Композитор сальери краткая биография. Божественный дар и традиции. Роковое предвидение и дань искусству


Имя: Антонио Сальери (Antonio Salieri)

Возраст: 74 года

Место рождения: Леньяго

Место смерти: Вена

Деятельность: австрийский композитор, дирижёр и педагог

Семейное положение: был женат

Антонио Сальери - биография

Все мы знаем: Сальери - это тот, кто отравил великого , об этом писал сам Пушкин. Но еще при жизни русского классика современники недоумевали: «Александр Сергеевич, зачем вы оклеветали выдающегося композитора?»

Встать, суд идет! В 1997 году в миланском Дворце юстиции состоялся необычный судебный процесс. Скамья подсудимых была пуста. Рассматривалось дело об обвинении итальянского и австрийского композитора, музыканта и педагога Антонио Сальери в отравлении австрийского композитора и исполнителя-виртуоза Вольфганга Амадея Моцарта.

Прокуратура Италии представила письменные подозрения вдовы Моцарта Констанции («Он сказал, что хочет его отравить!»), показания секретаря Бетховена, медицинские справки и записки врача, в которых отмечены опухшие руки, как будто Моцарт был отравлен ртутью. И все же все эти улики косвенные, основанные на домыслах. После долгого процесса суд вынес вердикт: «Сальери не виновен».

Невысокий седой коренастый человек в черном плаще и широкополой шляпе медленно брел по улочкам Вены. Наконец, он дошел до дверей своего дома и достал ключ. Тут от стены отделилась тень и метнулась к нему, у его уха раздался громкий шепот:

Маэстро, не пугайтесь! Я только хотел узнать, не дадите ли вы мне несколько уроков музыки...

Перед композитором стоял неуклюжий подросток в короткой курточке и потертых штанах. От волнения он мял в руках снятую шляпу. Маэстро вспомнил, что видел этого мальчишку в воскресенье в церкви и обратил внимание на его красивый голос. Бедная одежда и стоптанные башмаки говорили о том, что ученику нечем платить за обучение.

Что ж, заходи, мой мальчик. Я как раз спешу на ужин. Потом ты сыграешь мне что-нибудь, и если это будет недурно, я стану учить тебя бесплатно. Как тебя зовут?

Франц Шуберт, герр.

Антонио Сальери - педагог и меценат, ученики

Антонио Сальери был не только выдающимся педагогом, но и великим благотворителем. В числе его учеников Франц Шуберт, Ференц Лист, Игнац Мошелес и другие одаренные музыканты. Многих он обучал бесплатно по причине их бедности. Кроме того, Сальери заботился о вдовах и детях композиторов, которые влачили жалкое существование, создал пенсионный фонд.

Ради этого он устраивал благотворительные концерты, к которым привлекал известнейших музыкантов Европы (к слову, Моцарт этими концертами пренебрегал). Фонду вдов и сирот венских музыкантов Сальери завещал часть своего состояния.

Это сейчас статский советник Антонио Сальери был осыпан почестями: член Шведской Академии наук, почетный член Миланской консерватории. Наполеон сделал его иностранным членом Французской Академии, а позже Бурбоны наградили орденом Почетного легиона. Однако он прекрасно помнил свое детство, отмеченное голодом и скитаниями.

Детство, семья композитора

Антонио действительно пришлось много пережить. Его отец был венецианским торговцем колбасами, но разорился. Мальчику исполнилось всего 13, когда он потерял мать, а потом и отца. Сироту приютил друг семьи сеньор Мочениго, а затем придворный композитор Иосифа II Флориан Гассман, который и увез Сальери в Австрию.

С детства занимавшийся музыкой и пением в церковном хоре, Сальери не отличался особой гениальностью. При этом все учителя отмечали его безупречный слух, редкое трудолюбие и волшебный голос.

Музыкальная биография, карьера

Гассман относился к Сальери как к сыну. Он дал ему не только музыкальное, но и всестороннее общее образование. Впоследствии Антонио Сальери справедливо считался самым образованным музыкантом Европы. Современники характеризовали его в своих воспоминаниях как любезного, доброжелательного человека и интересного собеседника.

