Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта. Краткая биография антонио сальери

Антонио Сальери родился три столетия назад, 18 августа 1750 года в семье довольно обеспеченного торговца. Кроме самого Антонио, у его родителей было несколько детей. Маленький Антонио еще с юных лет проявлял свой талант к музыке, а его взрослый брат Франческо обучал его музицировать на скрипке. Сам же Франческо был учеником мастера Джузеппе Тартини. Но на скрипке любовь Сальери к музыке не остановилась. Став постарше, он начал тренироваться на органе в городском храме, где служил падре Мартини. В возрасте 13 лет у Сальери скончалась мать, а позже – и отец. Подросток-сирота отправился жить к друзьям отца. Семейство Мочениго было довольно обеспеченным и известным в Венеции, и Сальери переехал в этот прекрасный город, где решил продолжить музыкальное обучение. Так, с 1765 года он выступал в хоре при соборе Св. Марка. Спустя год Сальери приглянулся королевскому композитору Иосифу Гассману, и тот увез юношу в Австрию.
В Вене началась настоящая Сальери биография. Там он начал работать клавесинистом-концертмейстером в опере. Гассман слыл прекрасным педагогом и многому сумел научить Сальери. Он не только преподавал ему музыку, он учил его и стандартным школьным предметам, и даже университетской программе. Не случайно спустя многие годы Фридрих Рохлиц напишет об Антонио в некрологе как о невероятно образованном музыканте. Кроме того, Гассман входил в круг приближенных к императору, который питал слабость к музыкантам. Благодаря Гассману Сальери тоже стал принимать участие в музыкальных вечерах с императором, и это стало стартом для его настоящей карьеры. Также Гассман представил Антонио известному в то время писателю Пьетро Метастазио, который дома у себя постоянно собирал известных артистов и представителей интеллигенции. Еще один знакомый Сальери того времени благодаря Гассману – это Кристоф Глюк, который в последствии стал последователем Антонио.
В 1774 Гассман скончался, и Антонио стал работать музыкантом при королевском дворе и капельмейстером в опере Вены, а в 1788 стал королевским капельмейстером. Это самая высокая должность в музыкальной сфере Вены, и самый значимый пост в Европе. Эту должность Сальери продолжал занимать до 1824 года, пережив смену трех императоров. То, что Сальери имел такую блестящую карьеру, заслуга сразу нескольких его качеств. Во-первых, он был отличным дирижером и в Европе считался наиболее опытным и талантливым. Во-вторых, у него были прекрасный талант организатора, а в-третьих – незаурядные дипломатические качества.
Сальери также был успешен как композитор. Премьерная его пьеса, «Образованные женщины», которая была презентована в Вене в 1770 году, принесла ему успех. Затем он создал такие произведения, как «Трактирщица», «Армида», и прочие, и они с постоянной популярностью и ажиотажем ставились за пределами Австрии и внутри страны. Только в 1774 году «Армида» ставилась в Петербурге местным капельмейстером Томмазо Траэттой, хотя тогда капельмейстеры, в основном, ставили лишь произведения собственного сочинения.
Драматическая, новаторская «Армида» стала первой оперой, где были отображены революционные решения Глюка. В 1778 году тот самый Глюк, который считал Сальери своим преемником, заказал Антонио оперу, которая призвана была открывать сезон в театре «Ла Скала». Так появилась опера «Признанная Европа». Затем была написана «Школа ревности» - эта опера оказалась самой успешной из всех произведений Сальери. В течение 30 лет ее ставили около 60 раз, с постановками практически во всех странах Европы.
Глюк не просто вселил в Сальери свои идеи, он помогал в его карьере. Так, с помощью Глюка Сальери создавал музыкальное сопровождение для оперы «Данаиды», которую Глюк сам не мог написать из-за плохого здоровья. Опера была презентована в 1784 году, и на тот момент Сальери стал любимцем парижан и самой Марии-Антуанетты. В 1786 году Антонио познакомился с Бомарше, и результатом этого общения стала опера «Тарар», которая вызвала небывалый ажиотаж. В 1795 году Сальери создал «Пальмиру, царицу Персидскую». После этого произведения не меньший успех получили «Три шутки». В 1788 году Сальери стал королевским капельмейстером при императоре Иосифе, но затем императором стал его брат Леопольд, и Сальери сам попытался подать в отставку, но император не дал отставки, а только снял с него должность капельмейстера оперы в Италии.
Как и многих прочих гениальных композиторов, которые слишком популярны были в юные годы, Антонио как композитор рано закончил свою деятельность. Его последняя опера, «Негры», не была так популярна, как его ранние произведения, и Антонио отошел от композиторства, и стал работать в общественных и педагогических сферах. Он работал дирижером на благотворительных концертах, входил в Венскую консерваторию, был статским советником.
В старости Сальери подозревали в причастности к гибели Моцарта. Но Сальери полностью опровергал такие слухи. Потом он попробовал покончить жизнь самоубийством и был отправлен в психиатрическую лечебницу.

