Чем отличаются картина, этюд, эскиз и набросок? Что лучше, холст или картон

Этюды-штудии (длительные этюды) выполняются в течение нескольких сеансов не менее двух-четырех часов каждый. Задача длительного этюда – глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, конструктивного строения, колористических особенностей и освещения. Работу над длительной акварельной работой можно разделить на два этапа – подготовительный и исполнительный.

Подготовительный этап включает визуальное изучение и анализ натуры, ознакомление с методическими рекомендациями, поиск композиционного решения – определение места (точки зрения), с которого будет выполняться этюд, создание набросков, графических и цветовых эскизов для уяснения компоновки, формата и размера этюда, его зарисовок, этюдов-эскизов в целях углубленного изучения отдельных, наиболее важных и сложных сторон натуры. К подготовительному этапу относится также выполнение рисунка под живопись, который делается на отдельном листе бумаги.

Вначале надо сделать внимательный анализ натуры, понять ее пластический, цветовой и эмоциональный строй, условия и характер освещения, акцентировать внимание на наиболее характерных и интересных ее качествах.

Очень важная и ответственная задача – выбрать место, с которого будет выполняться этюд. Чтобы найти наилучшую композицию этюда, надо сделать несколько пробных эскизов-набросков в линейном и цветовом выражении с разных точек зрения. Сравнив их между собой, можно выбрать наилучшее решение. С выбранной точки зрения натура должна смотреться цельно и пластично, т. е. главные компоненты должны не терять выразительности большой формы, не загораживать друг друга, красиво располагаться в формате, создавая определенное равновесие масс, тонально-цветовой и масштабный ритм. С выбранной точки зрения натура должна иметь хороший обзор. Расстояние до модели должно быть таким, чтобы ее можно было охватить взглядом всю одновременно. В силу свойства нашего зрения это можно сделать, если находиться от натуры на удалении не менее двух-трех ее величин по большей стороне (высоте или ширине).

Этюд-эскиз

При компоновке этюда надо, чтобы изображаемые предметы по величине не были бы слишком мелкими или крупными относительно размера работы. Величина изображения не должна превышать величины натуры. Первые эскизы-наброски выполняются, как правило, графически. Размер их не превышает размера спичечного коробка. Здесь лишь намечается и ведется поиск структурно-пластического решения композиции, расположения и взаимосвязи больших масс, предметов, их величины в избранном формате.

Свежесть впечатления, представление о цветовом и эмоциональном строе натуры надо обязательно зафиксировать в кратковременном этюде-эскизе. В таком этюде решаются следующие основные задачи: определяется или уточняется композиция (особенно ее цветовая, колористическая организация), намечаются большие тонально-цветовые отношения теплых и холодных, насыщенных и слабонасыщенных, светлых и темных цветов; на предметах обозначаются большая тень и свет, определяется разница в тоне и цвете по планам, запечатлевается в целом эмоциональный строй натуры.

В целях углубленного изучения цветового и пластического характера натуры могут быть сделаны кратковременные этюды, наброски, зарисовки с отдельных, наиболее важных и сложных частей натуры или отдельных предметов постановки.

Поиск решения композиции и особенно формы предметов характеризуется всевозможными переделками. Все это приводит к загрязнению и даже повреждению поверхности основы. Поэтому композиционный поиск и рисунок под живопись следует выполнить вначале на отдельных листах бумаги. Небольшие композиционные эскизы-наброски иногда делают на полях работы.

Подготовительный рисунок

В предварительном рисунке-эскизе решаются следующие основные задачи:

а) поиск структурного и пластического решения композиции (если эта задача предварительно не была решена в композиционных эскизах-набросках). Если же рисунок выполняется с учетом эскиза, то на этой стадии лишь уточняется найденное решение в конкретном размере и формате будущего этюда;

б) поиск решения формы предметов, их характера, движения, пропорций, конструктивного строения, взаиморасположения и постановки их на плоскости и т. п. Намечаются характерные детали и планы;

в) частичная светотеневая моделировка формы предметов, поиск тональных отношений больших масс постановки;

г) окончательное определение формата и размера будущего этюда.

Чем внимательнее и строже будет подход к рисунку, а, следовательно, и к изучению и анализу натуры, тем более качественной будет и сама живопись. Если рисунок под живопись делается на отдельном листе бумаги, следует перевести его на чистую живописную основу. Акварельная бумага кладется на бумагу такого же размера с тщательно проработанным подготовительным рисунком. Затем их размещают на стекле, подсвеченном снизу, и переводят просвечивающееся изображение на акварельную бумагу.

На исполнительном этапе потребуется умение владеть методом ведения живописи при длительных формах этюда, знание технологии и техники работы соответствующими изобразительными материалами, умение видеть натуру цельно и на основе этого последовательно приводить изображение к целостности и единству.

Этот этап работы над этюдом включает следующие основные стадии: первая прописка, лессировки, приведение этюда к живописно-пластической цельности.

Работа в цвете. Начальный этап

Начинать работу над этюдом следует с нахождения гармонии отношений общего. Поэтому сразу же в первой прописке необходимо наметить отношения, добиться гармонии больших цветовых пятен, ведущих цветов натуры и стараться сохранять, уточнять эту гармонию на всех последующих стадиях работы над этюдом. То есть введение деталей, их проработка, живописно-пластическая моделировка формы и т. д. Должны все время согласовываться и соотноситься с общим решением, усиливать выразительность больших цветовых отношений.

Первая прописка выполняет три основных функции – композиционную, пластическую и колористическую. С точки зрения композиции в первой прописке устанавливаются гармонические соотношения и взаимосвязи основных цветов по насыщенности, светлоте, цветовому оттенку, теплохолодности, величине цветовых пятен, активности и соподчиненности цветов, контрастов в соответствии с композиционным центром этюда.

В пластическом отношении в первой прописке четко намечают величину, границы и характер светотеневой моделировки форм предметов, их взаимосвязь и расположение в пространстве и т. д.

В первой прописке определяется и колористический строй этюда на основе гармонического сочетания отношений ведущих цветов натуры, обусловленных и объединенных колористически соответствующими условиями освещения, окружения, пространственного расположения предметов.

Работа в цвете. Заключительный этап

Намеченное в первой прописке живописно-пластическое решение этюда разрабатывается и развивается в последующих прописках, лессировках.

Можно использовать лессировки трех типов – тонирующую, моделирующую и ретуширующую. Тонирующая лессировка употребляется, чтобы усилить слабоокрашенные или приглушить яркие, насыщенные, светлые тона, контрасты, придать цветовому строю этюда цельность, колористическое единство.

Второй тип лессировки – моделирующий . В его задачу входит усиление моделировки, лепки объема формы, получение мягких градаций светотени и цвета на форме, усиление и обогащение цветовых градаций теней.

Если первая прописка достаточно разработана в живописно-пластическом отношении, то лессировка выполняется, как правило, с целью усиления колорита, моделировки формы предметов.