Сальери быстро стал любимцем австрийского императора, его придворная карьера пошла вверх. В 20 лет Антонио сочинил свою первую оперу, а через четыре года занял один из главных музыкальных постов в Европе - должность придворного композитора камерной музыки и капельмейстера итальянской оперной труппы.

Близость к императору, полная творческая самореализация, успех у публики, слава и деньги - все пришло к Сальери сразу. Было ли что-то, чему он мог завидовать? Вряд ли...

Антонио Сальери - биография личной жизни

Хрупкая, очень красивая женщина задернула портьеры и зажгла свечи, чтобы ее супругу, лежащему на кровати, было комфортнее читать. Доктор велел Сальери соблюдать постельный режим, и тот воспользовался этим временем отдыха, чтобы между концертами побыть с семьей. Его любимая Терезия вышивала, сидя на стуле рядом с его постелью.

Две старшие дочери вязали в соседней комнате, а младшие возились на полу с куклами. Сын делал уроки за его письменным столом. Чуть позже Алоиз сел за фортепиано и играл вальс, а сестры радостно кружились...

В браке Сальери тоже был счастлив. Когда ему исполнилось 25 лет, он женился на 19-летней дочери венского отставного чиновника Терезии фон Хельферсторфер, которую и в поздние годы называл любовью своей жизни. У супругов родились восемь детей - семь дочерей и один сын.

К несчастью, три дочери умерли в детстве: уровень австрийской медицины в XVIII веке оставлял желать лучшего. Еще большим потрясением для музыканта стала смерть 23-летнего сына в 1805 году, а два года спустя он потерял и любимую супругу.

Сальери было 55 лет. Он знаменит, богат и одинок. Здоровье начинало подводить, придворная карьера близилась к раннему закату. Но судьба отмерила ему еще почти 20 лет - увы, не столь счастливых. И последним ударом, сломившим блистательного композитора и педагога, стал слух о его причастности к смерти Моцарта.

Безусловно, Сальери и Моцарт знали друг друга. Они не дружили, но и не враждовали. Более того, Сальери старался поддержать талантливого композитора, многими (но далеко не всеми!) произведениями которого восхищался. Он исполнял некоторые симфонии Моцарта, помог ему включить в репертуар оперу «Свадьба Фигаро».


Но вспыльчивый и нервный Вольфганг все равно писал письма отцу, жалуясь на придворный «итальянский» заговор против него во главе с Сальери. Это и послужило поводом для сплетен, будто бы Сальери ненавидел Моцарта, завидуя его дару. Однако отравить его он не мог - хотя бы потому, что смерть последнего имела совсем иную причину.

18 ноября 1791 года Моцарт дирижировал своей Маленькой Масонской Кантатой, а через пару дней вдруг почувствовал себя плохо и слег. Его мучения были ужасны: воспалились суставы рук и ног, он не мог ими даже пошевелить. По свидетельствам очевидцев, Вольфганг с детства страдал острой сердечной недостаточностью и неизлечимой в то время ревматической болезнью. Он и умер от приступа ревматической лихорадки.

Через несколько лет, с расцветом идей романтизма, родился миф о Моцарте - чудо-ребенке, покорившем Европу, гениальном музыканте, вознесенном буржуазией до небес. Но идеальный герой не может банально испустить дух в собственной постели от лихорадки - куда романтичнее, если он станет жертвой завистника-отравителя.


И на эту роль кто-то (их имена истории неизвестны) выбрал беспомощного полупарализованного старика Антонио Сальери. Спустя годы с легкой руки Пушкина, написавшего «Маленькие трагедии», Римского-Корсакова, положившего ее на музыку, и Шеффера, по пьесе которого Форман снял фильм, в эту клевету поверят многие.

Слухи, распущенные через 30 лет после смерти Моцарта, дошли до Сальери. Несправедливое обвинение пошатнуло его и без того слабое здоровье. С композитором случился припадок, после чего его поместили в госпиталь для сумасшедших. Тяжелое физическое состояние усугубилось душевным расстройством. Страдания Антонио Сальери прекратились полтора года спустя вечером 7 мая 1825 года.

Сальери… какие ассоциации вызывает у большинства из нас это имя? Ну конечно же – Моцарт! А.Сальери – это тот самый «мелкий завистник», который отравил В.А.Моцарта, так рано отняв у человечества одного из величайших гениев всех времён и народов. Да, на эту легенду поработали многие – включая наших великих соотечественников - А.С. Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова, неудивительно, что она прижилась.

