Когда они встретились сами с собой прерафаэлиты. Цветы, холсты, любовь и прерафаэлиты. Значение творчества прерафаэлитов

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))


В ГМИИ им.А.С. Пушкина заканчивается выставка прерафаэлитов. Последний день – 22 сентября, но в четверг и в субботу музей работает до 9-10 вечера. Очередь сегодня была примерно на 40 минут, в будни, наверное, меньше. Есть аудиогид, есть и живые гиды, есть подробные подписи к картинам – информации много. Билет стоит 400 руб. без льгот и 200 руб. льготный. (Одновременно можно посетить выставку Тициана. Она закончится немного позже, 29 сентября. У Тициана – 2 небольших зала).
Кроме картин представлены витражи, гобелены, есть образцы обоев, выполненных по рисункам прерафаэлитов, и даже один расписной буфет. Всего этого, конечно, не слишком много – как обычно: Белый зал и галерея.
Рассматривая картины на выставке, можно ознакомиться со сложной личной жизнью членов этого художественного сообщества.
Я поставлю в центр рассказа Данте Россетти, как самого яркого из прерафаэлитов. Иллюстрацией будут только те картины, что были на выставке в ГМИИ плюс фотографии. К сожалению, не все понравившиеся мне картины удалось найти в Сети. В ГМИИ, как вы знаете, снимать категорически запрещено.

Данте Габриэль Россетти родился в 1828 году. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King’s College. Он женился на Фрэнсис, которая была дочерью итальянского изгнанника Гаэтано Полидори и сестрой Джона Полидори, автора «Вампира» и врача лорда Байрона.(Джон Полидори был престранным человеком. Иногда он впадал в длительное оцепенение, пил опиум, был по-настоящему влюблен в Байрона. Возможно, что свои странности Россетти унаследовал от дяди).

В семье родилось четверо детей - два мальчика и две девочки. Мальчики рисовали и сочиняли стихи. Самым способным был Данте Габриэль, имя которого свидетельствует о настоящем культе великого итальянского поэта, царившего в доме. Россетти учился в академии рисунка в Блумсбэри.
Это его весьма прозаическое фото.

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов.
Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Хант, Миллес и Россетти заявили в журнале «Росток», что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события - далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Некоторые картины они писали на пленэре. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов.
Вначале работы прерафаэлитов встретили хороший прием, потом их критиковали, но на стороне содружества выступал Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии.
Большое значение в творчестве прерафаэлитов сыграли их натурщицы. Все они были женщины из народа. Художники не только писали с них картины, не только делали их своими любовницами, но и женились, занимались их образованием, учили рисовать. Интересно посмотреть, как по-разному это происходило.

На многих картинах прерафаэлитов изображена Элизабет Сиддал.
Элизабет Сиддал родилась 25 июля 1829 года в многодетной семье рабочего из Шеффилда. С раннего детства она помогала матери и сёстрам в пошиве дешевых платьев. С восемнадцати лет работала модисткой в шляпном магазине в лондонском районе Ковент-Гарден. Здесь в 1849 году Элизабет встретил Уолтер Деверелл и через свою мать предложил позировать ему.

Уолтер Деверелл. «Двенадцатая ночь», акт II, сцена 4. В центре в образе мечтательного герцога Орсино художник изобразил себя; сидящему справа шуту Фесту придал черты своего друга Россетти. Переодетая Цезарио Виола - Лиззи Сиддал


Бледная и рыжеволосая Элизабет олицетворяла собой в представлении прерафаэлитов тип женщины кватроченто (Так называют период искусства Возрождения в 14-ом веке). Она стала настоящей музой для членов братства. Самая известная картина, на которой изображена Элизабет, - это «Офелия» Милле (1852). Для художника, стремившегося к достоверному изображению всех деталей, она позировала в ванне. Дело происходило зимой и, чтобы девушка не замерзала, под ванной Милле разместил лампы, которые подогревали воду. По рассказу У. Россетти однажды лампы погасли, Элизабет простудилась и её отец потребовал от Милле, чтобы тот оплатил услуги врача. Элизабет был прописан лауданум (опийная настойка на спирту) - обычное для того времени лекарственное средство. Этот случай, вероятно, подорвал и без того хрупкое здоровье девушки.


Данте Габриэль Россетти познакомился с Элизабет в 1852 году в мастерской Милле. Он потребовал, чтобы она оставила работу. Он собирался учить ее всему, что знал сам, включая рисование, а когда она станет по-настоящему образованной женщиной, он представит ее своей семье и женится на ней. Россетти переехал от родителей в наемные комнаты в старом доме на берегу Темзы в Чатем-Плейс и поселился там вместе с Лиззи. Она стала постоянной моделью Россетти. Страсть вдохновила Россетти на воплощение сюжетов из истории Данте и Беатриче: в картинах «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте», «Явление Данте Рахили и Леи» женские образы - это Элизабет Сиддал.

Благовещение. Эту картину критиковали за то, что Мария выглядит испуганной.

Любовь Данте.

«Видение Данте Рахили и Леи»

Россетти поощрял у Лиз литературное творчество и занятия графикой. Стихи Сиддал успеха не имели, но она стала известна как художница. Она, единственная женщина среди художников, участвовала в выставке прерафаэлитов в Рассел-Плейс в 1857 году. Её работы экспонировались на выставке британского искусства в Америке в 1858 году. Рёскин оказывал ей поддержку и даже выплачивал стипендию.
http://preraphs.tripod.com/people/lsiddal.html

Но в отношениях Элизабет и Данте не всё было гладко: Россетти, несмотря на свою возвышенную любовь к Сиддал, никак не мог порвать связи с другими женщинами, в том числе с Фанни Корнфорт и Энни Миллер (подругой Ханта).

Расскажу немного и о них.

Энни Миллер родилась в 1835 году в Челси, Лондон. Ее отец Генри служил в 14-ом драгунском полку и был ранен на Наполеоновских войнах. Мать была уборщицей. Когда в возрасте 37 лет она умерла, отец не мог сам справиться с двумя маленькими детьми, Энни и ее старшей сестрой Гарриет, и Миллеры были вынуждены перебраться к родственникам. Семья жила очень бедно, Энни работала с десяти лет.
На момент знакомства с Хантом Миллер, которой было около пятнадцати, подавала напитки в баре. Хант собирался жениться на Энни, перед своим путешествием в Палестину в 1854 году он оставил ей указания заняться своим образованием, пока он будет в отъезде. Хант также оставил список художников, включая Милле, для которых она могла позировать.

Вильям Хант. "Нахождение Спасителя во Храме", 1860 (Согласно одному из Евангелий, маленький Иисус однажды пропал, и родители сбились с ног, ища его. Он же оказался в Храме, где беседовал с мудрецами, причем глубина высказываний ребенка потрясла старцев. Родителям он сказал, что пришел в дом своего Отца).


Именно ради этой картины Хант отправился на Ближний Восток. Картина удалась, а невесту он потерял. В его отсутствие Энни вопреки его желанию также позировала для Россетти, а все натурщицы этого художника становились его любовницами.

Хант вернулся из путешествия в 1856 году. Связь Энни с Россетти привела к ссоре между ним и Хантом. Жена Россетти Элизабет Сиддал также ревновала. По слухам, однажды она даже бросила в Темзу его рисунки, изображающие Миллер. Несмотря на то, что Хант сделал ей предложение, у Энни был роман с Томасом Героном Джонсом, седьмым виконтом Ranelagh, что заставило Ханта в 1859 году окончательно разорвать помолвку.
После разрыва помолвки Энни обратилась за помощью к Герону Джонсу, который предложил ей подать на Ханта в суд за нарушение обещания жениться (что было возможно по юридическим нормам того времени), но вскоре она познакомилась с кузеном виконта, капитаном Томасом Томсоном, который влюбился в нее. Томсон предложил пригрозить, что они отдадут в газету письма Ханта к Энни. Друзья Ханта предполагали, что он выкупил письма.
Томас и Энни поженились в 1863 года. У них родились сын и дочь. Впоследствии Хант как-то встретил Энни с детьми и написал, что видел «пышногрудую матрону».
Томас Томсон умер в возрасте 87 лет, в 1916 году. Энни Миллер после его смерти прожила еще девять лет и умерла в 90, в 1925 году.