Строя цветовое решение этюда на больших отношениях, надо стремиться исходить из известного в методике ведения живописного процесса принципа – от общего к частному и от частного к общему с последующим синтезом. Это значит, что, найдя и наметив отношения больших масс цвета, тона, нужно должное внимание уделить и детализации изображения – выявлению объема, конструктивного строения, характера деталей. Нужно не терять из вида общее, цельность изображения, постоянно сравнивать этюд с натурой, обобщать ее, отбирая в ней главное, существенное и опуская второстепенное, случайное.

Живопись акварельной работы должна находиться в соответствии с сюжетом, предметно-тематическим содержанием, выражать соответствующие условия освещения, окружающей среды, пространства, в котором находятся предметы.

Слово «этюд» нередко встречается в книгах по искусству, на выставках, в картинных галереях. Оно обозначает выполненное с натуры произведение изобразительного искусства , как правило небольшого размера. Обычно этюд создается ради тщательного изучения натуры - ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нем художник разрабатывает детали будущей картины, скульптуры, книжной иллюстрации. Вспомните знаменитые этюды к картине «Явление Христа народу» А. А. Иванова или этюды И. Е. Репина к «Бурлакам на Волге», В. И. Сурикова к «Боярыне Морозовой», В. М. Васнецова к «Аленушке», П. Д. Корина к картине «Русь уходящая», Е. Е. Моисеенко к картине «Матери, сестры».

Когда художник пишет в мастерской картину, этюд служит тем «живым» материалом, который помогает ему добиться правдивости, жизненности произведения. Однако этюд нужен не только для справок на тот случай, если живописец или скульптор забудет какую-либо деталь. Он необходим с самого первого этапа обучения для совершенствования профессионального мастерства (недаром «этюд» в переводе с французского означает «изучение»). Этюд выполняется маслом, гуашью, акварелью, темперой, пастелью, многими другими материалами. Чаще всего это пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт.

Но иногда этюды приобретают вполне самостоятельное значение. Поэтому в художественных галереях и на выставках они занимают место в одном ряду с картинами, порой даже выгодно отличаясь от них свежестью, убедительностью передачи формы и цвета. Некоторые художники пишут главным образом этюды, но решают их как картццы, что выражается в композиционной завершенности, выразительности формы и цвета.

А. А. Иванов. Семь мальчиков. 1840-1850-е гг. Этюд к картине «Явление Христа народу».

В отличие от этюда эскиз чаще всего создается по воображению, но на основе наблюдений натуры. Он выполняется карандашом, акварельными красками, маслом, пастелью. В эскизе художник решает композиционные задачи: ищет наиболее удачный формат будущей картины, композиционный и смысловой центры, ритм, характер освещения, цветовую гамму и т. д. Разрабатывает он также и отдельные элементы: жест какой-либо фигуры, наклон головы. Иные эскизы представляют собой всего несколько беглых линий, зато некоторые приближаются к законченной картине.

Работая над картиной, художник подчас создает огромное количество эскизов, постепенно отбрасывая все лишнее, уточняя композицию, добиваясь выразительности всей сцены и каждого действующего лица в отдельности. Таковы эскизы братьев С. П. и А. П. Ткачевых к картине «Хлеб республики детям» и А. А. Пластова к «Сенокосу».


А. А. Дейнека. Эскиз к картине «Оборона Севастополя».

Работа над эскизами сочетается с выполнением этюдов: они взаимно дополняют друг друга, воображение и память художника подкрепляются изучением натуры. Часто, найдя в эскизе точное место своим героям, обозначив их действия, охарактеризовав каждого, художник ищет среди окружающих похожих на них людей, чтобы написать их с натуры, добиваясь жизненной достоверности. Но бывает и наоборот: встреченный человек наталкивает на мысль создать картину; художник изображает этого человека, а потом придает ему новые черты, отвечающие замыслу и уточненные в ряде эскизов.

Любая серьезная работа над художественным произведением требует большого числа предварительных эскизов и этюдов.

Учитесь наблюдать

Чтобы научиться искусству рисунка, живописи, скульптуры, нужно научиться видеть, наблюдать. Это большое умение, оно дается не сразу. Попробуйте нарисовать какой-нибудь простой предмет, хотя бы ножницы. Если не рассмотреть их внимательно, вряд ли рисунок будет верно передавать форму и устройство ножниц. Или, например, бабочка. Хоть вы и не раз ее видели, будет трудно точно изобразить по памяти строение ее тельца. Точно так же едва ли вы сможете верно передать цвет дальнего леса в пейзаже, если предварительно не будете внимательно наблюдать его и сравнивать с цветом ближних деревьев, травы, а также неба. Найдите самое светлое, самое темное; что желтее, синее, краснее всего остального.

Приучайтесь наблюдать так, чтобы видеть все сразу, целиком. Наблюдая, например, дерево, старайтесь увидеть его в общих очертаниях, как бы в силуэте. Закрыв глаза, проверяйте себя - запомнилось ли то, что вы только что видели. Работая с натуры, старайтесь сохранить первое, самое яркое впечатление от увиденного.

Очень важно уметь выбрать из всего, что вы видите перед собой, ту часть, которая будет интереснее для изображения, лучше разместится на листе бумаги. Для этого удобно пользоваться специальной рамкой-видоискателем, с которой мы советуем не расставаться тем, кто идет наблюдать и рисовать с натуры. Рамку можно вырезать из старой открытки или выпилить из фанерки. Размер отверстия 6x9 см. Выбрав определенное место, которое вам хочется нарисовать, с помощью рамки-видоискателя определите, как лучше расположить изображение - вертикально или горизонтально, что будет на первом плане, какую часть в рисунке будет занимать небо и т. д.

В живописи изображение натуры цветом называют этюдом. Этюдные акварельные работы бывают разными по характеру, задачам, методике выполнения, средствам выразительности. Овладеть искусством этюда можно только путем постоянного рисования с натуры. В зависимости от длительности выполнения этюды с натуры разделяют на краткосрочные и длительные. К краткосрочным относятся наброски и зарисовки, к длительным – штудии.

Этюд-набросок – это быстро выполненное изображение, в общих чертах характеризующее живописно-пластические качества натуры. Целевое назначение наброска состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры. Лишь в форме быстрого наброска можно запечатлеть неповторимые и быстротечные события. Это могут быть процессы труда, спортивные состязания, постоянно изменяющиеся состояние пейзажа и освещенности, движения людей, животных и т. д.

Этюд-набросок

Чтобы запечатлеть все это, художник располагает иногда считанными минутами или даже секундами, не имея возможности рассмотреть натуру подробно, увидеть все детали. Передать характерность и неповторимость этого мимолетного состояния натуры, «остановить мгновение» – таковы задачи наброска . Его достоинства определяются не какой-то особой проработанностью и законченностью, а прежде всего свежестью, эмоциональностью, остротой восприятия увиденного и выразительной передачей этого.

Недостаток времени и быстротечность события вынуждает художника мгновенно ориентироваться в обстановке и передавать в наброске скупыми живописными средствами общий пластический и цветовой характер натуры. В силу этого в этюдах-набросках возможна обобщенность изображения – многие подробности, детали могут отсутствовать или остаться приблизительными, незаконченными, едва заметными и понятными лишь автору. Однако при всей обобщенности решения этюда надо стремиться к тому, чтобы предметы в изображении не утрачивали своих природных признаков и качеств.

