Как выглядят ингуши. ● Древние ингуши. В составе Российской империи

Ей; мн. Один из кавказских народов; лица, относящиеся к этому народу. ◁ Ингуш, а; м. Ингушка, и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. Ингушский, ая, ое. И. язык. * * * ингуши (самоназвание галгаи), народ в России. Живут в основном в Ингушетии (свыше… … Энциклопедический словарь

ИНГУШИ, ингушей, ед. ингуш, ингуша, муж. Одна из кавказских народностей, родственная чеченцам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНГУШИ, ей, ед. ингуш, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Ингушетии. | жен. ингушка, и. | прил. ингушский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ингуши - ИНГУШИ, ей, мн (ед ингуш, а, м). Народ, составляющий коренное население Ингушетии, республики в составе России, расположенной в центральной части северных склонов Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ингушский, один из… … Толковый словарь русских существительных

- (самоназвание галгаи) народ общей численностью 237 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 215 тыс. чел., Ингушетия, Чечня, Северная Осетия 197 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 20 тыс. чел. Язык ингушский.… … Современная энциклопедия

Мн. 1. Народ нахской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

- (самоназвание галгаи), народ в Российской Федерации (215,1 тыс. человек). Живут в основном в Ингушетии, Чечне (163,8 тыс.) и Северной Осетии. Язык ингушский нахской группы кавказ ско иберийских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник:… … Русская история

- (от им., теперь уже не существующего, большого аула Ангушт или Ингушт). Народность чеченского племени, населяющая часть Сунженского отдела Терской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

ИНГУШИ - северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по религии магометане; сто лет тому назад покорились России после длительной и кровопролитной борьбы; во время революционных вспышек 1905 7 гг. отряды И шей шли по вольному найму на… … Казачий словарь-справочник

ингуши - представители родственного чеченцам (см.) вайнахского народа. Для них свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Ингуши , . В монографии рассматриваются основные этапы -этнической истории ингушей; взаимосвязь этнополитических, этнодемографических и этнокультурных изменений на протяжении XX-XXI вв. Приводятся…
  • Ингуши (изд. 1925 г.) , Н. Ф. Яковлев. Содержание книги (написание оригинала сохранено):1. У ингушей на плоскости:Жилище, пища, правила вежливости и гостеприимства, письменность. 2. Семья и род (`фамилия`):Родственные связи,…

МУССА ЗУРАБОВ: «Открываются новые факты легендарной аланской истории ингушского народа.
Опубликовано magas.su в 30.09.2012

Известно много случаев, когда люди русской, грузинской, армянской и других национальностей, узнав, что их собеседником является ингуш, заявляли: «Если бы вы знали свою историю, то ходили бы с высоко поднятой головой». Историческая наука, которую мы изучали в школе и в высших учебных заведениях, не давала ответов на вопросы, связанные с этими заявлениями об истории ингушей.

Помогли познать пока небольшую часть славной истории ингушского народа интернет и многие публикации различных зарубежных и российских авторов. Заслуживают благодарности титанические усилия осетинских ученых, политиков и бизнесменов, издавших безмерное количество работ об истории аланов. В стремлении присвоить легендарную историю ингушского народа они, сами того не подозревая, вооружили нас неопровержимыми доказательствами того, что аланы - это ингуши.
Летом 2011 года мой племянник прислал мне из Москвы книгу Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Эта книга является докторской диссертацией испанца (баска) Алеманя, законченная им в 1997 году, и в которой собраны письменные источники из 12 стран. В 2000 году книга издана на английском языке, а в 2003 году осетины организовали перевод и издание книги на русском языке. Для сведения соотечественников сообщаю, что названная книга легко и бесплатно скачивается из интернета. Советую сперва скачать и распечатать Хронологическую таблицу из этой книги. В этой таблице приведены сенсационные сведения о судьбе аланов (ингушей) с 107 года до новой эры по 15 век новой эры. В книге изложены факты, свидетельствующие о том, что аланы прошли войной по всей Европе, Закавказью и даже по Северной Африке. По итогам этих походов аланы расселились практически во всех европейских странах. Особенно много ингушей осталось в Италии, Франции, Германии, Испании. В книге указано и о том, что аланы и их столица Магас были покорены монголами в 1239/40 годах. Совершенно неожиданной явилась информация о том, что монголы увели с собой 30 тысяч воинов аланов плюс членов их семей. Это не менее 100 тысяч человек. В книге указывается, что аланы по поручению монголов управляли Китаем с 1258 по 1368 годы (110 лет).
В кругу друзей я рассказал о сенсационных сведениях полученных мною из книги Агусти Алеманя. Выслушав меня, один из них рассказал следующую историю. Примерно в 1980 году из Сирии в Чечено-Ингушетию приезжал наш соотечественник Полонкоев. Это потомок ингушей, переселенных в Турцию в 19 веке. Из его рассказа следовало, что строительством мечети в Сирии занимались китайцы, разговаривавшие на вейнахском языке. Буквально в эти же годы от другого человека из Сирии была получена дополнительная информация о том, что один из сирийских вейнахов специально ездил в Китай и встречался с китайцами, разговаривавшими на нашем языке. Они сообщили ему, что их в Китае шесть миллионов. Если мы вернемся теперь к информации Агусти Алеманя о том, что 30 тысяч аланов и члены их семей были уведены в Китай в 13 веке, то становится очевидным, откуда появились китайцы, разговаривающие на вейнахском языке.
Мне могут задать вопрос: «На чем основываются утверждения о том, что аланы это ингуши»? Знакомство с работой Агусти Алеманя укрепили во мне уверенность в ингушском происхождении аланов. Но более года я искал ответ на этот вопрос и считаю, что нашел его 27 сентября 2012 года в интернете. Очередной мой поиск в интернете навел меня на прекрасную работу: «Бернард С. Бахрах «История Алан на западе». Должен отметить, что и эту книгу американского профессора перевели на русский язык осетины.
Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.
8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): Аланум, 836; Аланум, 936; Аланнум, 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
12. Алейнкорт (Гот-Саон).
13. Алейнкорт, называемый также Алейнкорт-ля-Кот (Мерг-и-Мозель).
14. Алейнс (Ор); Фьеф-о-Алейнс, 1334.

Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ. Ингуши называют вершину горы Казбека - Башлоамкорт. Это название состоит из трех слов баш-лоам-корт. В дословном переводе это означает тающая-гора-голова. В смысловом переводе это название обозначает вершина тающей горы. Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.
Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
Теперь еще об одной информации, имеющей важное значение. Известный журналист Владимир Соловьев 13 декабря 2011 года в радиоэфире провел беседу с Президентом института Ближнего Востока Сатановским Евгением Яновичем. Без комментариев привожу вопрос Соловьева и ответ Сатановского.
Соловьев: Через несколько минут мы продолжим. Я узнаю у Евгения Яновича а славяне, кто они такие? Когда они появились? И кто же был тут до славян?
Сатановский: Давайте, помимо простой вещи, до того, как все люди, ныне живущие на земле жили на своих землях, на этих территориях кто-то жил, так получалось всегда. Безусловно, из тех людей, которые сегодня живут на территории Российской Федерации, включающей гигантское количество земель, от Тихого океана до морей Атлантического океана, от Северного Ледовитого до границы Центральной Азии, пожалуй, самые старые автохтонные вот носильники всего, что есть - это вайнахи. Не специально, в качестве комплимента Евкурову или Кадырову, а потому что, действительно, исходя из того, что археологи нам говорят, вот в этом высокогорном уголке Кавказа они осели раньше всех прочих.
Тем народам, историкам и политическим деятелям, которые умудряются заявлять, что ингуши проживают на землях, когда-то принадлежавших осетинам, казакам и кабардинцам следует усвоить, что ингуши тысячелетиями были хозяевами земель и общественного положения не только на Северном Кавказе, но и во многих дальних странах. Одним из главных доказательств этому является тот факт, что хозяевами Дарьялских ворот, имевших большое значение для мировой истории, тысячелетиями были ингуши. Для защиты этих ворот и построены ингушские башни на большом участке кавказских гор, заселенном в последующем и другими народами.
Публикуя настоящую статью, я обращаюсь к ингушской молодежи, особенно к студентом исторического факультета Ингушского госуниверситета с огромной просьбой начать широкомасштабную исследовательскую работу по поиску достоверных исторических материалов о жизни ингушей и их предков на всем пространстве нашей планеты Земли.

  • Чечня Чечня : 1 296 (2010)
  • Тюменская область Тюменская область : 2994 (2010)
  • Ставропольский край Ставропольский край 2227 (2010)
  • Ростовская область Ростовская область 1520 (2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария 1271 (2010)
  • Московская область Московская область 1085 (2010)
  • Казахстан Казахстан : 15 120 (2009 г.)
    Киргизия Киргизия : 568 (1999 г.)
    Украина Украина : 455 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 88 (2009 г.)
    Латвия Латвия 36 (2010 г.)

