Особенности композиции романа евгений. Композиция «Евгения Онегина. Несколько интересных сочинений

Роман «Евгений Онегин» представляет собой жанр, не имеющий аналогов в мировой литературе, — роман в стихах. Жанровое определение своему произведению Пушкин дал в письме Вяземскому в 1823 году: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница! Вроде Дон Жуана». Роман в стихах является редкой литературной формой, в которой сочетаются романный сюжет, что составляет особенность эпического рода литературы, и его изложение стихотворной речью. Такая жанрово-стилевая организация литературного произведения близка большой поэме, не случайно Пушкин сравнивает свою рукопись с поэмой Байрона «Дон Жуан» (1818-1823). На замысел «Евгения Онегина» повлияла и другая поэма Байрона — «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818). В поэмах Байрона Пушкина привлекли типы героев, а также проблематика и крупная форма. Тем не менее, в отличие от произведений Байрона и других европейских поэм, «Евгений Онегин» является романом.

Поэма — это произведение с повествовательным сюжетом, излагаемым на фоне лирических переживаний, которые в тексте представлены в виде пространных лирических отступлений, песен и других вставных элементов. Поэма, как правило, имеет стихотворную форму. Жанр поэмы менялся на протяжении развития литературы: выделяют эпические античные поэмы, средневековые поэмы, поэмы эпохи Возрождения. Расцвета жанр поэмы достиг в начале XIX века в эпоху романтизма. В поэмах того периода преобладала социально-философская и нравственно-философская проблематика. В «Евгении Онегине» присутствуют очевидные черты поэмы, поэтому современники поэта часто называли произведение поэмой. Во-первых, произведение изобилует авторскими отступлениями, которые в некоторых случаях носят лирический характер. Во-вторых, в роман включены фрагменты других жанров, таких как эпистолярный, элегический и фольклорный. В тексте романа приведены два письма, в главе третьей Татьяна Ларина пишет письмо Онегину, открывая ему своё чувство. В главе восьмой сюжетная ситуация повторяется, но теперь уже Онегин, терзаемый любовью, признаётся в ней Татьяне, величавой светской даме, княгине, но для Онегина — прежней уездной барышне, некогда полюбившей его. Перед дуэлью Онегина и Ленского Пушкин помещает в текст романа элегию Ленского, в которой передаются чувства молодого поэта в последнюю ночь его жизни и которая призвана выразить высшую степень мечтательного романтизма, к тому времени уже сходящего с литературной сцены. И наконец, в главе третьей описание смятенных чувств юной Татьяны, убегающей от встречи с Онегиным, прервано задорной песней девушек-крестьянок, собирающих в саду ягоды.

Однако эти жанровые отступления тесно связаны с сюжетом, они составляют, как и остальные элементы сюжета, его неотъемлемую часть и не могут рассматриваться в качестве вставных произведений, как это происходит в поэме. Что касается авторских отступлений, они также не оторваны от сюжета, нет ни одного текстового эпизода, в котором автор пишет о чём-нибудь совершенно отвлечённом, не связанном с основным повествованием, будь то характеристика героя, времени, литературы, истории и даже состояние дорог. Сюжет и отступления образуют единое повествовательное пространство, в котором изображена картина России того времени.

Неизбежно возникает вопрос: почему Пушкин предпочёл стихотворную форму романа? Объяснения, что Пушкин был прежде всего поэтом, недостаточно. Пушкин собрал малые и средние формы русской поэзии и объединил их для широкого изображения российской действительности. Но литературный язык прозы ещё находился в стадии формирования, и его дальнейшему развитию в 1830-х годах способствовали Пушкин, Гоголь и Лермонтов.