Фанни Корнфорт родилась в Суссексе в 1835 году, а с Россетти познакомилась в 1858, став его моделью и возлюбленной в отсутствие Элизабет Сиддал. Но главным ее занятием было приготовление пищи и уборка - ее наняли как прислугу.

Снимок 1863 года.

Она происходила из низших социальных слоев, и её отличали необразованность и грубый акцент.

"Леди Лилит".
Россетти преобразил здесь простоватый облик своей кухарки. Вначале он писал Джейн Моррис, но заказчику не понравилось ее лицо, и художник переписал его на лицо Фанни.

Фанни писал не только Россетти.
Акварель "Сидония фон Борк" Берн Джонса (по книге писателя первой половины XIX в. Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья»). Зловещая суть героини картины подчеркивается особым узором платья. Кстати, узор был вначале нанесен краской, а потом выцарапан иголочкой. Вот здесь подробнее про это:
http://blog.i.ua/community/1952/723967/

Когда в 1860 году Сиддал вернулась, Россетти женился на ней, в ответ Корнфорт вышла замуж за механика Тимоти Хьюза, но долго они вместе не прожили.
После смерти Элизабет Сиддал переехала к Россетти в качестве домохозяйки, и их отношения длились почти до самой смерти поэта. В то же время Россетти находился в связи с Джейн Моррис, но Джейн была замужем за Уильямом Моррисом, поэтому роман приходилось держать в секрете.
С течением времени Корнфорт сильно прибавила в весе, за что получила от Россетти прозвище «Дорогой слоник». В свою очередь она называла его «Носорожек», намекая и на его увеличившийся размер талии. Находясь в разлуке Россетти, рисовал и посылал ей слоников.
В 1879 году она рассталась с художником и вышла замуж за Джона Шотта. Они содержали гостиницу. В конце жизни страдала сенильной деменцией и в 1905 году была отдана на поруке сестре мужа. Умерла в 1906 году.

Энни, Фанни и не только...Каково женщине было все это переживать? Здоровье Элизабет ухудшалось. В начале 1860 года она тяжело заболела и тогда Россетти обещал жениться на ней, как только она поправится. Свадьба состоялась 23 мая 1860 года. В мае 1861 года Элизабет родила мёртвую девочку. Сиддал впала в депрессию, начались ссоры с Данте и припадки помешательства. 11 февраля 1862 года она умерла от передозировки лауданума. Неизвестно была ли это случайная ошибка или самоубийство. Россетти глубоко потрясла смерть жены. Всю последующую жизнь он страдал от приступов депрессии, кошмаров и угрызений совести. Облегчение Россетти находил в алкоголе и наркотиках.
Тяжело переживая смерть жены, Россетти оставил дом на Чэтэм-плейс, где жил вместе с Элизабет. Он поселился в Тюдор-хаусе (Челси). Здесь в течение нескольких лет, снова обратившисть к технике масляной живописи, он создавал памятник Элизабет - картину, в которой представил её в образе Беатриче.

На похоронах Россетти в порыве отчаяния положил в гроб Элизабет рукописи своих стихов и поклялся оставить поэзию. Через несколько лет он решил опубликовать юношеские стихи, чтобы их достать, могилу Сиддал на Хайгетском кладбище вскрыли. Свидетели говорили, что, несмотря на прошедшие годы, Лиззи казалась спящей, а не мертвой. Тело просто мумифицировалось, а остальное довершили неверный свет факелов и бурное воображение присутствовавших художников. Данте Габриэль сам достал рукопись – чтобы еще раз прикоснуться к волосам усопшей.
Книга была издана и имела огромный успех – в немалой степени из-за жутковатой истории ее возвращения в мир. Книга стихов вышла в 1870 году. Но многих знакомых и друзей поступок Россетти.
Вот одно из его стихотворений.

Внезапный свет

Да, был я здесь давно.
Когда, зачем - те дни молчат.
В дверях я помню полотно,
Трав аромат,
Вздох ветра, речки светлое пятно.

Я знал тебя давно.
Не помню встреч, разлук, мой друг:
Но ты на ласточку в окно
Взглянула вдруг,
И прошлое - ко мне пришло оно.

Всё было уж давно?
И времени, унёсшись прочь,
Как жизнь, вернуть любовь дано:
Смерть превозмочь,
И день, и ночь пророчить нам одно?

В 1871 году Россетти снова влюбился. Это была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти. Муж, видимо, переживал, но не препятствовал их связи. Джейн говорила, что никогда не любила мужа, а про Росетти она говорила, что он совершенно не похож на других людей.

Фотографии показывают, что Джейн была, действительно, хороша собой.


Джейн Бёрден родилась в Оксфорде. Отец работал конюхом, а мать была неграмотной и, скорее всего, приехала в Оксфорд, чтобы работать прислугой. О детстве Джейн известно очень мало, однако ясно, что оно прошло в бедности и лишениях.
В октябре 1857 года Джейн со своей сестрой Елизаветой пошли на выступление театра «Друри-Лейн», где Джейн заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс, которые входили в группу художников, писавших фрески в Оксфордском союзе по мотивам Артуровского цикла. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн была моделью для королевы Гвиневры у Россетти, потом она позировала Моррису для картины «Прекрасная Изольда», который сделал ей предложение и они поженились. Он рисовал эскизы и писал на обороте: «Я не могу вас нарисовать, но я вас люблю». Его не остановила разница в их социальном положении – он был социалист. Джейн же влюблась в Россетти, но тот уже связал свою жизнь с Сиддал.
Моррис был издатель, писатель, художник и один из идеологов движения прерафаэлитов. Он написал роман "Вести ниоткуда". Моррис считал, что надо возрождать не только средневековую живопись, но и средневековые ремесла. В своем имении он организовал мастерские (под общим названием «Arts & Crafts»,то есть искусство и ремесла), где вручную изготовляли мебель, ткали ковры и шпалеры, делали на гончарном круге посуду. Сам был отличным ткачем. «Arts & Crafts" пережила хозяина и существовала до 1-ой мировой войны.


До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». В 1896 году Джейн похоронила мужа – Уильяма Морриса. Сама Джейн Моррис встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате.

Прозерпина.

Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.
В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он всегда отличался чувствительностью по отношению к любой критике, поэтому испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства, выпив бутылку опийной настойки (видимо, вспомнил о первой жене). Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним. Со стороны это выглядело так, будто одинокий художник делит коттедж с семейной парой – они снимали его пополам. В 1874 году Моррис отказался выплачивать свою часть за аренду коттеджа. Это означало, что, следуя общественным традициям, Джейн не могла более оставаться там вместе с Россетти, если не хотела окончательно погубить собственную репутацию. Россетти с 1875 по 1876 год арендовал коттедж на побережье Сассекса, и Джейн вновь приехала к нему и оставалась с ним на протяжении четырех месяцев. В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками. Остаток жизни Россетти провел затворником. Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти.
С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года.

