Академическая дача под вышним волочком. Наши мечты за нас никто не исполнит! Академическая дача художников

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино.

Хорошо погуляли

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

Пленэр

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

Историческая справка

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны. В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими, заселёнными в разное время, особенно в середине - второй половине ХХ в., отечественными художниками. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России. Она открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк. Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей. В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами. До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке». В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Как добраться

«Академическая дача» находится в 18 км от г. Вышнего Волочка по асфальтированной дороге, в 8 км от ж.д. станции «Академическая» Октябрьской железной дороги. Практически во всех окрестных деревнях на побережье оз. Мстино и берегах р. Мсты жили и работали многие известные русские художники.

Программа

  • 1 день
  • 07:15 - Сбор группы возле экскурсовода на парковке автобусов (м. Тургеневская, м. Сретенский Бульвар, м. Чистые Пруды - выход в город к проспекту Академика Сахарова).
  • 07:30 - Отправление автобуса от м. Тургеневская. Путевая информация.
  • - Сделав остановку в селе Городня, мы сможем полюбоваться красивейшей церковью Рождества Богородицы с её шатровой колокольней, филигранными крестами и охряным фасадом с белоснежными вставками. Церковь является памятником тверского зодчества XV века и старейшей постройкой во всей Тверской области.
  • 13:30 - Продолжая путешествие в Вышний Волочёк, остановимся на окраине Торжка. Здесь расположен почти сказочный терем "Птица счастья". В ходе экскурсии по залам музея местных народных художественных промыслов вы сможете полюбоваться изумительными рукоделиями золотошвей Торжка, сдержанной праздничностью изделий Гжели и расписным великолепием жостовских подносов, очаровательной клинской ёлочной игрушкой, изделиями из бересты, фарфоровыми игрушками из Санкт-Петербурга... В магазине терема можно приобрести... даже не сувениры - настоящие произведения искусства!
  • - Переезд в Вышний Волочёк (40 км).
  • 15:00 - Прибытие. Обед в кафе города.
  • 15:30 - Краеведческий музей Вышнего Волочка - один из самых современных провинциальных краеведческих музеев России: здесь более 35 тыс. единиц хранения и пять тематических экспозиций. Следуя за экскурсоводом по залам музея, вы узнаете секреты Вышневолоцкой водной системы, увидите, во что одевались и чем пользовались в быту жители города в XIX веке, научитесь отличать сон-траву от Петрова креста и удивитесь разнообразию местных художественных промыслов.
  • 16:30 - Обзорная экскурсия по Вышнему Волочку и прогулка по центру города познакомят с историей и культурой этого очаровательного провинциального города. Вышний Волочек впервые упоминается в 1437 году как место волока, сухопутной переправы судов, между реками Цна и Тверца. В 1703 году по указу Петра I началось создание Вышневолоцкой водной системы, соединившей Балтийский бассейн с Каспийским, - и по сей день в городе сохранились каналы, набережные, шлюзы и мосты XVIII-XIX вв. Также в ходе экскурсии перед вами предстанет историческая застройка XVIII-XIX вв.: Казанский и Екатерининский проспекты, Ванчакова линия, красивейший собор Богоявления, построенный в "русско-византийском стиле", Гостиный двор, Присутственные места с пожарной каланчой и многочисленные памятники. А ещё вы узнаете, какую роль в функционировании водной системы сыграл местный житель Михаил Сердюков и почему она и ныне почитается образцом работы инженеров-гидравликов.
  • 18:00 - Размещение в гостинице "Берёзка".
  • 19:30 - Ужин в ресторане гостиницы. Свободное время.
  • 2 день
  • 08:00 - Завтрак в гостинице.
  • 08:45 - Отъезд на автобусе в г. Удомля (60 км). Некогда скромное поселение Вышневолоцкого уезда Тверской губернии с древним финно-угорским названием Удомля в XIX-XX веках стало источником вдохновения для десятков художников, музыкантов, писателей, деятелей науки. Здесь творили Левитан и Венецианов, Коровин, Грабарь и Чехов, жили богословы Новосёлов и Беневоленский и создатель радио Попов...
  • - В ходе обзорной экскурсии по Удомле вы посетите торжественный Князь-Владимирский собор, построенный в 2003 году, увидите памятники известным жителям города - А.Г. Венецианову и космонавту О.Г. Макарову и градообразующий комплекс Калининской АЭС.
  • 10:30 - Переезд в село Гарусово (7 км). Усадьба Аракчеевых, где некогда родился, по словам Пушкина, "всей России притеснитель", расположена на живописном берегу озера Удомля. В конце XIX века здесь часто бывал Левитан - именно на берегу озера были написаны этюды к картине "Над вечным покоем". Несмотря на то, что сейчас усадьба почти разрушена, сохранились остатки деревянного главного дома XVIII века "на шесть комнат внизу и две наверху" и очертания некогда прекрасного парка, поглощённого лесом.
  • 11:30 - Легендарная дача "Чайка" - усадьба художника В.К. Бялыницкого-Бирули, расположенная по соседству с имением Аракчеевых, на берегу озера Удомля. Здесь гостили Коровин и Грабарь, Жуковский и многие другие. Посещая усадьбу, вы осмотрите построенный по замыслу художника в 1913 году и недавно отреставрированный деревянный дом в стиле модерн, где сегодня располагается центр культуры и искусства "Дача Чайка". В ходе экскурсии и чаепития вы узнаете об удомленском содружестве художников, об организованной для крестьянской бедноты живописной школе и увидите обстановку начала XX века.
  • 13:30 - Переезд на погост Троица. Приходская церковь Иоанна Богослова была построена в 1840-1846 годах в изящном стиле русского классицизма, трапезная и колокольня появились здесь лишь в 1891 году. Вы сможете осмотреть храм, полюбоваться белокаменным фасадом и фигурным навершием трёхъярусной колокольни и насладиться умиротворёнными тверскими пейзажами.
  • 15:30 - Обед в кафе.
  • - Казанский женский монастырь Вышнего Волочка был основан сравнительно недавно - в 1872 году. Это не только уникальный памятник архитектуры, но и исключительно интересное место с массой примечательных сооружений: двумя старинными соборами с потрясающей настенной росписью, храмом с колокольней, больничным корпусом и домовой церковью. Его Казанский собор XIX века - многоглавый эклектический храм с обильным декором и оригинальным решением западного фасада в виде ниши с двумя башнями, а собор Андронниковой иконы Богоматери - торжественный гимн тоновскому "русско-византийскому стилю".
  • - Переезд в поселок Белый Омут (8 км). Николо-Столпенская пустынь - монастырь начала XIX века, расположенный на левом берегу реки Тверцы. От обители сегодня остались лишь руины: одиноко высится надвратная колокольня Никольской церкви и в окна бывшего жилого корпуса заглядывают ветви деревьев - особое очарование ушедших времён царит здесь повсюду.
  • 19:30 - Возвращение в Вышний Волочёк. Ужин в гостинице. Свободное время.

