Музей прикладного искусства часы работы



Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства - вчера, сегодня, завтра

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства – единственный в России музей, объединивший в своей коллекции произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков. Собрание музея сформировалось к 1999 году в результате объединения коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства им. С.Т. Морозова (бывшего Кустарного музея, основанного в 1885 году), а также библиотечных и архивных фондов НИИ художественной промышленности. В фондах музея хранятся и частные коллекции: собрание художественного металла, переданные в дар его собирателем Г.А. Кубряковым, знаменитая коллекция русских, восточных и европейских тканей Н.Л. Шабельской, подаренная гражданином Франции П.М. Толстым-Милославским, коллекции фарфора, собранные М.В. Мироновой и А.С. Менакером, а также коллекция фарфора Л.О. Утесова.

В ВМДПНИ представлены художественные изделия из металла (в том числе, ювелирные украшения ведущих российских фирм XIX – начала XX веков, редкое собрание самоваров и художественного литья), русские художественные лаки, фарфор и стекло Императорского и частных заводов, произведения известных современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Не имеет аналогов собрание произведений декоративно-прикладного искусства русского модерна (в том числе, произведения М. Врубеля, А. Головина, С. Малютина, С. Коненкова, Н. Андреева и других), а также коллекция советского искусства 1920-1950-х годов, включая агитационный фарфор и ткани. За последние годы музейную коллекцию пополнили великолепные произведения современных художников (В.И. Мухиной, Б.А. Смирнова, В.С. Муратова и многих других). В библиотеке музея хранится собрание редкой книги. Уникальные рукописные материалы находятся в специальном архивном фонде.

Музей расположен в комплексе зданий – памятнике архитектуры кон. XVIII – XX вв. По имени прежних владельцев эту старинную усадьбу называют «Усадьбой Остермана». Со второй четверти XVII века усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В 1796 году титул графа Остермана перешел к Александру Ивановичу Толстому – герою Отечественной войны 1812 г. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, приобрел вид близкий современному.

В 1834 г. комплекс зданий был передан московской духовной Семинарии, в 1918 г. здание было национализировано и передано в ведение ВЦИК. После Великой Отечественной войны в здании были размещены Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1981 г. здание было передано вновь созданному Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства.

Где находится (адрес)
127473, Москва, Делегатская улица, 3

Ближайшая станция метро
метро «Новослободская» 900 метров
метро «Достоевская» 900 метров
метро «Цветной бульвар» 900 метров
метро «Маяковская» 900 метров

Проезд
от станций метро «Сухаревская», «Маяковская»,
«Цветной бульвар», «Новослобоская»
троллейбусы №№ «Б», 3, 10, 47
до остановки «Театр кукол им. Образцова»

Дни и часы работы музея
Понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00,
четверг – 10.00 до 21.00,
суббота – 11.00 до 19.00,
вторник – выходной день.
Последний понедельник месяца – санитарный день

В столице России работает множество музеев и выставок. Одни из них посвящены какой-то узконаправленной тематике, другие же интересны всем без исключения. Именно ко второй категории относится музей в экспозиция, которая понравится каждому.

История создания

Датой основания экспозиции считается 1981 год. Свой современный облик коллекция приняла к 1999 году. Она была дополнена экспонатами из музея народного искусства им. Морозова, а также изделиями народного художественного промысла, переданными Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Экспозиция пополнялась и благодаря частным коллекционерам. Гражданин Франции Толстой-Милославский пожертвовал личную коллекцию фарфора, Шабельская передала русские, восточные и европейские ткани, а Кубряков подарил художественный металл. Сегодня музей в Москве также время от времени получает новые экспонаты. Сотрудники учреждения заняты не только культурно-просветительской деятельностью, но и научными и реставрационными работами. Сегодня коллекция музея посвящена преимущественно развитию художественных и ремесленнических промыслов в XVIII-XX вв.

Уникальная коллекция

По количеству и разнообразию представленных экспонатов московский музей с уверенностью можно сравнивать с крупнейшими в мире экспозициями, посвященными данной тематике. Сегодня его коллекция состоит более чем из 120 тысяч уникальных предметов. Для удобства посетителей экспонаты группируются по основным материалам, использованным для изготовления. Одно помещение выделено для предметов из дерева и кости, в другом можно увидеть стеклянные экспонаты, в третьем - керамику и фарфор. Отдельный зал посвящен металлическим изделиям и ювелирным украшениям. Также музей декоративно-прикладного и народного искусства может похвастаться коллекциями лаковых миниатюр, изобразительных материалов и тканей.

