Как срисовать с фотографии человека карандашом. Как нарисовать мужской портрет карандашом? Видео: Как рисовать лицо мужчины карандашом

Это второй урок испанского художника Луиса Серрано, первый был по рисованию мужского портрета.

Мы будем рисовать портрет актрисы Одри Хепбёрн из легендарного фильма «Завтрак у Тиффани»(1961г). Для урока нам потребуются карандаши В, 3В и 6В, ластик, бумага Canson Marfil.

Чтоб получился хорошо нарисованный портрет, необходимо, в первую очередь, нарисовать хороший эскиз. Для этого мы должны правильно отобразить все детали лица и пропорции, чтоб добиться сходства с фото. Только так мы добьемся наилучшего результата. Если мы сделаем плохой эскиз, будет большая вероятность того, что портрет наш не получиться. Нанесите ориентировочные линии, чтоб было легче нарисовать эскиз.

Набросок делаем карандашом В, стараясь сильно не давить на карандаш. Начинаем рисовать с левого глаза, если вы правша(если левша, то с правого).

Рисуем другие черты лица, постоянно сравнивая с оригиналом и пытаясь сохранить пропорции. Старайтесь меньше стирать ластиком, потому что бумага пачкается и портится.

Сходство эскиза не очень большое, но мы видим, что основные черты и пропорции переданы правильно. После того, как закончите эскиз, немного отдохните и взгляните на него свежими глазами, если вас все устраивает, идем дальше.

Шаг 1. Начинаем рисовать глаза. Начинаем прорисовывать глаз карандашом 3В, а именно зрачок и ресницы. Глаз рисуем, который находиться по левую руку.

Шаг 2. Посмотрите внимательно на верхнюю часть глаза, самый вверх зрачка и глазного яблока затемнен, т.к. веко всегда бросает тень, и из-за этого глаз не выглядит плоским. Рисуем ресницы. Сначала нарисуйте толстую линию, потом добавьте небольшие штрихи карандашом, имитируя ресницы. Сделайте тени сверху глаза, а также в уголке глаза.

Шаг 3. Прорисовываем второй глаз, а также брови. Потом начинаем рисовать нос. Все рисуем 3В карандашом, если не указано иное. Он начинает рисовать с ноздрей, стараясь не делать их слишком большими и увеличенными, чтоб не выглядел нос, как у свиньи. Наносим мягкие тени справа и внизу носа, чтоб придать носу объем. Тени должны быть мягкими, чтоб передать тон фотографии. Наносим тени на лицо с правой стороны.

Шаг 4. Продолжаем затенять лицо, наносим тень под носом и слегка выделяем выемку над верхней губой. Очень нежно и мягко нанесите тень на щеку с левой стороны. Потом рисуем рот — это сложная задача, особенно если он открыт.К счастью, у нее едва заметны зубы, поэтому нам немного будет легче. Первым делом рисуем область внутри рта, зубы при рисовании не увеличивайте. При рисовании внутренней части рта можете использовать более мягкий карандаш, чтоб придать темный оттенок. Затем начинаем прорисовывать верхнюю губу, создавая переходы теней.

Шаг 5. Рисуем нижнюю губу. Сначала затеняем верхнюю и нижнюю область нижней губы, так чтоб центр был нетронут, оставался белым. Потом отдельными штрихами, повторяющими форму губы, наносим тени на нижнюю губу, создавая имитацию блика.

Шаг 6.Нанесите тень на подбородок.

Шаг 7. Теперь приступим к рисованию волос, у некоторых людей это вызывает панику. Но прорисовать волосы необходимо, чтоб достичь полноты портрета, т.к. прорисованные черты лица и недорисованные волосы создают ужасное впечатление, это ни ест хорошо. Сначала мы прорисуем ухо, потом посмотрим на фото и определим темные участки волос, затем нарисуем их.

Шаг 8. Потом более мягким тоном затемняем более светлую область волос, штрихи должны быть неравномерными. Потом между темными участками проводим линии для имитации блеска волос.

Если вы посмотрите на верхнюю часть головы Одри, вы увидите результат этих действий. Волосы, как и все остальное имеют тень, яркость. неровности. Типичная ошибка для начинающих — это рисовать множество волосинок, не определив темные и светлые участки волос, получается что-то вроде щетки из волос. мы совершаем данную ошибку, потому что знаем, что волосы состоят из множества волосинок, но, когда мы смотрим на них, мы же не видим каждую волосинку, мы видим общую картину, они становятся как единое целое, имеющие локоны, пряди. Дорисуйте оставшуюся часть волос исходя из вышесказанного.

Шаг 9. Рисуем челку, потом нарисуйте сережку с бликом в виде звезды.

Шаг 10. Прорисовываем сережку, детали ее не четкие, т.к. изображение слишком контрастное и потерялось много деталей.

Шаг 11. Наносим тень на шее, она должна быть достаточно темной, чтоб было видно, что это тень.

Шаг 12. Теперь переходим к руке. Многие люди ненавидят рисовать их, т.к. не понимают как. У Одри детали рук едва заметны, мы тоже так их нарисуем. Начинаем штриховать очень светлым тоном тыльную сторону руки.

Добавляем мягкие тени на пальцы. Наносим более темную тень на суставы, слегка обозначаю ногти на указательном и среднем пальцах, не вдаваясь в подробности.

