Зарисовка эскизов. Наброски карандашом животных и людей. Положительные стороны в работе

Быстрые рисунки - наброски и зарисовки с натуры - выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков и зарисовок. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски и зарисовки могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски и зарисовки художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков и зарисовок органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Десятки и сотни набросков и зарисовок известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера - опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.

Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов м явлений. Умение же «видеть» - необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски и зарисовки в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто - линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках и зарисовках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика роль набросков и зарисовок как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски и зарисовки - важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

Рисовать наброски это надежный способ научиться рисовать в принципе. Наброски помагают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главние в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. Острое чувство, понимание рисунка приходит не сразу, и именно наброски пробуждают способность воссоздавать увиденное как яркий зримый образ и долго удерживать его в памяти. Это качество крайне необходимо каждому художнику. Особенно труден для начинающих первый этап, когда ничего не получается, нет навыков быстрого рисования, линия не "живет" на бумаге, трудно передать объем и пространство малыми средствами. Неудачи закономерны, но вполне преодолимы.

Начинать рисовать наброски лучше с неподвижной или малоподвижной натуры. Старайтесь целиком охватить ее, сразу почувствовать движение формы и хорошо закомпоновать изображение на листе. Наброски карандашом нужно рисовать постоянно, каждый день. Когда вы рисуете наброски развивается глазомер, рука начинает рисовать на "автопилоте". Т.е. линии и формы со временем становятся более четкими и правильными. Вы все меньше будете использовать ластик, разве что для того, чтобы подчистить свет. Рисуйте все что увидите, что вам покажется интересным- растения, дома, животных, птиц, людей .

Рисуйте, так назовем, репортажные наброски. Когда рисуете растения важно передать движение линий, присутствие воздуха, то-есть плановость, чтобы рисунок не был плоским, был наполнен объемом. Очень полезно рисовать по памяти и с натуры сухое дерево, где видны все ветви. Когда рисуете животных и птиц передайте движение, пропорции.

Пусть набросок будет незаконченым, на то он и набросок. Главное здесь развивать мышление, руку и глаз. Когда рисуете человека- передайте не только движение, но и поворот, форму, объем, вес, пропорции. Когда рисуете архитектуру, то-ли просто сельский пейзаж- передайте настроение, (то-ли сейчас пасмурная погода, толи зима или лето). Постарайтесь передать перспективу. Еще раз повторяю, здесь не важно прорисовывать, здесь важно "ловить".

Ну а если у вас получаются приличные наброски, к тому-же, вы потрудились прорисовать пару деталей, то не стесняйтесь брать эти наброски на собеседование, когда будете искать работу по специальности. Такие наброски дорогого стоят, и зачастую, показывают ваш потенциал и мастерство не хуже многочасовых работ.

Дополнительные упражнения:

1. Берете книгу Готтфрида Бамеса "Изображение фигуры человека" и делаете копии рисунков в размере иллюстрации. Используйте карадаш, тушь-перо. Выбирайте рисунки по мере подготовленности. От более простых- голова, детали к более сложным- фигура статичная, в движении.

2. Делайте рисунок на характер предметов домашнего быта. Делайте аналитический рисунок, например, швейной машинки, старой мясорубки. Делайте рисунок на листе половинки ватмана.

3. Рисуйте гипсовую голову, анализируя форму и основные конструктивные точки.

4. Рисуйте мятый лист бумаги- ведите конструктивный разбор.

5. Делайте наброски головы человека с натуры. Передайте поворот, движение, ловите пропорции.

6. Делайте зарисовки головы человека по фотографии. Дело в том, что в фотографии только присутствуют намеки на объем, ощущение пространства. Вам- же нужно все это воплотить на листе, анализируя форму.

7. Развивайте чувство композиции. Делайте зарисовки с словесного описания, рассказа. Делайте иллюстрации к прочитанной книге. Можно делать как цветные, так и черно-белые.

8. Делайте рисунок натюрморта из больших предметов- табурет, ведро, тряпка... Рисунки упаковочных ящиков с объемно- пространственным анализом и анализом пропорционального соотношения.

9. Рисуйте портрет по представлению.

10. Делайте копии фотографий с фигуры и головы человека. Копии нужно делать через кальку- копируйте контуры.

