Изобразительное искусство и музыка древнего египта. Писцы - это кто такие

Сразу же по выходе из отдела Древнего Востока можно начать осмотр памятников египетского искусства, которые экспонированы отдельно. Тогда надо пройти через нижний переход или крипту Сен-Жермен д"Оксеруа, названную так по имени находящейся напротив церкви. Неожиданно из темноты возникает статуя египетского бога Озириса, озаренная призрачным светом. Ее экспозицию надо признать исключительно удачной. Известно, что Озирису в Древнем Египте поклонялись и как богу подземного мира. Поэтому в мрачной крипте Лувра замаскированный свет создает иллюзию таинственного свечения. Невольно вспоминаешь древнюю легенду.

Однако, если захочется посмотреть египетские памятники в хронологической последовательности, нужно войти в отдел со стороны зала Афродиты Милосской. Поднявшись по небольшой лестнице, оказываешься перед гробницей знатного человека, так называемой "мастабой" (III тысячелетие до н. э.). Она состояла из подземной части, куда ставился саркофаг с мумией, и надземного сооружения. Древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает вести жизнь, подобную земной. Гробница считалась его домом. Умершему приносили пищу, окружали его предметами обихода, а на стенах гробницы изображали сцены повседневного быта. И луврская мастаба покрыта росписями: здесь и рыбная ловля, и охота, и навигация и т. д. В специальных нишах гробниц ставились обычно статуи умерших. В трактовке образов ваятели следовали определенным канонам, освященным столетними традициями. Фигуры, окрашенные различными охрами, были развернуты в фас; ноги и руки располагались почти симметрично.

"Но жизнь была сильнее требований религии...- пишет известный советский исследователь египетского искусства М. Э. Матье.- Лучшие скульпторы, сумев частично преодолеть традиции, создали ряд замечательных произведений". К их числу относится статуя царского писца Каи (середина XXV века до н. э.). Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки. Он не стар, но мускулы груди и живота уже ослабли. Цепкие длинные пальцы привыкли держать тростниковое перо и папирус. Широкоскулое лицо слегка приподнято, тонкие губы поджаты, а чуть косящие глаза (они инкрустированы кусочками алебастра и горного хрусталя) почтительно устремлены на посетителя. Это уже не образ писца вообще, а реалистический портрет человека со своим характером, особенностями. Статуя Каи была найдена в 1850 году французским археологом Мариеттом.

Каи окружен в Лувре великолепными каменными скульптурами. Вот одна из них. Это супружеская пара. Женщина стоит около мужа и обнимает его за плечо. Сопротивляясь времени и тлену, супруги проносят свою любовь через тысячелетия. Такие группы исполнялись и в дереве. Во втором этаже Лувра, например, можно увидеть скульптуру из темного дерева. Муж идет впереди, а за ним, держась за руку, следует жена, фигурка которой значительно меньше по размерам. В том же зале экспонируется и знаменитая голова из коллекции Сальта, бывшего генеральным консулом в Египте. По остроте индивидуальной характеристики она не уступает писцу Каи. Перед нами образ человека сильного, слегка аскетического, с ввалившимися щеками, крупным носом и несколько удлиненной формой головы.

Все рассмотренные нами скульптуры относятся к эпохе Древнего царства (XXXII-XXIV века до н. э.), когда в долине Нила возникло мощное рабовладельческое государство. Наряду с Двуречьем Египет был наиболее передовой страной тогдашнего мира. К концу III тысячелетия, однако, Египет распался на отдельные области, что привело к кризису экономики и культуры. Новый подъем страны наблюдался затем дважды: в период Среднего царства (XXI-XVII века до н.э.) и Нового царства (XVI-XII века до н. э.).

Мастера Среднего царства вначале следовали образцам древности. Но повторение старых форм в новых условиях привело к их схематизации. Возрождение искусства началось не в столице, а в местных центрах. Коллекция произведений эпохи Среднего царства в Лувре уступает коллекции Древнего царства. Из скульптур этой поры особенно запоминается статуэтка девушки (XXI век до н. э.), несущей сосуд с жертвенными возлияниями и коробку с дарами. Статуэтка исполнена из дерева и раскрашена. Тонкая ткань облегает фигуру, на шее красуется ожерелье. Жизненность и простота сочетаются с поисками изящества.

