художественным музеем);
  • номинация Humanitas - художественно-документальный альбом «Лермонтов» (госархив искусств и литературы);
  • электронная книга - медийный проект «Ясная Поляна» и «Ярославские храмы» (бюро проектов «Спутник»);
  • номинация «Напечатано в России» - альбом «Ветка. Книжная культура»;
  • главная премия конкурса «Книга года 2014» - трехтомник «Россия в I Мировой войне» (коллектив из 190 исследователей университетов, музеев, архивов).

Резюмируем: задачами вышеупомянутого конкурса является повышение статуса книги в текущей общественной жизни; стимулирование лучших авторов и издательств. За шестнадцать лет своего существования это мероприятие на практике доказало свою мотивирующую роль в развитии российской литературы.

По крайней мере, им номинировались российские писатели, которых можно по праву назвать классиками:

  • 2004 год, номинация «Проза» - «Искренне ваш, Шурик» (Людмила Улицкая); номинация «Бестселлер» - «Ночной дозор» (Сергей Лукьяненко);
  • 2005 год, номинация «Проза» - «Волтерьянцы и Вольтерьянки» (Василий Аксенов);
  • 2011 год, номинация «Проза» - «Мой лейтенант» (Даниил Ганин).

Международные книжные рейтинги

Как мы уже упоминали, самые лучшие, самые востребованные книги, благодаря закристаллизованной в них мысли, становятся для своих читателей настоящими друзьями, советчиками, отрадой. А написавших их авторов называют классиками.

Созданные талантом самые лучшие книги изучают в школах и высших учебных заведениях, их широко цитируют и в повседневной жизни.

По крайней мере, навигация в Интернете обнаруживает десятки вариантов «Ста лучших книг».

Подобные списки имеют определенную ценность. Благодаря им читателю-новичку становится значительно проще отыскать для прочтения действительно самые лучшие книги среди десятков и сотен тысяч произведений. Если человек ощущает свои пробелы в познании мировой культуры (неотъемлемой частью которой является отечественная и зарубежная литература), то подобный рейтинг сможет стать маршрутной картой.

Какое же направление выбрать для такого ориентира? Если вы действительно интересуетесь мировой литературой, то мы бы рекомендовали воспользоваться одним из рейтингов по версиям:

  • английской вещательной компании (BBC);
  • The Observer;
  • союза писателей России;
  • французской газеты Le Monde;
  • американского издательства Modern Library;
  • норвежского книжного клуба.

Конечно, информационное агентство каждой страны, перечисляя самые лучшие книги, пытается в составленных списках ведущие места уделить авторам-землякам. И это оправдано. Ведь таланты признанных классиков, создававших свои шедевры со времен древнего мира и до наших дней, в действительности несопоставимы. Каждый из них по-своему находит тропу к сердцу читателей.

Феномен, дошедший до нас спустя тысячелетия: литература древнего мира

Список книг, дошедших к нам сквозь тысячелетия и доставшихся в наследство от других эпох, достаточно ограничен. Однако они фигурируют и в современных рейтингах. Поэтому мы о них пишем. К сожалению, история не сохранила древние библиотеки: иноверцы воевали с книгами так же, как и с врагами. Так, например, была уничтожена богатейшая Александрийская библиотека, насчитывающая до 700 000 свитков папируса.

Какие книги наших предков-классиков следует упомянуть в первую очередь, говоря о древнем мире? Безусловно, славы в латинском языке заслуживает Публий Вергилий Марон, автор «Энеиды», а в древнегреческом - Гомер, автор «Одиссеи» и «Илиады». Руководствуясь теорией Вергилия, русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов разрабатывал силлабо-тоническую систему стихосложения, которая послужила стартовой площадкой для дальнейшего развития отечественной поэзии.

Впрочем, не только Вергилий и Гомер считаются древними классиками. На латинском творили также Гораций, Цицерон, Цезарь, а на древнегреческом - Аристотель, Платон, Аристофан. Однако именно два упомянутых ранее имени в наибольшей мере презентуют литературу древнего мира.

Книги Европы эпохи становления капитализма

Зарубежная литература, конечно же, представлена гораздо более насыщенным перечнем авторов, чем Греция и Древний Рим. Этому способствовало бурное развитие европейских государств.

Франция своей Великой революцией пробудила к жизни романтические человеческие стремления к свободе, равенству, братству. В литературе Германии, приступившей к созданию своей государственности, в унисон французскому также превалировал романтизм.

