Классные часы в 9 класе. Классный час с учащимися (9-й класс) "Путь к себе"

ОТКРЫТЙ КЛАССНЫЙ ЧАС НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ

Духовная сила человека относится
к физической как три к одному.

Наполеон

Цель:

1. дать представление о понятиях «нравственность», «мораль», «толерантность»

2. обсуждение проявления толерантности и нетолерантности в обществе

3. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства другого

4. развитие способности к самоанализу, самопониманию

Задачи:

1. обучение учащихся способам выхода из конфликтных ситуаций

2. выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия

План проведения:

Класс делится на группы по 4- 5 человек.

Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясняют высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.

Ведущий 1 . Одной из важнейших ступеней развития личности является самоутверждение в нравственной сфере.

Человеку необходимо осознавать то, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Ведущий 2.Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом нам с вами хотелось бы поговорить на нашем классном часе Что же означают термины «нравственность, «мораль»

1. Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали , иногда - этики .

В более узком значении нравственность - это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле ю.

Мораль (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла .

Ведущий 1. Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно?

Из ответов найдите тот, который вам подходит больше всего:

почему человек ведет себя правильно?

  • Чтобы избежать наказания и получить награду
  • Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества
  • Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам
  • Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах

· Ведущий 2. Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

· 1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

· Ведущий 1. Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Ведущий 2 . «Заповеди» Современного общества

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

КАЖДАЯ ГРУППА ДОЛЖНА ОБСУДИТЬ ЭТИ ЗАПОВЕДИ И ПРОРАНЖИРОВАТЬ ИХ ПО СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ

- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

- «саморазвивайся, учись, становись умнее - тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке - тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Ведущий 1 . Между добром и злом идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо научиться находить “золотую середину”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Мне хотелось бы продолжить классный час китайской притчей, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак притча«Ладная семья».

Притча. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: КАКИЕ ТРИ СЛОВА НАПИСАЛ СТАРИК?

Ведущий2. Все эти три слова можно заменить одним словом «толерантность». Толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек –это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Ведущий 1. Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте разместим ваши ответы в виде лучиков.
Ведущий 2 Мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно, мы уже разместили на нашем солнце.
Молитва о встрече:

Ведущий 1. Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

Ведущий 2. И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Ведущий 1. Потому что я – это я, . а ты – это ты.

(стихи поэта Юрия Левитанского)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.. .

Ведущий 2. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

У вас на столах лежат квадратики 3-х цветов, если вас затронула тема - возьмите ЗЕЛЁНЫЙ, если вам всё равно, о чем шла речь- ЖЕЛТЫЙ, если считаете, что зря провели время-красный.

ВСЕМ СПАСИБО, ВСЕГО ДОБРОГО!


ПОЖЕЛАНИЕ (на открытках)-распечатать









ПОЖЕЛАНИЕ

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,
Не забывай творить добро, пока живёшь!
Всё с чистого листа, не перепишешь,
Со временем ты это всё поймёшь.
Жизнь невозможно повторить сначала,
Прошедшего нам тоже не вернуть...
И как бы жизнь не била, не качала,
Пройди достойно этой жизни путь!
Люби людей, и будешь ты любимым,
Всегда прощай, и будешь сам прощён,
Ведь жизни срок летит неумолимо!
И добрым словом будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте под названием "Жизнь"!

ПОЖЕЛАНИЕ

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,
Не забывай творить добро, пока живёшь!
Всё с чистого листа, не перепишешь,
Со временем ты это всё поймёшь.
Жизнь невозможно повторить сначала,
Прошедшего нам тоже не вернуть...
И как бы жизнь не била, не качала,
Пройди достойно этой жизни путь!
Люби людей, и будешь ты любимым,
Всегда прощай, и будешь сам прощён,
Ведь жизни срок летит неумолимо!
И добрым словом будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте под названием "Жизнь"!

будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте под названием "Жизнь"!

