Какого числа всемирный день рок н ролла. Всемирный день рок-н-ролла. История и традиции праздника

Всемирный день рок-н-ролла,
есть в мире и такой праздник, отмечается 13 апреля

За календарной датой скрывается целая эпоха, созданная многослойными культурными пластами, а главное людьми, для которых рок-н-ролл стал образом жизни. Зажигательный драйв, танцующие пары, выдающие иной раз буквально акробатические номера. Рок-н-ролл стал не просто новым течением музыки. Это был новый стиль жизни. Вызов обществу и традициям.

Рок-н-ролл характеризуется простой мелодией, построенной на навязчивых гитарных рифах — технике джаза африканского происхождения, основанной на непрерывном и многократном повторении короткой, однообразной, легко запоминающейся фразы с акцентами на 2-й и 4-й долях такта.

В середине 20 века на официальном музыкальном Олимпе США царила оркестровая музыка со сладкоголосым и сентиментальным вокалом. Это был четко выверенный коммерческий проект, призванный оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца. Наряду с официальной музыкой в Америке существовала и совсем другая — громкая, ритмичная, полная жизни — ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать не подготовленную публику, придумал ему другое название — «рок-н-ролл», буквально означающее «раскачивайся и крутись». Так, благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи. Алан Фрид назвал себя Мистер Рок-н-ролл и всерьез занялся популяризацией этой музыки, транслируя ее по радио и организовывая концерты. В прессе, на телевидении, в учебных заведениях началась настоящая война с рок-н-роллом как с пагубным для молодого поколения явлением. Но «лечить» молодежь было бесполезно, тем более новая музыка заинтересовала и белых музыкантов. От ритм-энд-блюза рок-н-ролл унаследовал быстрый темп, громкий звук, напор и собственно состав музыкальных инструментов. Тексты были вторичными, главное — ритм танца и манера исполнения.

Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли, он соглашался, что название рок-н-ролл придумал Алан Фрид, но звук и стиль считал своим изобретением. Он просто смешал ритм-энд-блюз и кантри, добавил уличного сленга и получил убойное варево. Настоящий успех пришел в 1955 г. с песней «Рок круглые сутки» (Rock around the clock) для фильма «Джунгли школьной доски» (Blackboard Jungle). Песня моментально стала хитом не только в Америке, но и в Англии. Нельзя забывать об Элвисе Пресли (короле рок-н-ролла), который стал богом американской молодежи, снял поколенческие противоречия, гламурные шоу красавчика убедили взрослых в том, что рок-н-ролл ничуть не безобразнее, чем чарльстон старшего поколения.О Рое Орбисоне (его «Pretty woman» вы просто не могли не слышать), Джерри Ли Льюисе (который ввел нехарактерный для этого стиля инструмент — фортепиано) и Бадди Холли.

Появился даже определенный стиль — рокабилли (примерно в 1954-56 гг — всплеск популярности Элвиса Пресли), поп-культура потеряла невинность: девочки-подростки уже научились сбегать из дома по ночам, плясать рок-н-ролл и буги-вуги, целоваться под луной и обливать слезами плакаты Элвиса Пресли. Это время было наивным и трогательным: еще лет 15 оставалось до знаменитого «лета любви», появления психоделических наркотиков и психоделического рока. Рок-н-ролл танцевали все — от мальчишки-разносчика до английской королевы. Газеты в подробностях сообщали, как Елизавета II с большим увлечением танцевала рок-н-ролл с лордом Дорчестером. В сентябре 1957 в церкви Манчестера рок-н-ролл звучал во время богослужения. Другая определенная и четкая дата — 1964, условный день рождения нового стиля в рок-н-ролле — поп-рока. Знаменитая ливерпульская четверка благодаря простым и запоминающимся композициям заразила весь мир эпидемией «битломании». В том же 64-м появились и антиподы «Beatles» — «Rolling stones». Быстрый и мощный саунд стал у них техничным и более приятным для восприятия. В 70-е появляется психоделический рок и его яркие представители американская группа «Pink Floyd» и британские «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Black Sabbath». Именно 70-е считаются золотой эпохой в развитии рок-культуры. Выступления групп начинают постепенно выходить за музыкальные рамки. Появляются первые попытки театрализованных сопровождений — декоративное и световое оформление, сценические костюмы и пиротехнические эффекты. Конец 70-х ознаменовался самой настоящей музыкальной революцией. Рокеры как будто вспомнили зачем это все затевалось и родили панк-рок («дрянной рок»). Упрощение музыкальной схемы привело к выдвижению на лидирующие позиции вокала. Смелые и острые тексты были построены на анархизме, критике политики, правительства и богатых слоев общества. В арьергарде панк-рока стояли такие группы, как «Sex Pistols», «The Clash» «Stooges» и Игги Поп. В 80-е появился женский рок, 90-е творчество групп — это проблематика комиксов или компьютерных игр. Единственным рок-н-рольщиком в прагматичные 90-е был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».