Как рисовать наброски

Опытные рисовальщики используют великое множество графических приемов и средств, разнообразные линии, штрихи, пятна, стараясь как можно полнее задействовать возможности материала. Применяют смешанные техники двух и трех материалов для получения большей выразительности.
Имеет значение и подбор бумаги. С успехом идет тонированная, цвет которой должен быть таким, чтобы на нем не пропадал тон основного рисующего материала. Годится и белая, и слегка подцвеченная тонкая бумага. Для некоторых видов набросков подойдет и крафт (коричневая бумага), и обычная оберточная. Обычно художники подбирают бумагу различного качества. Собираясь на наброски, подумайте, чем и на какой бумаге вы будете их делать.

Выбор материала, графического языка и способов исполнения часто подсказывает сама натура. Например, рисунки животных хорошо получаются мягкими материалами. Можно делать наброски прямо кистью, цветом, без предварительного контура карандаша.

Если животные и птицы интересно окрашены- и это важно подчеркнуть, постарайтесь изобретательнее передать фактуру шерсти, оперения любыми средствами, какие подскажет интуиция, лишь-бы достичь главной цели- выразительности.

Каждый графический материал обладает своими специфическими изобразительными свойствами. Пером- тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией и малым количеством тона. В нем как- бы любование этим изяществом, в наброске тушью- пером, как и в карандашном, особенно хороша линия. В наброске кистью лучше работает пятно. Мягкие материалы, дающие широкую линию, лучше подойдут для крупных, обобщенных набросков, здесь могут быть использованы и хорошо смотрятся и линия и пятно. Для небольших размеров такие материалы не годятся.


Заключение.
Часто на пленэре мы стесняемся прохожих, невольных, иногда назойливых зрителей. Конечно, в мастерской, рядом с единомышленниками трудиться удобнее, но, чтобы ощутить живое дыхание окружающего мира, придется идти на улицу, рынок, зоопарк, на завод, где раздолье сюжетов. Привычка работать на людях рано или поздно придет, и вы перестанете замечать любопытные взгляды и болезненно реагировать на всевозможные реплики. А вот собранный материал и памятные впечатления, тем более добытые навыки сослужат великую службу в дальнейшем.

Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски - это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.

Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник - он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке - словом, всегда, везде и всюду.

Чтобы решать сложные и наиболее интересные задачи наброска, надо овладеть знаниями и навыками изображения простых заданий. Поэтому в начальной стадии обучения не следует браться за выполнение творческих элементов наброска: выразительности художественного решения, непринужденности исполнения и т. п. Это не под силу начинающему рисовальщику. Тематика набросков должна развиваться, в соответствии с важным дидактическим принципом обучения - от простого к сложному: поначалу зарисовки несложных по форме предметов домашнего обихода, интерьера , экстерьера, элементов пейзажа , я затем головы и фигуры человека в движении, сложных позах, ракурсах, сюжетных мотивах. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества.

Начинающие рисовальщики стремятся быстрее перейти к изображению обнаженной фигуры человека. Действительно, это интересная работа. Но успешно выполнять ее можно, лишь обладая определенными знаниями и навыками, полученными в результате выполнения более простых заданий. Поэтому на первоначальной стадии обучения нельзя пренебрегать выполнением набросков с различных бытовых предметов, элементов растительного мира, построек, интерьера и т. п. Этот важный период учебных набросков всегда признавался и высоко оценивался выдающимися художниками и педагогами. В педагогической деятельности К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского такие наброски всегда находили достойное место. Так, ученику, плохо видевшему пропорции П. П. Чистяков советовал ежедневно делать наброски с бытовых предметов. В мастерской И. Е. Репина учебные наброски тоже были непременной частью учебного процесса. Учебно-методическое значение набросков высоко ценил Д. Н. Кардовский. Главной особенностью его системы обучения рисунку были многочисленные, ежедневно выполняемые наброски с самых разнообразных предметов.

Роль набросков этим не ограничивается. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию , расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.