Шаг 13. Рисуем сигарету. Наносим тени, ориентируясь на темные и светлые участки.

Шаг 14. Сейчас мы будем рисовать ожерелье, но на фото его плохо видно, поэтому мы включим воображение и видение, не вдаваясь в подробности, используя резкие тени, нарисуем что-то похожее на ожерелье.

Шаг 15. Рисуем платье, делая тон штриховки темным. В нижней части делаем плавный переход, чтоб не резало глаза. Потом наносим тени на плечо(полоска на плече — это тень от насадки на сигарету). И мы заканчиваем нашу работу. Смотрим на нее, если вы более-менее счастливы, подписываем работу. Мы рисовали Одри Херберн.

После прочтения данной статья Вы сможете попробовать себя в роли художника и нарисовать портрет мамы, отца или любого другого человека.

Иногда сидя дома просто не знаешь, чем заняться. Начинаешь понемногу рисовать цветочки карандашом, но ведь хочется изобразить что-то более серьезное, например, портрет. Но как это сделать? Как научиться правильно рисовать?

Многие художники разнообразных эпох каждый раз упражняясь в искусстве рисования смогли достичь невероятного мастерства. Наша с Вами задача – изучить главные принципы рисования, чтобы научиться рисовать портрет человека при помощи карандаша и красок. Конечно, нельзя утверждать, что это очень тяжело. Но если Вы не будете знать основ, то у Вас не получится нарисовать красивый портрет.

Для начала Вам стоит узнать, какие именно портреты человека существуют. Каждый из нас считает портрет изображением лица человека. Но так ли оно на самом деле? В природе есть разнообразные типы портретов:

  • Портрет оплечный. Тут изображается только голова.
  • Портрет погрудный. В этом случае рисуется человек по грудь.
  • Портрет поясной. На нем показано изображение человека начиная с головы и до пояса.
  • Портрет поколенный. На таком портрете человеческое тело изображено с головы до колен.
  • Портрет в полный рост.

Также портреты можно разделить и на такие категории:

  • Портрет профиля.
  • Портрет анфаса.
  • Портрет полуоборота.


В выполнении каждого из этих видов нужно учесть некоторые нюансы. Но, а самое главное, Вам необходимо изучить тщательно анатомию человека. В противном случае Вам не удастся правильно изобразить пропорции человеческого тела.

Если Вы начинающий художник, тогда Вам для начала необходимо попробовать изобразить портрет женщины или мужчины сбоку. После того, как Вы освоите данную технику, можете приступать к более сложным, например, нарисовать лицо анфас.

Как правильно нарисовать портрет человека карандашом: подробное объяснение для детей и начинающих?

Возможно, Вы удивитесь, но многие известные художники утверждают, что труднее нарисовать не портрет, а природу. Поэтому, если Вы хотите попробовать нарисовать портрет человека, смело приступайте к работе.

Чтобы у Вас получился красивый потрет, Вам необходимо:

  • Выбрать подходящую модель на свое усмотрение. Да, выбранный Вами объект Вам должен обязательно нравиться.
  • Владеть базовыми навыками геометрии. Это требуется для того, чтобы рассчитать верно те места, где должны располагаться: рот, нос, глаза.

Рисуем портрет мужчины:

В лице мужчины линии не совсем плавные, а более прямые. Однако это на значит, что они рисуются проще. Соответственно старайтесь не жалеть бумаги, рисуйте лицевой контур до того момента, пока он не приобретет необходимого очертания. Теперь приступайте рисовать и следуйте следующей инструкции:

  • Сделайте овал для получения контура лица.
  • Теперь по центру проведите четкую горизонтальную линию.
  • Немного отступите от этой линии вниз, нарисуйте вторую, которая будет параллельна ей.
  • Из центра второй линии проведите перпендикулярную линию. Отметьте на ней расположение рта и кончика носа.
  • По овалу отступите немного вверх, нарисуйте ухо.
Начало рисунка
  • В центральной части нижней половинки нарисуйте зрачки и дорисуйте веки
  • Добавьте очертания волос.
  • Прорисуйте брови, сделайте красивую прическу.
  • Приступайте к губам. Для начала плавной линией укажите нижнюю губу. После этого в зеркальном виде – верхнюю губу, чтобы она имела по центру углубление.
  • Прорисуйте нос. Покажите кончик носа при помощи немного расширенной «галочки». Проведите от нее пару дугообразных линий.
  • От дуги бровей справа нарисуйте изогнутую линейку, чтобы она отклонялась вправо.
  • Добавьте деталей контурам век и бровей.
  • Прорисуйте волосы.
  • Дорисуйте недостающие элементы ушей.
  • Вытрите вспомогательные линии.
  • Приступайте к теням. Сделайте в районе скул, лба, носа небольшие затемнения, растушуйте их.
  • Немного затените под глазами и в зоне шеи.

При помощи данной инструкции Вы поймете, как без особых затруднений можно карандашом изобразить поэтапно мужское лицо.