В СССР рок стали играть в начале 80-х, самыми известными группами этого направления были Зоопарк, Браво.

Тогда же в 90-е появляется и акробатический рок-н-ролл (федерация в России появилась в 1992 году)— с одной стороны увлекательный, динамичный вид спорта, с другой — искрометный, темпераментный танец. С одной стороны надо быть разносторонне развитым спортсменом, сильным и рисковым, владеть в совершенстве навыками гимнаста, акробата, владеть искусством поддержек, не жаловаться на отсутствие силы, иначе не поймаешь партнершу, или подведешь партнера. С другой надо быть своим в мире прекрасного, чутко улавливать стиль и характер музыкального сопровождения и умело передавать его нюансами движения, отличаться изяществом и техничностью исполнения, быть элегантным кавалером или обворожительной партнершей. Акробатический рок-н-ролл востребован в детской и молодежной среде — через несколько лет из хилых, слабых, неуклюжих подростков вырастают юноши и девушки с завидной осанкой, крепкими мышцами, выносливые, легкие, координированные.

1 сентября 1995г. В Кливленде на берегу озера Эри открылся Дворец славы рок-н-ролла. Под звуки национального — здесь не принято говорить государственного — гимна, исполненного в записи мученика рок-культуры Джими Хендрикса, вдова Джона Леннона Йоко Оно и крестный отец рока Литтл Ричард перерезали красную ленточку. Оркестр грянул «Respect» и в небо подняли десятиметровую фигуру Элвиса Пресли.

Прежде, чем подняться на берегах озера Эри, Дворец славы рок-н-ролла возник еще в 1983г. в мечтах двух людей — Ахмета Эртегуна, владельца фирмы «Атланик рекордс», и Дженна Веннера, издателя журнала «Роллинг Стоунз». Позже к ним присоединился Сеймур Стайн, президент компании «Электра энтертейнмент. Этот триумвират, этот союз практики рока и его теории, алгебры — денег и гармонии — прессы, сначала имел скромные планы — купить в Нью Йорке особняк — браунстоун (из темно-красного кирпича) и превратить его в музей-архив рока. Одновременно было решено учредить символический Дворец Славы ока и ежегодно причислять к сонму его святых наиболее выдающихся музыкантов и певцов, выдержавших испытание временем — выступающих на подмостках не менее 25 лет. С этой целью был образован специальный фонд. Начиная с 1986 года фонд стал проводить торжественные церемонии посвящения в сан «бессмертных» идолов рока.

Американские города скрестили чековые книжки, добиваясь права стать местонахождением Дворца славы рока. Победителем из этого рыцарского турнира вышел Кливленд, выложивший на бочку 65 миллионов долларов.