При рисовании различных предметов быта следует в общих очертаниях прежде всего правильно конструктивно и перспективно построить их, передать пропорции. Простые формы предметов, близких к геометрическим телам (стол, шкаф, ведра, кастрюли), необходимо изображать быстро и верно в любом их повороте и положении к линии горизонта. В некоторых случаях зарисовки этих предметов сопровождаются передачей светотени , без основательной ее проработки, без характеристики деталей.

В набросках и зарисовках различных объектов современной техники необходимо исходить из конструктивной сущности: в первую очередь необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. Например, при рисовании автомашины следует начать набросок с установления самых общих очертаний машины, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем перейти к рисованию основных деталей. Следовательно, принцип рисования любых таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями.

В набросках пейзажа следует позаботиться вначале о выборе наилучшей точки зрения, с которой пейзажный мотив смотрится наиболее выразительно. Набросок пейзажа должен быть интересно закомпонован. Очень важно с самого начала определить соотношение земли и неба, проведя линию горизонта. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, пропорции больших масс, сравниваются размеры рисуемых объектов, их пространственные положения.

Для успешного изображения животных надо хотя бы в общих чертах знать их анатомию. Рисующий должен приучиться угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, понимать взаимосвязь костей скелета, знать расположение основных костей, местонахождение и механизм суставов. Каждому виду животных свойственны свои характерные пропорции, которые изменяются с возрастом.

Большую привлекательность и вместе с тем немалую трудность представляет рисование животных и птиц в движении. Именно в движении наиболее полно раскрывается пластическая характеристика рисуемого животного. Механика этих движений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при рисовании. Процесс ходьбы или бега у многих животных состоит из ряда связанных между собой чередующихся элементов: очередность выноса ног, симметричность их движения при ходьбе и легком беге и т. д. Каждому движению соответствует определенное положение костей, поэтому еще раз следует подчеркнуть важность изучения скелета животного, анатомии мышц.

Выполняя наброски с различных животных, необходимо присматриваться к их поведению, характерным особенностям формы. Поэтому не следует делать большое количество набросков. За одно посещение зоопарка достаточно зарисовать пять-шесть животных, но зато более внимательно изучить их.

В наброске большое значение имеет характерное и типичное для той или иной модели. Очень важно поэтому сохранить, донести до зрителя эти особенности, выявить, подчеркнуть их. Эта образная сторона чрезвычайно важна именно в наброске. Привычная, характерная для того или иного животного или птицы манера держаться, двигаться, все неповторимое, присущее только данному объекту, должно подмечаться, выявляться рисующим, иногда в нужной степени «обостряться», обыгрываться таким образом, чтобы создавалось убедительное представление о натуре.

Необходимо наблюдать животных в самых различных положениях, рисовать их с разных точек зрения. Внимательный художник не только точно передаст очертания тела животного, его пропорции, но и схватит его «повадку», создаст образное представление о нем.

Искусство наброска существенно отличается от рисования с натуры.

Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании.

Учащимся следует соблюдать правильную последовательность работы над наброском: быстро рассмотреть, осмыслить, оценить рисуемый объект, мысленно решить вопросы композиции, увидеть будущее изображение на листе, отметить легкими засечками границы (наиболее выступающие точки) наброска. Обычно достаточно отметить верх и низ изображения для вертикальной композиции или правый и левый края при горизонтальном размещении, затем легкими штрихами установить пропорции, движение изображаемой натуры, переходя в конце к уточнениям и обобщению рисунка.

Пока у рисующего мало опыта, не стоит стремиться к особой легкости, виртуозности, технической ловкости выполнения набросков. Эти качества со временем придут, а пока они не должны быть самоцелью. Гораздо важнее добиваться конструктивной, анатомической правильности изображения.

Голова и фигура человека - это самые интересные и сложные объекты для изображения. Эти зарисовки занимают преимущественное место в работах учащихся старших курсов. С принципами изображения головы и фигуры человека студенты основательно знакомятся во время академических занятий по рисунку. Что касается изображения человека в набросках, то здесь можно дать некоторые дополнительные рекомендации.

Зная анатомическое строение головы и фигуры человека, имея навык в набросках бытовых предметов и животных, студенты легко могут справиться с задачами изображения человека в набросках. При работе над набросками головы и фигуры не делают детального построения изображения, не занимаются тщательной проработкой светотени. Основой наброска является передача пропорций, движения, характера. Эти качественные моменты достигаются с помощью небольшого количества изобразительных средств за короткое время.

