Внеклассное мероприятие по литературе. Внеклассные мероприятия по литературе в школе: сценарии, конспекты, презентации по фгос. Композиции и викторины по литературе

Литературный турнир.
Внеклассное мероприятие по литературе для 10 класса.
Проведено в рамках предметной недели русского языка и литературы учителем 1 категории Хорубко Е.А. МКОУ СОШ №4 с. Московского Ставропольского края.
Данное мероприятие предназначено для учителей русского языка и литературы. Можно использовать как внеклассное мероприятие в 9-11 класса в рамках Недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.
Цели и задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о литературе 19 века
-развитие творческих способностей, логического мышления детей;
-повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
-повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
-формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
-формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Формируются две команды по 6-8 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Ход турнира:
I. Организационный момент. Вступление.

Чтец: I.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Слово ведущего:
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком и русской литературой. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес - проведем турнир знатоков литературы среди учащихся 10 класса. Команды будут бороться за звание победителя.
В жюри - ученики 11 класса:

II. Турнирная программа.

1 тур «Представление команд».
Название, девиз, состав команд.

2 тур. Литература каждого народа начинается с устного народного творчества. Второй тур называется «Продолжи пословицу». Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).
Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).
Кто обжёгся на молоке,(дует на воду).
Баба с возу - (кобыле легче).
Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).
Голова завита, (да делом не занята).
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи).
Бодливой корове (бог рог не дает).
В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).
Ворон ворону(глаз не выклюет).
Всяк сверчок (знай свой шесток).

3 тур. «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1) Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин)
2) Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).
3) Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).
4) «Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени. Умен, хорошо образован. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался. Что он на Кавказе у нас недавно.. Славный был малый, только немного странен.»
Ответ: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
5) «Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке. Герасим И.С.Тургенев «Муму».

6)В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным.
Чичиков Гоголь «Мертвые души»

7) Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
Штольц Гончаров «Обломов»

8)в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: "теперь я подожму немного губу и задумаюсь -- я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги"...
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Ольга Ильинская Гончаров «Обломов»

4 тур « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: - Сейчас прозвучат слова из строк известных стихотворений. Задача команд - в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
1. Что кинул он в краю родном? (Лермонтов Белеет парус…)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
2. Я не хочу печалить вас ничем. (Пушкин. Я вас любил)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

5 тур«Чёрный ящик». Вы должны угадать, что лежит в ящике и кому принадлежит.
1. Это предмет, с помощью которого злая мачеха хотела погубить царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (Яблоко).
2. «Он в том покое поселился,\nГде деревенский старожил\nЛет 40 с ключницей бранился,\nВ окно смотрел и мух давил».\nВ черном ящике находится приспособление, с помощью которого дядя Евгения Онегина давил мух. рюмка
1.Этот предмет забыла Ольга Ильинская, когда приходила к Обломову на квартиру. «На другой день Захар, убирая, комнату, нашел на письменном столе этот предмет, долго разглядывал его, усмехнулся, потом подал Обломову.
— Должно быть, Ильинская барышня забыла, — сказал он.»
2. Это предмет, отправленный героиней романа Пушкина своему возлюбленному. Письмо Татьяны к Онегину.
1. В черном ящике находится то, о чем французский писатель Ги де Мопассан сказал: "Так прелестно, это безмолвное биение крыльев, белых, пестрых и черных, которые трепещут, словно попавшие в плен ночные бабочки" ВЕЕР
2. Ч то с досадой бросила Ольга на свидании с Обломовым? «Он опять пошел тихонько по той же аллее и до половины ее дошел тихо, набрел на ….., которую она сорвала и с досадой бросила.» ветку сирени
6 тур Восстановить стихотворные строки по рифмам.
1 команда:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
2 команда
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Ответы: А.С.Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю.Лермонтов «Пророк».

