Крымов Николай Петрович – художник, биография. Крымов николай петрович

Крымов Николай Петрович (1884-1958)

В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", СРХ. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени. В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения.

Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х). Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние.

Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до К. А. Сомова и Н. Н. Сапунова.

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития. В работах 1920-х гг. - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова - И. Е. Репин и И. И. Левитан).

Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив. В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы.

В 1926 г. он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи.

Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др. У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по специально разработанной в соответствии со своей теорией системе. Но еще большее число художников имело возможность пользоваться его советами.

Картины художника

Автопортрет. 1908


Ветренный день


Водяные мельницы


Горный ручей


Гроза.


Желтый сарай


К весне


Московский пейзаж. Радуга


Новый трактир

Николай Петрович Крымов — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо.

Семья — всему начало

Художник Н.П. Крымов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года. Он не принадлежал к числу тех творцов, родители которых были категорически против следования ребенка по пути искусства. Отец Николая, Петр Алексеевич, был портретистом, работал в манере «передвижников», преподавал рисование в московских гимназиях. Талант мальчика он и его супруга Мария Егоровна заметили рано. Глава большого семейства: у Николая было одиннадцать братьев и сестер — с малых лет прививал детям умение видеть красоту окружающего мира. Он стал первым учителем Николай Крымова.

Учителя

В 1904 году мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. В 1907 перевелся на живописное. Среди его преподавателей были известные деятели искусства: В. Серов, внесший немало преобразований в учебный процесс, Л.О. Пастернак, отец Бориса Пастернака, иллюстратор произведений Льва Толстого, художник-передвижник младшего поколения. Однако, как пишет сам Крымов, художник, который стал его главным учителем, умер еще до того, как Николай стал студентом. Это был Исаак Левитан. Его работы оказали заметное влияние на творчество Крымова.

Первый успех

Николай Крымов — художник счастливой судьбы. Его талант оценили по достоинству уже во время пребывания в училище. Этюд «Крыши со снегом», написанный в 1906 году, впечатлил преподавателя А. Васнецова, брата известного художника. Он купил картину у молодого мастера, а через два года ее выкупила Третьековская галерея. Крымову тогда было всего двадцать четыре года.

Голубая роза

Безусловно, Крымов — художник-пейзажист: любимый жанр он определил, только начав творческий путь, однако его манера письма претерпевала изменения на протяжении всей жизни. В 1907 году Николай Петрович стал одним из самых юных участников выставки «Голубая роза». Мастера, участвовавшие в экспозиции, отличались особой манерой изображения. Они умели подметить тайну в обыденной красоте, передавать поэзию привычного. На выставке Крымов разместил три работы: «К весне» и два варианта «Песчаных откосов».

Художники, участвовавшие в выставке, стали именоваться «голуборозовцами». Их работы были полны внутренней гармонией и особой тишиной. Представители направления, в том числе и Крымов, пробовали свои силы и в импрессионизме. Этот жанр был близок по духу «голуборозовцам». Импрессионисты стремились передать в работах мимолетные впечатления, красоту момента в его движении. Однако по мере становления Крымов и его соратники, пробовавшие себя в молодом, зародившемся во Франции направлении, стали отходить от него, претворяя в полотнах новые, порой противоположные импрессионизму идеи.

Дальнейший творческий поиск

Тягу к символизму, свойственную «голуборозовцам», художник Н. Крымов в полной мере насытил во время работы над оформлением журнала «Золотое руно». Картины того периода (1906-1909, «Под солнцем», «Снегири» и другие) некоторой размытостью красок и сходством с полуденным маревом напоминали гобелены.

В то же время манера письма Крымова стала меняться. Символизм и недосказанность начали уступать место иронии, шутке и гротеску. Картины «Ветреный день», «Московский пейзаж. Радуга», «После весеннего дождя», «Новый трактир» тяготеют к примитивизму и передают новые впечатления, накопившиеся за многие годы жизни в Москве с ее ярмарками и праздниками. Новые пейзажи Крымова наполнены детским восприятием. Светлые картины буквально дышат весельем и озорством, радостью из-за простых и привычных событий: появления радуги, солнечных лучей или новых высоких домов на улице. А передает это художник при помощи ярких красок и геометризации формы, пришедших на смену тщательной проработке цветовых сочетаний. Однако и эта манера письма стала лишь промежуточным этапом в творческом развитии Крымова.

Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.

Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали загород или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.

Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.

Система тона

В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.

Сквозь все перипетии эпохи

Неземная гармония, игра света и тени, покой и пойманный момент — все это художник Крымов. Картина «Зимний вечер», а также полотна «Серый день», «Вечер в Звенигороде», «Домик в Тарусе» и другие, передают красоту мира в целом и природы в частности. От этой темы в своем творчестве Николай Петрович не отходил несмотря на все бурные события, что творились тогда в стране. Политические лозунги и наставления партии не проникли на его полотна. Свою «систему тона» он развивал и передавал ученикам. Николай Крымов умер 6 мая 1958 года, успев передать науку живописи многим молодым художникам, ставшим впоследствии известными деятелями искусства.

Вклад Николая Крымова в теорию живописи неоценим. Сегодня работы мастера можно увидеть в музеях страны. Многие из картин Крымова хранятся в частных коллекциях. Полотна художника по-прежнему вызывают восхищение, а его емкие и меткие высказывания в среде деятелей искусства давно стали крылатыми выражениями.


Летний день, 1915

В историю русского искусства Николай Петрович Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Раннее утро, 1914

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где занимался у Валентина Серова и Константина Коровина. В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Зимний вечер, 1919

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906) - была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи. Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", Союза русских художников. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.

Новый трактир, 1909

В пейзажах 1910-х годов ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения. Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х).

Солнечный день

Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние. Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до Константина Сомова и Н. Н. Сапунова.


Уборка сена

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития. В работах 1920-х годов - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX ввеков (любимые художники Крымова - Илья Ефимович Репин и Исаак Ильич Левитан). Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив. В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Когда цветут липы, 1947

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы. В 1926 году он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX веке понимание живописи. Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др.

У мельницы, 1927

Разработанная Крымовым теория тональной живописи интересна не только как важное обоснование живописного процесса. Она была необходима в занятиях Николая Петровича со студентами. За свою жизнь художник несколько раз оказывался педагогом. Вскоре после октября 1917 года на Пречистенских рабочих курсах было организовано отделение ИЗО, которое пресса того времени назвала «Народной художественной академией». В 1920 году они превратились в Пречистенский практический институт с факультетом изобразительного искусства. Крымов работал там вместе с художниками Константином Коровиным, Николаем Ульяновым, скульптором Василием Ватагиным, искусствоведом Борисом Виппером.

Задворки, 1924

Но вскоре этот институт перестал существовать. В 1920-1922 годах Крымов преподавал во Вхутемасе, но самой плодотворной оказалась работа в Изотехникуме памяти 1905 года (1934-1936). И хотя тяжелая болезнь прервала эту деятельность, его ученики на всю жизнь сохранили не просто теплое отношение к маститому живописцу, но вспоминали его занятия с искренним воодушевлением.


Пейзаж с женской фигурой в красном. Первая половина 1910-х

Многие из учеников запомнили тот день, когда к ним впервые пришел новый преподаватель. Это был 4-й курс, и студенты уже писали двухфигурные постановки и обнаженную модель. Осмотрев их работы, Николай Петрович заметил: «Писать вы не умеете. Все надо начинать сначала», и предложил «молодым дарованиям» написать натюрморт, который еще следовало построить.

Рассвет, 1911

К следующему занятию студенты по просьбе Крымова сбили из фанеры небольшую ширмочку-гармошку высотой 80 сантиметров со створками шириной около 15 сантиметров. Потом Николай Петрович покрасил створки разными цветами и поставил ширмочку на стол в глубине мастерской так, что створки теплых цветов освещались дневным светом из окон, а створки холодных - электрической лампочкой.

