Какие чувства вызвал у вас рассказ юшка. «Добрый и наивный Юшка (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)

Это один из душещепательных рассказов,которые я когда-либо читал(а).
В первую очередь у меня этот рассказ вызвал сочувствие к главному герою. То неуважение. которое проявляли к нему люди меня возмутило. Я считаю.что Платонов хотел показать читателям именно это! Что люди относятся к другим людям совсем без уважения и не стыдятся ничего!
В рассказе рассказывается о Юшке - человеке,который работал на кузнеца и каждый год уезжал к своей дочери, чтоб ей помочь. Но люди совсем не ценили его. Они унижали его, дети кидали в него камни,палки и дразнили. А он все равно их любил. Он считал,что если они все уделяют ему столько внимания,пусть таким "неприличным" образом, то они его любят. Но при этом он был болен. Из-за своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. В июле — августе Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и накопленными деньгами и покидал город. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили родственники. Он уходил в леса,ему становилось легче и он возвращался, будто снова родившийся. Но когда он возвращался, местные жители продолжали над ним потешаться. Но год от года Юшка все слабел, жизнь его подходила к концу, грудная болезнь мучила. В одно лето, когда Юшке уже подходило время отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он шел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы.
Прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело!». А Юшка рассердился первый раз в жизни: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя». «Ты мне не мудруй! — закричал прохожий. — Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!» Прохожий со злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал. Прохожий и ушел. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся. Он умер. Мимо проходил мужчина. Он заметил, что Юшка умер. «Помер, — вздохнул столяр. — Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..»
Хозяин кузнецы, в которой работал юшка подготовил его к погребению.Потом Юшку похоронили и забыли.
Но без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей, потому что не было Юшки, безответно терпевшего все.
В один осенний день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца, где ей найти Ефима Дмитриевича.«Какого Ефима Дмитриевича? — удивился кузнец. — У нас такого сроду тут не было». Но девушка не ушла. Кузнец вдруг догадался: «Уж не Юшка ли он?» «Юшка, — прошептала девушка. — Это правда. Сам себя он называл Юшкой». И девушка рассказала кузнецу, что она была сиротой, а Ефим Дмитриевич поместил ее, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтоб она жила и училась. Она окончила медицинский университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел ее проведать. Кузнец закрыл кузницу и повел девушку на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал Юшка, человек, кормивший девушку с детства. Прошло много времени. Девушка-врач навсегда осталась в этом городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные.

Она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей. Все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

Работа по словарю. Теперь проверим, насколько внимательно вы читали текст. Пиранделло. Викторина. Некоторые уроки. Полицейский пришел в ярость. Жизнь, изображенная писателем в новеллах. Уметь выявлять идеи в художественном тексте. Какую маску сбрасывает с себя каждый из героев новеллы. Памятник черепахе. Аналитическая беседа с опорой на текст. Сегодня мы отправимся в путешествие. Черепаха. Аналитическая беседа по вопросам.

«Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»» - Приемы комического изображения в рассказе «Хамелеон» А.П. Чехова. Хамелеонство Очумелова. Литературные жанры. Великая доброта произведений Антона Павловича Чехова. Надзиратель – полицейский чин в царской России, отвечающий за порядок. А.Чехов вошел в литературу в начале 80-х годов XIX века. 40 псевдонимов использовал. Темы сюжетов ранних рассказов А.П.Чехова. Рассказ "Хамелеон" 1884 год. Рассказ А.П. Чехова.

«Бернс» - Переводы стихов Р.Бернса. Человек. Земной рай. Луга весны. Шотландец. Шотландия - родина многих знаменитостей. Строки лучших стихов. Сердце. Навыки выразительного чтения. Шотландия. Образование. Роберт Бернс. Шотландия – страна синих гор. Песни и баллады. Сын шотландского крестьянина. Болтливость. Шестьсот экземпляров «Chiefly». Последние годы жизни. Детство. Праздники. Герои песен. Путь земной. Стихи о любви.

