Фазиль абдулович искандер хронологическая таблица. Фазиль Искандер. Биография. Фото. Личная жизнь. Интересные факты биографии Фазиля Искандера

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Искандера Фазиля Абдуловича

Фазиль Абдулович Искандер − русский поэт и писатель.

Детство и юность

6 марта 1929 года в Сухуми родился писатель Фазиль Абдулович Искандер. Его отец по национальности был иранцем. Когда Фазилю было 9 лет, отца депортировали, и мальчик рос у родственников матери.

Фазиль Абдулович блестяще окончил школу, после чего стал студентом Московского библиотечного института. Далее будущий писатель начал обучение в Литературном институте.

Некоторое время Фазиль Абдулович сотрудничал с газетой «Брянский комсомолец», а также работал в абхазском филиале Госиздата.

Творчество

Первый сборник поэтических произведений вышел у Искандера в 1957 году. Спустя пять лет вышли два его произведения в издании «Юность». В 1979 году Искандер участвовал в сборнике произведений «Метрополь», который был издан в Америке. За эти несколько лет писателя не печатали в СССР. Публикация работ на родине Искандера началась только в 1984 году.

Фазиль Абдулович писал рассказы, повести, стихи и романы. Среди наиболее известных: «Кролики и удавы», «Молодость моря», «Зеленый дождь», «Доброта земли», «Запретный плод». Общественное признание получил рассказ «Софичка». Известны другие творения писателя: «Где зарыта собака» и «Ночной вагон», а также собрание сочинений в количестве десяти томов. Повести и рассказы писателя выпускались на всех языках Европы.

На основе произведений Искандера снималось множество кинокартин. Самой известной экранизацией стала кинокартина «Воры в законе».

Также было снято еще две картины на основе произведений писателя: «Пиры Валтасара» и «Созвездие Козлотура». В 1992 году выпустили кинокартину «Маленький гигант большого секса», где главную роль сыграл . Это была экранизация произведения «О, Марат!».

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Общественно-политическая деятельность

Фазиль Искандер на протяжении десятилетий являлся активным авторитетом общества в отношении нравственности и морали. Писатель неоднократно заявлял о необходимости защиты малых народов, им написано множество писем, оправдывающих репрессированных писателей.

В 1989 году Фазиля Абдуловича избрали от оппозиционной партии в Верховный Совет СССР. Искандер долго боролся за должность, а победив, успешно работал депутатом до момента самороспуска структуры в 1991 году. Далее писатель не вел политическую деятельность.

Награды и достижения

Фазиль Абдулович являлся членом комиссии Союза писателей СССР, народным депутатом от Абхазской СССР, а также участником комиссии по Государственным премиям России и комиссии по правам человека.

Фазиль Абдулович с 1995 года являлся академиком РАЕН и Академии российского искусства. Также он был участником Независимой академии свободных искусств. Искандер имел звание почетного сотрудника Норвичского университета и члена Академии изящных искусств (Бавария).

Писателю вручалось несколько наград «За заслуги перед Отечеством» 3, 2 и 4 степеней, а также орден «Честь и слава» 1 степени. Он лауреат многих премий, например, Государственных премий России и СССР, премией «Триумф», а также памятным знаком РАН за вклад в развитие российской культуры.

В 2011 году писателю вручили премию по литературе «Ясная поляна» и премию России за сборник сочинений «Избранные произведения».

Фазиль Абдулович являлся старейшиной и уважаемым человеком в абхазской диаспоре Москвы.

В честь писателя названа планета. Банк Абхазии в 2009 году создал памятную монету из серии «Выдающиеся личности», которая посвящалась Искандеру.

Семья

Писатель 56 лет был женат на поэтессе Антонине Хлебниковой. У супругов родились дети: дочь и сын. В 2011 году супруги сообща выпустили сборник стихотворений «Снег и виноград».

Писатель скончался от сердечной недостаточности 31 июля 2016 года. Он погребен с почестями на Новодевичьем кладбище.

В наше время, к сожалению, завершает свой век, потрясающая эпоха действительно уникальных людей, родившихся в начале 20 века и внесших неоценимый вклад в культурное наследие, оставивших воистину неповторимый отпечаток на развитие культуры нашего государства.

Поэтому пока еще есть возможность, необходимо познакомиться с ними поближе, ведь они пока еще живут и продолжают трудиться рядом с нами. Человеком, заслуживающим нашего внимания, является потрясающий абхазский поэт, писатель, журналист, прозаик, духовный авторитет общества, а также общественный деятель Фазиль Абдулович Искандер. Сегодня его заслужено величают патриархом отечественной и мировой литературы.

Фазиль Искандер: биография

Родители мальчика познакомились в городе Сухуми (Абхазия) где и родился будущий писатель 6 марта в 1929 году. Мама Фазиля родом из села Чегем, там же прошло детство мальчика под присмотром родственников. Отец, успешный владелец завода по производству кирпичей, был широко известен в городе Сухуми. В то время половина городских зданий была выстроена из кирпича, производимого на заводе. Да и сегодня еще можно встретить в городе домики из красного кирпича особого оттенка, известные в городе как « искандеровские кирпичи». Мы знаем из истории, что тогда было непростое время. Время ссылок, репрессий и депортаций. Не удалось этого избежать и семье Фазиля. Его отец был депортирован в 1938 году из-за своего иранского происхождения. С того момента семья его больше не видела.