7 тур. По отрывку из произведения узнать название литературного произведения и назвать автора. Для ответа на вопрос дается 30 секунд. Правильные ответы оцениваются 1 баллом.
1. . «Многие дамы хорошо были одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как …, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие….Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся, виляют туда и сюда. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно, крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…».
Гоголь «Мертвые души»
2. «Что, ваше благородие?» - сказал он мне. - «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось… А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват» , - продолжал он, - «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда я принужден был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?» Пушкин «Капитанская дочка»
3. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… посмотри в окно…
Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Лермонтов «Смерть поэта»

8 тур «Узнай меня!»
Командам выдаются карточки, на которых написаны названия литературных произведений, а также имена писателей. Задача команд - соотнести эти карточки с портретами писателей.
1 команде: М.Ю.Лермонтов: Михаил Юрьевич, «Герой нашего времени», «Мцыри».
Н.А.Некрасов: Николай Алексеевич, «Кому на Руси жить хорошо?»,
«Дед Мазай и зайцы».

Л.Н.Толстой: Лев Николаевич, «Война и мир»
«Анна Каренина» «После бала»
2 команде:
А.С.Пушкин: Александр Сергеевич, «Руслан и Людмила» ,«Дубровский»,
А.П.Чехов: Антон Павлович, «Толстый и тонкий» ,«Чайка».

Ф.М.Достоевский: Федор Михайлович, «Преступление и наказание»,
«Братья Карамазовы».

9 тур «Афиша» .
Командам нужно определить по рисунку, к какому произведению нарисована афиша. Необходимо написать на афише автора и название пьесы.
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Ревизор»
10 тур Конкурс капитанов

Капитанов просим выйти на сцену.

Блиц - турнир.
1. Кличка коня Казбича (Карагёз)
2. Противник Пушкина на дуэли (Дантес)
3. Автор картины «Бурлаки на Волге» (Репин)
4. Как звали жену Пушкина (Наталья Гончарова)
5. Товарищ Жилина (Костылин)
6. Автор рассказа «Хамелеон» (А.П.Чехов)
7. Няня Пушкина (Арина Родионовна)
8. Назвать эпиграф к повести «Капитанская дочка»
9. Автор поэмы «Мороз, Красный нос. (Некрасов)
10. Автор комедии «Горе от ума» (Грибоедов)
11. Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
(Гипербола.)
12. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)

Вот и закончен наш литературный турнир.
Жюри подсчитывают результаты.
Пока жюри подводит итоги, ребята расскажут стихотворение. Стихи -8 человек.

Спасибо всем участникам турнира, зрителям и жюри. Надеемся, что наше мероприятие вдохновило вас на дальнейшее знакомство с русской литературой.

Цель:
Задачи:
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к), конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казацкая средняя общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС

Тема: В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Подготовила

Учитель русского языка

и литературы

Любова А.О.

С. Казацкое, 2013г.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.
Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев, коррекция и развитие устных речевых способностей, познавательной активности.
Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к), конверт+письмо (2 шт.), выставка рисунков и книг.

Ход занятия:

На доске написана загадка:

  1. Не дерево, а с листочками.
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает. Что это?

Правильно. Это КНИГА.
- Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей.
Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность.
1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор. (окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии. (овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать

2. БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ»
Доскажи словечко!
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(«Водой не разольешь»)
- Мы исходили городок
Буквально (вдоль и поперек).
- И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова.
Поют (кто в лес, кто по дрова).
Что это означает? (Презентация)
- Водить за нос – обманывать
- Вставлять палки в колеса – мешать
- В ежовых рукавицах – строго
- Задирать нос – гордиться, зазнаваться.
- Далеко-далеко – за тридевять земель
- Бежать очень быстро – сломя голову
- Работать очень хорошо – засучив рукава
- Давно не виделись – сколько лет, сколько зим.Василису Прекрасную.(косметика)


3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
(Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале …
Принакрылась снегом, точно ……
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!»
Ветер по морю гуляет И кораблик …………….
Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась
И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы ………….
А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не ……………
Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет ……………
Ягненок в жаркий день Пришел к ручью …………….
А ларчик просто ………………….

4. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
(Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию)
1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень)
4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка)
5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок)
8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)
10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед)

5. «СОСТАВЬ СЛОВО»
1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК
11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК


6. «УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
(Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение)
Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта».
7.
«УГАДАЙ, КТО Я?»
(Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя)
«Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник)
«О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо)
« Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна)
« Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим)
«Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский)
«В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас)
«Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок)
«Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша)
«Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха)
«Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь)
8. «ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
9.
«УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: возрождение традиций семейного чтения через организацию совместной деятельности детей и родителей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся читательский интерес;
  • приобщить родителей и детей к совместной деятельности через чтение литературы;
  • развитие творческих способностей у детей в практической деятельности.

Предварительная работа в течение учебного года: проведение родительского собрания “Традиции семейного чтения” (октябрь), конкурс чтецов (ноябрь), конкурс рисунков “Мое любимое произведение”, (декабрь), домашняя викторина по произведениям русских писателей XIX века (январь), домашняя олимпиада по литературе (февраль), эссе “Мой любимый герой” (март).

Заключительное мероприятие - “Своя игра” (апрель).

Участники – семейные команды.

Оборудование – презентация.

1. Приветствие команд.

2. Правила игры.

1. В викторине участвует три-четыре команды (ребёнок + родитель), которые самостоятельно выбирают тему вопроса и его стоимость.

2. Основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой команды на счету 0 очков.

3. Команды отвечают по очереди. На обсуждение вопроса дается 15 сек. В случае правильного ответа на счёт команды зачисляется количество баллов, соответствующее стоимости ответа. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости ответа.

4. В игре встречаются следующие подраунды:

- “Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде.

- “Своя игра”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа принадлежит той команде, которая выиграла торги. Если одна из команд идет ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на вопрос на счету команды остается ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету удваивается.

5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

3. Вопросы для игры.

(определить, чей портрет)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Александр Сергеевич Пушкин
20 Николай Васильевич Гоголь
30 Антон Павлович Чехов
40 Владимир Владимирович Маяковский
50 Фёдор Александрович Абрамов

(определить, о каком писателе идет речь)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Родился в 1799 году в Москве. Отец его происходил из старинного дворянского рода. Мать была внучкой Ганнибала, “арапа Петра Великого”, ставшего впоследствии русским генералом. Отец увлекался литературой, дядя – известный поэт. В их доме бывали Н.М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у него с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Александр Сергеевич Пушкин
20 Родился в городе Таганроге. Его дед – крепостной, откупившийся на волю. Отец- мещанин, владевший бакалейной лавкой. Писатель “только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое. Семейный уклад для писателя сложился так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. Антон Павлович Чехов
30 Родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство провёл на Украине в селе Васильевке. В 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук, где проявлялся дух свободомыслия и куда проникали отголоски декабристских настроений. В нем рано пробудился интерес к литературе… В 30-е годы писатель познакомился с Пушкиным, Жуковским, читал лекции в педагогическом институте. В 1832 году его имя приобретает известность, и он целиком посвящает себя литературной деятельности. Николай Васильевич Гоголь
40 Прожил трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе: “Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиевича Пешкова… Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине – слободе. По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду... Из “мальчиков” сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимался усердным чтением. Алексей Максимович Горький
50 Родился в 1920 году. Автор романов, повестей, рассказов, главным образом о жизни деревни. Он ушел на фронт добровольцем с 3-го курса Ленинградского университета. Был тяжело ранен в бою. После войны закончил университет и аспирантуру, стал преподавателем, а затем заведующим кафедрой советской литературы. Но никогда не забывал родную деревню. Фёдор Александрович Абрамов

(узнать по описанию литературного героя)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”. Остап и Андрий
20 Говорила она, как-то особенно напевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин на темной кож щек, все лицо казалось молодым и светлым. М. Горький. “Детство” Акулина Ивановна
30 Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. А.П. Платонов. “Юшка”
40 Не найти, не сыскать такое красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетены,
По плечам бегут, извиваются,
С грудью белой цалуются.
М.Ю. Лермонтов. “Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Алена Дмитриевна
Она была тех же статей и тех же кровей, что и остальные. Из породы крупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к условиям Севера. Она была чистая, да к тому же сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев мен, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос. Ф.А. Абрамов.