Своеобразие сюжета и композиции романа "Евгений Онегин"

Сюжетной основой произведения является изображение российской жизни и природы. Изображение жизни российского общества сосредоточено на дворянском быте, нравах и культуре Петербурга, Москвы и провинции. Описание петербургской жизни занимает главы первую и восьмую; Москва показана во второй части главы седьмой; основная часть романа посвящена русской деревне. Именно в главах второй — седьмой читатель погружается в поместную, помещичью жизнь, наблюдает эпизоды крестьянского труда и быта, ощущает себя окружённым красотой русской природы — в романе каждое событие сопровождается её описаниями. В примечаниях к своему произведению Пушкин написал, что в романе «время расчислено по календарю», указав этим замечанием на слитность в нём времени литературного (то есть времени внутри произведения) и реального, исторического. Это является ведущим принципом построения сюжета романа: всё происходящее в нём не просто связано друг с другом, но и происходит так, как в самой действительности.

В романе две основные сюжетные линии: линия отношений «Онегин — Ленский» (тема дружбы) и линия отношений «Онегин — Татьяна» (тема любви). Дополнительными к линии любви являются отношения Ленского и Ольги, но их не следует считать самостоятельной сюжетной линией, поскольку они служат для более глубокого изображения темы любви в романе. Обе основные сюжетные линии распределены в романе неравномерно. Завязка линии «Онегин — Ленский» происходит в главе второй, и она сразу же показана как конфликтная:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Конфликт намечается после визита друзей к Лариным. Кульминация конфликта приходится на конец главы пятой, когда происходит ссора героев. Дуэль Онегина и Ленского и гибель последнего означают развязку конфликта.

Завязка основного конфликта Онегина и Татьяны описана в сцене знакомства героев в начале главы третьей. Сама встреча не показана в тексте, зато изображены впечатления героев после неё: непосредственная реакция Онегина приводится во время поездки Онегина и Ленского домой, а в следующих затем строфах показаны переживания Татьяны и расцвет её чувства. В романе две идентичные любовные ситуации, обе состоят из четырёх компонентов: встреча, влюбленность, письмо и устный ответ-отповедь; герои в них меняются местами: в главах третьей и четвёртой изображена любовь Татьяны, в главе восьмой — Онегина. Очевидно, что Пушкин дописывал в 1831 году письмо Онегина к Татьяне, чтобы сделать эти ситуации идентичными и создать эффект «зеркальности» между ними: они отражаются друг в друге, как в зеркале, погружая читателя в бесконечное созерцание тайны любви. Композиция любовной линии Онегина и Татьяны получила название зеркальной. Можно отметить две особенности этой линии: с одной стороны, она развивается от встречи до расставания героев, словно зеркало, стоящее между ними, эти события разделяет и глава пятая, в которой описаны сон Татьяны и сцена её именин. С другой — любовь Татьяны, описанная в начале, в конце словно «отражается» в любви Онегина.

Первые две главы романа являются экспозиционными для сюжетной линии любви, написаны они по принципу стилевой антитезы: в главе первой показано рождение Онегина, его воспитание и образование, время, проведённое в светском обществе, — формирование характера героя. Глава вторая посвящена описанию деревенской провинции, много внимания Пушкин уделяет характеристике Ленского, приехавшего из Германии после обучения в Геттингенском университете, но центральное место в главе отдано знакомству читателей с Татьяной.

Помимо композиции сюжета отмечаются следующие композиционные элементы романа: глава, являющаяся основной композиционной единицей произведения, строфа — минимальная повествовательная единица (при этом необходимо учитывать незаконченные и пропущенные строфы, которые тем не менее помечены номерами); посвящение; эпиграфы к роману и к каждой главе, чередования сюжетного повествования и авторских отступлений. Каждый из названных элементов является не случайной особенностью композиции, любой из них выполняет идейно-смысловую роль. Например, эпиграф ко всему роману представляет собой отрывок из частного письма, написанного на французском языке. Источник этого эпиграфа не установлен, автор словно мистифицирует читателя: зачем же нужен этот эпиграф? Присмотревшись к его содержанию, мы понимаем, что речь в нём идёт о странностях современного героя. Так намечается проблематика романа:

«Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого. Из частного письма (франц.)».