  • 3 день
  • 08:00 - Завтрак в гостинице. Освобождение номеров.
  • 08:45 - Выезд на автобусе в посёлок Красный май (5 км).
  • 09:00-10:00 - Как ни удивительно это звучит, но стекольный завод в посёлке Красный май - знаковое место для всей России. Именно здесь было изготовлено рубиновое стекло для звёзд Московского Кремля, повреждённых в годы Великой Отечественной. В ходе экскурсии по музею вы узнаете, как было сварено более 500 кв. м уникального трёхслойного стекла и каким образом его устанавливали в стальной каркас звёзд. Также у вас будет возможность приобрести сувениры. А на обратном пути вы осмотрите храм священномученника Фаддея, Архиепископа Тверского (2000 г.).
  • - Остановка в с. Леонтьево. Церковь Преображения XIX века - прекрасный образец русского классицизма, где ещё продолжаются реставрационные работы.
  • 11:00 - Академическая дача художников им. И.Е. Репина. В 1884 году по инициативе московского предпринимателя и мецената Кокорева открылся летний приют для студентов Санкт-Петербургской Академии художеств. В окрестных полях бродили с мольбертами в поисках вдохновения Рябушкин и Куинджи, Рерих и Бродский... Второе рождение Академической дачи состоялось в 1948 году - тогда в этих местах работали лучшие представители русского реалистического пейзажа и социалистического реализма. А в 1964 году Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина. Посещая дачу художников, вы сможете представить, в каких условиях вызревали таланты не одного поколения русских живописцев, осмотрите уютные интерьеры и вдохновитесь живописными пейзажами.
  • - Переезд в поселок Солнечный.
  • 12:30 - Посещение народной картинной галереи, открытой в 1980 году, познакомит вас с запечатлённой на полотнах советских художников Тверской землёй с её изумительной природой, богатой архитектурой и прекрасными людьми. Крестьянский уклад быта, красивейшие пейзажи, стройки советской эпохи - всё это было главной темой творчества Ю.П. Кугача, О.Г. Светличной, Г.М. Коржева, Д.И. Маевского и многих других живописцев.
  • - Обед в кафе.
  • 16:00 - Отправление в Москву. (340 км, время в пути ориентировочно 6 часов).
  • 22:30 - Ориентировочное время прибытия в Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.
    (Фирма не несет ответственности за время прибытия в Москву в связи с увеличением транспортного потока в летнее время).