В противовес этому индустриальная, урбанизированная и политически стабильная Британия - повелительница морей - демонстрировала наиболее мощный и зрелый литературный процесс, склоняющийся к реализму.

Общепризнано, что самые известные писатели, творившие на французском языке в то время, - это Виктор Гюго («Отверженные», «Собор Парижской Богоматери») и Жорж Санд («Консуэло»).

Впрочем, говоря о французском вкладе в мировую литературу, следует упомянуть имена Александра Дюма-отца («Железная маска», «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»), Вольтера (поэма «Агафокл»), Шарля Бодлера (сборники стихов «Парижский сплин», «Цветы зла»), Мольера («Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Скупой»), Стендаля («Пермская обитель», «Красное и черное»), Бальзака («Гобсек», «Евгения Ганде», «Годис-сар»), Проспера Мериме («Хроники времен Карла IX», «Таманго»).

Список книг романтических, характерных для раннебуржуазной Европы, продолжим, упомянув произведения испанцев и немцев. Блестящим представителем испанской классической литературы является Сервантес («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»). Из немецких классиков прославились Иоганн Вольфганг Гете («Фауст», «Дикая роза»), Генрих Гейне («Путешествие по Гарцу»), Фридрих Шиллер («Заговор Фиеско в Генуе», «Разбойники»), Франц Кафка («Пропавший без вести», «Процесс»).

Романтические книги-приключения отбрасывали антураж реальной жизни, их сюжет основывался на действиях исключительных героев в необычных условиях.

Расцвет британской литературы

В XIX веке законодателями «книжной моды» на европейском континенте по праву считались британские писатели. Французских авторов, инициированных Великой революцией, после краха Наполеона Бонапарта жаловали меньше.

Англичане же имели свою литературную традицию. Еще в XIV веке весь мир признал гений Уильяма Шекспира и инновационные социальные идеи Томаса Мора. Развивая свою литературу в условиях стабильного индустриального общества, британские авторы уже в XVIII веке начали эволюционный переход от классического рыцарского романа (романтизма) к произведениям социальным, психологическим.

Они более прагматично, чем французы, попытались ответить на философский вопрос: «Что такое Человек, и что такое Общество?» Такими новыми мыслителями стали Даниэль Дефо («Робинзон Крузо») и Джонатан Свифт («Гулливер»). Впрочем, одновременно Британия обозначила новое направление романтизма, что продемонстрировал Джордж Гордон Байрон, автор произведений «Дон Жуан» и «Паломничество Чайльда Гарольда».

Литературную традицию реализма в первой половине XIX века мощно развили следующие известные писатели:

Гениально талантливый (которого позже Ф. М. Достоевский назвал своим учителем);

Интеллектуальная до уникальности, стоически переносящая голод и бедность, Шарлотта Бронте, известная по роману «Джейн Эйр»;

Творец всемирно известного Шерлока Холмса - Артур Конан Дойл;

Коленонепреклоненный и преследуемый продажной прессой («Тэсс из рода Дэбервилей»).

Русская золотая литература XIX века. Самые громкие имена

Классика русской литературы ассоциируется в мире в первую очередь с именами Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова. Хотя в целом в XIX веке (что общепризнано) русская литература превратилась в наиболее яркое культурное явление общемирового уровня.

Проиллюстрируем вышесказанное. Непререкаемой классикой стал толстовский стиль написания романов. Так, американская писательница Маргарет Митчелл писала свою знаменитую эпопею «Унесенные ветром», подражая стилю Льва Николаевича.

Был также общепризнан в мире пронзительный психологизм высшей пробы, присущий творчеству Достоевского. В частности, известный ученый Фрейд утверждал, что никто в мире не сможет ему сказать ничего нового о внутреннем мире человека, никто, кроме Федора Михайловича.

А новаторство Чехова вдохновило авторов начать писать произведения, исходя из мира чувств человека. В частности, маститый британский драматург Бернард Шоу признавал себя его учеником. Таким образом, зарубежная литература в XIX веке получила и мощную идейную подпитку, и новый вектор развития от литературы русской.

Замечание о литературных рейтингах

Факт остается фактом: среди сотен лучших произведений значительную часть занимают книги, написанные в XIX веке. Именно этих писателей принято изучать в школах, для чего разработаны инерционные и неоправданно стабильные учебные программы.