Умение быстро и верно передавать характер, пропорции, цветовую окраску, движение важно и при рисовании животных, птиц, и при изображении пейзажа на рассвете, при закате солнца, наступлении сумерек. Здесь художник вначале должен передать различия по цвету, тону, характеру, пропорциям больших масс неба, земли, воды, предметов, а потом дополнять этюд необходимыми подробностями. Таким образом, перед этюдом-наброском в первую очередь ставится задача передать такие свойства натуры, как пропорции, движение, форму, тонально-цветовое различие предметов, эмоциональное состояние натуры.

Этюд-набросок

В быстром этюде надо стремиться к возможной простоте, лаконичности, выразительности изображения, для чего необходимо из массы впечатлений от натуры выделять только ее самые характерные особенности. Надо избегать ненужных подробностей в деталировке, нанесении штрихов, линий, пятен, мазков, не способствующих усилению выразительности этюда.

Вначале следует рисовать неподвижные предметы и объекты, а затем живую модель. При изображении натуры в спокойном положении одну-две минуты необходимо отводить на изучение и анализ натуры, ее свойств и особенностей. Наметив в наброске общее, можно переходить к разработке характерных деталей. Рисовать акварельные работы с живой натуры следует лишь до тех пор, пока она не изменила своего положения.

Целевое назначение быстрых этюдов определяет и методику их выполнения. Это касается и работы над этюдом, который пишется с натурщика. Дело в том, что в сложной, напряженной позе натурщик может находиться лишь несколько минут. Затем форма может невольно несколько измениться. Поэтому, делая набросок с фигуры человека, надо в первую очередь стараться передать общий цветовой характер натуры, её движение, пропорции, а затем на втором этапе разрабатывать некоторые подробности, не теряя при этом цельности и выразительности наброска.

Этюд-зарисовка

В то же время задача наброска состоит не в том, чтобы уметь быстро и ловко нарисовать, а в изучении и познании различных сторон натуры. Поэтому на первых порах обучения больший объем в работе должны занимать двух- и четырехчасовые зарисовки. Затем, по мере приобретения знаний и опыта, время на выполнение набросков можно постепенно уменьшать.

Этюды-зарисовки выполняются с натуры. Чаще всего в них решаются сугубо специфические задачи: изучается и ведется поиск точного характера формы и предмета или какой-либо его отдельной детали, ее конструктивного и цветового решения.

К такому виду этюдной работы можно отнести кратковременные задания по живописи несложных натюрмортов, головы, фигуры человека и т.д., а также этюды-зарисовки фрагментов натуры, например рук, ног, костюма, к длительному этюду или композиционной работе в целях углубленного изучения наиболее важных живописно-пластических качеств натуры. К этому же типу этюдов относятся зарисовки отдельных растений, фруктов, овощей, цветов, камней, деревьев или их частей (пни, ветки, листья), фрагментов архитектурных строений и их украшений, предметов труда, быта и т. п. Зарисовки выполняются также при разработке композиционных заданий с аналогичной целью, что и при работе художника над картиной.

Этюд-зарисовка

Зарисовки обычно прорабатываются очень тщательно. Художник стремится максимально приблизиться к натуре, как можно точнее передать ее особенности. Такая документальность, протокольность обогащает художника знанием живописно-пластических качеств натуры, ее конструктивного строения, пропорций, цвета. Эти знания натуры особенно необходимы художнику, когда работа ведется по представлению, воображению или над композицией.

Работу над быстрыми этюдами надо обязательно чередовать с выполнением этюдов длительного характера. Специфика природы набросков не позволяет с необходимой полнотой изучать и передавать своеобразие и богатство форм, цвета, света и других особенностей натуры.

С другой стороны, занятие только длительными этюдами притупляет остроту восприятия натуры, живое отношение к ней. Поэтому следует разумно сочетать работу над длительными этюдами с этюдами кратковременного характера – набросками, зарисовками. При одностороннем увлечении каким-либо одним видом учебных заданий вырабатывается штамп, заученность приемов, живописной палитры. Чередование различных видов учебных заданий и методики их выполнения активизирует восприятие натуры, позволяет разнообразнее и глубже изучать ее.

Словарь иностранных слов

этюд [фр. etude] -
1) в изобразительном искусстве - подготовительный набросок для будущего произведения или его части, выполняемый с натуры;
2) инструментальная муз. пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя; вообще - муз. пьеса концертно-виртуозного характера;
3) небольшое произведение научного, критического и др. характера, посвященное какому-л. отдельному вопросу;
4) в шахматах и шашках - задание выиграть или сделать ничью при данной позиции с небольшим числом фигур.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

этюд м.
1) Произведение вспомогательного характера - рисунок, картина или скульптура - и обычно небольшого размера, выполненное с натуры.
2) Инструментальная пьеса виртуозного характера, предназначенная для концертного исполнения.
3) Небольшое литературное произведение или научное исследование, посвященное какому-л. частному вопросу.
4) Упражнение, служащее для развития и совершенствования техники какого-л. искусства: актерского, шахматного, музыкального и т.п. (обычно импровизационного характера).

Орфографический словарь

этюд эт`юд, -а

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой


ЭТЮД
, -а, м.
1. Рисунок, картина иди скульптура, выполненные с натуры,обычно часть будущего большого произведения. Э. к картине.
2. Небольшое по объему произведение (научное, критическое), посвященное частному вопросу.Литературный э.
3. Музыкальное произведение виртуозного характера. Этюды Рахманинова.
4. Вид упражнения (в музыке, шахматной игре). Этюды для начинающих. Решить шахматный а.
5. мн. Рисование, писание красками с натурыдля упражнения, заготовки эскизов. Отправиться на этюды. О прил. этюдный,-ая, -ое (к 1. 3, 4 и 5 знач.).

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова


ЭТЮД
этюда, м. [фр. йtude от латин. studium - усердие, старание].
1. Произведение (рисунок, скульптура и т. п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, к-рый может служить частью какого-н. композиционного целого. Этюд к картине. Пейзажный этюд. Этюд горельефа. Поехать за город на этюды.
2. Название нек-рых произведений, являющихся результатом какого-н. исследования (книжн.). Философские этюды. Этюды о стиле Гоголя. Критический этюд.
3. Вид упражнения (в музыке, в шахматной или шашечной игре и т. д.). Этюд для флейты. Шахматный, шашечный этюд. (задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур, в отличие от "задачи", к-рой называется задание найти комбинацию, принудительно ведущую к мату черным в определенное число ходов). Решить этюд.
4. Небольшая музыкальная пьеса виртуозного характера (муз.). Этюды Шопена. Фортепианные этюды Скрябина.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Этюд (esercizio, exercice) - музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Э. придается музыкальное содержание и форма. Пишутся Э. ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались Э. для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Для фортепиано Э. писали Клементи, Крамер, Мошелес, Калькбреннер. Есть Э. (преимущественно в области фортепианной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. являются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как наприм. Э. Шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и пр. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и пр.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, напр. Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера. Н. С.