Время Нового царства было периодом дальнейшего подъема египетской культуры. Сооружаются грандиозные храмы в Луксоре и Карнаке, создаются колоссы Мемнона и Рамзеса, появляются удивительные росписи фиванских гробниц. В городе Тель-Амарна развивается утонченное и изысканное искусство, оставившее потомкам пленительные портреты Нефертити. Лувр обладает первоклассными памятниками эпохи. Полон нежности, тонкой одухотворенности барельеф с изображением царя Сети I перед богиней Хатор. Как бы возвращает нас в эпоху Древнего царства величавая статуя визиря царицы Хатшепсут. Несколько сфинксов, поставленных друг за другом, дают представление о скульптурных аллеях, подводивших некогда ко дворцам. Но особенно интересна мелкая пластика Нового царства, выставленная во втором этаже: деревянная ложечка длиной в 30 сантиметров, прелестная головка из голубовато-синего стекла, не превышающая 8 сантиметров, голова из дерева, украшавшая некогда арфу. Во всех этих разных по назначению и материалу вещах поражают монументальность и лаконизм изобразительного языка. Тут уже действительно вспоминаешь слова русской пословицы "мал золотник, да дорог". Вытянутая шея, выступающий подбородок, крупные губы, прямой нос, миндалевидный разрез глаз, низкий покатый лоб, переходящий в черную, блестящую массу волос, ниспадающую до самой шеи и как бы возвращающую взгляд зрителя обратно, к отправной точке его "путешествия" по лицу человека,- такова небольшая (20 см) деревянная голова тельамарнской школы. Только основное, никаких деталей - и какая выразительность образа, аскетического, болезненного и в то же время устремленного вперед! Головка из синего стекла до сих пор хранит секреты древнего мастера - как он сумел сочетать голубоватый тон кожи с интенсивной окраской парика? Не от соединения ли двух тонов усиливается ощущение нежности детски округлого лица, переданного так же обобщенно, как в многометровой статуе? Удивительно умели египтяне быть величавыми даже в самом малом!

«Портрет ИЗО» - Валентин Серов – портрет Мусоргского. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… Урок изобразительного искусства 6 класс. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Давайте вспомним, что такое портрет? Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята.

«Портрет учителя» - Под психолого-педагогической компетентностью учителя. Альберт Эйнштейн. Педагогический совет по теме: Педагогический процесс -. Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.

«Фаюмский портрет» - Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Вошло в обычай держать мумии некоторое время дома, для чего употреблялись или деревянные носилки или деревянные саркофаги, поставленные на подножие и имеющие вверху дверцы.

«Портрет в музыке» - тема Богатырей. Акцент - ударение в музыке. Кто там летит в вышине? Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица. Поют. В темной ночной глубине? Опера. тема Царевны -Лебедь. Балет. тема Белочки. Н.А.Римский-Корсаков. Воет кто там? нарисовать рисунок к пьесе "Баба-Яга". Танцуют. «Портреты в музыке».

«Русский портрет XVIII века 1» - Д. Левицкий. «Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущевой». Портрет В.И. Майкова. В. Боровиковский изобразил Екатерину в теплом салопе с собачкой на прогулке в царскосельском парке. Гавриил Иванович Головкин легок, изящен, достаточно уверен в себе. У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742).

«Русский портрет 18 века» - Русский портрет 18 века. Рокотов Федор Степанович (1735-1808). Что ни лицо - характер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. Портрет Екатерины II. 1782. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской. На столе луковицы и гербарий - предметы страсти любителя ботаники.

Особое сословие в Древнем Египте, писцы - это весьма уважаемые люди, отличавшиеся образованностью, умением понимать сложнейшую письменность - иероглифы. Именно в их обязанности входило ведение учета всего, от возведения величественных монументов до сбора налогов. Познакомимся с тем, что представляли собой писцы.