Онегинская строфа, кроме остальных достоинств, помогает, к примеру, достигать выразительности повествования или плавно осуществлять переход от сюжетной части к отступлениям и обратно.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Известное положение Белинского о том, что роман Пушкина представляет собой «энциклопедию русской жизни», можно иллюстрировать и его композицией.


В небольшом по размерам произведении соединяются в единое стройное целое самые разнообразные картины русской действительности первой трети XIX в. «Пестрые главы» переносят нас из Петербурга в деревню, из деревни в Москву и опять в Петербург. Охвачены различные классы и группы русского общества: дворянство поместное и столичное, крестьяне, городской трудовой люд. Литература, театр, быт, торговля, труд крестьянина нашли свое отражение в романе. В пейзажах русской природы в романе перед читателем проходит поэтический календарь всех времен года.
Огромный материал жизни организован в единое целое вокруг сюжета, в котором развиваются две линии событий: одна связана с историей отношений Онегина и Татьяны, другая - Ольги и Ленского, причем главной сюжетной линией является первая.


Чтобы показать стройность композиции романа, остановимся на главной сюжетной линии.
Она рисует события весьма обычные: молодой человек (какие, по выражению одного из современников, встречались «дюжинами» в Петербурге) едет в обыкновенную русскую деревню для получения наследства больного дядюшки. Там он встречает русскую провинциальную барышню. Весьма обычный случай из обычной жизни.


События главной сюжетной линии распадаются на 2 цикла эпизодов. В первой и второй главах развернута подробная экспозиция: биография и характеры действующих лиц до начала развития действия. В главе третьей - завязка - первая встреча Татьяны с Онегиным. Действие развивается быстро: Татьяна полюбила Онегина, ее волнения, стремление объясниться с ним приводят к сцене письма. Наступает кульминационный момент первого цикла: объяснение в саду, «отповедь» Онегина. Следующие события также исполнены драматического напряжения - оскорбление Онегиным Ленского на именинах и дуэль.

Смерть Ленского и отъезд Онегина - развязка первого цикла событий.
В VII главе развернута экспозиция второго цикла событий: Татьяна одна в деревне, ее неразделенная любовь, одиночество и тоска, раздумья в кабинете Онегина и чтение книг, наконец, замужество и вступление в светское общество как бы подготавливают ее к роли во втором круге эпизодов. Онегин в это время путешествует, но главу о странствиях Пушкин изъял из окончательной редакции романа.
В VIII главе - очень быстро - проходит второй цикл событий: встреча Онегина с Татьяной в Петербурге - завязка. Вспыхнувшая страсть Онегина, его упорное стремление объясниться с Татьяной приводят вновь к эпизодам большого напряжения; письмо Онегина к Татьяне и последняя встреча.

Последняя встреча и монолог Татьяны - кульминация второго цикла событий, и сразу вслед за ней наступает развязка: уход Татьяны, разрыв, герой «оставлен надолго... навсегда...»
Обращает внимание на бросающийся в глаза параллелизм в развитии первого и второго круга событий. Второй цикл как бы повторяет то, что было в первом, с тою разницей, что решительно переменились роли героев, они как бы поменялись местами. Это проявляется в целом ряде одинаковых мотивов, возникающих в первом и. втором цикле. При ведем некоторые примеры.

I цикл
Неразделенная любовь Татьяны.

Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!..

II цикл
Неразделенная любовь Онегина.