Современный толковый словарь

ЭТЮД (франц. etude, букв. - изучение),..
1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения...
2) Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.)...
3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Картина, изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд , головка; мозаика. Ср. <Изображение и Рисунок>. См. вид, изображение

«Я давно понял, что для искусствоведов самовыражение важнее сути.»

Эльдар Рязанов

«Почему я, сын известного московского живописца, детство и юность проведший среди художников, в коллекции которого больше живописи и графики, чем в ином региональном музее, должен слушать искусствоведов, которые отродясь и кисти то в руках не держали?»

Александр Гремитских

В Википедии термин «картина» применительно к живописи определяется как «произведение искусства, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением.» Понятия же «этюд», «эскиз» и «набросок» применительно к живописи вообще свалены в Википедии в одну кучу и сводятся к одному понятию - набросок, подготовительный материал к собственно картине художника.

Посмотрим, так ли это на практике:

Надо сказать, что вся художественная терминология сложилась ещё в XIX веке, если не ещё раньше. Говорить в те времена не только у нас, но и во всей Европе приличным людям полагалось исключительно по-французски, о чём свидетельствуют применяющаяся до сих пор в живописи терминология. Так слово «этюд» происходит от французского «étude», а «эскиз» - от французского же «esquisse», например. Заказчики живописцев жили в основном в весьма просторных, если не сказать больше, помещениях, требовавших декорирования огромными полотнами, писать с натуры которые было, естественно, невозможно. Понятно, что в таких условиях ценился исключительно конечный продукт - большая картина (но он, кстати, и оплачивался исключительно). Поскольку натурные работы, к которым этюды, собственно говоря, относятся, никому вешать на стену и в голову не приходило, за них и денег нельзя было получить, а следовательно они если и писались, то лишь в качестве опорно-зрительного материала для какой-нибудь большой картины и имели даже меньшее значение чем эскизы, которые тщательно выписывались поскольку их надо было представить на утверждение заказчику.

Вот откуда, из «времён Очакова и покоренья Крыма», перекочевали давно устаревшие определения художественных терминов в «Википедию»! Да и в другие словари, увы, тоже, а уже оттуда - в наши головы.

Однако уже к концу XIX века с демократизацией общества взгляды на то, каким может быть, если можно так выразиться, конечный продукт в живописи, кардинально поменялись. Если французским импрессионистам ещё пеняли именно этюдностью их работ, то уже А.К. Саврасов призывал своих учеников «учиться у натуры». Из русских художников Константин Коровин, например, прославился именно своими натурными этюдами, собственно тематических картин он практически совсем не писал. Мы живём уже в XXI веке, но продолжаем в отношении живописи пользоваться пониманием её терминологии 200-летней давности, парадокс, да и только!

Непонимание самых простых, употребляемых в повседневной речи, терминов живописи, на основе столь древнего их понимания, сознательно навязанное широкой публике уважаемыми искусствоведами, которые, как это вполне очевидно, именно что ПРОФЕССИОНАЛЬНО ничего не понимают в искусстве, способно поставить обыкновенного человека в тупик. Поэтому в этой статье хотелось бы рассмотреть основные общеупотребительные термины в живописи применительно уже к современной нам ситуации.

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «ПИСАТЬ» (с ударением на втором слоге, разумеется)

В русском языке слово «писать» имеет основное значение «писать буквы и цифры». В живописи профессионалы применяют слово «писать картину» в качестве термина. Если художник и скажет: «Я нарисовал картину», то в данном случае он не пользуется профессиональной терминологией, а просто говорит бытовым языком, как обычные люди, не связанные с художественной деятельностью. В терминологическом понимании рисуют углём, сангиной, карандашом, пастелью, но никак не картину маслом. «Эта картина художника нарисована маслом», - может сказать лишь человек, далёкий от живописи. И ничего в этом страшного нет, это не так уж и важно. Как неважно и то, что Вы не знаете, что такое краплак красный или кадмий жёлтый и слыхом не слыхивали про какую-то там умбру или сиену жжёную. Названия художественных красок, точно обозначающие определённые цвета (ведь и красный, и жёлтый и синий разными бывают), совершенно необязательно знать неспециалисту, да и искусствоведы на такие узкопрофессиональные точные термины не покушаются.

Зато эти господа, «ведающие искусство», а проще говоря, критики, то есть журналисты, пишущие на тему об искусстве, успешно навязали всем остальным людям ложную идею, что в искусстве, мол, «надо разбираться». А кто в искусстве разбирается? Ясное дело, никто кроме искусствоведов!

Таким образом, нам успешно объяснили, что в изобразительном искусстве мы с вами ничего не знаем и не понимаем. И самое интересное, что мы с этим полностью согласны! Кого не спросишь: «Я в живописи не понимаю», «Я в искусстве не разбираюсь»…, и в этом духе.

А в чём тут, собственно говоря, разбираться? Искусство, в том числе и изобразительное, создаётся для нас, простых людей, а не для «специалистов», оно апеллирует к эстетике, во всех нас заложенной природой. В искусстве для зрителя, читателя, слушателя, есть лишь два критерия - нравится и не нравится. Вы будете читать скучную книгу? Смотреть плохой фильм или пьесу? Будете слушать оперу, музыку, песню, которая Вам не нравится? Вы считаете Казимира Малевича гениальным художником, а Велимира Хлебникова - гениальным поэтом? Нет? Браво! Вы прекрасно разбираетесь в искусстве!

А вот чтобы нас с вами можно было, как выразился Пётр I, «от других незнающих болванов распознать», необходимо, всё-таки, уяснить себе несколько общераспространённых, часто встречающихся в обиходной речи терминов, касающихся в данном случае живописи.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА

Непрофессионалы с подачи всё тех же искусствоведов обычно считают, что настоящая картина маслом должна быть написана исключительно на холсте, а другие основы вроде художественного картона вообще, мол, не заслуживают внимания. Тогда «Мону Лизу» и картиной считать не стоит, ведь для работы Леонардо использовал доску липы.

Картон, загрунтованный, чтобы краски не впитывались в него, белым составом, так называемым грунтом, состоящим из мела и клея, или цветным грунтом, если это требуется художнику, то есть специальный художественный картон, удивительно удобен для работы, особенно на пленэре. Картон - компактный, достаточно плотный материал, который не пружинит под нажимом кисти, в отличие от холста. Холст под влиянием изменения температуры и влажности в помещении то провисает, то натягивается, краски с него со временем поэтому осыпаются, а с картона - нет. Живопись на картоне долговечна настолько, насколько долговечен сам картон, а по долговечности картон холст даже превосходит.

То же самое можно сказать и об оргалите, хотя он значительно более тяжёлый, чем картон. Советские художники оргалит часто сами грунтовали, а то и просто, для того чтобы удобнее было писать и кисть не пружинила, специально наклеивали грунтованный холст на оргалит. Вот Вам яркий пример, натюрморт с сиренью вполне картинного размера:

А что же холст? Исключительно с ним художники Российской Империи работали до 1862 года, когда русская промышленность стала выпускать художественный картон.