Еще одной натурщицей Россетти стала Алекса Уайлдинг.
Monna Vanna (Тщеславная женщина) or Belcolore (1866)

Принадлежавшая к рабочему классу семья Алексы Уайлдинг происходила из Шрусбери, Шропшир. Сама Алекса родилась в Суррее приблизительно в 1845 году и была дочерью изготовителя пианино. Согласно переписи 1861 года, когда Уайлдинг было около шестнадцати, она жила на Уорик-лейн, 23 со своей 59-летней бабушкой и двумя дядями. Она работала, но по стандартам того времени условия её жизни не были особенно плохи, она умела читать и писать. К моменту знакомства с Россетти она была портнихой и мечтала о карьере актрисы.
Россетти впервые увидел Уайлдинг однажды вечером на лондонской улице Стрэнд в 1865 году и был впечатлен её красотой. Она согласилась позировать ему на следующий день, но не пришла в назначенное время. Возможно, её пугала сомнительная репутация натурщиц того времени. Прошли недели, и Россетти уже отбросил пришедшую ему в голову идею картины, на которой для него было очень важно видеть именно эту модель, когда он снова увидел на улице Алексу. Он выпрыгнул из кэба, в котором ехал, и убедил её отправиться прямо в его студию. Он заплатил Уайлдинг за неделю, чтобы она позировала только ему, так как боялся, что другие художники тоже могут нанять её. У них были длительные взаимоотношения; существует информация, что после смерти Россетти в 1882 году Уайлдинг, хотя её финансовое положение было не вполне благополучным, регулярно ездила возложить венок на его могилу в Берчингтоне.
Сама Уайлдинг никогда не была замужем, но проживала с двумя маленькими детьми. Возможно, они были незаконнорожденными, но предполагается, что это могли быть дети дяди Алексы Согласно записям 1861 года она была владелицей недвижимости и рантье - значительное достижение для девушки из рабочего класса.
Согласно свидетельству о смерти, Алекса Уайлдинг умерла 25 апреля 1884 года в возрасте 37 лет. Причиной смерти был назван перитонит и окончательное истощение; шестнадцатью месяцами раньше у неё диагностировали опухоль селезенки. Это может быть тот самый недуг, из-за которого Россетти считал, что она больна, и время от времени она не могла позировать.

Говоря о прерафаэлитах, конечно, нельзя обойтись без Джона Эверетта Милле (1829-1896)– одного из 3-х основателей содружества.

Джон Эверетт Милле. Ариэль завлекает Фердинанда (На сюжет из «Бури» Шекспира).

Христос в родительском доме. Мальчик показывает родителям стигматы на ладонях - там, где будут гвозди от распятия.

Милле был вундеркиндом, и в 11 лет поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. Уже его ученические работы выставлялись на академических выставках и получали первые места. В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов. При этом он продолжает выставляться на академических выставках. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.
Летом 1853 Рёскин и его жена Эффи пригласили Милле отправиться вместе на лето в Гленфинлас.

Приказ об освобождении. Для женской фигуры (жены освобожденного шотландца) позировала Эффи (1746, 1853)

Эффи родилась в Перте, Шотландия, и жила в Боуэрсвелле, доме, где дед Рёскина покончил с собой. Её семья знала отца Рёскина, который поощрял связь между ними. В 1841 году году, Рёскин написал фантастический роман «Король Золотой Реки» для двенадцатилетней Эффи. После своей свадьбы в 1846 году, они совершили путешествие в Венецию, где Рёскин собирал материал для своей книги «Камни Венеции». Однако, вследствие разницы в темпераментах супругов общительная и кокетливая Эффи вскоре начала чувствовать себя подавленной категоричной личностью Рёскина. Через пять лет после бракосочетния она всё ещё была девственницей, так как Рёскин постоянно откладывал консуммацию брака. Причины этого неясны, но они включают отвращение к некоторым частям её тела. Эффи позже писала отцу: «Он ссылается на различные причины, ненависть к детям, религиозные мотивы, желание сохранить мою красоту, и, в конце концов, в этом году он сказал мне настоящую причину… что женщина, которую он представлял, значительно отличалась от того, что он видит во мне, и причиной, по которой он не сделал меня своей женой, было его отвращение к моей особе с первого вечера 10 апреля». Рёскин подтвердил это в заявлении своему юристу во время бракоразводного процесса. «Может показаться странным, что я воздержался от женщины, которую большинство людей находят столь привлекательной. Но, хотя лицо её красиво, её личность не сформировалась для возбуждения страсти. Напротив, в её особе были определённые детали, которые полностью препятствовали этому.» Причина такого отвращения к «деталям в её особе» неизвестна. Были выдвинуты различные предположения, включая неприязнь к лобковым волосам Эффи или её менструальной крови.
Милле и Эффи полюбили друг друга и, после ее скандального развода с Рёскином (В 1854 году их брак был признан недействительным.), поженились. За время их супружества Эффи родила Милле восьмерых детей, одним из которых был известный садовод и художник, изображавший птиц, Джон Гилль Милле. Когда позднее Рёскин пожелал помолвиться с юной девушкой Розой Ла Туш, её обеспокоенные родители обратились с письмом к Эффи, которая в своём ответе охарактеризовала Рёскина как деспотичного супруга. Не сомневаясь в искренности Эффи, стоит отметить, что её вмешательство способствовало разрыву помолвки, вероятно, послужившего, в свою очередь, поводом к умственному расстройству Рёскина.
Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их.
Милле полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма, но зато обрел огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год. Он сделался портретистом и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

Хотелось бы показать еще несколько картин других авторов.

Форд Мэдокс Браун. "Возьмите вашего сына, сэр". (1851-1857). На неоконченной картине изображены жена и сын художника Артур.

Браун не раз переписывал картину. Его первая жена умерла в 27 лет, оставив 3-х-летнюю дочь. Через 2 года он сошелся с Эммой Матильдой Хилл, дочерью херфордширского фермера, бывшей его моделью. 1850 она года родила ему вторую дочь (обе дочери Люси и Кэтрин впоследствии стали художницами). В 1853 году Эмма и Браун обвенчались. Свидетелями стали Данте Габриэль Россетти и Томас Седдон. Два года спустя Эмма родила художнику сына Оливера. В сентябре 1856 года у супругов родился сын Артур, проживший всего год. После смерти младшего сына Эмма пристрастилась к спиртному, что впоследствии, особенно после ухода из жизни и старшего сына Оливера, приняло катастрофические формы.
Оливер подавал большие надежды как художник и поэт, но в 1874 года юноша умер от заражения крови. Россетти написал на его смерть сонет «Безвременная потеря».

На выставке представлены и пейзажи. Вот два из них.
Сэндис. Осень

Томас Седдон. Вид на Иерусалим и долину Иосафата.

Прерафаэлиты это английские художники Уильям Холман Хант (1827-1910), Джон Эврет Милле (1829-96), поэт и художник Данте Габриэль Россетти (1828-82), объединившиеся в 1848 в Прерафаэлитское братство.

В него вошли также искусствоведы - брат Данте Габриэля - Уильям Майкл Россетти (1829-1919) и Фредерик Джордж Стивене (1828-1907), поэт и скульптор Томас Увулнер (1825-92), художник Джеймс Коллинсон (18257-81).

Эстетические принципы прерафаэлиты


Инициалы «ПБ» (Прерафаэлитское братство) впервые появились на картине Ханта на выставке Королевской Академии искусств в 1849.

Эстетические принципы прерафаэлиты - романтический протест против холодного академизма, господствовавшего в английской живописи того времени.

Их идеал искусства - творчество мастеров средних веков и раннего Возрождения (т.е. «дорафаэлевского» периода) - Джотто, Фра-Анжелико, С.Боттичелли, привлекавшее их как образец наивного, непосредственного отношения человека к природе.

Прерафаэлиты призывали изображать природу в ее разнообразии, используя весь спектр красок, в отличие от бледно-зеленых и коричневых тонов академических художников, никогда не покидавших студии. Религиозный дух дорафаэлевской живописи прерафаэлит противопоставляли индивидуализму, безбожию художников высокого Возрождения и современному материализму. В этой связи на них оказало воздействие «Оксфордское движение». Утверждаемое прерафаэлитами нравственное начало находило выражение в религиозных темах, в символико-мистической иконографии.

Вдохновлявшие прерафаэлиты авторы


Любимые, вдохновлявшие прерафаэлиты авторы - Данте, Т.Мэлори, У.Шекспир, поэты-романтики У.Блейк, Дж.Китс, П.Б.Шелли, воспринимаемые как эстеты и мистики, А.Теннисон с его средневековыми сюжетами и темой борьбы духовного и чувственного начал и особенно Р.Браунинг с его интересом к Италии, возвеличиванием дорафаэлевского искусства, с острыми психологическими сюжетами.

