Кто сказал что за прелесть эти сказки. Учителя алматы. Что за прелесть эти сказки




Секунду помедлив, жирно перечеркнул написанное, улыбнулся и начал с новой строки: У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том… Скрипнула дверь, и большой серый кот легко прыгнул на стол, улёгся среди бумаг. «Каков нахал», - подумал Пушкин, но перо уже вновь бежало по белому листу: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…




1)Ветер по морю … И кораблик … ; Он бежит себе в … На поднятых … Мимо… крутого, Мимо … большого; Пушки с … палят, Кораблю … велят. 2)Знайте, вот что не …: Ель в лесу, под елью …, Белка … поёт, И … всё грызёт, А орешки не …, Всё … золотые, … - чистый изумруд; Вот что … зовут.


Ответы на задания: 1)Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2)Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поёт, И орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Вот что чудом – то зовут.


























Сопоставь литературного героя со сказкой. Гвидон Чертенок Елисей Звездочет Дворянка Кот ученый «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке» «У Лукоморья»


Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил»? «Сказка о царе Салтане»«Сказка о царе Салтане» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и работнике его Балде»«Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о золотом петушке»«Сказка о золотом петушке» «Сказка о рыбаке и рыбке»).«Сказка о рыбаке и рыбке»).




Наступило утро. Голубеет высокое небо. Ослепительно белеют снега. Ночью пришла зима. Пушкин в накинутом полушубке вышел на крыльцо и воскликнул: «Вот оно – моё Лукоморье! Здесь так глубоко и вольно дышится. Здесь тёплый дом, добрые соседи и старая няня моя…»



Данные об авторе

1) Стефанова Лариса Михайловна, 2) Панина Елена Валерьевна

Место работы, должность:

1) Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Республиканский центр образования" (Республика Коми, г. Сыктывкар), учитель русского языка и литературы;

2) МОУ СОШ № 1, г. Котовск (Тамбовская область), учитель русского языка и литературы.

Республика Коми

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Библиотекарь

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

В ходе внеклассного мероприятия учащиеся обобщают и закрепляют знания о сказках А. С. Пушкина.

“Что за прелесть эти сказки!”

Внеклассное мероприятие по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 5 классов.


Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить уровень знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

воспитательная: воспитывать уважение к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг и рисунков учащихся, презентация учебного материала.

Время реализации внеклассного мероприятия: 45 мин.

Предварительная работа: у чащиеся делятся на 3 команды, придумывают название команды.

1. Вступительное слово.

Он идёт среди прохожих

Улицей многоэтажною,

Удивительно похожий,

Хорошо знакомый каждому.

Ясноглазый,

Смуглолицый,

Будто в мир явился заново.

На высокий лоб ложится

Завиток волос каштановых.

Снова к нам летит литое,

И живое, и весомое:

Здравствуй, племя младое,

Незнакомое!

Эти слова Марка Лисянского говорят о том, что Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Действительно, о сказках Пушкина мы слышим с детства. Герои пушкинских сказок живут с нами и позже, в школьные годы. В сказках Пушкина есть всё, что нужно и для взрослого человека, а главное, есть гармоничность, исходящая из самого Пушкина и являющаяся его главным чудом. Читая Пушкина, каждый человек одной или несколькими своими гранями соприкасается с этой гармонией и становится лучше, чище, добрее.

Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.

2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю только старой няне -

Подруге юности моей...

Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки - необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт …

Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»

А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »

Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

3. Конкурсная программа для учащихся.

Конкурс 1. Восстановите знаменитые пушкинские строки.

Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1) «Сказка о царе Салтане»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»


2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс № 3. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина со-звучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.

Давайте познакомимся с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок, полюбуемся их работами.

Демонстрация презентации.


Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.

Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка - Балде.

Пошёл Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков, да в мешок.

Балда, с попом понапрасну не споря.

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Мешок - мудрецу.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»).