Изобразим женский портрет:

В портрете дамы откажитесь от жестких угловатых линий. Взамен им придут плавность и женственность:

  • Набросайте овал лица.
  • Проведите пару линий. Они должны пересекаться и находится по центру лица, немного отклоняясь в правую сторону.
  • На полученных линиях обозначьте главные элементы: губы, глазки и нос. Детально прорисуйте каждый изгиб.
  • Проведите от скулы вниз линейку, оформите подбородок.
  • Сделайте складки век, глаз и носа.
  • Прорисуйте губы.
  • Теперь можете приступить к ресничкам и зрачкам. Не забудьте показать внизу блики.
  • Нарисуйте уши.
  • Приступайте к нанесению теней. Возьмите мягкий карандаш, растушуйте тени около глаз, в районе скул, шеи и на носу.
  • Нарисуйте примерную прическу.
  • Уберите все дополнительные линейки, начинайте заштриховывать портрет.
  • Сделайте волосы объемными, заштриховав у корней.
  • Фон заштрихуйте более усиленно, чтобы он был темней.

Учимся рисовать глаза:

Как все мы знаем, глаза считаются зеркалом души. Поэтому именно глазам Вам стоит уделить особенное внимание.

  • Сделайте два овала – это будут глаза.
  • Нарисуйте зрачки и радужки глаз.
  • Обязательно дорисуйте брови, в противном случае у Вас глаза не получатся те, которые Вам нужны.
  • Нарисуйте реснички. Они должны смотреть от дуги вверх или вниз. В центральной части глаз реснички нарисуйте немного короче.
  • Детализируйте их: внутри уголка нарисуйте короткие реснички, а по краям – густые и длинные.
  • Заштрихуйте третью часть радужек глаз, чтобы на зрачках находились светлые пятна, а края были темными.
  • Добавьте тени на нижние веки и по краям уголков верхних век.


Мы с Вами выяснили, что для изображения портрета необходимо обожать геометрию и знать, что такое пропорции. Теперь рассмотрим некоторые анатомические особенности, которые Вам пригодятся для рисования лица.

  • Горизонтальная линейка в центре глаз должна равняться тому расстоянию, которое находится между правым и левым глазом.
  • Такая же линейка между губами должна равняться тому расстоянию, которое находится между правым и левым зрачком.
  • Расстояние, которое находится между ртом и бровью равняется длине уха.

Если Вы хотите увидеть все погрешности полученного портрета, поднесите портрет к зеркалу. Поверьте, все недостатки изображения станут более заметными.

Видео: Как рисовать лицо мужчины карандашом?

Видео: Как рисовать лицо женщины карандашом?

Как красиво создать портрет девушки и мамы карандашом поэтапно?

Подготовьте все материалы для рисования. На правильно выбранной бумаге хорошо стираются мягкие карандаши и не оставляют после себя следов. Откажитесь от твердых карандашей, поскольку они на бумаге оставляют после себя следы. Теперь можете приступать к рисованию портрета, но уже на уровне профессионала.

  • Закрепляем бумагу. Закрепите бумажный лист при помощи кнопок к специальному планшету (фанерный лист, прикрепленный к рамке из дерева). Прикрепите планшет на подрамник, чтобы угол был равен 45 градусам.
  • Прорабатываем все детали. Отметьте все линии, которые были указаны в первом варианте изображения портрета. Тут особенное внимание уделите тому, какую именно форму будут иметь части лица.
  • Учтите каждую мелочь, проработайте все детали. Поскольку потрет у Вас обязан получиться схожим на человеческое лицо.
  • Прорисовываем глаза. Существует три линейки, по которым рисуются глаза. Центральная линия – тут изображаются зрачки глаза. Наметьте сами глаза и глазные яблоки. Пока Вы должны изобразить лишь наметки контуров, штрихи не нужны. Сверху глаз должны быть нарисованы брови. Как только покончите со зрачками, тщательно прорисуйте веки, и обозначьте морщинки. Прорисуйте над глазами линии бровей.
  • Прорисовываем губы. Губы также имеют три линии. Для начала прорисуйте нижнюю губу, поскольку она рисуется намного легче. После этого нарисуйте верхнюю губу. Поделите ее на две равные части при помощи ложбинки. Сделайте с помощью теней губы выпуклыми. Обозначьте складки в том случае, если у человека на лице улыбка.
  • Прорисовываем нос. Обозначьте над губами кончик носа. Наметьте его галочкой, то есть в виде парящей птички. С одной и другой стороны от этой «галочки» нарисуйте пару небольших дуг. Нанесите теперь на нос тени.

Итак, Вы наметили и прорисовали главные детали портрета. Вы выполнили большую работу, а именно:

  • Вы смогли определить места для глаз, носа, губ и ушей.
  • Вы схематично изобразили их на бумаге.
  • Вы прорисовали каждую деталь и каждый элемент.
  • Вы наложили на нос тени.

Завершающий этап рисования женского портрета

Следующий этап – наложите на портрет человека тени. Данный этап считается очень важным, так как именно он заставляет ожить лицу. Особенное внимание уделите глазам. Взгляд, который не будет иметь в себе ноток жизни, просто испортит Вашу работу, соответственно проработайте глаза в особенной внимательностью и тщательностью. Прорисуйте глазные яблоки, внутри нарисуйте зрачки. Не делайте их темными. На каждом зрачке правого и левого глаза должны обязательно присутствовать блики.

Последний этап в портрете человека – прорисуйте овал лица и тени. Также нарисуйте волосы. Вы, наверное, помните, что на первом этапе Вы наметили уши? Если у Вашего портрета будет укороченная прическа, тогда досконально проработайте каждое ухо. Если волосы будут длинными, тогда можете уши прикрыть прической.