Дж. Войнович, губернатор штата Огайо в те времена: «Дворец славы рок-энд-ролла обещает стать экономическим катализатором, который придаст нам международное измерение и привлечет поток туристов со всего мира. У Калифорнии и Флориды есть — Диснейленд, у Невады — Лас Вегас. У Огайо будет Дворец славы рока». По предварительным подсчетам ожидалось, что Дворец славы будут посещать около миллиона человек, принося городу около ста миллионов долларов дохода. Возводил дворец И. М. Пеи — патриарх американской архитектуры. Пеи придал модернизму, как радикальному ферменту изменения общества, некую рефлексию «отполированного» индивидуализированного и либерализированного существования в стекле и металле, кирпиче и мраморе. Архитектура дворца дышит юношеской энергией. Ею насыщены его геометрические формы — треугольник, цилиндр, прямоугольная коробка, трапезоид над озером. «Это не просто молодежная музыка. Это музыка молодости» — говорил о своем детище мудрый старец Пеи.

Дворец гнездится на самой верхотуре башни, куда можно добраться по по двойной головокружительной винтовой лестнице. Холл славы -представляет собой гигантскую черную застекленную коробку. На стекле выгравированы имена лауреатов, членов роковой «Академии бессмертных», загораются и гаснут видеомониторы с фотографиями рок-звезд. Дворец символизирует бессмертную славу рок-н-ролла.
«The Beat goes on!»

Литература:

1. Баталина-Корнева Е. История джаза, рок и поп-музыки: Программа факультативного курса [Текст] / Е. Баталина-Корнева // Искусство в школе. — N 3. — С 45 — 50.

2. Илюхина В. И танец и спорт [Текст] / В.Илюхина // Студия Антре. — 2005. — N 6. — С. 20-21.

3. Лозинская А. Рок-н-ролл круглыми сутками [Текст] / А. Лозинская // Штучка. — 2002. — N 7. — С. 10-11.

4. Откуда родом «рок-н-ролл»? [Текст] // Вокруг света. — 2004. — N 7. — С. 131.

5. Переход Н. Рок музыка вчера и сегодня [Текст] / Н. Переход // Искусство в школе — 2002. — N 5. — С. 37-43.

6. С днем рождения Рок-н-ролл [Текст] // ТВ Парк. — 2004. — N 30. — С. 56-59

7. Стуруа М. Храм Рокка на берегах озера Эри [Текст] / М. Стуруа // Юность. — 1996. — N 2. — С. 26-35.

8. Чижова И. А. Взаимодействие культурных традиций новейшего времени [Текст] / И. А. Чижова // Музыка и время. — 2007. — N 7. — C. 11-14.

Существует один день, когда собираются люди, для которых жизнь состоит из музыки и является стилем существования. Его знают и вовремя отмечают во всём мире большое количество поклонников. И читателя ждёт интересный рассказ, про этот праздник: день рок-н-ролла в России.

День рок-н-ролла

Необходимо заметить, что рок очень популярен и с каждым годом его поклонников становится больше. Впервые рок-н-ролл достиг ушей своих слушателей в один ничем не примечательный день, когда известный диск-жокей (в современном мире — диджей) решил немного встряхнуть любителей радио и поставил запись в стиле современного рока. В те времена данный стиль был присущ афроамериканской половине населения. С таким названием музыка не могла появиться в эфире, и Алан Фрид завуалировал её под «RockandRoll».

Новое направление музыки стало набирать сумасшедшие обороты. Непривычное ассорти из деревенского кантри и дикого ритм-н-блюза постепенно укоренялось в сердцах людей. В том числе и в сердцах коренных американцев. И в далёком 54-ом году 12 апреля, музыкантом Биллом Хейли была записана песня, которая стала основоположницей всего стиля: «RockAroundtheClock».

Существует пара официальных версий развития событий: будущий хит был записан поздним вечером или песня была создана уже ночью. Поэтому первые последователи нового течения приняли решение считать 13 апреля днём рока . Именно 13 апреля организуются многочисленные концерты, на которых выступают как ветераны рока, так и начинающие музыканты, в ночных клубах проводят ночи рока, люди приходят насладиться любимой музыкой, пообщаться с такими же поклонниками на знакомые темы и отлично провести время.