К холсту требуется тяжёлый подрамник плюс хорошая натяжка на него холста. При этом приходится долго ждать, пока краска просохнет после окончания работы, иначе холст нельзя свернуть, так как непросохшие краски слипнутся между собой, и картина будет совершенно испорчена. Сохнуть же краски могут и целый месяц. Вот у художника и начинается вынужденный простой. Для перевозки картина, если она большая, снимается с подрамника, аккуратно сворачивается на большую баббину живописью вверх чтобы не повредить живопись. Следующий этап - после доставки на место вновь натянуть холст на подрамник, правильно, без перекосов, морщин по углам и провисаний, но и без излишнего натяжения (всё это тоже может повредить живописный слой). А со временем, натянутый на подрамник холст, под действием перемен влажности и температуры может провиснуть или наоборот, слишком сильно натянуться, что может грозить даже разрывом холста. Это, в свою очередь, может вызвать осыпь красочного слоя, погубив или испортив живопись. Вот поэтому-то в залах и запасниках художественных музеев так строго следят за постоянством влажности и температуры.

Художественный картон имеет немало достоинств. Он лёгкий, уезжая на пленэр его можно поместить в специальную деревянную рамку с зажимами, имеющую сверху ремённую ручку для переноски. Представление об этом полезном приспособлении даёт сохранившийся в бумагах моего отца чертёж такой рамки для этюдов, которую отец заказывал какому-то столяру. Вот этот чертёж:

Иногда живописец берёт с собой на этюды сразу два картона. Сначала используется один, а затем, если

изменилось освещение или настроение или привлёк внимание какой-то другой мотив, художник берёт второй картон и пишет уже на нём. Окончив работу, он переворачивает картоны сырой пока ещё живописью внутрь рамки и закрепляет их зажимами. Друг друга картоны не касаются. Живопись при этом остаётся целой и невредимой. Сохнуть она будет в мастерской.

Поэтому после 1862 года, когда было налажено промышленное производство грунтованного художественного картона, живописцы постепенно всё больше стали ездить на пленэр с картонами.

Господа искусствоведы, которые обо всём этом вообще ничего не знают, да и сами ни одного этюда не написали, презрительно относятся к художественному картону, отчего-то считая живопись на картоне заведомо незаконченной, исходя при этом лишь из того, что на картоне пишутся в основном этюды, которые, как мы увидим ниже, всегда законченные, тщательно проработанные произведения, зачастую требующие очень большого труда. Мало того, было ещё изобретено слово «этюдность», используемое как синоним недоделанности, небрежности и… незавершённости! Но позвольте спросить, какое отношение имеет небрежность исполнения или незавершённость картины к тому, на чём она написана? Да и этюдов на холстах разве не бывает?

Кстати, картина в стиле соцреализма советского художника Николая Овчинникова «В цеху», которую в сентябре 2016 года В.В. Путин подарил на день рождения Д.А. Медведеву написана именно на картоне.

Строго говоря, это не картина, а натурный этюд, выполненный художником непосредственно в заводском цехе, но об этой терминологии речь пойдёт ниже.

Самое главное - это не материал, на который нанесена живопись, а то, как сумел художник отразить действительность, настроение, свои ощущения и предать их зрителю. Материал основы, будь то холст, картон, оргалит, бумага, доска или даже тонкое оцинкованное железо, к этому никакого отношения не имеет. Важен талант, опыт, хорошая художественная школа. Рассказывают, что в Абрамцево у С.И. Мамонтова как-то раз меняли на доме крышу. М.А. Врубель подобрал кусок кровельного железа и написал на нём сирень. Так что ж теперь, это не Врубель?

Вот «Портрет Смирновой Д.П., работницы Трёхгорной мануфактуры, депутата Верховного Совета СССР»

работы советского художника Сергея Фёдоровича Соловьёва. Он тоже выполнен на оцинкованном железе. Портрет, в силу его более чем скромных размеров 37,5х31,5 см и столь официозного названия, явно представляет собой натурный этюд для большого заказного портрета передовика производства. Видимо, когда модель явилась для позирования в мастерскую художника, у того не оказалось под рукой ничего другого, вот он и написал вполне законченный небольшой женский портрет, который потом, возможно с некоторыми незначительными изменениями, перенёс на большой холст.

Иногда, в силу тогдашнего дефицита во всём, советские художники писали масляными красками даже на бумаге, совершенно для этого не предназначенной. Так, в частности, иногда поступал и мой отец. Потом, уже после смерти отца, мне пришлось наклеивать эту бумагу на картон. ("Выпал снег" бумага на картоне, масло; 61,5х82; 1969 год)

Да что там, писали даже на мешковине от распоротых мешков! И неплохо получалось!

Вот, например, работа отца "Председатель". История у неё такая: отец получил командировку в один из колхозов на Алтае, где-то под Бийском, с заданием написать тамошнего председателя, Героя Социалистического труда. В колхозе, естественно, никакого холста, а тем более грунтованного, не оказалось, посему отец распорол какой-то огромный мешок, натянул на импровизированный, тут же сколоченный подрамник, загрунтовал мешковину и написал портрет председателя. Впоследствии, уже через 50 лет после событий, мне пришлось перетягивать эту работу на уже нормальный подрамник.

Или вот осенний пейзаж "Багряная осень", написанный отцом где-то в глухой деревне тоже по аналогичной технологии:

Таким образом: ЕСЛИ ВЫ ПИШЕТЕ ОГРОМНУЮ МНОГОМЕТРОВУЮ КАРТИНУ, волей-неволей придётся писать её на холсте ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ СООБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ, а не для того чтобы она представляла собой художественную ценность!

В остальных случаях всё равно на чём писать, иначе бы первые, купленные П.М. Третьяковым два ЭТЮДА М.А. Врубеля НА КАРТОНЕ, никакой бы художественной ценности не представляли.

ЭТЮДЫ И ЭСКИЗЫ

Этюд - это, всё-таки, что ни говорите, вполне законченная, относительно небольшая по размеру именно натурная работа, которая выполнена на пленэре (пейзаж) или, скажем, в мастерской (натюрморт, портрет) и является вполне самостоятельным произведением. Впрочем, этюды могут также использоваться в дальнейшем для написания большой картины, иногда даже огромного многометрового полотна, что возможно уже исключительно в мастерской. Этюд, особенно это касается пейзажей, чаще всего имеет размеры, грубо говоря, не превышающие 60 на 80 см, то есть размер, удобный для переноски одним человеком. Вот пример такого натурного этюда:

Этюд может быть односеансовым, написанным за один сеанс, то есть за один день. Но это бывает достаточно редко, гораздо чаще этюд требует нескольких, а то и множества сеансов. Многосеансовый этюд, особенно если это натурный пейзаж, иногда требует нескольких лет работы. Обыкновенно это происходит тогда, когда резко и надолго меняется погода, и нужное состояние теперь появится уже в следующем году. Ну, например, Вы пишите золотую осень при ярком солнце, остаётся ещё пара сеансов, а тут на целый месяц зарядили дожди, поневоле надо будет приезжать на это место на следующий год.