Бледнеть Онегин начинает...
...Онегин сохнет - и едва ль
Уж не чахоткою страдает

Письма Онегина и Татьяны написаны по одному плану, но в письме Татьяны - любовь мечтательной девушки, а в письме Онегина - энергичное выражение страсти зрелого человека. Сходство обоих писем неоднократно привлекало внимание критиков и исследователей.
Наконец, говоря о симметричном построении двух циклов событий, сравним последнее свидание Онегина с Татьяной со встречей в саду. В своем монологе Татьяна прямо вызываете памяти читателя тот далекий эпизод:

Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Но в этом уроке Татьяна выступает уже не робкой ученицей, а строгой учительницей, а в роли ученика, выслушивающего наставление, мы видим Онегина.
При рассмотрении развития главной сюжетной линии и симметричного расположения эпизодов 1 -го и 2-го цикла, при котором 2-й цикл является как бы отражением первого, но в совершенно новом осмыслении, можно сделать вывод о строгой продуманности композиции, благодаря чему роман в восьми опубликованных главах предстает пе ред нами как произведение цельное, законченное.

Тема романа «Евгений Онегин» (1831) - изображение русской жизни первой четверти XIX века. В.Г.Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 9), потому что Пушкин в своём романе «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества» (там же). Идея «Евгения Онегина» — оценить распространённый в дворянском обществе тип современного молодого человека, который не может найти достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели его не устраивают, кажутся недостойными и мелкими. По этой причине подобные молодые люди оказываются «лишними» в обществе.

Сюжет романа строится на истории любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Следовательно, завязкой сюжета будет их первая встреча в доме Лариных, куда Онегин попадает случайно: он захотел посмотреть на Ольгу, «предмет любви» Ленского. Причём сама сцена первой встречи главных героев в романе не описывается: о ней, возвращаясь из гостей домой, рассуждают Онегин и Ленский. Из их разговора понятно впечатление, которое Татьяна произвела на заглавного героя. Из двух сестёр он выделил именно Татьяну, отметив необычность её внешнего облика и заурядность Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.
Кругла, красна лицом она... (3, V)

Татьяна же с первого взгляда влюбилась в Онегина, в чем призналась в своём письме:

Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он! (3, XXXI)

Первая встреча Онегина и Татьяны происходит в третьей главе. Значит, первые две главы романа являются экспозицией сюжета, где автор подробно рассказывает о двух главных героях: об их родителях, родственниках, воспитателях, их любимых занятиях, характерах, привычках. Кульминацией сюжета является объяснение Онегина и Татьяны в саду, когда герой равнодушно отказывается от любви необыкновенной девушки, а Татьяна теряет все надежды на счастье. Позже, приобретя богатый опыт в «вихре» светской жизни, героиня поняла, что Евгений обошёлся с ней благородно, и оценила этот поступок:

Но вас
Я не виню; в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной. (8, ХLIII)

Второй кульминацией становится объяснение главных героев в Петербурге через несколько лет после первого. Теперь Татьяна, блестящая светская дама, продолжая любить Онегина, отказывается ответить на его пламенную страсть и скандальное предложение, и теперь Онегин, в свою очередь, теряет надежду на счастье.

Помимо главной сюжетной линии — истории любви Онегина и Татьяны — Пушкин разворачивает побочную сюжетную линию — историю дружбы Онегина и Ленского. Здесь присутствует завязка: два молодых образованных дворянина, оказавшись в деревенской глуши, быстро знакомятся, так как Ленский

С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. (2, XIII)

Сюжетная схема истории дружбы может быть выстроена так: кульминация — поведение Онегина на именинах Татьяны (его кокетство с Ольгой), развязка —дуэль приятелей и смерть Ленского. Последнее событие является одновременно кульминацией, так как заставило Онегина, кажется первый раз в жизни, «содрогнуться» (6, XXXV).

В романе присутствует ещё одна побочная сюжетная линия — история любви Ленского и Ольги. В ней автор опускает завязку, лишь упоминает вскользь, что нежное чувство родилось в сердцах молодых людей уже давно:

Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель умилённый
Её младенческих забав... (2, XXXI)

Кульминацией в этой истории любви является бал на именинах Татьяны, когда характер Ольги раскрывается вполне: тщеславная, самолюбивая и пустая кокетка, она не понимает, что своим поведением оскорбляет жениха. Смерть Ленского развязывает не только сюжетную линию дружбы, но и историю его короткой любви.