««Описание внешности человека» 7 класс» - Глаза. Характер героя портрета. Развитие речи. Подумайте. Джиролама Савонарола. Пиши правильно. Портрет. Портрет литературного героя. Средства художественной изобразительности. Нос. Виды портретов. Подготовка к сочинению. Молодые руки. Движение на портрете. Отдельные детали. Руки. Литературный портрет.

«Анализ «Жития Александра Невского»» - Библейские имена. Житие как жанр. Решение. Ледовое побоище. Стилистический параллелизм. Эпиграф. Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи. Земля Русская. Воин света. Самсон. Автор. Описание портрета князя Александра. Пауло Коэльо. Хан милостиво относился. Итоги тренинга. Вступление. Иосиф Прекрасный. Работа над содержанием притчи. Г.П.Федотов. Творческий тренинг. Битва на Неве. Теоретические понятия.

«Герои произведений Чехова» - Проект способствует развитию интереса. Анализ Чеховских произведений. Составление теста. Творчество. Изучение биографии. Чехов в школе. Место и дата рождения. Проведение литературной игры. Антон Чехов. Отец Чехова. Чехов в год окончания гимназии. Художник жизни. Поездка. Участники проекта. Капитанская дочка. Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Писатель. Хамелеон. Человек в футляре. Пьесы. Жизнь семьи Чеховых.

Сочинение

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Став врачом, она приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, - свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно

Быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый еще из детских сказок: невозможного нет, все возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...»

Я очень люблю читать - гораздо больше, чем смотреть телевизор. Ведь именно книги дарят человеку новых друзей и знакомых, помогают, не выходя из комнаты, участвовать в увлекательных путешествиях и приключениях. Делая судьбы и истории жизни других людей близкими, книги помогают нам приобретать новый опыт, учиться и совершенствоваться.

После прочтения некоторых книг понимаешь, что их персонажи становятся особенно дорогими, к ним действительно начинаешь относиться как к живым людям, друзьям. Таков и Юшка - главный герой рассказа А. П. Платонова, судьба которого счастливая и трагическая одновременно. Конечно, на первый взгляд, очевидными кажутся лишь беды и проблемы этого удивительного человека. Больной и одинокий, Юшка с утра до вечера работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на содержание чужой ему девочки-сироты, а сам отказывал себе даже в покупке насущных, необходимых вещей - одежды, обуви, чая, сахара. Но главная беда, как я считаю, была в том, что доброго и наивного Юшку никто не принимал всерьез и не понимал, все только смеялись над его странностями, а нередко мучали и даже били его. И не было рядом ни одной души, которая могла бы защитить слабого Юшку, разделить с ним радости и тревоги.

И все же этого странного, необыкновенного человека нельзя назвать несчастным, ведь все его существо было переполнено любовью - к людям и животным, деревьям и травам. Этой любовью и были вызваны кротость и смирение Юшки, его жертвенность и душевная щедрость. Постоянно терпя от окружающих обиды и унижения, Юшка был уверен, что и они его любят, просто не умеют

Правильно выразить свое чувство, «не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». И лучше всяких слов его правоту подтверждает то, что память о Юшке жила еще долгие-долгие годы после его смерти благодаря той самой девочке-сироте, которая с его помощью выучилась на врача и приехала самоотверженно работать в его родной город. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать условия для формирования у учащихся целостного видения творчества А.П.Платонова в русской литературе и его рассказа “Юшка”

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Платонова;
  • Раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа “Юшка”;
  • Рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
  • Пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к “маленькому” человеку, воспитывать доброту, взаимопонимание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о А.Платонове.

Андрей Платонович Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем (Слайд 1). Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет (Слайд 2), он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше...

Давайте вспомним, что вам известно об этом писателе? (Слайды 3-8)

Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что “сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом).

А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро).

А всегда ли так бывает в жизни?