Таким образом, этюд - это натурная работа , законченное художественное произведение, на которое живописцем потрачено изрядное количество труда, то есть, говоря бытовым языком, законченная картина маслом относительно небольшого размера.

Конечно же, есть и незаконченные этюды, но незаконченной бывает и многометровая большая картина. Так что, как мы видим, давно устарелое, уже более 100 лет как потерявшее своё прежнее значение, представление уважаемых искусствоведов о том, что этюд - это непременно нечто незаконченное и имеющее незначительную художественную ценность, которое они, к сожалению, прочно вложили нам с вами в голову, и что отражено, увы, даже в словарях, сегодня уже давно не имеет под собой ни малейшего основания.

ЭСКИЗ

Эскиз отличается от этюда тем, что он всегда делается исключительно в целях подготовки к большой тематической картине (многофигурная композиция на какую-то определённую тему. «Утро стрелецкой казни» Сурикова, например). Законченность присутствует в эскизе не всегда, и в этом случае он носит характер наброска. Давайте сравним два эскиза к большим работам советской художницы Клавдии Тутеволь. В первом случае эскиз делался для себя, в качестве рабочего материала (Эскиз панно для павильона "Космос" на ВДНХ)

Во втором же случае (Эскиз потолочного плафона театра оперы и балета им. Абая в Алма-Ате) эскиз был выполнен для утверждения художественным советом, о чём свидетельствуют подписи и штампы в нижней и верхней левых частях эскиза. Поэтому он полностью завершён и отделан, никакой эскизностью, т.е. небрежностью или недоделанностью здесь и не пахнет. В архитектуре, например, это был бы макет соответствующего архитектурного сооружения.

Эскиз к картине может представлять собой вполне законченное, и даже тщательно выписанное или прорисованное, изображение кисти руки, ноги, уха, лица, фигуры или головы человека, лошади, собаки, других животных, или же даже трактор, грузовик, какой либо предмет, либо часть одежды, всё, что в данный момент интересует живописца, в общем, что угодно, что может войти в будущую большую картину художника. Причём всё это иногда может умещаться на одном и том же куске холста, картона или оргалита.

Такие эскизы, иногда незавершённые, небрежно, наспех выполненные называются ещё набросками, то есть то, что художник в процессе замысла большой многофигурной композиции «набросал» на листе бумаги, картона, холста и т.д.

Кроме того, набросками именуются ещё и быстрые зарисовки, сделанные художником спонтанно, под влиянием момента. Примером может служить набросок В.Г. Гремитских "В гостях" 25,5х17 бумага, карандаш; 1940-е годы.

В.Г. Гремитских "В гостях" бумага, карандаш; 25,5х17; 1940-е годы

Как видим, художник на первом же подвернувшемся под руку клочке обёрточной бумаги просто так, для себя, зарисовал простым карандашом, тоже видимо, подвернувшимся под руку, наблюдаемую им жанровую сценку.

А вот московский художник Игорь Радоман нарисовал моего отца, отдыхающего на кровати где-то в доме творчества художников «Академическая дача»:

Художники на всяких, многочисленных в советское время собраниях и заседаниях вообще постоянно скучали, и равлекались тем, что делали карандашные наброски друг друга. У меня в коллекции есть много подобных набросков самых разных художников.

Набросок может быть сделан не только карандашом, но и масляными красками, сангиной, пастелью, углём, пером, да чем угодно, даже шариковой ручкой, ибо истинный художник ни минуты прожить без своей профессии не может. У художников-реалистов это просто какая-то профессиональная мания на уровне условного рефлекса, требующего постоянной тренировки, совершенствования мастерства, что, собственно и отличает настоящего художника, ежедневно и ежечасно посвящающего всю свою жизнь искусству, от так называемых «современных» художников и авангардистов которым ничего и уметь то не надо, а следовательно и тренировки никакой не требуется - нет мастерства, нечего и оттачивать, знай себе малюй квадраты да треугольники!

Кстати, набросок, в зависимости от времени, которое есть у художника на его выполнение, может переходить и во вполне законченный рисунок. Вот перед нами вполне законченный детский портрет карандашом «Володя за игрой» муромского живописца Василия Васильевича Серова, но тем не менее - это набросок!

Эскизы - это подспорье в процессе работы художника над большой тематической картиной. Эскизы делают не только маслом, но и углём или карандашом, темперой и т.д. В эскизе, кроме того, может быть скомпонована вся будущая большая многофигурная картина художника.

В качестве примера можно привести два эскиза к большой тематической картине «Полководцы Гражданской войны» советского художника Григория Гордона, собственно говоря, представляющей собой групповой портрет наиболее известных красных командиров Гражданской войны.

Сначала живописец решил было просто выстроить их всех в ряд на фоне красного знамени,

но затем такая композиция ему показалась скучной, и он решил её несколько усложнить:

Как видим, в данном случае эскизы выполнены темперой, и кроме того, несмотря на эскизность обеих работ, т.е. незавершённость и кажущуюся небрежность исполнения, все герои будущей большой картины вполне узнаваемы. Мы ясно видим Ворошилова, Будённого, Щорса, Фрунзе, Чапаева, Пархоменко и т.д.

А вот эскиз к большой тематической картине «Арест Александра Ульянова» уже упоминавшегося муромского художника В.В. Серова:

Конечно, итог, скорее всего, будет отличаться от первоначального замысла. У истинного художника, как правило, новая вещь не выходит из головы. Он постоянно углублён в интересующую его тему. Обдумывает её, передумывает, много наблюдает, читает соответствующую литературу. Если в будущей тематической картине присутствует пейзаж, пишутся соответствующие натурные этюды, которые впоследствии, обычно в несколько изменённом виде, переносятся на картину. Иногда на большую картину переносятся отдельные детали сразу с нескольких натурных этюдов.

Однако же натурный этюд, в отличие от эскиза и наброска, - произведение, как мы уже видели, самостоятельное и обязательно вполне законченное. Вот вам яркий пример. Получив заказ на большую тематическую картину «Ленин и Горький в Горках», отец специально весной 1952 года много раз ездил в подмосковные Горки Ленинские и написал там два больших этюда, оба на холсте. Сначала «Горки. Весна. холст, масло; 60х80 см»,

а потом - «В Горках Ленинских холст, масло; 78.5х57 см».

Впоследствии, на окончательной большой картине, отец взял за основу второй этюд, чуть отодвинул ступени, а перед ними поставил Максима Горького, беседующего с Лениным. От этюда ««Горки. Весна.» он взял более раннее состояние природы на заднем плане, значительно уменьшив сам пейзаж с беседкой по сравнению с центральными фигурами. Тем не менее, оба этюда, каждый сам по себе представляет собой вполне законченный самостоятельный парковый пейзаж, ничем не отличающийся от других многочисленных натурных пейзажей отца. Если бы я не поведал тут эту историю, Вы, будь Вы хоть трижды искусствоведом, ни за что бы не догадались что обе эти работы использовались для создания картины соцреализма, не так ли? Так как же можно говорить о том, что этюды не обладают законченным характером и самостоятельным художественным значением? (Вспомним определение в Википедии).