Зеркало, яблоко - злой царице.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

Старушонка хлеб поймала;

«Благодарствую, - сказала. -

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мой свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Невод - старику.

Пряжа - старухе.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Орешки - белке.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт ….

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Задание: внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова?

Конкурс № 6. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.

1 команда - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);

“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.

2 команда - М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда - Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

5 класс" href="/text/category/5_klass/" rel="bookmark">5 классов по сказкам)

Цель: пробуждать интерес к сказкам и его творчеству в целом.

Задачи:

Познакомить со сказками;

Развивать коммуникацию уч-ся.

Ход программы:

Звучит музыка. Дети садятся за столы.

Ведущий: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей смертельных орудий? И рядом с ними – это лёгкое имя Пушкин…» - так писал о Пушкине другой замечательный поэт А. Блок.

А сам писал в письме: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Разнообразно творчество Пушкина. Когда вы станете старше, познакомитесь с его поэмами, повестями. А сегодня мы будем говорить только о сказках.

А вот и наше дерево сказок. Наш сказочный дуб.

Помните строки Пушкина: «У лукоморья дуб зелёный…»? но на нашем дубе нет ни одного листочка, жёлудя? К концу нашей встречи на нём появятся и листочки и жёлуди, как доказательство того, что вы любите и понимаете сказки Пушкина.

А это наша хранительница сказок. Она будет внимательно следить за тем, хорошо ли вы знаете ту или иную сказку.

Итак, мы начинаем!

Звучит музыка.

Сейчас на ваших столиках появятся таблички с названиями сказок Пушкина. Каждый из вас возьмёт с подноса карточку с именем героя из сказки и сядет за тот стол, из какой сказки этот герой.

У нас получилось 3 команды. Каждая команда выберет себе капитана.

(капитаны получают кепочки с названиями команд)

Ведущий: посмотрите на наш сказочный дуб. На нём три ветки. У нас получилось три команды, у каждой будет своя ветка. (на дуб вешаются таблички с названиями команд)

Хранительница сказок: А на этих ветках будут появляться листочки и жёлуди. Если команда выполнила задание, но не победила, то она получает листочек; если команда выиграла, то получает жёлудь.

Команда, на которой наберётся большее количество желудей, победит в нашей игре. А первое задание вы уже выполнили, поэтому на ваших ветках появляются первые листочки.

Помощники ведущего разыгрывают отрывок из сказки Пушкина «О царе Салтане»:

1. Уж диковина, ну право,

Город у моря стоит.

2. Знайте, вот что не безделка,

Ель в лесу, под елью – белка.

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

3. А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд!

4. Вот, что чудом-то зовут!

Ведущий: Вы узнали, из какой сказки этот отрывок? Значит, вы хорошо знаете сказки. Сейчас мы это проверим:

Начнём с необычной истории.

Мы пошли в библиотеку, чтобы взять сказки Пушкина. Как сказала библиотекарь, книжки в ней такие старые и странички такие ветхие, что ветер, однажды ворвавшись в окно библиотеки, перепутал все странички. Что было делать? Библиотекарь напечатала нам отрывки из сказок Пушкина, но есть у нас подозрения, что не всё здесь – строки Пушкина. Мы просим вас помочь нам разобраться.

Сейчас мы прочитаем, что получилось, а потом каждая команда получит экземпляр текста, ножницы и обложку. Вам нужно вырезать те строки, которые принадлежат перу Пушкина. А те строчки, которые, как вам кажутся, принадлежат другим поэтам, оставьте на столе. Итак, слушайте внимательно.

Жил – был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-кагого товару.

Пошла муха на базар

И купила свамовар.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик.

И в руке его горит

Маленький фонарик.

А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тётке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке».

Но вот перед ним море –

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошёл как сон пустой,

Царь женился на другой.

Вправду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Что такое?

Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Ведущий: А пока наша Хранительница сказок проверяет правильность выполнения задания, мы с вами поиграем в домино. Наше домино не простое, а сказочное. Каждая карточка делится на две части: на правой половинке – название сказки, на левой – герой сказки. Вам нужно будет подставить героя к своей сказке, составляя одну линию из карточек домино.

Сказка о мёртвой царевне

Сказка о попе и работнике его Балде

Золотая рыбка

Сказка о рыбаке и рыбке

Царь Додон

Сказка о золотом петушке

Сватья баба Бабариха

Сказка о царе Салтане

Подведение итогов.

Ведущий: «У лукоморья дуб зелёный…». Я утверждаю, что именно так начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»

Дети: Нет!!!

В этом-то и заключается следующий конкурс. Я буду задавать вопросы, а поверите вы мне или нет, это будет зависеть от знания сказок Пушкина.

(командам вручаются по две таблички «Верю» и «Не верю»

Ведущий: за каждый правильный ответ команды получают по дубовому листочку. Победит та команда, которая наберёт большее количество листочков. Эта команда получит жёлудь.

1. Верите ли вы, что лукоморье – это место на берегу моря, где в старину выращивали лук? (не верю, это морской залив)

2. Верите ли вы, что Калымага – это старинная разукрашенная карета, в которой ездили знатные люди? (да)

3. Верите ли вы, что строки Пушкина»Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…» были обращены к его жене Наталье Николаевне Пушкиной, урождённой Гончаровой? (нет, это о его няне)

4. Верите ли вы, что Балда – это человек, который на балах на все вопросы отвечал только «да»? (нет, это имя работника, значение имени «молот, колотушка, кулак»)

5. Верите ли вы, что старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» хотела стать владелицей моря? (да, она хотела стать владычицей морскою)

6. Верите ли вы, что все сказки Пушкина заканчиваются словами «Я там был, мёд, пиво пил да усы лишь обмочил»? (нет, так заканчиваются только две сказки)

Подведение итогов.

Ведущий: А теперь мы немного поиграем. Я утверждаю, что в каждой сказке Пушкина говорится о море! Кто мне поверил – молодцы. А кто не поверил, пусть перечитает сказки Пушкина и проверит, права я или нет! А сейчас мы поиграем в игру «Море волнуется…»

Сначала дети превращаются в бесёнка;

В золотого петушка;

В коршуна.

Помощники ведущего читают отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде»:

1. Поп не ест, не пьёт, не спит:

Лоб у него заранее трещит.

Вот он Попадье признаётся:

«Так и так, что делать остаётся?»

2. Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь,

И Балду-то без расплаты оставишь»

Ведущий: Вы, конечно же, догадались, из какой сказки этот отрывок?

А кто из вас обратил внимание, что в нём очень много глаголов?

А что такое глагол? На какие вопросы отвечают глаголы?

в своих произведениях использует большое количество глаголов, потому что именно они позволяют нам словно своими глазами увидеть, что делает тот или иной герой. Наш следующий конкурс для капитанов.

Перед вами отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде», в котором пропущены некоторые глаголы. Вам предстоит их вписать. Задание сложное, поэтому капитаны могут пользоваться помощью своих команд.

Живёт Балда в поповском доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До света всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт, да сам и облупит.

Хранительница сказок: Всё же мне хочется узнать, кто из капитанов наиболее силён в знании сказок. сейчас капитанам предстоит пройти ещё одно испытание, за победу в котором один из них получит жёлудь, но не простой, а золотой, стоит он, как два простых жёлудя.

Ведущий: В этом конкурсе команды не могут помогать своим капитанам. Все вы знаете игру «Угадай мелодию», но там участники отгадывают мелодию с семи нот, а мы с вами будем отгадывать сказку, начиная с семи слов.

