Личная жизнь толстого кратко. Лев Толстой – биография. Духовный кризис и проповедничество

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской - к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Дед писателя с стороны матери, «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский, с семи лет был зачислен на военную службу. Он был участником русско-турецкой войны и вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Дед писателя с отцовской стороны - граф Николай Ильич Толстой - служил во флоте, а затем в лейб-гвардии Преображенском полку. Отец писателя - граф Николай Ильич Толстой - в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин, сподвижник Петра I, вместе с ним обучавшийся корабельному делу. Одна из его дочерей - прабабка поэта, другая - прабабка матери Толстого. Таким образом, Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне - старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество - все живое и мудрое - открыла Толстому Ясная Поляна.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Первые впечатления московской жизни Льва Николаевича послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве героя толстовской трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» . Юный Толстой увидел не только открытую сторону жизни большого города, но и некоторые скрытые, теневые стороны. Со своим первым пребыванием в Москве писатель связывал окончание самой ранней поры своей жизни, детства, и переход к отрочеству. Первый период московской жизни Толстого продолжался недолго. Летом 1837 года, поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался его отец. Вскоре после смерти отца Толстому с сестрой и братьями пришлось пережить новое несчастье: умерла бабушка, которую все близкие считали главой семьи. Внезапная смерть сына стала для нее страшным ударом и менее чем через год унесла ее в могилу. Спустя несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Льва, трех его братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша - тетушка Пелагея Ильинична Юшкова.

Толстой о своей второй опекунше писал как о женщине «доброй и очень набожной», но в то же время очень «легкомысленной и тщеславной». По воспоминаниям современников, Пелагея Ильинична не пользовалась авторитетом у Толстого и его братьев, поэтому переезд в Казань принято считать новым этапом в жизни писателя: воспитание закончилось, начался период самостоятельной жизни.

Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Живя с братьями и сестрой у Пелагеи Ильиничны, юный Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет. Решив поступить на восточное отделение университета, особое внимание он уделял подготовке к экзаменам по иностранным языкам. На экзаменах по математике и русской словесности Толстой получил четверки, а по иностранным языкам - пятерки. На экзаменах по истории и географии Льва Николаевича постигла неудача - он получил неудовлетворительные отметки.

Провал на вступительных экзаменах послужил для Толстого серьезным уроком. Все лето он посвятил основательному изучению истории и географии, сдал по ним дополнительные экзамены и в сентябре 1844 года был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.

Но и в дальнейшем университетские занятия не пробудили интереса Льва Николаевича к изучаемым наукам. Большую часть времени он самостоятельно занимался философией, составлял «Правила жизни» и аккуратно делал записи в дневнике. К концу третьего года учебных занятий Толстой окончательно убедился в том, что тогдашний университетский порядок только мешал самостоятельной творческой работе, и он принял решение уйти из университета. Однако университетский диплом ему был нужен, чтобы получить права для поступления на службу. И чтобы получить диплом, Толстой выдержал университетские экзамены экстерном, потратив на подготовку к ним два года жизни в деревне. Получив в конце апреля 1847 года в канцелярии университетские документы, бывший студент Толстой покинул Казань.

После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. Здесь Толстой прожил почти три года, находясь главным образом в станице Старогладковской, расположенной на левом берегу Терека. Отсюда он выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, бывал во многих станицах и аулах.

На Кавказе началась военная служба Толстого . Он принимал участие в боевых операциях русских войск. Впечатления и наблюдения Толстого отражены в его рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Позднее, обратившись к воспоминаниям этого периода жизни, Толстой создал повесть «Хаджи-Мурат». В марте 1854 года Толстой прибыл в Бухарест, где располагалось управление начальника артиллерийских войск. Отсюда в качестве штабного офицера он совершал поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Весной и летом 1854 года писатель принимал участие в осаде турецкой крепости Силистрии. Однако главным местом военных действий в это время был Крымский полуостров. Здесь русские войска под руководством В.А. Корнилова и П.С. Нахимова одиннадцать месяцев героически обороняли Севастополь, осажденный турецкими и англо-французскими войсками. Участие в Крымской войне - важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества. Сам Толстой проявил в обороне Севастополя храбрость и мужество.

В ноябре 1855 года Толстой отбыл из Севастополя в Петербург. К этому времени он уже заслужил признание в передовых литературных кругах. В этот период внимание общественной жизни России было сосредоточено вокруг вопроса о крепостном праве. Рассказы Толстого этого времени («Утро помещика», «Поликушка» и др.) также посвящены этой проблеме.

В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие . Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Путешествуя по разным городам, писатель с большим интересом знакомился с культурой и социальным строем западноевропейских стран. Многое из того, что он увидел, впоследствии отразилось в его творчестве. В 1860 году Толстой совершил еще одну поездку за границу. За год до этого в Ясной Поляне он открыл школу для детей. Путешествуя по городам Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, писатель посещал школы и изучал особенности народного образования. В большинстве школ, которые посетил Толстой, действовала палочная дисциплина и применялись телесные наказания. Вернувшись в Россию и посетив ряд школ, Толстой обнаружил, что многие методы обучения, действовавшие в западноевропейских странах, в частности в Германии, проникли и в русские школы. В это время Лев Николаевич написал ряд статей, в которых подверг критике систему народного образования и в России, и в западно-европейских странах.

Прибыв на родину после заграничной поездки, Толстой посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа, основанная писателем, располагалась неподалеку от его дома - во флигеле, сохранившемся до нашего времени. В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них с увлечением читают дети и в наше время.

В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс , дочери московского врача. Прибыв с мужем в Ясную Поляну, Софья Андреевна всеми силами стремилась создать в имении такую обстановку, при которой ничто бы не отвлекало писателя от напряженного труда. В 60-е годы Толстой вел уединенную жизнь, полностью посвятив себя работе над «Войной и миром».

По окончании эпопеи "Война и мир" Толстой решил написать новое произведение - роман об эпохе Петра I. Однако общественные события в России, вызванные отменой крепостного права, настолько захватили писателя, что он оставил работу над историческим романом и приступил к созданию нового произведения, в котором отразилась пореформенная жизнь России. Так появился роман «Анна Каренина», работе над которым Толстой посвятил четыре года.

В начале 80-х годов Толстой переехал с семьей в Москву, чтобы заняться образованием своих подраставших детей. Здесь писатель, хорошо знакомый с деревенской нищетой, стал свидетелем городской бедности. В начале 90-х годов XIX века почти половину центральных губерний страны охватил голод, и Толстой включился в борьбу с народным бедствием. Благодаря его призыву был развернут сбор пожертвований, закупка и доставка продовольствия в деревни. В это время под руководством Толстого в деревнях Тульской и Рязанской губерний было открыто около двухсот бесплатных столовых для голодающего населения. К этому же периоду относится ряд написанных Толстым статей о голоде, в которых писатель правдиво изобразил тяжелое положение народа и осудил политику господствующих классов.

В середине 80-х годов Толстой написал драму «Власть тьмы» , в которой изображена гибель старых устоев патриархально-крестьянской России, и повесть «Смерть Ивана Ильича», посвященную судьбе человека, только перед смертью осознавшего пустоту и бессмысленность своей жизни. В 1890 году Толстой написал комедию «Плоды просвещения», в которой показано истинное положение крестьянства после отмены крепостного права. В начале 90-х годов был создан роман «Воскресенье» , над которым писатель работал с перерывами десять лет. Во всех произведениях, относящихся к данному периоду творчества, Толстой открыто показывает, кому он симпатизирует, а кого - осуждает; изображает лицемерие и ничтожество «хозяев жизни».

Роман «Воскресенье» больше других произведений Толстого подвергся цензуре. Большинство глав романа было выпущено или сокращено. Правящие круги развернули активную политику против писателя. Опасаясь народного возмущения, власти не решались применять против Толстого открытые репрессии. С согласия царя и по настоянию обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева синод принял постановление об отлучении Толстого от церкви. За писателем была установлена полицейская слежка. Мировая общественность была возмущена преследованиями Льва Николаевича. Крестьянство, передовая интеллигенция и простой народ были на стороне писателя, стремились выразить ему свое уважение и поддержку. Любовь и сочувствие народа служили надежной поддержкой писателю в годы, когда реакция стремилась заставить его замолчать.

Однако, несмотря на все старания реакционных кругов, Толстой с каждым годом все резче и смелее обличал дворянско-буржуазное общество, открыто выступал против самодержавия. Произведения этого периода («После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат», «Живой труп» ) проникнуты глубокой ненавистью к царской власти, ограниченному и честолюбивому правителю. В публицистических статьях, относящихся к этому времени, писатель резко осуждал зачинщиков войн, призывал к мирному разрешению всех споров и конфликтов.

В 1901-1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

В Крыму он встречался с писателя, артистами, художниками: Чеховым, Короленко, Горьким, Шаляпиным и др. Когда Толстой возвращался домой, на станциях его горячо приветствовали сотни простых людей. Осенью 1909 года писатель последний раз совершил поездку в Москву.

В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.

Летом 1881 года Толстой предпринял первую попытку уйти из Ясной Поляны, но чувство жалости к жене и детям вынудило его вернуться. Таким же результатом закончились еще несколько попыток писателя покинуть родное имение. 28 октября 1910 года он, тайно от семьи, навсегда покинул Ясную Поляну, решив отправиться на юг и провести остаток своей жизни в крестьянской избе, среди простого русского народа. Однако в дороге Толстой тяжело заболел и был вынужден сойти с поезда на небольшой станции Астапово. Последние семь дней своей жизни великий писатель провел в доме начальника станции. Известие о смерти одного из выдающихся мыслителей, замечательного писателя, великого гуманиста глубоко поразило сердца всех передовых людей этого времени. Творческое наследие Толстого имеет огромное значение для мировой литературы. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Как справедливо заметил А. Франс: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

В 1828 году в поместье Ясная Поляна, 26 августа, родился будущий великий русский писатель Лев Толстой. Семья была родовитой - предок его был знатный вельможа, получивший за выслуги перед царем Петром графский титул. Мать была из древнего дворянского рода Волконских. Принадлежность к привилегированному слою общества оказывала влияние на поведение и мысли писателя всю его жизнь. Краткая биография Толстого Льва Николаевича в полной мере не раскрывает всю историю древнего рода семьи.

Безмятежная жизнь в Ясной Поляне

Детство писателя было вполне благополучным, несмотря на то, что он рано потерял мать. Благодаря семейным рассказам он сохранил ее светлый образ в своей памяти. Краткая биография Толстого Льва Николаевича свидетельствует о том, что отец был воплощением для писателя красоты и силы. Он привил мальчику любовь к псовой охоте, которая в подробностях впоследствии была описана в романе «Война и мир».

Близкие отношения были и со старшим братом Николенькой - он учил маленького Левушку разным играм и рассказывал ему интересные истории. Первая повесть Толстого - «Детство» - содержит в себе много автобиографических воспоминаний о детских годах самого писателя.

Юность

Безмятежное радостное пребывание в Ясной Поляне было прервано из-за смерти отца. В 1837 году семья под опеку тетки. В этом городе, как утверждает краткая биография Льва Николаевича Толстого, прошла юность писателя. Здесь он поступил в 1844 году в университет - сначала на философский, а потом на юридический факультет. Правда, учеба мало привлекала его, студент больше предпочитал различные увеселения и кутежи.

