Семинар ДООнк интегрированный урок изобразительного искусства и русского языка "Сочинение-описание по картине В.Васнецова "Богатыри""

“Горе от ума” - реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого - это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова - это страсть к чинам и деньгам.
Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий отвечает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
Молчалин и Скалозуб - не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:

Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот -
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!

Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

ЧАЦКИЙ ПРОТИВ ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА (ПО КОМЕДИИ
А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА").
Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х
годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового,
которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не
только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски
настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции "века
минувшего", противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это
передовой человек "века нынешнего", точнее, того времени, когда после
Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев
общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные
революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе
20-х годов XIX века - это типичный образ "нового" человека,
положительного героя, декабриста по взглядам, общественному
поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в
своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было
неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более
ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого -
крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против
существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета
крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста
говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе "А судьи кто?"
он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами
дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу
Фамусова порядков золотого екатерининского века, "века покорности и
страха - века лести и спеси".
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и "охотник
поподличать", а независимая, свободная личность, чуждая рабской
приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как
источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает
связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы
служить делу, а не лакействовать перед начальством. "Служить бы рад,
прислуживаться тошно", - говорит он. Он защищает право служить
просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях
самодержавно-крепостнического строя:
Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум,
алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам
творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И
прослывет у них мечтателем опасным...
Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий,
двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской -
"химик и ботаник".
Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему
народному, национальному, рабски подражает внешней культуре
Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком,
то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей
лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам
"искал ума" во время пребывания на Западе, но он против "пустого,
рабского, слепого подражанья" иностранцам. Чацкий стоит за единение
интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество расценивает человека по его
происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то
Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и
моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее
всего - "что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!"
Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым
человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он
спрашивает Молчалина: "Зачем же мнения чужие только святы?"
Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести,
лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут
консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении
фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя -
это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного
человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом,
речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Лит чт-4-1

1 вариант

1. Отметь жанр фольклора.

  1. рассказ
  2. басня
  3. былина
  4. повесть
  5. стихотворение

2. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

…Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славнорусские богатыри.

  1. из басни
  2. из сказки
  3. из былины

3. В произведении какого жанра рассказано о Сергии Радонежском? Отметь ответ.

  1. былина
  2. басня
  3. житие

4. Как называется часть произведения, которая находится в начале?

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле,

Жил старик в одном селе.

  1. зачин
  2. присказка
  3. концовка

5. Отметь название П.П. Ершова?

  1. «Ашик - Кериб»
  2. «Как мужик украл камень»
  3. «Конек-горбунок»

6. Из какого произведения А.С. Пушкина отрывок? Отметь название.

…Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

  1. «Сказка о царе Салтане»
  2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  1. А.С. Пушкин
  1. П.П. Ершов
  2. М.Ю. Лермонтов

8. Что помогло справиться с заданием в басне Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»? Отметь ответ.

  1. сила
  2. смекалка
  3. упорство

9.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

  1. «Няне»
  2. «Зимний вечер»
  3. «Туча»

10. Отметь, что тебе поможет найти нужное произведение в книге?

  1. портрет писателя
  1. размер книги
  2. оглавление (содержание)

Лит чт-4-1

2 вариант

1. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

…Закипела в добром молодце душа,

Уходил, открывал он подвал,

Выпускал тридцать витязей,

Женихов недожененных.

  1. стихотворение
  2. басня
  3. былина

2. Отметь жанр фольклора.

  1. летопись
  2. былина
  3. житие

3. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

…Тут конек пред ним ложится,

На конька Иван садится,

Уши загреби берет,

Что есть мочушки ревет.

  1. «Конек - горбунок»
  1. «Ильины три поездочки»
  2. «Мальчики»

4. Вспомни и отметь, кто спас царевну молодую в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

  1. Иван-царевич
  2. королевич Елисей
  3. Иванушка-дурачок

5. Отметь, к какой народности можно отнести сказку М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»?

  1. русская народная
  2. японская
  3. турецкая

6. О чем мечтали Королев и Чечевицын в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»? Отметь ответ.

  1. о путешествии
  2. об интересной книге
  3. покорить мир

7. Как звали главную героиню сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»? Отметь ответ.

  1. Гульчатай
  2. Гульсунай
  3. Магуль-Мегери
  1. А.С. Пушкин
  1. М.Ю. Лермонтов
  2. С.А. Есенин

9. Определи жанр произведения «Ильины три поездочки»?

  1. басня
  2. летопись
  3. былина

10. Вспомни имя среднего брата Ивана-дурака из сказки «Конек-горбунок»?