Из всего сказанного выше понятно, что и главная, и второстепенные сюжетные линии построены довольно просто, однако сама композиция романа чрезвычайно сложна.

Анализируя главную сюжетную линию, следует отметить несколько особенностей. Первая из них — довольно затянута экспозиция: она составляет две главы из восьми. Зачем Пушкин так подробно описывает становление характеров главных героев — Онегина и Татьяны? Можно предположить, для того чтобы поступки обоих героев были понятны читателям, чтобы наиболее полно выразить идею романа — изображение умного, но бесполезного человека, впустую проживающего свою жизнь.

Вторая особенность — основная сюжетная линия не имеет развязки. Ведь после финального бурного объяснения с Онегиным Татьяна уходит из своей комнаты, а герой остаётся на месте, потрясённый её словами. А дальше

Шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался... (8, ХLVIII)

Таким образом, действие обрывается на полуслове: муж застаёт Онегина в неурочный час в комнате жены. Что он может подумать? Как повернётся сюжет дальше? Пушкин не объясняет ничего, а заявляет:

И здесь героя моего
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда. (8, ХLVIII)

За такой финал современники часто упрекали автора и считали недостатком отсутствие определённой развязки. На эту критику Пушкин ответил в шутливом отрывке «В мои осенние досуги...» (1835):

Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча прерывать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить...

Из приведенных строк следует, что решение прервать роман было у Пушкина вполне осознанным. Что же даёт такой непривычный финал для осмысления содержания произведения?

Муж, родственник и друг Онегина, увидев героя в комнате жены, может вызвать его на дуэль, а дуэль, перевернувшая всю его жизнь, у Онегина уже была. Иными словами, Онегин буквально оказывается в замкнутом круге событий; не только история его любви строится по принципу «зеркального отражения» (Г.А.Гуковский), но и его отношения с друзьями. У романа нет конца, то есть он построен по кольцевой композиции: действие начинается и обрывается в Петербурге, весной, герой так и не обретает любовь, в очередной раз пренебрегает дружбой (ухаживает за женой друга). Такое композиционное построение удачно соответствует главной идее романа: показать безысходную, никчёмную жизнь заглавного героя, который сам страдает от своей ненужности, но не может выбраться из замкнутого круга пустой жизни, найти себе серьёзное занятие. С таким конном романа без конца вполне согласился В.Г.Белинский, который задаётся вопросом: «Что стало с Онегиным потом?». И сам отвечает: «Не знаем, да и что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 8).

Третьей особенностью композиции является наличие в романе нескольких сюжетных линий. История любви Ленского и Ольги даёт возможность автору сравнить главных героев с второстепенными. Татьяна умеет любить «не шутя» (3, XXV), а Ольга быстро утешилась после смерти Ленского и вышла замуж за улана. Разочарованный Онегин изображается рядом с мечтательным, влюблённым Ленским, который ещё не охладел к жизни.

Все три сюжетные линии удачно переплетаются: кульминация-развязка в истории дружбы (дуэль) становится одновременно и развязкой в истории любви молодого поэта и Ольги. Таким образом, в трёх сюжетных линиях присутствуют только две завязки (в основной и в истории дружбы), три кульминации (две в основной и одна (бал) для двух побочных) и одна развязка (совпадает в побочных сюжетных линиях).

Четвёртой особенностью композиции является наличие вставных эпизодов, которые прямо не связаны с развитием сюжета: сон Татьяны, стихи Ленского, песня девушек и, конечно, многочисленные лирические отступления. Эти эпизоды ещё более усложняют композицию, но не слишком затягивают действие романа. Особо следует отметить, что лирические отступления являются важнейшей составной частью произведения, потому что именно благодаря им в романе создаётся широчайшая картина русской жизни указанного исторического периода и складывается образ автора, третьего главного героя романа.

