Культура Древней Месопотамии (Двуречья). Культура двуречья

Религиозная система древнего Двуречья

На протяжении долгих веков в культуре Двуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими (как правило, им приписывались деяния и заслуги тех, что оставались в тени или умирали в памяти поколений). Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших дней по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.

Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существовавшей в этом регионе социально-политической структуры. В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Поэтому, хотя временами отдельные удачливые правители (Саргон Аккадский, Хаммурапи) достигали немалой власти и признанного могущества, централизованных деспотий в этом регионе, как правило, не было. Видимо, это сказалось и на фиксируемом религиозной системой статусе месопотамских правителей. Обычно они не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом (сохранился обелиск с изображением бога солнца Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами, которые вошли в историю как законы Хаммурапи).

Эта сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля, бога воды Эа (Энки), нередко изображавшегося в виде человека-рыбы и сотворившего первых людей. Все эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.

Уже из древних шумерских мифов вытекает, что первым среди богов считался Энлиль. Однако власть его в пантеоне далеко не была абсолютной: семь пар великих богов, его родственников, временами оспаривали его власть и даже смещали с должности, низвергая в подземное царство за провинности. Подземное царство – это царство мертвых, где всевластно распоряжалась жестокая и мстительная богиня Эрешкигаль, которую смог усмирить лишь бог войны Нергал, ставший ее супругом. Энлиль и другие боги и богини были бессмертными, поэтому они, даже если попадали в подземное царство, возвращались оттуда после ряда приключений. Но люди, в отличие от них, смертны, так что их удел после смерти – вечное пребывание в сумрачном царстве мертвых. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям).

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых – эти два начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. И не только противопоставлялись. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, пробуждавшейся и умиравшей природы не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Пусть люди смертны и никогда не возвращаются из подземного царства. Но природа бессмертна! Она ежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после мертвой зимней спячки. Эту-то закономерность природы и должны были отразить бессмертные боги. Неудивительно поэтому, что одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза).

Богиней любви и плодородия в Двуречье была красавица Инанна (Иштар), богиня-покровительница города Урука, где в ее честь был построен храм (нечто вроде храма любви) со жрицами и храмовыми прислужницами, дарившими любому свои ласки (храмовая проституция). Как и они, любвеобильная богиня одаривала своими ласками многих – и богов и людей, но наибольшую известность получила история ее любви к Думузи. Эта история имела свое развитие. Вначале (шумерская версия мифа) Инанна, выйдя замуж за пастуха Думузи, принесла его в жертву богине Эрешкигаль в качестве платы за свое освобождение из подземного царства. Позже (вавилонская версия) все стало выглядеть иначе. Думузи, оказавшийся уже не только супругом, но и братом Иштар, погиб на охоте. Богиня отправилась в подземное царство за ним. Злобная Эрешкигаль оставила Иштар у себя. В результате жизнь на земле прекратилась: животные и люди перестали размножаться. Встревоженные боги потребовали от Эрешкигаль возвращения Иштар, которая и вышла на землю с сосудом живой воды, позволившей ей воскресить умершего Думузи.

История говорит сама за себя: Думузи, олицетворявший плодородие природы, погибает и воскресает при помощи богини плодородия, побеждающей смерть. Символика вполне очевидна, хотя появилась она далеко не сразу, а лишь в результате постепенной трансформации первоначального мифологического сюжета.

Мифология Двуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша, и, наконец, рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья, особо выделявшие среди прочих богов бога южного ветра, гнавшего воды Тигра и Евфрата против течения и грозившего катастрофическими наводнениями, не могли воспринимать такого рода наводнения (особенно наиболее разрушительные из них) иначе как великий потоп. В том же, что такого рода катастрофическое наводнение действительно было реальным фактом, убеждают раскопки английского археолога Л. Вулли в Уре (в 20-30-е годы), во время которых был обнаружен многометровый слой ила, отделявший наиболее древние культурные слои городища от более поздних. Интересно, что сохранившийся в фрагментах шумерский рассказ о потопе некоторыми деталями (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

Религиозная система Двуречья, изменявшаяся и совершенствовавшаяся усилиями разных народов на протяжении долгих веков, во II тысячелетии до н. э. была уже достаточно развитой. Из великого множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга (заметим, что кроме Иштар были еще две богини плодородия), выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитаемых. Сложилась и определенная их иерархия: на место верховного бога выдвинулся бог-покровитель города Вавилона Мардук, влиятельные жрецы которого поставили его во главе месопотамского пантеона. С возвышением Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Во II тысячелетии до н. э. Была также несколько пересмотрена мифологическая интерпретация деяний, заслуг и сфер влияния всех сил потустороннего мира всех богов, героев и духов, включая владык подземного царства и многочисленных демонов зла, болезней и несчастий, в борьбе с которыми месопотамские жрецы выработали целую систему заклинаний и оберегов. В частности, каждый человек оказался обладателем собственного божественного патрона-покровителя, иногда и нескольких, что способствовало формированию личностных связей «человек -божество». Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусферой покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».