“О чем плачут лошади”.

(ответить на вопрос)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Назовите автора стихотворения, из которого взяты строки:

Топи да болота
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Сергей Александрович Есенин
20 Определите автора, название произведения

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине…

М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”
30 Определите автора, название произведения. О каком городе идёт речь?

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…

А.С. Пушкин “Медный всадник”

Санкт-Петербург

40 Звучит отрывок из песни “Русское поле” композитора Яна Френкеля. Кто является автором слов этой песни? Инна Анатольевна Гофф
50 Назовите фамилию скульптора, который создал памятник Н. Рубцову в с. Емецк Холмогорского района Архангельской области? Николай Антонович Овчинников

(определить, из какого произведения отрывок)

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

20 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!” И.С. Тургенев “Русский язык”
30 И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
М. Горький

“Данко”

40 Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. Е.И. Носов

“Живое пламя”

50 Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно. Л.Н. Толстой “Детство”
Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 М.А. Горький “Детство”

Худ. Б. Дехтерев

20 М.Е. Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Худ. Н. Муратов

30 М.Ю. Лермонтов Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Худ. В. Васнецов

40 А.С. Пушкин “Станционный смотритель”

Худ. Д. Шмаринов

50 Повесть о Петре и Февронии Муромских

Худ. И. Пчелко

Кол-во баллов Вопрос Ответ
10 Трубка Н.В. Гоголь.

“Тарас Бульба”

Тарас Бульба

20 Гайка А.П. Чехов “Злоумышленник”

Денис Григорьев

30 Кукла Е.И. Носов

“Кукла”

40

Газета “Московские ведомости”

М.Е. Салтыков-Щедрин

“Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”

Два генерала

Скатерть

Л.Н. Толстой “Детство”

Наталья Савишна

4. Подведение итогов. Награждение.

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха, анализ его рассказа "Замыкание в Вене".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по литературе

для старших классов

Тема: «Современная литература: читать или нет».

Цели мероприятия:

  1. Формирование общих представлений о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах.
  2. Развитие устной речи, внимания, умения слушать.
  3. Воспитание интереса к современной литературе, уважительного отношения к собеседнику, оппоненту.

Форма проведения: литературный кружок.

Формы и методы обучения: беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, творческое задание.

Подготовительная работа:

учитель: подбор музыкального оформления, подбор книг, выбор рассказа для обсуждения (В.Пьецух «Замыкание в Вене»), составление лекции и беседы;

ученики: подготовка к презентации любимой современной художественной книги.

Оборудование: магнитофон, выставка книг современных авторов.

Оформление: выставка книг, запись темы на доске, парты соединены в один общий стол, за которым рассаживаются участники кружка.

Ход мероприятия:

Вступление.

Учитель: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш литературный кружок. Сегодня мы обсудим интересную тему, которая вызывает много вопросов и порождает многочисленные споры в самых различных кругах. «Современная литература: читать или нет?» – это тема нашего заседания. Одновременно она станет проблемой, которую нам предстоит решать.

Вводная беседа.

Учитель:

Наверное, вы хотя бы небольшую часть своего свободного времени уделяете чтению любимых книг. Какие книги вы читаете?

Какую художественную литературу вы предпочитаете: классическую или современную?

Что из современной литературы вы читали или читаете?