А кто такой был Антонио Сальери на самом деле?

Прежде всего, это композитор – уроженец Италии, но с 16-летнего возраста жил и творил в Вене, так что его скорее можно считать австрийским композитором, чем итальянским. Автор 41 оперы – да, их почему-то не жалует отечественный оперный театр, но вот на Западе по сей день пользуются популярностью «Данаиды», «Тарар», «Семирамида», а в Ла Скала до сих пор не сходит со сцены «Признанная Европа», написанная А.Сальери специально к открытию этого театра… Впрочем, оперы – это далеко не всё: камерная музыка, оркестровая… есть у Сальери и духовные сочинения – в том числе «Реквием», впервые исполненный на похоронах композитора - не правда ли, в чём-то перекликается с историей «Реквиема» Моцарта? Правда, «Реквием» Сальери написан задолго до смерти автора - но композитор уже тогда задумывался о смерти (возможно, сейчас это назвали бы депрессией).

А.Сальери был не только композитором, но и педагогом. Насколько хорош он был на этом поприще, можно судить по результатам его педагогической деятельности: среди его учеников – Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, К.Черни, Дж.Мейербер… кстати, сын В.А.Моцарта – Ксавьер Вольфганг Моцарт – тоже учился у А.Сальери (и наверное, нет вины педагога в том, что он не стал таким же знаменитым, как его отец – нелегко равняться с гениальным отцом). А.Сальери любил своих учеников – и ученики отвечали ему тем же: Л.Бетховен посвятил ему три первые сонаты для скрипки и фортепиано, а Ф.Шуберт – юбилейную кантату.

Современники описывают Сальери как человека приятного в общении, остроумного, доброго, всегда готового прийти на помощь (так, после смерти К.В.Глюка именно Сальери позаботился о его детях)

Занимался А.Сальери и благотворительностью: организовывал специальные концерты, доходы от которых шли на материальную помощь жёнам и детям умерших музыкантов (тоже не вяжется с образом хладнокровного убийцы – не так ли?)

Были ли у Сальери причины завидовать Моцарту? Представьте себе – нет. Многие из его опер пользовались большим успехом, их ставили во Флоренции и в Праге, в Дрездене, Копенгагене и Петербурге (правда, современная публика оценивает их уже не так высоко – но ведь тогда это невозможно было предвидеть). К.В.Глюк – великий реформатор оперы – считал его лучшим из своих последователей (без сомнения, словам этого музыканта можно доверять). Он был придворным капельмейстером – в то время предел мечтаний для музыканта в Вене, а А.Сальери занимал этот высокий пост при трёх императорах – словом, можно с уверенностью сказать, что это был весьма успешный музыкант, даже более успешный, чем В.А.Моцарт (а какова будет «посмертная судьба» обоих – как можно было это знать и тем более – как это могло стать причиной зависти?). Ненависти к В.А.Моцарту Сальери не проявлял никогда, скорее наоборот – восторженно отзывался о его произведениях (в частности, о «Волшебной флейте»), а заняв пост капельмейстера придворной оперы, первым делом вернул на сцену «Свадьбу Фигаро».

А что же В.А.Моцарт? Да, он несколько раз довольно резко высказался о Сальери – но он вообще был склонен «рубить с плеча», когда дело касалось собратьев по перу. Но определённо – восторженные отзывы о его произведениях много значили для Моцарта… Словом, никакой особой вражды между двумя композиторам не было – они даже написали в соавторстве кантату «На выздоровление Офелии» по случаю возвращения на сцену популярной в то время певицы А.Сторас (первой исполнительницы партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро»).

«Но откуда же взялась легенда о Сальери-убийце? – спросите вы. – Ведь дыма без огня, как известно, не бывает». Да, «огонь» был. И повод к возникновению такой легенды дал… сам В.А.Моцарт – точнее, его слова «Сальери меня отравляет». Разумеется, он и не думал обвинять Сальери в каких-то криминальных намерениях и тем более – действиях, это было сказано в значении «отравляет мне жизнь» и по совершенно конкретному поводу: Сальери (как мы уже говорили) занимал почётную и высокооплачиваемую должность придворного капельмейстера – которую В.А.Моцарту хотелось бы занять самому. Не будем судить его строго – у него ведь была семья, которую надо было содержать...