В этот биография Толстого Льва Николаевича характеризует его как человека, пренебрежительно относившегося к людям низшего, неаристократического сословия. Он отрицал историю как науку - в его глазах она не имела никакой практической пользы. Резкость своих суждений писатель сохранил на протяжении всей жизни.

В роли помещика

В 1847 году, так и не окончив университет, Толстой решает вернуться в Ясную Поляну и попробовать устроить быт своих крепостных людей. Действительность резко расходилась с представлениями писателя. Крестьяне не понимали намерений барина, и краткая биография Толстого Льва Николаевича описывает опыт его хозяйствования как неудачный (писатель поделился им в своем рассказе «Утро помещика»), вследствие чего он покидает свое поместье.

Путь становления писателя

Несколько последующих лет, проведенных в Петербурге и Москве, не прошли для будущего великого прозаика даром. С 1847 по 1852 годы ведутся дневники, в которых тщательно выверяет все свои мысли и размышления Лев Николаевич Толстой. Краткая биография повествует, что во время службы на Кавказе параллельно ведется работа над повестью «Детство», которая чуть позже будет напечатана в журнале «Современник». Это положило начало дальнейшему творческому пути великого русского писателя.

Впереди писателя ждет создание его великих произведений "Война и мир" и «Анна Каренина», а пока он оттачивает свой стиль, печатаясь в «Современнике» и купаясь в благосклонных отзывах критиков.

Поздние годы творчества

В 1855 году Толстой ненадолго приезжает в Петербург, но буквально через пару месяцев покидает его и селится в Ясной Поляне, открыв там школу для крестьянских детей. В 1862 году вступает в брак с Софьей Берс и в первые годы очень счастлив.

В 1863-1869 годы писался и прерабатывался роман "Война и мир", который мало напоминал классический вариант. В нем отсутствуют традиционные ключевые элементы того времени. Вернее сказать, они присутствуют, но не являются ключевыми.

1877 год - Толстым закончен роман "Анна Каренина", в котором неоднократно используется прием внутреннего монолога.

Начиная со второй половины 60-х годов Толстой переживает который удалось преодолеть только на рубеже 1870-80-х путем полного переосмысления своей прежней жизни. Тогда возникает Толстого - его жена категорически не принимала его новые взгляды. Идеи позднего Толстого схожи с социалистическим учением, с той лишь разницей, что он был противником революции.

В 1896-1904 годы Толстой закончил повесть которая была опубликована уже после его смерти, произошедшей в ноябре 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской дороги.

Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово.

Биография

Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).

В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок.

На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве.

В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским.

Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.

В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии. В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса.

В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне.

В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей.

1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77).

В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!"

Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879㭎), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа". Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей.

В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880.

Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99).

В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые.

В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903).

В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.

В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким.

В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги.

Похоронен в Ясной Поляне.

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.

Л ев Толстой - один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»

Генеалогическое древо Льва Толстого. Изображение: regnum.ru

Силуэт Марии Толстой (в девичестве Волконской), матери Льва Толстого. 1810-е. Изображение: wikipedia.org

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя - Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву , а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань . Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет . Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров - некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекала светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты . Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним - в деревню на берегу реки Терек.

На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство» . Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.

В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое» . Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество» .

«Главное - литературные труды»

Лев Толстой в молодости. 1851. Изображение: school-science.ru

Лев Толстой. 1848. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой. Изображение: old.orlovka.org.ru

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь - эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом - «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.

В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург . Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера - литература, - писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия - все» . В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» - эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара» , закончил трилогию повестью «Юность» . Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел» . Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

Лев Толстой за работой. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой в Ясной поляне. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой рассказывает сказку внукам Ильюше и Соне. 1909. Крёкшино. Фотография: Владимира Черткова / wikipedia.org

Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки» , а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное - литературные труды, потом - семейные обязанности, потом - хозяйство... А так жить для себя - по доброму делу в день и довольно» .

В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение» . В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.

Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться» «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений» .

Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.