    Узбекистан Узбекистан : 700 (оценкa 2016) Археологическая культура Кобанская Язык ингушский Религия ислам суннитского толка Родственные народы чеченцы , бацбийцы
    История Ингушетии
    Майкопская и Куро-араксская
    культуры
    Кобанская культура
    Мифология
    Средние века
    Дзурдзукетия
    Ингушетия в составе
    Российской империи
    Ингушский округ в составе Терской области (1860-1918)
    Ингушетия в годы
    Гражданской войны
    Терская советская республика (1918-1919)
    Северо-Кавказская
    Советская Республика (1918)
    Ингушетия в составе СССР
    Горская АССР (1921-1924)
    Ингушская автономная область

    (столица Ингушской области)

    Чечено-Ингушская АО (1934-1936)
    Чечено-Ингушская АССР (1936-1944)
    Депортация чеченцев и ингушей (1944-1957)
    Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957-1991)
    Чечено-Ингушская ССР (1991)
    Ингушетия в составе России
    Республика Ингушетия (с 1992)
    Магас
    Портал «Ингушетия»

    Этимология

    Этноним «ингуши» произошел от названия ингушского селения Ангушт , которое по свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVIIl в. являлось крупным селением в Тарской долине (современный Пригородный район) .

    Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» - башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах .

    Антропологический тип

    Последние данные по гаплогруппам ингушей :

    • J2 - 87,4 %
    • L1с - 2,8-8,5 %
    • J1 - 2,8 %
    • G2a1 - 1,5 %
    • J2a - 1,5 %

    Анализ антропологического материала катакомбного обряда погребения лесостепной зоны бассейна Среднего Дона II-IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+, Z2124), (M267+) и J2a (M410+).

    С точки зрения авторов данного исследования катакомбный характер погребения, ряд краниологических показателей и иные данные, совпадающие с ранее исследованными образцами на Кавказе позволяют идентифицировать захороненных, как алан.

    Согласно тому же анализу только 5,8% ингушей могут считать себя потомками алан.

    Этническое самосознание

    По данным середины XIX века у ингушей отсутствовало единое этническое самосознание. В начале 1920-х годов лингвист Н. Яковлев отмечал, что в ингушском языке ещё нет понятия «народность». Ингуши идентифицировали себя по аулам проживания или родовым фамилиям. Хотя самоназвание «галгай» тогда уже существовало, но у ингушей не было названия для своего языка, который они именовали просто «наш язык». Крупный кавказовед А. Генко в 1930-е годы констатировал отсутствие у ингушей сознания этнического единства .

    История

    Древнейшая история

    На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов - кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII-IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья . Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки ), в античных - под именем «махли» .

    Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи » , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками .

    Средние века

    В средневековье племена предки современных осетин, а также частично ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев входили в племенной союз алан . Из всех племен, входивших в этот союз - одни только осетины сохранили официальный язык алан. По мнению ингушского историка Н. Кодзоева на территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании - город Магас .

    В 1238-1240 г.г. Весь Северный Кавказ был завоеван монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа , в частности, в горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров . Периодом формирования ингушского народа можно считать XIV-XV века.

    В XV веке ингуши предпринимают попытку спуститься на равнины . Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года , поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным , ингуши были вынуждены вновь бежать в горы .

    В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан , однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское , Цоринское , Джейраховское , Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину , где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    Русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии.

    В составе Российской империи

    Ингуши одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам, шахарам , приходят территориальные объединения - Лоамарой , Галашевцы и Назрановцы . В 1848 году ингуши, большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

    В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сел в горы и предгорья, на этих территориях основывались казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая . В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт , в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи , а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская , Даттыхская и Мужичий . Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали их ингушам в аренду. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши, проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю .

    В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .

    В СССР

    В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке - «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По прежнему функционировали мусульманские школы - медресе.

    В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

    В начале 90-х годов осетинская сторона выдвинули версию о том, что «вместо Пригородного района» в состав восстановленной Чечено-Ингушетии в 1957 году были включена Наурский и Шелковской районы Ставропольского края (до 1957 года эти районы входили в состав Грозненской области). Однако передача этих районов Чечено-Ингушетии не может рассматриваться как «компенсация» за Пригородный район .

    По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .

    С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году - на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек ,а по переписи 1989 года - 237 438 человек .

    С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .

    Новейшее время

    В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. Нападение ингушей тщательно готовилось несколько месяцев. За день до нападения на территории Северной Осетии не осталось ни одного ингуша. В 6 часов 30 минут 31 октября вооружённые отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции. В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе Северо-Осетинской ССР, в городе Владикавказе и прилегающих посёлках произошли вооружённые столкновения, в которых участвовали осетинские (в том числе и

    Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

    Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

    ~~~~~~~~~~~

    «Лица России». Ингуши. «Ингушский монолит», 2010


    Общие сведения

    ИНГУШ‘И, галгаи (самоназвание), народ в России (по разным сведениям от 215,1 тыс. человек до 444 тыс. 833 человека (на 2010 год)), вайнахский народ на Северном Кавказе, в том числе в Ингушетии и Чечне (от 163,8 тыс. до 436 тыс. человек), в Северной Осетии, в Пригородном районе (от 32,8 тыс. до 50 тыс.) и др. Более мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. человек), Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Общая численность - от 237 тыс. до 750 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность ингушей, проживающих на территории России, составляет 412 тысяч человек.

    Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа.

    Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык. Письменность на основе кириллицы с 1938 года.

    Верующие - мусульмане-сунниты, ингуши являются мусульманами традиционного суфийского толкования, основанного на учении шейха Бахауддина Накшбанди и перса Абд ал-Кадира ал-Джилани.

    Ингушетия расположена на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта, в центральной его части. Республика Ингушетия граничит с Северной Осетией и Чеченской Республикой. По территории республики проходит участок государственной границы Российской Федерации с Республикой Грузия.


    В горах Ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание Ингуши), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. Переселение на равнину начинается в 16-17 веках. Одним из главных направлений ингушской миграции с гор являлись Тарская долина и другие земли по реке Камбилеевке. Здесь не позднее конца 17 века расположилось село Онгушт (отсюда название Ингуши), ныне село Тарское Пригородного района Северной Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный процесс в 19 веке. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное население было переселено из большей части Сунженского района в Назрань.
    В 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в городе Владикавказе размещался её административный центр, в 1934 она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. Во время Великой Отечественной войны, в 1944, Ингуши вместе с чеченцами были обвинены в сотрудничестве с нацистами и насильственно депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, республика упразднена, потери от четверти до половины населения. В 1957 Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою территорию, при этом Пригородный район, составляющий около половины территории плоскостной Ингушетии, остался в составе Северо-Осетинской Республики, что служит источником конфликта Ингушей с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апреле 1991 закона "О реабилитации репрессированных народов" и самопровозглашение независимости Чечни в ноябре 1991 вызвали движение за создание самостоятельной Ингушской республики (образована в 1992 в составе Российской Федерации). В результате вооруженного конфликта в Северной Осетии и войны в Чечне в Ингушетию въехало около 100 тыс. Ингушей.
    Среди многих ингушских традиций наиболее важной является уважительное отношение к родителям, старшим по возрасту. Дети обязаны обеспечить родителям достойную старость.

    В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), на равнине ведущей культурой являлась кукуруза. Ведущими отраслями сельского хозяйства в 20 веке стали садоводство и виноградарство, тонкорунное овцеводство и мясо-молочное животноводство. В производственной деятельности Ингушей значительное место занимало строительное дело (башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы). Были развиты ювелирное, оружейное, кузнечное, гончарное ремёсла, сукноделие, обработка камня, дерева, кожи.


    Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине Ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены - кунацкая (гостевая комната). Современные дома - преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.
    Традиционная одежда Ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е годы 20 века появились фуражки, несколько позже - высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы - платки и шали.
    Традиционная пища Ингушей - в основном мясо-молочная и растительная. Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты (специфический "даты-кодор" - творог с топлёным маслом) и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
    Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, композиции, куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей были нередки и большие семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для современных Ингушей.
    Традиционные верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели народная медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й половине 19 века, распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 веков, в горной - с 19 века.
    В фольклоре Ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

    М.Ю. Келигов, М.Б. Мужухоев, Э.Д. Мужухоева, Я.С. Смирнова

    Ингуши

    ИНГУШИ́ -е́й; мн. Один из кавказских народов; лица, относящиеся к этому народу.

    Ингу́ш, -а́; м. Ингу́шка, -и; мн. род. -шек, дат. -шкам; ж. Ингу́шский, -ая, -ое. И. язык.

    ингуши́

    (самоназвание - галгаи), народ в России. Живут в основном в Ингушетии (свыше 215 тыс. человек, 1992), Чечне, Северной Осетии. Общая численность 237 тыс. человек (1995). Язык ингушский. Верующие ингуши - мусульмане-сунниты.