Определение

Древний Египет - одно из самых интересных государств прошлых эпох, многие тайны которого не разгаданы по сей день. Однако ученым удалось узнать немало о том, что представляло собой общество страны пирамид. Писцы - это одно из сословий классовой структуры Египта, в их обязанности входило не только письмо и чтение уже написанных текстов, но и ведение всех видов учета. Во многом благодаря работе этих образованных мужчин (реже - женщин) до нас дошли папирусные свитки, позволяющие понять особенности жизни загадочной цивилизации.

Данная профессия пользовалась уважением, писцы не были обязаны оплачивать налоги, не служили в армии, считались частью двора самого фараона, что было весьма престижно.

Писец на востоке именовался также гарпедонаптом или иерограмматеем.

Род деятельности

Рассмотрим, чем занимались писцы:

  • Записывали указы царя.
  • Вели учет сбора налогов.
  • Проводили перепись населения.
  • Занимались переписыванием древних текстов.
  • Выполняли функции хранителей библиотек.
  • Были секретарями.
  • Занимались учетом урожая, животных, продовольствия, составляли подробные реестры.

Также к обязанностям писцов относилась запись историй, услышанных от чужеземцев. Часто именно к писцам обращались люди, которые писать не умели, чтобы составить прошение. Такие услуги оказывались за дополнительную плату.

Особенности должности

Мы узнали, что писцы - это весьма уважаемые люди, представители египетской знати. Выделим ряд особенностей этого рода занятий:

  • Звание не переходило по наследству. Чтобы стать писцом, необходимо было долго и хорошо учиться. Однако сыновья писцов имели больше шансов, поскольку с детства получали необходимое образование и готовились занять место рядом с отцом.
  • Женщины могли занять эту престижную должность, но до нас дошло мало сведений о писцах женского пола.
  • Боги - покровители писцов - это Тот, божество мудрости (часто изображался с головой ибиса или павиана) и Сешат - покровительница письма и письменности.
  • Должность настолько высоко ценилась в Древнем Египте, что у слова «писец» был собственный иероглиф: инструмент для письма, палетка.

Должность существовала со времен Древнего царства и во все времена играла ключевую роль в истории страны пирамид.

Описание писца

До наших дней дошел папирус, который дает представление о том, как выглядел и вел себя идеальный писец:

  • Он был хорошо одет.
  • Трудолюбив и ответственен, работа не утомляет его.
  • Может умело руководить действиями других.
  • Пользуется почетом и уважением.

Он не занимался изнурительной физической работой и мог позволить себе хорошо питаться. Некоторые очень грамотные представители сословия владели древними языками.

Изображение писцов в искусстве

Искусство древних египтян было построено на четком соблюдении канонов, поэтому нет ничего удивительного, что прослеживается четкая тенденция изображения писцов:

  • Скульптуры этих грамотных людей сидят.
  • Ноги их скрещены.
  • На коленях находится свиток папируса.

К числу наиболее известных творений мастеров страны пирамид следует отнести 53-сантиметровую статую писца Каи, выполненную из известняка и покрытую краской. Появление этой скульптуры датируется примерно 2500 годом до н. э. Сейчас она хранится в Лувре. Особенности статуи таковы:

  • Типичная для писца поза: сидя с поджатыми ногами.
  • Для инкрустации глаз использовался горный хрусталь и черное дерево.
  • Автор старался передать портретное сходство, при этом взгляд черных глаз писца получился острым и внимательным.
  • Губы статуи крепко сжаты.

Известен факт: при обнаружении скульптуры Каи рабочие испытали подлинный ужас, ведь из-за острого взгляда и царящей в гробнице полутьмы им показалось, что они увидели живого человека.

Специфика образования в Древнем Египте

Возможность получать знания в стране пирамид была доступна не всем, только дети вельмож и знати, приближенных фараона, имели возможность получать образование. Дети же ремесленников и крестьян с детства помогали своим родителям и, как правило, продолжали их судьбу. Однако различия полов еще не было: знатные мальчики и девочки имели равные права.