Накладываем тени

Теперь Вам в полной мере придет на помощь мягкий карандаш. Дело вот в чем: карандаш, который имеет среднюю жесткость, или твердый карандаш, не может идеально наносить тени. Многие художники обладают одним приемом – они делают незаметными штрихи карандашей. Все происходит следующим образом: они на бумаге размазывают штрихи при помощи подушечки пальца либо бумажного клочка. Теперь Вы сможете нарисовать правильно портрет девушки и мамы со всеми нюансами и тонкостями.

Как красиво создать портрет девушки и мамы красками?

Вы хотите нарисовать портрет девушки или мамы красками, но при этом боитесь, что рисунок не получится? Отбросьте собственные страхи и прочитайте наши рекомендации. Для рисования Вам необходимо запастись такими материалами:

  • Набором акварельных красок.
  • Мягкими кистями различных размеров (из беличьей шерсти или колонковые).
  • Бумагой для акварели.
  • Планшетом из дерева (мы описывали его немного выше).
  • Твердым карандашом и ластиком.
  • Бумагой, на которой Вы будете делать наброски.

Для начала сделайте несколько набросков будущего портрета, а также решите, как именно на рисунке будет изображено лицо человека.

Поэтапная инструкция рисования портрета красками:

Итак, Вы закончили подготовительный процесс, теперь можете создавать картину. Разбейте весь процесс на следующие последовательные этапы:

  • Нарисуйте портрет при помощи карандаша. Этот этап считается очень важным. Сделайте каждую линию заметную, не пользуйтесь часто ластиком. Так как от этого Ваша бумага будет затертой, а соответственно и краски лягут неравномерно. Можете заранее нарисовать портрет на отдельной бумаге, а затем перевести рисунок на специальную акварельную бумагу.
  • Теперь приступайте рисовать. Для начала нанесите на бумагу при помощи красок прозрачный, очень легкий подмалевок. Используйте бледно-оранжевую краску для лица. Закрасьте широкими мазками все лицо. Там, где будут находиться блики, бумагу оставьте нетронутой. После этого подберите другие оттенки красок, и пройдитесь кисточкой по прическе и одежде. Оставьте самые светлые районы нетронутыми.
  • Займитесь глазками и губами. Выберите необходимую краску. Ее нужно развести с водой, чтобы получился бледный оттенок. Закрасьте полученной краской радужку глаз. Таким же образом прорисуйте губы.
  • Нанесите на все лицо тени. Можете подать на одну сторону лица теплое отражение света. Отобразите на подбородке холодные блики от вещей. Учите это при рисовании портрета, изображайте на рисунке их с помощью дополнительных тонов.
  • Далее разберитесь более тщательно в каждой тени. Найдите самые темные участки скул, губ, боков и крыльев носа, около волос и так далее. Именно благодаря теням Вы сможете смоделировать лицо и придать ему естественного объема. Тут есть главный принцип – двигайтесь постоянно от самых светлых оттенков к самым темным.
  • Найдите легкие промежуточные оттенки теней и света: в том районе лица, куда падает лучик света, также присутствуют темные и светлые места. Проследите, как «играет» свет и повторите это во время рисования на бумаге.
  • С прической и вещами проводите те же действия, как во время работы с лицом.
  • Заключительный этап: возьмите самую тоненькую кисть, выделите ею самые маленькие элементы и линии. Прорисуйте каждую прядь волос, реснички, губы. Запомните – во время работы с красками даже в очень темных районах краска должна быть прозрачной.
  • Рисуйте фон во время изображения портрета, но можете также этот процесс отложить на последний момент. Самое главное – не прорабатывайте фон больше портрета, но избегайте и небрежности.

Надеемся, Вы смогли усвоить в общих чертах то, как правильно рисовать портрет девушки при помощи красок. Портрет для срысовывания

Портрет мужчины

Видео: Как нарисовать лицо девушки красками поэтапно?

И начинаешь чертить карандашом цветочки на бумаге. Можно бы нарисовать что-нибудь серьезное. Но как? Кто его знает? И времени много, и материал под рукой, а необходимых знаний нет. Почему бы не научиться рисовать портрет?

Самая распространенная техника

Как рисовать портрет? Художники разных эпох упражнялись в техниках изображения человеческого лица, и некоторые достигли небывалого мастерства. Наша задача - выяснить основные принципы, чтобы научиться тому, как рисовать портрет карандашом. Нельзя сказать, что это так уж трудно. Но, если не знать основ, все равно ничего не получится.

Начинаем работу

Технический прогресс затронул даже изобразительное искусство. Сегодня многие художники используют не обычные карандаши, а механические. Это обеспечивает большую аккуратность работы. Такие карандаши не нуждаются в затачивании. Выполнение мелких деталей занимает меньше времени. С их помощью легче поэтапно рисовать портрет. Так что, если у вас есть возможность, используйте такой карандаш.

Срисовываем с фотографий

Обычно портреты рисуют с фотографий. Такой способ удобнее. Не приходится просить натурщика не двигаться и часами сидеть смирно. Значит, приступаем к изучению фотографии. Нас интересует положение головы сравнительно с горизонтальной и вертикальной линией. Даже начинающему художнику рекомендуется иметь знания устройства черепа человека. Полезно будет обратиться к любому анатомическому атласу. Соответственно форме головы того, кого вы рисуете, наносим слабые линии на листе бумаги, изображая силуэт волос, окружность лица. Чертим дополнительные линии в области глаз и бровей, носа и рта.