Подводя итог, отметим, что роман «Евгений Онегин» в истории русской литературы был новаторским и сточки зрения описания жизни (реалистическое изображение действительности), и сточки зрения создания характера заглавного героя (образ пушкинского современника, «лишнего человека»). Глубокое идейное содержание выразилось в оригинальной форме: Пушкин применил кольцевую композицию, «зеркальное отражение»-повторение главных сюжетных эпизодов, опустил финальную развязку. Иными словами, получился «свободный роман» (8, L), в котором мастерски переплетаются несколько сюжетных линий и присутствуют отступления различного типа (вставные эпизоды, более или менее тесно связанные с сюжетом; шутливые и серьёзные рассуждения автора обо всём на свете).

Построение «Евгения Онегина» нельзя назвать логически безупречным. Это касается не только отсутствия формальной развязки в романе. Строго говоря, между событиями, описанными в седьмой и восьмой главах, должно пройти несколько лет, пока Татьяна превратится из провинциальной барышни в светскую даму. Первоначально Пушкин решил заполнить эти несколько лет путешествиями Онегина по России (глава «Путешествие Онегина»), но позже поместил их в приложение к роману, в результате чего логика сюжета оказалась нарушенной. На этот формальный недостаток автору указывали и друзья, и критики, однако Пушкин пренебрёг этими замечаниями:

Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу. (1, LX)

Автор очень точно назвал своё произведение «собранье пёстрых глав» (вступление): в нём отразилась реальная жизнь, устроенная не по строгим законам логики, а, скорее, по теории вероятности. Однако роман, следуя за реальной жизнью, не потерял ни динамичности, ни художественной цельности, ни законченности.

Федулова Илона, ученица 9 А класса МБОУ СОШ №37 г. Хабаровска

Зеркальное построение романа Евгений Онегин

А.С.Пушкин использовал в романе «Евгений Онегин» прием зеркальной композиции.

Зеркальная композиция раскрывает читателю духовную эволюцию Онегина и Татьяны.

В начале романа Татьяна влюблена в Онегина и страдает от неразделенной любви, и автор симпатизирует Татьяне, сочувствует и сопереживает своей героине. А потом, в конце романа, Онегин неожиданно влюбляется в Татьяну, когда та уже вышла замуж за другого, и все события повторяются в той же последовательности, только теперь автор находится рядом с Онегиным.

Два письма: письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне также являются примерами зеркальной симметрии.

Еще одним примером зеркальной композиции является сон Татьяны и замужество Татьяны. Во сне Татьяна увидела медведя, символизирующего ее будущего мужа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» зеркальная композиция

Зеркальное построение романа Татьяна пишет письмо Онегину Онегин пишет письмо Татьяне Два письма

Объяснение Онегина с Татьяной на аллее. Онегин еще не влюблен в Татьяну Онегин признается в любви Татьяне, когда она уже вышла замуж за другого

Дружба Онегина и Ленского Дуэль Онегина И Ленского

Жизнь Онегина в высшем свете Жизнь Онегина в деревне

Сон татьяны Замужество Татьяны

Предварительный просмотр:

Зеркальное построение романа Евгений Онегин

А.С.Пушкин использовал в романе «Евгений Онегин» прием зеркальной композиции.

Зеркальная композиция раскрывает читателю духовную эволюцию Онегина и Татьяны.

Вначале романа Татьяна влюблена в Онегина и страдает от неразделенной любви, и на этом протяжении автор как бы находится на стороне Татьяны, сочувствует и мысленно сопереживает своей героине. А потом в конце романа Онегин неожиданно влюбляется в Татьяну, когда та уже вышла замуж за другого, и все события повторяются в той же последовательности, только теперь автор находится рядом с Онегиным.

Два письма: письмо Татьяны к Онегину, и Онегина к Татьяне, так же являются примерами зеркальной симметрией.