Развитие нового направления

С 54-го года, когда такое понятие как рок-н-ролл был официально засвидетельствован и начал очень быстро развиваться. В 60-х годах появляется поп-рок, в 70-х – знаменитый психоделический рок, 1980 ознаменовал пришествие женского рока. Люди были без ума от течения, в котором можно не боясь критиковать политику, зажиточные слои населения и вообще всякую несправедливость, а дата праздника считалась почти святой. Данная музыка считалась свободной, и любой поклонник настоящего рока воспринимал её как смысл жизни и как изъявление своего взгляда на жизнь окружающему миру.

Культура проникла даже в суровый СССР и имела так такие же права, как и остальные музыкальные направления. Советская власть всячески пыталась пресекать распространение нового для людей музыкального течения, но уже в 1980 году русский рок показал себя всему миру. Знаменитые «Кино», «Алиса» и «Наутилус Помпилиус» и сегодняшнего дня весьма популярны.

Можно и не вспоминать, какое положение имеет сейчас и сколько миллионов людей считаются его поклонниками. Уже заранее известно, что день рок-н-ролла в 2019 году обещает быть самым грандиозным событием на планете. Ведь рок это не просто музыка, это огромное количество направлений, множество групп и отдельных исполнителей, миллионы песен и просто отличное настроение.

(World Rock-n-roll Day) - праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни.

Праздник отмечается ежегодно , хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше: 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.

В середине 20 века, вскоре после Второй мировой войны, люди стремились к покою и размеренной жизни. Потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была музыка того периода - спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. На официальном музыкальном Олимпе США продвигалась идея оградить культуру белых от дикой культуры черных и создать добропорядочный образ респектабельного американца.

Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая - громкая, ритмичная, полная жизни - ритм-энд-блюз. Однажды вечером диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид взял на себя смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза. А чтобы не шокировать «белую» публику, придумал ему другое название - «рок-н-ролл». Благодаря Алану Фриду, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем, независимо от цвета кожи.

Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Его коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и уличного сленга имел ошеломительный успех.

Билл Хейли и его хит «Rock around the Clock»

Среди основателей направления был и легендарный Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Его стиль одежды, манеры и движения становились примером для подражания.

В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле - поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию «битломании».

В 1964 году появились «Rolling Stones», отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В 1970-е годы родился психоделический рок, яркими представителями которого явились группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры.

Конец семидесятых ознаменовался появлением панк-рока («дрянной рок»). Упрощенная музыкальная схема вывела на первый план вокал и тексты. В них часто встречалась критика правительства, политики, богатых слоев общества. На волне панка взлетели группы «Sex Pistols», «The Clash», «Stooges», Игги Поп. В 1980-х годах появился женский рок, а в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».

Русский рок зародился в СССР во второй половине 20 века под влиянием западной музыки. Среди самых ранних групп были созданные Александром Градским «Сокол», «Скифы», «Cкоморохи» и «Славяне». Волна битломании, докатившаяся до СССР, привела к созданию практически в каждой школе своей рок-группы. Некоторые из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х, в их числе знаменитая «Машина времени». Но распространение рок-н-ролла сдерживалось советской политикой культурной цензуры.

Виктор Цой и группа «Кино»

Несмотря на это, к началу 1980-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение. «Оттепель» родила группы в стиле «нью-вэйв» - «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и другие.

В 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. Популярность приходит к группам «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк» и «Бригада С».

Конец 1980-х ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья.

Сегодня рок-музыка имеет множество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Тексты песен варьируют от непринуждённого и шутливого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя явной границы между понятиями «рок» и «поп» не существует. Многие музыкальные явления балансируют на грани между ними.

Кто и когда отмечает Всемирный день рок-н-ролла?
Российский интернет пестрит вывесками: «Ко Дню рождения рок-н-ролла! Концерт в клубе Х города N», или «Сегодня в ДК *** празднуется Всемирный день музыки свободы – день рок-н-ролла!» Кто-то празднует 12 апреля, потому что именно 12 апреля 1954 года произошло историческое событие: Билл Хейли записал знаковый сингл «Rock Around The Clock ». Кто-то считает, что отмечать Всемирный день рок-н-ролла надо днем позже. Правда, те, кто настаивают именно на дате 13 апреля, затрудняются объяснить, что же такого памятного произошло в тот день. А в дальнем зарубежье, похоже, про этот праздник вообще мало кто слышал.