Тематика классных часов в 9 классе определяется классным руководителем. Она зависит от психологических и физических возможностей каждого члена коллектива. Отметим, что тематика классных часов в 9 классе по профориентации должна соответствовать запросам детей и их родителей. Если в планы ребят входит продолжение обучения в 10-11 классах, в таком случае наставник обязан так разработать план своей воспитательной деятельности, чтобы дети могли определиться с вариантом будущего профиля.

Предназначение курсов по выбору

В рамках модернизации российского образования на основной ступени введена предпрофильная подготовка школьников. У ребят есть возможность самостоятельно выбирать курс по предмету, который связан с его будущей профессией.

Для того чтобы выявить предрасположенности каждого ребенка, ФГОС нового поколения предполагают проведение в девятом классе специального курса по профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Формирование представлений о ЗОЖ

Тематика по ЗОЖ выбирается классным руководителем самостоятельно. Например, во время классных часов могут быть проведены следующие беседы:

  • «Жить здорово!»;
  • «Береги здоровье смолоду»;
  • «Как стать счастливым?»;
  • «Жизнь без вредных привычек»;
  • «Здоровая семья».

Важные аспекты

Тематика классных часов в 9 классе по направлениям:

  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • интеллектуальное;
  • художественное.

В рамках классных часов педагог расширяет представления подростков о мире современных профессий. Он стимулирует рассуждения подростка о перспективах самоопределения личности.

Тематика классных часов в 9 классе способствует профессиональному самоопределению каждого ребенка.

Элементы профориентации

Например, классный руководитель в рамках классного часа рассказывает ребятам о мире профессий. Школьники узнают о том, что выделяют такие типы по Климу:

  • человек - техника;
  • человек - природа;
  • человек - человек;
  • человек - художественный образ;
  • человек - система знаков.

Ребята работают в группах, подбирая для каждого типа характерные признаки.

Тематика классных часов в 9 классе указывается педагогом в планировании. Например, в рамках профориентационной деятельности классный руководитель создает систему мероприятий: классные часы, тестирования, практическую работу, направленную на получение школьниками представлений об особенностях профессий, их востребованности на современном рынке труда.

Тематика классных часов в 9 классе - важный аспект деятельности классного руководителя. Утверждает намеченный план работы завуч по воспитательной работе.

Фрагмент классного часа

Как рационально классному руководителю можно распределить занятия с вверенным ему коллективом? Тематика классных часов в 9 классе по четвертям должна соответствовать основному плану работы образовательной организации.

Занятие «Мой выбор» направлено на знакомство школьников с миром современных профессий. Педагог предлагает ребятам объяснить суть трех факторов стратегии подбора профессии:

  • «хочу»;
  • «могу»;
  • «надо».

Первая часть предполагает осознание личных интересов ребенка, его возможностей.

Второй блок основывается на самооценке и самоанализе возможностей с желаниями. Третья группа связана с возможностью трудоустройства после завершения обучения.

Основные ошибки при выборе профессии

Далеко не все подростки способны самостоятельно разобраться в своих личных интересах и творческих способностях. Из-за необъективной оценки способностей, отсутствия полных представлений о сути профессии, ориентирования на «престижную» специальность ребята совершают ошибки. Часто на выбор профессии влияет мнение родственников, желание «хорошо устроиться» в жизни, получать стабильную заработную плату. Каковы последствия? Нелюбимая работа станет причиной серьезного психологического дискомфорта, негативно отразится на физическом состоянии специалиста. Как сделать правильный выбор профессии? Классный руководитель в рамках блока занятий, посвященных профессиональной ориентации подрастающего поколения, может предложить своим воспитанникам опросник.

  1. Знаешь ли ты о своих особенностях.
  2. Какие книги тебе интересны больше всего.
  3. Какие предметы в школе тебе нравятся больше всего.
  4. Какие черты характера в себе ты можешь выделить.
  5. Хочешь ли ты изменить свой внешний вид.
  6. Любишь ли ты трудиться.
  7. Кем ты планируешь стать после окончания школы.
  8. Сомневаешься ли в том, что твоя мечта сбудется.