Вот так и родилась легенда, оказавшаяся настолько живучей, что пришлось вмешаться правосудию: в мае 1997 года во Дворце Юстиции в Милане состоялся судебный процесс, призванный расставить все точки над i. Суд вынес оправдательный приговор – и теперь уже с полным правом можно говорить: А.Сальери невиновен.

Сальери Антонио (1750-1825), итальянский композитор, дирижёр и педагог.

Родился 18 августа 1750 г. в Леньяно. В 1772 г. опера «Венецианская ярмарка» принесла Сальери огромный успех. В 1774 г. композитор занял должность руководителя оперного театра и придворной капеллы в Вене.

В 1778 г. была поставлена ещё одна опера Сальери -«Школа ревнивых», которая также имела успех. В том же году Сальери стал учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

18 августа 1750 года в Итальянской коммуне Леньяго родился знаменитый композитор, дирижер и педагог Антонио Сальери.

Мир знает его как посредственного композитора, который из зависти отравил гения. У юристов и психиатров даже есть термин «синдром Сальери» - преступление, совершенное на почве профессиональной зависти. Первоначально, даже трагедия Александра Пушкина называлась «Зависть». Но ни о какой зависти со стороны Сальери не могло быть и речи. Во-первых, Моцарт был учеником Сальери и последний при жизни пользовался намного большей популярностью.

А все произошло из-за того, что незадолго до смерти он заболел психическим расстройством. В один из приступов он и заявил, что отравил Моцарта. Когда, придя в сознание, Сальери узнал о своем «признании», то страшно испугался и стал отказываться от сказанного. До самой смерти в редкие минуты просветления Сальери повторял:

«Во всем могу сознаться, но я не убивал Моцарта».

Сальери практически всю свою жизнь был центром музыкальной жизни Европы. В то время Моцарт мог только мечтать о такой славе. К сожалению, в нашей стране «благодаря» Пушкину произведения Сальери вообще мало кто слышал. Между тем Антонио считался не только замечательным композитором, но и великолепным педагогом.

Кроме самого Моцарта, среди его учеников были Шуберт, Бетховен, Лист, Черни, Гуммель и многие другие великие композиторы и музыканты. Причем обучение было бесплатным, его называли «отцом композиторов».

Сальери написал более 40 опер. Крупнейшие итальянские театры заказывали оперы своему европейски известному соотечественнику. Среди них – венецианский театр “Сан-Мойзе”, римский театр “Балле”. Три театра начали свою деятельность постановкой опер Сальери: знаменитый миланский театр “Ла Скала” (“Узнанная Европа”), миланский театр “Каноббиана” (“Венецианская ярмарка” и “Талисман” – последняя опера в соавторстве с другим композитором) и театр “Нуово” в Триесте (“Ганнибал в Капуе”). Для Мюнхена Сальери написал оперу “Семирамида”. “Школа ревнивых” после венецианской премьеры ставилась в Болонье, Флоренции, Турине, Франкфурте-на-Майне, Вене, Праге, Лондоне, Кракове, Мадриде, Париже, Лиссабоне в оригинале, а кроме того, во многих городах Европы в переводе на польский, немецкий, испанский и русский языки.

В день 263-летия со дня рождения Антонио Сальери «Вечерка» вспоминает лучшие произведения музыканта.

1. Опера «Данаиды»

С нее начался карьерный взлет Сальери. Премьера состоялась 26 апреля 1784 в Королевской академии музыки в Париже. Либретто для нее было написано поэтом Кальцабиджи по заказу Глюка и затем переведено на французский язык Франсуа Дю Рулле и Теодором Чуди. Глюк не стал сразу приступать к музыкальному воплощению “Данаид”. В конце 1782 года он обратился в Парижскую оперу с предложением написать оперу на это либретто и стать ее постановщиком.

Неожиданная болезнь разрушила этот план, и тогда Глюк решил передать его осуществление Сальери. “Данаиды” принесли ему явный успех у театральной публики. Вопреки враждебно настроенной критике ХХ века, нет никакого сомнения в том, что эта опера – удачный образец лирической трагедии. Используя драматические средства, предоставляемые Парижской оперой, Сальери не просто следовал примеру, заданному Глюком, он создал индивидуальный язык, особым образом сочетавший арии, хоры и речитативы.