Так может, Всемирный день рок-н-ролла – это чисто российское изобретение?
Ну что ж, даже если это так, «музыка свободы» заслуживает того, чтобы светлым весенним днем еще раз прозвучали ее зажигательные ритмы.

Подростковый бунт в США: достаток есть, хотим свободы!
- Это кошмар! Как ЭТО можно вообще записывать на пластинки? Вы слышали? И они называют ЭТО музыкой!
- Да-да, я с вами совершенно согласен. А ведь дети слушают ЭТО целыми днями. Я уж и не знаю, куда деться от этих звуков.

В конце 40-х годов такие или примерно такие разговоры можно было услышать почти в каждом благопристойном американском доме. Взрослые были в растерянности: им казалось, что их дети просто сошли с ума.

Пожалуй, стоит уточнить, что подобные речи велись в семьях белых американцев. Их подросшие чада, кто втайне от родителей, а кто и в открытую, начали общаться со своими темнокожими сверстниками из «черных» кварталов. Воспитанные и во всех отношениях положительные мальчики и девочки стали – о ужас! – употреблять жаргонные выражения и крепкие словечки. Их манеры стали развязными, они стали одеваться просто вызывающе, а уж эта дикая «музыка джунглей»… Ну что им нужно? Чего им не хватает?

И в самом деле – чего им, благополучным и сытым, жившим в процветающей стране, не хватало?
Пожалуй, юных американцев тяготила необходимость идти по пути, проложенному для них взрослыми. Все, что было чрезвычайно ценным в глазах старшего поколения – стабильность, порядок, строгие моральные устои, накопленные культурные достижения – все это воспринималось молодежью как нечто устаревшее, навязываемое извне, и поэтому абсолютно чуждое. Хотелось свободы!

Парадокс, но в своем стремлении к свободе и независимости белая молодежь приняла за образец музыку, стиль поведения и даже манеру одеваться американцев африканского происхождения, то есть тех членов общества, у которых реальных гражданских прав и свобод было гораздо меньше, чем у белых «бунтовщиков». В итоге традиционное для Америки 50-х противостояние «черные-против-белых» превратилось в противостояние «подростки-против-взрослых».

Такой разный рок-н-ролл: Билл Хейли и The Platters
Конфликт поколений очень убедительно был показан американскими кинематографистами в нашумевшем фильме 1955 года «Школьные джунгли ». В качестве музыкального оформления картины была использована композиция «Rock Around The Clock » в исполнении Билла Хейли и его группы Кометы . Художественные достоинства самого фильма, возможно, оставляли желать лучшего, однако сюжет был практически взят из жизни. Картина имела грандиозный успех и в американском, и в европейском прокате. Песня «Rock Around The Clock », которая еще в 54-м году (первая из рок-н-ролльных композиций!) поднялась на вершины хит-парадов, в 55-м вошла в Книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по продажам.

Между тем, многие исследователи считают первой настоящей рок-н-ролльной композицией «Rocket 88 » в исполнении все того же Билла Хейли . Этот сингл был записан Биллом в 1951 году, так что можно смело утверждать, что у рок-н-ролла в нынешнем 2011 году солидный юбилей – ему исполняется ровно шестьдесят лет.

«Музыка черных», «музыка джунглей» – так пренебрежительно называли респектабельные господа энергичную, ритмичную и очень громкую музыку, под которую их дети на танцплощадках выделывали просто-таки акробатические трюки. Однако и в этой малознакомой и не вызывающей никакого доверия афроамериканской музыке вдруг нашелся золотой самородок. Группа The Platters , состоявшая из пятерых талантливейших чернокожих вокалистов (четверо мужчин и одна девушка), исполняла музыку, которую и черные, и белые, и юные, и взрослые готовы были слушать без преувеличения «around the clock », то есть круглые сутки. The Platters работали в жанре ду-воп, который принято считать разновидностью медленного вокального рок-н-ролла. Песню Бака Рама и Энди Рэндома «Only You (And You Alone) » музыканты впервые спели в 1955 году. Проникновенное, идеально гармоничное звучание этих дивных голосов и до сего дня ласкает слух и покоряет сердца. Пожалуй, для преодоления расовых предрассудков творчество The Platters значило гораздо больше, чем деятельность многих политиков.