Сальери Антонио (1750-1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери -«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях». Никаких доказательств подобного преступления не существует.

18 августа 1750 года в Итальянской коммуне Леньяго родился знаменитый композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери.

Мир знает его как посредственного композитора, который из зависти отравил гения. У юристов и психиатров даже есть термин «синдром Сальери» - преступление, совершенное на почве профессиональной зависти. Первоначально, даже трагедия Александра Пушкина называлась «Зависть». Но ни о какой зависти со стороны Сальери не могло быть и речи. Во-первых, Моцарт был учеником Сальери и последний при жизни пользовался намного большей популярностью.

А все произошло из-за того, что незадолго до смерти он заболел психическим расстройством. В один из приступов он и заявил, что отравил Моцарта. Когда, придя в сознание, Сальери узнал о своем «признании», то страшно испугался и стал отказываться от сказанного. До самой смерти в редкие минуты просветления Сальери повторял:

«Во всем могу сознаться, но я не убивал Моцарта».

Сальери практически всю свою жизнь был центром музыкальной жизни Европы. В то время Моцарт мог только мечтать о такой славе. К сожалению, в нашей стране «благодаря» Пушкину произведения Сальери вообще мало кто слышал. Между тем Антонио считался не только замечательным композитором, но и великолепным педагогом.

Кроме самого Моцарта, среди его учеников были Шуберт, Бетховен, Лист, Черни, Гуммель и многие другие великие композиторы и музыканты. Причем обучение было бесплатным, его называли «отцом композиторов».

Сальери написал более 40 опер. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему европейски известному соотечественнику. Среди них – венецианский театр “Сан-Мойзе”, римский театр “Балле”. Три театра начали свою деятельность постановкой опер Сальери: знаменитый миланский театр “Ла Скала” (“Узнанная Европа”), миланский театр “Каноббиана” (“Венецианская ярмарка” и “Талисман” – последняя опера в соавторстве с другим композитором) и театр “Нуово” в Триесте (“Ганнибал в Капуе”). Для Мюнхена Сальери написал оперу “Семирамида”. “Школа ревнивых” после венецианской премьеры ставилась в Болонье, Флоренции, Турине, Франкфурте-на-Майне, Вене, Праге, Лондоне, Кракове, Мадриде, Париже, Лиссабоне в оригинале, а кроме того, во многих городах Европы в переводе на польский, немецкий, испанский и русский языки.

В день 263-летия со дня рождения Антонио Сальери «Вечерка» вспоминает лучшие произведения музыканта.

1. Опера «Данаиды»

С нее начался карьерный взлет Сальери. Премьера состоялась 26 апреля 1784 в Королевской академии музыки в Париже. Либретто для нее было написано поэтом Кальцабиджи по заказу Глюка и затем переведено на французский язык Франсуа Дю Рулле и Теодором Чуди. Глюк не стал сразу приступать к музыкальному воплощению “Данаид”. В конце 1782 года он обратился в Парижскую оперу с предложением написать оперу на это либретто и стать ее постановщиком.

Неожиданная болезнь разрушила этот план, и тогда Глюк решил передать его осуществление Сальери. “Данаиды” принесли ему явный успех у театральной публики. Вопреки враждебно настроенной критике ХХ века, нет никакого сомнения в том, что эта опера – удачный образец лирической трагедии. Используя драматические средства, предоставляемые Парижской оперой, Сальери не просто следовал примеру, заданному Глюком, он создал индивидуальный язык, особым образом сочетавший арии, хоры и речитативы.