На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и мантика. Наконец, усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии и календаря, математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти преднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связь их с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная) несомненна. И не столько потому, что у их истока стояли жрецы, сколько из-за того, что все эти знания были связаны с религиозными представлениями и даже опосредованы ими.

Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древнего Двуречья обусловливались религиозными представлениями. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т. е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Она оставляла место для взглядов, поступков и порядков, не связанных непосредственно с религией, и именно эта практика могла повлиять на характер религиозных представлений народов восточного Средиземноморья, начиная от семитских племен Сирии и Финикии и кончая крито-микенскими предшественниками античных греков. Не исключено, что она сыграла определенную роль в появлении свободомыслия в античности. На это стоит обратить внимание потому, что второй вариант древнейшей религиозной системы мира, древнеегипетский, практически одновременный с месопотамским, привел в этом смысле к иным результатам.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Религиозная система древнего Египта Основы цивилизации и государственности в долине Нила складывались в то же время и на той же материальной базе (неолитическая революция в ближневосточном регионе), что и в Двуречье. Однако древнеегипетская социально-политическая

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Литература Двуречья До нашего времени сохранилось большое количество памятников шумерской литературы. Главным образом они сохранились в копиях, которые переписывались уже после падения III династии Ура и хранились в храмовой библиотеке в городе Ниппуре.Необходимо

автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

автора Коллектив авторов

3.2.2. Религиозная система Древнего Междуречья Как известно, первые в истории человечества очаги государственности появились на Ближнем Востоке, в плодородной долине великих рек Нила, Тигра и Ефрата. Сложившиеся там, в первую очередь в пойме Междуречья, ранние надобщинные

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.3. Религиозная система Древнего Египта

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.4. Религиозная система Древних Сирии и Финикии Лишь в 30-е годы XX века были найдены письма второй половины XV века до н. э. финикийских царей египетским фараонам, которым они были подвластны, а также несколько надписей последующей эпохи. Это значительно добавило материала

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.5. Религиозная система Древней Греции Древние греки - одна из ветвей древних индоевропейцев. Выделившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., племена, говорившие на древнегреческом языке, мигрировали на новые земли - юг Балкан и

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.6. Религиозная система Древнего Рима Деление индоевропейской племенной общности привело к образованию в III тысячелетии до н. э. древнеевропейцев - условное название конгломерата племён, говоривших на древнеевропейских диалектах. Вероятным ареалом совместного

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.7. Религиозная система древних кельтов Древний период развития кельтов (протокельтский период) тесно связан с древнеевропейской «семьёй народов». Также как и древнегреческая и древнеримская культуры, культура кельтов оставила свой европейский след. Кельты - одна из

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.8. Религиозная система древних германцев Германцы - общее название ряда племён, происходящих также от индоевропейского корня и выделившихся из состава древнеевропейцев. О ранних этапах истории древних германцев, локализации племён, путях миграции - мало достоверных

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.9. Религиозная система древних славян Стандартный академический подход к вопросу о происхождении так называемой славянской общности предполагает происхождение протославян - от одной из ветвей индоевропейского сообщества. Поскольку русские считаются по

автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов

В истории мировой культуры месопотамская цивилизация -- одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, здесь начинается подлинная история человечества Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает появление культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.

Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую силу природы. Человек не склонен был переоценивать свои силы, наблюдая такие могущественные природные явления, как гроза или ежегодное наводнение. Тигр и Евфрат зачастую разливались порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Проливные дожди превращали твердую поверхность земли в море грязи и лишали человека свободы передвижения. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, постоянно давала ему почувствовать, насколько он бессилен и ничтожен. В такой обстановке человек в полной мере осознавал свою слабость и понимал, что он вовлечен в игру чудовищных иррациональных сил.

Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос Но этот порядок не обеспечивал его безопасности, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, потенциально расходящихся между собой, периодически вступающих во взаимные конфликты. Поэтому все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.

В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи -- было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.

Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать.

Евфрата, т.е. в Месопотамии. Или, скажем, сопоставляя библейское описание сотворения мира в Книге Бытия с вавилонской поэмой «Энума Элиш» («Когда вверху»), мы можем убедиться, что космогония, сотворение человека из глины и отдых творца после тяжелой работы совпадают во многих деталях.

Месопотамская духовная культура оказала огромное влияние на культуру многих древневосточных народов, главным образом в Передней Азии. И в последующие эпохи духовное наследство древних народов Двуречья не было забыто и прочно вошло в сокровищницу мировой культуры.