Ключевой целью обучения была подготовка к профессии, присущей членам семьи ученика. Так, ребенок из семьи воина чаще всего постигал основы военного дела. Так же и писцы - должность по наследству не передавалась, но дети этих мудрых и образованных людей с детства изучали иероглифическое письмо и математику.

В эпоху Древнего царства школы писцов еще не появились, знания передавались от отца к сыну. Если же родной ребенок был неспособен к обучению, писец мог выбрать себе ученика. Позднее были образованы специализированные заведения, где проводилась подготовка детей.

Где учились писцы

Обучение проводилось в Школах писцов, которые находились при царском или вельможном дворе или при храме. Как проходила подготовка?

  • Учеников заставляли несколько раз переписывать тексты, многие из которых расписывали прелести профессии писца.
  • Решать математические задачи.
  • Заниматься музыкой и географией, медициной и астрономией.

Возраст учеников, приступающих к получению знаний, составлял 5 лет.

Уроки проводились длительное время, ученики постигали азы с раннего утра до позднего вечера. Недобросовестные и ленивые подвергались суровым наказаниям. В одном из дошедших до нас текстов указывается, что нерадивого ученика могли наказать плетью из шкуры гиппопотама.

Специфика образования

Окончившие школу писцов обладали широким перечнем знаний, необходимым для их дальнейшей деятельности:

  • Знали не менее 700 иероглифов.
  • Умели не только красиво писать и читать, но оформлять деловые документы.
  • Знали светский стиль (он помогал работать с бумагами) и уставный (использовался в религиозных текстах).

Обучение велось последовательно: сначала ученики заучивали сами иероглифы и их значение, затем учились грамотно формулировать мысли. Наконец, постигали основы красноречия. Чтобы стать писцами, ученики с раннего детства были обязаны отказаться от многих развлечений и все свободное время посвящать обучению.

После окончания школы писцу необходимо было найти себе хорошее место. Сохранившийся текст советует этим молодым людям действовать так: не перечить своему начальнику, соглашаться с ним во всем. Только так можно добиться стабильности, высокого дохода и положения в обществе.

Как и чем они работали

До наших дней дошли некоторые сведения, позволяющие разобраться, в Египте и как они работали:

  • Писать им приходилось на листах папируса.
  • Работа велась при помощи тростниковой кисточки.
  • Была известна не только черная, но и красная, голубая и зеленая краски. Для их изготовления использовались уголь, охра и разведенные водой измельченные минералы.
  • Еще необходимые атрибуты писца - небольшая деревянная чашечка, в которую наливали воду, и дощечка с углублениями, в которых помещались краски.

Известно, что чаще всего писцы использовали черный цвет, красным выделялись только главные фразы.

Роль и значение

Писцы представляли собой образованное сословие Древнего Египта, именно благодаря их труду удавалось сохранять знания и передавать их следующему поколению. Для нас их работа особенно важна, поскольку именно папирусы дают исследователям ценный материал, позволяющий понять, как жили представители древнейшей цивилизации. Наконец, эти образованные служители фараонов записывали указы, занимались учетом, то есть играли важнейшую роль в развитии страны и управлении ею. Нередко они трудились в библиотеках, переписывали древнейшие документы, помогая сохранить их для потомков.

Итак, писцы - это особая категория жителей страны пирамид, которая пользовалась почетом и уважением. Стать одним из писцов мечтали многие, но получить образование и постичь науку иероглифического письма удавалось единицам. Древние египтяне ценили своих писцов, именно поэтому до нас дошли и имена многих из них, и подробное описание системы преподавания.

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка (2600 до н. э.) были сделаны для гробницы Рахотепа. Сейчас они находятся в Египетском музее Каира.

В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет - более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее - цветное ожерелье.

Знаменитую статую царского писца Каи археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее "оживления". Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому вставить статуе глаза - все равно, что вернуть ей душу.

Статуя писца Каи , раскрашенный известняк, 2490 до н. э. В Древнем Египте писцы пользовались большим почетом, ведь изучение египетской письменности было делом очень сложным.

В погребальную камеру рядом с саркофагом - большим футляром в форме человеческой фигуры - египтяне клали все, что потребуется умершему в загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно, не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи, сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие мешок с зерном…

В гробницах находят также фигурки со скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной. Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти "копии" умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу.

Статуэтка служанки, найденная в одной из гробниц.

В чем загадка портрета Нефертити?

Самый известный древнеегипетский портрет - цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона, правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. Этот город был построен по приказу Эхнатона как новая столица Египта. Фараон-реформатор вопреки воле жрецов ввел в Египте новый культ единого бога солнца Атона. После его смерти был восстановлен культ прежних богов, а прекрасный город стерт с лица земли.

Раскопки жилищ, дворцов, мастерских скульпторов в Ахетатоне принесли замечательные находки. Портрет Нефертити оказался в мастерской "начальника скульпторов" Тутмеса среди множества других работ, в том числе портретов Эхнатона и его дочерей.

Имя Нефертити означает "Прекрасная пришла". Современники, поражавшиеся совершенством Нефертити, называли ее "прекрасной ликом", "умиротворяющей солнце голосом сладким". Древний скульптор запечатлел Нефертити в расцвете красоты. Голову царицы на изящной шее венчает высокая голубая корона. Полуопущенные веки, слегка прикрывающие большие миндалевидные глаза, придают взгляду мягкость, легкую грусть.

У Нефертити вставлен только один глаз. Почему? Долгое время это оставалось загадкой. Сейчас считается, что второй глаз не потерялся, его никогда и не было. Как мы уже знаем, древние египтяне верили, что глаза наделяют статую жизнью.

Если бы оба глаза в статую вставили еще при жизни Нефертити, изваяние бы "ожило" и забрало часть души у царицы.

Нефертити, раскрашенный известняк, XIV в. до н. э. На гробнице Эхнатона ученые прочитали его послание к Нефертити:

"Я люблю сладкое дыхание твоего рта. Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прекрасный голос, звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я мог принять его и жить им…"

Что хранилось в гробнице Тутанхамона?

В ноябре 1922 г. мир облетела весть об удивительном открытии. Английский археолог Г. Картер обнаружил в Долине Царей на берегу Нила гробницу фараона Тутанхамона. Видимо, о том, где она находится, забыли еще в древности - над ней в скале вырубили новую усыпальницу. Только по этой счастливой случайности воры не разграбили гробницу Тутанхамона.

Расчистив заваленный щебнем узкий проход, вскрыв одну за другой запечатанные двери, археологи обнаружили несколько комнате сокровищами: драгоценными ларцами, статуями, массивным золотым троном, домашней утварью, разобранными колесницами, алебастровыми вазами и ожерельями…

Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Благодаря им лицо кажется живым. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита.

Золотая маска и саркофаг Тутанхамона, около 1340 до н. э.

Фараон изображен в короне, со скрещенными на груди руками, в которых он держит знаки царской власти - плеть и скипетр.

Найденные в гробнице произведения искусства, в том числе статуэтки самого фараона и его супруги Анхесамон, которые изображены и на украшающих мебель рельефах, поражают изысканной красотой.

На крышке ларца скульптор запечатлел супругов гуляющими в саду. Царица преподносит фараону букет лотоса. Фигуры супругов грациозны и изящны, тонкие, полупрозрачные ткани одежды спадают мягкими складками, грудь и плечи убраны драгоценными ожерельями. На другом рельефе, на спинке трона, фараон восседает в изящном кресле, а жена умащивает его благовониями. Скульптор очень точно передал атмосферу семейного счастья.

Особую нарядность рельефам придает многоцветность: они выложены из драгоценных камней на золотом фоне.

Фрагмент крышки ларца из гробницы Тутанхамона.

Необыкновенно выразительны и найденные в гробнице Тутанхамона фигуры животных. Египтяне часто предав ставляли своих богов в облике зверей и птиц. Вход в сокровищницу охранял Анубис, бог - покровитель умерших - в облике черного шакала. Вырезанный из дерева и покрытый черной смолой, зверь возлежал на постаменте. Уши его позолочены, когти сделаны из серебра - в глаза вставлены кусочки золота.

Этого бронзового мангуста тоже нашли в гробнице Тутанхамона.

Фрагмент рельефа на спинке трона Тутанхамона.

«Та-Мери – «Возлюбленная страна». Так называли свою землю древние египтяне. И у них были все основания любить свою страну и восхищаться ею. Уникальная природа позволила уже в глубочайшей древности возникнуть на берегах Нила очень ранней цивилизации. Эта цивилизация, развиваясь на протяжении многих веков, создала высочайшую культуру, подарившую человечеству замечательные произведения архитектуры, литературы, искусства».

Исторические, экономические и социальные условия формирования культуры Древнего Египта

Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была одной из плодороднейших в мире. Именно поэтому экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Надо было только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. Это требовало общих усилий, общей организованности, которые возможны только при сильном централизованном государстве.

В конце 4 тыс. до н.э., в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила.
Уже во 2 половине 2 тыс. до н.э., в период своего расцвета – в эпоху Нового царства, власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.

Верования египтян и их отражение в искусстве.

Древние египтяне, как и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно выходить из могилы и затем туда возвращаться, в стене надземной части гробницы устраивался символический выход в виде слегка заглубленной ниши.

Среди египетских амулетов был широко распространен образ жука-скарабея. Древние египтяне верили, что скарабей обладает животворящей силой. Он был символом вечной жизни. Скарабей, катящий шарик – символ движения солнечного диска по небосклону.

В первую очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.
Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения - гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии).

Многое делалось для благостной вечной жизни в потустороннем мире.


Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.

Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация явилась создательницей:
- великолепной монументальной каменной архитектуры
- скульптурного портрета, замечательного своей реалистической правдивостью
- прекрасных изделий художественного ремесла.

1. Монументальность каменной архитектуры.

2. Реализм и правдивость скульптурных портретов сочетается с обобщенностью и стилизацией.

3. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям в искусстве и соблюдение неких канонов.
Причина этого заключалась в том, что памятники искусства Древнего Египта в своём подавляющем большинстве имели религиозно-культовое назначение. Поэтому создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.

4. Канонизация простейших приемов изображения. Это произошло из-за того, что религиозные воззрения египтян приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства.

В искусстве Древнего Египта сохранялся ряд условностей, восходящих ещё к первобытному искусству и ставших каноническими:
- изображение предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой).
- изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев);
- сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах. Например, птица изображалась в профиль, а хвост сверху;

Сочетание разных ракурсов использовалось и при изображении фигуры человека:
- голова в профиль,
- глаз в фас,
- плечи в фас,
- руки и ноги - в профиль.

5. Еще одной особенностью древнеегипетского стиля является подчеркнутая геометричность форм в архитектуре и скульптуре.
Таким образом египтяне достигали обобщенности или стилизации, которая требовалась каноном. Существуют предположения, что геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии.

В Древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал двойника на случай, если мумия истлеет…
Египетское искусство воссоздавалось во славу царей и идей божественности царя (фараона). Важно, что оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон – «бог благой», согласно его официальному титулу.

Периодизация

(по Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.)
1. Додинастический период. Кон. 5 - 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э.
2. Раннее царство. Нач. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.)
3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.
4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э.
5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.
7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э.

Додинастический период

Кон. 5 - 4 тыс. до н.э.

Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
В изобразительном искусстве этой поры постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Это хорошо прослеживается по важной для истории искусства группе памятников – плиткам с рельефными изображениями. Небольшие плоские каменные пластины служили для растирания и перемешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов.
Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.



Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота - 64 см.

Она относится к важному времени формирования египетской цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства.
Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство.

После победы царь Менес основал новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством.
Плита дошла до нас от его преемника Нармера.

Содержание:
На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу - убегающие северяне.
На другой стороне наверху - торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу - царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.

В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля:
- Построчное изображение
- Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)
- Выразительность силуэтов.
- Последовательность и симметрия в изображении фигур.
- Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.

Раннее царство

С 3000 по 2800 гг. до н.э.Архитектура

Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура.
Жилая архитектура из дерева и кирпича-сырца (из необожженной глины) не сохранилась.
В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства сформировался облик погребений египетских царей и знати.
Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей.
В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего.
Название этих построек – мастаба (от арабского скамья).

Древнее царство

28 – 23 вв. до н.э.

Время окончательного сложения всех основных форм египетского искусства.
Архитектура
Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида.

Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.

Древнее царство, середина 27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп. Скорее всего, замысел архитектора был поставить несколько мастаб уменьшающегося размера друг на друга.

Переходный вид – . Начало 26 в. до н.э. Древнее царство.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила.

Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары - в современной Гизе.



Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести.
Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны.

Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса.
Сфинкс - лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона.

У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр.
Версии: эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы Наполеона с турками (1798); на ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. - в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки.

Фотография XIX века. Зодчий Хемиун. Вторая четверть 26 в. до н.э. Одно из «семи чудес света». Построена на массивном природном скальном возвышении, которое оказалось в самой середине основания пирамиды, его высота около 9 метров. Была сделана облицовка пирамиды, отчего она сияла на солнце.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания - солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья.


. Обелиск с египетскими письменами.

Скульптура

Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение.
В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.

В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры:
- симметрия и фронтальность в построении фигур
- четкость и спокойствие поз.
- геометризм и обобщенность формы.
- обязательное сохранение портретных черт.

Изображение фигуры целиком:
1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой - поза движения в вечности.
2. Сидящей на кубообразном троне. 3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.


Триада Микерина (Каир) .
Фараон Микерин в сопровождении богинь. Скульптурная группа из заупокойного храма Микерина в Гизе. Древнее царство.
Поза движения в вечности. Тема единения богоравного фараона с богинями-покровительницами. Безукоризненно прекрасные формы.

Древнее царство. Симметрия и фронтальность в построении фигуры.


. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский музей.
Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По канону мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская - в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Нет полутонов, декоративность.

Писец Каи. Из его гробницы в Саккара. Известняк с раскраской, инкрустация глаз. 25 – 1 пол. 24 в. до н.э. Н - всего 53 см. Тело тонировано в традиционный для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный, внимательный взгляд, готов записывать.
Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках. Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе художественного эффекта инкрустированных глаз.
Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая небольшое углубление на задней стороне «роговицы».

Среднее царство

21 – 18 вв. до н.э.

С 23 по 21 вв. в результате воин, упадка идеи о божественной власти фараона произошел распад страны. Это повлияло на развитие индивидуализма в искусстве.
Индивидуализм проявился в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии - не только фараон и вельможная знать, но и простые люди. Культ умерших очень упростился. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни стало достаточно одной стелы - каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, но размеры их значительно уменьшились. Материалом для строительства служили уже не каменные блоки, а кирпич-сырец, поэтому в настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

С новым этапом централизации власти в период Среднего царства вновь активизировалось строительство.
Наряду с пирамидами появился новый тип погребальных сооружений - полускальный храм. Он сочетал в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу.


(Долине царей). Среднее царство.

Скульптура



На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Царственно восседает на троне. Более индивидуален, чем предшествующие скульптуры (например, статуя ф.Хефрена, Древнее царство).


. Пристальный взгляд, энергичное выражение лица с широкими скулами выдают крутой нрав этого царя.

Новое царство

Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.

После раскола Среднего царства объединенный Египет восстал с новой силой в Новом царстве. Это период наивысшего расцвета, торжество египетской мощи. Царь мощного тогда государства Митанни свидетельствовал о том, что в державе фараона «золото все равно, что пыль».
Строительство по-прежнему имеет целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид теперь возводятся храмы.
Усыпальницы фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей» - Дейр-эль-Бахри напротив Фив.