Когда изображение общих линий закончено, мы начинаем разбирать область лица. Определяем высоту носа за плоскость. Можно даже нанести штриховку, чтобы постигнуть объемность этой части лица. Если рисуют человека в полуобороте, то необходимо обозначить область ближней скулы, плоскости губ и глаз, не забываем о бровях. Этот этап - не прорисовка плавных линий, а деление человеческого лица на точные геометрические фигуры. Так легче понять, как рисовать портрет. Переходим к детализации лица.

Профессиональные художники часто используют «клячу» - тип ластика. Если стирать им линии, то на бумаге не остается видимых следов. У вас получилось достать «клячу»? Рекомендуем ее использовать в рисовании. Так вот, проводим ей по поверхности листа, чтобы снять верхний слой нарисованного. Таким образом мы удаляем вспомогательные линии совсем, а основные штрихи делаем почти незаметными. Теперь вырисовываем все элементы лица, округляем, где требуется, и придаем рисунку сходство с фото. Известно, что многие художники измеряют величину частей лица, их соотношение, чтобы достичь максимальной идентичности с натурой.

Пришло время для нанесения штриховки. Прежде чем к ней приступить, следует убедиться в том, что закончены все конструкции и вытерты дополнительные линии. Потому что, если вы начнете прокладывать тона, вам не удастся удалить аккуратно ненужные штрихи. Как видите, в процессе урока на тему «Как научиться рисовать портреты карандашом?» мы узнали много разных нюансов. В принципе, общих правил штрихования нет. У каждого художника свой способ. Все зависит от манеры держать карандаш. Но лучше начинать штриховать те места, где тень темнее всего. Они будут использоваться как ориентиры. Именно они помогут избежать сильных затемнений кожи, одежды или глаз.

Переходим к выполнению полутонов. Что это? Мы придаем тон лицу, волосам и частям одежды. Хорошо бы сделать одежду черной. Тогда она бы прекрасно оттеняла лицо и делала бы на нем акцент. Наносим штриховку так аккуратно, чтобы ничего не размазать. После окончания работы наш портрет уже готов на 90%. Единственная проблема - он не выглядит объемно. Чтобы это исправить, переходим к самому приятному этапу работы - высветливанию. Как это? Мы высветлим некоторые части лица. В этом нам снова-таки поможет «кляча». Это придаст рисунку живость и естественность. Осталось только затемнить глубины. Затем можно провести чистку. Затемняем складки, мелкие морщины, некоторые пряди волос. Наш рисунок становится объемным. Вот мы и выяснили, как рисовать портрет.

Самый простой способ

Не у всех из нас имеется врожденный талант художника. Большинству людей тяжело усвоить уроки на тему «Как рисовать портрет карандашом?» Здесь необходима четкая последовательность действий. Именно это мы сейчас и определим. Так что теперь мы рисуем портрет для начинающих. Во-первых, делаем контур изображаемого лица. Важно не нажимать на карандаш, потому что с первого раза получается не у всех, а стирать неправильные жирные линии будет сложно. Попробуйте нарисовать лишь овал лица. Когда он готов, чертим дополнительные горизонтальные линии для глаз, носа и рта. Они должны быть легкими и мало заметными. Также не забываем про уши.

Главной частью лица являются глаза, именно на них нужно делать акцент и рисовать как можно правдоподобнее. Уделите лишнее внимание изображению зрачков, линии рта и начальных контуров волос. Затем начинаем внимательно вырисовывать каждый элемент. Когда все готово, удаляем дополнительные линии и добавляем тени, чтобы придать картинке объемность. Вот и готов ваш первый рисунок. Может быть, не шедевр. Но главное, что исполнен он самостоятельно.

Основные ошибки

Нарисовать идеальный портрет с первой попытки нереально. Как бы точно вы ни следовали предписанным советам, что-то все равно пойдет не так. Как избежать самых распространенных ошибок, обучаясь тому, как рисовать портрет? Во-первых, следует проверить свой карандаш. Он не должен быть слишком твердым. Иначе вы не сможете наносить штриховку и полутона. Линии будут получаться слишком светлыми. Во-вторых, никогда не рисуйте портреты с фотографий на документы. Человеческое лицо, повернутое строго в анфас, изобразить трудно даже умелому художнику. Тем более что на документах люди всегда выглядят неестественно, и нарисовать с таких фото хороший портрет не удастся.

У многих трудности возникают с передачей правильных пропорций черт лица и симметрии. При нанесении штриховки не бойтесь черного цвета. Он жизненно необходим, так как оттеняет более светлые участки и отражает естественную тень. Не пренебрегайте объемностью рисунка. Причина проста. Все естественное имеет объем. К тому же необходимо помнить, что в природе нет предметов, которые имеют четкий контур. Используйте линии с разной тональностью. Не работайте с дешевой бумагой. У нее слишком гладкая поверхность. Она отталкивает грифель, линии получаются слишком тонкие и светлые.

Виды портретов

Мы привыкли считать, что портрет - это изображение человеческого лица. Так ли это? В природе существуют разные виды портретов, а именно: головной, погрудный, поясной, поколенный и в полный рост. Для выполнения каждого из них есть свои нюансы. Но перед тем как научиться рисовать портреты, нужно обязательно изучить человеческую анатомию. В ином случае вы не сможете правильно передать все пропорции тела. А кому нужен искаженный рисунок?