Он не столько отталкивался от итальянской оперы-буффа, чтобы примкнуть к французской традиции с ее большими оркестрами, внушительными хорами и развернутыми балетными сценами, сколько постепенно добавлял французские элементы к итальянской основе.

2. Опера «Тарара»

Премьера оперы «Tarare» прошла в Париже в январе 1787 года с оглушительным успехом. После чего король Йозеф 2 поручил Антонио Сальери в содружестве с Бомарше написать итальянскую версию постановки. После премьеры композитор был признан достойным приемником К. В. Глюка. Опера Сальери “Тарар” (1787) долгое время пользовалась в Европе широкой известностью, соперничая с “Дон Жуаном” Моцарта. Текст оперы «Тарар», был написан Бомарше почти одновременно с «Женитьбой Фигаро» (1784, музыка Сальери). В Тараре – прибегая к традиционным приемам французской оперы: больше хоров и общего усложнения произведения и музыкального языка – Сальери удалось приблизиться ко вкусам французской аудитории.

3. Опера “Аксур, царь Ормуза”

Опера была написана на либретто Да Понте – единственного итальянского либреттиста, оставшегося в Вене. Эта опера, впервые поставленная на сцене Бургтеатра в 1788 году, прославляла бракосочетание будущего императора эрцгерцога Франца и отражала антитурецкие настроения, усиливавшиеся в обществе накануне войны с Оттоманской империей.Помимо политической актуальности успеху оперы способствовало и то, что большая часть либретто и значительное количество музыкальных номеров были взяты из ставшего популярным к тому времени “Тарара”. Друг Сальери Мозель считал “Аксура” “наилучшей из всех серьезных итальянских опер, включая даже “Милосердие Тита” Моцарта”.

В течение 1780-х и 1790-х годов “Аксур” пользовался огромным успехом, и не только в Вене (где лишь в придворных театрах он был поставлен более сотни раз), но также в Париже, Лиссабоне, Москве и даже Рио-де-Жанейро. Молодой Гофман, побывавший на представлении в Кенигсберге, писал, что музыка, “как всегда у Сальери, превосходна: богатство мыслей и совершенство декламации ставят ее в один ряд с произведениями Моцарта”. Сравнивая “Аксура” с “Дон Жуаном”, Да Понте заявлял, что не знает, какая из двух опер совершеннее по музыкальным и литературным достоинствам. В Варшаве либретто “Аксура” было переведено на польский язык, а сама опера выбрана для открытия первого сезона польской гранд-опера. Более того, “Аксур” сделался любимой оперой императора и превратился в почти официальный символ монархии.

После успеха “Аксура” авторитет Сальери в Вене становится непререкаемым. Всего через несколько дней после объявления войны с Турцией император приказал уволить с сохранением жалования Джузеппе Бонно, занимавшего должность дворцового капельмейстера в течение пятнадцати лет. Его место занял Сальери.

4. Опера „Венецианская ярмарка”

Опера, написанная в 1772 году, имела повсеместный успех. В 1773 Моцарт сочинил вариации для клавира на мотив из этой оперы, а Гайдн ввел ту же тему в менуэт дивертисмента.

5. Опера «Признанная Европа»

Опера в двух действиях, обозначенная как опера-сериа и музыкальная драма, поставленная по итальянскому либретто Маттиа Вераци. Опера была специально написана к открытию заново отстроенного после пожара театра «Ла Скала» и впервые исполнена 3 августа 1778 года. После этого опера не ставилась, - как предполагают, из-за исключительно сложного, характерного для opera-seria того времени, вокального письма, рассчитанного на виртуозов-кастратов. 7 декабря 2004 года после растянувшейся почти на три года реконструкции театр вновь был открыт оперой Сальери.


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

Сальери… какие ассоциации вызывает у большинства из нас это имя? Ну конечно же – Моцарт! А.Сальери – это тот самый «мелкий завистник», который отравил В.А.Моцарта, так рано отняв у человечества одного из величайших гениев всех времён и народов. Да, на эту легенду поработали многие – включая наших великих соотечественников - А.С. Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова, неудивительно, что она прижилась.

А кто такой был Антонио Сальери на самом деле?