  1. Афанасий
  2. Гаврило
  3. Данило

Лит-чт-4-1

3 вариант

1. Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

…Стало сызнова смеркаться,

Средний брат пошел сбираться,

Взял он вилы и топор

И отправился в дозор.

  1. басня
  2. былина
  3. сказка

2.Из какого произведения отрывок. Отметь ответ.

…Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока родители его не постриглись в монахи, и каждый из них в различное время не удалился в свой монастырь.

  1. «И вспомнил Олег коня своего»
  2. «Конек-горбунок»
  3. «Житие Сергия Радонежского»

3.Отметь заголовок былины об Илье Муромце.

  1. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
  2. «Ильины три поездочки»
  3. «Мальчики»

4.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

…В невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной невестке своей, Магуль-Мегери.

  1. «Ашик-Кериб»
  2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  3. «Мальчики»

5.О чем молился Николенька в рассказе Л.Н. Толстого «Детство»? Отметь ответ.

  1. «Спаси, Господи, папеньку и маменьку»
  2. «Помоги, Господи, выздороветь бабушке»
  3. «Помоги, Господи, быстрее заснуть»

6.В каком произведении есть мораль? Отметь ответ.

  1. в сказке
  2. в былине
  3. в басне
  4. в легенде

…На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.

  1. П.П. Ершов
  2. Л.Н. Толстой
  3. А.П. Чехов

8.Кто написал стихотворение «Туча»?

  1. М.Ю. Лермонтов
  2. А.С. Пушкин
  3. С.Я. Маршак

9.Как называл Чечевицын Володю в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»? Отметь ответ.

  1. «Зоркий Глаз»
  2. «бледнолицый брат мой»
  3. «Ястребиный Коготь»

10.Вспомни фамилию, имя и отчество автора стихотворения «Дары Терека»?

  1. Сергей Александрович Есенин
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов
  3. Федор Иванович Тютчев

Лит-чт-4-2

1 вариант

1.Прочитай отрывок. Определи жанр. Отметь ответ.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

  1. пословица
  2. загадка
  3. стихотворение

2.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.

  1. «Городок в табакерке»
  2. «Сказка о жабе и розе»
  3. «Городок в табакерке»

3.Прочитай строфу. Как она называется? Отметь ответ.

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

  1. двухстишие
  2. трёхстишие
  3. пятистишие
  4. четверостишие

Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

  1. Н.А.Некрасов
  2. И.С.Никитин
  3. А.А.Фет

5.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Жил на нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, - не знают ли кого…

  1. из рассказа
  2. из былины
  3. из сказки

6. Вспомни и отметь название сказки, в которой любовь девушки расколдовало чудище, превратив его в принца-королевича.

  1. «Сказка о жабе и розе»
  2. «Городок в табакерке»
  3. «Аленький цветочек»

7. Как называется стихотворение А.А.Фета? Отметь ответ.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с живым миганьем –

Лишь два крыла.

  1. «Муха»
  2. «Стрекоза»
  3. «Бабочка»

8.Вспомни и отметь имя девочки из сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце».

  1. Алёнка
  2. Дарёнка
  3. Маринка

9. Прочитай отрывок. Вспомни и отметь название.

…Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям – не из другой ли комнаты? и к часам – не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол…Наконец Миша уверился, что музыка играла в табакерке.

10. Какими словами начинается сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»? Отметь ответ.

  1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый…»
  2. «В стародавние времена…»
  3. «Жила когда – то…»

Лит-чт-4-2

2 вариант

1. Прочитай произведение. Отметь его жанр.

Шит колпак

Не по-колпаковски,

В том колпаке –

Полколпака гороху.

  1. потешка
  2. песня
  3. скороговорка

2.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

…- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство… и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите…

  1. П.П.Бажов «Серебряное копытце»
  2. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
  3. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

3. Вспомни и отметь название произведения.

…Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь…

  1. «Школьник»
  2. «Дети и птичка»
  3. «Бабочка»

4.Вспомни и отметь имя мальчика из сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

  1. Витя
  2. Коля
  3. Миша

5. Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему трудно было поднять свою исхудалую голову с белых подушечек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

  1. «Городок в табакерке»
  2. «Серебряное копытце»
  3. «Сказка о жабе и розе»

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

  1. А.А.Фет
  2. Н.А.Некрасов
  3. А.Н.Плещеев

7. Вспомни и отметь ответ, что случилось с мальчиком из сказки «Сказка о жабе и розе»?

  1. он уехал за границу
  2. он переехал в другой дом
  3. он умер от болезни

8.Вспомни и ответь, как звали кошку Дарёнки из сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце».

  1. Муся
  2. Муренка
  3. Клёпа

9.Какая из дочерей попросила в подарок привезти цветочек в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»?

  1. старшая дочь
  2. средняя дочь
  3. младшая дочь

10.Вспомни и отметь название городка в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»?