А что, собственно говоря, означает «rock-and-roll»?
Действительно, что же это такое «rock-and-roll»?
О, об этом лучше всего рассказал бы человек, которого называют самой первой звездой рок-н-ролла, хотя он не пел и не играл, да и вообще был туговат на ухо. Имя этого человека Алан Фрид.

Это Алан придумал термин «rock-and-roll », причем придумал специально для того, чтобы иметь возможность популяризировать музыку афроамериканцев.
Алан работал диск-жокеем на одной из радиостанций Кливленда. Ему, как и многим любителям современной музыки, нравилось звучание негритянских блюзовых групп. Но «расовую» музыку не разрешилось транслировать в программах для белых. Чтобы обойти этот негласный запрет, Фрид вместо словосочетания «ритм-н-блюз» стал использовать нейтральный термин «рок-н-ролл». И он сумел добиться своего! Новая музыкальная программа стартовала в 1951 году; в ней наряду со старыми песнями зазвучали новые, в которых органично сочетались черты «черного» ритм-н-блюза, «белого» кантри и некоторых других жанров. В итоге словосочетанием «рок-н-ролл» стали называть именно такие новые композиции.

Найденный Аланом термин оказался удачным и многозначным.
Когда-то давным-давно моряки обозначали словами «rock and roll » морскую качку. Позже в негритянском сленге слова «rock» (качаться) и «roll» (катиться) приобрели сексуальный подтекст, и именно с таким подтекстом они зачастую употреблялись в песнях стиля ритм-н-блюз. А еще оба слова обозначали танцевальные движения. Конечно же, Алан уверял, что «его» рок-н-ролл – просто-напросто название нового танца и нового жанра музыки для всех: и для белых, и для темнокожих.

Как же отнеслись к появлению новой музыкальной программы радиослушатели?
Молодежь была в восторге. А вот взрослые (белые, естественно) яростно запротестовали. Позже, когда Алан Фрид начал организовывать первые рок-концерты, моралисты-консерваторы пытались запретить и их – ведь на концертах бок о бок сидели и белые, и негритянские подростки. Более того, музыканты были в основном «черные». А уж о чем они пели на своем сленговом английском – и не поймешь, ясно только, что детям все это слушать ужасно вредно!

Возле танцплощадок в «черных» районах города выстраивались настоящие пикеты из родителей белых мальчиков и девочек – они пытались вот так отучить своих детей от рок-н-ролла. Надо ли говорить, что все эти меры оказались бесполезными!

Архитектор Ричард и Король Элвис
Чем темпераментнее и активнее вели себя музыканты на эстраде, тем горячее принимала их молодежная аудитория – и тем резче была реакция со стороны взрослых граждан. Естественно, так было не только в Кливленде. Где бы ни выступал, к примеру, один из самых страстных рок-н-ролльщиков Литл Ричард (он сам называл себя «архитектором рок-н-ролла»), публика разделялась на два лагеря: одни были покорены темпераментом и артистизмом музыканта, у других он вызывал чувство отторжения. Казалось, только необходимость извлекать звуки из рояля удерживает Литла на месте, а иначе он бы в азарте метался по всей сцене!

Во время исполнения своего суперхита «Long Tall Sally » (запись 1956 года) Литл играет на рояле, то поворачиваясь к нему спиной, то закидывая ногу на крышку инструмента. Впрочем, мастерство негритянского пианиста таково, что он одинаково свободно играет в любом положении, при этом ухитряется еще и петь, заряжая своей энергией и коллег-музыкантов на сцене, и публику.

Для фанатов рок-н-ролл был отдушиной, символом свободы, а для бизнесменов – очень прибыльным делом. Шоу-бизнес – это серьезно, господа. Подростки готовы выложить любые деньги за возможность побывать на концерте своего кумира, за автограф, за сувенир с его портретом, да что там – за одну блестку с его костюма! Но откуда же у подростков деньги, господа? Конечно, это не секрет: от родителей. А чтобы родители были готовы платить эти деньги, что надо? Естественно, надо, чтобы родители как минимум не падали в обморок от увлечений собственных детей. А лучше, чтобы родители начали разделять эти увлечения!

Рок-н-ролл надо было сделать более «ручным» и управляемым. Надо было найти таких исполнителей, которые смогли бы завоевать симпатии не только подростковой, но и взрослой аудитории.

Сказано – сделано. Начались поиски белых исполнителей с «положительным» имиджем. Сколько было сделано записей-однодневок! Сколько, казалось бы, перспективных юношей «поломались», не выдержав нервных перегрузок!

Но в итоге все-таки были найдены вполне приличные молодые люди, готовые петь то, что приказано и так, как указано. Они сумели примирить взрослую аудиторию с новомодным звучанием. Как правило, эти музыканты исполняли кавер-версии рок-н-ролльных композиций «черных» авторов. Они несколько сглаживали острые созвучия и подправляли текст. Зачастую такой приглаженный вариант имел даже больший коммерческий успех, нежели оригинальное исполнение.

Но лидера, яркого, харизматичного, все-таки не было – не было до тех пор, пока в шоу-бизнес не пришел Элвис Пресли .

Бывший водитель грузовика, музыкант-самоучка, пройдя «школу» в звукозаписывающей студии Сэма Филлипса и «университеты» под руководством личного менеджера Полковника Тома Паркера, Элвис Пресли в считанные месяцы приобрел одновременно титул Короля рок-н-ролла и статус всеобщего секс-символа. От звуков его голоса девочек бросало в дрожь, а юноши нисколько не ревновали – нет, они старательно копировали его прическу, его взгляд и движения губ.

Он оказался прекрасно обучаемым Королем, но все-таки недостаточно управляемым. Выступая на сцене, Элвис выделывал такие движения бедрами, что вгонял в краску операторов телекамер и редакторов развлекательных программ. Поскольку невозможно было отучить его от этих «непристойных» движений, было принято компромиссное решение: показывать Пресли по телевизору только от макушки и до пояса. Ниже – табу. К счастью, этот запрет не распространялся на кинематограф, и в знаменитой танцевальной сцене из фильма «J ailhouse Rock » («Тюремный рок») Элвис продемонстрировал все свои способности: и вокальные, и танцевальные, и актерские.

Чак, Король электрогитары

Электрогитара – вот основа «нового звука», которым прославился рок-н-ролл. Простейшие электрические усилители для акустических гитар были изобретены еще в 30-х годах. Но настоящие электрогитары, обладающие специфическим «металлическим» звуком и возможностью воспроизводить звуковые эффекты, появились лишь в конце 40х-начале 50-х годов. В пятидесятых еще мало кто уверенно владел всем набором возможностей этого нового инструмента, и среди этого малого количества музыкантов первым был, безусловно, Чак Берри . Его виртуозные гитарные проигрыши в песнях, в том числе и в суперпопулярной композиции Johnny B. Goode (сингл с этой песней был записан в 1958 году), музыканты изучали особо. Рок-н-ролл Чака Берри стал той дорожкой, по которой в рок-музыку впоследствии пришли и The Beatles , и The Rolling Stones , и еще множество достойных музыкантов.
Но это уже совсем другая история…

Я люблю рок-н-ролл. Это невероятная революционная форма самовыражения, способная изменить человека так, что он сам себя перестает узнавать.

Ник Кейв

Рок-н-ролл – музыка свободы, взорвавшая размеренные 50-е, ставшая сегодня классикой и не уступающая по популярности другим музыкальным поколениям, при этом имеющая невероятное количество поклонников.

Зажигательный ритм, сумасшедший драйв и танцующие пары, вытворяющие настоящие акробатические трюки – это был вызов обществу и устоявшимся «белым» традициям. Рожденный из музыкальных пристрастий различных культурных пластов, ставший для многих образом жизни, рок-н-ролл как лихорадка распространился по земному шару.

World Rock-n-roll Day (Всемирный День рок-н-ролла) до сих пор не признан Генеральной Ассамблеей ООН официально, но это не помешает меломанам всего мира отметить его 61-ю годовщину 13 апреля 2015 года. А кое-кто будет праздновать и 12 числа , ведь споры о том, когда же на самом деле родился рок-н-ролл, все еще ведутся среди поклонников.

История возникновения Дня рок-н-ролла

Путаница с датами связана с записью одного из первых рок-н-рольных хитов — «Rock Around the Clock» («Рок круглые сутки»), американским музыкантом Биллом Хейли. По одной версии, песня записывалась поздним вечером 12 апреля 1954 года, по другой – уже ночью.

Годом позже эта же композиция стала саундтреком к фильму «Школьные джунгли», вышедшему на экраны Америки и шокировавшему консервативное старшее поколение бунтарским поведение молодежи.

С выходом ленты рок-н-ролл обрел бешеную популярность. А в преодолении расовых предрассудков новая музыка сыграла, пожалуй, большую роль, чем деятельность отдельных политиков того времени.

Дикая смесь кантри и ритм-н-блюза пугала благопристойных белых американцев, считающих порядок, стабильность и строгие моральные устои столпами благополучия. Но ритмичные, громкие и полные жизни мелодии стирали все границы и преодолевали барьеры.

Чтобы популяризировать музыкальное творчество афроамериканцев, не пугая консервативное население, и обойти запрет на «расовую» музыку, диск-жокей радиостанции Кливленда Алан Фрид придумал термин «rock-and-roll ». Точнее позаимствовал его у моряков, которые называли так морскую качку. И название прижилось.

Новое направление подарило миру таких звезд как Литл Ричард, Элвис Пресли, Чак Берри, Джеймс Браун и многих других. Рок-н-ролл стал тем направлением, следуя которому на музыкальный олимп попали Beatles и Rolling Stones.

Традиции празднования Дня рок-н-ролла

В этот день в ночных клубах устраиваются рок-н-рольные танцевальные вечеринки, в городах проходят концерты. Поклонники собираются вместе, чтобы послушать старые пластинки и хорошенько повеселиться.

Интересные факты, связанные с рок-н-роллом

1. Песня «Rock Around the Clock» стала самой популярной среди множества композиций, написанных в новом стиле. Но так как названия у данной музыки еще не было, она была заявлена на пластинках и радиостанциях как фокстрот.

2. Согласно Книге Рекордов Гиннеса, хит «Рок круглые сутки» стал самым продаваемым синглом в стиле рок-н-ролл , выпущенным группой и вторым по продажам за всю современную историю поп-музыки. Было продано 25 миллионов экземпляров пластинки.

3. На берегу озера Эри в Кливленде в 1995 году был открыт Музей славы рок-н-ролла. Напоминающий своей архитектурной формой птицу с расправленными крыльями, он олицетворяет свободу, которую подарила миру данная музыка.

4. Синглы Элвиса Пресли возглавляли музыкальный рейтинг журнала «Билборд» 151 раз. А сам артист признан самым продаваемым в истории.

5. Тот же легендарный Элвис занесен в Книгу Рекордов Гиннеса , как музыкант, выпустивший наибольшее число альбомов, ставших хитами – 97. Всего творчество Пресли насчитывает 150 альбомов, а суммарное количество выпущенных пластинок на сегодняшний день перевалило за миллиард копий.

6. По версии журнала Форбс, Король рок-н-ролла также возглавил список самых богатых людей , чей доход растет со времени их смерти.

7. Самый грандиозный концерт из когда-либо организованных, провела группа Rolling Stones в Торонто (Канада) в 2003 году. Выступление посетили 490 тысяч человек. Ими же проведено и самое успешное мировое турне, которое в 2005 году принесло музыкантам 437 миллионов долларов.

Свобода вне времени и пространства – вот квинтэссенция рок-н-ролла. И не важно, в какой день отмечать этот замечательный праздник, просто живите в ритме музыки!