Зима, 1933

«Получилась интересная, нарядная штука, которую можно было написать, только верно взяв цвет и тон», - вспоминал Юрий Кугач. В процессе работы над этим заданием художники постигали много нового: для них было откровением, что белый цвет, освещенный лампой, равнялся по тону желтому, на который падал свет из окна.


Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

После этого мэтр поставил перед учениками другое «простое задание» - белый куб, но одна его сторона была выкрашена черной краской и сильно освещена электрической лампой. «Нам предлагается написать так, чтобы выразить, что освещенная черная плоскость светлее, чем белая теневая. Все поняли, что перед нами начинает открываться одна из тайн живописи», - вспоминал другой ученик Крымова.


Вечер в деревне, 1927

А еще от студентов требовалось написать кусок смятой бумаги. Оказалось, что верно изобразить этот неожиданный по форме предмет труднее, чем гипсовую голову.
В мастерской, где работали студенты, над входной дверью было прорублено окно для освещения темного коридора. Однажды Николай Петрович поставил на подоконник этого окна натюрморт вроде шарденовских «Атрибутов искусства». С одной стороны он освещался дневным светом из окон мастерской, а с другой - из коридора - слабой электрической лампочкой. Постановка получилась очень красивой и сложной по цвету. Особенно хорош был рулон белой бумаги, невероятно трудный для воспроизведения.
Крымов предпочитал важные живописные проблемы подтверждать личным опытом: «Раз я в какой-то своей работе долго возился с белым цветом. Белая краска есть, а белого цвета не получается.

Летний вечер, 1915

Ведь краска-то - это еще не цвет! И вот, представьте, взял я листочек белой бумаги и пошел в Третьяковскую галерею. Подошел к какому-то репинскому портрету с белыми манжетами, приложил к ним белый листочек, а манжеты-то, оказывается, темно-серые!» Но, увы, чужой опыт, даже если это опыт такого известного живописца, как Крымов, не сразу воспринимался учениками.

Пейзаж. Летнее утро, 1910-е

Федор Решетников не был студентом Крымова, но ему были дороги все замечания Николая Петровича. При этом он с большим огорчением смотрел на то, как Крымов исправляет его этюд: маэстро «намешал» какой-то мутно-серый цвет и стал записывать белую рубашку на картине Решетникова. «Но когда от белого ничего не осталось, я увидел неожиданное преображение: небо стало светиться, а рубаха, хоть и стала темнее, но казалась по цвету белее, чем была, и цвет, который вначале казался грязным, приобрел невероятную звучность», - рассказывал Решетников.


Сарай, 1926

Советы Крымова многим художникам казались парадоксальными. Лидия Бродская вспоминала, что однажды в Тарусе она работала над сложным мотивом, который оказался ей не под силу. Николай Петрович долго смотрел на то, что она пишет, а потом посоветовал: «Видите там эту мусорную кучу. Ну, вот и попробуйте ее писать». Она была поражена таким предложением и ответила: «Но ведь это же будет скучно писать!» - «Тогда пригласите джаз», - сказал Николай Петрович. Позднее художница поняла, что правдивость изображения даже самого неприглядного мотива важнее, нежели сложный и эффектный сюжет, но плохо и неправильно написанный.


Пейзаж с прудом, 1918

Для горячей творческой молодежи 1930-х годов - , Аркадия Гиневского, Дмитрия Домогацкого, Константина Дорохова, Георгия Рублева, Кукрыниксов, Алексея Айземана и других, он был воплощением высоких художественных традиций, олицетворением которых для него самого были Репин, Серов, Левитан, Коровин. Его всегда окружали молодые художники: даже те, кто у него не учились, были счастливы послушать мнение о своих работах от «самого Крымова».


На краю деревни, 1924

Внешне жизнь Крымова была скромна и в чем-то «патриархальна». Сорок два года, с 1916 года, он прожил со своей женой, Еленой Николаевной, дочерью художника Досекина, в небольшой квартирке в Полуэктовом переулке близ Пречистенки. Он никогда не имел мастерской для работы и, когда находился в Москве, а не на даче, писал свои произведения у балконного окна в столовой. Всю жизнь ставил новый холст на мольберт, который когда-то принадлежал Серову и был передан Крымову вдовой Валентина Александровича. Всю жизнь хранил деревянную дощечку для живописи, дар Серова, его преподавателя в училище, и только семидесятилетним стариком написал на ней любимый тарусский пейзаж.


Деревенский пейзаж, 1922

Он никогда не жаждал почестей и наград - они сами нашли его: Крымов был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1942 году и Народного художника РСФСР в 1956 году. С 1949 года он был членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1954 году в связи с 70-летием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Существовала особая связь между творчеством Николая Петровича, его произведениями и коллекционерами. Картины Крымова приобретали художники и просто любители искусства. Его пейзажи находились в коллекциях видных московских коллекционеров начала XX века: Алексея Викуловича Морозова и Ильи Остроухова, у знаменитой портнихи Надежды Петровны Ламановой, и у многих других. Лидия Бродская вспоминала, что часто любовалась его прекрасными работами, висевшими в коллекции ее отца - художника Исаака Бродского. Когда в Третьяковской галерее в 1922 году впервые была открыта персональная выставка Крымова, произведения предоставили более пятидесяти московских коллекционеров.

Умер в Москве 6 мая 1958г.

К весне, 1907



Надо не только любить природу, а уметь перенести эту любовь на холст, где нужно чутко угадать и размер живописного пятна, и всю тонкость живописных отношений в природе, и ощущение ее красоты.
Крымов Н.П.

Хорошо бы иметь в живописи, как и в музыке, камертон, то есть предмет, который не терял бы своей светосилы ни днем, ни ночью, ни зимой, ни летом, был бы постоянным, не меняющимся от окружающих условий.
Крымов Н.П.

В определении понятия реалистической живописи у нас существует большая путаница. Живописью часто называют и раскрашенный рисунок, и вообще все, что выполнено красками. Некоторые признают только то, что написано жирно, размашисто и не считают живописью то, что написано детально, гладко и скромно.
Крымов Н.П.

Я очень ценю и Дега, и Сислея, и Клода Моне, но разве это мешает мне восторгаться гением Репина? А ведь есть еще и такие, которые отрицают и Левитана, и Серова! Видимо, у этих людей вместо сердца - картошка!
Крымов Н.П.

Меня спрашивают, что важнее: цвет или тон? Я отвечаю: "Какая нога нужнее человеку, правая или левая?"
Крымов Н.П.

Пишите, как угодно, хоть пальцем. Лишь бы было хорошо.
Крымов Н.П.

Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех.
Крымов Н.П.

Крымов Николай Петрович (1884-1958)

Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского и советского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией. Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание. Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею. Именно так произошло с одной из ранних работ Крымова. Его небольшой этюд «Крыши под снегом» в 1906 году был приобретен известным мастером пейзажной живописи Ап. Васнецовым, а затем по рекомендации В.А. Серова, бывшего в те годы членом попечительского совета Третьяковской галереи, в 1907 году поступил в знаменитое собрание отечественного искусства.
Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Он прошел в свое время школу известного педагога Академии художеств профессора С. К. Зарянко.
Петр Алексеевич рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный и авторитетный состав преподавателей.
Поступив в училище, Крымов оказался вовлеченным в живую творческую жизнь большого коллектива молодых художников. Крымов был в гуще этих событий и довольно скоро обнаружил свою симпатию и приверженность новейшим течениям в искусстве. Творческое наследие Крымова раннего периода, охватывающего его ученические годы, отличается разнообразием: работая преимущественно в живописи, он одновременно делал много акварелей, рисунков, увлекался журнальной графикой, пробовал свои силы в области театральной декорации. Однако интерес к пейзажной живописи был преобладающим. «Сумерки», «Пейзаж с луной» (1904), «Летняя ночь» (1905), «Лунная ночь» (1905) - эти работы относятся к первому этапу его творчества. В них Крымов стремился передать настроение покоя и красоту вечерних сумерек, подчеркнуть выразительность необычных силуэтов деревьев.
Работы Крымова, показанные на XXVII выставке картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества в 1904 году, сразу же обратили на себя внимание критики. Они с достаточной определенностью характеризуют круг художественных интересов и симпатий молодого художника, в частности, его большой интерес к творчеству В.Э. Борисова-Мусатова и П.В. Кузнецова. Однако последующие его произведения, изображающие заснеженные крыши домов и уютные дворики,- «Зима. Этюд» (1906), «Солнечный день» (1906), «Мартовский мороз» (1906), «Снегири» (1907), «К весне» (1907)-свидетельствовали о пристальном наблюдении натуры и выборе мотивов, в которых преобладали романтические черты. Таким образом, уже ранние опыты Крымова позволяют отметить одну чрезвычайно важную особенность его творчества - взаимодействие романтической тенденции и натурной основы, опирающейся на живое, непосредственное наблюдение природы. Они нашли своеобразное соединение в его известной картине «К весне», где Крымов не ограничивается только созданием поэтического этюда с натуры. Картина с успехом экспонировалась в 1907 году на выставке «Голубая роза». Общим, что объединяло всех участников выставки «Голубая роза», было стремление к эмоциональной выразительности произведений, перенесение образного акцента в сферу духовных переживаний, «чуткое прислушивание» к отзвукам человеческой души.
С 1907 года Крымов активно сотрудничает с журналами «Золотое руно» и «Весы». В них часто помещаются воспроизведения его работ, художник принимает деятельное участие в оформлении номеров журналов, выполняя многочисленные заставки, виньетки и рисунки к литературным произведениям. В это же время начинается новый этап в творческом развитии Крымова. Он отказывается от камерных этюдных мотивов и создает большие эпические полотна. Обращают внимание размеры холстов, достигающие полутора метров. Перед зрителем предстает прекрасный мир идеализированной природы - величавые громады гор, сосны, песчаные откосы, быстрые горные ручьи. Его пейзажи этого времени напоминают гобелены: художник преображает формы природы - причудливые гирлянды из роз и ветвей деревьев образуют на переднем плане картин своеобразные кулисы, за которыми простираются величественные горные ландшафты («Сосны», «Горный ручей», «Сосны и скалы», все- 1907 г.). Период создания «гобеленных» пейзажных полотен оказался непродолжительным, но плодотворным.
В работах 1908 года («Площадь», «Пейзаж с грозой») наблюдается своеобразный сплав пейзажа с жанром. Обращение к жанру характерно для данного этапа творчества Крымова. В произведениях этого времени наблюдается интерес к примитивизму, ставшему заметным явлением в развитии русской живописи. Благодатной почвой для его развития послужило изучение русской народной культуры. Многие художники внимательно относились к различным ее проявлениям (лубку, игрушке, вывеске и др.), а некоторые из них сами активно способствовали популярности народного искусства, создавая произведения, в которых откровенно использовались приемы, заимствованные в творчестве народных мастеров.