1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Царь с царицею простился

В путь-дорогу снарядился…. («Сказка о мёртвой царевне…»)

4. Жил-был поп

Толоконный лоб

Пошёл поп… («Сказка о попе и работнике его Балде»)

5. Суперигра:

Негде в тридевятом царстве

Тридесятом государстве… («Сказка о золотом петушке»)

Ведущий: А теперь каждая команда превратится в театральную труппу, чтобы разыграть в жанре пантомимы самый узнаваемый отрывок из сказки.

Сами выберите сказку: капитаны вытаскивают карточку с названием сказки.

(звучит музыка)

А теперь мы превратимся в коллектив иллюстраторов , т. е. художников, которые рисуют картинки в книжках. Каждая команда попробует сделать иллюстрацию к выбранной сказке методом аппликации . (команды получают листы бумаги, клей, картон, веточки и т. д.)

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Как мы и рассчитывали, на нашем дубе появились и листочки и жёлуди. Давайте посмотрим, какая команда лучше знает сказки Пушкина. Мы предоставим слово Хранительнице сказок. (награждение победителей)

Ведущий: на этом мы прощаемся. Любите сказки, и, каждый раз читая их, старайтесь находить в них что-то новое, неизведанное. До свидания!

(звучит музыка)

Приложение:

1. «Сказка о мёртвой царевне…»

· пёс Соколко

· яблочко

· чернавка

· 7 богатырей

· Месяц ясный

· Королевич Елисей

2. «Сказка о царе Салтане»

· дядька Черномор

· белочка

· повариха

3. «Сказка о рыбаке и рыбке»

· землянка

· владычица морская

· простофиля

· синее море

· столбовая дворянка

«Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин

«В сказке сила, благодаря которой, ребенок познает мир и себя». С.Я. Маршак

Воспитание через сказку - это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок нравственности. Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

"Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды." И. А. Ильин

Какие игровые приемы со сказкой можно использовать в работе с детьми:

1. Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

  • «Отгадай название сказки»;
  • «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
  • «Что лишнее?».

2. Игры со сказками дома:

  • «Сочини новое окончание сказки»;
  • «Звукорежиссеры»;
  • «Пропущенный кадр»;

3. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

  • «Найди выход»;
  • «Новые сказки»;
  • «Сочини сказку».

4. Игры со сказками перед сном:

  • «Сказочная цепочка»;
  • «Встреча героев»;
  • «Пересказ сказки по первым слогам».

Как же поддерживать у детей интерес к сказке?

  • Необходимо завести детскую библиотечку. Вместе с ребенком вы можете окунуться в мир сказок, не только читая тексты, но и рассматривая иллюстрации к сказкам.
  • Поддерживайте стремление ребенка рассказывать знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, би-ба-бо, настольный плоскостной театр, игрушки – персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
  • Читайте литературу для родителей по использованию сказок в домашних условиях: в ней представлено множество заданий и игр. Одна из таких книг – «Воспитание сказкой» Л.Б. Фесюковой.

Чтение сказки перед сном

  • Незадолго до отхода ко сну прекратить активные и шумные игры.
  • Принять ванну с успокаивающими и расслабляющими маслами.
  • Положить ребенка в постель и сказать: «Настало время сказки».
  • Чтение сказки.
  • После того, как малыш уснул, нельзя сразу прерывать сказку.