Работа под заказ

Научившись тому, как рисовать портреты карандашом поэтапно, на этом можно неплохо заработать. В последнее время многие хотят иметь собственное изображение, выполненное в классическом стиле или в виде шаржа. Немалой популярностью пользуются также семейные портреты, так что полученные знания и потраченное время не пропадут зря.

Заключение

Пройдя данный урок, вы сможете воплотить мечту. Но после отработки урока на тему «Как научиться рисовать портреты» не стоит останавливаться. Полученные навыки можно приумножить. Они помогут в изображении общих портретов целой группы людей. И не только! Можно приступить к рисованию автопортрета.

Фотография - это, конечно, хорошо. Но рисунок имеет большую ценность. На нем как будто проступает душа человека. Такой подарок, особенно кому-то из близких, обязательно понравится.

Будем рисовать портрет девушки вот с этой фотографии.

Шаг 1.

Для начала желательно даже при рисунке с натуры – сфотографировать и поглядывать на фото, тк при долгом процессе рисования эмоции на лице могут изменяться. на листе определим где будет находиться голова в листе и наметим относительно нее плечи

Шаг 2.

Проведем 2 главные оси: вертикальная – середина лица, также определяющая поворот головы, горизонтальная – ось глаз (примерно середина лица)

Шаг 3.

Поделим лицо визуально на 4 равные горизонтальные части (сверху можно немного оставить места, тк эта часть уйдет на затылок и волосы): лоб, линия бровей и линия губ.

Шаг 4.

Отметим на линии глаз 3 одинаковых отрезка (2 глаза и расстояние между ними)

Шаг 5.

Наметим среднюю линию лица – представив, что это сечение, тем самым дадим себе понять какой формы лицо.

Шаг 6.

Не забываем каждый раз подстирать наметки с предыдущего этапа, тк они будут отвлекать в дальнейшем. определим, что уголки губ – середина глаз.

Шаг 7.

Наметим улыбку и форму переносицы

Шаг 9.

Дорисуем остальную часть черепа. также проведем горизонтальные линии от уголков глаз и кончика носа – по ним можно ориентироваться где располагается ухо

Шаг 10.

Прорисуем форму носа по всем правилам анатомии, чтобы в дальнейшем было проще проложить тени

Шаг 11.

Начнем прорисовку губ, верхняя губа в большинстве случаев просто копируется с натуры или фото, тк она оригинальна у каждого, но также акцентируем внимание на треугольниках – они симметрично совпадают с линиями под носом, на нижней губе определяем середину и рисуем овал по форме губ

Шаг 12.

Соединяем овал с уголками, не забываем смотреть на натуру, намечаем место изгиба под губами для подбородка

Шаг 13.

Намечаем форму щёк (скул), начинаем прорисовку глаза. всегда помним, что глаз это прежде всего шар, поэтому намечаем для начала его

Шаг 14.

Теперь как бы обволакивая этот шар намечаем разрез глаз, сравнивая с натурой

Шаг 15.

То же проделываем с другим глазом, также не забываем про перспективу. овалами обозначаем выступающие места век

Шаг 16.

Чтобы рисунок не смотрел на вас пустым взглядом можете добавить зрачки, легко наметив их. также начинаем прорисовку бровей

Шаг 17.

Уточняем линию бровей, сравнивая с натурой, можно добавить пару складок на лице, но главное не увлечься ими, иначе они выйдут слишком явные и натура может обидеться. намечаем форму волос, но не заостряем на ней внимание, тк прорисовка каждого волоска не только не улучшит ваш рисунок, но может и погубить – тк точно будет брать на себя больше внимания зрителей, чем само лицо

Шаг 18.

Не до конца стираем вспомогательные линии, заштриховываем темные участки лица

Шаг 19.

Поправляем брови и нос, также не забываем сравнивать с натурой, советую отходить на небольшое расстояние, чтобы увидеть работу в целом

Шаг 20.

намечаем плечи и локоны, легко заштриховываем тени

Шаг 21.

Добавляем еще немного теней, уточняем формы, поправляем одежду

Шаг 22.

И самое главное. отходим от рисунка на метр и начинаем активно сравнивать с натурой или фото. это самый главный момент в рисунке портрета, т.к. он определяет вашу способность уловить мелкие детали. для начинающих мой совет быстро перемещать взгляд от рисунка к натуре и обратно, делать так до тех пор, пока не заметите изменения. также в этот момент будет ясно какие участки лица самые темные – их заштриховываем активнее. И после тщательной работы глазами и руками – подпись!

ФОТО-ОБРАЗЕЦ

Когда мне дают задание нарисовать картину с фотографии портрета, я выбираю автопортрет. Всегда лучше рисовать с натуры, как и когда вы можете, на фотографиях картинка иногда может быть искаженной. Тем не менее, не всегда возможно или удобно заставлять людей позировать, и тут фотографии однозначно помогают. Я попыталась выбрать самую интересную фотографию, я здесь не очень на себя похожа, но мне здесь безумно нравится яркий солнечный свет, так что выбираю это фото! (рис. 1)

ЭСКИЗ

Не всегда я начинаю с эскиза, но, когда рисовать приходится с фотографии (и, собственно, автопортрета) он помогает быть чуть более точным. Иногда я начинаю того, что просто обрисовываю общие формы и линии, но в данном случае, я как раз начала с очень простого наброска.