    ИНГУШИ

    ИНГУШИ́ (самоназвание - галгаи), народ в Российской Федерации (413 тыс. чел., 2002), коренное население Ингушетии (361 тыс. чел.), живут также в Северной Осетии (21 тыс. чел). Говорят на ингушском языке. Верующие ингуши - мусульмане-сунниты. Ингуши близки по языку и культуре чеченцам (общее самоназвание - вайнахи). Издревле ингушские поселения располагались в горах, где ингуши жили отдельными родоплеменными обществами. Известны Джераховское, Феннинское (Кистинское), Галгаевское (отсюда самоназвание), Цоринское и Мецкальское общества. Переселение ингушей с гор на равнину началось в 16-17 веках и было особенно интенсивным в 1830-60-х годах. Одним из первых поселений ингушей на равнине было селение Ангуш, или Ингуш (на месте современного села Тарское в Тарской долине). От названия селения Ангуш (Ингуш) произошло название народа.
    В конце 1943 - начале 1944 года ингуши были выселены в различные районы Центрального Казахстана. В 1957 году национальная автономия ингушского народа была восстановлена, вновь образована Чечено-Ингушская АССР. Почти все ингуши возвратились на родные места. В 1992 году была образована отдельная Ингушская республика в составе Российской Федерации. В результате вооруженного конфликта в Северной Осетии и войны в Чечне в Ингушетию приехало около ста тысяч ингушей.
    Традиционные занятия ингушей: земледелие (преимущественно на равнине), скотоводство (преимущественно в горах), садоводство. В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство, сочетавшееся с земледелием. В горах ингуши возводили замковые комплексы и заградительные стены. На равнине Ингуши жили в селениях, вытянутых вдоль рек и дорог.
    Традиционная ингушская одежда общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение черкеска с газырями. Зимняя верхняя одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 1920-е годы распространились фуражки.
    Повседневная женская одежда - удлиненное платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Длинное до земли свадебное платье (чокхи) шилось по фигуре из шелка, бархата и парчи. Узкие до локтя рукава имели продолжение в виде свисающих лопастей. Платье украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове - шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем.
    В средних веках знатные женщины носили головной убор «кур-харс» в виде изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен орнаментированной серебряной бляхой округлой формы. Во второй половине 20 века утвердилась одежда городского покроя, множество мужчин носят шляпы, женщины предпочитают платья широкого покроя. Традиционные ингушские блюда: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, молочные продукты. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
    Долгое время у ингушей сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей нередки были и большие семьи, особенно в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны для современных ингушей.
    Сохранились традиционные верования: тотемизм, анимизм, семейно-родовой культ святынь и покровителей, хозяйственные и погребальные культы. В ингушей был развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели народная медицина, календарные обряды. Ислам у ингушей распространялся в предгорной зоне с 16-18 века, в горах с 19 века, утвердился только в первой половине 19 века.
    В фольклоре ингушей значительное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество включает героические исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец ингушей - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню, изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "ингуши" в других словарях:

      Ингуш. ГIалгIай … Википедия

      ИНГУШИ, ингушей, ед. ингуш, ингуша, муж. Одна из кавказских народностей, родственная чеченцам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      ИНГУШИ, ей, ед. ингуш, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Ингушетии. | жен. ингушка, и. | прил. ингушский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      ингуши - ИНГУШИ, ей, мн (ед ингуш, а, м). Народ, составляющий коренное население Ингушетии, республики в составе России, расположенной в центральной части северных склонов Большого Кавказа; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ингушский, один из… … Толковый словарь русских существительных

      - (самоназвание галгаи) народ общей численностью 237 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 215 тыс. чел., Ингушетия, Чечня, Северная Осетия 197 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 20 тыс. чел. Язык ингушский.… … Современная энциклопедия

      Мн. 1. Народ нахской этноязыковой группы. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      - (самоназвание галгаи), народ в Российской Федерации (215,1 тыс. человек). Живут в основном в Ингушетии, Чечне (163,8 тыс.) и Северной Осетии. Язык ингушский нахской группы кавказ ско иберийских языков. Верующие мусульмане сунниты. Источник:… … Русская история

      - (от им., теперь уже не существующего, большого аула Ангушт или Ингушт). Народность чеченского племени, населяющая часть Сунженского отдела Терской области. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

      ИНГУШИ - северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по религии магометане; сто лет тому назад покорились России после длительной и кровопролитной борьбы; во время революционных вспышек 1905 7 гг. отряды И шей шли по вольному найму на… … Казачий словарь-справочник

      ингуши - представители родственного чеченцам (см.) вайнахского народа. Для них свойственны неспешность в действиях и поступках; проницательность и сообразительность; большая, чем у чеченцев, выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.… … Этнопсихологический словарь