Учеба в сухумской школе давалась смышленому парнишке легко. Закончил он школу золотым медалистом. Прежде чем поступить в Государственный библиотечный институт, Фазиль Абдулович пробовал свои силы в поступлении на факультет философии в МГУ. При сдаче экзамена его обидели слова экзаменатора о том, что «их нация находится на особом контроле и на нее есть разнарядка». Он забрал документы и с легкостью прошел в Библиотечный институт. Проучившись там три года, Фазиль понял, что ему намного интереснее писать самому, нежели заниматься классификацией чужого творчества. Было принято решение о переходе в Литературный институт имени А.М.Горького.

Закончив институт в середине 50-х, работал журналистом и редактором в Брянске и Курске. Взлет по карьерной лестнице продолжился в работе в отделении Госиздата Абхазии. Уже в 1957 году читатель познакомился с Фазилем Абдуловичем как с поэтом. Учитывая то, что Искандер является великолепным знатоком русского языка и все свои произведения писал на русском, невозможно не отметить, что все его стихотворения пропитаны любовью к природе и в целом к Абхазии. Взяв любое произведение в руки, вы увидите Абхазию настолько прекрасной, как будто на земле нет другого места краше, будто весь мир уместился в этом райском уголке. И каждый читатель начинает верить в это с первых строк рассказа или повести.

Широкая известность к Фазилю Искандеру, как к писателю, приходит после выхода повести «Созвездие Козлотура». На этой повести хотелось бы остановиться отдельно, ведь она одна из самых первых, что высмеивает глупость, а также общественное мнение, которым чрезвычайно легко манипулировать. Посвящена она была хрущевской кукурузной кампании, что призывала отдавать под кукурузу лучшие земли страны. Такое безумное распространение этой культуры Искандер считал дискредитацией. Это вызывало в нём горестное чувство. И хотя человечество не стоит на месте, повесть актуальности так и не потеряла. По ней все так же можно проводить аналогии уже в нашем времени. Яркий слог на злободневную тему принес Фазилю Абдуловичу всенародную любовь. С этого момента произведения Искандера стали экранизировать. Большая часть произведений была перенесена на экран к 1989 году, но для сегодняшнего поколения больше на слуху будет «Маленький гигант большого секса» с Г. Хазановым в главной роли по повести «О, Марат!», выпущенной в 1992 году.

Главные сюжеты произведений Фазиля Абдуловича тянутся к нам из его детства и описаны в уникальном своеобразном чегемском стиле. Несмотря на знакомство с творчеством многих писателей, по признанию Фазиля, никто так и не смог произвести на него такое впечатление, чтобы в будущем повлиять на его стиль.

По словам Искандера, он из мухи может раздуть слона, но муха обязана быть живой. Точное описание персонажей списанных с реальных людей иногда играло злую шутку с писателем и приводило к неприятным ситуациям. Как признавался Фазиль в одном из интервью: «Я даже не подозревал, что я описываю людей так детально, что понятно не только мне, о ком я пишу, но и общим знакомым!» Таким ярким романом-эпопеей стал «Сандро из Чегема». Это юмористические новеллы описывающие приключения старого дяди Сандро в разные периоды времени от предреволюционных до современных. В них можно узнать многих друзей и знакомых Фазиля. После «соседских разборок» Искандер стал тщательно камуфлировать отрицательных героев. И только положительных персонажей писал всё так же явно.

У писателя нет никакого рабочего графика. Есть вдохновение и желание — он садится писать, нет — занимается общественной деятельностью. Процесс написания произведений совершенно не регламентирован, но если он берется что-то переписывать, то на-гора выдается в два раза больше материала. Как признается сам Фазиль, отдавая материал на доработку, обратно машинистка получит не 20, а 40 листов. Во время написания текстов Фазиль мало ориентировался на широкий круг читателя, он больше добивался того, чтобы читать интересно было ему, и в итоге выходил отличный роман. И оказалось многим созвучно то, как и о чем он пишет.

Все свои произведения Фазиль Искандер печатал на печатной машинке, компьютер он так и не освоил. Сегодня у него есть помощница, которая ему во всем помогает. Время, когда нет желания писать Фазиль также использует для общения и сбора новых впечатлений. Источником вдохновения Фазиля Искандера писателя, несмотря на прожитую непростую жизнь, были и остаются воспоминания детства, его запахи и вкус, которые до сих пор живут в нем и заставляют творить.

Большое место в своем творчестве писатель уделяет тому, что может вызвать улыбку и смех. Ведь только юмор помогает преодолевать трудности, и пока мы смеемся, мы еще живы и можем что-то поменять в себе и в окружающих. Свой труд писателя Искандер рассматривает, как возможность изменить мир к лучшему, переписав его правила и указав на болевые точки, заставляя всех задуматься и совершенствоваться. Себя он называет исключительно русским писателем, воспевающим Абхазию.