Он нужен для того, чтобы правильно отмерить основные черты лица: глаза, нос, рот и т.д. И еще один слой просто с линиями поверх всех частей лица, далее продублированный. (рис. 2-3)

(Прямые линии можно нарисовать, удерживая клавишу Shift, при проведении линии кистью) После этого я грубо дорисовываю на глаз все остальное. Вы можете использовать специальные сетки, если вам так удобнее, но лично я стараюсь не заморачиваться, добиваясь совершенства на базовом эскизе. На этой стадии рисунок выглядит, конечно, паршиво, но основа уже готова, так что можно переходить к раскрашиванию!

КИСТИ

Существует огромное количество различных кистей в просторах интернета и, хотя некоторые из них, на мой взгляд, очень неплохи, нет ничего лучше обычной круглой кисти. Именно ее я и буду использовать, базовую твердую круглую кисть, которая есть во всех версиях Photoshop. (рис. 4)

БАЗОВЫЕ ЦВЕТА

Когда дело доходит до выбора цветов при рисовании с фотографии, думаю, лучше оставить мысль об использовании Пипетки (Color picker). Фотографии могут быть очень мозаичными и цвета могут искажаться, случайный выбор цветов не даст вам реального представления о тонах, особенно, когда это касается кожи, например! Поэтому используйте только свои способности и экспериментируйте, пытаясь добиться наиболее приближенного результата, и здесь попасть в точку – не самое главное.

В ходе процесса я буду добавлять так много разных цветов, что в итоге это не будет иметь значения. Следующий этап – добавление некоторых базовых тонов на нормальном слое под эскизом (сам слой с эскизом переключен на режим Умножение (Multiply), что делает его почти прозрачным). (рис. 5)

Далее с этого момента все будет рисоваться поверх эскиза и уже нанесенных базовых цветов. В своих работах я всегда объединяю слои по мере необходимости, поэтому мне не приходится путаться в большом количестве слоев. Большую часть времени, тем не менее, я буду добавлять новые элементы на отдельных слоях. Я не пуристка! Если что-то пойдет не так, это не будет для меня катастрофой.

Что касается того, использовать или не использовать много слоев в своей работе, это полностью ваше дело, делайте то, что удобно лично для вас. На этом этапе я начинаю добавлять базовые световые пятна, чтобы лучше сформировать линии лица. (рис. 6)

Не переживайте, если на этой стадии ваш рисунок пока не выглядит, как оригинал; еще слишком рано и по ходу дела все будет смотреться намного лучше. А пока все выглядит довольно неряшливо, мазки очень заметны и неравномерны, но тут все дело в нахождении правильных цветов и формы. Старайтесь пока не зацикливаться на смягчении линий картинки.

ЦВЕТА

Один из самых распространенных вопросов, которые мне приходится получать в свой адрес, это, откуда я «знаю», какие цвета подбирать. Сказать честно, я не знаю, я просто пытаюсь подобрать их, и уделяю внимание окружению, и только потом выбираю какой-то определенный цвет. Фотография служит хорошим помощником и с ней намного проще работать, чем полагаться на свою интуицию. Однако, в 90% случаев я не до конца довольна результатом выбранных цветов и в итоге приходится их менять. Цветовая палитра, подобранная в самом начале работы и та, что получается в самом конце – две совершенно разные вещи. Поэтому, если вам не нравится выбранный вами цвет, не переживайте. Photoshop - ваш друг, и у него определенно есть свои плюсы. (рис. 7-8)

Одним из бесценных инструментов для меня является Баланс цвета (Color balance). Я обычно делаю дубликат всего изображения и затем корректирую цвета, если они мне не нравятся, что бывает абсолютно всегда. Этот инструмент очень полезен, если вы хотите слегка или значительно изменить цвета картины. Он также очень поможет сбалансировать цвета, если они не совсем сочетаются друг с другом. (рис. 9)

Вы наверняка заметите, как на протяжении всей работы меняются тона на моем рисунке. Иногда я то меняю, то отменяю изменения в поисках нужного эффекта. Да, вот такая я непостоянная!

ПРОРАБОТКА

Когда базовые цвета и источники света установлены, я провожу все остальное время за проработкой деталей. В этом процессе я редко застреваю на одном участке, я перескакиваю между разными частями рисунка, чтобы мне не наскучило работать над одним и тем же слишком долго. Это помогает также при возвращении на предыдущие участки заметить небольшие недочеты и исправить их. Очевидно, также, что картинка стала более мягкой. В самом начале все было слишком грубым, но мы смягчили их в процессе проработки. (рис. 10-12)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

РЕЖИМЫ СЛОЕВ

В ходе работы я использовала несколько разных типов слоев. Это, в основном, режимы Нормальный (Normal) и Наложение (Overlay). Мне, наверно, не нужно ничего говорить про Нормальный режим, но Наложение очень полезная штука. Это очень хороший способ повышения контраста. На моем фото-образце очень яркий источник света. Поэтому я в процессе рисования наложила парочку слоев в режиме Наложение. Я делаю правую сторону кожи лица намного более яркой, накладывая тот же тон кожи, но уже в режиме Наложение. Это очень помогает добавить контраст и свечение, вызванное ярким солнечным светом. Этот режим также помогает добавить к этому очень яркий красный/оранжевый, который виднеется при контрасте кожи со светом.