Делая набросок головы человека, рисующий прежде всего заботится о том, чтобы быстро и убедительно передать свое впечатление об изображаемом человеке, выявить наиболее характерные особенности его облика, внутреннего мира, настроения и т. д. Процесс же построении изображения, последовательное рисование формы, сравнение частей в данном случае протекает более скрытно и быстро. Рисующий занимается построением как бы попутно. Его внимание сосредоточено на задаче выразить главное, типичное, суметь выразительно и лаконично рассказать об изображаемом человеке.

В набросках большую роль играет острота характеристики изображаемого объекта, образное решение. Причем быстрота выполнения набросков (даже самых коротких по времени) отнюдь не предполагает, не оправдывает наличия в них ошибок, неправды, безвкусицы, дробности и т. д. Набросок должен быть цельным и по возможности свободным по исполнению, но специально заботиться о «свободе» и «ловкости» исполнения не следует. Не техника, не прием, а содержание изображения, верность натуре должны прежде всего составлять заботу учащихся. Свобода в выполнении и техническое мастерство приходят с опытом, после большого количества сделанных набросков.

Одной из наиболее интересных, но вместе с тем и сложных задач, возникающих при работе над набросками, являются зарисовки групп людей, различных сценок, наблюдаемых на улице, дома, в институте и других местах. Чаще всего такие наброски выполняются очень быстро, поскольку рисующий изображает не специально позирующих людей, а фиксирует свои жизненные наблюдения, рисует людей в самых разнообразных ситуациях, различной обстановке.

В этом заключается большая ценность подобных зарисовок. Но это же составляет и немалую трудность для рисующих. Сложность выполнения таких набросков состоит также и в том, что наряду с выразительным изображением отдельных фигур надо найти то общее, что объединяет людей, увидеть их в определенном единстве.

Необходимо заботиться о композиции, цельности набросков, сразу решая размещение всех фигур, намечая всю группу, переходя затем к характеристике каждого персонажа, сравнивая фигуру по пропорциям, характеру, жестам, движениям. Рисующий должен помнить о характеристике целого, о должном обобщении наброска. В более проработанных набросках наряду с решением этих задач должны, хотя бы в общих чертах, даваться индивидуальные характеристики фигур во взаимосвязи, как части единого целого.

Групповые наброски, равно как и наброски отдельных фигур, дают учащимся большую практику и богатый материал для работы над композицией.

Собранный в результате таких зарисовок материал становится золотым фондом художника, из которого он черпает темы своих будущих произведений, выбирает типаж действующих лиц картины, иллюстраций, опирается на этот натурный материал, добиваясь убедительности решения своих композиций.

Наброски могут быть выполнены с помощью линий, имеющих разную толщину и активность, в других случаях художник может использовать средства светотени, тонального пятна, лаконично передавая общую форму, силуэт, характер освещения, объем и материал.

Линия в наброске обладает большими изобразительными возможностями. Пользуясь только одними линиями, не вводя в рисунок светотени, можно не только изобразить пропорции объекта, но и передать его положение в пространстве, объем и характер освещения.

В линейном наброске, в зависимости от характера формы и освещения, линии должны быть разными по тону, от самого светлого до самого темного, разнообразными по толщине, резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Они то усиливаются, то слабеют, то приближаются, то удаляются, исчезая совсем и вновь появляясь во всю силу. Аккуратное вырисовывание формы непрерывными линиями одинаковой толщины придает рисунку сухой, резкий и вместе с тем вялый вид. Такой рисунок так же скучен, как монотонное пение или чтение без понижения и повышения голоса. Самый правильный по пропорциям и перспективе рисунок, обведенный жесткими и одинаковыми по толщине линиями, будет производить неприятное впечатление сухого чертежа. Когда же линии в рисунке разнообразные: то сильные и жирные, то легкие и еле заметные - тогда линейный набросок хорошо вписывается в плоскость бумаги, становится объемным, пространственным и живым.