Это восклицание вышло из-под пера Александра Сергеевича Пушкина и касалось русских народных сказок, к которым каждый из нас приобщился ещё в раннем детстве. Многие века сказки передавались из уст в уста, потом появились фольклористы, перенёсшие многие сказки на бумагу, а 160 лет назад вышел из печати первый выпуск «Народных русских сказок» Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871) - главного и самого знаменитого собирателя и издателя русских народных сказок. Впервые его сказки увидели свет в 1855-1863 годах (вышли 8-ю выпусками). Записи сказок по большей части не принадлежали Афанасьеву (сам он записал десяток с небольшим сказок в Воронежской губернии), тексты сказок были извлечены из архива Русского географического общества, из записей другого выдающегося деятеля русской культуры - Владимира Ивановича Даля. В итоге получился огромный сказочный свод (свыше 600 сказок!), включивший в себя сказки из самых разных мест России, при этом многие из сказок приведены в нескольких вариантах. Сборник А. Н. Афанасьева стал первым научным изданием русских сказок.
Вскоре после выхода «Сказки» А. Н. Афанасьева стали популярной и любимой книгой русского читателя.
Русский филолог и этнограф академик И. И. Срезневский писал А. Н. Афанасьеву: «Перечитавши сам вашу книгу, я не спрятал её и от детей своих, и даже шестилетний мой Вячко заполз в нее своими глазёнками… Вследствие этого я, в должности отца, обращаюсь к вам с всепокорнейшей просьбой: нельзя ли вместе с этим изданием для учёных печатать сказки и для детей - голый текст, литературным правописанием, с переводом слов необщепонятных (под строкою) и с выпуском тех сказок, которые детям читать некстати?.. Покупателей будет много, пользы много, радости много, а труда вам на десяток часов».
Афанасьев выполнил просьбу и в 1870 году выпустил для детей специальный сборник под названием «Русские детские сказки», в который вошла 61 сказка: 29 сказок о животных, 16 волшебных и 16 бытовых сказок из основного собрания.
Во втором издании основного сборника Афанасьев разделил сказки по тематическим разделам (сказки о животных, волшебные, новеллистические, бытовые сатирические сказки, анекдоты). Все эти сказки составили три тома, а четвёртый вошли примечания и лубочные сказки. В предисловии ко второму изданию Александр Николаевич писал:
«Между разнообразными памятниками устной народной словесности (песнями, пословицами, поговорками, причитаниями, заговорами и загадками) весьма видное место занимают сказки. Тесно связанные по своему складу и содержанию со всеми другими памятниками народного слова и исполненные древних преданий, они представляют много любопытного и в художественном и в этнографическом отношениях. <…> Пора, наконец, и нам дельней и строже заняться собранием и изданием в свет простонародных сказок, тем более что, кроме поэтического и ученого достоинств подобного сборника, он может с пользою послужить для первоначального воспитания, представляя занимательные рассказы для детского чтения. Разумеется, предпринимая издание с этою последнею целью, необходимо допустить строгий выбор, но такой выбор легко будет сделать. Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями. Мысль эту разделяли лучшие из наших поэтов: Жуковский и Пушкин, познакомившие публику с некоторыми народными сказками, передавая их простое содержание в прекрасных стихах. Жуковский под конец своей жизни думал исключительно заняться переводом сказок различных народов; а Пушкин в одном из своих писем говорит о себе: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»
Цель настоящего издания объяснить сходство сказок и легенд у различных народов, указать на учёное и поэтическое их значение и представить образцы русских народных сказок».
Второе издание сказок вышло в 1873 году уже после смерти А. Н. Афанасьева, скончавшегося 5 октября 1871 года от чахотки. Любопытно, что три сказки, записанные лекарем Д. М. Петуховым в г. Дедюхино Пермского уезда («О хитрости царя Соломона», «Христов крестник» и «Риза на иконе») были изъяты из сборника тогдашней цензурой. Насколько они были нецензурными можете судить сами. Вот тексты этих сказок.

О хитрости царя Соломона

До Рождества Христова все умершие - грешные и праведные сидели в аду. И Анна-пророчица была тут же и всё пророчила, что родится Исус Христос и выведет всех праведных из аду. А праведные давно ждут и дождаться не могут избавления и говорят:
«Вот ты, Анна, пророчишь, пророчишь, а все ничто не сбывается, только нас морочишь!» Анна их уверила, что вправду всё то сбудется, что она пророчила.
Вот и родился Исус Христос и начал с апостолами ходить по земле; зашёл и в ад. Ад затрещал, Сатанаил закричал: «Аде, крепися!» Нет, ад все трещит. Господь повел из аду всех с собою, а царя Соломона оставил. Соломон и говорит: «Что же ты, Господи, всех выводишь из аду, а меня одного покидаешь?» Господь сказал: «Ты сам хитёр-мудёр, дак выходи на свои мудрости!»
Вот Соломон остался в аду и начал размеривать ад да приговаривать: «Вот тут будет церква, тут престол, а тут часовня». Сатанаил его остановил: «Соломон, что ты делаешь?» А он отвечает: «Да вот хочу здесь цер- кву строить, а вот тут часовню». - «Что ты, царь Соломон! У меня и прежде тесно было. Я рад, что избавился назойливых жильцов, а ты опять меня теснишь». - «Ну, Сатанаил, вот тебе три аршина в уголку - будет с тебя и этого места!»
Сатанаил рассердился и вытурил (выгнал) царя Соломона из аду вон. Соломон и пошел к царству небесному. Стучится у ворот и спрашивает: «Братие! Скажите, пожалуйста, которое житие лучше - старое ли в аду или новое в царстве небесном?» - «Нет, - говорят, - новое в царстве небесном лучше». - «Покажите-ка мне ваше житье хоть немножко! Я бы посмотрел на вас». Отворили ему дверь немножко, чтобы можно было заглянуть. Он смотрел, смотрел и засунул ногу. Стали рай затворять и прижали ему ногу-то. Он и закричал: «Ногу прижали! Ногу прижали!» Вот как отворили шире, Соломон и проскочил в царство небесное - да в уголок. Тут и остался, а не на переде, где заняли место первые.

Христов крестник

В старое время было так: жил-был бедный крестьянин, и у того у крестьянина было немалое семейство - ровно шесть сыновей. Родился у него ещё седьмой сын. Надо было младенца крестить. Жена и посылает своего мужа искать крестного. Мужик на первый же день обошел всех богатых поселян, только никого не мог найти, кто захотел бы принять младенца. Все отказались, потому что к бедному не так-то охотно идти. На другой день жена опять посылает своего мужа искать кума. Тот опять никого не сыскал, идёт да сам плачет. Вдруг попадается ему навстречу незнакомый человек, и тот человек был сам Господь. Спрашивает он мужика: «О чём плачешь, старичок?» Тот отвечает: «Да вот родился у меня сын. Надобно его окрестить, да никто не идет ко мне в крестные, потому что беден». - «Не тужи, я твой кум. Пускай несут младенца в церкву. Я сейчас там буду». Мужик обрадовался, что нашел кума. Воротился домой и посылает бабушку с младенцем в церкву. Бабушка взяла ребенка и пошла. Приходит в церкву, а муж уже там. Вот как окрестили младенца, стала бабушка звать к себе кума хлеба-соли откушать. Кум отказался: «Мне, - говорит, - некогда!»
Прошло немало времени - эдак лет шесть или семь. Мальчик порядочный вырос. Настает Пасха Христова. Соседние ребятишки бегают по улице и говорят: «Завтра мы пойдем к своим крестным христосоваться, они нам по яичку дадут». Тот мальчик с ними же бегал. Услыхал такие слова, прибежал домой и давай спрашивать у матери: «Кто у меня крестный?» Мать и говорит: «Спрашивай у отца! Он, бестолковый, кого-то созвал и нам не показал, что за человек такой был». - «Ну да молчи, мама! Я завтра пойду в церкву и стану высматривать крестного. Может и найду».
Приходит к заутрене. Становится прямо против образа Спасителя и усердно молится, чтобы показал ему Бог крестного. По отходе утрени все вышли из церкви, а он остался и видит: выходит в царские врата неведомый человек, манит его к себе и дает два яичка. Одно велит отнести отцу, другое матери. «А сам, - говорит, - опять приходи в церкву. Тогда я тебе ещё яичко дам». Мальчик с радостью побежал домой. Прибегает, отдает отцу-матери по яичку и говорит: «Мне тятенька крестный дал, велел вам отдать, а мне наказал еще прийти».
Приходит к обедне и опять становится на то же место. По окончании службы невидимой силой подняло его до третьего неба. Сперва несли его двухкрылые ангелы, а потом шестикрылые серафимы подняли его до шестого неба, в предивную палату, где он узрел лик ангелов, праведников и пророков. Господь посадил его на престол, вручил скипетр и державу и оставил вместо себя. Тогда он увидел всю подвселенную. Сидит и смотрит: вон плывёт корабль, а на тот корабль наступают разбойники. Он и подумал: «Лучше б тому кораблю потонуть, нежели быть разграблену!» Корабль тотчас и потонул со всеми людьми и товарами. Потом увидел он, что в такой великий праздник не хотела жена с своим бедным мужем обед разделить, а ушла в чужие люди и стала с чужим мужиком пировать и любодейничать. Мальчик подумал: «Лучше бы тому дому сквозь землю провалиться, нежели такое распутство зреть!» - И дом провалился сквозь землю. В третий раз видит он, как разбойники под монастырь подкапываются, и опять подумал: «Как же у этих разбойников руки поднимаются на Божие храмы? Лучше бы тому монастырю опрокинуться да задавить их!» Монастырь сейчас опрокинулся и задавил разбойников.
Господь, видя такое нетерпение, удалил его с престола, дал ему яичко и велел ангелу отнести его на землю. Ангел понес его к отцу и на пути сказал ему: «Как будешь ты дома, то разговейся этим яичком и удались в пустыню. Там тебе будет спокойнее». Он так и сделал - разговелся и удалился в пустыню. Пробыл в ней двенадцать лет, потом преставился. Тело его было похоронено ангелом в той самой церкве, где это чудо совершилося.

Риза на иконе

Жил в одном городе богатый человек, ездил в Нижний на ярмарку за разными товарами. Однажды случилось ему плыть с товаром по Волге. Плывет день и два - хорошо, а на третий поднялась сильная буря и потопила у него судно с людьми и с товарами, - только сам кое-как мог спастись на одной дощечке. Приплескало его к берегу, он очувствовался, вышел на берег и пошел домой пешком.
Приходит домой, рассказывает жене о своей беде. Жена плачет не столько о муже, сколько о богатстве. Вот этот бедняк не знает, как и пропитанье себе найти. Потому что жил он прежде богато, привык к роскоши, работать ему совсем не под силу. Стал он ходить в церкву, стал просить помочи у иконы Божьей Матери. Просит раз, другой и третий - икона все не дает помочи. Он осердился и говорит: «А когда так!..» И вздумалось ему: «Дай-ка я сниму с нее серебряную ризу». Улучил время, когда в церкви никого не было, и снял с образа ризу, смял её в комок и продал серебреннику. На те деньги опять стал торговать, и расторговался в пять лет так, что лучше прежнего стал жить. Как-то и вспомнил: «Что ж я - снял с Божьей Матери ризу, а новую-то не сделал!»
Заказал серебреннику ризу на образ и дал ему мерку. Серебренник скоро её изготовил, принес, отдает купцу. Тот взял ризу, пошел в церкву, и никто не заметил, как он одел ее на икону. А риза-то оказалась гораздо лучше прежней. Собираются прихожане в церкву, видят: риза не та. Сказали священнику, и тот удивляется: «Как же это могло случиться?» А во все время, когда икона стояла без ризы, никто того не видел; всем казалось, что она стоит в окладе; иные даже к ней прикладывались и ничего не замечали. Только тогда все и открылось, как появилась на иконе новая риза и как сам купец покаялся перед священником.

Ну, вот как-то так, а то нехорошо получается: Русский Топ и без русских сказок.