В ходе своей общественной деятельности Фазиль Абдулович, будучи духовным авторитетом, множество раз выступал в защиту небольших народов. В конце 80-х был избран депутатом от оппозиционных сил. Это было еще одно сложное время для нашей страны. Фазиль был в партии тех, кто активно ратовал за так называемую «свободу» для нашей страны в 1991 году и которая обернулась катастрофой. Думая, что государство загнало народ в яму и, увидев результат на который он не рассчитывал, он признался: государство народ оберегало. Эту горькую страницу в своей жизни Фазиль Абдулович перевернул и зарёкся заниматься политикой. Ярый противник войн к конфликту в родной Абхазии относится болезненно. Хочет, чтобы в мире все жили, как добрые соседи, без принуждения.

Уже больше сорока лет писатель живёт со своей семьей в Москве. Он яркий представитель людей ещё той закалки, для которых важно прожить всю жизнь с любимым человеком. Совсем недавно он и его супруга Антонина Искандер (Хлебникова) отпраздновали свою золотую свадьбу. Подарком стал выпущенный сборник стихотворений «Снег и виноград». У супругов двое детей.

Интересные факты биографии Фазиля Искандера:

Принимал участие в выпуске не подцензурного журнала «Метрополь». За свою деятельность был наказан отлучением от возможности печататься в официальных изданиях. Запрет сняли в 1984 году.

  • Был одним из членов жюри в КВН в конце 80-х.
  • Выпущена монета с изображением Фазиля Искандера.
  • Совсем скоро отпразднует изумрудную свадьбу.
  • Награждён многими орденами и премиями.
  • Самый уважаемый абхазец в диаспоре в Москве.
  • На сегодняшний день писателем издано 21 повестей и романов в прозе, 9 сборников стихов, осуществлено 8 экранизаций по мотивам его произведений.
  • Произведения Фазиля переведены на множество языков мира.

Фазиль Абдулович Искандер

И что скрывать - совесть утомительна.

Но, отбросив совесть,

человек превращается в неутомимое животное.

Русский писатель и поэт. Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода, выходца из Ирана, по происхождению - наполовину перса. В 1938 году отца будущего писателя депортировали из СССР, с тех пор Фазиль отца не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Джгерда. Выпускник русской школы в Абхазии, золотой медалист. Литературный институт имени А. М. Горького окончил в 1954-м.

В 1954 - 1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. В 1956-м стал редактором Абхазского отделения Госиздата, где работал до начала 1990-х. А с начала 1990-х постоянно жил в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура».

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Также популярны его повести и рассказы «Человек и его окрестности», «Школьный вальс, или Энергия стыда», «Поэт», «Стоянка человека», «Софичка», «Ремзик», «Морской скорпион», «Дерево детства», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Начало», «Петух», «Рассказ о море», «Дедушка» и другие произведения. В 1979-м участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). Печатался в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя» и немалом количестве других. Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

К числу значимых поэтических книг Фазиля Искандера читатели и критики нередко относят вот эти издания: «Доброта земли». (Сухуми, 1959), «Зелёный дождь». (М., 1960), «Молодость моря». (М., 1964), «Зори земли». (М., 1966), «Летний лес». (М., 1969, «Путь». (М., 1987), «Стихотворения. (М., 1993).

Фазиль Абдулович неоднократно выступал в защиту малочисленных народов. В 1989 году был избран от оппозиционных сил в составе 11 депутатов от Абхазской АССР в Верховный Совет СССР 12-го созыва. Избирательная кампания носила обострённый характер, но Фазиль Искандер победил и работал депутатом до самороспуска Верховного Совета в 1991 году. В дальнейшем политикой больше не занимался. От первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы деликатно дистанцировался.

Сам Искандер восхищался поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

Жена Фазиля - поэт Антонина Хлебникова (Искандер). Отметив золотую свадьбу, весной 2011 года Фазиль и Антонина выпустили совместную книгу стихов «Снег и виноград». Супруги воспитали сына и дочь.

В 2011 году, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я - безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».

Фазиль Абдулович умер 31 июля 2016 года в Переделкине в результате острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Награды и премии:

орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 сентября 2004 года)

Государственная премия СССР (1989) - за роман «Сандро из Чегема»

Пушкинская премия (1993)

Государственная премия Российской Федерации (1994)

Государственная премия Российской Федерации - за вклад в развитие отечественной литературы (2014)

премия «Триумф» (1999)

Почётный член Российской академии художеств

В честь Фазиля Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид (5615) Iskander, открытый 4 августа 1983 года.

В 2009 году Банк Абхазии выпустил памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров, посвящённую Фазилю Искандеру.

Это не солдатик, это не политик.

Сами понимаете, и не Архимед.

Видимо, бродяга. Или же поэтик,

Судя по наличию множества примет.

Чёртова бездомность, чёртова беспечность,

Чёртова сутулость, тощая сума.

Посох - чтоб на ощупь, через быстротечность.

Шапка - чтобы спрятать

Горе от ума.

Да, Москва такая. В общем, неплохая.

Хоть слепоглухая и без языка.

Негостеприимна. Нестранноприимна.

И опять невинна, и всегда Дика.

Да, Фазиль Абдулыч, надо всё обдумать.

Может быть, придумать новые стихи?

А малютка-странник,

здешних муз посланник,

Пусть он притулится где-то близ руки.