Коллекцию музея сложно описывать. Кажется, что здесь собрано все самое прекрасное, что только может быть сделано руками человека. Здесь можно увидеть и антикварную мебель, и народные костюмы, и мелкие предметы - посуду, предметы обихода. Есть также советская коллекция - ткани, фарфор с патриотичными рисунками и лозунгами и многое другое. Представлены в экспозиции народные игрушки, предметы крестьянского обихода, украшенные резьбой по дереву. В зале, посвященном тканям, можно увидеть образцы вышивок, кружев и ткачества. Поражают воображение металлические изделия - художественная ковка, чугунное литье, роспись по металлу. Переходя из зала в зал, можно понять, как менялись вкусы и увлечения народа, как развивалась наша страна и, в частности, ее столица - Москва. Музей декоративно-прикладного искусства позволяет отследить изменения общепринятых стандартов «прекрасного» в разные века. Помимо основных коллекций экспозиция включает в себя библиотеку. Собранные здесь книги посвящены декоративно-прикладному искусству. В архивах музеях хранятся также ценные рукописи и документы известных ученых: В. М. Василенко, В. С. Воронова, В. М. Вишневской и других.

Где находится музей народного искусства?

Эту экспозицию нередко называют самой красивой в России. С этим сложно поспорить, так как музей декоративно-прикладного искусства в Москве собрал под одной крышей произведения искусства, созданные в самых разных техниках и стилях. Такая коллекция просто не могла бы выставляться в «обычном» здании. Находится музей сегодня в старинном особняке, признанном памятником архитектуры, более известном под названием Дом Остермана. Точный адрес: город Делегатская, дом 3. Ближайшая станция метро - «Цветной бульвар». Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства работает с воскресения по четверг включительно с 10.00 до 18.00, а в субботу и пятницу - с 11.00 до 19.00.

Стоимость билетов и проведение экскурсий

Если вы решили посетить Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, вас ждет приятный сюрприз. Помимо основной экспозиции, здесь регулярно проходят различные выставки. Возрастные ограничения для посещения музея отсутствуют, но, как показывает практика, наибольший интерес коллекции вызывают у взрослых и детей школьного возраста. Возможен заказ экскурсий для организованных групп. Взрослый билет для одного человека стоит 200 рублей.

Музей декоративно-прикладного искусства в Москве имеет собственный детский центр. В нем проводятся различные обучающие и познавательные программы для подрастающего поколения. Это позволяет детям и подросткам научиться лучше разбираться в искусстве, различать отдельные стили и определять авторство произведений.

В Музей декоративно-прикладного искусства (или сокращенно Музей ДПИ) я попала в первый раз и если честно, не ожидала увидеть такую большую коллекцию красивых экспонатов.

Начать нужно с того, что музей располагается в усадьбе Остермана - памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков.
Со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, видимо принадлежавшего кругу М. Ф. Казакова, приобрел вид, близкий современному. В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому, прославившемуся в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Дом А. И. Остермана-Толстого, пострадавший в пожаре 1812 года, долго не восстанавливался, и в 1834 году был продан Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии.
В Советское время в этом доме останавливались приезжавшие на съезды Советов делегаты (отсюда и современное название улицы - Делегатская).
В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля 1981 года.

Основная коллекция музея охватывает практически все направления декоративно-прикладного искусства: металл и камень, дерево и кость, керамику, стекло, ткани, лаковую миниатюру…

Этот музей - настоящий источник вдохновения для всех, кто занимается любыми видами творчества.

Залы музея разделены по периодам. Это очень ценно, так как можно наглядно представить, как жили люди того или иного сословия в определенный промежуток времени - какие предметы быта использовали, какой была мебель или одежда.

Рубеж XVII-XVIII веков.

Сочетание традиционно русских вещей с предметами западноевропейской стилистики определило яркое своеобразие российской жизни эпохи перемен. Меняются техники и художественные ориентиры, больше заметно влияние и «подстраивание» под европейский декоративный стиль. Характерное для петровского времени соединение старого и нового надолго определило развитие традиционных для России художественных отраслей, таких, как гнутое стекло, изразцы, майолика, резная кость.

Русская мебель XVIII-XiX вв.

Изразцы печные, XVIII век.