Различные изменения в характере линий не должны быть случайными и произвольными, они должны быть связаны с натурой. При изменении положения и освещения формы предмета его контур, т. е. видимый край формы или границы поверхностей, тоже меняется, а там, где этот край по тону сближается с тоном фона, контур может быть незаметным. Поэтому в наброске контурные линии и границы поверхностей передаются штрихом разного качества как по тону, так и по ширине и мягкости. В теневых частях предмета линия рисунка проводится сильным нажимом карандаша, в освещенных и на выпуклых частях предмета - слабым нажимом. Те детали, которые в натуре находятся на первом плане и бросаются в глаза с первого взгляда, изображаются резче и отчетливее, а те из них, которые едва улавливаются взглядом или находятся на заднем плане, рисуются тонкими, светлыми и прерывистыми линиями. На форме человеческого тела нет ни одной прямой и геометрически правильной плоскости. Поэтому и граница объема - линейный контур должен быть таким же плавным, меняющимся в зависимости от характера формы, ее движения и положения по отношению к источнику света.

Для более быстрого и правильного выявления характера линий, подчеркивающих форму, следует, глядя на натуру, прищурить глаза, чтобы видеть ее более обобщенно. В этом случае лучше выявляется характер контурных линий предмета. На рисунках выше даны примеры учебных набросков, в которых можно видеть интересную, живую и разнообразную линию, передающую и конструктивные особенности формы, и ее фактурные качества, и пространственное расположение.

По мере накопления опыта в быстром линейном рисовании в набросок можно вводить и светотень, стараясь большими теневыми пятнами передать объем.

Кроме набросков с натуры, необходимо делать упражнения в набросках по памяти. Эти наброски рекомендуется выполнять после окончания работы над длительным учебным рисунком. На основе создавшегося от изученной натуры впечатления рисующий восстанавливает по памяти самые общие, характерные черты ее. Это хорошо тренирует зрительную память и развивает способность к острому восприятию главного, типичного, интересного. Наброски по памяти бывших натурных объектов могут считаться первыми упражнениями по композиции.

Не менее полезны наброски по представлению, которые выполняются без натуры на основе наблюдений. Эти упражнения развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать опыт; фантазировать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет большой запас представлений, приобретенных в результате многолетнего рисования с натуры.

Итак, пропорции, движение и характер - вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.

Одновременно с наброском надо заниматься длительным рисунком, так как чрезмерное увлечение наброском в ущерб длительным заданиям, вместо того чтобы воспитать глаз и наблюдательность может приучить к поверхностному легкомысленному отношению к форме.

Материалы и техника набросков

Для набросков можно использовать бумагу разных сортов, различную по размеру, цвету, тону, шероховатости. Для набросков пером хороша гладкая, плотная бумага, на которой не расплываются чернила или тушь. Для одноцветных и цветных набросков акварелью, тушью более подходит бумага, не слишком впитывающая воду, слегка шероховатая. Для выполнения набросков можно использовать карандаши, средние и мягкие по твердости, уголь, сангину, соус, чернила, тушь, акварель, акварельные и пастельные мелки, фломастеры. Можно применять и мягкие цветные карандаши, если только уметь со вкусом подбирать необходимое сочетание цветов . Например, нецелесообразно использовать зеленые и синие карандаши для зарисовок портрета и фигуры человека. Темные и теплые тона для этих целей более привлекательны.

Соусом работают сухим и мокрым способом, если его предварительно развести водой до нужной плотности и палочкой рисовать по влажной бумаге. Наброски в этом случае хорошо передают тональные особенности натуры.

Интересны по своим изобразительным возможностям различные фломастеры. Особенно с такими фетровыми стрежнями, которые позволяют рисовать и тонкими, и широкими линиями, и быстро покрывать большие поверхности бумаги.

Для выполнения набросков часто пользуются одноцветной или цветной акварелью. Заливка акварелью (краской любой насыщенности) иногда сочетается с прорисовкой контура фломастером или пером. Наброски в несколько цветов более трудны, требуют времени, опыта.

Конечно же, они должны оставаться графическим изображением, но не живописным, где более внимательно передаются цветовые отношения между отдельными предметами и фоном.

Работа неразбавленной тушью (или разведенной водой) производится мягкой акварельной или другой кистью. По технике эта работа аналогична работе акварелью (заливка).