Змеи всё пасутся.

Кролики трясутся.

И друг к другу жмутся персонажи книг.

Среди прочих многих,

Сирых и убогих -

Вас безмерно любит

Хотя Фазиль считался абхазцем, но у него была ещё иранская кровь, персидская, как говорят. А он считал себя русским поэтом. И хорошо знал русский язык, блестяще владел русским языком, поэтическими рифмами.

И вот какая строфа мне сразу запомнилась:

И пусть, дыша в лицо мне жарко,

Распахивая мордой дверь,

На грудь мне бросится овчарка.

Я узнан. Лучшего подарка

Не надо. Скручена цигарка.

Легко, спокойно мне теперь.

Какая любовь! Как свободно была написана эта строфа. И я сразу понял, что он настоящий поэт. И я взялся отредактировать его первую книгу. Она вышла, по-моему, в 1951 - 1952 году. Это была тоненькая книжка, но очаровательная...

Постепенно Фазиль вышел на сделавший его знаменитым роман или повесть «Сандро из Чегема». Это блестящая сатира, но сатира, переплетающаяся, сатира, пожалуй, на сталинское время, на банкеты Сталина в Рице, и в то же время - с целой галерей портретов крестьян, уникальных кавказских типажей. Он стал как-то вот одним из воплотителей многообразия Кавказа.

А потом однажды он меня ещё больше потряс. Просто он мне прислал рукопись, которая довольно затруднительно проходила цензуру. Это был роман «Кролики и удавы». Он был написан как сказка, ну, его могли читать и дети, и с этой книгой можно было жить всю жизнь и, каждый раз читая заново, по мере взросления, каждый раз открывать всё новые и новые горизонты... Потому что это был роман против культа личности, против людей, порожденных культом личности, людей, которые были или полукроликами, или полуудавами. То есть, это замечательное совершенно было произведение. И я понял, что это великое произведение, всемирное. Здесь он вступил уже во всемирную литературу. И таким он остался. И этот роман признан, переведён на все цивилизованные языки и признан во всём мире.

Памяти Фазиля Искандера

Есть преджизнь. И она не мгновенна.

Нас, Фазиль, вместе обнял Кавказ.

Все мы люди, единогенны.

Ибо общий Господь у нас.

Мы с тобой одного чекана.

Наших шестидесятых годов.

Я к тебе прилетел из Чегема

от его водопадов и вдов.

И любой - из политиков пошлых

в их крикливенькой хрипоте,

хуже, чем самый простенький ослик,

честно тянущий груз на хребте.

Не слагайте фальшивые оды

в честь науськивателей никогда -

тех, кто стравливает народы

лишь проклятья достойна вражда.

Фрагменты из интервью, данного Александру Гамову, «Комсомольская правда»

Он действительно был мастер афоризма. Одну из бесед с ним мы назвали его цитатой: «Если нечем распилить цепи, плюй на них, может, проржавеет». Это, наверное, и была его философия. Он не был открытым борцом. Он знал, что такое Советский Союз и его пиры Валтасара. Но он ухитрялся сказать очень многое даже в тех рамках. У него за границей была напечатана практически только одна книга - «Кролики и удавы», не вышедшая в СССР. И, конечно же, полный текст «Сандро из Чегема» вышел в издательстве «Ардис», потому что в советском варианте несколько глав было выпущено…

У него есть реплики, которые не придумал бы ни один эстрадник, даже великий Жванецкий. В главе, которая не была напечатана в «Новом мире», некий космонавт предложил в глухой абхазской деревушке выпить за «комсомол, воспитавший нас!» В ответ молодой хозяин, простой мужик, «выходя из оцепенения и приобретая дар речи, с выражением мучительной догадки вымолвил по-абхазски: "Уж не глуп ли он часом?" - "Нет, их так учат, - по-абхазски же строго поправил его дядя Сандро"».

Это блестящая реплика. Если почитать книги Фазиля Искандера, то таких шедевров можно найти полным-полно. Его проза близка людям. Она не высокомерна. Она не злобная. Она не наступательная. Там нет такого: «О, ужас! Смотрите, что творится в мире!» Он понимает, что творится в мире. Но, тем не менее, по Фазилю - уж какой мир есть, в таком и надо жить всё-таки.

Единственное, что можно для него сейчас сделать, - взять и перечитать его книги. Все его книги. Потому что у него нет проходных или конъюнктурных вещей. Понимаете, ушёл последний классик. Шукшин, Аксёнов, Астафьев - он в этом ряду находится.

Евгений Попов

Фрагменты из статьи в «Российской газете»

У него была своя социальная утопия, от которой многие отмахивались, считая точку зрения Искандера стопроцентно идеалистической. Между тем она всего лишь традиционалистская. Базировалась она на двух вещах, традиционных для Кавказа. Впрочем, сам Искандер не любил разговоров о национальном характере. Он часто повторял: «Зачем говорить «кавказский»? Скажите просто: архаический». Утопия состояла вот в чём: как на Кавказе всё решают старейшины, так и в управлении государством нужно всего лишь прислушаться к интеллектуалам. И когда сегодня смотришь на то, во что превратилась Россия, последовательно вытеснив из власти всех интеллектуалов, понимаешь, что утопия Искандера совсем не наивна.