Платонов был талантливым человеком. Он хорошо рисовал. (Слайд 9)

II. Викторина “Угадай, о каком произведении А.Платонова идёт речь” (Слайд 10).

Ребята, посмотрев на иллюстрации, изображённые на слайдах, вспомните названия произведений А.П.Платонова.

- “ В прекрасном и яростном мире” (слайд 11).

- “Корова” (слайд 12).

- “Неизвестный цветок” (слайд 13).

- “Никита” (слайд 14).

- “Волшебное кольцо” (слайд 15).

- “Юшка” (слайд 16).

III. Беседа по рассказу А.П.Платонова “Юшка”.

А сейчас обратимся к рассказу “Юшка”.

Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка. “Побеждай зло добром”, - сказано в Библии. То же самое делает Юшка.

Считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечными людьми?

Согласно Поучению Владимира Мономаха, “Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым”.

Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание ).

IV. Словарная работа.

Выясните значения и уточните написание следующих слов: сострадание, милосердие, гуманизм.

  • Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем (Слайд 17).
  • Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия (Слайд 18).
  • Гуманизм - человечность в отношении к людям (Слайд 19).

Именно эти понятия пронизывают все произведения писателя, а также отражены в рассказе “Юшка”.

V. Обращение к рассказу “Юшка”.

Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского: "Человек есть тайна". Откровенно понятным в своей “нагой простоте” кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу которого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну мы попытались с вами постичь.

Обратимся к тексту рассказа:

“Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

Да что ты “блажной”, непохожий ходишь тут?”

Что значит блажной? Назовите однокоренные слова:

Блаженный

Благополучный

Благодарный

Благовоспитанный

Благонравный.

Блаженный 1) в высшей степени счастливый; 2) юродивый - помешанный или безумец, обладающий даром прорицания (Слайд 20).

Почему так приниженно слово “благо” в грубое “блажной”? От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудь называет сердце жестоким?

(“Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое”). Проводится параллель (сравнение): зрячие со слепым сердцем и слепые со зрячим сердцем.

Что значит слепое?

В Нагорной проповеди Христа говорится: “...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас”, - Евангелие от Матфея. Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди божеские.

Рассматривая рассказ Платонова, мы часто употребляли слова: сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, блаженный, сокровенный, кроткий, смиренный.

Есть ли среди данных слов синонимы? (Слайд 21).

VI. Беседа по тексту рассказа “Юшка”.

Чем помешал Юшка веселому прохожему? (“Чего ты землю топчешь, божье чучело?”)

Как назвал прохожий Юшку? (“Юродом”, “юродивым”).

На Руси юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

После его смерти Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)

Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

- “Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся...” Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

- “Помер, - вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..”

VII. Викторина по рассказу “Юшка”

Викторина поможет нам выяснить, насколько внимательны вы были при чтении рассказа (слайды 22 – 27).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Назовите имя главного героя, не прозвище (Слайд 22).

Сколько лет главному герою? (Слайд 23)

Где работал Юшка? (Слайд 24)

Узнайте героя:

“...глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы” (Слайд 25).

“...большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами...” (Слайд 26).

Закончите фразы:

“Сердце в людях бывает... слепое” (Слайд 27)

“Я жить родителями поставлен... я тоже всему... свету нужен” (Слайд 27).

Давайте вместе определим жизненную формулу Юшки. Из чего же она будет состоять? (Слайд 28). В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. У нас получилась жизненная формула Юшки. Сердце Юшки: любовь к людям, любовь к природе, любовь ко всему живому, любовь к Родине (Слайд 29).

Какова же жизненная формула Юшки?

(Нужно жить, храня в сердце любовь.)

Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора Ф.П.Гааза: “Спешите делать добро, пока не стало поздно!” (слайд 30).

Из чего же состоит формула счастья?