Непрозрачность (Opacity) слоев всегда варьируется, все зависит от того, какой уровень подходит лучше. Постоянно экспериментируйте со слоями и выбирайте то, что подошло! (рис. 13-14)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Темная сторона лица все еще выглядит плоской по сравнению с освещенной стороной. Чтобы это исправить, я буду добавлять на слой в режиме Наложение более яркий тон, чтобы немного подчеркнуть структуру лица, щек, зону брови и т.д. Я выбрала светло-зеленый, потому что при Наложении цвета получаются очень насыщенными. Если бы я выбрала тон кожи, в результате получился бы ярко-оранжевый. Зеленый же не приведет к такому эффекту, и отлично будет сочетаться с общим тоном кожи. (рис. 15)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

ПОВОРОТ!

Еще один способ контролировать какие-то мелкие ошибки – поворачивать (Flip) изображение. Работая с фотографией, я знаю, каким будет результат, но все же будет не лишним примерно раз в час разворачивать рисунок.

Ошибки при этом всегда обнаруживаются, так что их намного проще исправлять в процессе работы… вместо того, чтобы по полном завершении обнаружить, что все выглядит ужасно, если взять и повернуть изображение! (Изображение – Поворот изображения – Повернуть горизонтально) (Image – Image rotation – Flip canvas horizontally) (рис. 16)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

СМЕШИВАНИЕ

Я почти уверена, что самый часто задаваемый вопрос касается того, как я смешиваю краски, создавая плавные переходы от одного цвета к другому. Мне всегда сложно ответить на этот вопрос, потому что я никогда не смешиваю два цвета «активно». Мой способ заключается в наложении цвета поверх, штрих за штрихом в различных тонах, пока они не станут почти незаметными. (рис. 17) Я бы не советовала размывать цвета; на мой взгляд, это полностью лишает картину жизни, в итоге она выглядит «грязной», поэтому не бойтесь, если изображение будет немного грубоватым, просто продолжайте работать над ним! Подберите тон, который будет сочетаться с обоими цветами, которые нужно объединить, наносите мазки кистью, и они естественным образом смешаются. Если у вас возникнут трудности, попробуйте использовать кисть с более мягкими краями. Хоть я и не рекомендую использовать Аэрографы (Airbrushes) (опять же, это выбор каждого!), кисти с мягкими краями могут помочь в смешении цветов. Они также могут оказаться полезными тогда, когда нужно немного уменьшить непрозрачность вашей кисти. Иногда 100%-ая непрозрачность может быть перебором. Тогда как я почти всегда меняю свою непрозрачность со 100%, здесь все заключается в нахождении своего метода, который будет приносить наилучшие результаты.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

ВОЛОСЫ

Используя всю ту же стандартную круглую кисть, создаем базовую форму волос. Затем, в той же манере, начинаем накладывать более светлые тона. Я не рисую волосы как группу волосков, вместо этого я создаю локоны и стараюсь максимально точно передать их естественное положение и образование прядей. Потом я добавляю отдельные волоски, чтобы просто придать прическе эффект пышности. (рис. 18-20)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Я добавила еще один слой в режиме Наложение и залила его светло-коричневым цветом, который придаст волосам красивое сияние со стороны, где на них падает солнечный свет. После этого идет процесс окраски и повторений. Просто продолжайте добавлять пряди, световые пятна и несколько отдельных волосков, которые выбиваются из общей массы волос, пока не получите готовое изображение.

ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ / ДЕТАЛИ

Добавление финальных штрихов у меня всегда занимает большую часть всего процесса рисования. Это также процесс, который нельзя оставлять на «последние» этапы. Проработкой деталей я занимаюсь на протяжении всей работы над картиной, это очень плавный для меня процесс и очень приятный, я очень люблю детали! Здесь-то все лишнее и отсекается.

Для меня процесс детализации – это процесс наведения порядка в линиях, таких как, например, линия подбородка на темном фоне волос. На этом этапе я также могу больше внимания уделить деталям глаз, бровей, носа и губ и т.д. Я использую все ту же кисть, только меньшего размера. И обычно значительно увеличиваю масштаб, когда работаю над такими деталями. После этих процедур изображение становится заметно чище и с ним намного проще работать дальше. (рис. 21-22)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

ИЗМЕНЕНИЯ

Вы, наверное, заметили, что в моей работе есть некоторые отличия от оригинала. Первое изменение касается волос. На самом деле, они выглядели просто ужасно! Я не особо была увлечена рисованием волос вот так, поэтому используйте свои права художника. Если вы считаете, что что-то следует изменить, меняйте! В конце концов, это всего лишь образец, а не инструкция, которой безотлагательно нужно следовать. Здесь вы увидите и другие внесенные изменения. (рис. 23-24)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Ниже представлены вырезки в увеличенном масштабе. (рис. 25-26) На этом этапе работа почти завершена. Я немного обрезала изображение и попыталась добавить несколько более ярких красок, розовых и голубых, чтобы выделить голубые глаза и нежный розовый оттенок на коже. Наверно, не нужно говорить, что на фото-образце этого нет, но я просто делаю так, как мне нравится.


Локализация урока для вас подготовлена командой сайта: