Попечительный совет образовательного учреждения по новому закону. Положение о попечительском совете образовательного учреждения (примерная форма)

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о попечительском совете [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Положение) разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", письма Минобразования РФ "О попечительском совете ВУЗа" от 24.03.2000 N 15-13ин/15-11 и других нормативных правовых актов.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности в [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Образовательная организация).

1.3. Главной целью попечительского совета по настоящему Положению является содействие в решении актуальных задач развития образовательногой организации и формированию ее как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи фундаментального и прикладного характера на уровне современных требований, экспертной и консультационной деятельности, внедрении новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных услуг.

1.4. По настоящему Положению попечительский совет действует на общественных началах и не является юридическим лицом.

1.5. Попечительский совет содействует финансовой помощи образовательной организации в осуществлении ее уставной деятельности, сохранению и развитию материально-технической базы.

2.1. Состав попечительского совета первоначально утверждается ученым советом образовательной организации.

После утверждения первоначального состава попечительского совета другие члены попечительского совета кооптируются в состав попечительского совета самим попечительским советом.

2.2. В состав попечительского совета по настоящему Положению входят работники образовательной организации и обучающиеся в нем, представители учредителя образовательной организации, представители работодателей, органов исполнительной власти [указать наименование субъекта Российской Федерации], органов местного самоуправления и в соответствии с Уставом образовательной организации [указать представителей иных организаций].

2.3. Решение о включении в члены попечительского совета принимается попечительским советом простым большинством голосов.

2.4. По настоящему Положению в состав попечительского совета входит не более [значение] человек.

2.5. Попечительский совет избирает из числа членов председателя и сопредседателя попечительского совета.

2.6. Председатель и сопредседатель попечительского совета избираются на весь срок деятельности попечительского срока и могут быть освобождены от исполнения этих обязанностей по письменному заявлению или при наличии веских оснований по решению [значение] общего числа его членов.

2.7. По настоящему Положению попечительский совет формирует постоянный комитет (далее по тексту - Комитет), состоящий из [вписать нужное].

2.8. Период полномочий попечительского совета установлен в [указать срок].

В случае досрочного выбытия одного из членов попечительского совета его состав может быть пополнен путем избрания нового члена.

Полномочия новых членов попечительского совета ограничены сроком деятельности попечительского совета данного состава.

2.9. Членство в попечительском совете прекращается в следующих случаях:

2.9.1. При направлении письменного заявления о выходе председателю попечительского совета и ректору образовательной организации.

Член попечительского совета считается вышедшим из состава попечительского совета по истечении [значение] дней после направления такого заявления вышеуказанным лицам.

2.9.2. При прекращении членства в попечительском совете по решению попечительского совета.

3.1. Работу попечительского совета организуют его председатель и сопредседатель.

3.2. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

3.3. Общее собрание правомочно принимать решения по всем вопросам его деятельности.

3.4. Общие собрания попечительского совета проводятся [указать периодичность проведения общего собрания]. Дата проведения общего собрания попечительского совета и созыв внеочередного заседания определяются решением его комитета.

3.5. Решения считаются правомочными, если в общем собрании принимает участие не менее [значение] членов попечительского совета.

Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на общем собрании попечительского совета.

3.6. На период между заседаниями попечительский совет передает комитету свои полномочия по осуществлению текущего контроля деятельности образовательной организации, по оказанию ему неотложной поддержки и организации работы попечительского совета.

3.7. По настоящему Положению общее собрание:

3.7.1. Избирает комитет, председателя и сопредседателя попечительского совета.

3.7.2. Определяет основные направления деятельности попечительского совета.

3.7.3. Определяет персональный состав комитета попечительского совета.

3.7.4. Утверждает отчеты о работе председателя, сопредседателя и комитета.

3.7.5. Решает вопросы о реорганизации и ликвидации попечительского совета.

3.8. По настоящему Положению комитет:

3.8.1. Определяет приоритетность проектов и программ попечительского совета.

3.8.2. Определяет размеры вступительных и членских взносов.

3.8.3. Устанавливает порядок распределения доходов, виды, размеры и направления использования средств и имущества попечительского совета.

3.8.4. Утверждает руководителей проектов и программ попечительского совета, назначает специалистов.

3.8.5. Утверждает финансирование текущей деятельности попечительского совета.

3.8.6. Утверждает годовые отчеты, баланс, сметы расходов структурных подразделений попечительского совета.

3.9. По настоящему Положению председатель и сопредседатель попечительского совета:

3.9.1. Решают вопросы, связанные с заключением договоров, соглашений, контрактов с различными организациями и частными лицами.

3.9.3. Представляют попечительский совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами.

3.9.4. Делегируют свои полномочия членам комитета.

3.10. По настоящему Положению члены попечительского совета:

3.10.1. Вносят предложения по повестке дня, по порядку проведения общего собрания попечительского совета.

3.10.2. Организовывают подготовку отчетов по результатам оценки реализации программ.

3.10.3. Осуществляют иную деятельность в соответствии с настоящим Положением.

3.11. На общем собрании попечительского совета председательствует председатель попечительского совета, а в случае его отсутствия - сопредседатель или один из членов по решению попечительского совета.

3.12. Уведомление о проведении общего собрания направляется членам попечительского совета не позднее чем за [значение] дней до даты проведения такого собрания по средствам факсимильной связи, электронной почте или иным способом, определенным решением попечительского совета.

3.13. Ректор образовательной организации участвует в заседания попечительского совета с правом совещательного голоса.

3.14. Решения попечительского совета по вопросам вне его исключительной компетенции носят рекомендательный и консультативный характер.

4.1. По настоящему Положению попечительский совет представляет свои интересы, интересы отдельных организаций, представители которых входят в состав совета, в федеральных и местных органах исполнительной власти, общественных и международных организациях, средствах массовой информации, а также в отношениях с другими образовательными организациями и отдельными гражданами.

4.2. Попечительский совет осуществляет свои функции в пределах компетенции, определенной настоящим Положением, и руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом образовательной организации.

4.3. Представители попечительского совета могут входить в состав приемной и государственной аттестационной комиссий.

4.4. Попечительский совет действует на основе равноправия его членов, гласности, в тесном контакте с ректором и ученым советом образовательной организации.

4.5. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на общественной основе, без отрыва от основной деятельности.

4.6. Попечительский совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность администрации образовательной организации.

5.1. По настоящему Положению попечительский совет образовательной организации осуществляет следующие функции:

5.1.1. Проведение оценки научно-исследовательской, образовательной и внедренческой деятельности образовательной организации и соответствия ее результатов поставленным целям и задачам проектов и программ.

5.1.2. Составление заключения по результатам проведенной проверки.

5.1.3. Направление заключений о результатах проверки руководителю образовательной организации.

5.1.4. Утверждение проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

5.1.5. Рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся и иных лиц на действия (бездействие) педагогического и административного персонала образовательной организации.

5.1.6. Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации.

5.1.7. Осуществляет иные функции в рамках своей компетенции.

5.2. К основным задачам деятельности попечительского совета образовательной организации по настоящему Положению относятся:

5.2.1. Содействие в финансировании и реализации перспективных инициатив и нововведений, новых информационных технологий, способствующих обновлению содержания образовательных программ.

5.2.2. Содействие развитию системы непрерывного экономического, духовного и нравственного воспитания студентов, становлению их деловых и профессиональных качеств.

5.2.3. Поддержка научно-исследовательской деятельности, формирование и развитие научных школ образовательной организации.

5.2.4. Содействие установлению и развитию международного научного, технического и культурного сотрудничества.

5.2.5. Содействие в строительстве объектов учебного, научного и социально-бытового назначения образовательной организации, приобретение оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса проведения научных исследований.

5.2.6. Социальная защита студентов, аспирантов, слушателей и сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав.

5.2.7. Пропаганда результатов научной, практической и иной общественно-полезной деятельности, содействие и учет потребностей народного хозяйства.

5.3. Попечительский совет в своей деятельности может осуществлять и другие права в соответствии с действующим законодательством.

6.1. Имущество и средства попечительского совета формируются за счет вступительных и членских взносов, взносов целевого назначения (долевых вкладов) на осуществление проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

6.2. Накопление денежных средств, в виде ежегодных членских взносов, осуществляется на счетах [вписать нужное].

6.3. Денежные средства попечительского совета расходуются в соответствии с целями и задачами (согласно смете).

6.4. Об использовании денежных средств члены попечительского совета информируют всех вкладчиков.

Ликвидация и реорганизация попечительского совета образовательной организации производятся по решению общего собрания попечительского совета.

Руководитель структурного подразделения

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Кто в школе главный известно даже первоклашкам. Конечно, директор. Он - стратег и тактик, на его плечах решение множества организационных вопросов, в том числе - постоянные поиски источников финансирования...

Но разве может один человек быть в ответе за все и всех? Вопрос спорный. Однако, даже самому крепкому администратору не помешают добровольные помощники. Тем более, когда дело касается денег, материальной ответственности. Тот же директор имеет право расходовать лишь бюджетные средства. Но их не хватает на элементарные вещи! Выручает спонсорство, благотворительность. Но тут - темный лес с оформлением, налогами, законностью проведения "сделок"... Здесь и пригодятся помощники - общественные организации, члены Попечительского совета школы.

В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили "сильные мира сего" - представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в "подшефных заведениях". И содействовали они не только материально - следили за качеством образования, поощряли одаренных детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

А что сейчас? Увы, ситуация не такая безоблачная. Крупные организации, серьезные спонсоры, известные деятели обычным школам помогают "со скрипом", финансируют среднее образование вяло. И причина не в том, что не хотят - слишком много нужно преодолеть на этом пути бюрократических препон, формальностей! Купить стулья, парты в классы - и то проблема. Предприниматели ждут, пока будут приняты целевые программы помощи - с льготным налогообложением, продуманной правовой основой. С другой стороны, сами директора школ, администрация часть полномочий общественным советам уступать не спешат. Вот и выходит на деле: попечительские советы превращаются в раздутый родительский комитет, основная цель которого - сбор денег.

Поможем материально

По данным фонда "Общественное мнение", 67% родителей готовы потратить на образование детей серьезные средства. При этом различные суммы регулярно тратит на "школьные нужды" около 90% семей учеников!

Несакционированные поборы - "головная боль" большинства пап и мам. Так, в мае несколько директоров школ и заведующих детских садов были сняты с должностей за систематическое получение взяток. Многие любители "легких" родительских денег получили предупреждения и строгие выговоры.

Но если взносы за поступление в школу или перевод из класса в класс запрещены категорически, то что делать с легализованными сборами - за услуги охранного агентства, "тревожную кнопку", дополнительные занятия? Департамент образования не преклонен: наличные деньги в школе ходить не должны. Во-первых, оборот наличности затрудняет налогообложение. Во-вторых, велик шанс, что часть средств "осядет" по дороге в чьих-нибудь карманах.

Варианты решения проблемы существуют - проводить все платежи через специально созданный фонд или попечительский совет.

Татьяна, мама первоклассника :
"Перед началом учебы провели собрание. Главный вопрос - сбор денег. Раньше было просто: сложились "по рублю", определили, что нужно купить, сдали сумму педагогу - проблемы решены. А сейчас? Средства можно перечислять лишь "безналом" на счет образовательного фонда. Кто поручится, что они пойдут именно на ремонт нашего 1 "В" класса, а не на другое дело?"

Такой вопрос не возник бы, будь в этой школе Попечительский совет.

Простой пример - в школе не хватает компьютеров и учебных пособий по математике или русскому языку. Бюджетными средствами в этом году подобные траты не предусмотрены. Принимается решение: собрать некую сумму денег на школьные нужды. Но денег хватает только на что-то одно - либо на приобретение пособий, либо - компьютеров. Когда в учебном заведении действует попечительский совет, вопрос решается с учетом его мнения. Если же это делает администрация, чиновники, то родителей просто ставят перед фактом.

Что дает мамам и папам создание подобного органа? В первую очередь, гарантию, что средства не будут тратиться бесконтрольно. Он принимает решения, куда конкретно направить деньги, какую сумму.

"Одна из основных задач попечителей - привлекать и распределять дополнительные финансы для образовательных целей. Ключевые слова здесь - "привлекать и распределять" - считает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Влияем на учебный процесс

Тесное сотрудничество попечительского совета со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам, партнерство и полное взаимопонимание!.. Звучит заманчиво, но пока только звучит. Так должно быть. В идеале. На деле же педагоги не хотят подпускать "посторонних" к учебному процессу. Они готовы принимать материальную помощь, но не более: "Мы лучше знаем, чему и как учить своих учеников".

Подобная позиция лишь укрепляет веру родителей: "Ну, конечно, школу не волнует ничего, кроме поборов!" Тупиковая складывается ситуация, ведь обе стороны по-своему правы...

Но выход из нее есть. Необходимо четко, детально определить полномочия попечительского совета, закрепить их юридически.

Во-первых, Попечительский совет должен быть зарегистрирован как автономная от школы организация. Даже если представители школы против, стоит настоять и убедить. Если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен. Фактически зависит от администрации. Находится в подчиненном положении.

Во-вторых, все спорные моменты, права и обязанности совета нужно запротоколировать в уставе школы и положении о создании попечительского совета. Между учебным заведением и попечительским советом заключается договор о сотрудничестве.

Устав разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. В некоторых особо "продвинутых" школах в процесс вовлекаются сами ученики.

Родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой. Рассматриваются все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят директора школы.

Что может попечительский совет с "расширенными" полномочиями?

  • Контролировать целевое использование средств внебюджетного характера. Пример: с учеников были собраны деньги на озеленение школьных помещений. Попечительский совет имеет право потребовать предоставления чеков из магазинов, пересчитать количество купленных растений.
  • Получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы. Вы можете поинтересоваться не только судьбой собранных вами денег, но и тем, как израсходованы выделенные бюджетные средства.
  • Вносить предложения в план работы школы. То есть, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу. Но окончательное решение - принадлежит не вам.
  • Организовывать разъяснительную работу среди населения, в целях привлечения средств для небюджетного финансирования школы. Сумеете привлечь в качестве спонсора местный завод, магазин или рынок - уменьшатся размеры взносов с родителей.

Вместо резюме

Попечительское движение только начинает шествие по стране. Школы признают - общественные организации нужны. Не возражают и родители. Однако те и другие первый ход делать не спешат. Мамы и папы не до конца понимают преимущества Советов. Администрации школ справедливо полагают, что искусственное насаждение системы попечительства может быть воспринято в штыки, как еще один способ легального вымогания денег.

Государственные чиновники в прогнозах осторожны: чтобы Попечительские советы снова прижились в России, должно пройти время. Начальные пять -десять лет - пробные. Не удивительно, что первый, второй и даже третий блин могут выйти комом.

Окажется ли ваша школа в числе новаторов или выберет политику выжидания - решать только вам.

Решение принято. Группа энтузиастов решила создать Попечительский совет.

Идеальный вариант - проконсультироваться с юристом, который поможет составить все необходимые бумаги.

Хотите быть самостоятельными во всем? Положение о попечительском совете должно содержать следующие пункты:

  • Общие положения. (Задача этого пункта - объяснить значения используемых понятий);
  • Порядок создания Совета (Должен содержать ответы на вопросы: Насколько часто избирается Попечительский совет? Кто и как может вступить в него?)
  • Цели Попечительского совета (Глобально. Например, защита прав школьников, обеспечение представления интересов школы в органах государственной власти и т.д.);
  • Задачи совета (конкретные дела - привлечение средств, совершенствование материально-технической базы, контроль за финансовыми потоками и.т.д.):
  • Права и обязанности (Что обязан делать совет? На какие шаги в отношении администрации и школы, и в целом, он имеет право?).
  • Организационные моменты (Как часто будут проходить заседания Совета, кто является Председателем Совета Попечителей, как оформляется делопроизводство и т.п.).

Тонкий момент

Не путайте два совета - Совет школы и Попечительский совет. Первый состоит из представителей администрации, родителей и учеников в равных долях и решает общественные и административные вопросы.

Записная книжка родителя

На вопросы родителей отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Я хотела бы иметь возможность общаться с классным руководителем моих детей, преподавателями школы, видеть, в каких условиях занимаются дети. Но в школу, после усиления мер по безопасности, никого не пускают, в учительскую запрещают звонить. Есть ли приказ, ограничивающий доступ родителей в школу? Имею ли я законные основания настоять на своем?

Конечно, запрет звонить в учительскую - это крайность, такого быть не должно. Родитель вправе посетить школу, предварительно договорившись о встрече по телефону или через ребенка. Если вам систематически отказывают, обращайтесь к директору, затем - в окружное управление образования.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и Уставом Фонда и определяет порядок формирования и деятельности Попечительского совета Фонда.

1.2. Попечительский совет является органом Фонда, осуществляющим контроль за его деятельностью.

1.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Члены Попечительского совета не вправе получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций.

2.1. К компетенции Попечительского совета относится:

1) осуществление надзора за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации;

2) рассмотрение отчетов исполнительного органа Фонда;

3) проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности Фонда;

4) организация взаимодействия Фонда с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с коммерческими и некоммерческими структурами по вопросам деятельности Фонда;

5) предварительное согласование финансового плана Фонда и изменений в него;

6) определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

7) предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на пополнение целевого капитала;

8) утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

9) подготовка предложений о полномочиях Совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления Фонда для утверждения;

10) контроль за выполнением финансового плана Фонда и подготовка предложений о внесении в него изменений;

11) иные предусмотренные законом и Уставом Фонда полномочия.

3.1. Учредители утверждают первоначальный состав членов Попечительского совета в составе [количество] членов. В дальнейшем Попечительский совет Фонда формируется за счет кооптации в него новых членов.

3.2. В Попечительский совет могут входить учредители (их представители), инвесторы, представители органов государственной власти и местного самоуправления, [вписать нужное].

Количество членов Попечительского совета не ограничено.

3.3. В Попечительский совет не могут входить лица, входящие в состав органов управления Фонда.

3.4. Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый на первом заседании Попечительского совета большинством голосов сроком на [вписать нужное].

3.5. Председатель Попечительского совета:

Готовит предложения по повестке дня заседания Попечительского совета;

Председательствует на заседаниях Попечительского совета Фонда;

Представляет Попечительский совет Фонда в органах управления Фонда, государственных, общественных и других организациях;

Обеспечивает контроль за реализацией информационной политики Фонда;

- [вписать нужное].

4.1. Члены Попечительского совета вправе:

Участвовать в заседаниях Попечительского совета;

Участвовать в мероприятиях и программах Фонда;

Получать доступ к имеющимся в распоряжении Фонда информационным базам и ресурсам;

Получать консультационную, экспертную и иную помощь, соответствующую целям и задачам деятельности Фонда;

Вносить на рассмотрение органов управления Фонда предложения по вопросам деятельности Фонда;

Требовать отчеты о деятельности Фонда;

Пользоваться защитой своих интересов со стороны Фонда в рамках его правоспособности;

Выносить предложения на Совет Фонда о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение;

В любое время прекратить свое членство в Попечительском совете.

4.2. В обязанности членов Попечительского совета входит:

Личное участие в достижении целей и решении задач деятельности Фонда своими финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами;

Содействие привлечению в Фонд добровольных пожертвований и взносов от граждан и юридических лиц;

Способствование распространению информации о деятельности Фонда;

Оказание всестороннего содействия в реализации программ Фонда;

Осуществление надзорных функций за использованием средств, полученных Фондом на целевые программы;

5.1. Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже [вписать нужное].

5.2. Решение о созыве и проведении заседания Попечительского совета принимается Председателем Попечительского совета по собственной инициативе или по заявлению одного из членов Попечительского совета.

5.3. Члены Попечительского совета извещаются о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда письменно не позднее чем за [срок] до дня его проведения.

Извещение о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм, посредством использования средств факсимильной и иной связи.

В данном извещении обязательно должно быть указано:

Время и место проведения заседания Попечительского совета;

Повестка дня заседания Попечительского совета Фонда.

К извещению прилагаются все необходимые материалы, связанные по вопросам повестки дня.

5.4. Заседание проводит Председатель Попечительского совета, а в случае невозможности его присутствия, член Попечительского совета, назначенный Председателем.

5.5. Решения Попечительского совета Фонда принимаются голосованием его членов, каждый из которых имеет один голос.

5.6. Решения по вопросам повестки дня принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов Попечительского совета, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена законом или Уставом Фонда.

5.7. Председательствующий на заседании Попечительского совета организует ведение протокола.

Протокол заседания Попечительского совета составляется не позднее трех рабочих дней со дня проведения заседания в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим и секретарем заседания Попечительского совета.

5.8. В протоколе заседания Попечительского совета указываются:

Место и время проведения заседания;

Общее количество членов Попечительского совета;

Председатель, секретарь, повестка дня заседания.

В протоколе должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, принятые решения.

Л. Дегтярева

Директор школы. 2003. 1. С. 20-24.

Прочитав статью Попечительский совет школы: для чего он нужен и как лучше создавать его?*, поймала себя на мысли, что не могу так сразу ответить на вопрос, вынесенный автором в заголовок. Хотя по долгу службы вроде бы должна знать ответ.

Дело в том, что в сентябре 2000 года в школе, где обучается мой ребенок, по инициативе директора и родительского комитета был создан Попечительский совет. Родители моего класса избрали меня своим представителем, так как обстоятельства жизни сделали меня домохозяйкой, несмотря на высшее медицинское образование. К тому же я, в силу природной энергичности и неравнодушия, с удовольствием принимала участие в делах и заботах о детях нашего класса, а также, по выражению моих коллег-родителей, пользуюсь их доверием. Не стану долго рассказывать, как проходил процесс формирования и становления нашего Совета, важно то, что мы худо-бедно существуем в школе уже третий год.

Не от хорошей жизни

Скажу честно, создавался он не от хорошей жизни. Из общения с родителями учащихся других школ поняла одно: сегодня в большей или меньшей степени абсолютное большинство учебных заведений испытывает материальные трудности. Наша школа — не исключение. По словам директора, полностью финансирование осуществляется только по двум статьям: заработная плата работникам и питание учащихся. На все остальное (ремонт, мебель, учебные пособия, хозяйственные расходы и т.д.) средства выделяются крайне нерегулярно и в очень скромных объемах, явно недостаточных для нормальной жизнедеятельности. Поэтому, несмотря на присутствие интересного, творческого и достаточно высококвалифицированного коллектива педагогов, школа наша выглядела не слишком привлекательно. Но внешний вид, как говорится, полбеды. Плохо то, что педагогам надо как-то работать. И трудно говорить о высоком уровне и качестве образования, если, как и сто лет назад, стоит наш учитель у доски с мелом и тряпкой. И даже, кстати, с мелом иногда возникали проблемы, не говоря уж о современных наглядных пособиях, видеоматериалах, о возможности размножать разноуровневые задания и различные тесты для выявления пробелов в знаниях ребенка и, как следствие, невозможность своевременно помочь ему.

Конечно же, наша администрация во главе с директором обивала пороги всевозможных вышестоящих инстанций, писала множество писем с просьбами профинансировать то одно, то другое, но чаще всего ответ был один: Извините, пока нет средств. Вот так мы были поставлены перед необходимостью создания Попечительского совета.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих — этот принцип, пожалуй, лучше всего подходит для нашего попечительского движения. Именно спасением, а не поддержкой, развитием, улучшением качества образования занимаются сегодня родители учащихся нашей школы. А раз так, значит, на вопрос: Что такое Попечительский совет?, вполне позволительно ответить: это — Скорая помощь. Знаете, когда ее вызывают? Правильно, когда с болезнью не можешь справиться сам и нет подручных средств для борьбы с недугом. Но ведь всем известно, что Скорая не занимается лечением хронических, застарелых заболеваний. Нет в ее арсенале таких мощных средств, она лишь призвана ослабить боль и выполнить какие-то неотложные действия. Но все это меры временные, а для полного выздоровления необходимо пройти долгий курс лечебной и восстановительной терапии. Известно также, что заболевший вызывает Скорую без страха и долгих раздумий, а вот директору школы нужно крепко поразмыслить, взвесить все за и против, прежде чем решиться на создание Попечительского совета.

Друг без друга не выжить

О нашем директоре школы могу сказать одно: с нами жить ей стало легче и веселей, но головной боли добавилось. Легче и веселей потому, что родители стали вносить ежемесячные попечительские взносы на расчетный внебюджетный счет школы. Головная боль — это, прежде всего, потеря самодержавности: нельзя эти средства распределить и потратить по своему усмотрению и без ведома Попечительского совета. А в финансовых вопросах недостаточно просто сказать: Я так хочу, необходимо отстоять свое мнение, доказать правильность своей позиции и оправданность расходов. А это — терпение, гибкость, умение идти на компромисс, логика и четкость формулировок.

Подчас перегруженного, замотанного директора такое положение вещей выводит из себя, но, скованные одной цепью, связанные одной целью, мы вместе учимся языку дипломатии и находим нужные решения.

Почему же это происходит? Увы, нам сегодня друг без друга не выжить. Образовательный процесс, на мой взгляд, — очень сложный механизм, имеющий две главные составляющие: с одной стороны — директор и педагогический коллектив, а с другой — дети, обучающиеся в этой школе, и их родители. Чтобы образовательный процесс осуществлялся качественно, существует множество условий, но главное из них, как мне кажется, одно — чтобы эти две силы не оказались по разные стороны баррикад. Если начинается их противостояние, такая школа, на мой взгляд, долго не протянет. Если же они станут союзниками в общем деле — сделать качество образования высоким — успех вполне вероятен.

Именно принцип взаимовыгодного сотрудничества положен нами в основу существования. Сегодня в нашей школе директор почувствовала не только горечь самоограничения в решении финансовых вопросов, но и сладость расширения административного ресурса. Раньше, самостоятельно приняв какое-либо решение, директору приходилось претворять его в жизнь только с помощью работников школы. Теперь же, заручившись поддержкой Попечительского совета (а значит, родительской общественности), она обрела более широкие возможности для осуществления принятого решения. Так, в школе был решен вопрос об охране, о школьной форме, о запрете на курение и т.д. Кроме того, директор перестала выступать в роли постоянного просителя, уговаривающего родителей помочь школе в решении то одной, то другой наболевшей проблемы. Задачу разъяснения необходимости поддержки родной школы она переложила на плечи Попечительского совета, который, если принимается общее решение о финансировании той или иной программы, доводит всю нужную информацию до родителей. Так, при поддержке родительской общественности были отремонтированы некоторые кабинеты, холлы, коридоры и рекреации, приобретены современные учебные пособия, оргтехника и многое другое, что преобразило не только внешний вид школы, сделав ее чище и красивей, но и несколько изменило в лучшую сторону сам процесс обучения, дало возможность внедрить новые, более совершенные методики преподавания.

Требуется стационарное лечение

Нужны ли Попечительские советы во всех школах? На этот вопрос может ответить только каждый конкретный директор.

Если он самостоятельно справляется со своими трудностями и решает все школьные проблемы без посторонней помощи, то ответ напрашивается отрицательный. В противном же случае стоит задуматься. Сегодня в стране созданы такие экономические условия выживания образовательных учреждений, что без привлечения внебюджетных средств не обойтись. Примерно об этом в своих последних выступлениях в средствах массовой информации говорит и министр образования. Отвечая на вопрос об источнике благотворительных пожертвований, он раскрывает нам свое видение механизма поступления внебюджетной помощи школам. Выглядит это, на мой взгляд, очень своеобразно: некто, закончивший несколько лет назад школу, например, в Воронеже или еще в каком-либо городе России, а сейчас проживающий, скажем, в Москве, с благодарностью вспоминает своих учителей и оказывает школе благотворительную помощь. Мне такая ситуация кажется несколько надуманной. Почему? Да потому, что этот некто должен быть бездетным холостяком-сиротой, только тогда он, возможно, вспомнит о давно законченной школе, так как ему не надо содержать семью, учить своих детей (а в этом случае логичнее помогать школе, где учатся его собственные), а также не оказывать материальной поддержки пенсионерам-родителям (ведь всем известно, что размер пенсии — ниже прожиточного минимума). Ну и много ли вам известно ваших выпускников с такими данными, уважаемые директора? Нет, безусловно, есть люди, помнящие и любящие свое прошлое и, в частности, родную школу. Но таких единицы, и много ли они смогут дать и как часто? А ведь вы точно знаете, что финансовая помощь должна быть регулярной, а не от случая к случаю.