Он не столько отталкивался от итальянской оперы-буффа, чтобы примкнуть к французской традиции с ее большими оркестрами, внушительными хорами и развернутыми балетными сценами, сколько постепенно добавлял французские элементы к итальянской основе.

2. Опера «Тарара»

Премьера оперы «Tarare» прошла в Париже в январе 1787 года с оглушительным успехом. После чего король Йозеф 2 поручил Антонио Сальери в содружестве с Бомарше написать итальянскую версию постановки. После премьеры композитор был признан достойным приемником К. В. Глюка. Опера Сальери “Тарар” (1787) долгое время пользовалась в Европе широкой известностью, соперничая с “Дон Жуаном” Моцарта. Текст оперы «Тарар», был написан Бомарше почти одновременно с «Женитьбой Фигаро» (1784, музыка Сальери). В Тараре – прибегая к традиционным приемам французской оперы: больше хоров и общего усложнения произведения и музыкального языка – Сальери удалось приблизиться ко вкусам французской аудитории.

3. Опера “Аксур, царь Ормуза”

Опера была написана на либретто Да Понте – единственного итальянского либреттиста, оставшегося в Вене. Эта опера, впервые поставленная на сцене Бургтеатра в 1788 году, прославляла бракосочетание будущего императора эрцгерцога Франца и отражала антитурецкие настроения, усиливавшиеся в обществе накануне войны с Оттоманской империей.Помимо политической актуальности успеху оперы способствовало и то, что большая часть либретто и значительное количество музыкальных номеров были взяты из ставшего популярным к тому времени “Тарара”. Друг Сальери Мозель считал “Аксура” “наилучшей из всех серьезных итальянских опер, включая даже “Милосердие Тита” Моцарта”.

В течение 1780-х и 1790-х годов “Аксур” пользовался огромным успехом, и не только в Вене (где лишь в придворных театрах он был поставлен более сотни раз), но также в Париже, Лиссабоне, Москве и даже Рио-де-Жанейро. Молодой Гофман, побывавший на представлении в Кенигсберге, писал, что музыка, “как всегда у Сальери, превосходна: богатство мыслей и совершенство декламации ставят ее в один ряд с произведениями Моцарта”. Сравнивая “Аксура” с “Дон Жуаном”, Да Понте заявлял, что не знает, какая из двух опер совершеннее по музыкальным и литературным достоинствам. В Варшаве либретто “Аксура” было переведено на польский язык, а сама опера выбрана для открытия первого сезона польской гранд-опера. Более того, “Аксур” сделался любимой оперой императора и превратился в почти официальный символ монархии.

После успеха “Аксура” авторитет Сальери в Вене становится непререкаемым. Всего через несколько дней после объявления войны с Турцией император приказал уволить с сохранением жалования Джузеппе Бонно, занимавшего должность дворцового капельмейстера в течение пятнадцати лет. Его место занял Сальери.

4. Опера „Венецианская ярмарка”

Опера, написанная в 1772 году, имела повсеместный успех. В 1773 Моцарт сочинил вариации для клавира на мотив из этой оперы, а Гайдн ввел ту же тему в менуэт дивертисмента.

5. Опера «Признанная Европа»

Опера в двух действиях, обозначенная как опера-сериа и музыкальная драма, поставленная по итальянскому либретто Маттиа Вераци. Опера была специально написана к открытию заново отстроенного после пожара театра «Ла Скала» и впервые исполнена 3 августа 1778 года. После этого опера не ставилась, - как предполагают, из-за исключительно сложного, характерного для opera-seria того времени, вокального письма, рассчитанного на виртуозов-кастратов. 7 декабря 2004 года после растянувшейся почти на три года реконструкции театр вновь был открыт оперой Сальери.

Если вы не музыкант, то скорее всего, первое, что вы слышали об Антонио Сальери - это то, что он отравил Моцарта. Этот миф настолько укоренился в умах, что было написано и снято не одно произведение о зависти Сальери к Моцарту, а в медицине даже появился термин «синдром Сальери». Кем же на самом деле был Антонио Сальери, и действительно ли такой сильной была его неприязнь к Моцарту?