Бутыль и кувшин

Металлическая посуда, XVIII в.

Фарфор с цветной росписью. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера, с. Вербилки. XVIII в.

Венера и Амур. Фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера. XVIII в.

Письменный прибор «Мальчик на лебеде». Малахит. XVIII в.

XIX век

«Классицизм времени романтизма» - так иногда определяют ампир за патетику стиля. Эпоха романтизма открыла ценность личности человека и поэтому анфилады комнат сменились более приватными зонами, что потребовало изготовления и более «приватных» предметов быта и декора. Стали расширяться производства, менялись стили. Принципиальное изменение подхода к обустройству частного жилья в начале 19 века стало причиной настоящего мебельного бума. Оформление интерьеров было нацелено на создание законченных ансамблей, начиная от фарфора и заканчивая мебелью.

Русская мебель первой трети XIX века.

«Ехали ребята из Нова-Города». Н. Гиляров-Платонов, П. Ширапов.

Конец XIX-начало XX веков.

Предметы гарнитура в неоклассическом стиле: шкаф-горка, столик, стулья, кресло, диван. Россия, нач. XX в.

Предметы интерьера

Ваза с пейзажем. 1914-1918 гг, Гусевский завод Мальцовых. Стекло желтое, многослойное, травление.

Сервиз в «русском» стиле. Завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург, 1870-е гг.

Предметы цветного стекла с «готическими» шлифовками. Сер. XIX в.

Предметы мебели конца 19 века.

Стаканы. Стекло, декалькомания, позолота, серебрение. 1840-е гг.

Стол ломберный, часы, кресло. Сер. XIX в.

Конечно же, большую часть музея занимает отдел Народного искусства.

Традиционное народное искусство - это всегда коллективное творчество, впитавшее в себя многовековой опыт народа. Народные художники веками отбирают, сохраняют и обогащают найденные мастерами решения. Так вырабатывается художественная традиция, стиль.
Народное декоративно-прикладное искусство развивалось в процессе создания и оформления предметов быта - посуды, одежды, мебели, инструментов для работы и самого жилища. Для изготовления предметов быта всегда использовались доступные природные материалы, то, что всегда было под рукой.
Часто в оформлении предметов использовались магические символы, имеющие оберегательное назначение, например внешнее оформление дома или вышивка на одежде.
Многие символические детали орнаментов были утрачены, а многие применяются и сейчас для декора.
Основная часть предметов в залах народного искусства музея относится к XIX и XX вв. Это изделия народных мастеров, выполненные в разных уголках России.

Сечка для рубки капусты, 1850-е гг. Урал. Верхотурье.

Кронштейн-крюк, 18 в.

Масленка (Архангельская область) и рукомойник (Вологодская область). Нач. XX в.

Кружка-сметанник (Вологодская область) и рукомойник (Владимирская область). Нач. XX в.

Прялки. Конец XIX — нач. XX вв.
1. Коми. с. Корчемье
2. Вологодская губерния, р-н Сев. Двины
3. Поморье, Кемь.
4. Вологодская губерния, р-н реки Ракулки

Деревенская мебель

Туески, ковшик. XX в.

Подзоры (Петербургская и Олонецкая губернии), Конец XIX — нач. XX вв.

Женские головные уборы. XIX в.
Обратите внимание на детали.

Женский праздничный костюм, XIX-XX вв.

Женские головные уборы:
1. «Каблучок» (Тверская губ)
2. Сборник (Вологодская губ)
3. Кокошник
4. Повязка

Ткацкий стан крестьянский, Саратовская губ., с. Колояр, XIX в.

В крестьянской среде предметы, сопровождавшие ребенка и его игры, были прообразом взрослой жизни и так или иначе связаны с приобретением трудовых навыков (детские прялки, посуда и т.д.).
Игрушки изображали диких и домашних животные, бытовые сцены (жатву, доение коровы и др). Для самых маленьких из бересты плели «шаркунки» - погремушки, внутрь которых насыпали сухой горох или мелкие камешки. Все игрушки делали не только из цельного дерева, но и из щепок, поэтому игрушки назывались «топорщиной», «щепным товаром».
Все детские игрушки и мебель производились в соответствии с художественными ценностями местности, где они изготавливались.

Детская мебель.