Так что на вопрос: Где взять попечителей? — ответ напрашивается только один: среди тех родителей, которые сегодня обучают своих детей в школе и осознают ценность образования и которые не могут приобретать его для своих детей частным образом в индивидуальном порядке. Вот этих-то родителей и надо зажечь общей идеей решать проблему получения хорошего образования сообща, вскладчину, общими усилиями преодолевая трудности и устраняя проблемы. Единственным препятствием на пути к достижению этой благой цели стоит нежелание родителей переводить деньги на расчетный счет школы. Интересно — почему? Не стоит сразу обвинять кого-то в скаредности или недальновидности. Нежелание быть попечителем объясняется просто: государство взимает единый социальный налог, а как известно, образование — как раз социальная сфера. Следовательно, призыв помогать школе звучит сегодня как пожелание вносить повторную оплату за один и тот же вид услуг. Но это было бы не страшно, если бы государство нашло способы возвращать средства, пущенные на благотворительные цели, как это делается в других странах, где быть меценатом выгодно. Наше же государство пошло на снижение ставки подоходного налога для всех, не делая при этом различий между благотворителями и не желающими иметь к этому никакого отношения.

Сегодня многие родители обеспокоены позицией государства в вопросе бюджетного финансирования образования. Будут ли предприняты какие-либо действия для решения этих проблем не только за счет частных инвесторов, которые сегодня могут быть, а завтра, вследствие каких-нибудь катаклизмов (не дай бог, конечно, но вспомните дефолт 1998 года), могут исчезнуть? Какие меры разрабатываются для облегчения налогового бремени тем предприятиям и организациям, которые захотят облагодетельствовать школу, и будет ли выгодно школе самостоятельно зарабатывать деньги? Существует ли у правительства крупномасштабная государственная программа по решению всех этих наболевших проблем?

Положительный ответ на этот вопрос прозвучал после утверждения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В моем понимании, такой документ должен являться общенациональной программой действий по восстановлению ответственности государства за судьбу образовательной сферы. Но, прочитав упомянутую выше статью о попечительских советах, начинаешь понимать, что положение вещей несколько иное. В Концепции, оказывается, прописано, что частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3% до 2,5% ВВП. На деле это означает двойное увеличение благотворительной помощи школе за счет денег родителей. Что же получается? Те скоропомощные средства, которые изыскивают Попечительские советы, станут чуть ли не основой финансирования? А куда денутся государственные бюджетные средства, выделяемые на образование? Или вскоре будет рекомендовано создание советов попечителей при больницах, домах престарелых, детских садах и т.д.? Следуя этой логике, родители школьников будут благодетельствовать образовательным учреждениям, а больные и их родственники — лечебным? А если они являются и теми и другими одновременно, то кому помогать в первую очередь, а кому — во вторую? Боюсь, что ситуация будет доведена до абсурда. По всей видимости, чтобы этого не произошло, и прописан в Законе Об образовании норматив государственного выделения финансовых средств на нужды образования в количестве не менее 10% национального дохода. Но об этом составители Концепции умолчали. Вопрос бюджетного финансирования образования, на мой взгляд, наиболее животрепещущий, так как средствами и методами, используемыми в скоропомощной практике, нельзя заменить стационарного лечения. Любой врач скажет, что такая замена может оказаться для пациента смертельно опасной и долго он на ней не протянет.

Все это чрезвычайно серьезные вопросы, и ответы на них необходимо давать объективные. А сделать это можно, только внимательно изучив вышеупомянутую Концепцию модернизации, но, честно говоря, как всякий обыватель, я не читаю печатных изданий, в которых публикуются подобного рода документы. А вот с многочисленными статьями-откликами, критикующими новое распоряжение правительства, с вниманием знакомилась на страницах газеты Известия. В них со своими замечаниями по некоторым пунктам этого документа, в большинстве своем дельными и интересными, выступали ректоры крупных и уважаемых вузов, педагоги-новаторы, ученые из различных НИИ, имеющих прямое отношение к педагогике и образованию. Но, как это ни странно, я не встретила ни одной заметки, в которой бы высказывались соображения о новой Концепции, подписанной непосредственными проводниками идей правительства — рядовым директором школы или чиновником органа образования любого уровня.

Очень бы хотелось узнать их мнение о самой Концепции и о ходе ее претворения в жизнь.

/text/biblio/16615937/bib/text/biblio/16615937/ris

Статья 11. Попечительский совет Фонда

1. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда.

2. В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности.

3. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более чем пять лет.

4. Председатель попечительского совета Фонда назначается Президентом Российской Федерации одновременно с назначением членов попечительского совета Фонда.

5. Полномочия председателя и иных членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации.

6. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, осуществляют свою деятельность на общественных началах и не могут состоять в трудовых отношениях с Фондом.

7. Члены попечительского совета Фонда одновременно не могут входить в составы экспертных советов Фонда.

8. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, имеют право совмещать свое членство в попечительском совете Фонда с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

9. Попечительский совет Фонда осуществляет следующие полномочия:

1) определяет приоритетные направления деятельности Фонда;

2) утверждает программу деятельности Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в нее уточнения;

3) утверждает порядок и критерии конкурсного отбора программ и проектов, а также порядок проведения экспертизы программ и проектов, представленных на конкурс;

4) утверждает порядок осуществления контроля за выполнением программы деятельности Фонда на трехлетний период и реализацией программ и проектов, финансируемых Фондом;

5) утверждает порядок участия Фонда в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

6) утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в такой план уточнения;

7) утверждает годовой отчет Фонда и направляет его Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность генерального директора Фонда;

9) заключает, изменяет и расторгает трудовой договор с генеральным директором Фонда;

10) утверждает положение о правлении Фонда, принимает решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Фонда, утверждает размер вознаграждения членов правления Фонда и (или) компенсации произведенных ими расходов;

11) утверждает положение о ревизионной комиссии Фонда, принимает решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии Фонда, о прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий;

12) утверждает положение об экспертных советах Фонда;

13) утверждает перечень, составы экспертных советов Фонда и их председателей;

14) осуществляет контроль за деятельностью других органов управления Фонда, принятием ими решений и обеспечением выполнения этих решений, использованием денежных средств и другого имущества Фонда;

15) утверждает положения о филиале Фонда и о представительстве Фонда, назначает их руководителей;

16) принимает решения о передаче части имущества Фонда в государственную казну Российской Федерации;

17) определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств Фонда;

18) утверждает аудиторскую организацию, прошедшую отбор на конкурсной основе, для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и размер вознаграждения этой организации за оказываемые ею услуги;

19) принимает решения:

а) о вступлении Фонда в ассоциации и союзы;

б) о создании Фондом юридических лиц и (или) об участии в них;

в) о создании филиалов Фонда и об открытии представительств Фонда;

20) согласовывает утверждаемые генеральным директором Фонда:

а) организационную структуру и штатное расписание Фонда, а также внесенные в них изменения;

б) размер и форму оплаты труда работников Фонда;

в) размер вознаграждения экспертов, входящих в составы экспертных советов Фонда;

г) размер вознаграждения специалистов в области науки и техники, не входящих в составы экспертных советов Фонда, но дополнительно привлекаемых к участию в работе этих советов (далее — специалисты в области науки и техники);

21) принимает решения по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к полномочиям высших органов управления некоммерческих организаций.

10. Полномочия попечительского совета Фонда не могут быть переданы другим органам управления Фонда.