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино. Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России.

В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими.

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

Дача открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств. Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства. Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве. Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву. После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А. Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк.

Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика. Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей.

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче». Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, - ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе. Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п. Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения. Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев. Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г. Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б. Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке».

В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

На живописном берегу озера Мстино находится Академическая дача имени И.Е. Репина.

В распоряжении мастеров кисти была мастерская, библиотека, места для занятий музыкой и пением, столовая.

Гениальный художник Илья Ефимович Репин прожил достаточно долго 86 лет. Он по-своему, особому, понимал Россию и русский народ. Его талант, могучее дарование реализовалось практически во всех жанрах. Репину подвластны и портрет и историческая живопись и пейзаж.

Когда в старости он уже не мог рисовать правой рукой, он научился рисовать левой и продолжал создавать удивительные картины. Репин и преподавательский состав профессоров, практиканты Академической дачи стали затем, основным ядром Союза художников РСФСР.

В 1904 году в связи с боевыми действиями России с Японией, средств на содержание дачи перестали выделять. Спустя 3 года, благодаря усилиям И. Репина и уважаемых профессоров, работа Академической дачи возобновилась, и как и прежде, студенты стали приезжать сюда на летнюю практику.

После революции 1917 года, более 30 лет, дача была закрыта. Молодой советской никакого интереса к ней не было. Только в 1948 году, работа дачи была восстановлена снова. Учитывая ее эффективность в становлении молодых талантов и огромного авторитета в среде художников страны, с тали основанием для включение ее Художественный фонд РСФСР.

Усилиями преподавателей и практикантов в 1960 году, на даче была организована выставка работ художников. Много талантливых художников практиковались на этой любимой, всеми, даче. Автор полотен на темы сельского быта Юрий Кугач, художники исторического жанра братья Александр и Сергей Ткачевы, мастер пейзажа и портрета Вячеслав Шумилов, пейзажисты Николай Комиссаров и Василий Волков и многие величайшие мастера кисти.

В 1964 году, по случаю юбилея, Академическая дача стала носить имя великого художника. Спустя 10 лет, здесь, установили ему памятник, а через еще 10 лет был создан музей истории дачи с картинной галереей.

Народная картинная галерея

В поселке Солнечном усилиями художников дачи организовалась народная картинная галерея. В памяти людей сохранился, расположенный рядом с дачей «бугорок Рериха», где Николай Рерих рисовал древних славян в лодке (картина «Гонец»), знают люди и помнят «остров Куинджи», где отдыхал известный академист и художник.

Каждое лето дача принимает знаменитых людей культуры и искусства, писателей, ученых, коллекционеров, здесь устраивают концерты и поэтические вечера. В можно увидеть произведения русских живописцев. Привлекает внимание посетителей деревянный павильон с башней, украшенной деревянной резьбой, где и жили уважаемые персоны.

В ближайших деревнях работают постоянно многие художники. И зимой, и летом Академическая дача готова принять группы гостей и одиночек. Совсем не дорого и комфортно можно отдохнуть и зимой, и летом.

Живописные виды Валдая, купальни, лодочные станции, богатая рыбная ловля, обилие лесных даров природы и самое главное - ярчайшие ощущение от природы этих мест. Недаром Академическая дача являлась неисчерпаемым источником вдохновения для гениальных художников России.

Адрес «Академички»: Вышневолоцкий район, посёлок Городок. Нужно проехать до В. Волочка, затем по дороге, до правого поворота на Леонтьево, от этого населенного пункта проехать еще около 8 километров до Дома творчества художников.