Справедливо ли это? Отнюдь. Целесообразнее менять учебную программу, считаясь со вкусами реальной передовой читательской аудитории. По нашему убеждению, не меньшую долю, чем произведения XIX века, в учебной программе должны занимать работы писателей XX и XXI века.

Классика русской литературы сегодня - это уже не только произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, но и книги Михаила Булгакова, Виктора Пелевина. Мы намеренно выражаем мысль фигурально, упоминая лишь отдельные имена знаменитых поэтов и писателей.

Поднимая тему: «Какие книги - самые лучшие?», разумно подробней рассказать о произведениях классиков нынешнего и прошлого веков.

Лучшая книга по версии ВВС. Критический взгляд

Первое место в по версии BBC, занимает роман-трилогия Джона Рональда Толкиена «Властелин колец». Уделим особое внимание в данной статье этому произведению-фэнтези. Книги с подобной глубиной проработки сюжета, основанного на древних сказаниях, являются большой редкостью.

Что послужило экспертам рейтинга мотивом для столь высокой оценки? Действительно, профессор Оксфордского университета своим увлекательнейшим произведением сослужил Британии великую службу. Он, глубоко и всесторонне изучив фольклор Туманного Альбиона (дотоле разрозненный и фрагментарный), образно говоря, расплел его по ниточке и сплел в единой концепции борьбы Добра со Злом. Мало сказать, что проделал он это талантливо. Об уникальности трилогии свидетельствует любопытный факт. Однажды к автору «Властелина колец» после его лекции пришел разгневанный ученый-коллега и обвинил писателя в плагиате.

Современная художественная литература, пожалуй, доселе не имела подобных ассоциаций. Оппонент писателя оказался доказательным, он принес растерянному автору «Кольца» неведомые последнему копии рисунков из древних британских летописей, которые словно иллюстрировали произведение Толкиена.

Бывает же такое! Одному человеку удалось невозможное - объединить, систематизировать и, что немаловажно, презентабельно представить древний фольклор своей родины. Не зря королева Елизавета II наградила писателя почетным титулом кавалера Британии.

Некоторые другие рейтинговые книги по версии BBC

  • Детская фантастическая трилогия «Темные начала» (Филип Пулман).
  • «Убить пересмешника» (Харпер Ли).
  • «1984» (Джордж Оруэлл).
  • «Ребекка» (Дафна Дюморье).
  • «Над пропастью во ржи» (Сэлинджер Джером).
  • «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Фицджеральд).

Мнение российских читателей

Какая оценка дается справедливости британского рейтинга на российских форумах любителей книг? Ответ краткий: неоднозначная.

Достаточно высокая оценка дается произведению писателя Джорджа Оруэлла. Для многих читателей любимой книгой стал захватывающий роман с непредсказуемым сюжетом - «Ребекка». К прочтению детям можно рекомендовать историю путешествия девочки Лиры Белаквы из Оксфорда по фантастическим мирам от Филипа Пулмана.

Однако есть и достаточно мотивированные замечания. Например, для отечественного искушенного читателя, полюбившего такие книги-романы, как реалистично-мистический булгаковский роман «Мастер и Маргарита», произведение «Доктор Живаго» от Бориса Пастернака, а также «Пикник у дороги» и «Град обреченный» от братьев Стругацких, мягко говоря, не совсем понятен критерий приоритетности рейтинга BBC.

Поймите правильно: мы отнюдь не пытаемся понизить художественную ценность ряда талантливых романов по типу «Уловка 22», «Великий Гэтсби», «Над пропастью во ржи», когда констатируем факт: их жанр - идейный роман. Разве, говоря объективно, они могут быть конкурентами объемному и многопроблемному произведению «Мастер и Маргарита»?

Такие книги-романы, последовательно раскрывающие лишь одну мысль автора, должны быть рейтингом ниже! Ведь их глубина смысла изначально ограничена замыслом, лишена объемности, многомерности. Поэтому, по мнению наших читателей, совершенно абсурдным является сомнительное позиционирование романов-идей в списке книг на позициях, превышающих по рейтингу «Войну и мир» или «Мастера и Маргариту».

Современные книги постмодерна

Постмодернистские книги сегодня находятся, пожалуй, на пике популярности, поскольку представляют собой идейную антитезу стагнирующему обществу массового потребления. Современные писатели-постмодернисты препарируют окружающий их потребительский образ жизни, наполненный бездушной рекламой и примитивным глянцевым гламуром.

Такие идейные авторы есть даже в сытой Америке. Признан у себя на родине как подлинный знаток проблем потребительского общества писатель итальянского происхождения Дон Делилло (романы Underworld, «Белый шум»). Другой итальянский ученый, профессор семиотики Болонского университета Умберто Эко, погружает читателя в настолько интеллектуально-насыщенную канву произведения («Маятник Фуко», «Имя розы»), что его творения востребованы интеллектуальной аудиторией.

Более мягкий постмодерн демонстрирует другой автор. Одним из представителей русской современной литературы этого течения является Борис Акунин. Книги этого современного классика («Приключения Эраста Фандорина», «Азазель», «Приключения сестры Пелагеи») востребованы массовым читателем и даже экранизированы. Многие отмечают силу таланта автора, его мастерский слог, умение создавать увлекательные сюжеты. В своих рассуждениях он демонстрирует особую личную философию восточного характера.

Последнее особо заметно в его «Нефритовых четках» и «Алмазной колеснице».

Примечательно, что, увлекая читателя детективными сюжетами, происходящими в общей канве исторических событий России, не обходит проблем нищеты, коррупции и воровства современный классик Акунин. Книги его, впрочем, не выдержаны в строгих рамках исторического сюжета. На Западе этот жанр прозы называют folk-history.

Хронологической точкой, определяющей старт понятия «современная российская литература» является 1991 год. Начиная с этого времени, достоянием широких масс читателей стали закрытые дотоле произведения авторов-шестидесятников:

  • «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера.
  • «Остров Крым» Василия Аксенова.
  • «Живи и помни» Валентина Распутина.

Вслед за ними в литературу пришли современные писатели, мировоззрение которых было инициировано перестройкой. Кроме упомянутого выше Бориса Акунина, ярко зажглись и другие российские литературные звезды первой величины: Виктор Пелевин («Числа», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота», «Т», «Ампир В») и Людмила Улицкая («Казус Кукоцкого», «Искренне ваш, Шурик», «Медея и ее дети»).

Современные фэнтези-книги

Возможно, признаком эпохи декаданса стал ремейк романтического жанра, возродившегося в форме фэнтези. Чего стоит только феномен популярности цикла романов о Гарри Потере от Джоан Роулинг! Это действительно так: все возвращается на круги своя, романтизм отвоевывает утраченные позиции у реализма!

Сколько бы ни говорили, что реализм когда-то (в 30-х годах XX века) насмерть задавил романтизм, сколько бы ни скрывали его кризис, а он вновь на коне! Это трудно не заметить. Вспомним лишь одно из классических определений данного литературного стиля: «Исключительные герои действуют в необычных ситуациях». Разве последнее утверждение не соответствует духу фэнтези?! Что тут еще добавить...

  • «Ночной дозор», «Дневной дозор» (Сергей Лукьяненко).
  • «Запрещенная реальность», «Евангелие от зверя», «Катарсис» (Василий Головачев).
  • Цикл романов «Тайный город», цикл «Анклавы» (Вадим Панов).

Напомним также о популярности в России фэнтези-цикла «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского. Одним словом, книги-приключения нынче опять в фаворе у читателей.

Просматривая форумы отечественных читателей, мы обнаружили, что среди выдающихся писателей XX века гораздо реже упоминаются неевропейские и неамериканские книги. Однако среди них встречаются весьма яркие и талантливые произведения:

  • «Сто лет одиночества» (колумбиец Маркес).
  • «Женщина в песках» (японец Абэ Кобо).
  • «В ожидании варваров» (южноафриканец Джон Кутзее).

Заключение

Бездонна художественная литература! Книги ее авторов (имеется в виду - лучшие) среднестатистический человек, к сожалению, априори не сможет прочесть в течение всей своей жизни. Поэтому чрезвычайно важна навигация в безграничном книжном «море». «Зачем это нужно - целенаправленно читать?» - спросит непосвященный человек...

Мы ответим: «Да чтобы украсить свою жизнь, чтобы приобрести настоящих друзей! Ведь книги - это и советчики, и вдохновители, и утешители.

Заканчивая, отметим, что если вам в дальнейшем посчастливится найти хотя бы десяток книг, каждая из которых, как камертон, идеально подойдет вам, вашей душе в определенной жизненной ситуации, то мы будем считать, что не зря работали над этой статьей. Приятного вам чтения!

«Русская литература — это единственный беспрепятственный проводник в желаниях Запада постичь тайны русской души, ее культуры и самобытности. Никаких тебе ограничений и запретов, политической вражды и санкций. Купил томик русского классика и познаешь себе тихо, дозируя — сидя, лежа, стоя, в метро, дома… Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов… Будь осторожен с Чеховым — можно уйти в запой…»

Основательно с русской литературой заграница стала знакомиться через писателя Ивана Тургенева, поселившийся в Баден-Бадене в 1863 году. Сблизившись с самыми известными западными писателями, деятелями культуры и искусства, с интеллигенцией и политиками того времени, Тургенев очень быстро становится самым известным и самым читаемым русским автором в Европе. Именно с произведений Тургенева началось постижение западным читателем всей глубины и богатства русского языка.

В 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 году он удостоился звания почетного доктора Оксфордского университета. Канцлер Германской империи Хлодвиг Гогенлоэ называл Ивана Сергеевича Тургенева лучшим кандидатом на должность премьер-министра России. Он писал о Тургеневе: «Сегодня я говорил с самым умным человеком России».

Но главная заслуга Ивана Тургенева — пропагандистская. На протяжении всей своей заграничной жизни, он неустанно «продвигал» русскую литературу, как самую неоцененную внутри самой России. Так, Европа познакомилась с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем…

Говорят, что литературой той или иной страны интересуются тогда, когда проявляется интерес к самой стране. Отчасти это правда. В отношении России этот интерес со стороны Запада не прекращался никогда и в 21 веке достиг своего пика. Примечательно, что однажды открыв для себя Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других плодовитых мастеров русской литературы, Запад не перестает ассоциировать русскую литературу и саму Россию именно с этими великими именами. Конечно же, в этой связи современным писателям приходится нелегко, и как это ни странно, русским писателям XXI века приходится конкурировать с русскими классиками XIX века. Ведь до сих пор спрос на экспорт русских классиков все еще огромен. Об этом говорят факты:

Экранизация «Войны и мира» Льва Толстого говорит о популярности русского классика за рубежом — более 7 различных версий фильма. Еще один пример — «Анна Каренина» — в разных странах ее экранизировали около 18 раз.

Чехов до сих пор остаётся лидером по числу зарубежных экранизаций русской классики - его произведения становились основой для кино/телеверсий около 200 раз. Он входит в 3-ку самых экранизированных писателей мира.

«В плеяде великих европейских драматургов… имя Чехова сияет как звезда первой величины», — писал в начале XX века Джордж Бернард Шоу.

Однако, если Толстого и Достоевского на Западе знают больше по книгам, то Чехова скорее не читают, а «смотрят»: писатель мало известен как автор юмористических рассказов, но по праву считается драматургом первой величины наряду с Шекспиром, Шоу и Уйальдом. Его пьесы — одни из самых популярных в мире. А ведь сам Чехов не предполагал своей будущей славы. Он говорил своей приятельнице Татьяне Щепкиной-Куперник: «Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут».

Удивителен еще один момент. Известность в писательской карьере напрямую зависит от его «раскрутки». Писать талантливо или гениально — этого недостаточно. Нужно вкладываться в рекламу, в самопиар. А лучший пиар — скандал. Взять хотя бы мировую славу Набокова, написав скандальную «Лолиту» он мог больше ничего не писать. Сам скандальный сюжет, и все попытки запретить выход романа сделали его публикацию событием и обеспечили книге огромные тиражи. Солженицын талантливо сделал имя «на политике» и пропагандистская машина ему помогла.

Сейчас на политике сыграть уже сложно. Практически невозможно реализовать политическую интригу, на которой можно «взлететь». Остаются деньги.

Сейчас вообще мало какие русские имена заметны на Западе - разумеется, в первую очередь из-за языкового барьера. В дореволюционной России большой разницы между носителями русской культуры и европейской не было. Все образованные люди в России хорошо говорили по-английски, по-французски, по-немецки. Толстой едва не получил первой Нобелевской премии по литературе, Тургенев был абсолютно признан в Париже как писатель, Достоевский имел огромное влияние на Фрейда и на многих других. Тогда была единая разноязычная культура. Теперь наоборот: глобализация привела к тому, что доминирует один английский. Вот и получается, что культуры разные, а язык у всех писателей один. При этом нельзя сказать, что носители русской культуры стали жертвой какой-то особой дискриминации. Просто есть одна доминантная культура и она - англоязычная.

Но мы отвлеклись.

И все же, какие русские писатели по современным меркам — самые известные за рубежом?