Большая тематическая многофигурная картина требует огромного и продолжительного труда над ней, наличия огромного количества эскизов и этюдов. Её пишут исключительно в мастерской, часто по многу лет. Возьмите хотя бы А. А. Иванова с его огромной картиной «Явление Христа народу» над которой художник трудился двадцать лет - с 1837 по 1857 год, или же Василия Сурикова, работавшего над каждой своей картиной по три - пять лет.

В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ КАРТИНЫ ОТ ЭТЮДА?

Этюд, будучи самостоятельным и вполне законченным художественным произведением, отличается от картины прежде всего тем, что он пишется с натуры. Картину же пишут исключительно в мастерской на основе огромного количества материала - этюдов, эскизов, набросков, карандашных зарисовок и фотографий. Иногда приходится изучать большое количество литературы и периодики, при этом сюжет, то есть тема картины, придумывается самим художником, либо диктуется заказчиком. И ещё, что самое важное, в картине всегда воплощается ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА, в то время как этюд ПИШЕТСЯ В ОСНОВНОМ СПОНТАННО - берёт художник этюдник и идёт искать мотив, т.е. вид, который он будет писать. Где увидел, там остановился и пишет.

Не составляют исключения и этюды, написанные специально для создания больших тематических картин. В том случае, о котором я говорил выше, отец сначала нашёл беседку в Горках Ленинских, решил, что перед ней и поставит Ленина с Горьким, а уж затем написал с натуры два этюда с этой беседкой.

В основном можно сказать, что всё, что пишется с натуры - это этюд , будь то пейзаж, натюрморт или портрет, а всё, что требует предварительного замысла, длительной работы с многочисленными и разнообразными подготовительными материалами - это картина .

Однозначно картиной можно назвать эпохальное полотно большого, а иногда и просто огромного размера. Был такой художник Генрих Ипполитович Семирадский. Так он писал такие большие картины, что они в мастерской были подвешены к потолку и доходили до пола, причём, заметьте, дело происходило далеко не в хрущобе. Поэтому академику и профессору Императорской Академии художеств приходилось постоянно лазить на лестницу, такие у него бывали иногда громадные работы. У Г.И. Семирадского были в основном большие фантазийные картины на античные темы, сюжеты которых он брал из головы, поскольку реальную жизнь Древней Греции и Рима времён императора Нерона воочию наблюдать, он, естественно, не мог.

Однако картина может быть и довольно скромного размера, особенно это касается жанровых картин, то есть картин художников с изображением бытовых сценок. Например, знаменитое «Сватовство майора» Павла Федотова, имеет вполне этюдный размер - всего 58,3х75 см. Но, как сами понимаете, писана она явно не с натуры прямо в купеческой гостиной.

Историческая картина вообще вещь исключительно фантазийная. Оба брата Васнецова, например, писали на историческом материале, но очень разном. Один воссоздавал быт и архитектуру Москвы XIV и XVII столетий, другой за основу брал русские народные сказки и былины. Но если Аполлинарий, серьёзно, на научном уровне, занимавшийся историей и археологией, состоявший членом различных исторических и археологических обществ, будучи страстным сторонником распространения знаний по истории, стремился воссоздать быт и виды средневековой Москвы «так как оно было» на основе древних документов и результатов археологических раскопок, в которых иногда и сам лично принимал участие, то картины его старшего брата, Виктора, носили уже чисто фантазийный характер.

Батальные картины относятся к той же категории. Писать их с натуры прямо на поле боя, как это представляют себе некоторые дамы от искусствоведения, просто смешно. Знаменитый русский баталист В.В. Верещагин, лично наблюдавший множество сражений, и иногда даже принимавший в них непосредственное участие, свои картины писал исключительно по памяти, естественно в мастерской, опираясь на многочисленные зарисовки, сделанные им на театрах военных действий. Кроме того, Василий Васильевич много читал, опрашивал очевидцев, тратил огромные деньги на реквизит - скупал оружие, форму, снаряжение, которое затем рисовал с натуры, приготовляя, таким образом, эскизы к картинам, которые он задумал.

Большие картины, изображающие пейзаж, тоже вещи не натурные, а выдуманные художником из головы и сделанные на основе натурных этюдов. Однажды мне довелось видеть этюд, размером примерно 60 на 80 см, на основе которого И.И. Шишкин написал свою знаменитую большую картину «Рожь» размером уже 107 на 187 см. Этюд был на холсте и изображал всё то же самое, что и на картине, только дорога шла не прямо от зрителя к соснам, а несколько вбок и количество сосен было другое. В данном случае натурный этюд явно послужил основой для создания большой картины с пейзажем, но он и сам по себе представляет вполне законченное и тщательно проработанное произведение.

Таким образом, можно говорить не только об эскизе к картине, но и об этюде к картине, если этюд специально к ней пишется. Чаще всего это касается именно пейзажа. Если бы И.И. Шишкин ограничился упомянутым выше этюдом, и по какой-либо причине не стал писать по нему работу большого размера, то сейчас бы искусствоведы Третьяковской галереи хвастались картиной И.И. Шишкина «Рожь» 60х80 см, не подозревая о том, что это натурный этюд.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:

Картина, в отличие от этюда, обязательно требует предварительного замысла художника, длительного обдумывания, и всегда отличается тщательностью исполнения и отделки, так сказать выписанностью. Картина любого размера всегда пишется художником в мастерской на основе самого разнообразного материала: фотографий, подготовительных эскизов и набросков и, если это необходимо, опираясь на заранее написанные натурные этюды. Картина, даже небольшая по формату, а уж тем более больших размеров, всегда пишется не на пленэре, даже если это пейзаж (попробуйте-ка потаскать с собой в поле или в лес этакую махину!), а в мастерской художника. Большая картина пишется непременно на холсте, что обусловлено не чем иным, как исключительно удобством больших холстов для транспортировки.

Тематическая картина - как следует из самого термина, это картина на какую-либо определённую тему. Чаще всего это многофигурная композиция большого размера. Этот термин возник уже в советском искусствоведении, поэтому его чаще всего применяют к произведениям так называемого соцреализма, например, на тему Гражданской, Великой Отечественной войны, или, скажем, «Ленин в Октябре». Поскольку размеры таких произведений зачастую просто огромны, живописец, естественно, работает над такой картиной в своей мастерской, и пишет её на холсте. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина, размер которой 2,03 на 3,58 метра, в принципе тоже можно назвать тематической картиной, хотя социалистическим реализмом там и не пахнет. Она тоже была написана Ильёй Ефимовичем именно в мастерской на базе множества эскизов и этюдов, также как и, например, «Бурлаки на Волге» (1,31 на 2,81 м).

Жанровая картина - название происходит от французского слова «genre» - это работа обычно

небольшого размера, изображающая какую-либо сценку из жизни. Например широко известная картина русского художника Павла Федотова (1815—1852) «Сватовство майора», о которой уже говорилось, имеет размер всего лишь 58,3 на 75,4 см. Его же «Свежий кавалер» и того меньше - 48,2 на 42,5 см, и тем не менее художник работал над этой небольшой жанровой картиной девять месяцев!