Прерафаэлиты восприняли в 1848-49 как опасных, наглых революционеров и подвергли резкой критике. В их защиту выступил теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900), ставший другом Д.Г.Россетти. В открытых письмах, опубликованных в 1851 и 1854 в газете «Тайме», он защищал их от упреков в искусственном воскрешении примитивной средневековой живописи, пристрастии к абстрактной символике и безразличии ко всему, выходящему за рамки «прекрасного».

С Рёскиным прерафаэлиты объединило осуждение прозы и прагматики буржуазных отношений, идеализация ремесленного уклада средних веков. Позднее он осудил их «эстетство» и отошел от них. В январе-апреле 1850 прерафаэлиты издавали журнал (четыре номера) «The Germ» с подзаголовком «Размышления о природе поэзии, литературы и искусства»; последние два номера переименованы: «Искусство и поэзия как размышления о Природе»; его редактором был У.М.Россетти, являвшийся также секретарем прерафаэлит. К прерафаэлитам примыкали (но не были членами братства) художники Форд Мэдокс Браун (1821-93), Эдвард Коули Берн-Джонс (1833-98), Артур Хьюз (1830-1915), писатель, художник, идеолог английского социализма Уильям Моррис (1834-96), сестра Д.Г. и У.М.Россетти - поэтесса Кристина Россетти (1830-94), печатавшая свои стихи в их журнале.

Центральная фигура прерафаэлит


Центральная фигура прерафаэлит - Д.Г.Россетти. В его поэзии, сфокусированной на поединке духовного и чувственного как извечно противостоящих друг другу начал в человеке, наиболее ярко воплотилось характерное для прерафаэлит колебание между мистицизмом и прославлением чувственности, попытка примирить мистику и эротику на основе обожествления плоти. У Д.Г.Россетти чувственное зачастую побеждает спиритуалистическое. Он любил обращаться к Данте, его любви к Беатриче. Увлечение Данте очевидно в изданной им книге переводов «Ранние итальянские поэты» (1861). Религиозно-мистическое начало католицизма нередко заслонялось в восприятии прерафаэлит чисто живописным.

Пышность католического церковного ритуала, причудливые формы готической архитектуры увлекали их порой вне зависимости от воплощенных в ней идей. Наиболее последовательны в выражении религиозно-католических воззрений-Хант в живописи и К.Россетти в поэзии. В 1853 Прерафаэлитское братство распадается. Милле уехал в Шотландию, а вернувшись, стал коммерческим художником, писавшим заказные портреты и сентиментальные картины. Хант в 1854 уехал в Палестину в поисках более реального фона для своих религиозных картин и на протяжении всей жизни оставался наиболее последовательным. Увулнер уехал в Австралию, Коллинсон в 1852 принял католицизм и примкнул к религиозной общине.

Прерафаэлиты были связаны личной дружбой и эстетической близостью с А.Суинберном, У.Пейтером, О.Бёрдсли, О.Уайлдом и оказали существенное влияние на «эстетизм» как направление в литературе и живописи 1880-х.

Слово прерафаэлиты произошло от английского Pre-Raphaelite brotherhood.

Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.

Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

Братство прерафаэлитов


Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»: Дж. Э. Милле, Холмана Ханта (1827—1910), Данте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла Россетти, Томаса Вулнера и живописцев Стивенса и Джеймса Коллинсона.

Д. Г. Россетти - Юность Девы Марии, 1848—1849

История Братства начинается в 1848 году, когда на выставке Королевской Академии художеств познакомились студенты Академии — Холман Хант и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими. Хант помогает Россетти закончить картину «Юность Девы Марии» (англ. Girlhood of Mary Virgin, 1848-49), которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Джоном Эвереттом Милле, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11-и лет. Они не просто стали друзьями, но обнаружили, что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма).

Огастас Эгга - Прошлое и настоящее, 1837


Так зарождается идея создания секретного общества, названного Братством прерафаэлитов — общества, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям. В группу с самого начала были приглашены также Джеймс Коллинсон (студент Академии и жених Кристины Россетти), скульптор и поэт Томас Вулнер, молодой девятнадцатилетний художник и впоследствии критик Фредерик Стивенс и младший брат Россетти Уильям Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, но особенного призвания к искусству не проявлял и, в конце концов, стал известным художественным критиком и писателем. Мэдокс Браун был близок немецким назареям, поэтому он, разделяя идеи Братства, отказался присоединиться к группе.

На картине Россетти «Юность Девы Марии» впервые появляются три условные буквы P. R. B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), этими же инициалами были отмечены «Изабелла» Милле и «Риенци» (англ. Rienzi) Ханта. Члены Братства также создали свой собственный журнал, под названием «Росток», хотя он просуществовал лишь с января по апрель 1850 года. Его редактором стал Уильям Майкл Россетти (брат Данте Габриэля Россетти).

Прерафаэлиты и академизм


До появления Братства прерафаэлитов развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской Академии художеств. Как любое другое официальное учреждение, она весьма ревниво и осторожно относилась к нововведениям, сохраняя традиции академизма. Хант, Милле и Россетти заявили в журнале «Росток», что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события — далёкими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений.

Д. Г. Россетти - Священный Грааль, 1860


Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину, а глядя на полотно «Изабелла», современники узнавали друзей и знакомых Милле по Братству. Он же, во время создания картины «Офелия», заставлял Элизабет Сиддал по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Была зима, поэтому Сиддал серьезно простудилась и позднее выслала Милле счет от докторов на 50 фунтов.

Д. Э. Милле - Офелия, 1852


Более того, прерафаэлиты изменили отношения художника и модели — они стали равноправными партнерами. Если герои картин Рейнольдса почти всегда одеты соответственно их социальному статусу, то Россетти мог рисовать королеву с продавщицы, богиню с дочери конюха. Проститутка Фанни Корнфорт позировала ему для картины «Леди Лилит».


Д. Г. Россетти - Леди Лилит, 1868

Членов Братства с самого начала раздражало влияние на современное искусство таких художников, как сэр Джошуа Рейнольдс, Дэвид Уилки и Бенджамин Хейдон. Сэра Джошуа (президента Академии художеств) они даже прозвали «сэр Слошуа» (от англ. slosh — «шлёпать по грязи») за неряшливую технику живописи и стиль, как они считали, полностью заимствованный из академического маньеризма. Положение усугублялось тем, что в то время художники часто использовали битум, а он делает изображение мутноватым и тёмным. В противоположность, прерафаэлиты хотели вернуться к высокой детализации и глубоким цветам живописцев эпохи Кватроченто. Они отказались от «кабинетной» живописи и начали рисовать на природе, а также внесли изменения в традиционную технику живописи. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Борьба с критикой

Поначалу работы прерафаэлитов принимали довольно тепло, однако вскоре обрушилась суровая критика и насмешки. Излишне натуралистичная картина Милле «Христос в родительском доме», выставленная в 1850 году, вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра.

Д. Э. Милле - Христос в родительском доме, 1850 г.


Нападки общественного мнения вызвала также картина Россетти «Благовещение», выполненная с отступлениями от христианского канона. На выставке в Королевской академии в 1850 году Россетти, Хант и Милле так и не смогли продать ни одной картины. В обзоре, опубликованном в еженедельнике «Атенеум», критик Фрэнк Стоун писал:

«Игнорируя все великое, что было создано старыми мастерами, эта школа, к которой принадлежит Россетти, плетется неуверенными шагами к своим ранним предшественникам. Это — археология, лишенная всякой пользы и превратившаяся в доктринерство. Люди, принадлежащие этой школе, заявляют, что они следуют правде и простоте природы. На самом деле они рабски имитируют художественную неумелость».