Хорошо помню, как в редакции «Общей газеты» приглашённый в гости Искандер спорил с Егором Яковлевым. Яковлев напоминал: вспомни своё бесполезное депутатство, освистание Сахарова, полный крах диссидентов, пытавшихся хотя бы написать тут гуманные законы. Искандер настаивал: государство должно управляться так же, как дом. А в доме решает старший и умный. Помню его тогдашнюю фразу: ситуация разрыва интеллигенции и власти ведёт только к взаимной безответственности. Не знаю, поздно ли сегодня вспомнить этот совет. Власть скомпрометирована так, что порядочный человек к ней близко не подойдет. Да его и не подпустят. Но надо же когда-то будет начинать заново.

Фрагменты из публикации на сайте Sobesednik.ru

Среди моих фаворитов на Нобелевскую премию Фазиль Искандер делил первое-второе места с Людмилой Улицкой. У Улицкой шанс ещё остаётся, а Искандеру премию теперь уже не дадут, потому что эта награда присуждается только живущим. Впрочем, ни Чехов, ни Лев Толстой, ни Набоков, ни Ахматова тоже не были нобелиатами. И что это меняет в нашем отношении к их творчеству? А ведь Фазиль Искандер очень органично смотрится в этом списке. Его ещё очень долго будут читать. Это и есть главная писательская награда!

95 процентов искренности

«45-я параллель», №24, 1992

На вопросы «Анкеты Достоевского» и собкора-45 отвечает Фазиль Абдулович Искандер

- Ваше любимое изречение, афоризм?

Это стихотворная строка Назыма Хикмета из «Тюремных стихов»: «Моя голова была вторым человеком при мне»…

- Что Вы цените в людях?

Доброту и доброжелательность.

- Что не любите?

Не люблю многое…

- Какие недостатки Вы склонны прощать?

Простительнее всего, на мой взгляд, излишняя доверчивость.

- Вы считаете это недостатком?

Да, я считаю это недостатком, идущим от большого достоинства.

- А чего не прощаете? - До разрыва.

Коварства, вероломства, двоедушия.

- Ваше любимое занятие?

Пожалуй, писательство и есть моё любимое занятие.

- А развлечение?

Игра с ребёнком. Беседа с друзьями за бутылкой хорошего вина. Которую теперь так трудно достать. Как и завести друзей, впрочем

- Что Вы цените в мужчинах?

Три «М»: мудрость, милосердие, мужество.

- А в женщинах?

Многое. Но больше всего женственность.

- Ваше отношение к браку?

Труднейший вопрос. Я считаю, что каждый может устраиваться, как ему удобнее, но…если есть дети, то семья необходима. Страдания ребёнка, не понимающего, где его мать или отец, - это невыносимое страдание.

- Есть ли у Вас цель в жизни?

- Есть. Идеальная цель: через творчество способствовать гармонии мира, а на обычном уровне -иметь достаточно времени и бытовых удобств, чтобы спокойно работать.

- Что такое счастье?

Это когда рядом нет несчастья.

- А несчастье?

Несчастье - это то, что подавляет наше состояние гармонии. Несчастье подавляет наши возможности со всей полнотой выразить себя в творчестве и в жизни.

- Были ли Вы счастливы?

Да. Много раз.Это было связано с самыми разными обстоятельствами. А чаще всего - безотчётное счастье.

- Верите ли Вы в судьбу?

Мне на этот вопрос трудно ответить. Но были какие-то определяющие моменты, связанные с творчеством. Иногда я как бы мог «накаркать» себе судьбу. Бывало так, что я записывал нечто о своей судьбе - просто так, как отражение какой-то внутренней тревоги. И у меня есть опасение, что эти предчувствия сбывались. Потому что были записаны.

- То есть, если бы эти вещи не были записаны, то ничего бы и не произошло?

Мне кажется, что не произошло бы…По каким-то фактам я могу судить об этом. Но это далеко идущая тема…Грех, а может быть, тайная гордыня в том, что я это зафиксировал.

- В какой исторической эпохе Вы хотели бы жить?

Вы знаете, я никогда, как мне кажется, не обладал временно й фантазией, поэтому мне трудно представить, что я мог бы жить в другой эпохе.

- Было ли историческое событие, которое произвело на Вас наибольшее впечатление?

Пожалуй, самое большое впечатление и влияние - двадцатый съезд.

- Если бы у Вас была возможность облагодетельствовать всё человечество?

Я бы постарался, чтобы люди стали добрее и прямодушнее.

- Был ли у Вас соблазн другой жизни?

Такой соблазн бывал и бывает довольно часто. Но это не значит, что я зачёркиваю то, как я жил. Я не принадлежу к тем людям, которые считают: доведись мне жить ещё раз, я бы прожил так же. Нет, я так не считаю. Ошибки были.

- Главная черта Вашего характера?

Мне самому об этом судить трудно.

- А что бы Вы хотели изменить в себе?

Бывает, что очень мешает в работе и в жизни вторжение ненужных, неприятных людей.А у меня часто не хватает твёрдости отгородиться от них. Но, наверное, это никак нельзя изменить.

- Если бы Вы не стали Фазилем Искандером, то кем бы Вы хотели стать?

Очень трудно ответить на этот вопрос. Я, честно говоря, никогда не задумывался над этим.

- Вы верите в то, что сделанное Вами останется?

Хотелось бы верить.

- Ваше отношение к смерти?

Я бы не сказал, что добродушное.

- Какой смертью Вы хотели бы умереть?

Не знаю. Я думаю, что лучшей смертью является та, когда наименьшее время уходит на раздумья о её неизбежности. Я бы хотел ещё, чтобы смерть была достойной и опрятной.

- Ваше отношение к Богу?

- Трудно сказать. В минуты вдохновения я понимаю, что Бог есть. Я склоняюсь к мысли, что логически существование Бога ближе к истине, чем Его отсутствие. Но я не могу сказать, что живу верой.

- Любимые литературные герои?

Пушкинский Савельич из «Капитанской дочки», Пьер Безухов из «Войны и мира»,сэр Джон Фальстаф Шекспира…Вот те любимые герои, которых я вспомнил сейчас…

- Был ли в Вашей жизни человек, оказавший на Вас наибольшее влияние?

Конечно, многие интересные люди оказывали на меня влияние…Но в моём мальчишеском возрасте был такой Юра Шервашидзе. Он был гораздо старше и куда более развитый, чем все мы. И я думаю, что из всех людей, окружавших меня в детстве, именно Юра оказал на меня наибольшее влияние.

- Вы верите в любовь с первого взгляда?

Я верю в возможность такой любви. Но чаще всего она длится ровно столько времени, сколько длится взгляд.

- С Вами когда-нибудь случались чудеса?

Одно чудо я могу припомнить… Я был мальчишкой лет десяти, и меня вечером послали за водкой. И всю дорогу мне мерещилась пачка денег, и я напряжённо смотрел на дорогу…И у самой лавки я нашёл пачку денег… Было ли это чудом? Мне могут сказать, что меня сотни раз посылали в лавку, и сотни раз я хотел найти деньги, и всё это случайно совпало. Но я не могу так сказать. Именно в этот момент было какое-то возбуждение, какое-то особое состояние.

- Есть ли у Вас любимое воспоминание?

Есть, и не одно. Но делиться ими я не хочу…

- Круг Вашего общения?

- Дружеский круг довольно узок. В силу моей профессии писателя ко мне постоянно обращаются очень многие люди, и мне приходится иметь с ними дело.

- Что Вы цените в друзьях?

Больше всего - и в друзьях, и в людях - я ценю простодушие и прямодушие.

- Ваше отношение к Достоевскому?

Отношение сложное. Я восхищаюсь его невероятно проницательным умом, но как художник со множеством дисгармонических начал он мне не близок. Вот такое двойственное отношение. Восхищение его невероятной проницательностью и гигантским умом, но, если мне хочется получить чисто художественное удовольствие, я читаю Пушкина или Толстого.

- Какой вопрос Вы хотели бы задать самому себе?

Я много вопросов задаю самому себе. А чаще всего такой: имею ли я малейшее право быть довольным самим собой?!

- Насколько искренне Вы отвечали?

Полагаю, что искренне. Процентов на девяносто пять.

Интервью провёл Валерий Перевозчиков

Вместо постскриптума

Если над недостатками страны хочется смеяться, значит, страна ещё может выздороветь. Если смеяться над недостатками страны не хочется, значит, она уже погибла. Над погибшими не смеются…

Иллюстрации:

портреты Фазиля Искандера разных лет -

Валентин Соболев, Роберт Нетелев, Валентин Кузьмин,

Александр Сенцов и Александр Чумичев,

Александр Яковлев, Григорий Сысоев и другие мастера;

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), русский писатель. Родился 6 марта 1929 в Сухуми. Отец, иранец по происхождению, в 1938 был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии. Поступил в Московский Библиотечный институт, в 1951 перевелся в Литературный институт им. А. М. Горького (окончил в 1954).

Был литературным сотрудником газет «Брянский комсомолец» (1954-1955) и «Курская правда» (1955-1956). Начал печататься в 1952. С 1956 до начала 1990-х годов жил в Сухуми, работал в Абхазском государственном издательстве, регулярно публиковал стихи в журнале «Литературная Абхазия»; выпустил книги стихов Горные вершины (1957), Доброта земли (1959), Зеленый дождь (1960), Дети Черноморья (1961), Молодость моря (1964).

Бессмысленная работа превращает человека в бюрократа.

Искандер Фазиль Абдулович

С конца 1950-х годов публикуется также в журналах «Юность», «Неделя» и «Новый мир» наряду с В. П. Аксеновым, О. Г. Чухонцевым и др., выступив с рассказами Петух, Рассказ о море, Должники, Мой дядя самых честных правил (сборники Тринадцатый подвиг Геракла, Запретный плод, оба 1966, и др.), в которых проявил себя мастером колоритных сатирических зарисовок и этнографического бытописания.

Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру повесть Созвездие Козлотура (1966) — полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном «почине». Абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы.

«Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» — эта формула осторожного и твердого отказа от невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. Проявившийся в повести характерный для Искандера сплав яркого, с точным ощущением национального характера, литературного этнографизма, богатой смеховой палитры (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), «камерного» лиризма и социально-политического обличения, двуплановости «эзопова» языка и сочности живой разговорной речи отличает и многочисленные произведения-воспоминания Искандера, написанные от лица (или посредством введения этого образа) Сандро, народного героя, старика и юноши одновременно.

Центральное из них — роман Сандро из Чегема (1973-1988, полное изд. 1989), состоящий из публикуемых с 1966 отдельных фрагментов (одноимен. рассказ, Дядя Сандро и пастух Кунта, Чегемские сплетни, Пастух Махаз и др.), в котором главный герой претендует на роль, родственную образам Тиля Уленшпигеля или Ходжи Насреддина — плута и мудреца, выразителя национального характера и народной «фронды», и где история страны и в ней — абхазского народа передается через призму его насмешливо-разоблачительного восприятия (особенно примечательна здесь глава Пиры Валтасара, где наряду с вымышленными героями действуют гротесково-пародийные образы Сталина, Калинина, Берии и др.).

Проблема катастрофического несовпадения патриархального мира национальной «окраины» и советской «метрополии» с ее политическим и экономическим диктатом высвечивается также в «детских», проникнутых, как и все творчество Искандера, автобиографически-мемуарными мотивами, повестях и рассказах о Чике (в т. ч. Защита Чика, 1983), в рассказах Начало, Лов форели в верховьях Кодора, вызвавшем у некоторых критиков даже обвинение в национализме, Летним днем, Письмо, Встреча в поезде, Бедный демагог (все 1969) и др., вплоть до ностальгически звучащих повести Сумрачной юности свет (1990), романа Человек и его окрестности (1992-1993), рассказа Софичка (1995).

Метафорической обнаженностью, в духе и стилистике мировой антиутопии 20 в. (Е. И. Замятин, О.Хаксли, Дж. Оруэлл), выделяется философско-политическая повесть-сказка Искандера Кролики и удавы (1982, США; 1987, М.), в которой государство, предводимое диктатором Великим Питоном и состоящее, с одной стороны, из пожирателей-змей, а с другой — из молчаливо, с благословения своего Короля, идущих к ним на пищу кроликов и бессловесных работяг-туземцев, заклеймено язвительной сатирой во всех своих слоях, согласившихся на столь противоестественный и каннибалистский «общественный договор». Своеобразную форму протеста (свобода самоубийства в ответ на смерть по принуждению) предлагает писатель в рассказе Широколобый.

Фазиль Искандер – классик при жизни, по собственному признанию, абхаз с персидской фамилией, осознанно выбравший русскую культуру. Прозаик обладал одновременно солнечным и грустным даром, по его книгам снимают фильмы и ставят спектакли. Произведения Искандера читают на всех европейских языках. Благодаря его перу весь мир познакомился с маленькой, но такой душевной страной Абхазией.

Детство и юность

Фазиль Абдулович родился весной 1929-го в Сухуми. Дед Ибрагим Искандер, иранец по происхождению, основал один из первых абхазских кирпичных заводов. Продукцией предприятия были застроены улицы города. Ибрагим женился на местной девушке Хамсаде, которая стала управлять обширным хозяйством после смерти главы семьи.

Старший сын Абдул-Керим женился на Лели Хасановне Мишелия. Мать писателя – абхазка, родом из поселка Чегем. Красоты и людей малой родины Искандер воспел в рассказах «Сандро из Чегема». В браке появились дочь Гюли и сыновья Фазиль и Фири. В девятилетнем возрасте Фазиль остался без отца – того выслали в Иран, и больше они не виделись. Будущего писателя вырастили мамины родственники.

В Чегеме был колхоз, выращивающий виноград, табак и кукурузу, работала восьмилетняя школа. После войны, на полях которой осталось почти все мужское население, и в горах стало трудно жить, семьи начали переселяться в близлежащее крупное поселение Джгерду. Отток усилился, когда в школе вместо преподавания на абхазском языке ввели обучение на грузинском. Дети, доучившись до 8 класса, перебирались в город Ткварчал или вовсе уезжали.


Произведения писателя - во многом иллюстрация его собственной биографии, поэтому Искандер не писал мемуаров. Фазиль с отличием закончил русскую школу, по окончании которой поехал в Москву поступать на философский факультет университета. Историю о том, как золотой медалист не прошел в МГУ, оскорбившись замечаниями экзаменаторов насчет национальности, писатель изложил в фабуле рассказа «Начало».

Там же Фазиль пояснил, почему стал студентом Библиотечного института, откуда вскоре перевелся в кузницу отечественных литераторов – Литературный институт имени :

«Проще и выгоднее самому писать книги, чем заниматься классификацией чужих».

Литература

Искандер окончил институт в 1954-м, но еще на студенческой скамье опубликовал первые стихи, полагал, что их и будет писать. Всего Фазилем Абдуловичем выпущено девять поэтических сборников. В 1957-м опубликована первая книга – «Горные тропы». Позже, когда Искандер перешел на прозу, говорил, что сделал это под влиянием творчества , когда понял, что нет разницы между поэзией и прозой.