Л IV-III тыс. до н.э. на территории Двуречья - долине рек Тигр и Евфрат - возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство - Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.

Шумеро- Древнейшая культура Двуречья - шумеро-РКУ«ДСКЯЯ аккадская. По мнению большинства современ- ных востоковедов, шумеры - родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы - о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры

Авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты - лира и арфа

Появились также у шумеров.

Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу - это шумерская клинопись1. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации

мыслей - завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись - это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой гли-Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо1, Впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время рченые считали, что язык шумеров не похож ни на один из из-человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о про-ждении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас мож-считать установленным, что язык шумеров так же, как язык вних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье. Сохранилось много памятников шумерской литературы - они саны на глиняных табличках, и почти все из них удалось про-В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги

приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800 г. до., записаны произведения первой известной миру поэтессы - !, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг юй жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о \, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на у соседних народов, которые приняли и адаптировали их к юй жизни. Исключительно сильное воздействие на [рную литературу оказали легенды о всемирной потопе. В них рас-я, что потоп был устроен богами, которые замыслили все живое на Земле. Только один человек смог избежать - благочестивый Зиусудра, который по совету богов по-заранее корабль.

Ктлытпа Наследницей шумеро-аккадской цивилизации Вавилония была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792-1750 гг. до) город Вавилон2 объединил под своим главенством все области

i письмо (от гр. idea - идея, образ и graft» - пишу) - принцип письма, ислоль-I идеограммы - письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий спо-

р, таз -«видать», к - шумерск. - Кадингирра, акхад. - Бабилу, букв, врата Бога.

Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятерич-ная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син - бог Луны, Адад - бог непогоды, Иштар - богиня любви, Нергал - бог смерти, Ирра - бог войны, Вильги - бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они

хлжны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были эйствены различные слабости и недостатки: зависть, злость, не-эянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли только жрецы: они одни могли и умели вызывать и закли-. духов, беседовать с богами, определять будущее по движению

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределен-i человеческой судьбы, в подвластность человека высшим си-f дам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсо-яой: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с ебным окружением человека. Постоянное сознание опасно-: для человека в окружающем мире сочеталось с желанием пол-насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отрази-. в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, поденные богам; возле храма главного местного божества обычно эдился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная вы-эщими террасами и создающая впечатление нескольких ба-I, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких усту-в-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, : нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была енчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его >, где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам.

Внутри эй башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. I, эту башню использовали и для более конкретных и зем-: нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения. Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне ло: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна ем, и основным строительным материалом был кирпич. Од-ю кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки: искусствоведам высказать точку зрения, что именно ва-энские зодчие явились создателями тех- архитектурных форм, эрые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а ем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что про-европейской архитектуры нашей эры следует искать в доге Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и ертикалъных сечений определял в Вавилонии архитектурную позицию храма.

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., - также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были более тонкая, по сравнению со статуэтками из Египта, проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

Культура Культуру, религию и искусство Вавилонии за-

Ассирии имствовали и развили ассирийцы. В развали-

нах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч!) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал - образованный и начитанный человек - вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из

|дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Но и другие знаменитые релье-|фы из ассирийских дворцов - это всегда прославление царя - могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассизские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действи-|тельность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искус-*ства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Все это было, фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. я В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а цворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов - не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения жи-цотных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 90 и шириной IS ярдов.

ультура Ирана На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н.э. Иранская империя. Искусство Ирана, полагают исследователи, - еще более светское и придворное, [ искусство его предшественников, более спокойное: в нем почнет той жестокости, которая была так свойственна искусству рийцев. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим «ентом изобразительного искусства здесь остается изображение - это прежде всего крылатые быки, а также львы и эны. Распространены были рельефы с изображениями торже-енных процессий воинов, данников, львов.

IV в. до н.э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Ма-

i и включен в сферу влияния эллинистической культуры. III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и эй целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, бражающие сцены из их победных завоевательных войн. Но не войны были удачными для Ирана. Многие памятники культу-[ Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн, многие погибли ке. Все, что осталось от высокого сасанидского искусства, - дворцов и храмов, несколько десятков золотых и серебря-сосудов, остатки шелковых тканей и ковров. Средневековые эрии донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, зрый покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца -и-Кесра в Ктесифоне. По приказу одного из арабских военачаль-

ников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военная добыча, и каждый кусок продавали за 20 тыс. диргемов1. Стены дворцов были украшены фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598- 522/521 гг. до н.э.) Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал - доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ангхро Майнью. Согласно зороастризму человек принимает этические решения, находясь между этими двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских канонических текстов.

Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Предыстория

Двуречье (Междуречье) - другое название Месопотамии (от др.-греч. Месопотамия - «двуречье»). Так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат. В III тыс. до н.э. на этой территории образовались шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и др. Возникновение земледельческой цивилизации стало возможно благодаря разливам Тигра и Евфрата, после которых по берегам оседал плодородный ил.

События

III тыс. до н.э. - возникновение первых городов-государств в Двуречье (5 тыс. лет назад). Самые крупные города - Ур и Урук . Дома в них строили из глины.

Около III тыс. до н.э. - возникновение клинописи (еще о клинописи). Клинопись возникла в Месопотамии первоначально в качестве идеографически -ребусного, а впоследствии словесно-слогового письма. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки.

Боги шумеро-аккадской мифологии:
  • Шамаш - бог Солнца,
  • Эа - бог Воды,
  • Син - бог Луны,
  • Иштар - богиня любви и плодородия.

Зиккурат - храм в виде пирамиды.

Мифы и сказания:
  • Миф о потопе (о том, как Утнапишти построил корабль и смог спастись во время всемирного потопа).
  • Сказание о Гильгамеше.

Участники

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Рис. 1. Древнее Двуречье

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более 30-40 тыс. человек. Самыми крупными были Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

Рис. 2. Зиккурат в Уре ()

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись . Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Рис. 3. Клинопись ()

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Проект STOP SYSTEM ().
  2. Культуролог.ру ().

Домашнее задание

  1. Где расположено Древнее Двуречье?
  2. Что общего в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта?
  3. Опишите города Древнего Двуречья.
  4. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в современном алфавите?
Двуречье (иначе Междуречье или Месопотамия) - древнейший центр неолитических культур, а затем первый очаг цивилизации. На этой территории, начиная с IV тысячелетия до н.э. последовательно сменяли друг друга города-государства (Шумер, Урук, Аккад), централизованные государства (Шумеро-Аккадские, Вавилония, Ассирия, персидская держава Ахеменидов), но на этой территории сохранялась преемственность культуры. Создателями этого важнейшего центра цивилизации и древней городской культуры были шумеры, их достижения были усвоены и развиты дальше вавилонянами, ассирийцами и персами. На протяжении всего периода культуре были присущи внутреннее единство, преемственность традиций, неразрывная связь ее органических компонентов.

Важнейшими достижениями жителей Двуречья, обогатившими мировую культуру, были: развитое земледелие и ремесло; шумерское иероглифическое письмо, быстро трансформировавшееся в упрощенную клинопись, что впоследствии привело к возникновению алфавита; система календарного счисления, тесно связанная с астрономическими наблюдениями; элементарная математика, в частности, десятичная и шестидесятеричная система счета (математика и астрономия находились на уровне раннего европейского Возрождения); религиозная система с множеством богов и храмов в их честь; высокоразвитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, а также декоративно-прикладное искусство; культура архивного дела; впервые в истории появились географические карты и путеводители; на высочайшем уровне находилась астрология; архитектура дала арки, купола, ступенчатые пирамиды.

Стержнем культуры была письменность. От Двуречья сохранились десятки тысяч глиняных табличек с записями. Среди них особый интерес представляют «Законы царя Хаммурапи» (XVIII век до н.э.), включавшие 282 статьи, регулировавшие различные стороны жизни Вавилона: первый в истории кодекс законов, а также произведения литературы. Наиболее заметным памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о Гильгамеше или «Обо все видавшем», древнейшие тексты, которого насчитывают 3,5 тыс. лет. Большой интерес представляет «Беседа господина и раба», в которой прослеживается кризис религиозно-мифологического авторитарного мышления, автор рассуждает о смысле жизни и приходит к идее бессмысленности существования (близко книге Екклесиаста из «Ветхого Завета»). О невинном страдальце, о претензиях к богам, их несправедливости говорится в «Вавилонской теодицее» (аналог книги Иова из «Ветхого Завета»).

О Вавилонии и Ассирии сохранилось много преданий в христианской традиции, и хотя отношение к ним часто неприязненное, но в памяти Вавилон остался первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи.

Египет был заселен земледельцами, пришедшими из Передней Азии. На этой территории рано сформировалось централизованное государство, что связано с географическим положением в долине Нила. В истории Египта выделяется несколько периодов: додинастиче- ский период, Древнее Царство, Среднее Царство, Новое Царство, Позднее Царство, занимающие в целом время с IV тысячелетия до н.э. до 30-х годов до н.э., когда Египет был захвачен Римом.