Прежде всего, это композитор – уроженец Италии, но с 16-летнего возраста жил и творил в Вене, так что его скорее можно считать австрийским композитором, чем итальянским. Автор 41 оперы – да, их почему-то не жалует отечественный оперный театр, но вот на Западе по сей день пользуются популярностью «Данаиды», «Тарар», «Семирамида», а в Ла Скала до сих пор не сходит со сцены «Признанная Европа», написанная А.Сальери специально к открытию этого театра… Впрочем, оперы – это далеко не всё: камерная музыка, оркестровая… есть у Сальери и духовные сочинения – в том числе «Реквием», впервые исполненный на похоронах композитора - не правда ли, в чём-то перекликается с историей «Реквиема» Моцарта? Правда, «Реквием» Сальери написан задолго до смерти автора - но композитор уже тогда задумывался о смерти (возможно, сейчас это назвали бы депрессией).

А.Сальери был не только композитором, но и педагогом. Насколько хорош он был на этом поприще, можно судить по результатам его педагогической деятельности: среди его учеников – Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, К.Черни, Дж.Мейербер… кстати, сын В.А.Моцарта – Ксавьер Вольфганг Моцарт – тоже учился у А.Сальери (и наверное, нет вины педагога в том, что он не стал таким же знаменитым, как его отец – нелегко равняться с гениальным отцом). А.Сальери любил своих учеников – и ученики отвечали ему тем же: Л.Бетховен посвятил ему три первые сонаты для скрипки и фортепиано, а Ф.Шуберт – юбилейную кантату.

Современники описывают Сальери как человека приятного в общении, остроумного, доброго, всегда готового прийти на помощь (так, после смерти К.В.Глюка именно Сальери позаботился о его детях)

Занимался А.Сальери и благотворительностью: организовывал специальные концерты, доходы от которых шли на материальную помощь жёнам и детям умерших музыкантов (тоже не вяжется с образом хладнокровного убийцы – не так ли?)

Были ли у Сальери причины завидовать Моцарту? Представьте себе – нет. Многие из его опер пользовались большим успехом, их ставили во Флоренции и в Праге, в Дрездене, Копенгагене и Петербурге (правда, современная публика оценивает их уже не так высоко – но ведь тогда это невозможно было предвидеть). К.В.Глюк – великий реформатор оперы – считал его лучшим из своих последователей (без сомнения, словам этого музыканта можно доверять). Он был придворным капельмейстером – в то время предел мечтаний для музыканта в Вене, а А.Сальери занимал этот высокий пост при трёх императорах – словом, можно с уверенностью сказать, что это был весьма успешный музыкант, даже более успешный, чем В.А.Моцарт (а какова будет «посмертная судьба» обоих – как можно было это знать и тем более – как это могло стать причиной зависти?). Ненависти к В.А.Моцарту Сальери не проявлял никогда, скорее наоборот – восторженно отзывался о его произведениях (в частности, о «Волшебной флейте»), а заняв пост капельмейстера придворной оперы, первым делом вернул на сцену «Свадьбу Фигаро».

А что же В.А.Моцарт? Да, он несколько раз довольно резко высказался о Сальери – но он вообще был склонен «рубить с плеча», когда дело касалось собратьев по перу. Но определённо – восторженные отзывы о его произведениях много значили для Моцарта… Словом, никакой особой вражды между двумя композиторам не было – они даже написали в соавторстве кантату «На выздоровление Офелии» по случаю возвращения на сцену популярной в то время певицы А.Сторас (первой исполнительницы партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро»).

«Но откуда же взялась легенда о Сальери-убийце? – спросите вы. – Ведь дыма без огня, как известно, не бывает». Да, «огонь» был. И повод к возникновению такой легенды дал… сам В.А.Моцарт – точнее, его слова «Сальери меня отравляет». Разумеется, он и не думал обвинять Сальери в каких-то криминальных намерениях и тем более – действиях, это было сказано в значении «отравляет мне жизнь» и по совершенно конкретному поводу: Сальери (как мы уже говорили) занимал почётную и высокооплачиваемую должность придворного капельмейстера – которую В.А.Моцарту хотелось бы занять самому. Не будем судить его строго – у него ведь была семья, которую надо было содержать...

Вот так и родилась легенда, оказавшаяся настолько живучей, что пришлось вмешаться правосудию: в мае 1997 года во Дворце Юстиции в Милане состоялся судебный процесс, призванный расставить все точки над i. Суд вынес оправдательный приговор – и теперь уже с полным правом можно говорить: А.Сальери невиновен.