Кто отравил Моцарта? Конечно, Сальери . И, хотя большинство людей уже давно знает, что версия участия Сальери в смерти Моцарта самая маловероятная из всех, этот стереотип прочно засел в нашем воображении.

Термин «синдром Сальери » в медицине означает дискредитацию чужого успеха и патологическую агрессию в адрес объекта зависти. Именно так выглядит отношение Сальери к Моцарту в легенде об отравлении, а также в последовавших после неё произведениях искусства, но в действительности, ситуация была скорее кардинально противоположной, во всяком случае в годы их жизни.

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 в маленьком городке Леньяго, недалеко от Венеции. Семья его была достаточно зажиточной, но никто и не предполагал делать из сына музыкального вундеркинда, хотя и не сопротивлялись его пристрастиям. Первые шаги в музыке ему помог сделать старший брат Франческо. Увы, к 14 годам Антонио остался круглым сиротой. Но музыкальная карьера была ему обеспечена.

Во время учёбы в Венеции на него обращает внимание популярный тогда венский композитор Флориан Леопольд Гассман, который в то время был капельмейстером при дворе императора Иосифа II. С этого времени Вена становится для Антонио Сальери родным городом, хотя немецкий язык он так никогда и не выучил, изъясняясь на смеси французского с итальянским.

Дом, в котором родился Антонио Сальери

«Хрупкого сложения маленький человек с пылающим взором, вспыльчивый, но сразу готовый к примирению, вообще же в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…», — именно так описал Сальери один из его современников. И, невзирая на то, что многие люди представляют себе старика Сальери рядом с молодым и гениальным Моцартом, у них было всего пять лет разницы в возрасте.

Своё первое, полностью опубликованное музыкальное произведение Антонии Сальери написал всего в 21 год, и оно сразу получило признание публики. Следующая комедийная опера «Венецианская ярмарка» также пользовалась успехом. Слава сама плыла в руки молодого композитора. Оперы выходили из-под его пера одна за другой. Через несколько лет, в 1774 году, умирает Гассман. Его на посту капельмейстера сменил Джузеппе Бонно. А 24-летнему Антонио Сальери досталась не менее важная должность — придворный композитор камерной музыки и капельмейстер итальянской оперной труппы.

Но не все радовались успеху Сальери . И среди его критиков оказался Людвиг Моцарт, отец будущего гения Вольфганга Амадея Моцарта. А дело в том, что Моцарт-старший так и не смог реализовать себя достойно на музыкальном попроще, вот и вложил всё, что мог, в сына. И конкурент здесь Людвигу был не нужен. Более того, он вселил нелюбовь к Сальери и своему сыну.


Вольфганг Моцарт и Мария Анна Моцарт играют для императрицы Марии Терезии (работа 1760 - 1770 годов)

В своей статье, посвященной Моцарту и Сальери, австрийский музыковед Леопольд Кантнер написал следующее: «В чем состояли претензии Моцарта к Сальери ? Например, он пишет, что в глазах императора Сальери имел больший вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию — «итальяшки», все валил на этих самых «итальяшек»».

Вольфганг Амадей Моцарт, у которого перед Сальери было форы хоть отбавляй, так как его отец, Людвиг Моцарт, с первого дня его жизни делал из него гения, в свое время был очень недооцененным музыкантом. В отличие от Сальери , который служил при императорском дворе.

К примеру, когда в 1787 году оба композитора представили свои пьесы миру, то опера Сальери пользовалась куда большей популярностью, о чём свидетельствуют некоторые документы. «В Вене опера Вольфганга Амадея «Женитьба Фигаро» была принята холодно. Зато в Праге она вызвала восторг», — писали в одной из сводок. В то время как в другой было написано следующее: «Во время представления оперы Сальери — «Бомарше» общественное возбуждение было невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота. Четыреста солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра».


Кадр из фильма «Маленькие трагедии»

При своей жизни Антонио Сальери пользовался огромной популярностью, примерно такой же, как сейчас Вольфганг Амадей Моцарт. Его оперы били рекорды, для многих недоступные и сейчас. К примеру, одна из его опер в первые 9 месяцев ставилась 33 раза, что считалось неслыханным триумфом. Когда в августе 1778 года было торжественное открытие миланского оперного театра Ла Скала, именно Сальери был приглашен для написания оперы открытия.