В Египте необходимость строгого регулирования сельскохозяйственного производства уже на самом раннем этапе существования государства привела к тому, что общинная структура почти полностью растворилась в централизованно-государственной, храмовой форме ведения хозяйства. Рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Государство поглотило ее еще в период Древнего Царства. Рабочие отряды по мере необходимости без церемоний перемещались с места на место (по типу казарменного коммунизма). В Египте были слабо развиты товарное производство и рынок. В Египте центральной фигурой управления были жрецы-чиновники, отсюда проистекало противопоставление интересов храма центральной власти и сакрализация сословия жрецов. Географическая изоляция страны затрудняла и замедляла развитие по сравнению с Двуречьем. В то же время это привело к созданию во многом уникальной цивилизации.

Вклад Египта в мировую культуру огромен. Было создано несколько систем письменности; в математике - пользовались десятичной системой, было известно умножение и деление, знали число «п», хорошо вычисляли площади и объемы; в астрономии создавались звездные карты, знали лунно-солнечный календарь, знали цикл в 1460 лет Сириуса, знали о фазах Марса и Венеры, солнечных пятнах и протуберанцах; в медицине можно отметить хорошее знание анатомии, проводились сложные операции (трепанация черепа, операции на глазах, ампутации), широко использовалась фитотерапия, физические упражнения; в исторической науке создавались летописи; имелись своды знаний энциклопедического характера: словники; имелись географические карты, египтяне знали путь вокруг Африки.

Высокого уровня достигли искусство и архитектура, которые были связаны с культом и использовались как эффективное идеологическое средство. Главная идея - демонстрация могущества богов, фараонов. Для искусства характерна монументальность, бесстрастие, величие (храмы, пирамиды, дворцы, статуи). В искусстве позднего периода было больше реализма, психологичности.

Своеобразной была религия египтян. Для нее характерны такие черты: 1) стремление сочетать несочетаемое: зооморфные и антропоморфные черты; 2) элементы матриархата: обилие женских богов в высшем пантеоне; 3) сочетание политеизма и солярного монотеизма (реформы Эхнатона); 4) веротерпимость.

Особая роль отводилась почитанию царствующего фараона, считавшегося воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком.

Культ очень сложен, особую роль играл заупокойный культ. Египтяне считали, что при определенных условиях можно достичь бессмертия, если обеспечить существование трех субстанций, из которых состоит человек. Жизнь в потустороннем мире описывается в египетской «Книге мертвых». Заупокойный культ требовал огромных материальных затрат и предполагал наличие многочисленного жречества.

Древнеегипетская литература представлена различными жанрами: сказками, дидактическими поучениями, биографиями вельмож, религиозными текстами. Вершинами литературы являются: «Рассказ Синухета», «Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой».

Таким образом, основными чертами древнеегипетской культуры являются: 1) традиционализм; 2) дуализм (сочетание черт первобытности и высокой цивилизации); 3) ювенальность (египтяне стремились сохранить молодость, боролись со временем, им свойственно неприятие смерти); 4) стремление к рациональному познанию мира; 5) иерархичность культуры; 6) нравственно-нормативная догматиза- ция культуры (основные нравственные ценности: законность, порядок, гармония, примат добра, олицетворением которого была богиня Маат, над всеми достоинствами); 7) каноничность искусства; 8) унификация. Символом египетской культуры является сфинкс: получе- ловек-полулев, как пробуждение человека в звере.

Оригинальная, с обилием достижений, древнеегипетская культура вошла в сокровищницу мировой цивилизации.

Культура Древней Индии является одной из самых самобытных в истории. Уже в древности об Индии знали, как о стране мудрецов. Индийцы и европейцы - выходцы из единой праиндоевропейской общности.

В истории Древней Индии можно выделить несколько периодов: особенно интересны доарийский и послеарийский этапы. Ранний до- арийский период представлен, так называемой, Индской цивилизацией (Хараппа и Мохенджо-Даро), существовавшей с XXV по XVIII века до н.э. Эта цивилизация открыта лишь в 20-е годы XX века и пока плохо изучена, хотя можно говорить о ее величии: имелись города с населением до 100 тыс. человек с системой водопровода и канализации, развитое сельское хозяйство и ремесло, письменность и искусства. Цивилизация погибла по не вполне ясным причинам.

С XIII века до н.э. начинается завоевание Северной Индии кочевыми племенами ариев, пришедших из евразийских степей. Следы арийцев есть и на территории Южного Урала. После периода господства родоплеменных отношений возникает новая цивилизация (Ведийский, Буддийский и Классический периоды).

Арийские завоевания, нежелание этнически смешиваться с местным населением привели к возникновению и укреплению системы варн, а затем каст, как основы социальной организации. В Индии социально-определяющую и регулирующую роль играла варно- кастовая система, на этой основе возникла исключительно прочная и внутренне саморегулирующаяся община, автономное функционирование которой делало ненужным разветвленный аппарат администрации. Возникла гипертрофированная стабильность. Для Индии характерна слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико-административная структура. Арийцев сплачивала религиозно-культурная традиция, выше всего ценилось свое этническое лицо. Варны брахманов, кшатриев, вайшьев были господствующими, а варна шудр была слугами трех верхних варн. Соперничество брахманов с кшатриями (в религии отражением этого соперничества было столкновение древнего брахманизма и буддизма) закончилось победой брахманов, в результате брахманизм трансформировался в индуизм, а буддизм не занял прочих позиций и был интегрирован в индуизм.