Нравится ли вам современная литература? Предпочитаете ли вы современную литературу классической? Почему предпочитаете? Если нет, то чем вас не привлекает современная литература?

Лекция с элементами беседы «Основные черты современной литературы».

Учитель: Чтобы вы имели более полное представление о современной литературе, я вам расскажу о ней.

Современная литература – явление сложное и спорное. Невозможно сегодня однозначно ответить на вопрос, что есть такое современная литература, какая она. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать.

Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить три пути развития современной литературы:

  1. первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы,

традиции классики XIX века, но по-своему. Для нее характерны:

Позиция писателя как носителя истины;

Стремление писателя понять закономерности жизни и ее противоречия;

Писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно.

Отличие современной реалистической литературы в том, что она наряду с социальными и историческими проблемами представляет своих героев и в сфере частной жизни. Примеры: «Плаха» Ч.Айтматова, «Карьер» В.Быкова, «Пожар» В.Распутина. Круг проблем замкнут на проблемах личностного плана в произведениях Виктории Токаревой (Учитель демонстрирует книгу и дает рекомендации к прочтению нескольких рассказов).

  1. Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это

понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность. В литературном творчестве это мировоззрение проявляется в конструировании художественной реальности, в игре с текстом. Понятие «текст» принимает более крупный масштаб: мир воспринимается как текст. Человек – это тоже текст, который несет много информации. В постмодернизме (это касается и русской, и зарубежной литературы) мир разделен на разобщенные части. Мир есть нарисованная картина. Автор умирает, его нет в тексте. Он ничего и никого не оценивает, как это было у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в XIX веке. Текст включает в себя много различных цитат, реминисценций. Происходит своеобразная игра со всеми элементами художественного произведения. Мы видим героя, который может сочетать в себе несочетаемые черты.

Читали ли вы роман П.Зюскинда «Парфюмер»? (или хотя бы смотрели экранизацию этого произведения?)

Роман был написан в 1985 году. Он является одним из ярких примеров литературы постмодернизма. Он имеет подзаголовок «История одного убийцы», т.е. предполагается, что это детектив, но роман не детектив. «Парфюмер» - это история одного мальчика, описанная с самого рождения до смерти. Действие происходит во Франции и начинается в Париже. Мы следуем за героев повсюду. Этот мальчик обладал особым даром – исключительным, невероятным обонянием. На страницах романа Зюскинд описывает запахи и делает это так хорошо, что начинает пахнуть каждая страница. Убийцей герой становится случайно: ему нужно создать божественный запах, который может получиться только от человека. И тогда он начинает убивать всех красивых молодых девушек страны, чтобы собрать их запахи. Но сцены убийств написаны так, что не вызывают страха и даже отвращения, они описываются как ненастоящие действия. Герой не похож на человека: он многократно сравнивается с пауком и носит показательное имя – Гренуй, что в переводе с французского означает «лягушонок». В этом романе автор играет с другими, предшествующими литературными текстами, строит диалог с другими авторами, существующими традициями, смеется над ними, потому что, по мнению постмодернистов, история уже кончилась. Герой никак не оценивается, Гренуй предстает как гениальный художник.

В русской литературе под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всем. Нет ничего единого. Мы и сейчас живем в ситуации постмодерна. Примеры: «Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Бесконечная пустота» Дмитрия Голковского. (Учитель демонстрирует сборник рассказов «Антология современного рассказа» и зачитывает представленных авторов и их произведения).

  1. Третий путь развития современной литературы – это путь синтеза,

слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например). Мы часто встречаем постмодернистские приемы, но не постмодернистскую реальность, в литературном произведении все реально. По пути абсолютного синтеза идут Т.Толстая, Л.Петрушевская, Довлатов, из поэтов – И. Бродский. (Учитель зачитывает фрагмент или все стихотворение И. Бродского). Героями писателей, идущих по такому пути, оказываются маргиналы: больные, слабоумные, люди «социального» дна, беззащитные (дети, старики). В рассказах Т.Толстой проявляется сочувствие к таким людям.