Небольшая жанровая картина может быть выполнена не только на холсте, но и на картоне или оргалите. Этот материал стал широко распространяться уже в XX столетии.

Есть ещё и такое понятие как жанровый портрет. Просто портрет - это портрет человека на нейтральном фоне, а вот когда есть задний план, на котором изображены предметы, люди или даже промышленный пейзаж, подсказывающие зрителю, например род занятий изображённого человека, то это уже жанровый портрет. В качестве примера можно привести жанровый женский портрет "Ветеран шахтёрского труда" работы уже упоминавшейся здесь советской художницы Клавдии Александровны Тутеволь:

Этюд, как мы уже говорили выше, - это вполне законченное самостоятельное произведение, но непременно натурное. Он является вполне самостоятельным художественным произведением, но может выступать и как вспомогательный материал для большой картины художника, что отнюдь не умаляет его художественной ценности. Это может быть натюрморт, портрет, пейзаж, интерьер. Этюд, в силу его относительно небольших размеров, пишут на всех вышеперечисленных материалах, но главное в нём, конечно же, качество работы живописца, его умение выстроить композицию в натюрморте, отразить характер модели в портрете, передать волнение или покой моря, холод зимнего леса, красоту заката, прелесть золотой осени или весеннее настроение природы в пейзаже.

Эскиз - произведение вспомогательное, его назначение зафиксировать замысел композиции будущей

тематической картины. В качестве примера возьмём эскиз к картине "Целинники" Э. Д. Ишмаметова. В нём художник разработал композицию и колорит, характеры, позы персонажей, а затем написал большую картину на эту тему. Эскиз к картине живописец всегда очень тщательно продумывает. Обычно для эскиза характерна некая незаконченность, незавершённость. Это обусловлено тем, что художнику чаще всего и не надо его заканчивать, тут другая задача - разработка вариантов композиции будущей картины, доработка её первоначального замысла. Поэтому эскиз чаще всего носит характер наброска. Но это может быть и вполне законченная тщательно прорисованная работа, особенно когда эскиз предназначен для утверждения приёмной комиссией, как мы уже видели на примере эскиза плафона для театра им. Абая в Алма-Ате работы Клавдии Тутеволь.

Набросок, если он делается в процессе работы над картиной - произведение тоже чисто вспомогательное, незаконченное, детально не прорисованное.

Он пишется или рисуется быстро, но небрежности у хороших художников в нём не бывает. Можно быстро прописать, скажем, голову модели, из которой позже получится великолепный законченный портрет, или же сделать быструю зарисовку какой-нибудь фигуры, которая может впоследствии понадобиться для создания композиции большой картины, а набросок останется самостоятельным произведением, интересным для коллекционеров и любителей. Вот, например, набросок В.Г. Гремитских «Танец»:

Однако, как мы видели выше, наброски могут носить и вполне самостоятельный характер.

Эскиз тоже обыкновенно носит характер наброска, но эскиз - это по сути план будущей картины, всей её композиции, в то время как набросок к картине - это быстрая зарисовка чего-нибудь, что может быть в принципе включено в будущую картину.

О НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ТЕРМИНАХ В ЖИВОПИСИ:

Я однажды очень удивился, узнав, что стаффаж - это «картина маслом без чёткой прорисовки фигур людей или животных». На самом деле стаффаж - это мелкие фигурки людей или животных, вписанные художником в пейзаж для его оживления.

Ещё один термин из пейзажной живописи - камертон. Это яркое пятно, контрастирующее в общим фоном пейзажа. Обычно это какой-нибудь стаффаж. Примером может служить работа ташкентского художника

В.М. Ковинина «Горный пейзаж» с фигурой девочки, одетой в яркую красную национальную одежду.

Странно, когда полотном называют любую масляную живопись, даже небольшого размера, да ещё и написанную на картоне. «Полотно — это гладкая и плотная льняная ткань простейшего переплетения; самые тонкие сорта называли батистом, самые грубые — холстом, парусиной, равендуком и пр.» (Википедия). Таким образом, полотно ни картоном, ни оргалитом быть никак не может, применительно к живописи это однозначно холст.

В живописи полотном называют картины огромных размеров да ещё обычно на какую-нибудь эпохальную тему. Таким образом, можно сказать, что из-под кисти Василия Сурикова выходили исключительно полотна, а вот Константин Коровин прославился в основном своими этюдными работами. Если «Девятый вал» Айвазовского можно вполне назвать полотном, то применительно к уже упоминавшейся маленькой работе «Свежий кавалер» Федотова это будет просто смешно, несмотря на то, что она тоже написана на холсте.

Ещё немного о грунтах: А что такое левкас? Это особый грунт, тоже на основе мела, которым покрывают деревянную доску. Раньше в Западной Европе на досках часто писались картины, на Руси - иконы, причём всегда. Это крайне неудобный материал. В Голландии в своё время доски сушили по 50 лет, только после этого их брали в работу. Сейчас художники редко используют левкас, так как краска вместе с толстым слоем грунта со временем или от лёгкого удара легко скалывается. Да и современные иконописцы всё реже и реже им пользуются.

В заключение приведу ещё несколько иллюстраций для наглядности:

Работа В.Г. Гремитских, которая так и называется - "Этюд". Это по сути, как следует из самого названия, натурный односеансовый жанровый портрет рабочей, написанный прямо на её рабочем месте на строительстве Куйбышевской ГЭС.

А вот жанровый портрет работы ташкентского художника Валерия Ковинина:

Это уже явно не односеансовый портрет, тут художник своего коллегу, послужившего ему моделью, явно изрядно помучил количеством сеансов, что видно и из тщательной выписанности работы, и из её размеров. Но тем не менее этот мужской портрет не картина, а многосеансовый натурный этюд, что нисколько не умаляет его художественной ценности.

В доказательство этого последнего утверждения рассмотрим знаменитый женский портрет «Девушка, освещённая солнцем». Свою кузину, Марию Симонович В.А. Серов писал с натуры всё лето 1888 года, ловя каждый солнечный день (в пасмурные дни он писал пейзаж «Заросший пруд»). Предварительный замысел (выше мы говорили, что у знаменитого художника тоже отсутствовал, ему просто захотелось, по его словам, «написать что-то отрадное».

Таким образом, здесь мы имеем дело ни с чем иным, как с типичным многосеансовым натурным этюдом, написанным по наитию, по мгновенно возникшему желанию. На счастье П.М. Третьякова, который приобрёл эту работу, тогда ещё не ведали, что «Этюд — в изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущего произведения.» (Википедия) Да и Валентин Серов проявил крайнюю степень непрофессионализма, потратив на каких-то два подготовительных наброска - портрет девушки и пейзаж с прудом, аж 90 дней!

Можно было бы привести ещё множество подобных примеров, но боюсь, я уже сильно утомил читателя. Надеюсь, мне всё-таки удалось внести свою скромную лепту в разъяснение широкой публике некоторых наиболее употребительных художественных терминов, в которых иногда, что греха таить, путаются даже сами художники.

Александр Гремитских

На аватаре: В.М. Ковинин "На воскресный базар. Каракалпакия." холст, масло 98х178. 1971 год (Это типичная большая жанровая картина)