Лев Толстой — «Война и мир», «Анна Каренина»;
Федор Достоевский — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»;
Антон Чехов — «Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»;
Александр Пушкин — «Евгений Онегин»;
Николай Гоголь — «Мертвые души»;
Иван Тургенев — «Отцы и дети»;
Михаил Булгаков — «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»;
Владимир Набоков — «Лолита»;
Александр Солженицын — «Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича»;
Иван Бунин — «Суходол», «Деревня»;
Александр Грибоедов — «Горе от ума»;
Михаил Лермонтов — «Герой нашего времени», «Демон»;
Борис Пастернак — «Доктор Живаго».

С современной русской литературой все гораздо сложней. Тем не менее достаточно популярны: Полина Дашкова, Дмитрий Глуховский, Захар Прилепин, Михаил Шишкин, Виктор Пелевин, Сергей Лукьяненко, Борис Акунин.

В 90-х единственным современным российским автором, книги которого можно было легко достать на английском, был Пелевин - притом что это все-таки специфическое чтение. За последние десять лет, правда, кое-что изменилось, перевели и других - наибольший успех имел Борис Акунин: в Англии его детективы до сих пор неплохо продаются… На Западе любят, чтобы русский писатель был бородатым и серьезным.

В Англии понятно, а как в США? По мнению известного публициста Оуэна Мэттьюса (Owen Matthews), «литература современной России не может предложить американскому читателю, воспитанному на философских романах Толстого и Достоевского, того, что способно вернуть их в «магическую страну», открытую для них в книгах классиков.» Оттого процент русской литературы в современной Америке не превышает 1-3 %.

Замруководителя Роспечати Владимир Григорьев считает:

«То, что из наших писателей в последнее время не делают звезд, так это во многом связано с внелитературными моментами». Вспомните о росте популярности Михаила Шишкина в западноевропейских странах после того, как он выступил против политики Кремля… И наоборот - как только Захар Прилепин, который вполне успешно переводился и издавался в англоязычных странах, стал выступать в поддержку так называемой Новороссии, мы стали испытывать определенные трудности в его продвижении.»

Вот уж действительно откатились назад. Сначала спорт превратился в инструмент политического давления, теперь литература. Того глядишь и Большой театр перестанет гастролировать по миру. Быть может даже спадет ажиотаж на русскую живопись. Но ничего. Зато мы вдвое больше стали экспортировать газ, нефть, танки и калаши…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Согласно рейтингу интернет-базы данных Index Translationum ЮНЕСКО, Федор Достоевский, Лев Толстой и Антон Чехов - русские писатели, наиболее часто переводимые во всем мире! Эти авторы занимают в нем второе, третье и четвертое места соответственно. Но русская литература богата и другими именами, которые внесли огромный вклад в развитие как русской, так и мировой культуры.

Александр Солженицын

Не только писатель, но еще и историк, и драматург, Александр Солженицын был русским писателем, который заявил о себе в период после смерти Сталина и развенчания культа личности.

В некотором роде Солженицына считают преемником Льва Толстого, поскольку он тоже был большим правдолюбом и писал масштабные произведения о жизни людей и социальных процессах, которые происходили в обществе. Основывались работы Солженицына на соединении автобиографического и документального.

Его самые известные работы - «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича». С помощью этих произведений Солженицын пытался обратить внимание читателей на ужасы тоталитаризма, о чем так открыто еще не писали современные русские писатели того периода; хотел рассказать о судьбах тысяч людей, которые подверглись политическим репрессиям, были отправлены в лагеря невиновными и оказались вынуждены жить там в условиях, которые сложно назвать человеческими.

Иван Тургенев

Раннее творчество Тургенева раскрывает писателя как романтика, который очень тонко ощущал природу. Да и литературный образ «тургеневской девушки», который уже давно представляется как образ романтичный, светлый и ранимый, является теперь чем-то нарицательным. На первом этапе творчества он писал поэмы, стихотворения, драматургические произведения и, конечно, прозу.

Второй этап творчества Тургенева принес автору больше всего славы - благодаря созданию «Записок охотника». Он впервые честно изобразил помещиков, раскрыл тему крестьянства, после чего был арестован властями, которым такая работа не понравилась, и отправлен в ссылку в родовое поместье.

