Докучные сказки почему они появились. Присказки и докучные сказки. Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

С большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.

У попа была собака

Русская народная сказка-песня «У попа была собака…» представляет собой пример рекурсии . Здесь рекурсия ограничена размером доски, на которой писал поп:

У попа была собака, он её любил,
Она съела кусок мяса, он её убил,
В землю закопал,
Надпись написал:

"У попа была собака, он её любил, Она съела кусок мяса, он её убил, В землю закопал, Надпись написал: …

Купи слона

Многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона». Основная цель такой словесной «игры» - используя ответ собеседника, предлагать ему купить слона.

Пример типичного диалога:

- Купи слона !
- Зачем мне слон?
- Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона .
- Отстань!
- Отстану, только вначале ты купи слона .

Сказка про белого бычка

Сказка про белого бычка - русская поговорка , которая означает длинную, бесконечную историю (при этом часто занудную). Относится к категории докучных сказок.

См. также

  • Самое длинное слово русского языка#Возможности составления длинных слов

Источники

  • М. Ковшова. У попа была собака: о лукавой поэтике докучных сказок.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Докучная сказка" в других словарях:

    Это сказка на салазках. Это докучная сказка (бесконечная). См. ЯЗЫК РЕЧЬ …

    См. Это докучная сказка … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - («побаска», «прибакулоцька», «прибасеноцька», «прибалутка», «присказулька») крестьянское название для особого жанра очень коротких сказочек, сообщаемых сказочником в качестве вводной части к длинной сказке, волшебной или новеллистической.… … Литературная энциклопедия

    По разговорам всюды (годится), а по делам никуды. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Я тебе говорю не глум, а ты бери на ум! Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Больше говорить… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    ДОКУЧАТЬ, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. И ленивому свое брюхо не докучит. Докучаться безличн. Докучиться чего,… … Толковый словарь Даля - Самоподобный объект объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого (то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей). Многие объекты реального мира, например, береговые линии, обладают свойством статистического… … Википедия

    СКАЗЫВАТЬ, сказать что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать. Сказывай правду. Он сказки сказывает. Что есть, того (о том) никому не. сказывай. Он сказывал житья бытья… … Толковый словарь Даля


Народное творчество и народный фольклор.
Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
Многие ученые считают, что народный фольклор - это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку.

Что такое докучная сказка.
Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
Это глагол Докучать.
- Не докучай мне! - говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
Тогда Докучная сказка - это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями.

Сюжет докучной сказки.
Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки - избавится от назойливой докуки.
А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
У попа была собака, поп ее любил.
Она съела кусок мяса, поп ее убил
И в могилу закопал и на могиле написал
У попа была собака...
Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
Дело было встарь.
Жил ленивый царь.
Не любил царь труд.
У царя был пруд.
А в пруду был рак.
А кто слушал тот дурак!

Примеры докучных сказок.
Сказка про Попа и его собаку - одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры.

Про ворону и мост:
Ехал как-то через мост, глянь - ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь - ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет...

Журавль.
Жил-был журавль
Поставил стог сенца
Не начать ли нам с конца?

Рыба и гуси.
Жил-был карась - вот и сказка началась
Жили-были два налима - вот и сказки половина
Жили-были два гуся - вот и сказка вся!

Кол и мочала.
На дворе кол
На колу мочала
Начинай читать сначала.

Учимся придумывать докучные сказки.
Вы можете мне не поверить, но докучную сказку можно придумать про что угодно. Не обязательно она должна сразу получиться складной и интересной, но ведь это будет ваш первый опыт. А потому некоторая угловатость сказки, сочиненной ребенком вполне простительна.
Давайте вместе сочиним пару докучных сказок, чтобы понять принцип, последовательность действия.
Сказка с бесконечным концом.
Выбираем любой предмет или объект. Например дерево, которое растет за вашим окном. Не надо выдумывать что-то сложное. Используем уже придуманные народом приемы.
Сел голубь на ветку
Посмотрел на Светку
Смотрел, смотрел и упал
Поднялся, крыльями замахал
Сел голубь на ветку...
Мы использовали повторение одного действия - голубь садится на ветку. Но чтобы получилась сказка, нам пришлось придумать как он упал с ветки и взлетел обратно.
Сказка с неожиданным концом.
Также выбираем тему, все что придет в голову. И после пары предложений резко обрываем историю. Можно даже сперва придумать концовку, то как мы оборвем историю, а потом уже придумать ее начало.
В магазин пошел Иван
Чтоб купить себе диван.
А как купит он диван
Расскажу тебе финал.
Теперь вы знаете, как сочинять докучливые сказки и что они из себя представляют.

Относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.

По сути, докучная сказка - это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.

Происхождение докучных сказок

Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Предположительно первыми сочинителями этих творений стали «уставшие» сказочники, которые хотели отделаться от надоедливых слушателей. Они придумывали эти небольшие истории на ходу, затем рассказывали их тем, кто приставал к ним с просьбой, и благополучно уходили. Недоуменные слушатели предпринимали многочисленные попытки разъяснить себе смысл этих сказок, поэтому стали передавать их из уст в уста. Возможно, люди между собой начали повторять эти истории по нескольку раз, передавая друг другу смысловую нагрузку и заученные лексические конструкции.

Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать». Обратите внимание, что когда много раз подряд читается одно и то же, звучат повторяющиеся фразы, это вызывает чувство скуки и появление некоторого раздражения. Должно быть, именно такие чувства испытывали первые создатели докучных сказок.

Переключение внимания ребенка

Докучная сказка - это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.

Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимет у вас много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит вас повторить уже рассказанное. Не спешите ему отказывать! Эти сказки вы можете читать своему малышу, чтобы отвлечь от чего-то. К примеру, ребенок раскапризничался на улице или в магазине настойчиво требует купить ему игрушку. Вместо того чтобы ругать его и всячески одергивать, попробуйте применить в качестве воспитательной меры докучные сказки: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется вас слушать с величайшим вниманием.

Развитие познавательных процессов

Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.

Интерес к устному народному творчеству

Докучная сказка - это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.

Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.

Как надо читать детям докучные сказки

Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка - это народный дух Руси, уважайте его!

Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.

Как многолика сказка! И между тем этот фольклорный жанр делится еще на несколько групп, в одной из которых находятся присказки и докучные сказки. Это шуточные фольклор для детей. Сказка не ради сказки, а ради забавы. Короткие, без основного действия и завершения, эти произведения народного творчества созданы, чтобы рассмешить, запутать маленького слушателя. Неожиданный обман раскрывается после первых двух строчек сказки, многочисленные повторы и вот уже у детей крик недовольства или веселый смех. Ага, надули!

Докучные сказки

Докучные сказки можно поставить на одну ступеньку с потешками и прибаутками. Этими коротенькими сказочками по мнению В. Проппа, рассказчик хотел угомонить детей, которые бесконечно просили рассказывать сказки. И неудивительно докучные сказки коротки и вместе с тем бесконечны: "... начинай читать сначала...".

Часто это смешное короткое повествование, смахивает слезы обиды на глазах ребенка от того, что сказку ему не хотят рассказывать. Дети быстро запоминают докучные сказки и с удовольствием повторяют их.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь, у царя был сад,
В саду был пруд, в пруды был рак…
Кто слушал - тот дурак.

Хочешь сказку про лису? Она в лесу.

На улице лето, под окошком - лавка,
В лавке елец - сказке конец!

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце том елец; тут и сказочке конец.

Был себе царь Додон.
Построил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей.
Стали мочить - перемочили,
Стали сушить - кости пересохли.
Опять намочили.
А когда намокнут - тогда доскажу!

Жил был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу - мочало;
не сказать ли сказку сначала?

Плавал и плавал у плотины карась…
Сказка моя уже началась.
Плавал и плавал карась у плотины…
Сказка рассказана до половины.
Поймал бы я Вам за хвост карася…
Да жаль, что сказка рассказана вся

Расскажу я Вам сказку про белого бычка... Вот и сказка вся!


- Расскажи!
-Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
-Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо…
- Рассказать ли тебе докучную сказочку? (и так далее)

Рассказать сказку про гуся?
- Расскажи.
- А она уже уся.

Рассказать сказку про утку?
- Расскажи.
- А она ушла в будку.

Присказки

Присказка - она же в народе побасенка, присказулька - повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. "Жили, были..." и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: "Сивка бурка вещая каурка", "по локоть в золоте, по колено в серебре", "...повернись ко мне передом, к лесу задом".

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман "...и я там был, мед пиво пил...", "...по усам текло, в рот не попало..". Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: "...синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан...". Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Присказки

Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр.

На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Не лебедь белая (серая) выплывала...
Не белы снеги в чистом поле забелелись... |
Не черны леса дремучие чернеются...
Что не пыль-поле подымается...
Не туман сизый с раздолу под мается...
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало.
Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать.
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало.
Стал по-старому поживать, лиха не знать.
Подали белужины - остался не ужинавши.
Стал жить да бывать, хлеб жевать.
Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет.
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!
Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто.
Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.

Присказки и докучные сказки для детей очень интересны. Они не просто занимают ребенка, но и позволяют тренировать память, развивать фантазию, но и делают мир детства шире и интереснее.

Докучная (докучливая) сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же. Докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку.

Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.

Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.

Ты скажи, я скажи - не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи!

Жил бы журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка?

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

Встал медведь на колоду -
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…