Принципы Братства подверглись критике со стороны многих уважаемых живописцев: президента Академии художеств, Чарльза Истлейка, группы художников «Клика», которую возглавлял Ричард Дадд. В результате Джеймс Коллинсон даже отрекся от Братства, и была разорвана помолвка с Кристиной Россетти. Впоследствии его место занял живописец Уолтер Деверелл.

Положение в определённой степени спас Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. Несмотря на то, что в 1850 году ему было только тридцать два года, он уже являлся автором широко известных работ об искусстве. В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рёскин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что лично не знаком ни с кем из Братства. Он провозгласил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет». Кроме того, Рёскин купил многие из картин Габриэля Россетти, чем поддержал его материально, и взял под свое крыло Милле, в котором сразу увидел выдающийся талант.

Джон Рёскин и его влияние


Д. Э. Милле - Джон Рёскин на портрете, 1853—1854 гг.


Английский критик Джон Рёскин привёл в порядок идеи прерафаэлитов относительно искусства, оформив их в логичную систему. Среди его работ наиболее известны «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (The Art of England), «Современные художники» (Modern Painters). Он же автор статьи «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism), вышедшей в 1851 году.

«Нынешние художники, — писал Рёскин в „Современных художниках“, — изображают [природу] или слишком поверхностно, или слишком приукрашенно; они не стараются проникнуть в [её] сущность». В качестве идеала Рёскин выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини, и побуждал художников «писать картины с чистым сердцем, ни на что не ориентируясь, ничего не выбирая и ничем не пренебрегая». Аналогичным образом Мэдокс Браун, оказавший влияние на прерафаэлитов, писал о своей картине «Прощание с Англией» (англ. The Last of England, 1855 год): «Я постарался забыть все существующие художественные течения и отразить эту сцену так, как она должна была бы выглядеть». Мэдокс Браун специально писал эту картину на побережье, чтобы добиться эффекта «освещения со всех сторон», которые бывает на море в пасмурные дни. Прерафаэлитская техника писания картин предполагала проработку каждой детали.

М. Браун - Прощание с Англией, 1855


Рёскин также провозглашал «принцип верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того,.. мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю». Таким образом, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, что тоже стало целью прерафаэлитов.

Рёскину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитизма:

Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим — таково назначение художника.

Идеи Рёскина глубоко тронули прерафаэлитов, особенно Уильяма Холмана Ханта, который заразил своим энтузиазмом Милле и Россетти. В 1847 году Хант писал о книге Рёскина «Современные художники»: «Как никакой другой читатель, я чувствовал, что книга написана специально для меня». Определяя свой подход к работе, Хант также отмечал, что для него важно исходить из предмета, «и не только из-за того, что существует шарм законченности предмета, а для того, чтобы понять принципы дизайна, существующие в Природе».

Распад


После того, как прерафаэлитизм получил поддержку Рёскина, прерафаэлитов признали и полюбили, им дали право «гражданства» в искусстве, они входят в моду и получают более благожелательный приём на выставках Королевской академии, пользуются успехом на Всемирной выставке 1855 году в Париже.

Артур Хьюз - Апрельская любовь, 1855—1856 гг.


Кроме уже упомянутого Мэдокса Брауна, прерафаэлитским стилем также заинтересовались Артур Хьюз (наиболее известный благодаря картине «Апрельская любовь», 1855—1856 гг.), Генри Уоллис, Роберт Брайтвайт Мартино (англ. Robert Braithwaite Martineau), Уильям Уиндус (англ. William Windus) и другие.

Д.Э. Милле - Гугенот, 1852


Однако Братство распадается. Кроме юного революционного романтического духа и увлечения Средневековьем, мало что объединяло этих людей, и из первых прерафаэлитов только Холман Хант остался верен доктрине Братства. Когда в 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств, Россетти объявил это событие концом Братства. «Круглый стол отныне распущен», — заключает Россетти. Постепенно уходят и остальные члены. Холман Хант, например, уехал на Ближний Восток, сам Россетти вместо пейзажей или религиозных тем заинтересовался литературой и создал много работ по Шекспиру и Данте.

Попытки возрождения Братства в качестве Хогартского клуба (англ.), существовавшего с 1858 по 1861 годы, не удались.

Дальнейшее развитие прерафаэлитизма


В 1856 году Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Бёрн-Джонс был восхищен картиной Россетти «Первая годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice), и впоследствии они с Моррисом напросились к нему в ученики. Бёрн-Джонс проводил целые дни в студии Россетти, а Моррис присоединялся в выходные.

Д. Г. Россетти - Первая годовщина смерти Беатриче, 1853


Так начинается новый этап в развитии движения прерафаэлитов, основной идеей которого становится эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.] Все эти черты присущи творчеству Россетти, который поначалу был лидером движения. Как писал впоследствии художник Вэл Принсеп (англ. Val Princep), Россетти «был планетой, вокруг которой мы вращались. Мы копировали даже его манеру разговора». Однако здоровье Россетти (в том числе психическое) все ухудшается, и постепенно лидерство подхватывает Эдвард Бёрн-Джонс, чьи работы выполнены в стиле ранних прерафаэлитов. Он стал необычайно популярен и оказал большое влияние на таких живописцев, как Уильям Уотерхаус, Баям Шоу, Кадоган Купер, его влияние заметно также в работах Обри Бердсли и других художников-иллюстраторов 1890-х годов. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже он получил Орден Почетного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка».

Эдвард Бёрн-Джонс - Король Кофетуа и нищенка, 1884


Среди поздних прерафаэлитов также можно выделить таких живописцев, как Симеон Соломон (англ. Simeon Solomon) и Эвелин де Морган (Evelyn de Morgan), а также иллюстраторов Генри Форда (Henry Justice Ford) и Эвелин Пол (Evelyn Paul).

Генри Форд - Мачеха, превращающая братьев в лебедей, 1894

Эвелин Пол - Божественная комедия

«Искусства и ремёсла»


Прерафаэлитизм в это время проникает во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.

Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века. Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Искусства и ремёсла»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне.

Поэзия


Большинство прерафаэлитов занимались поэзией, но, по мнению многих критиков, она имеет ценность именно поздний период развития прерафаэлитизма. Данте Габриэль Россетти, его сестра Кристина Россетти, Джордж Мередит, Уильям Моррис и Алджернон Суинберн оставили значимый след в английской литературе, но наибольший вклад внес Россетти, захваченный стихоторениями итальянского Возрождения и особенно произведениями Данте. Главным лирическим достижением Россетти считается цикл сонетов «Дом Жизни» (The House of Life). Кристина Россетти также была известной поэтессой. Поэзией занималась и возлюбленная Россетти, Элизабет Сиддал, чьи произведения остались неизданными при жизни. Уильям Моррис был не только признанным мастером витражей, но и вел активную литературную деятельность, в том числе написал много стихов. Его первый сборник «Защита Гвиневры и другие стихотворения» был опубликован в 1858 году, когда автору было 24 года.

Под влиянием поэзии прерафаэлитов развизвалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.

Уильям Йейтс - Тот, кто мечтал о волшебной стране (1893)

Он медлил на базаре в Дромахере,
Считал себя в чужой стране родным,
Мечтал любить, пока земля за ним
Не запахнула каменные двери;
Но кто-то груду рыб невдалеке,
Как серебро, рассыпал на прилавке,
И те, задрав холодные головки,
Запели о нездешнем островке,
Где люди над расшитою волною
Под тканой сенью неподвижных крон
Любовью укрощают бег времен.
И он лишился счастья и покоя.

Он долго брел песками в Лиссаделле
И в грезах видел, как он заживет,
Добыв себе богатство и почет,
Пока в могиле кости не истлели;
Но из случайной лужицы червяк
Пропел ему болотной серой глоткой,
Что где-то вдалеке на воле сладкой
От звонкого веселья пляшет всяк
Под золотом и серебром небесным;
Когда же вдруг наступит тишина,
В плодах лучатся солнце и луна.

Он понял, что мечтал о бесполезном.