Мне кажется, что “Слово материально. Осталось понять, какие слова и как нужно произнести, чтобы стать счастливым... Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернётся лучшее, что есть в мире” (слайд 31).

Предложите вашу формулу счастья.

Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах были всегда доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие, великодушие...

VII. Составление синквейна.

Ребята, вы знаете, что такое синквейн?

Слово “синквейн” происходит от французского слова “пять” и означает “стихотворение, состоящее из пяти строк” (Слайды 32-34).

1 слово - заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова - это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова - это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова - это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

1 слово - вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Давайте посмотрим на образцы (Слайды 35-39).

Составьте, пожалуйста свой синквейн.

IX. Вывод по уроку.

У такого человека, как Юшка, в сердце жила всеобъемлющая любовь ко всему живому. Она породила в душе героя убеждение в том, что его любят. Он не видел мир иначе. Черты характера главного героя были присущи и автору.

X. Домашнее задание.

Представьте А.П.Платонова нашим современником и напишите ему небольшое письмо – эссе. Расскажите писателю:

  • об уроке, который состоялся в классе;
  • о его героях;
  • о своём отношении к его произведениям.
«Побеждай зло добром…»

Учитель Гойса И. М.

Урок по рассказу А.П. Платонова «Юшка»

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками. И есть – опережающие время, до которых надо ещё тянуться…» К таким писателям относится и Андрей Платонович Платонов. Самобытность его произведений, глубокое проникновение в психологию человека, важность затягиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя. Каждое из них имеет глубокий философский смысл.

Предлагаю разработку урока «Побеждай зло добром…» по рассказу А.Платонова «Юшка».

^ Цель урока: знакомство школьников с творчеством писателя, комментированное чтение и анализ произведения; развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма, уважение к человеку.

^ Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, выставка произведений писателя, иллюстрации Юлии Горчаковой к рассказу.

Эпиграф урока: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз).

^ Знакомство с биографией А.Платонова.

Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестёр, и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу.

Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» - разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром. Он прошёл суровую школу труда, на своей спине испытал, «почем фунт лиха», и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудиться над изобретениями. В это время, то есть в 15-16 лет, он впервые пробует свои силы и в поэзии. Серьёзно, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронёс через всю жизнь.

В тяжелые для народа 20-е годы Андрей Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далёкие степные сёла. Голодал со всеми, как все, работал, не покладая рук.

В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской губерниях. В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе.

Скоро А. Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма.

^ Работа по теме урока.

Словарная работа.

Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его глубоко, важно разбираться в таких понятиях, как сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. Надо знать и смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный. Каждый из вас получил листочек с этими словами, я просила вас поработать с толковым словарем и выписать их значение.

Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, пробуждённое горем, несчастьем другого человека.

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить из сострадания, человеколюбия; милосердный – человек, проявляющий милосердие.

Гуманизм – человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.

Блаженный – 1) в высшей степени счастливый, 2) юродивый – чудаковатый помешенный или безумец, обладающий даром прорицания.

Сокровенный – 1)нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким. 2) сокровище - большая ценность.

Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Смирный – покорный, тихий, спокойный.

Учащиеся объясняют значения слов.

Есть ли среди них синонимы? (Сочувствие – сострадание, кроткий – смирный)

^ Чтение и анализ рассказа Юшка».

Читаем немало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время …» до слов «…вон и Юшка уже спать пошёл»).

Каким человеком предстает перед нами Юшка в начале произведения? («Старый на вид, … мал ростом, худ, бедно одет»).

Где жил и работал Юшка? (В кузнице при большой московской дороге).

Прочитывается эпизод Юшка и дети».

Как дети относились к Юшке? Как Юшка реагировал на жесткость детей?