Позднее же творчество писателя наполнено сложными и многогранными персонажами - самый зрелый период творчества автора. Тургенев пытался раскрыть такие философские темы, как любовь, долг, смерть. В это же время Тургенев написал свое самое известное и у нас, и за границей произведение под названием «Отцы и дети» о трудностях и проблемах отношений между разными поколениями.

Владимир Набоков

Творчество Набокова полностью идет вразрез с традициями классической русской литературы. Важнее всего для Набокова была игра воображения, его творчество стало частью перехода от реализма к модернизму. В работах автора можно выделить тип характерного набоковского героя — одинокого, гонимого, страдающего, непонятого человека с оттенком гениальности.

На русском языке Набоков успел написать многочисленные рассказы, семь романов («Машенька», «Король, дама, валет», «Отчаяние» и другие) и две пьесы - перед отъездом в США. С того момента происходит рождение англоязычного автора, Набоков полностью отказывается от псевдонима Владимир Сирин, которым подписывал свои русские книги. С русским языком Набоков поработает еще лишь однажды - когда будет переводить для русскоязычных читателей свой роман «Лолита», который изначально был написан на английском.

Именно этот роман и стал самым популярным и даже скандально-известным произведением Набокова - не слишком и удивительно, ведь он повествует о любви зрелого сорокалетнего мужчины к девочке-подростку двенадцати лет. Книга считается довольно эпатажной даже в наш свободомыслящий век, но если об этической стороне романа до сих пор ведутся споры, то отрицать словесное мастерство Набокова, пожалуй, просто невозможно.

Михаил Булгаков

Творческий путь Булгакова оказался совсем не легким. Решив податься в писатели, он отказывается от карьеры врача. Он пишет свои первые работы, «Роковые яйца» и «Дьяволиаду», устроившись работать журналистом. Первая повесть вызывает довольно резонансные отклики, поскольку напоминала собой насмешку над революцией. Повесть Булгакова «Собачье сердце», обличающую власть, вообще отказались публиковать и, более того, забрали у писателя рукопись.

Но Булгаков продолжает писать — и создает роман «Белая гвардия», по которому ставят пьесу под названием «Дни Турбиных». Успех продлился недолго — в связи с очередным скандалом из-за произведений сняли с показов все спектакли по Булгакову. Та же участь впоследствии постигнет и самую последнюю пьесу Булгакова «Батум».

С именем Михаила Булгакова неизменно связывают «Мастера и Маргариту». Пожалуй, именно этот роман стал делом всей жизни, хотя признания ему и не принес. Но теперь, после смерти писателя, эта работа пользуется успехом и у зарубежной аудитории.

Это произведение не похоже больше ни на что. Договорились обозначать, что это роман, но какой: сатирический, фантастический, любовно-лирический? Образы, представленные в этом произведении, поражают и впечатляют своей уникальностью. Роман о добре и зле, о ненависти и любви, о лицемерии, стяжательстве, грехе и святости. При этом, при жизни Булгакова произведение не было опубликовано.

Непросто вспомнить другого автора, который бы так ловко и метко смог обнажить всю фальшь и грязь мещанства, действующей власти и бюрократической системы. Поэтому-то Булгаков и подвергался постоянным нападкам, критике и запретам со стороны правящих кругов.

Александр Пушкин

Несмотря на то, что не у всех иностранцев именно Пушкин ассоциируется с русской литературой, в отличие от большинства русских читателей, отрицать его наследие просто невозможно.

Талант этого поэта и писателя воистину не имел границ: Пушкин знаменит своими удивительными стихотворениями, но при этом писал прекрасную прозу и пьесы. Творчество Пушкина получило признание не только сейчас; его талант признавали и другие русские писатели и поэты — его современники.

Тематика творчества Пушкина напрямую связана с его биографией - событиями и переживаниями, через которые он проходил за свою жизнь. Царское село, Петербург, время в ссылке, Михайловское, Кавказ; идеалы, разочарования, любовь и привязанности — все присутствует в произведениях Пушкина. А самым известным стал роман «Евгений Онегин».

Иван Бунин

Иван Бунин - первый писатель из России, который стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Творчество этого автора можно условно поделить на два периода: до эмиграции и после.

Бунин был очень близок к крестьянству, быту простого народа, что оказало большое влияние на творчество автора. Поэтому среди него выделяют так называемую деревенскую прозу, к примеру, «Суходол», «Деревня», которые и стали одними из самых популярных произведений.

Значительную роль в творчестве Бунина также играет природа, которой вдохновлялись многие великие русские писатели. Бунин верил: она — главный источник сил и вдохновения, душевной гармонии, что с ней неразрывно связан каждый человек и в ней же лежит ключ к разгадке тайны бытия. Природа и любовь стали главными темами философской части творчества Бунина, которая, в основном, представлена поэзией, а также повестями и рассказами, например, «Ида», «Митина любовь», «Поздний час» и другие.

Николай Гоголь

После окончания Нежинской гимназии первым литературным опытом Николая Гоголя стала поэма «Ганс Кюхельгартен», которая оказалась не слишком удачной. Однако это писателя не смутило, и он вскоре начинает работать над пьесой «Женитьба», которая была опубликована только десять лет спустя. Это остроумное, красочное и живое произведение в пух и прах разносит современное общество, которое главными своими ценностями сделало престиж, деньги, власть, а любовь оставило где-то на последнем плане.

На Гоголя произвела неизгладимое впечатление гибель Александра Пушкина, которой были поражены и другие русские писатели и деятели искусства. Незадолго перед этим Гоголь показывал Пушкину сюжет нового произведения под названием «Мертвые души», поэтому теперь считал, будто эта работа - «священное завещание» великому русскому поэту.

«Мертвые души» стали великолепной сатирой на российскую бюрократию, крепостное право и социальные ранги, и именно эта книга особенно популярна среди читателей за рубежом.

Антон Чехов

Чехов начинал свою творческую деятельность с написания коротких очерков, но очень ярких и выразительных. Наиболее известен Чехов своими юмористическими рассказами, хотя писал и трагикомические, и драматургические произведения. А чаще всего иностранцы читают пьесу Чехова под названием «Дядя Ваня», рассказы «Дама с собачкой» и «Каштанка».

Пожалуй, самым основным и известным героем произведений Чехова является «маленький человек», чья фигура знакома многим читателям еще после «Станционного смотрителя» авторства Александра Пушкина. Это не какой-то отдельный персонаж, а, скорее, собирательный образ.

Тем не менее, маленькие люди у Чехова не одинаковы: одним хочется сочувствовать, над другими - посмеяться («Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Размазня» и другие). Главная же проблема творчества этого писателя — проблема справедливости («Именины», «Степь», «Леший»).

Федор Достоевский

Достоевский наиболее известен по работам «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы». Каждое из этих произведений знаменито своей глубокой психологией - действительно, Достоевский считается одним из лучших психологов в истории литературы.

Он анализировал природу человеческих эмоций, таких как унижение, саморазрушение, убийственная ярость, а также состояния, приводящие к безумству, суициду, убийствам. Психология и философия тесно связаны друг с другом в изображении Достоевским своих персонажей, интеллектуалов, которые «ощущают идеи» в глубинах своих душ.

Так, «Преступление и наказание» размышляет о свободе и внутренней силе, страданиях и безумии, болезнях и судьбе, давлении современного урбанистического мира на душу человека, и ставит вопрос о том, могут ли люди игнорировать собственный моральный кодекс. Достоевский вместе с Львом Толстым - самые известные русские писатели во всем мире, а «Преступление и наказание» - самое популярное из произведений автора.

Лев Толстой

С кем ассоциируются у иностранцев известные русские писатели , так это с Львом Толстым. Он является одним из неоспоримых титанов мировой художественной литературы, великим художником и человеком. Имя Толстого знают во всем мире.

Есть что-то гомерическое в том, с каким эпическим размахом он писал «Войну и мир», однако, в отличие от Гомера, он изображал войну как бессмысленную резню, результат тщеславия и глупости лидеров нации. Произведение «Война и мир» стало будто бы неким итогом всего того, что пережило российское общество за период XIX века.

Но самым известным во всем мире является роман Толстого под названием «Анна Каренина». Его охотно читают и у нас, и за рубежом, и читателей неизменно захватывает история запретной любви Анны и графа Вронского, которая приводит к трагическим последствиям. Толстой разбавляет повествование второй сюжетной линией - историей Левина, который посвящает жизнь своему браку с Китти, ведению хозяйства и Богу. Так писатель демонстрирует нам контраст между грехом Анны и добродетелью Левина.

А посмотреть видео об известных русских писателях XIX века можно здесь:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Стоит ли читать художественную литературу? Может, это бесцельная трата времени, ведь подобное занятие не приносит дохода? Возможно, это способ навязать чужие мысли и запрограммировать на определенные действия? Давайте отвечать на вопросы по порядку…