Поскольку в Индии социальный статус индивида определился соответствующей варной, не было возможностей повысить свое положение, отсюда стремление к внутреннему, личностному развитию. Культура имеет ярко выраженный интровертивный характер, при слабой социально-политической активности.

До настоящего времени дошло много памятников древней литературы: «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна» - эпические поэмы, трактат о политике «Артхашастра», трактат о любви «Камасутра», имеется буддийский канон «Типитака».

Древнейшим литературным памятником являются «Веды» (дословно - знание). «Веды» складываются в III тысячелетии до н.э., и в I

тысячелетии до н.э. они были записаны на язык древних ариев- санскрите. Веды делятся на четыре части: 1) Самхиты (сборники гимнов в честь богов), их четыре: Ригведа (1028 гимнов), Самаведа (мелодии и песнопения в определенном ритуальном порядке), Яджурведа (жертвенные формулы и изречения), Ахтарваведа (700 заговоров на все случаи жизни); 2) Брахманы (объяснения ритуала и иные объяснения к самхитам); 3) Араньяки; 4) Упанишады. Две последние части - древнейшие толкования религиозно-философского характера.

Веды - религиозный памятник, но в них имеются достаточно отвлеченные идеи: о происхождении мира, об объективной необходимости, о законе - фактически философские рассуждения. Ум - одно из самых ценимых «Ведами» качеств, как в богах, так и в людях. Особое внимание уделяется этике и логической интуиции.

Неоценимое значение для индийской культуры имеет эпос. Уже в ведический период (с конца II тысячелетия до н.э.) складываются два цикла сказаний, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» (100 тыс. шлок, то есть двустиший) не имеет аналогов в мире по объему и содержанию. Она посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты.

«Рамаяна» рассказывает о похождениях царевича Рамы в дебрях Южной Индии и о его походе на остров Ланка (Цейлон) в поисках возлюбленной.

Причем, в обе поэмы включены многие мифы и сказания, не относящиеся прямо к сюжету поэм, где даны объяснения происхождения Вселенной, человека, варн, государства. В поэмах содержатся первые системы индийской философии, в частности, бхагаватизм.

«Бхагавадгита» - часть «Махабхараты», излагающая важнейшие мировоззренческие вопросы и этические принципы.

Буддистский период (VI - III века до н.э.) - время возникновения и распространения буддизма. С точки зрения социальноэкономической и политической он отмечен бурным развитием экономики, становлением городов и появлением крупных государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев (317 - 80 годы до н.э.), сложившейся в результате борьбы с завоеваниями Александра Македонского. В то время значительно выросла численность населения, росли города как центры ремесла и торговли, развивались товарно-денежные отношения, углублялось имущественное неравенство. Власть покровительствовала нетрадиционным религиям, в частности, буддизму. Тогда буддизм распространился на Шри-Ланку (Цейлон), Юго-Восточную Азию, Китай и стал мировой религией.

В Классическую эпоху (II век до н.э. - V век н.э.), особенно в IV -

V века н.э. начался новый подъем, который был прерван нашествием гуннов, после чего Индия распалась на мелкие государства.

Для Классической эпохи характерно развитое ремесло (высококачественная сталь, из которой сделана железная колонна, не ржавеет 1,5 тыс.

Лет). Производились хлопчатобумажные и шерстяные ткани, изделия из слоновой кости и драгоценных камней, пряности. Обилие монет из золота говорит о развитой торговле, прежде всего, внешней. Товары из Индии по Великому шелковому пути достигали Римской империи.

В Средневековье и Новое время, несмотря на перемены, сохранялось сложившееся в древности единство культуры. Индийская (как и китайская) культура продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности, оказывая значительное влияние на окружающие страны.

Важное значение имеет индийский театр, возникший раньше, чем в античности (например, поэт-драматург Калидаса написал «Ша- кунталу», ставшую образцом для подражания). До XIX века непревзойденной оставалась грамматика Панини (V - IV века до н.э.). Особого развития достигли логика и психология, которую лишь сегодня смогли оценить по достоинству.

До настоящего времени сохранились великолепные росписи, в том числе, в пещерных храмах, храмы со ступами, скульптура.

В современной Индии наследие ушедших эпох проявляется во всех сферах жизни и культуры. Для Индии характерна исключительная живучесть древних традиций, которые вошли в общекультурный фонд индийцев и стали неотъемлемым компонентом мировой цивилизации.

Древний Китай развивался в стороне от основных центров цивилизации. Условия для возникновения цивилизации здесь были менее благоприятными, чем в субтропиках, государство сложилось позже, зато на более высоком уровне производительных сил. До второй половины I тысячелетия до н.э. Китай развивался в отрыве от других цивилизаций. Отличием Китая является и более поздний переход к орошаемому земледелию. Сначала использовались естественные осадки, в отличие от сегодняшнего, климат был теплее и влажнее, росло много лесов.

В истории древнего Китая можно выделить несколько периодов: разложение первобытного общества и возникновение первых государств относится ко II тысячелетию до н.э.; VIII - III века до н.э. - существование государства «Восточное Чжоу»; 221 - 207 годы до н.э. -

существование первого централизованного государства в Китае - империи Цинь; затем формируется раннее Средневековье: империя Хань.

На культуру Древнего Китая было оказано некоторое влияние извне, с севера Евразии. От индоевропейцев пришли пшеница, ячмень, породы домашнего скота (корова, овца, коза), лошади и колесницы, гончарный круг, хотя массового притока населения с северо- запада не было. О влиянии извне говорит наличие индоевропейских слов, обозначающих эти приобретения, которых не было в древнекитайском языке.

Китай - страна социально ориентированная. Каждый человек был кузнецом своего счастья в земной жизни. Социальная активность являлась основой стремления к улучшению жизни и личной доли каждого. С древности китайская жизнь насыщена массовыми народными движениями, социальной мобильностью.

Особенностью Китая были скромные позиции, которые занимала в жизни общества религия, преобладало рациональное осмысление жизни, на первый план выдвигались этические нормы: этика решительно превалировала над религией. В Китае существовал примат чиновника над жрецом, ритуально-религиозные функции были оттеснены на задний план в пользу усиления чиновничье-бюрократической администрации. В Китае сильное государство противостояло ослабленному частному собственнику. Важнейшее место заняла имперская идея, определившая будущее страны на два тысячелетия. В Китае раньше сложился и расцвел феодализм, чем в Европе. Китай - страна истории. Имеется обилие письменных источников. Тексты Древнего Китая сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации (например, идеи Конфуция).

В XIV - XI века до н.э. существовало государство Шан-Инь. В это время появились три важнейших достижения: а) употребление бронзы; б) возникновение городов; в) появление письменности.

В середине I тысячелетия до н.э., несмотря на политическую нестабильность, войны, наблюдается расцвет культуры Древнего Китая. Эпоха «Воюющих царств» (V - III века до н.э.) - классический период в истории духовной культуры Китая: неповторимая эпоха широкой и открытой борьбы идей, фактически не стесняемой никакой официальной идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни, такой распространенности гуманитарных учений.

В эту эпоху «соперничества ста школ», как ее называют, складывались основные направления философской мысли Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм, создавались авторские художественные произведения. Именно тогда, как результат длительного процесса преодоления архаических форм общественного сознания и трансформации мифологического мышления, в древнекитайском обществе сформировался новый социально-психологический тип личности, вырвавшийся из оков традиционного мировосприятия. Вместе с ней возникает критическая философия и теоретическая научная мысль.

Конфуцианство оказало огромное влияние на всю последующую историю Китая. Родоначальником этой философии был Кун-Фу- цзы (551 - 479 годы до н.э.). Он происходил из знатной, но обедневшей семьи и в детстве работал пастухом и сторожем, в зрелом возрасте стал крупным чиновником, затем в пятидесятилетнем возрасте основал свою школу.

Главное философское сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания») представляет собой запись учениками Конфуция мыслей учителя, в основном, - это нравственные поучения. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве и ею руководствовался всю жизнь.

В центре внимания конфуцианства находятся взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, этики. Недовольство настоящим побуждает искать выход не в будущем, а в прошлом. Конфуцианство идеализирует прошлое, для него характерен культ прошлого. Главное место в этико-политической доктрине Конфуция занимает учение о благородном человеке и управлении на основе правил поведения. Благородный человек - это человек морали, долга, гуманист, уважающий старших, соблюдающий нормы взаимоотношений между людьми, чуждый низменной жажде корысти. «Не делай людям того, чего не пожелаешь себе» («Лунь-юй», гл. 15). Большое внимание уделяется приобретению знаний, учебе.

В то же время, Конфуций видит пороки человека: корысть, невежество, осуждает тех, кто нарушает установленные правила жизни.

К государству он подходит как к большой патриархальной семье и стремится сохранить в незыблемости установленные порядки, в то же время считая, что правители и народ имеют взаимные обязательства. «Путь золотой середины» - одно из основных звеньев методологии реформизма Конфуция. Главное - путь примера, а не насилия.