Деревянные и глиняные игрушки

Советский фарфор

Несколько залов экспозиции музея посвящено «Шедеврам советского фарфора». Здесь представлено более 300 экспонатов, изготовленных в период с 1917 по 2000 года. Этот период был очень сложным для творчества, но тем не менее все представленные работы - просто потрясающие. Интересные формы, яркие краски и огромный полет фантазии.

Скульптурная композиция по мотивам сказки «Золотой петушок». С.М. Орлов, 1965-1967 гг. с. Вербилки, Дмитровский фарфоровый завод

«Узбечка с куколками шелкопряда»

Блюдо декоративное «Слава Октябрю». А.И. Борисов, С.П. Богданова, 1977 г. Ленинградский фарфоровый завод.

Сервиз «Кобальтовая сетка». А.А. Яцкевич, С.Е. Яковлева. 1960 г. Ленинградский фарфоровый завод.

Есть версия, что знаменитый узор Яцкевич навеял сервиз «Собственный», который еще в середине XVIII века был изготовлен для Императрицы Елизаветы Петровны Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Также одним из праздничных сервизов ИФЗ, который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него.

Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. Образцом же, по которому на Венской мануфактуре создавали «Кобальтовый сервиз», стал другой сервиз – произведение Севрской мануфактуры, который в 1768 году Людовик XV подарил датскому королю Христиану VII. Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями.
Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II, о чем говорит то, что отправляясь на войну со Швецией, он завещал его своей теще.
Однако с войны император вернулся в добром здравии и продолжил владение «Кобальтовым сервизом». В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на ИФЗ.

В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на ИФЗ. Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» Яцкевич и роспись сервиза «Собственный», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом. В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки.

Есть еще один интересный момент в истории создания этого декора, он связан с карандашом, которым художница Анна Яцкевич нанесла на фарфор свой знаменитый узор. В те времена на ЛФЗ возникла идея использовать так называемый кобальтовый карандаш. Разумеется, карандаш был обычным, сделанным на фабрике «Сакко и Ванцетти», а вот стержнем его была фарфоровая краска. Художникам завода карандаш не понравился, только Анна Яцкевич решила попробовать новинку и расписала им первый экземпляр сервиза «Кобальтовая сетка». Так это или нет, но этот экземпляр сервиза сейчас находится в экспозиции Русского музея.
«Кобальтовая сетка», как считают специалисты очень выигрышно смотрелась на сервизе формы «Тюльпан», она удачно обыгрывала его и придавала ему торжественность. Впоследствии этой росписью стали украшать на ЛФЗ (ИФЗ) и другие изделия: кофейные и столовые сервизы, чашки, вазочки и сувениры. Кстати, Анне Яцкевич принадлежит и другой вклад в развитие фарфорового завода – она автор знаменитого логотипа ЛФЗ (1936 г.), который изображен на всех изделиях предприятия.

Сервиз «Свадебный», О.М. Мухигули. 1974 г. Дулевский фарфоровый завод

Майя Плисецкая в образе Кармен. Г.Д. Чечулина, 1970 г. Дулевский фарфоровый завод

Блюдо декоративное «Радость труда». А.В. Ларионов, А.И. Борисов, 1976 г. Ленинградский фарфоровый завод

Сервиз «Сказка». Н.П. Славина, А.В. Воробьевский, 1975 г. Ленинградский фарфоровый завод

Красота неописуемая!

Блюда декоративные «Сумерки зимой». А.В. Ларионов, 1980 г.

Предметы письменного набора «Обсуждение Сталинской конституции». Н.Я. Данько, 1937 г. ЛФЗ

Блюда декоративные

Шахматы «Красные и белые». Н.Я. Данько, А.А. Скворцов, 1925 г. ЛФЗ

Комплект детских поильников «Первая детская посуда». А.Г. Сотников, 1950 г. Дулевский фарфоровый завод

Русская лаковая миниатюра

Последний зал музея декоративно-прикладного искусства - «Русская лаковая миниатюра». Это невероятной красоты работы мастеров разных периодов. Здесь есть и шкатулки из Палеха, Мстеры, Федоскино, Осташково и других центров русской лаковой росписи.

6. Папиросница «Тройка летняя». Густов Е.М., 1920-е гг, с. Федоскино
7. Пудреница «Чаепитие». 1910-1913 гг, с. Федоскино
8. Баул «Крестьянские дети». 19-20 вв, Московская обл, мастерская Вишняковых

Портсигар с портретом королевы Виктории.