Так же еще одним примером зеркальной композиции является сон Татьяны и замужество Татьяны. Во сне Татьяна увидела медведя символизирующего ее будущего мужа.

А.С. Пушкин начинает писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году. В то время поэт находится в южной ссылке. Этот период исследователи называют романтическим: Пушкин увлекается творчеством Байрона, что находит отражение и в его собственной поэзии.

Но «Евгений Онегин» – произведение далеко не романтическое. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, что было невозможно сделать байроновскими средствами. Герой в произведениях романтизма окутан тайной, тогда как в реальной жизни происхождение многих его черт было вполне понятно для Пушкина. Но своеобразие романа обусловлено не только этим: сам автор развивался и совершенствовался, и многие свои литературные открытия он использовал при создании этого произведения.

Роман «Евгений Онегин» получился сложным и неоднозначным, так как новым стал не только образ главного героя; новаторство автора проявилось и в жанре, и в композиции произведения.

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница», – так определил жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме Вяземскому. Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя.

И действительно: в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира – мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях. Их тематика весьма разнообразна и включает в себя воспоминания поэта, его оценку героев романа, полемику с литературными оппонентами. Так, в одном из отступлений Пушкин пишет о женских ножках («…Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милый друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня…»), в другом – о романтических литературных героях («Лорд Байрон прихотью удачной / Облек в унылый романтизм / И безнадежный эгоизм…»), в третьем – о светских условностях, которые иногда при всей своей нелепости могут стать причиной убийства человека («Враги!../ Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно… / Не засмеяться ль им, пока / Не обагрилась их рука, / Не разойтись ли полюбовно?.. / Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».). В лирических отступлениях поэт дает широкую картину современной жизни, расширяя границы художественного произведения и придавая его сюжету реалистичность и правдоподобие.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов ХIХ века, сравнивает светских петербургских людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится объяснить различные социальные явления. Например, поэт обусловливает разницу между характерами светских дворян и помещиков близостью последних к старорусской культуре и к простой природе, а скуку петербургских молодых людей (на примере Онегина) – пресыщенностью мишурной и пустой жизнью высшего света, а также невозможностью найти свое место в обществе, самореализовавшись на интересном им поприще.


«Евгений Онегин» – это и социально-бытовой роман с любовной сюжетной линией, обычной для произведений того времени: «высокий» герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него, и герой либо не может ее любить по таинственным причинам – все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, но обстоятельства им мешают быть вместе – но все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает историю романтического оттенка: Онегин едет в деревню, потому что должен получить наследство, а любовь Татьяны он не просто не разделяет, но и не видит в чувстве девушки глубины и серьезности. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но такая «бытовая» история была бы неинтересна, если бы не психологическое мастерство Пушкина. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает – вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа – Татьяны, Ленского, Ольги, – настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

Но типичность проявилась не только в выборе персонажей: Пушкин ставит своих героев в обычные, можно даже сказать, банальные обстоятельства. Ведь девушки того времени часто влюблялись в хоть сколько-нибудь странных молодых людей, надеясь найти в них героев сентиментальных романов, а светские люди редко женились на дочерях небогатых помещиков. Причиной этого был, естественно, сам склад русского общества: браки по любви были большой редкостью. А, как известно, типичные герои в типичных обстоятельствах, страдающие от социально обусловленных проблем, – это главный предмет изображения писателей реалистического направления. Таким образом, «Евгений Онегин» – это реалистический социально-психологический роман.

Для создания подобного произведения необходимо было отказаться не только от стандартного содержания, но и изменить саму композицию романа. Так, Пушкин отказывается от некоторых традиционных элементов, таких как вступление с обращением к музе (в конце седьмой главы есть пародия на него: «Да, кстати, здесь о том два слова: / Пою приятеля младого / И множество его причуд. / Благослови мой долгий труд,/ О ты, эпическая муза! / И, верный посох мне вручив, / Не дай блуждать мне вкось и вкривь…»), развязка конфликта (в этом романе реалистический «открытый финал»: автор покидает героя «в минуту, злую для него», после объяснения с Татьяной перед появлением ее мужа, и неясно, чем завершится эта недвусмысленная сцена), изображение ряда важных с точки зрения развития действия событий (свадьба Татьяны, реакция Ольги на смерть Ленского и др.). Пушкин делает это с целью подчеркнуть правдоподобие рассказанной истории: в реальной жизни нет вступлений и эпилогов, какие-то события остаются нам неизвестными, но мы продолжаем жить дальше, как это делают Онегин, Татьяна и другие герои романа после его завершения.

Тем не менее нельзя отрицать, что у каждого литературного произведения есть своя структура, свое особое построение. Так, по принципу художественной симметрии строится сюжет романа. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны. В первой части произведения Онегин едет в деревню из города и Татьяна влюбляется в него, пишет письмо с признанием, а он лишь читает наставления «смиренной девочке»; во второй части – Татьяна приезжает из деревни в столицу, где встречает Онегина будучи замужней дамой, и уже Евгений влюбляется в нее, в свою очередь, пишет ей письмо, а она ему отказывает и тоже укоряет его: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?». Перекликаются также и некоторые детали: описание деревенского и городского кабинетов Онегина, книги, которые читает он в городе и деревне, образы, возникающие во сне Татьяны (чудовища, среди которых появляется Евгений, убивающий Ленского), соотносимые с изображением гостей на ее именинах и последующими событиями, связанными с дуэлью. Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза. Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками – сельским жителям помещикам). Татьяна же противопоставляется и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни – «задумчивость ее подруга», любит чтение, прогулки на природе, а моды ее вовсе не интересуют). Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый – злой, порочный – добродетельный, банальный – оригинальный и т.д. Примером могут служить сестры Ларины: и Ольга, и Татьяна – естественные, милые девушки, влюбившиеся в блестящих молодых людей. Но Ольга легко меняет одну любовь на другую, хотя совсем недавно была невестой Ленского, а Татьяна любит одного Онегина всю жизнь, даже выйдя замуж и оказавшись в высшем свете.

Достоверность происходящего в романе подчеркивается и с помощью вставок текста, инородного по отношению к авторскому: писем Татьяны и Онегина, песни девушек, стихов Ленского. Часть из них отличается иной строфикой (написана не «онегинской строфой»), имеет отдельное название, чем не только выделяется из общего текста романа, но и придает ему «документальность».

Необходимо также сказать, как Пушкин пользуется делением на главы и строфы. Во-первых, он использует многочисленные пропуски (отточия), либо многозначительно намекая на что-то, либо разделяя текст по темам, либо обозначая тем самым временной промежуток. Например, в Ш строфе третьей главы точки заменяют пространное описание обычного угощения гостей в помещичьем доме (оно сохранилось в рукописи). Пушкин лишь кратко отмечает «тяжелые услуги / Гостеприимной старины», и уже в 1У строфе мы видим, как Ленский и Онегин едут обратно домой.

Также Пушкин очень умело прерывает главы, покидая героев неожиданно и не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме, как, например, четвертая глава – отказу Онегина, несчастью Татьяны и взаимной любви ее сестры, а пятая – именинам. Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой – заинтересовать читателей (ведь роман публиковался сначала отдельными главами по мере их написания), а с третьей – бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», – говорит Пушкин, прерывая Ш главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Как видим, отказ от старых методов и поиски новых способов отображения действительности (романтики тоже рисовали действительность, только «экзотическую», почти невозможную в обычной жизни) отразились практически во всем: и композиция сюжета, и сама любовная история, и герои, и их описание – все было иным, новаторским. Художественные открытия Пушкина указали направление всей последующей русской литературе, и роман «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением в ее истории.