Антонио Сальери был, буквально, разбалован славой. Будучи любимчиком многих монархов, он позволял себе даже отвергать лестные предложения от особ королевской крови. Он отказал шведскому королю Густаву III принять место при его дворе.

Моцарту, в те времена, подобный успех и не снился. Его не очень -то стремились принимать при дворе. Несмотря на успех, положение Моцарта было неблестящим. Он вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы и вальсы. Поэтому, причин для зависти у Моцарта было более, чем достаточно. В 1776 г. Сальери сочинил ораторию для Венского музыкального общества и сыграл её с большим успехом. После этого, Моцарт в письме отцу написал: «С какой бы радостью я дал здесь публичный концерт! Здесь каждый музыкант получает благосклонность Императора и значительной части публики! Но я получил отказ. О, как я хочу смерти тех, кто мешает мне сделать это…». Это было в духе юного гения, так как он часто экспрессивно реагировал на события.

Но это не означает, что Моцарт недолюбливал Сальери . Марсель Брион, один из биографов Моцарта, в своем исследовании писал: «Личные отношения двух композиторов вовсе не носили характера ни воинственной враждебности, ни даже злобной зависти». Напротив, спустя некоторые время оба композитора стали друзьями, и Моцарт очень уважал авторитет Сальери .

Антонио Сальери дирижировал несколько произведений Моцарта, а также первым в 1791 годы исполнил его «Симфонию №40», а после своего назначения придворным капельмейстером в 1788 году, в первую очередь, вернул в репертуар оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», которую считал лучшей его оперой.

А Моцарт, в свою очередь, пригласил Сальери на премьеру «Волшебной флейты», после чего, не без радости, написал своей жене: «Он слушал и смотрел со всей внимательностью, и от симфонии до последнего хора не было ни одной пьесы, которая не вызвала бы у него восклицания «bravo» или «bello»».


Кадр из фильма «Амадей»

При этом, слух об отравлении Моцарта был пущен далеко не Пушкиным в «Маленьких трагедиях», а появился практически сразу после смерти Вольфганга Амадея. Так в чём же, всё-таки, кроется корень этой проблемы? По одной из версий, всему виной - «Разговорные тетради» Бетховена. Дело в том, что Сальери не просто был знаменитым композитором, но и, на начальных этапах, преподавал таким будущим музыкальным гениям, как Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и Бетховен. Отношения со всеми учениками у Антонио Сальери были очень тёплыми, поэтому, когда сам он был при смерти, Бетховен его навещал. Так как к тому времени Бетховен уже оглох, то он был вынужден общаться с окружающими при помощи тетради. И вот в одной из таких тетрадей нашли запись: «Сальери снова очень плохо. У него полностью помутился рассудок. Он не прекращает говорить, что виновен в смерти Моцарта, что он дал ему яд» .

А вот санитары больницы, в которой провел свои последние дни Антонио Сальери , категорически отрицали подобного рода признания. Об этом сохранилась официальная бумага, подписанная двумя санитарами и лечащим врачом маэстро. В те годы и спустя многое время долго ходили слухи о том, кто же всё-таки виновен в смерти Моцарта. Единственное, что могло бы развеять сомнения, это медицинская экспертиза останков Моцарта. Но, к несчастью, этот гениальный композитор был похоронен в общей могиле, что оставляет любые надежды на поиски его останков.

Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы

В целях возвращения доброго имени Антонио Сальери , в 1997 году, по инициативе Миланской консерватории, был проведен достаточно своеобразный судебный процесс, во время которого Сальери обвинялся в убийстве Моцарта. В роли свидетелей защиты и обвинения были представлены исследователи творчества обоих композиторов. Суд признал Антонии Сальери невиновным «за отсутствием состава преступления».

История часто играет с нами злые шутки. И порой красивый и увлекательный миф преобладает над реальными фактами. Именно жертвой красивой и захватывающей истории, запечатленной самим Пушкиным, и стал Антонио Сальери — гениальный композитор, который всю свою жизнь посвятил своему музыкальному призванию, а также помощи молодым композиторам в достижении их успеха.