В картине «Туча» (1910) Крымов создал вымышленный образ природы, где существует своя мера красоты. Этот мир совершенных природных форм не сразу раскрывается перед зрителем, в него надо углубиться, проникнуться им, и тогда он начинает покорять своим образным совершенством и гармонией художественного воплощения. Картина «Туча» была показана на выставке «Союза русских художников».
Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил на самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е годы молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему пейзажа-картины. Крымов много экспериментирует, отыскивая новые решения. С 1913 года художник начинает работать на пленэре.
В 1910 году по рекомендации художника B. В. Переплетчикова Крымов вступает в члены «Союза русских художников». Широта творческих позиций этого объединения, его пейзажная направленность импонировали Крымову и давали возможность осуществлять свои поиски в области создания пейзажа-картины. В первые годы после окончания училища Крымов продолжает в своих произведениях развивать принципы, которые столь ярко проявились в работах конца 1900-х годов. На XIII выставке картин «Союза русских художников» он показал две картины - «На заре» (1910) и «На дороге» (1910). В них, как и в ряду стилистически близких произведений последующего времени - «Рассвет» (1912), «Воз сена, выезжающий из леса» (1912), явно обнаруживается стремление к переосмыслению традиций западноевропейской классической пейзажной живописи XVII-XIX веков. В одной группе пейзажей прослеживается интерес к монументальным формам пуссеновского пейзажа, в другой - к более камерным и лирическим по характеру произведениям барбизонской школы. И почти всегда художник включает в свои работы мотивы, напоминающие пасторальные сценки. В ряде картин идиллически-возвышенные интонации в духе Пуссена соединяются с прозаичной, несколько лубочной формой. В произведениях этого времени Крымов выступает как превосходный стилист и импровизатор. Мир его полотен игрушечно-театрален, даже несколько наивен, но вместе с тем удивительно гармоничен и целен в своем художественном воплощении.
Примечательно, что в середине 1910-х годов творчество Крымова отдельными гранями соприкасается с искусством А. И. Куинджи, посмертная выставка которого была открыта в 1913 году. Крымова интересовало в искусстве Куинджи главное - принципы его пластического языка. И в ряде произведений этого времени, таких как «Раннее утро» (1914), «Утро» (1914), «Водяная мельница» (середина 1910-х гг.), прослеживается влияние Куинджи, которое проявилось в принципах пространственного построения картины на основе чередования светлых и темных пейзажных масс, нерасчлененности контуров деревьев, во внимании к аппликативности цветовых плоскостей, в использовании эффектов освещения. Эти же черты нашли свое отражение и в таких более поздних работах, как «Летний день» (1914- 1920), «Река» (1916), «Утро» (1918). В них яркий солнечный свет, встречая па своем пути предмет, с необычайной эффектностью выявляет его окраску. При прямом освещении почти не заметно фактуры поверхности мелких деталей, неровностей - все они как бы поглощаются силой света. Этот принцип решения пейзажного образа на основе синтезирования натурных наблюдений и соединения их с декоративной системой живописи нашли развитие в последующем творчестве.
Особый интерес к цвету предметов, к световым эффектам нашел отражение в его пейзажах конца 1910-х годов, таких как «Первый снег» (1917), «Вечер» (1918), «Зимний пейзаж» (1919), «Утро» (1918). То кратковременное увлечение яркой красочностью пейзажа, которое мы могли наблюдать в произведениях Крымова конца 1900-х годов, через десять лет воплотилось в развитой художественной программе, обогащенной опытом натурной работы и влиянием творчества А. И. Куинджи. В этот период художник как бы вновь открыл для себя радость чистых созвучий цвета, его эмоциональную выразительность. Все пристальнее изучая природу, Крымов постепенно создавал свою художественную систему, которая окончательно сложилась во второй половине 1920-х годов. Пока же он только приближался к ней, продолжая активно и каждодневно работать.
События Октября дали Крымову новый стимул не только для творческой работы, но и для общественной деятельности. Он участвовал в работе Московского Совета по делам искусства. Вместе с другими художниками Крымов выступал за сохранение памятников искусства и старины, горячо отстаивал необходимость бережного отношения к классическим традициям искусства, видя в них основу для построения социалистической культуры.
Начало 1920-х годов связано с новым этапом в творческой биографии Крымова. Условно его можно назвать «звенигородским периодом», так как преимущественно все летние месяцы, начиная с 1920 и до 1927 года, художник жил и работал под Москвой в окрестностях Звенигорода.