В современной литературе темы оказываются разнообразными. Предмет описания также различен. В современной литературе есть такие жанры, как политический роман, психологический роман, детективный роман, роман-фэнтези, сентиментальный роман, эротический роман. Предметом многочисленных острых дискуссий становится наличие в литературных произведениях откровенных, постельных, сцен, мата. То, что раньше опускалось, сейчас изображается во всех подробностях. Мат используется для экспрессии, но может быть только в репликах героев. Если он присутствует в авторской речи, нужно искать причины сознательного включения ненормативной лексики в текст или сомневаться в литературном профессионализме автора, т.к. мат снижает, портит художественное произведение. Поэзия во многом меняется: чаще используется игра слов. Поэты пытаются воссоздать тишину и молчание (А.Бик-Булатов).

Учитель: Теперь мне бы хотелось узнать, что же вы читаете из современной литературы. Вам было дано задание, подготовить презентацию своей любимой книги или последней прочитанной книги.

Презентация любимых книг. (После презентации участники кружка задают вопросы выступающему относительно его книги).

Чтение и аналитическая беседа.

Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха.

Вячеслав Алексеевич Пьецух – русский советский прозаик, родился в 1946 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, работал учителем истории в школе. Живет в Москве.

Фантаст, видный представитель литературного авангарда, его произведения имеют явно выраженную сатирическую направленность. Вместе с тем в ряде произведений писатель вполне серьезно и оригинально разрабатывает такие направления научной фантастики, как альтернативная история. Например, одна глава романа «Роммат» (1989) , название которого расшифровывается как «романтический материализм», посвящена описанию победы декабристов и ее последствий; в рассказе «Разговор» (1990) исследуются (в более легкомысленном ключе) последствия победы белых в Гражданской войне. В двух других рассказах – «Новый Завод» (1987) и «Чаепитие в Моссовете» (1990) – построены варианты весьма двусмысленной утопии и антиутопии близкого будущего; во втором рассказе нарисована впечатляющая картина обезлюдевшей Москвы, из которой все подались на Запад.

Давайте прочитаем фантастический рассказ В. Пьецуха «Замыкание в Вене». (На столе лежат распечатки этого рассказа. Один из учащихся читает рассказ вслух).

Аналитическая беседа:

Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Показался необычным, не сразу можно понять суть рассказа.

Учитель: Какая структура у рассказа?

Сначала идет что-то похожее на предисловие, а затем уже сам рассказ.

Учитель: Можете ли сказать, какова тема этого рассказа?

Сложно определить, потому что рассказ сложен по структуре.

Это нужно, чтобы лучше выразить идею и свое отношение к современной литературе.

Учитель: Если бы этот рассказ был без всякого критического предисловия, то он был бы художественным?

Был бы, но мы хуже поняли бы его и, может быть, сочли бы за плохой рассказ.

Учитель: Как вы думаете, соответствует ли рассказ его предварительной характеристике?

Да, потому что рассказ написан как описание того, что было в жизни. А с другой стороны, такого на самом деле быть не может.

Учитель: В этом рассказе есть черты научной фантастики, когда с полной серьезностью и реалистично подробно изображаются технические процессы или явления, которых на самом деле не было. Какие тут можно выделить литературные приемы?

Гиперболизация.

Учитель: Характерные черты – сказочность и карнавальность. С помощью каких выразительных средств реализуется этот прием?

Сравнение, эпитеты.

Он сатирически относится к тому, что описывает.

Учитель: Вы можете представить себе ситуацию, которая происходит в рассказе?

Поверить можно, но этого нет на самом деле.

Учитель: Это характерно для научной фантастики. Можете ли вы вывести идею рассказа?

Рассказы берутся из жизни. А наша жизнь оказывается порой смешнее, чем сатирическая литература.

Дискуссия.

Учитель: Теперь, после моего рассказа и ваших презентаций, представление о современной литературе у вас расширилось. Хочу услышать ваше мнение.

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы думаете, стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?
  2. Что может дать нам нового современная литература?
  3. Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет?
  4. Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат?
  5. Почему в последнее время становится все больше писателей?
  6. Какие темы преимущественно, на ваш взгляд, должны быть в литературе?
  7. Хотели бы вы быть писателем?

Итог мероприятия:

Учитель: Итак, ответим окончательно на поставленный сегодня вопрос: читать или не читать современную литературу? (Учащиеся высказывают несколько мнений).

Заключительное слово учителя.

Необходимо читать и знакомиться с современной литературой, т.к. литература – отражение современной жизни и современной культуры. Современная литература вбирает в себя весь прошлый культурный и литературный опыт и уже является предметом изучения не только в вузах, но и в школах. Только нужно вырабатывать свой читательский вкус и научиться отличать золото от мишуры, хорошее литературное произведение от графоманского. Художественность предполагает отражение жизни в образах. Н.Г. Чернышевский говорил следующее: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее». Всем спасибо за участие, успехов в творчестве и выборе книг! До встречи на занятиях кружка!


Игра составлена по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» для 5-6 класса. Позволяют выявить степень прочтения произведения, вызвать читательский интерес. Материал можно использовать как на уроке (при анализе романа), так и во внеклассных мероприятиях.

Игра построена по типу телевизионной игры "Своя игра". Играют одновременно 2-3 команды. Команды по очереди выбирают тему и стоимость вопроса, после этого ведущий зачитывает вопрос. Время на обсуждение 15 секунд, затем команда должна дать ответ. В случае правильного ответа команда получает количество очков, равное стоимости вопроса.Если ответа нет, ведущий зачитывает правильный вариант. После завершения игры подводятся итоги: выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Игра позволяет в интересной форме проверить знание литературных произведений из школьной программы. Вопросы связаны с именем героя, с адресатом лирики, с музыкой, которая "звучит" в книге. Поиграть можно как на уроке, так и во время классного часа.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данный ресурс - это конспект внеклассного мероприятия и презентация к нему. Лучше это мероприятие проводить после изучения отдельных глав романа Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" на уроках. Мероприятие привлечёт внимание шестиклассников к более внимательному прочтению это замечательного романа.

Правила игры
Перед вами игровое поле, состоящее из 8 репродукций картин художников, воссоздавших образ Ильи Муромца. Вам предлагается отгадать фамилию художника и название картины. Нажав на любую из репродукций, можно перейти на её страницу.
При нажатии на репродукцию открывается картина во весь экран. Повторным щелчком возвращаемся на страницу репродукции. При двойном нажатии на центральную фигуру вы сможете проверить, правильно ли определили фамилию художника.

Целевая аудитория: для 6 класса

Игра «Путешествуем по миру» построена на основе материалов древних мифов, легенд и сказаний разных народов и предназначена для учащихся 5 - 8-х классов. Особенностью данной игры является то, что через знакомство с мифами, сказаниями и легендами дети получают и / или закрепляют знания в области географии и одновременно имеют возможность изменить представление о роли чтения и его значимости, а также увидеть взаимосвязь гуманитарных и естественнонаучных областей знаний, что соответствует новым требованиям ФГОС.

Целевая аудитория: для 5 класса

Ресурс представляет собой конспект и презентацию к нему. Это можно использовать и как внеклассное мероприятие по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского", и как итоговый урок по этому произведению. Ресурс будет полезен учителям русского языка и литературы.

Целевая аудитория: для 6 класса

В данном материале предлагаю конспект мероприятия и презентацию к нему. Ресурс может быть использован как на уроках внеклассного чтения, так и в рамках предметной недели. В ходе мероприятия рассматриваются две сказки братьев Гримм: "Бременские музыканты" и "Храбрый портняжка".