Диагностика самостоятельности

Данный аспект является особенно важным в работе классного руководителя. Для того чтобы создавать благоприятные условия для саморазвития каждого ребенка, педагог проводит диагностику, целью которой является определение уровня самостоятельности каждого ребенка. Для проведения исследования классный руководитель привлекает детского психолога.

В рамках диагностики ребята получают представления о типе своего темперамента, его соответствии той профессиональной сфере, которую выбирает ребенок.

Только в том случае, когда классный руководитель серьезно и ответственно относится к своей работе, продумывает систему мероприятий, способствующих самоопределению и самореализации каждого ребенка, можно рассчитывать на достижение цели, поставленной перед школой современным обществом.

Нельзя забывать о том, что именно в рамках воспитательной деятельности реализуется личностно-ориентированный подход, рекомендуемый для применения в российских школах ФГОС второго поколения.

Классный час в 9 классе

«В поисках будущей профессии»

Ни я, ни кто другой не может

Пройти эту дорогу за вас,

Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Помочь детям выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу,

Учитель: Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя, не родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Среди десятков и сотен, принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по значению, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какой путь выбрать.

Ребята:

Что такое выбор? (взять для себя нужное, предпочитаемое)

Что мы выбираем?(друзей, музыку, одежду, профессию, занятия)

Как мы выбираем?(нравится, не нравится, можем позволить или нет)

Учитель: Сама жизнь – это уже выбор . Какую жизнь выбрать? По какой дороге пойти? Задавали вы себе когда-нибудь такой вопрос?

Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.

Ваш возраст - «пересаживание растения» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье , выясняющий, куда ему идти.

А сейчас проведем разминку: я вам предлагаю фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.

Ответы ребят.

Значит, одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Учитель:Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни .

Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, работа, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, друзья.

Работа детей.

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим личным качествам, которые необходимы при выборе вашей будущей профессии.

У Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

    Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против»?

    Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

Хочу- интересы, желания, склонности

Могу- возможности личности: способности, уровень знаний,

психологические особенности личности, состояние здоровья.

Надо- потребности рынка труда в кадрах

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

    Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе?

Талант (как высшая степень развития способностей):

«Вообще говоря, талант – очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».

Целеустремленность:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С.Макаренко).

Должны ли у человека быть жизненные цели?

    Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?

    Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И.Шаляпин).

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, – зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье – корень наших многих бед –

Убийца всех достоинств в человеке –

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл… И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Задание. А сейчас попробуем определить, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.

Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, зависть, правдивость, терпимость, смелость, грубость, ненависть, уверенность в себе, гнев, уравновешенность, злость, мстительность, хамство, уважение к людям, гордыня, сочувствие, лицемерие, жизнерадостность, равнодушие, совесть, ответственность, долг.

Вычеркните качества, от которых нужно избавляться, аргументируя свой выбор.

Аргументированные ответы детей.

    Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызывать ваше уважение?

Тренинг.

    Упражнение «Круг».

Я прошу вас встать в круг и по очереди назвать качества личности, которые вам нравятся в стоящем слева от вас человеке.

    Упражнение «Поддержка друзей».

Вы узнали, какие профессии выбрали ваши одноклассники, назвали положительные черты характера. У меня в шкатулке листочки с фамилиями ваших одноклассников. Вы вытягиваете листочки и называете качество, которое необходимо развивать в себе этому человеку, чтобы добиться успеха в реализации своих профессиональных намерений (ответы учащихся).

    Упражнение «возьму к себе».

Вы должны выбрать из всей группы двух человек, которых взяли бы к себе на работу, если бы вы были директором компании. Имена одноклассников написать на бумажке и кратко написать –почему.

Молодцы! Спасибо!

Юность – пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью – это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Нам надо выбрать судью, объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Один парень мечтал стать врачом, но, к сожалению, после школы не поступил в медицинский университет. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться санитаром в больницу.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты – отрицательные.

Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты.

Хочу прочитать слова Д.С.Лихачева из его книги « Раздумья»: « нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник… Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой».