Пеналы для перьев

1. Табакерка «Кронштадт». 19 в. Мастерская Волленшнейдера
2. Табакерка с портретом Петра I. 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
3. Табакерка «Портрет генерала Н.Н. Раевского». 19 в. Мастерская Н. Нажевщикова
4. Табакерка с портретом А.В. Суворова. 19 в. с. Данилково
5. Табакерка с портретом императора Александра I. 1811 г.
6. Табакерка с портретом графа М.И. Платова. 19 в. фабрика Эка.

Второй зал посвящен «искусству, рожденному революцией», как сказал М. Горький. В советское время бывшие иконописцы остались не у дел, но мастера нашли выход.
Так появились современные работы мастеров Палеха, Мстеры и Холуя - мощных иконописных промыслов.
Сохранив древние методы живописи, мастера приспособились создавать современные образы на темы, заданные советскими событиями. Очень много работ посвящено сказкам.

Шкатулка «Прощание Игоря с Ярославной». Иван Фомичев, 1957 г. с. Мстера.

Шкатулка «Людмила в замке Черномора». Нина Любомудрова, 1952 г. Мстера

Шкатулка «Волга». В. Пузанов-Молев, Б. Киселев, 1958 г. Холуй
Шкатулка «Афанасий Никитин в Индии»

Подставка для чернильницы «Битва Александра Невского с рыцарями в 1246 г.». П. Зиновьев, 1956 г. Палех

Работы Зубковой Тамары Ивановны, Палех. 1944-1954 гг

Баул «Утро первого прилета». Г. Кочетов, 1988 г. Палех

Пластина «Дворец Советов». А. Котягин, 1938 г. Мстера

Табакерка «Колхозник и единоличник». А. Дыдыкин, 1931 г. Палех

Шкатулка «Град непокоренный». В. Фокеев, 1977 г. Мстера

Шкатулки разных мастеров Мстеры и Федоскино

Шкатулка «Возвращение домой». П.Анохин, 2014 г. Федоскино

Веер «Прогулка в парке». О. Шапкин, 2010 г. Федоскино.

На этом мой старенький фотоаппарат совсем разрядился, но и обзор музея мы завершили.
Музей рекомендую посетить тем, кто хочет найти вдохновение, изучить особенности предметов быта той или иной эпохи и просто поглазеть на красивые вещи.

Дата посещения: 14.01.2017
Город: Москва
Страна: Россия
Адрес: ул. Делегатская, д. 3
Сайт музея: http://vmdpni.ru
Плюсы музея: Потрясающий музей декоративного творчества, интересные выставки и основная коллекция
Минусы музея:

Хотя это один из самых молодых музеев в Москве, он по праву входит в топ-лист музеев культуры России. В его фондах хранится около 200 тысяч экспонатов – изделия народных промыслов, коллекции керамики и фарфора, игрушки, предметы интерьера, быта и традиционная одежда народов, населяющих территорию России. Именно здесь, например, хранится самое большое собрание керамических работ великого русского художника Михаила Врубеля. А в мастерской музея вы сможете попробовать создать собственный шедевр.

Музей расположен в старинном дворянском особняке на Садовом кольце недалеко от Театра кукол имени Образцова. Рядом находятся: , Музей музыкальной культуры им. Глинки, дома и усадьбы старой Москвы.

История музея

При создании музея в основу экспозиции легли коллекции Музея народного искусства начала ХХ в. Первое название музея-предшественника звучало несколько странно – «Кустарный музей». В 1885 г. купец-меценат Сергей Морозов открыл в Москве музей, в котором выставлялись предметы крестьянского творчества, начиная от кустарных вышивок и заканчивая произведениями лучших палехских, федоскинских и холмогорских мастеров. В советское время к народным промыслам вновь возвращается интерес — был создан даже специальный Научно-исследовательский институт художественной промышленности для их изучения. В 1981 г. коллекции института были переведены в здание усадьбы Остерманов на Делегатской улице, где открылся новый общественный музей. Под его крышей заняли свое место крупнейшие коллекции предметов быта, керамики, тканей, посуды, утвари. Кроме того, сюда же поступили бесценные частные коллекции, как, например, собрание художественного металла Г. Кубрякова, тканей Н. Шабельской, коллекции фарфора Л. Утесова, М. Мироновой и А. Менакера.