Выпускник Литературного института приобрел опыт журналистской и редакторской работы в газетах «Курская правда» и «Брянский комсомолец», в абхазском отделении государственного издательства. Рассказы, романы и повести Искандера публиковались на страницах изданий «Смена», «Юность», «Неделя, «Костер».

Всесоюзную славу писатель приобрел после публикации в 1966 году повести «Созвездие Козлотура». Произведение через тридцать лет получило воплощение на киноэкране в одноименной комедии с участием и . Цитата из нее - «начинание хорошее, но не для нашего колхоза» - превратилась в форму вежливого, но категоричного отказа от недальновидных, опасных, а порой и абсурдных экспериментов.


Повесть дважды выдвигалась на Государственную премию СССР по литературе, но неудивительно, что столь смелое описание эзоповым языком хрущевских «кукурузных опытов» признания тогда не получило.

Общественное признание получил рассказ о наивной и честной девушке «Софичка», социально-психологические повести «Морской скорпион» о судьбе интеллигенции и «Стоянка человека», в которой суровая и непреклонная бабушка – это бабушка Фазиля, вгонявшая семью в ужас тем, что открыто говорила то, что думала.


Творчеству Фазиля Искандера присущ особый стиль. Так, «Сандро из Чегема» - не просто роман, а цикл новелл, над которым писатель работал не одно десятилетие. У них нет общей сюжетной линии, но один главный герой. Автор не противопоставляет открыто героев произведений существующему политическому строю и царившим в то время нравам. Наоборот, им присущи изящная сатира и сарказм вкупе с точной передачей национального характера и живой разговорной речи.

По мотивам одной из новелл – «Пиры Валтасара» - снят художественный фильм, в котором главный герой Сандро Чегемский приглашен на банкет к . Валтасаров пир, как известно, - библейский сюжет, означающий разгульное веселье в преддверии беды. По сюжету новеллы и фильма действие происходит в 1935 году, и после банкета начинают исчезать его участники.


Точно так же нет единой фабулы и у «Детства Чика». Герой новелл – мальчик по имени Чик, ребенок, но в перипетиях жизни решающий отнюдь не детские задачи и проходящий таким образом путь духовного становления. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» от начала и до конца пронизан юмором, но весьма поучителен. Перед читателем ставится вопрос – что в действительности есть подвиг, как в одном человеке сочетаются трусость и мужество.

Путем жизнеописания героев произведений Искандер рассуждал о таких понятиях, как честь, достоинство, уважение, справедливость. Писатель мастерски использовал аллегорию и гротеск. Царство змей в «Кроликах и удавах» - тоталитарное государство, Цветная капуста – надежда на светлое будущее.

Даже имена кроликов носили потаенный смысл: Задумавшийся – искатель правды и истины, Находчивый – приспособленец, сумевший добиться расположения Короля, Возжаждавший – ищущий справедливости, истовый продолжатель дела своего учителя.


Самый известный пересказ произведений Фазиля Искандера в кино – «Воры в законе» по мотивам рассказов «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур», опубликованных в 1986 году в журнале «Знамя».

Личная жизнь

В 1960-м Фазиль Искандер женился на поэтессе Антонине Хлебниковой. Девушка была моложе на 11 лет, происходила из интеллигентной семьи. Антонина изначально и безоговорочно признала супруга главным в семье. Как говорила :

«От их общения лимонад кажется тугим и шипящим, как шампанское».

Хлебникова работала в научно-исследовательском институте министерства энергетики, редактором в экономических журналах. Еще до встречи с Искандером писала стихи, но впервые вынесла плоды труда на суд публики только к золотой свадьбе: в 2011-м супруги выпустили совместный сборник «Снег и виноград».


Дочь Марина по образованию филолог, пишет картины. Через двадцать лет, в 1983-м, родился сын. Александр окончил факультет журналистики, но по специальности не работал, выбрал сферу финансов. Изредка писал рассказы, которые очень нравились Фазилю Абдуловичу. Сам Искандер любил творчество и , произведения и .


Сына писатель крестил, помог в этом , с которым Искандер часто вел беседы на богословские темы. После убийства священника, спустя десять лет, Фазиль принял православие.

Писатель работал по старинке – на печатной машинке, собственноручно перепечатывал сочинения, причем с каждым разом они увеличивались в объеме.

Смерть

Последние десятилетия жизни Фазиль Искандер провел в подмосковном Переделкино и желал, чтобы похоронили его там же. Писатель умер от сердечной недостаточности в июле 2016 года.


Власти Абхазии предлагали семье и близким похоронить Искандера в центре столицы – Сухуми, однако последнее пристанище он обрел на Новодевичьем кладбище в Москве.

Библиография

  • 1957 – «Горные тропы»
  • 1961 – «Дети Черноморья»
  • 1964 – «Тринадцатый подвиг Геракла»
  • 1966 – «Созвездие Козлотура»
  • 1970 – «Дерево детства»
  • 1971 – «День Чика»
  • 1973 – «Сандро из Чегема»
  • 1979 – «Под сенью грецкого ореха»
  • 1983 – «Защита Чика»
  • 1987 – «Кролики и удавы»
  • 1988 – «О, Марат!»
  • 1990 – «Стоянка человека»
  • 1997 – «Софичка»