Интересны наброски акварельными мелками по бумаге, чуть увлажненной (предпочтительны одноцветные наброски). Выбор материала и техники работы зависит прежде всего от замысла задачи, поставленной рисующим, от характера изображаемого объекта, личных склонностей и вкуса, умения владеть тем или иным материалом.

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.

Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных по­воротах, а затем наброски по памяти и по представлению.

Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел жи­вотных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.

Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.

В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи дви­жений, говорящих об определенных повадках данного животного.

Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей твор­ческой работы в этой области. При всей трудности работы над за­рисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к на­броску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чув­ство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зари­совка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более пол­ного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, бла­годаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных жи­вотных.

Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.


Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911

Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.

Виды краткосрочного рисунка

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее до­ступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных поло­жениях, с разных точек зрения.

Умение делать эскизы поможет Вам научиться рисовать.

Эскиз – предварительный набросок, который служит для того, чтобы зафиксировать замысел художественного произведения. Выполняется он быстро и не предполагается как готовая работа.

Почти у каждого известного художника были альбомы или блокнотики с разными набросками и зарисовками. Если остановиться на их содержании более подробно, становится понятно, что в них изображены люди и предметы, которые окружали художника в его повседневной жизни. Среди них чаще всего встречаются зарисовки: пейзажей, животных, сцен из жизни различных людей или групп людей, архитектурных сооружений или их фрагментов и т.д. Иногда эти наброски мало проработанные и состоят из небольшого количества штрихов, но они важны для художника также как наброски сочинений или стихов для поэта. Необходимость зарисовок очевидна, так как даже имея очень хорошую зрительную память, сложно, а иногда и вовсе не возможно воспроизвести на картине все разнообразие окружающего нас мира. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе.


Набросок П. А. Федотова (карандашом).

Не достаточно просто попробовать сделать набросок, нужно потренироваться, чтобы научиться свободно передавать свои наблюдения на бумаге. Для этого нужно достаточное количество времени посвятить изучению натуры и постоянно упражняться в навыках рисунка и живописи.

Чем же отличается набросок от рисунка? Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. Жизнь – это движение и часто бывает так, что интересный сюжет развивается быстро, его нельзя остановить, а действующих лиц поставить в удобную для вашего рисования позу. И тогда нужно быстро сделать набросок и как только сюжет изменился быстро сделать еще один набросок, а уж детали и более точные формы необходимые в рисунке, можно будет прорисовать потом. Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок. Можно сделать очень точный набросок , уточнить все детали, просто для этого потребуется больше времени и сделать это можно уже по памяти, чуть позже.



Лес - набросок Ф. А Васильева и лев - В. А. Серов. Карандаш.

Эскизы делают с разными целями: для изучения натуры, чтобы прояснить главное в модели, отобразить характерные черты, движение, наметить композицию, определиться с пропорциями. Чтобы научиться рисовать, нужно делать большое количество набросков , чтобы натренировать глаза и набить руку. Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше . Также важно помнить, что набросок не должен быть окончательной целью, за быстрыми и эффектными зарисовками часто скрывается неумение рисовать рисунки, а именно: неумение отобразить цвет, свет и тень, точно отобразить детали, формы. По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры. Например, если это набросок головы – нужно чтобы был очевиден поворот и наклон головы, основные черты и выражение лица, соблюдены правильные пропорции . Стоит также поинтересоваться анатомией, изучить конструкцию отдельных частей человеческого тела, чтобы ваши эскизы не выглядели нелепыми и не правильными.

Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным . Начинающим художникам следует зарисовывать буквально все подряд, чтобы развить глазомер, почувствовать разные положения форм в пространстве. Ставьте модели на разной высоте, на разном расстоянии, обращайте внимание на тона, на светотени. Можно начать учиться рисовать с каких ни будь горшков, потом перейти на натюрморты, затем на интерьеры, после них на улицы и пейзажи. Животных и людей рисовать немного сложнее, желательно делать целые серии набросков: сбоку, в фас, сверху, снизу.

Если посмотреть на наброски знаменитых художников, можно заметить, что хоть они и были выполнены быстро, на них все равно присутствуют основные характерные черты людей, детали и характер их одежды, окружающие их предметы, верно соблюдены все пропорции, хорошо переданы силуэты и общий облик, освещение, направления. Также много внимания уделено выражениям лиц людей. Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. На одних даже можно рассмотреть фактуру тканей, структуру поверхностей, пластику растений, напряженность поз, сложность движений, другие состоят только из основных штрихов.