Он думал у колодца в Сканавине,
Что ярость сердца на глумливый свет
Войдет в молву окрест на много лет,
Когда потонет плоть в земной пучине;
Но тут сорняк пропел ему о том,
Что станет с избранным его народом
Над ветхою волной, под небосводом,
Где золото разъято серебром
И тьма окутывает мир победно;
Пропел ему о том, какая ночь
Влюбленным может навсегда помочь.
И гнев его рассеялся бесследно.

Он спал под дымной кручей в Лугнаголле;
Казалось бы, теперь, в юдоли сна,
Когда земля взяла свое сполна,
Он мог забыть о бесприютной доле.
Но разве черви перестанут выть,
Вокруг костей его сплетая кольца,
Что Бог на небо возлагает пальцы,
Чтоб ласковым сиянием обвить
Танцоров над бездумною волною?
К чему мечты, пока Господень пыл
Счастливую любовь не опалил?
Он и в могиле не обрел покоя.


Известный поэт Алджернон Суинберн (англ. Algernon Swinburne) , прославившийся смелыми экспериментами в стихосложении, к тому же был драматургом и литературным критиком. Первую драму «Королева-мать» (англ. The Queen Mother and Rosamond), написанную в 1860 году, Суинберн посвятил Россетти, с которым его связывали дружеские отношения. Однако, хотя Суинберн и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления.

Издательская деятельность


В 1890 году Уильям Моррис организовал издательство «Кельмскотт-пресс» (Kelmscott Press), в котором вместе с Бёрн-Джонсом напечатал несколько книг. Это период называют кульминацией жизни Уильяма Морриса. Опираясь на традиции средневековых переписчиков, Моррис, также как и английский график Уильям Блейк, попытался найти единый стиль оформления страницы книги, ее титульного листа и переплета. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера (англ. The Works of Geoffrey Chaucer); поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. Как писал Дункан Робинсон,

Современному читателю, привыкшему к простым и функциональным шрифтам XX века, издания «Кельмскотт-пресс» кажутся роскошными порождениями Викторианской эпохи. Богатый орнамент, узоры в виде листьев, иллюстрации по дереву — всё это становится важнейшими образцами декоративного искусства XIX века; всё сделано руками человека, внесшего больший вклад в эту область, чем кто-либо другой.

Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems). — L.: Кельмскотт-пресс, 1893. Издание Уильяма Морриса

Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея.

Эстетическое движение


В конце 50-х годов, когда пути Рёскина и прерафаэлитов расходятся, возникает необходимость в новых эстетических идеях и новых теоретиках, формирующих эти идеи. Таким теоретиком стал историк искусства и литературный критик Уолтер Патер (англ. Walter Horatio Pater). Уолтер Патер полагал, что главное в искусстве — непосредственность индивидуального восприятия, поэтому искусство должно культивировать каждый момент переживания жизни: «Искусство не дает нам ничего, кроме осознания высшей ценности каждого уходящего момента и сохранения всех их». В значительной мере через Патера идеи «искусства для искусства», почерпнутые от Теофиля Готье, Шарля Бодлера, трансформируются в концепцию эстетизма (англ. Aesthetic movement), которая получает распространение в кругу английских художников и поэтов: Уистлера, Суинберна, Россети, Уайльда. Оскар Уайльд также оказал сильное влияние на развитие эстетического движения (в том числе на позднее творчество Россетти), будучи лично знакомым и с Холманом Хантом, и с Бёрн-Джонсом. Он, как и многие его сверстники, зачитывался книгами Патера и Рёскина, и эстетизм Уайльда во многом вырос из прерафаэлитизма, который нес в себе заряд острой критики современного общества с позиций красоты. Оскар Уайльд писал, что «эстетика — выше критики», что считает искусство высшей реальностью, а жизнь — разновидностью вымысла: «Я пишу потому, что писать для меня — высшее артистическое удовольствие. Если мое творчество нравится немногим избранным, я этому рад. Если нет, я не огорчаюсь». Прерафаэлиты также увлекались поэзией Китса и целиком приняли его эстетическую формулу которого о том, что «красота есть единственная истина».

Сюжеты


У. Х. Хант - Проснувшаяся стыдливость, 1853


Поначалу прерафаэлиты предпочитали евангельские сюжеты, причём избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в «Светоче мира» Ханта в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображён таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища.

У. Х. Хант - Светоч мира, 1854


Прерафаэлиты привлекают внимание к теме общественного неравенства в Викторианскую эпоху, эмиграции (творчество Мэдокса Брауна, Артура Хьюза), приниженного положения женщины (Россетти), Холман Хант даже затронул тему проституции в своей картине «Проснувшаяся стыдливость» (англ. The Awakening Conscience, 1853 г.). На картине мы видим падшую женщину, которая вдруг поняла, что грешит, и, забыв о своем любовнике, освобождается из его объятий, как будто услышав какой-то зов через открытое окно. Мужчина не понимает её духовных порывов и продолжает игру на фортепиано. Здесь прерафаэлиты не были первопроходцами, их предвосхитил Ричард Редгрейв со своей знаменитой картиной «Гувернантка» (1844).

Р. Редгрейв - Гувернантка, 1844


И позже, в 40-ые годы, Редгрейв создал много подобных произведений, посвященных эксплуатации женщин.

Д. Г. Россетти - Прозерпина, 1874


Прерафаэлиты занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей; обращались к произведениям классической поэзии и литературы, к творчеству Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Джона Китса. Они идеализировали Средневековье, любили средневековую романтику и мистику.

Женские образы

Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешенный, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалотта» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт. Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт». История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор.

У. Уотерхаус - Леди из Шалотта, 1888


Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX—начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин, а название поэмы превратилось во фразеологизм. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мертвая женщина необыкновенной красоты.

У. Уотерхаус - Офелия, 1894


Была пересмотрена викторианская концепция женственности. Например, в «Офелии» Артура Хьюза или серии картин «Прошлое и настоящее» (англ. Past and Present, 1837—1860) Огастаса Эгга, женщина показана как человек, способный испытывать сексуальное желание и страсть, зачастую приводящую к безвременной кончине. Огастас Эгг создал серию работ, где показано, как разрушается семейный очаг после того, как открылась супружеская неверность матери. На первой картине женщина лежит на полу, уткнув лицо в ковер, в позе совершенного отчаяния, а браслеты на ее руках напоминают наручники. Данте Габриэль Россетти использует фигуру Прозерпины из древнегреческой и римской мифологии: молодая женщина, украденная Плутоном в подземное царство и отчаянно мечтающая вернуться на землю. Она ест лишь несколько гранатовых семечек, но достаточно маленького кусочка пищи, чтобы человек навеки остался в подземном мире. Прозерпина Россетти — не просто красивая женщина с задумчивым взглядом. Она очень женственна и чувственна, а гранат в её руках — символ страстей и соблазна, которому она поддалась.

У. Уотерхаус - "Меня преследуют тени", - сказала Леди из Шалотта, 1911


Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов — соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана».

Д.Э. Милле - Мариана, 1851


Аналогичная тематика прослеживается и в поэзии: в «Защите Гиневры» (англ. The Defence of Guenevere) Уильяма Морриса, в стихотворении Кристины Росcетти «Быстрая любовь» (англ. Light Love, 1856), в поэме Россетти «Дженни» (1870), где показана падшая женщина, проститутка, которая совершенно не обеспокоена своим положением и даже наслаждается сексуальной свободой.

Пейзаж

У. Х. Хант - Английские берега, 1852


Холман Хант, Милле, Мэдокс Браун разрабатывали пейзаж. Определенной известностью также пользовались живописцы Уильям Дайс, Томас Сэддон, Джон Бретт. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков, унаследованным ими от знаменитого предшественника, Уильяма Тёрнера. Пейзаж старались выписывать с максимальной достоверностью. Хант так выразил свои мысли: «Я хочу рисовать пейзаж,.. изображая каждую деталь, какую смогу увидеть». А о картине Милле «Осенние листья» Рёскин говорил: «Впервые сумерки изображены настолько совершенно».