Вопросам, связанным с изучением природы, уделялось второстепенное внимание. При изучении чего-либо особо указывалось на возможность практического применения узнанного.

Таким образом, при всей исторической ограниченности, в учении Конфуция содержатся важнейшие идеи гуманизма.

Даосизм складывается примерно в период возникновения конфуцианства. Создателем был Лао-Цзы, его основная книга «Да- одэцзин» («Книга о дао и дэ»). В отличие от конфуцианства с приматом этико-политических учений, даосизм особое внимание уделял вопросам объективной картины мира.

В основе мировоззрения лежит категория «дао» - всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Дао - это первооснова мира, его первоначало и всеобъемлющий закон мироздания. Все происходит из дао, к нему возвращается в соответствии с законами дао. В даосизме имеются идеи диалектики, указывается на противоречивость мира.

В сфере этического идеала у даосов находится «совершенномудрый» (шэнжень), противостоящий конфуцианскому идеалу. В основе его поведения лежит принцип недеяния, как высшей формы поведения. Лучшим правителем является тот, кто предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», - считал Лао-Цзы. Его социальный идеал - небольшая патриархальная община. Он выступал против войн, считая, что «хорошее войско - средство, порождающее несчастье», а «прославлять себя победой - это, значит, радоваться убийству людей», напротив, «победу следует отмечать похоронной процессией» («Даодэцзин»). Согласно даосизму, человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Даосы проповедовали «деяние без борьбы», сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло.

Позднее даосизм выродился в религию, в систему суеверий и волшебства, стремился найти эликсир жизни и сохранил мало общего с первоначальным философским даосизмом.

Легисты (законники) выступили против конфуцианских идей умиротворения Поднебесной через совершенствование социальноэтической стороны взаимоотношений между людьми, и в основу порядка положили закон. От нравственного принуждения они перешли к правовому принуждению и наказанию. Они считали, что только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Совесть они заменили страхом. Представлению о государстве, как большой семье, они противопоставили представление о государстве, как бездушном механизме. На место мудрецов поставлены чиновники, на место правителя встал не отец народа, а деспот, гегемон. Высшей целью государства были провозглашены внешние победы. Ради этого изгонялись все излишества, упразднялось искусство, пресекалось разномыслие, уничтожалась философия. Все упрощалось и унифицировалось. Земледелие и война -

главное, на что государство должно опираться и ради чего должно существовать. Положительным у законников было то, что они выдвинули концепцию равных возможностей, по которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости.

Практические идеи законников пытался осуществить Шан-Ян (Царство Цинь, IV век до н.э.): была создана система доносительства, круговой поруки, кстати, сам Шан-Ян был казнен. Эти идеи были широко реализованы в империи Цинь (221 - 207 годы до н.э.). Император Цинь Ши-хуан распорядился сжечь большинство книг, сотни философов были казнены. Плодами деспотизма стали: страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа. За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. За недоносительство казнили, а доносчика повышали в должности. Период Цинь - это единственный период, когда в Китае была прервана традиция.

Новая династия Хань восстановила традицию. Конфуцианство стало официальной государственной идеологией, правда, с элементами легизма. Но характерные для доциньского периода явления духовной жизни общества: плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения - никогда не были восстановлены.

В литературе и искусстве Древний Китай также добился впечатляющих успехов. Об этом свидетельствует, в частности, сборник древнекитайской поэзии «Шицзин», куда входит 305 поэтических произведений.

Музыка занимала особое место в духовной культуре китайцев, считавших, что слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать.

В архитектуре основой сооружения были столбы и соединяющие их балки, черепичные крыши с приподнятыми краями.

В области естественно-научного знания значительного развития достигла математика. Во II веке до н.э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где зафиксированы правила действия с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, решение системы линейных уравнений. Высокое развитие получила астрономия, составлен солнечно-лунный календарь с поправкой в високосный год.

В медицине уже с IV века до н.э. для лечения использовалось иглоукалывание. Имелись трактаты по диетологии, лечебной гимнастике, создавались сборники рецептов, при полостных операциях использовалась местная анестезия.

Значительное развитие получило лаковое производство. Дерево и металлы покрывались лаком для защиты от огня и коррозии. Выдающееся значение имело изобретение бумаги, которая первоначально делалась из отходов шелка, а затем из древесного волокна. Бронзовое литье не имело аналогов по качеству в древнем мире.

Как отмечалось, неолитическая революция и складывание цивилизации в Китае запоздали по сравнению с другими основными центрами Востока. Зато последующее развитие не прерывалось: китайской культуре в этом отношении принадлежит бесспорное первенство. Нельзя понять современный Китай, не обращаясь к ранним этапам этой цивилизации, оказавшей громадное влияние на весь Дальневосточный регион. 6.3.