В Звенигороде пейзажи Крымова обрели как бы конкретность, в них легко узнаются улочки Саввинской слободы, холмистый рельеф берегов Москвы-реки. Здесь у него сложился круг любимых тем, которые на долгие годы увлекли художника. Одна из них - тема русской деревни («Русская деревня», 1925; «Вечер в деревне», 1927). Он привносит в пейзаж чувство меры и красоты, он упорядочивает его формы, подчиняя законам гармонии.
Последний период творчества Крымова связан с небольшим приокским городком Тарусой. Сюда, на Оку, он приезжал каждое лето работать и отдыхать. Крымов впервые приехал в Тарусу летом 1928 года по приглашению художника В. А. Ватагина, с которым его связывала давняя дружба. Сердечная творческая обстановка, царившая в среде писателей, поэтов, художников, отдыхавших и работавших в Тарусе, была близка Крымову. Приезд в Тарусу оказался для художника решающим, и он до конца жизни связал свою творческую судьбу с этими местами. Здесь, на берегах Оки, Крымов находит новые решения в создании образа природы. Во многих его тарусских пейзажах Ока присутствует либо угадывается за крутыми склонами, за деревьями и кустарниками. Это вносит в картины вольное и свободное дыхание («Таруса», 1931; «Поленово. Река Ока», 1934; «Вечер», 1935; «Перед сумерками», 1935; «Последний луч», 1935). Крымов считал, что самое важное - передать в произведении общее состояние среды. Мало композиционно организовать картину, будь то жанровая композиция, пейзаж или натюрморт, необходимо добиться, чтобы все было цельно, все соответствовало своим местам, главное - «угадать» общий тон, общую светосилу, выражающие конкретное состояние природы.
В Тарусе у Крымова сложился особый тип летнего пейзажа. В его полотнах удивительно точно подмечено состояние, когда жизнь в маленьком городке и его окрестностях в полуденные часы обычно затихает, а природа словно бы впадает в сон. Рассматривая творчество Крымова тарусского периода, нельзя ограничиться только натурными произведениями. В зимнее время художник часто предавался воспоминаниям о летних месяцах, проведенных за городом. Он пишет много пейзажей по памяти. По своему образному звучанию, живописной манере они в значительной мере отличаются от произведений, написанных непосредственно на натуре. В них он возвращается к сочиненным пейзажным композициям, построенным на основе сложившихся классичных пейзажных схем. То же можно сказать и о зимних пейзажах художника, составляющих своеобразную линию в его творчестве. В зимних пейзажах, написанных в Москве, ярче, чем в других картинах, прослеживаются некоторые традиции дореволюционного творчества - интерес к жанру, к развитым многофигурным композициям, к некоторой обобщенности и даже схематичности форм предметов, частичной примитивизации их («Зима», «Зимой в провинции», обе 1933). Несмотря на то что все эти картины написаны по памяти и в них всегда присутствует элемент домысла, они удивительно достоверны в передаче состояния природы, освещения и общего колорита, среды. И в этом нетрудно увидеть их связь с многочисленными этюдами «крыш». Для художника «крыши» были особым миром, который помогал ему в трудные годы болезни никогда не расставаться с живописью. Со второй половины 1930-х годов, будучи уже больным и не имея возможности лишний раз спуститься на улицу вниз по лестнице, Крымов был вынужден работать дома. Отсюда, с четвертого этажа дома в Полуэктовом переулке (близ Кропоткинской улицы) открывался очаровательный вид на крыши старых московских особняков. Наиболее известные произведения этого цикла - «Зима. Крыши» (1934), «Зимнее утро» (1934), «Зима» (1944), «Крыши под снегом» (1946), «Крыши» (1952).
Тяжелые годы Великой Отечественной войны сильно подорвали здоровье Крымова. Все это время он жил в Москве и почти совсем не работал. Сохранились лишь единичные произведения, написанные в этот период. В первое послевоенное лето Крымов выезжает в Тарусу. Художник почти не мог ходить, поэтому балкон дома, где он жил, был переоборудован во временную мастерскую. Открывавшийся с него вид охватывал широкую и разнообразную панораму городка с улицей, садами, спускающимися к берегам Оки. В этом единственно для него доступном участке природы он находил разнообразные пейзажные мотивы. Именно отсюда написаны им такие холсты, как «Жаркий день» (1948), «Цветы в крашеном ящике» (1948), «Таруса. Сарай» (1954).
Среди крымовского наследия 1950-х годов осталось много незавершенных произведений. Те большие физические усилия, которые прилагал художник во время своей работы, вероятно, не позволяли ему довести до окончательной степени завершенности многие картины.
В 1954 году, за четыре года до кончины художника, в залах Академии художеств СССР была открыта вторая персональная выставка произведений Крымова. Она пользовалась огромным успехом и вызвала горячие отклики у широкой общественности. Его творческие достижения были высоко оценены государством. Он был удостоен почетного звания народного художника РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени, избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