11. Заседания попечительского совета Фонда созываются его председателем или иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда, не реже чем один раз в полгода. Заседание попечительского совета Фонда также может быть созвано по инициативе ревизионной комиссии Фонда или по инициативе аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда.

12. Заседания попечительского совета Фонда проводятся его председателем, а в его отсутствие иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда.

13. Попечительский совет Фонда правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов попечительского совета Фонда. Решения попечительского совета Фонда принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов попечительского совета Фонда. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании попечительского совета Фонда является решающим.

14. Протокол заседания попечительского совета Фонда подписывается председательствующим на заседании попечительского совета Фонда.

Попечительский совет как одна из форм общественного управления образовательного учреждения

Мнения членов попечительского совета Фонда, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

15. Попечительский совет Фонда вправе принимать решения без созыва заседания попечительского совета Фонда путем проведения заочного голосования в порядке, установленном попечительским советом Фонда.

16. Секретарь попечительского совета Фонда, назначаемый попечительским советом Фонда из числа работников Фонда, обеспечивает подготовку и проведение заседаний, заочного голосования, ведение документации, организует хранение протоколов заседаний попечительского совета Фонда.

Александр АДАМСКИЙ

22–23 февраля впервые в истории современного образования России по инициативе Совета по федеральным экспериментальным площадкам состоится семинар председателей попечительских советов образовательных учреждений.
О степени важности, которую придает созданию попечительских советов правительство, говорит тот факт, что из двух дней в первый день в семинаре участвует первый заместитель министра А.Киселев, а во второй – министр В.Филиппов. Организация и проведение семинара поручены Институту образовательной политики “Эврика”.

Цели и задачи попечительских советов

Всем известно, как долго и мучительно “Положение о попечительских советах” проходило бюрократическое согласование. Указ президента чуть не признали недействительным, а из подробного описания деятельности совета остались четыре куцых пункта, но, честно говоря, может быть, это и хорошо, что вместо описания подробного регламента мы получили общее благословение на создание попечительских советов. Главное – указание на то, что его деятельность определяется уставом образовательного учреждения.
Поэтому срочными сейчас являются ответы на два вопроса: что может делать попечительский совет и как его организовать?
Начнем с первого.
Целью создания попечительского совета, на наш взгляд, является усиление общественного управления школой, образования в целом.
Фактически создание попечительских советов сегодня – это одна из немногих поддерживаемых властью институций гражданского общества в школе. Есть и две другие – совет школы и детское самоуправление. Но до них пока у правительства руки не доходят.
А попечительский совет стал предметом и президентского, и правительственного, и, конечно, министерского рассмотрения. Видно, поэтому у него есть все шансы стать реально действующей связкой между государством и обществом. И достижение этой цели имеет большое педагогическое значение. Потому что это наглядно действующая модель школьной жизни в гражданском обществе. В гражданском в том смысле, что управление этой жизнью осуществляется не нанятыми от имени граждан работниками, чиновниками от государства, а самими гражданами. В нашем полувоенном сознании слова “гражданское общество” могут вызвать совсем другую ассоциацию: гражданское – значит не армейское, мирное. И в каком-то смысле это правильно, потому что институт гражданского общества – это форма проявления гражданами своих мирных, мирских, интересов и потребностей. А государство всегда с кем-то или за что-то борется, кого-то наказывает или побеждает. Поэтому государственные ведомственные организации реально институтами гражданского общества не являются и являться не могут.
В этом смысле забавно, что действующая в Москве от имени Фонда Сороса организация называет себя Институт “Открытое общество”/ Фонд Сороса. Но работает, например, над реализацией мегапроекта “Развитие образования в России” в основном с ведомственными, государственными организациями, например Министерством образования. Кстати говоря, это отличительная черта многих западных, в том числе благотворительных, организаций, действующих в России. Декларируя принципы открытого и гражданского общества в своей деятельности, они предпочитают иметь дело с министерствами, региональными администрациями, то есть с лицами, принимающими решение, а не с гражданами. И в этом смысле институтом как учреждением Институт “Открытое общество”, конечно, является. А вот институцией открытого общества, институтом, в котором граждане могут реализовывать свою волю и инициативу, скорее всего нет. Конечно, это касается далеко не всех западных фондов, и я это пишу совсем не для того, чтобы в чем-то укорить Фонд Сороса, к которому отношусь с большим уважением. А дело в том, что с самого начала создания сети школьных попечительских советов в России мы должны понимать, что западные схемы и модели, по крайней мере в том виде, в котором они приходят к нам, наглядным учебным пособием не являются.
Итак, главной целью создания школьных попечительских советов мы будем рассматривать становление общественного управления школой как институтом гражданского общества.
А задача попечительского совета, и здесь нужно быть предельно откровенными, – в первую очередь, конечно, улучшение финансового положения школы.

Чем выше уровень общественного управления, тем выше благосостояние школы

При этом гипотезой, которую нам предстоит доказать, является следующее: чем выше уровень общественного управления школой, тем выше уровень школьного благосостояния. И ошибкой было бы считать, что дело в контроле над расходованием средств. Это не так. И ошибкой было бы делать из попечительских советов ассоциацию надсмотрщиков. Скорее здесь уместна другая метафора: инвестиционный комитет, который ищет деньги и с умом их расходует. Поиск дополнительного финансирования, а также посредничество между школой и учредителем по реализации принципа “отдай и не греши” – две основные рабочие задачи попечительского совета. Если эта посылка принимается, то становятся очевидными главные качества членов попечительских советов: умение доставать деньги и умение их тратить на образовательные цели.
Престижность членства в попечительском совете в этом и заключается. Если человек стал председателем попечительского совета, это значит, что он успешен, что у него есть опыт и способности добывания средств на благие цели.
Пост председателя попечительского совета образовательного учреждения – это как аттестация, общественная аттестация успешности и признания деловых и моральных качеств человека.
Кого стоит приглашать в попечительский совет школы?
Из опыта действующих советов – в Волгоградской области поселок Михайловка – Федеральная экспериментальная площадка «Педагогический колледж», в Усть-Илимске – ФЭП-школа №10, в Красноярском крае – целая сеть ФЭПов, в Ижевске – ФЭП-гимназия № 56, ряд школ в Москве, в других регионах – видно, что попечителями должны становиться самые авторитетные, самые успешные, самые влиятельные люди. Это могут быть родители учеников, или выпускники, или люди, живущие в том месте, где находится школа. Или владельцы, руководители мощных и успешных предприятий, расположенных в месте нахождения школы.
Жесткая правда о попечительском совете заключается в том, что если таких самых-самых авторитетных и успешных, влиятельных и сознательных в данной местности нет, не будет и совета. И не нужно его создавать.
Опыт сети федеральных экспериментальных площадок показывает: попечительский совет сегодня – это не обязательная норма. Он не входит в штатное расписание образовательного учреждения. Мы будем стараться их создавать, мы будем изо всех сил стараться подкрепить организационные усилия школ нормативными документами федерального уровня, организовывать учебу попечителей. Но все это будет работать при одном условии – если есть в обозримом школьном пространстве тот самый человек, который может стать попечителем.
Ищите его – и совет будет.

А как действовать?

Вот письмо, которое пришло к нам в редакцию по электронной почте.
«Здравствуйте! Вот и в школе, где учатся мои дети, решили создать попечительский совет. Пригласили в числе других родителей и меня. Как организовать работу, никто толком не знает. Ознакомился я с проектом положения. Главный вопрос, который ставит администрация школы: кто будет тратить средства? Кто будет владельцем счета и распорядителем средств? Школа против того, чтобы средствами командовал директор или всякие ОНО. Может ли попечительский совет сам иметь свой счет, на котором будут аккумулироваться спонсорские средства? Может, у вас есть информация, как работают попечительские советы в школах.
С уважением Носков Э.А., член попечительского совета ОУ № 71 г. Нижний Тагил».
По нашей просьбе на этот вопрос ответил министр образования РФ В.Филиппов:
– В масштабах России однозначного ответа быть не может. Ну, например, сельская школа, в которой учатся 20–30 человек и которая для основной своей заработной платы пока еще не может открыть собственный счет, даже не имеет кассира и бухгалтера, поэтому для нее, конечно, вряд ли стоит в этом случае отдельно создавать фонд со своим счетом.

В большинстве же случаев, особенно в крупных городах, попечительские советы должны иметь свои фонды. Причем желательно с отдельным счетом, который контролируется этим фондом. На каком-то этапе, промежуточном, это могут быть фонды внутри школы, но это начальный этап. Реально влиять на жизнь школы можно тогда, когда ты имеешь рычаги влияния на финансовую жизнь школы.
Таков был ответ министра образования РФ В.Филиппова на вопрос члена попечительского совета школы №71 из Нижнего Тагила Э.Носкова.
От себя добавим.
Попечительский совет собирает деньги на школу, и это его, совета, деньги.
Вот как об опыте подготовки попечителей рассказывает Т.Епанчинцева, исполнительный директор центра «Сотрудничество на местном уровне», который как раз занимается развитием сети общественно активных школ:
«Попечительский совет Парабельской школы Томской области организовал платные компьютерные курсы для взрослых – и это хорошее средство для пополнения общественного школьного фонда. Л.Митюкляева, директор гимназии №91 г. Железногорска, рассказывает о том, как гимназия и ее благотворительный фонд открыли для себя новые многообразные ресурсы, в том числе интеллектуальные, информационные, не только материальные, когда вышли за рамки школьной территории и стали работать по вовлечению местного сообщества в партнерские отношения. «Мы поняли, – говорит она, – что сообщество микрорайона будет активно помогать гимназии, если мы поможем ему. Мы поняли, что нельзя создавать идеальный «микромир» в гимназии, надо благоустроить жизнь во всем микрорайоне, и это в наших силах. Поэтому гимназия и фонд предложили жителям микрорайона создать общественное территориальное самоуправление, избрав советы домов и совет микрорайона. Проведя такую масштабную работу с местным сообществом, мы нашли новые возможности для сотрудничества с городскими властями и вовлекли их в выполнение наших программ в качестве партнеров. В частности, городские власти взяли на себя долю работы по созданию общественного спортивного комплекса на базе нашей гимназии».
…Попечительские советы не волшебная палочка, школа не разбогатеет в одночасье после их появления. Но точно можно сказать, что школа станет все беднее и беднее, если не сможет привлечь на свою сторону общество. Не абстрактное общество, а реальных людей – попечителей.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Попечительский совет в дошкольном учреждении – фактор обеспечения эффективности развития.

Заведующий

МАДОУ города Нижневартовска

ДС №34 «Дюймовочка»

Щербинина И.В.

Для полноценной организации работы с детьми в Детском саду недостаточно иметь одни стены, необходима насыщенная предметно-развивающая среда, которая включает в себя современные модули, конструкторы, экологические уголки, мини лаборатории, дидактические материалы, сенсорные комнаты, спортивные уголки, мягкие модули, то есть всё то, что дает ребёнку возможность найти себе место по душе, способствует развитию творческих, интеллектуальных способностей.

Частью управления современным детским садом заключается в привлечении к решению проблем учреждения различные социальные институты: родителей, общественность, — что позволяет справиться с количеством задач по организации функционирования современного образовательного заведения.

Мыпонимаем, что проблемы детского сада не могут быть решены сиюминутно и быстро. Анализируя опыт, делая выводы, мы готовы внедрять все новое в практику своей деятельности.

На сегодняшний момент создавать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования, повышать имидж ДОУ позволяет тесное взаимодействие с родителями.

Решить проблемы детского сада, самые смелые педагогические мечты возможно воплотить в реальность с помощью попечительских советов, на постоянную помощь и поддержку которого педагоги могут рассчитывать.

Деятельность Попечительского совета в ДОУ позволяет легализовать спонсорские потоки на внебюджетный счёт ДОУ.

На заседаниях Попечительского совета выбирается Председатель и секретарь, утверждается Положение «О Попечительском совете», составляется смета расходов. Рассматриваются возможности привлечения внебюджетных средств.

Расходование средств напрямую контролируется Попечительским советом. Бухгалтерия на 100% прозрачна и доступна любому из родителей.

На сегодняшний день администрация детского сада и большинство родителей уже поняли, что на данный момент Попечительский совет это самая правильная форма общения в материальном плане детского сада с родителями и спонсорами — городскими предприятиями, которые оказывают помощь.

Не секрет что более 50% бюджета города идёт на образование: капитальные и косметические ремонты, закупку оборудования и мебели, питание детей в детских садах, заработную плату воспитателей и учителей. Но на всё средств все равно не хватает.

А работа Попечительского совета как раз способствует укреплению материальной базы для развития детей.

И в то же время, если касаться сбора денежных средств с членов Попечительского совета, либо желающих оказать помощь родителей, то делаю ссылку на законодательство:

В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная деятельность может осуществляться в целях содействия деятельности в сфере образования. При этом под благотворительной деятельностью, согласно указанному закону, понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность, индивидуально или объединившись, с образованием либо без образования благотворительной организации. Все пожертвования должны носить добровольный характер.

Попечительские взносы в школу. Законно?

Это право родителей (законных представителей), а не обязанность. Сбор наличных средств в образовательных организациях запрещен. Денежные средства перечисляются на счета, открытые в банках. Образовательные организации обязаны информировать родителей (законных представителей) о целевом расходовании добровольных пожертвований на родительских собраниях, через попечительский совет, вывешивать информацию на сайте образовательной организации и т.п. В случае выявления фактов необоснованных, непрозрачных «поборов» в образовательных организациях родители (законные представители) имеют право обращаться в правоохранительные органы

Соответственно, в большей части деятельность Попечительского совета должна быть направлена на привлечение денежных средств со стороны спонсорских организаций и оформляться договором пожертвования, а так же рассматриваться и фиксироваться в протоколах заседаний Попечительского совета. Для прозрачности расходования данных средств в ДОУ разрабатывается Положение. Ниже приведена его примерная форма

Положение о расходовании внебюджетных средств

Финансовые средства, находящиеся в распоряжении попечительского совета и поступившие в Благотворительный Фонд для ДОУ № распределяются в зависимости от их назначения следующим образом:

1. Благотворительные пожертвования на развитие ДОУ:

Все поступившие средства расходуются на развитие материально-технической базы ДОУ.

2. Благотворительная помощь сотрудникам ДОУ:

62,5 % — на благотворительную помощь групповому персоналу;

25 % — на благотворительную помощь сотрудникам ДОУ не занятым на группе;

12,5 % — на оплату непредвиденных расходов, возникающих в течение месяца.

3. Благотворительная помощь на обеспечение безопасности детей ДОУ:

Все поступившие средства расходуются на благотворительную помощь сотрудникам, обеспечивающим безопасность пребывания детей в ДОУ.

4. Благотворительная помощь на развитие воспитательно- образовательного процессов в ДОУ.

62,5 % — на благотворительную помощь специалистам, проводящим воспитательно-образовательный процесс сверх программы;

37,5 % — на проведение праздников, спортивных соревнований, конкурсов и выставок.

Кроме выше сказанного, обязателен отчет Правления Попечительского совета о расходовании средств. Примерная форма отчета представлена ниже.

ОтчетПравления Попечительского Совета ДОУ № за месяц (год)

Правление Попечительского Совета ДОУ № доводит до сведения членов Попечительского Совета ДОУ № информацию по поступлению и расходованию денежных средств на благотворительные цели ДОУ за ______.

Поступило:

1 группа —

2 группа –

3 группа –

4 группа –

Направлено:

— на благотворительную помощь групповому персоналу —

— на благотворительную помощь сотрудникам ДОУ —

— на благотворительную помощь педагогам дополнительного образования —

на развитие ДОУ — в т.ч.:

строительные материалы —

игрушки —

канцтовары –

хозяйственные расходы —

методическая литература —

Коллектив ДОУ выражает благодарность родителям, принявшим участие в благотворительной программе _________________________________

Особая благодарность родителям___________
Председатель Правления Попечительского Совета _________ //

Секретарь Правления Попечительского Совета _________ //

Согласовано: заведующая ДОУ № _________ //

Таким образом, осуществление партнерских взаимоотношений с родительской общественностью в форме организации деятельности Попечительского совета будет способствовать развитию учреждения в рамках законодательства.

comments powered by HyperComments

1. Общие положения

Попечительство рассматривается как форма поддержки и защиты личных и имущественных прав и образовательных интересов несовершеннолетних граждан.

Попечительский совет государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа здоровья» №69 имени Б.Ш. Окуджавы (далее – Школа) создается в целях развития государственно-общественных форм самоуправления в сфере образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения развития образования.

Попечительский совет строит свою деятельность на принципах равноправия его членов, коллегиальности управления, гласности принимаемых решений.

Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления Школы. Представители Попечительского совета имеют право участвовать в работе советов (совещаний, коллегий) органов управления Школы в пределах компетенции, установленной настоящим Положением.

«Положение о Попечительском совете Школы» утверждается на Конференции Школы. Срок действия данного Положения неограничен.

Внесение изменений в «Положение о Попечительском совете» относится к компетенции Конференции Школы, если иное не определено Уставом Школы.

2. Цели и задачи Попечительского совета

Совет создается как одна из форм самоуправления родительской общественности Школы в целях:

Содействия организации и совершенствованию образовательного процесса;

— оказания помощи в улучшении условий труда педагогического и обслуживающего персонала Школы;

— содействия в организации спортивно-массовых, культурно-досуговых и туристско-экскурсионных мероприятий Школы;

Содействия совершенствованию материально-технической базы Школы (благоустройство и оснащение помещений, территории…);

— привлечения внебюджетных средств для развития Школы и обеспечения высокой эффективности образовательного процесса;

— организации поступлений и определения направлений, форм, размеров и порядка использования благотворительных средств для Школы, в том числе на поддержку и поощрение сотрудников и учащихся школы;

— оказания помощи по улучшению обслуживания обучающихся.

3. Права Попечительского совета

Попечительский совет имеет право:

— вносить предложения администрации школы по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания, обучающихся в образовательном учреждении, в томчисле по укреплению их здоровья и организации питания;

— вносить предложения учредителю (учредителям) школы по совершенствованию его деятельности и управления им, рассматривать другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета Уставом Школы;

— сотрудничать с благотворительными и иными организациями, в которые
поступают благотворительные пожертвования на развитие школы;

— осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и
добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды школы.

4. Состав Попечительского совета

Количественный и персональный состав Попечительского совета определяется настоящим Положением.

В состав Попечительского совета могут входить участники общеобразовательного процесса, родители (законные представители) обучающихся и иные физические лица, а также представители органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Школы и имеющие высокий общественный авторитет в коллективах образовательных учреждений.

Предложения по персональному составу Попечительского совета могут вноситься администрацией школы и (или) представителями общественности и другими заинтересованными лицами и организациями.

Персональный состав Попечительского совета утверждается ежегодно на заседании Совета школы простым большинством голосов в следующем составе:

Представители из работников Школы — 3 – 5 человек, представители от

родителей (законных представителей обучающихся) – по одному человеку от каждого класса, представители общественности – 1 – 3 человек.

Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый сроком не

менее одного года на заседании Попечительского совета. Председатель может

5. Делопроизводство Попечительского Совета

Внутренний регламент работы Попечительского совета определяется самим советом.

Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Внеочередные заседания могут быть созваны Председателем Попечительского совета по мере необходимости или по требованию большинства работающих членов Совета.

Председатель Попечительского совета ведет заседания, окончательно определяет повестку дня, контролирует исполнение решений Попечительского

№ 146.

Что такое попечительский совет и кто принимает решение о его создании?

Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.

Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года. Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
По инициативе одной трети членов попечительского совета может быть созвано внеочередное общее собрание.
Для координации деятельности попечительского совета в заседании общего собрания может участвовать руководитель учреждения образования.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
Учреждение образования обеспечивает условия для деятельности попечительского совета, в том числе путем предоставления места для хранения документации попечительского совета.

На решение каких задач направлена деятельность попечительских советов?

Задачами деятельности попечительского совета являются:
— содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования;
— разработка и реализация планов своей деятельности в интересах учреждения образования;
— содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
— определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии), в том числе на:

  • укрепление материально-технической базы;
  • совершенствование организации питания обучающихся;
  • проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;
  • иные цели, не запрещенные законодательством;

— содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
— целевое использование средств попечительского совета.

Имеет ли право руководитель учреждения образования привлекать для финансирования школы средства родителей?
В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель во взаимодействии с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе. Перечисление средств осуществляется по квитанции на расчетный счет учреждения образования.

Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета.

Могут ли члены родительского комитета инициировать сбор (перечисление) денежных средств учреждению образования?
Министерство образования в соответствующем письме в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома особо обратило внимание на недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.

Как Министерство образования реагирует на ситуацию по сбору денежных средств с родителей?
Обращения граждан, содержащие сведения о предполагаемых фактах сбора средств в учреждениях образования, находятся на постоянном контроле Министерства образования.
Министерство образования направило в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома письмо, в котором особое внимание обращено на недопустимость формирования финансовых средств попечительского совета в нарушение требований пункта 24 Положения в части формирования финансовых средств попечительского совета.

По материалам Министерства образования Республики Беларусь

В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

В чем конкретно заключаются его полномочия?

Распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

Как это работает

Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

Какие еще существуют тонкости

Чтобы сэкономить на вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

Данная система чрезвычайно подходит для учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная - за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы.

Создание некоммерческого партнерства

Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

Первый и главный требуемый документ - устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

Другой важный документ - это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

Что содержит форма

В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

Что еще нужно?

Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.