Архитектурный ансамбль

Зданию музея исполнилось более 250 лет. Его первыми владельцами были бояре Стрешневы, чьи потомки передали усадьбу своему дальнему родственнику — графу Ивану Остерману. В XIX веке дом был отреставрирован и расширен. В советские времена здание было национализировано и служило резиденцией правительства Советской России. В начале 1950-х годов к зданию пристроили еще один, уже трехэтажный корпус. Интерьеры дома Остермана сохранились до наших дней лишь частично. Наконец, в 1981 г. усадьбу передали Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства. Ее огромная территория — 2,0719 га – позволяет реализовывать самые амбициозные культурные мероприятия.

Перед южным фасадом гостей встречает парадный двор, куда когда-то подъезжали кареты. От главного дома тянутся два длинных флигеля – это историческая часть усадьбы, построенная при И. Остермане. Они соединяются с домом полукруглыми галереями.

Сокровища музея

Главная экспозиция посвящена русскому народному искусству . Она развернута в четырех залах второго этажа. Здесь представлены предметы XVII‒XX вв., которые были созданы умелыми руками русских мастеров: керамические кувшины и горшки, деревянные скобкари, ложки, прялки, столики и шкафчики.

В центре размещена коллекция народных женских костюмов , по каждому из которых можно определить, в какой губернии жила его хозяйка. Представлены повседневные и праздничные девичьи наряды. Все предметы, от наличников и фронтонов деревенских домов до ложек и поставцов, щедро украшены росписями, вышивкой или резьбой. В мотивах русского искусства чувствуется влияние востока: сказочные единороги, львы, птицы-сирины и др. сказочные персонажи.

Каждый элемент костюма или архитектурная деталь защищали хозяев от сглаза и порчи. Красотой поражают свадебные одежды, золотые монастырские вышивки и кружева. Выставка полна открытий: посетителям предстоит узнать, что такое рубель и сечка, сколько форм у русских кокошников, какими бывают прялки и многое другое.

В последнем зале представлены русские народные игрушки : дымковская, абашевская, богородская, архангелогородская. Их можно рассматривать бесконечно, лучше всяких слов они рассказывают о русской жизни и празднике. Очень интересна также музейная коллекция резной кости, которая представляет основные косторезные промыслы: Холмогоры, Чукотку, Якутию и др.

В четырех залах советского фарфора собраны самые лучшие произведения эпохи. Многие из них были подарены знаменитыми артистами – легендой эстрады певцом Леонидом Утесовым и семьей артистов Мироновых-Менакер, которые всю жизнь собирали советский агитационный фарфор. Здесь, например, огромное блюдо «Празднование 1 мая», тарелка с надписью «Кто не работает, тот не ест» с профилем Ленина, изумительное панно «Обсуждение сталинской конституции в кишлаке».

Еще четыре зала на первом этаже занимает постоянная экспозиция «Лаки России» , открытая в 2013 г. и посвященная в основном изделиям . Тут представлены работы мастеров 20-80-х гг. XX в. — Владимира Крылова, Аристарха Дадыкина, Ивана Баканова и других. Иконописные традиции в изобразительном искусстве раскрыты на примере произведений «Изба-читальня», «274 дня на льдине», «Салют Родины» и другие. В витринах — шкатулки, табакерки, канцелярские наборы, стаканы, коробочки. Здесь же представлены иконы, написанные мастерами Холуя и Мстеры.

Музей располагает обширной коллекцией предметов мебели XVIII‒XIX вв., художественной бронзы и стекла, керамики, металла. Уникальная ваза фирмы Овчинникова, выполненная в технике перегородчатой эмали, гравированные кубки елизаветинского и екатерининского времен, предметы из «Кабинетского» сервиза Императорского завода и Орденских сервизов завода Гарднера, серии фарфоровых скульптур «Народы России» — вот далеко не полный перечень подлинных шедевров. Наибольший интерес у посетителей вызывает собрание керамических работ Михаила Врубеля , созданных им в мастерских усадьбы Абрамцево. Такой обширной коллекции нет даже в . Тут знаменитые скульптуры – иллюстрации к русским сказкам и потрясающий камин, полностью состоящий из поливных изразцов.

В музее представлена коллекция мебели начала XX в ., созданная по эскизам Сергея Малютина, Александра Головина, Сергея Коненкова и других мастеров модерна. Представлено, например, известное кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы» В.Шутова с резной надписью на спинке-дуге: «Тише едешь, дальше будешь», а также предметы мебели в национальном стиле, выполненные в конце XIX в. в абрамцевской мастерской Мамонтовых.