Руки Морозовой и ступня юродивого. Наброски В. И. Сурикова (карандашом) 1880-ые годы.

Начинающим художникам, решившим учиться делать наброски, стоит почаще носить с собой альбом, блокнот, карандаш и стирательную резинку. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные. Рисуйте их с натуры и по памяти . Такие действия должны войти в привычку. Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа). Материалы для рисования можно выбирать разные , под каждый конкретный случай, для достижения наибольшей жизненности в передаче натуры. Следует помнить, что не следует все делать все время одинаково, привычно, в одной манере, повторяться только из-за того, что что-то у Вас получается лучше, а что-то хуже.



Натурщица, 1890 год. и Предупреждающий. Этюд первоначального замысла картины «Не ждали» 1883 год. Наброски И. Е. Репина (карандашом).

Рисуйте иногда большие эскизы , плакаты, панно. На разные наброски уходит разное количество времени: в среднем от 10-ти минут до 1 – 2 часов.

Удачи Вам в ваших творческих начинаниях!!!

Соберите правильные материалы. Как и в любой форме искусства, трудно делать набросок, имея материалы плохого качества (или неподходящие материалы). Все необходимо можно найти без труда в местных магазинах художественных товаров и товаров для рукоделия. Потратьте немного денег и соберите все необходимое, включая:

  • Карандаши H. Это самые твердые карандаши, которые используются для набрасывания тонких прямых, не растушевываемых линий. Они в основном используются в архитектурных и деловых набросках. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6H, 4H и 2H (6 – самый твердый, 2 – самый мягкий из них).
  • Карандаши B. Это самые мягкие карандаши, которые используются для создания смазываемых и растушевываемых линий и для наложения теней. Их предпочитает использовать большинство художников. Соберите ассортимент, включающий карандаши 6B, 4B и 2B (6 – самый мягкий, 2 – самый твердый из них).
  • Бумага для рисования карандашом. Выполнение наброска карандашом на обычной бумаге для принтеров возможно, но такая бумага очень тонкая и не очень хорошо держит на себе карандаш. Используйте специальную бумагу для рисования, которая обладает текстурой и лучше всего подходит для набросков, а также хорошо смотрится в готовом виде.

Выберите объект рисования. Для начинающих легче всего рисовать с натуры или с изображения, чем прибегать к воображению, чтобы создать свой рисунок. Найдите изображение того, что вам нравится, либо поищите предмет или человека, которого вы будете рисовать. Потратьте несколько минут на изучение объекта, прежде чем приступать к выполнению наброска. Обратите внимание на следующие вещи:

  • Найдите источник света. Определение основного источника света позволит вам понять, где набросок должен быть самым светлым, а где – самым темным.
  • Обратите внимание на движение. Будь то движения живой модели или движения на изображении, определение направления движения позволит вам определить направление движения и форму ваших штрихов в наброске.
  • Обратите внимание на основные формы. Все предметы строятся из комбинации основных форм (квадратов, кругов, треугольников и т.п.). Посмотрите, какие формы лежат в основе вашего объекта, и в первую очередь набросайте именно их.
  • Не давите слишком сильно на карандаш. Набросок является лишь заготовкой рисунка. Поэтому вы должны выполнять его легкой рукой и большим количеством коротких быстрых штрихов. Это позволит более легко протестировать различные способы рисования конкретного объекта, а также даст вам возможность без труда стирать ошибки.

  • Попробуйте рисовать жестами. Рисование жестами является формой выполнения наброска, когда вы используете длинные движения и соединенные линии при рисовании объекта, даже несмотря на бумагу. Хотя это кажется сложным, такая техника может помочь в определении основных форм объекта и стать хорошей основой для итогового рисунка. Для рисования жестами просто смотрите на объект и соответствующим образом передвигайте карандаш по бумаге. По возможности избегайте отрывания карандаша от листа и используйте накладывающиеся друг на друга линии. Потом вы вернетесь к своему листу и сотрете лишние линии, чтобы сделать набросок идеальным.

    • Это отличная практика для выполнения наброска наподобие эскиза.