Д.Э. Милле - Осенние листья, 1856


Живописцы делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо. Эта микроскопическая работа требовала огромного терпения и труда, в своих письмах или дневниках прерафаэлиты жаловались на необходимость часами стоять под жарким солнцем, дождем, ветром, чтобы нарисовать, порой, очень небольшой отрезок картины. По этим причинам, прерафаэлитский пейзаж не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришел импрессионизм.

Образ жизни


Прерафаэлитизм — это культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какой-то мере определявший эту жизнь. Прерафаэлиты жили в созданной ими обстановке и сделали такую обстановку чрезвычайно модной. Как отмечает Андреа Роуз в своей книге, в конце XIX века «верность природе уступает верности имиджу. Имидж становится узнаваемым и поэтому вполне готовым для рынка».

Уильям Моррис - Королева Джиневра, 1858


Американский писатель Генри Джеймс в письме, датированном мартом 1969 года, рассказывал сестре Алисе о своем визите к Моррисам.

«Вчерашний день, дорогая моя сестра, — пишет Джеймс, — был для меня своего рода апофеозом, поскольку я провел большую часть этого дня в доме г-на У. Морриса, поэта. Моррис живет в том же самом доме, где открыл свой магазин, в Блумсбери… Видишь ли, поэзия для Морриса является второстепенным занятием. Прежде всего, он производитель витражей, фаянсовой плитки, средневековых гобеленов и церковного шитья, — в общем, всего прерафаэлитского, старинного, необычного и, должен добавить, бесподобного. Конечно, всё это делается в скромных масштабах и может производиться в домашней обстановке. Вещи, которые он делает, необыкновенно изящны, драгоценны и дороги (они превосходят по цене предметы самой большой роскоши), а потому что его фабрика не может иметь слишком большого значения. Но все, что он сотворил, восхитительно и превосходно... ему также помогают его жена и маленькие дочери».

Далее Генри Джеймс описывает жену Уильяма Морриса, Джейн Моррис (в девичестве Джейн Бёрден), которая позднее стала возлюбленной и моделью Россетти и которую постоянно можно встретить на картинах этого живописца:

«О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всем. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушенного пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся черных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие темные лаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми черными изогнутыми бровями... Высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство. На стене висел ее портрет почти в натуральную величину кисти Россетти, настолько странный и нереальный, что если бы вы его видели, то приняли бы за болезненное видение, но необыкновенной похожести и верности чертам. После обеда… Моррис прочитал нам одну из своих неизданных поэм... а его жена, страдая от зубной боли, отдыхала на софе, с платком у лица. Мне казалось, что было что-то фантастичное и удаленное от нашей настоящей жизни в этой сцене: Моррис, читающий плавным античным размером легенду о чудесах и ужасах (это была история Беллерофонта), вокруг нас живописная подержанная мебель квартиры (каждый предмет — образчик чего-либо), и, в углу, эта сумрачная женщина, молчаливая и средневековая со своей средневековой зубной болью».

Прерафаэлитов окружали женщины разного социального статуса, возлюбленные, модели. Одна журналистка пишет о них так: «...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами... необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы».

Данте Габриэль Россетти жил в изысканной и богемной атмосфере, и его эксцентричный образ сам по себе стал частью прерафаэлитской легенды: у Россетти жили самые разные люди, включая поэта Алджернона Суинберна, писателя Джорджа Мередита. Модели сменяли одна другую, некоторые из них становились любовницами Россетти, особенно известна вульгарная и скупая Фанни Корнфорт. Дом Россетти был полон антиквариата, старинной мебели, китайского фарфора и других безделушек, которые тот скупал в лавках старьевщиков. В саду водились совы, вомбаты, кенгуру, попугаи, павлины, одно время там даже жил бык, чьи глаза напоминали Россетти глаза его возлюбленной Джейн Моррис.

Значение прерафаэлитизма


Прерафаэлитизм как художественное направление широко известен и популярен в Великобритании. Его также называют первым британским течением, достигшим мировой славы, однако, среди исследователей значение оценивается по-разному: от революции в искусстве до чистого новаторства в технике живописи. Существует мнение, что движение начиналось с попытки обновления живописи, а имело в дальнейшем большое влияние на развитие литературы и всей английской культуры в целом. Согласно Литературной энциклопедии, в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы.

Несмотря на кажущуюся обращенность в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других. Например, что выставка «Символизм в Европе», перемещавшаяся с ноября 1975 по июль 1976 года из Роттердама через Брюссель и Баден-Баден в Париж, приняла за исходную дату 1848 год — год основания Братства. Поэзия прерафаэлитов оставила след на французских символистах Верлене и Малларме, а живопись — на таких художниках, как Обри Бердслей, Уотерхаус, и менее известных, как Эдвард Хьюз или Кальдерон. Некоторые даже отмечают влияние прерафаэлитской живописи на английских хиппи, а Бёрн-Джонса — на молодого Толкина. Что интересно, в юности Толкин, вместе с друзьями организовавший полутайное общество «Чайный клуб», сравнивал их с прерафаэлитским братством.

Некоторые работы прерафаэлитистов


Д.Э. Милле - Cherry Ripe, 1879

Д.Э. Милле - Лоренцо и Изабелла, 1849

Д.Э. Милле - The North-West Passage, 1874

Д.Э. Милле - Черный брауншвейгский гусар, 1860

Д. Г. Россетти - Beata Beatrix, 1864-1870

Д. Г. Россетти - Благовещение, 1850

У.Уотрехаус - Гилиас и Нимфы, 1896

У.Х. Хант - Нахождение Спасителя во Храме, 1860

У.Х. Хант - Наёмный пастух, 1851

Викторианский цветочный код был средством общения, в котором цветы и цветочные композиции использовались для отправки зашифрованных сообщений, что позволяло людям выражать чувства, которые не должны быть озвучены.
Язык цветов знали все в обществе, им пользовались влюбленные…, и прерафаэлиты, создавая свои шедевры, тоже часто помещали в композицию «говорящие» цветы.
То, что нам кажется красочной деталью сегодня, для современников художников было смысловым акцентом.

И еще надо отметить, что цветочная символика 19-го века была далека от ограничений - Оскар Уайльд, как говорили, носил зеленую гвоздику, знак геев в 19-м веке в Европе, а увековечен он был в романе «Зеленая Гвоздика» Роберта Hichens в 1894 году.


Сэр Эдвард Бёрн-Джонс, "Песнь любви" (1868-77)

Мак - говоря на языке цветов, он будет означать мечтательность, молодость, воображение. Мак, сорванный в поле, говорит "Мечтаю о тебе", садовый - "Давай любить друг друга пока есть время".



Эдвин Лонг, "Дочери нашей империи, первоцвет Англии"(1887),

Первоцвет - первый весенний цветок, говорит: "Ты не такая, как все", а также он означает нежность и надежду, любовь и молодость.



Данте Габриэль Россетти, "Вероника Веронезе" (1872)

Нарциссы, с их солнечными оттенками, могут означать неразделенную любовь и рыцарство.


Форд Мэдокс Браун, "Портрет жены художника" (1872), пастель.

Фиалки - символ скромности и верности. Здесь, в портрете жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун дает ей искупительный букет увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда Эмма лежит в постели и мучается лихорадкой, она выглядит очень живописной и снова молодой». Она после смерти младшего сына Артура пристрастилась к спиртному, что впоследствии, особенно после ухода из жизни и старшего сына Оливера, приняло катастрофические формы.



Данте Габриэль Россетти, "Видение Fiammetta" (1878)

Яблоневый цвет может означать удачу, обещание лучшего.


Джон Эверетт Милле, "Офелия" (1851)

Когда Джон Эверетта Милле написал обреченную Офелию, он дал ей все цветы в пышной сцене смерти. И есть там ромашки, означающие невиновность, чистоту и даже "прости".