ТЕМЫ И СЕРИИ

Символизм. Период "Голубой розы"
- "Гобеленные" пейзажи
- Примитивизм. "Фольклорность" и "лубок"
- Классицизм
- "Шумные" картины
- "Крыши под снегом"
- Зима
- Декоративизм. Объем светотени
- Декоративизм. Цвет
- Русская деревня
- Летний день
- Театр
- "Чистый" пейзаж

Частное собрание
ГТГ, Москва
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Саратовский худ. музей
Рязанский обл. худ. музей
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Костромской гос. объединенный худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Таганрогская картинная галерея
Брянский обл. худ. музей
Вологодская обл. картинная галерея
Калужский обл. худ. музей
Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петребург
Псковский музей-заповедник
Севастопольский худ. музей
Смоленский обл. музей из. и прикл. ис-в
Тульский обл. худ. музей
Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары
Ярославский худ. музей

В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.

В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов.

Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей - "Крыши под снегом" (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи.
Крымов участвовал в выставках объединений "Голубая роза", "Венок", СРХ. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова ("Солнечный день", 1906; "Снегири", 1906; "К весне", 1907; "После весеннего дождя", 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать "нежные" и "поэтичные", - вполне в духе времени.
В пейзажах 1910-х гг. ("Лунная ночь в лесу", 1911; "Розовая зима", 1912; "Вечер", 1914; "Опушка леса", вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения.

Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы ("Утро", 1911; "Ночной пейзаж с домом", 1917; "Полдень", вторая половина 1910-х). Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние.

Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер ("Пейзаж с грозой", "Площадь", обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров - от А. И. Куинджи до К. А. Сомова и Н. Н. Сапунова.

Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития.
В работах 1920-х гг. - например, "Деревня летом" (1921), "К вечеру" (1923), "Русская деревня" (1925) - Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX - начала XX в. (любимые художники Крымова - И. Е. Репин и И. И. Левитан).
Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив.
В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он "не успевает" передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который "успевал".

Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы.

В 1926 г. он формулирует известную теорию "общего тона" в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи.

Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: "Пейзаж. Летний день" (1926), "Вечер в Звенигороде" (1927), "Домик в Тарусе" (1930), "Зима" (1933), "Перед сумерками" (1935), "Вечер" (1939), "Вечер" (1944), "Цветы в крашеном ящике" (1948), "На краю деревни" (1952) и др. У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по специально разработанной в соответствии со своей теорией системе. Но еще большее число художников имело возможность пользоваться его советами.

Крымов Николай Петрович

Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 - в пейзажной мастерской А. М. Васнецова . Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе .

Уже в ранних своих работах примкнул к символизму - в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906-1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане » (1938).

Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского , а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 1919-1930 много работал и как педагог - в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами - С. П. Викторов,