(«Странный», «чудной» человек терпит от детей многочисленные обиды, часто жесткие и злые, но он никогда не гневается, не сердится, напротив, своих же обидчиков и жалеет. Да и как же их не жалеть, если это дети, в чьи чистые открытые сердца уже брошены семена ненависти и озлобления. И эти смена в детских сердцах дали свои страшные всходы. Дети больше всех обежали беззащитного, любящего их Юшку. Они хотели, чтобы тот на них разозлился, а он молчал, не отвечал детям, не трогал их. И только когда дети делали слишком больно, он говорил им: «Чего, вы родные мои, чего вы маленькие!... Вы, должно быть, любите меня! От чего я вам всем нужен? … Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землёй попали, я не вижу». Но дети по-прежнему толкали его, смеялись над Юшкой. Они радовались тому, что можно сделать с ним, что хочешь, а он им ничего не делает).

Почему Юшка верит, что дети любят его? («Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Зло для детей – источник радости и веселья, дети ждут зла в ответ на их зло, это для них – норма жизни).

Читается эпизод «Юшка и односельчане».

Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? («У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»).

Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан? Почему он их желает?

(Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжело жить людям, им хотелось быть полезными и нужными, но где-то в глубине душ они чувствовали, что разменяли, растратили свои душевные качества, что они никогда уже не ощутят полноты счастья и радости. Злые, жесткие односельчане не могут простить Юшке того, что он понимает их, жалеет их, и слепо мстят за свою пустую душу блаженному Юшке. Мстят за то, что он, бедный, увечный, больной, оказывается среди них счастливым.

«Юшка жалел обидчиков за душевную слепоту, за их жесткое сердце, а не за зло, которое причиняли ему. Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свои разум, силу. Люди умеют работать, а радоваться жизни не умеют»).

Как вы понимаете слова героя: «Они меня без памяти любят…Сердце в людях бывает слепое?» (Юшка считает, что люди не дают отчёта своим чувствам. Они здоровые, зрячие, но сердце их слепое, то есть не откликается на радость, боль другого. Автор использует антитезу «зрячие со слепыми сердцами», которая помогает понять контраст между главным героем и окружающими его).

Читаем отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «шёл весело дальше, как здоровый человек».

Как вы можете прокомментировать эти слова? (Герой рассказа тонко чувствует и любит природу. Он понимает то, что не видят и не замечают остальные. Оставшись наедине с природой, Юшка «целовал цветы», «гладил кору на деревьях», «чувствовал себя счастливым, здоровым человеком»).

Обратимся к эпизоду «Весёлый прохожий и Юшка». Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки?

Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? (Да, душевная чёрствость прохожего стоила герою жизни. Умирает Юшка, обиженный жесткостью людей, их равнодушием, погибает, как цветок, растоптанный бездушным человеком).

Почему людям без Юшки стало грустно жить? («Однако без Юшки людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»). – Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? (Да, это Юшка). В чём проявлялось его любовь? (Юшка доброжелательно относился к односельчанам, их детм, не отвечал жесткостью на зло, он воспитал девочку-сироту, отказывая себе во многом, выучил её. Это добро дало щедрые плоды. Девочка-сирота, «окончив учение на врача», приехала, чтобы лечить людей).

Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки?» («Много лет она работала в больнице для чахоточных», «ни с кого не брала платы за свой труд», «весь день лечила и утешала людей, не утомлялась утолять страдания, отдаляя смерть от слабевших людей», как Ефим Дмитриевич, которого все называли блаженным Юшкой, она несла людям милосердие и сострадание).

Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?

^ Работа с эпиграфом урока.

«Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз).

Как вы думаете, подходят слова доктора Газа для эпиграфа к нашему уроку? Почему?

Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия?

Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «спешите делать добрые дела…».

Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова?

Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонов «Юшка»? (Произведение вызывает жалости к Юшке; поражает бездушие, чёрствость односельчан к помощнику кузнеца; запомнилось чуткое сердце маленького, незаметного человека).

Над чем писатель заставил задуматься? (Автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, видеть хорошее в любом человеке, убеждает в том, что любой человек неповторим. Юшка говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже нельзя».)

Кому из вас хотелось в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка?»

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?