Эдвард Бёрн-Джонс, "Зачарованный Мерлин" (1874)

Боярышник символизирует надежду, а также может быть использован как амулет против магии. Вот Мерлин и запутался в его ветвях.



Данте Габриэль Россетти, «Джейн Моррис» (1868)

Розы для Викторианцев также означали любовь. В зависимости от их цвета, они могут указывать на глубину или невиность этой любви, от белого - о чистоте до Бургундии - бессознательное обожание. Здесь они розовые.

В прошлом году случилось увидеть сразу две выставки прерафаэлитов, одну в Москве, другую в Париже, в музее Жакмар-Андре, с которым я подробно знакомила в январе месяце.
Выставки отличались тем, что в Москве нельзя было снимать и не было приличного каталога, так что помимо ярких впечатлений нечего было вывезти на память. В Париже 50 картин из коллекции мультимиллионера Хуана Антонио Переса Симона можно было фотографировать и каталог прекрасен и качеством печати и подробным рассказом о всех картинах.

Прерафаэлиты вызывали у меня всегда двойственное впечатление. Немного отталкивала искусственность этой живописи, её, в некотором роде, вторичность. И определенная гламурность. Хотелось посмотреть в натуре, когда мы поехали в Лондон, я думала, что увижу работы прерафаэлитов в Национальной галерее Лондона, но оказалось, что их там мало, крайне мало. Дома я снова изучила большой альбом Альма-Тадемы и поняла, что они были так популярны, что картины расхватаны частными коллекционерами как горячие пирожки. К тому же мода на прерафаэлитов закончилась с Первой Мировой войной и они долго считались чем-то на грани хорошего вкуса. Большой процент работ принадлежал когда-то нуворишам из Ливерпуля, которые украшали картинами свои построенные только что роскошные особняки. Когда мода на прерафаэлитов прошла, некоторые работы были даже уничтожены потомками, не видевшими в них никакой ценности. Только в 1960е снова стал появляться интерес к живописи братства.
Выставка коллекции Симона передвижная, после Парижа она побывала в Риме и 23 июня откроется в Мадриде, так что уезжающие в Мадрид, могут поймать её там.
Эти две выставки позволили наконец увидеть знаменитые картины в натуре.
Впечатление от живописи в оригинале подправляет сложившееся представление. Конечно, подкупает уровень мастерства и эстетизм. Понятно, что это должно нравиться многим, потому что красиво. Даже можно представить какого-нибудь сноба, который говорит: "Фу, что за пошлость, эти сладенькие обнаженки в псевдогреческом стиле!" А сам втихую роняет слезу на какую-нибудь лейтоновскую тетеньку неглиже или попку, просвечивающую сквозь прозрачные ткани на картине у Альма-Тадемы.
Многие картины очень невелики, что еще более трогает. Можно сказать, что они приближены к мастерству художников готики, когда маленький масштаб не мешал создавать эпическое произведение,
Разумеется, эта живопись - дитя викторианского времени, здесь иные, не средневековые идеалы женской красоты, и гаммы, скажем так, модные для викторианского времени, иногда совсем не напоминающие тонкостью оттенков времена готики и раннего Возрождения.
Эта картина Джона Страдвика скорее напомнит скорый приход модерна.


Картина Страдвика "Песня без слов" искусствоведами сравнивается с портретом Исаака Оливера, который был чудесным миниатюристом времен королевы Елизаветы.

Разглядывать в деталях картины интересно, понятно, что художники добросовестно изучали интересующий их исторический период.

Джон Страдвик. Элейн. 1891 год.

Отдельная интересная тема - яркие женщины, которые позировали художникам. Среди них было много личностей, некоторые тоже стали художницами. Во время викторианской эпохи, когда женщине не пристало показывать свои чувства, времена были пуританские, эти дамы были более свободными, что требовало силы характера. Да и сами художники выбирали для своих картин часто сюжеты про женщин необыкновенных, таких как Клеопатра или леди Шалот.
Тут хочется вспомнить роман Джона Фаулза "Любовница французского лейтенанта", в котором эпоха описана ярко как раз в момент перелома, когда женщины стали стремиться к свободе.
Отчего-то мне кажется, что идея романа пришла писателю, когда он смотрел на эту картину Уотерхауза. Даже костюм невесты главного героя, Эрнестины в начале романа, когда они гуляют вдоль моря, как раз с темно-зеленым верхом и красной юбкой.
Сам образ моря - стихии, неподвластной никаким оковам - аллегория женской, бунтующей против условностей общества, души. И героиня, скорее, не искала глазами корабль своего уплывшего моряка (которого и не было), а смотрела на бегущие волны и ощущала ветер свободы.

Заглянув в давно смотренный и подзабытый фильм-экранизацию с Мэрил Стрип в роли Сары, я убедилась, что художник по костюмам думал так же. Он одел саму Сару в зеленое.

Неслучайно в конце книги она оказывается моделью прерафаэлитов и начинающей художницей.
Женщины прерафаэлитов похожи на Сару, они привлекают взгляд такой же тайной и отрешенностью от мирской суеты. Они редко смотрят нам в глаза, обычно куда-то в себя. Или изображены глядящими вдаль. Или в профиль. Чаще всего сосредоточенно-печальными или задумчивыми. Даже их взгляд в глаза словно проходит насквозь, минуя нас, они принадлежат вечности.

Живопись для прерафаэлитов - машина времени, которую скоро придумает Герберт Уэллс, для перемещения по векам, где хотелось бы побывать. Но путешествуют они выборочно. Их не интересует восстание Спартака или захват гуннами Рима. Или будни средневековой инквизиции. Они погдлядывают за красотками прошлого в будуарной обстановке.

Эдвин Лонг Царица Эстер.

Альберт Джозеф Мур.

Альберт Джозеф Мур.

Талбот Хьюэз.

Генри Артур Пейн. Очарованная морем.

Фредерик Лейтон

Джон Уильям Уотерхауз. Песня весны.

Джон Уильям Уотерхауз.Любовный напиток.

Фредерик Лейтон. Кренайя. Яндекс это фото заботливо прикрыл под вывеской "для взрослых", даже сейчас картина кажется кому-то чересчур эротичной. А в доброе викторианское время, когда обнажиться чуть выше запястья уже было недостойно приличной дамы? Картины прерафаэлитов были эротичны и приблизили раскрепощение общества и свободу нравов 20 века.

Для этой картины Лейтону позировала Дороти Дене (Ада Эли Пуллен). актриса и модель. Ходили слухи, что художник был влюблен в свою модель,однако ему было уже 70, а ей еще 28.
Здесь она на фотографии Генри Ван дер Вельде.

Джон Уильям Готвард

Уильям Кларк Уортнер. Девушка с сазом.

Можно заметить разницу между портретом в образе и портретом Валерии в реальности.

Данте Габриэль Россетти, один из отцов-основателей братства прерафаэлитов, главный идеолог и вдохновитель.
Его женщины узнаваемы по сильным, немного мужским лицам.
Venus Verticordia,

Модель Элизабет Сиддал была с сильным лицом, но Россетти, как и другие писал идеал, а не конкретную девушку. Это был образ, под который он подгонял всех натурщиц.Сложно сказать, сформировался его идеал под воздействием Лиззи или она совпадала с его идеалом, но, возможно, что Сара, любовница французского лейтенанта, виделась Джону Фаулзу тоже такой, раз он поселил её в доме Россетти.

Остается добавить, что творчество каждого из прерафаэлитов по своему интересно, а у многих были яркие биографии, что отчасти, хотя и не вполне достоверно, было отражено в фильме " Отчаянные романтики". В фильме художник по костюмам Джеймс Кист постарался воссоздать красивый мир прерафаэлитов.

И еще, можно позавидовать владельцу коллекции, которая выставлялась в музее Жакмар-Андре, - Хуану Антонио Пересу Симону, мультимиллионеру из Испании, который живет в Мехико, всего в его коллекции 3000 работ.