    Профессиональный гороскоп.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком зодиака, под которым родился человек. Слово астрологу.

Знаки зодиака

Учащиеся

Конкретные профессии

Водолей

Инженер, механик, учитель, переводчик

Овен

Учитель, актёр, фермер, врач, журналист, стюардесса

Рыбы

Телец

Спортсмен, инженер, экономист, работник социального обслуживания

Близнецы

Инженер, военный, водитель, лётчик, переводчик

Рак

Менеджер, бухгалтер

Лев

Бизнесмен, менеджер, дизайнер, социальный работник

Дева

Инженер, психолог, врач

Весы

Экономист, программист

Скорпион

Программист, фермер, механик

Стрелец

Врач, криминалист, менеджер, лётчик

Козерог

Юрист, дипломат

Русская пословица гласит: «Всяк кузнец своего счастья». Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии.

Следующий – самосовершенствование для достижения поставленной цели.

Мы сегодня не говорили о профессиях, о том кем бы вы хотели стать. Думаю, что наш разговор поможет вам определиться с этим важным выбором, в вашей жизни.

Однако, каким бы человек не был умным, способным и талантливым - нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселилась совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственные качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть – это внутренний судья человека. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский

Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах.

Будьте открыты истине, добру и красоте! И тогда вы сможете сделать единственно правильный для вас нравственный выбор.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать Правила жизни великих людей и выбрать для себя самое главное.

ПАМЯТКА

Томас Джефферсон (американский философ, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):

1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делай против своей воли.

5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступай перед трудностями.

    Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.

    Обдуманность действий.

    Решительность.

Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:

    Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?

У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.

(Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответ ).

Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас еще раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух ).

    Заключительное слово классного руководителя.

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Поэтому необходимо формировать у себя коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Среди способов и приёмов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на своё сознание, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, основными принято считать самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самоодобрение, упражнение. Советы по профессиональному самовоспитанию, по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений вы найдёте в книге Елизаветы Николаевны Прощицкой «Выбирайте профессию».

Музыкальная заставка.

Литература

    Кашанов Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.- М.: Аст-пресс, Ижевск, 1999.

    Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.: Харвест, 1999.

    Попова Л.М. Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им.- СПб.: Лейла, 1994.

    Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч.ред. Л.А.Обуховой.- М.:Вако, 240 с.

    Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.-М.: Новая школа, 1995.

    Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: просвещение, 1990.

    Шнейдер Л.Б. Идентичность. Хрестоматия.- М., 2003.

Что в жизни

Кем бы я

Какие качества

Как выбрать

Смогу ли я

Что для меня

Есть ли у меня

Чего бы я

Можно ли обойтись без

Как преодолеть

доброта глупость

предательство злость

лживость честь

справедливость ум

слабость равнодушие

благородство зависть

правдивость терпимость

смелость грубость

ненависть сочувствие

уравновешенность гнев

мстительность хамство

уважение к людям совесть

лицемерие жизнерадостность

ответственность долг

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ»

Классный час по теме « В поисках будущей профессии » для 9 класса

Место работы: Шахтерская общеобразовательная школа № 22

Донецкая Народная Республика


Ни я, ни кто другой не может

Пройти эту дорогу за вас,

Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

  • Что такое выбор? ( взять для себя нужное, предпочитаемое )
  • Что мы выбираем?( друзей, музыку, одежду, профессию, занятия )
  • Как мы выбираем?( нравится, не нравится, можем позволить или

нет )


Фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.

  • Что в жизни…?
  • Кем бы я…?
  • Зачем людям…?
  • Какие качества…?
  • Как выбрать…?
  • Смогу ли я...?
  • Что для меня...?
  • Есть ли у меня...?
  • Чего бы я...?
  • Можно ли обойтись без…?
  • Как преодолеть...?
  • Что человеку...?

Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.


Выбрать основные приоритеты для своей жизни .

  • Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами

Вывод: вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы - семья, работа, друзья.


Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

  • Хочу- интересы, желания, склонности
  • Могу- возможности личности: способности, уровень знаний, психологические особенности личности, состояние здоровья.
  • Надо- потребности рынка труда в кадрах

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе?

  • Талант
  • Целеустремленность
  • Трудолюбие

Задание. Определить, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.


  • УПРАЖНЕНИЕ «КРУГ».
  • УПРАЖНЕНИЕ «ПОДДЕРЖКА ДРУЗЕЙ».
  • УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗЬМУ К СЕБЕ».

Деловая игра «Оптимист и пессимист».

Ситуация: Один парень мечтал стать врачом, но, к сожалению, после школы не поступил в медицинский университет. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться санитаром в больницу.

Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации,

а пессимисты – отрицательные.


Д.С.Лихачева из его книги « Раздумья»:

« нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник… Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых, в конце концов, жизнь была бы пустой».


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРОСКОП.

ЗНАКИ ЗОДИАКА

УЧАЩИЕСЯ

ВОДОЛЕЙ

КОНКРЕТНЫЕ ПРОФЕССИИ

ОВЕН

ИНЖЕНЕР, МЕХАНИК, УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕВОДЧИК

РЫБЫ

УЧИТЕЛЬ, АКТЁР, ФЕРМЕР, ВРАЧ, ЖУРНАЛИСТ, СТЮАРДЕССА

ТЕЛЕЦ

ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ

БЛИЗНЕЦЫ

ПРОГРАММИСТ, БУХГАЛТЕР, ДЕТЕКТИВ, ЭЛЕКТРИК, ЮРИСТ

ИНЖЕНЕР, ВОЕННЫЙ, ВОДИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, ПЕРЕВОДЧИК

МЕНЕДЖЕР, БУХГАЛТЕР

ДЕВА

БИЗНЕСМЕН, МЕНЕДЖЕР, ДИЗАЙНЕР, СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

ВЕСЫ

ИНЖЕНЕР, ПСИХОЛОГ, ВРАЧ

СКОРПИОН

ЭКОНОМИСТ, ПРОГРАММИСТ

СТРЕЛЕЦ

ПРОГРАММИСТ, ФЕРМЕР, МЕХАНИК

КОЗЕРОГ

ВРАЧ, КРИМИНАЛИСТ, МЕНЕДЖЕР, ЛЁТЧИК

ЮРИСТ, ДИПЛОМАТ


РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА ГЛАСИТ: «ВСЯК КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ».

  • ВЫБИРАЯ БУДУЩУЮ ПРОФЕССИЮ, ВЫ, КОНЕЧНО, ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЙ ХАРАКТЕР, ИНТЕРЕСЫ И СПОСОБНОСТИ, ПЫТАЕТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ. НО ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
  • СЛЕДУЮЩИЙ – САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.

  • 1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • 2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.
  • 3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
  • 4. Ничего не делай против своей воли.
  • 5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.
  • 6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
  • 7. Никогда не отступай перед трудностями

  • Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.
  • Прямота в словах и поступках.
  • Обдуманность действий.
  • Решительность.
  • Не говорить о себе без нужды ни единого слова.
  • Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.
  • Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  • Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках (самому себе).

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (Самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

  • написать тему, эпиграфы;
  • для групповой работы начертить на доске таблицу "Самооценка". В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Как правильно оценить себя?

  1. Судите о себе по делам.
  2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
  3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.
  4. Критикует один - задумайтесь.
    Критикуют два - проанализируйте свое поведение.
    Критикуют три - переделывайте себя.
  5. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

Ход классного часа

I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
  3. Свой характер, темперамент, волю.
  4. Свои вкусы, привычки.
  5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.
  2. Избежать ошибок и разочарований.
  3. Правильно вести себя с окружающими.
  4. Не браться за невыполнимые дела.
  5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года.

Я тоже постараюсь быть объективной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - "Как оценить себя?" (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели. путь к себе.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели:

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра "Маска, я тебя знаю! "

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

  1. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.