Примером полускального заупокойного храма может служить .

Ок. 1500 г. до н.э. Зодчий Сенмут.
Все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтали олицетворяют бесконечность или вечность. На террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Залы храма высечены в скале.

(Сененмут, фаворит царицы) с дочерью Хатшепсут маленькой Нефрура.


Залы храма были украшены великолепной живописью и скульптурами с изображением экспедиций в дальние страны.


Как и сами храмы все перед ними дышало торжественностью и величием: аллеи сфинксов, гигантские изваяния фараонов – колоссы.
Гигантомания отличает многие памятники эпохи Нового царства.

Рамзес II – один из самых могущественных фараонов Нового царства.


Статуи фараона у входа в храм поражают своими размерами – 20 м в высоту. Храм посвящен фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.


Голова колосса Рамсеса II в Абу-Симбеле

Самыми грандиозными постройками Нового царства считаются Карнакский и Луксорский храмы.


Архитектор Инени. Посвящен верховному богу – Амону. Строился несколько столетий - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.
Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной.

Карнак. План. 1. Аллея сфинксов. 12 в. до н. э. 2. Большой двор с храмами фараонов Сети II и Рамсеса III. 3. Гипостильный зал. 15-13 вв. до н. э. 4. Двор. 5. Главная часть храма бога Амона-Ра (16-12 вв. до н. э.) с руинами храма Среднего царства и храмом фараона Тутмеса III. 6. Храм бога Хонсу. 12 в. до н. э. Римскими цифрами обозначены пилоны.

Храм состоял из комплекса сооружений, расположенных по продольной оси храма: От Нила к храму вела дорога – аллея сфинксов.

начинается от древней пристани на берегу Нила и ведет к первому пилону. Аллея была создана при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Сфинксы с телом льва и головой барана. Баран - священное животное бога Амона.
В правление фараона Нектанебо I (30-я династия, Птолемеев, Поздний период) трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.
Вход в храм называется пилоны. Обычно перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.

После пилон следовали несколько внутренних дворов, сменявших друг друга: обнесенный по периметру колоннадой двор – перистильный (перистиль). В центре двора располагался жертвенный камень.


Далее шел зал целиком заполненный колоннами – гипостильный (гипостиль).
В Карнаке фараоном Рамзесом II был построен гигантский гипостильный двор (зал).
Его S - 5000 м².
Насчитывает ок. 134 колонн, расположенных в 16 рядов.
Н центральных – 23 м.
На капители каждой из них могло поместиться 100 человек.
Здесь в полумраке подданные с особой силой ощущали величие и непостижимость божественного начала фараона, который создал этот храм.

За внутренними дворами-залами, в глубине храма была молельня, состоящая из нескольких помещений. Центром ее был зал, где на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога - Амона.

В состав храма входили многочисленные хозяйственные помещения.

Обязательно на территории храма устраивались священные пруды.

Храм в Луксоре
Несколько меньше Карнака, но гармоничность и ясность скрашивают «чрезмерности». Посвящен также богу солнца Амону-Ра. Расположен на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.
С Карнаком он был соединен мощёной аллеей сфинксов.
Древнейшая часть - основана при Аменхотепе III. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон.

У северного входа Луксорского храма - четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия.

Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. Возле развалин его заупокойного храма в прошлом веке была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового асуанского гранита.
Два из них стоят ныне на Университетской набережной в Санкт-Петербурге напротив Академии художеств.

Луксор. Рамессеум – гипостильный зал, построенный Рамзесом Великим. Стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок и бутонов папируса производит неизгладимое впечатление.

Луксор. Старинная фотография колонного зала Аменхотепа III.

Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)

– Амарнский периодпервая половина 14 в. до н.э.

Искусство второй половины Нового царства

2 пол. 14 – начало 11 вв. до н.э.

Выводы

Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др.
Древнее царство – создание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.
Среднее царство – колебание устоев, переоценка ценностей.
Новое царство – период расцвета, торжество египетской мощи.