  1. Тук-Тук
  2. Динь-Динь
  3. Тик-Так

Лит-чт-4-2

3вариант

1. Прочитай. Отметь пословицу о труде.

  1. Пчела мала, а и та работает.
  2. Своя земля и в горсти мила.
  3. Друзья познаются в беде.
  4. Трус и таракана посчитает за великана.

…Плачет, рыдает честной купец, таковыми речами не утешается. Прибегают сестры старшие, большая и средняя, подняли плач по всему дому: вишь, больно им жалко меньшей сестры, любимой; а меньшая сестра и виду печального не кажет, не плачет, не охает и в дальний путь неведомый собирается.

  1. В.Ф. Одоевский
  2. В.М. Гаршин
  3. С.Т. Аксаков

3.Вспомни и отметь ответ, что стало с розой в сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»?

  1. пересадили на другое место
  2. осыпалась раньше времени

4.Из какого произведения отрывок?

…-Ан вот и неправда, - отвечал провожатый, - колокольчики не одинакие. Если бы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос, один как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперед не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться.

  1. «Серебряное копытце»
  2. «Сказка о жабе и розе»
  3. «Городок в табакерке»

5.Вспомни и отметь, какой по счету невестой чудища была младшая дочь купца в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»?

  1. десятая
  2. двенадцатая
  3. первая
  1. А.А. Фет
  2. А.Н. Плещеев
  3. Н.А. Некрасов

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

  1. И.А. Бунин
  2. Н.А. Некрасов
  3. И.С. Никитин

8.Прочитай отрывок. Отметь тему стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка».

  1. птичка вернется с весной
  2. птичка никогда не вернется
  3. птичка не ответила

9.Сколько драгоценных камней успели набрать Дарёнка и Кокованя в сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»?

  1. полшапки
  2. целую сумку
  3. целый мешок

10.Что является элементом книги?

  1. рассказ
  2. цвет обложки
  3. титульный лист
  4. сказка

Лит-чт-4-3

1 вариант

1. Определи жанр произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». Отметь ответ.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. басня

Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

Что тебе?

Мне ничего,- отвечаю,- я просто так…

Тебе нечего делать?

Ага.

Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

Вижу.

Поди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

  1. В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»
  2. Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени»

3. Отметь фамилию поэта.

  1. Б.С.Житков
  2. С.А.Есенин
  3. В.В.Голявкин

4. Прочитай отрывок. Вспомни и отметь название произведения С.А.Есенина.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

  1. «Детская»
  2. «Опять сон»
  3. «Бабушкины сказки»

К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. былина
  1. В.Я.Брюсов
  2. С.А.Есенин
  3. М.И.Цветаева

7. Какой подарок оставил композитор Григ для Дагни Педерсен в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками?»

  1. колечко
  2. куклу
  3. музыкальную пьесу

8. Отметь название юмористического рассказа.

  1. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
  2. М.М.Зощенко «Ёлка»

9.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. А из дырочек глядел, не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно.

  1. «Что любит Мишка»
  2. «Ёлка»
  3. «Как я ловил человечков»

10. Какими словами начинается «Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварца? Отметь ответ.

  1. «В тридевятом царстве…»
  2. «Жил-был мальчик по имени…»
  3. «Давным-давно…»

Лит-чт-4-3

2 вариант

1. Определи жанр произведения М.И.Цветаевой «Наши царства». Отметь ответ.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. стихотворение

Бабушка не убрала пароходика. Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим.

  1. «Как я ловил человечков»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Никакой я горчицы не ел»

3.Прочитай отрывок. Отметь название стихотворения В.Я.Брюсова.

Мне опять приснились дебри

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш.

  1. «Опять сон»
  2. «Бабушкины сказки»
  3. «Детская»

4.В каком произведении Е.Л.Шварца школьники превращаются в стариков. Отметь ответ.

  1. «Как я ловил человечков»
  2. «Корзина с еловыми шишками»

5.Вспомни и отметь, где встретились композитор Григ и девочка Дагни из рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

  1. на концерте
  2. в лесу
  3. на катке

6.Определи жанр и тему произведения В.Ю.Драгунского «Главные реки». Отметь ответ.

  1. сказка о путешествиях
  2. повесть о смелом мальчике

7.Отметь название юмористического рассказа.

  1. «Ёлка»
  2. «Что любит Мишка»
  3. «Корзина с еловыми шишками»

8.Каких человечков ловил мальчик в рассказе Б.С.Житкова «Как я ловил человечков?» Отметь ответ.

  1. настоящих
  2. выдуманных
  3. волшебных

9.Вспомни и отметь имена детей в рассказе М.М.Зощенко «Ёлка»?

  1. Маша и Гриша
  2. Минька и Лёля
  3. Гринька и Лида

10.Соотнеси подходящую по смыслу пословицу с рассказом В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Отметь ответ.

  1. Хорошо тому делать добро, кто помнит.
  2. Всякий хлопочет, себе добра хочет.
  3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лит-чт-4-3

3вариант

1.Отметь тему и жанр произведения М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».

  1. рассказ о природе
  2. стихотворение о природе

2.Из какого произведения В.Ю.Драгунского отрывок? Отметь ответ.

  1. «Главные реки»
  2. «Что любит Мишка»
  3. «Никакой я горчицы не ел»
  1. Б.С.Житков
  2. К.Г.Паустовский
  3. М.М.Зощенко

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали они час, другой, третий. Наконец зашли во двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

  1. «Сказка о потерянном времени»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Как я ловил человечков»

5.В каком произведении заголовок соответствует главной мысли? Отметь ответ.

  1. «Ёлка»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Что любит Мишка»

6.Вспомни и отметь имя и отчество Драгунского.

  1. Виктор Владимирович
  2. Виктор Юзефович
  3. Евгений Львович

7.Из какого стихотворения строфа? Отметь ответ.

Сказки все. Пора в постели…

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

« Что ж, сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело,-

Говори да говори».

  1. «Детская»
  2. «Бабушкины сказки»
  3. «Наши царства»

8.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего.

  1. «Никакой я горчицы не ел»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Как я ловил человечков»

9.Вспомни фамилию композитора, с которым встретилась в лесу Дагни Педерсен в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками?»

  1. Моцарт
  2. Григ
  3. Бах

10.Что не является элементом книги? Отметь ответ.

  1. титульный лист
  2. оглавление (содержание)
  3. цвет обложки
  4. обложка
  5. предисловие

Лит-чт-4-4

1 вариант

1.Определи жанр произведения В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Отметь ответ.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. былина

…Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок.

  1. Д.Н.Мамин – Сибиряк
  2. А.И.Куприн
  3. М.М.Пришвин

3.Отметь фамилию поэта.

  1. Е.И.Чарушин
  2. В.П.Астафьев
  3. Б.Л.Пастернак

4.В каком произведении заголовок совпадает с именем главного героя? Отметь ответ.

  1. Е.И.Чарушин «Кабан»
  2. М.М.Пришвин «Выскочка»

5.Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

…В это утро вместе с солнышком

Уж не из тех ли тёмных зарослей

Выплывала, словно зоренька,

Белоснежная лебёдушка.

  1. рассказ
  2. сказка
  3. стихотворение
  1. Б.А.Слуцкий
  2. И.С.Никитин
  3. С.А.Есенин

7.Вспомни и отметь название произведения, в котором собака проучила наглую сороку, оставив её без хвоста.

  1. «Стрижонок Скрип»
  2. «Выскочка»
  3. «Кабан»

8.Из какого произведения строфа? Отметь ответ.

Как не гордиться мне тобой,

О Родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

  1. С.Д.Дрожжин «Родине»
  2. И.С.Никитин «Русь»
  3. Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

9.Вспомни и отметь название произведения, в котором между главными героями «царствовало редкое согласие и самая нежная любовь».

  1. «Путешествие Алисы»
  2. «Приключения Электроника»
  3. «Барбос и Жулька»

10.Вспомни и отметь, как погибла мама-стрижиха в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип?»

  1. сокол унёс в когтях
  2. не вернулась с охоты
  3. улетела в тёплые края

Лит-чт-4-4

2 вариант

1.Определи жанр произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

  1. сказка
  2. рассказ
  3. басня

2.Прочитай отрывок. Кто автор произведения? Отметь ответ.

И все стрижи с криком «Тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

  1. Е.И.Чарушин
  2. М.М.Пришвин
  3. В.П.Астафьев
  1. И.С.Никитин
  2. Б.А.Слуцкий
  3. С.А.Есенин

4.Отметь юмористический рассказ.

  1. «Барбос и Жулька»
  2. «Кабан»
  3. «Приёмыш»

5.Из какого произведения строфа. Отметь ответ.

…Солнце! Что на свете слаже

После зябкого денька?..

Паутинок лёгких пряжа

Обвилась вокруг сучка».

  1. «Бабье лето»
  2. «Весна в лесу»
  3. «Лебёдушка»

6.Отметь название фантастического рассказа.

  1. «Кабан»
  2. «Выскочка»
  3. «Путешествие Алисы»

7.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.

  1. К.Булычёв «Путешествие Алисы»
  2. М.М.Пришвин «Выскочка»
  3. Е.С.Велтистов «Приключения Электроники»

8.Вспомни и отметь название произведения, в котором во время войны были потоплены тысяча лошадей с корабля «Глория».

  1. А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
  2. Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
  3. И.С.Никитин «Русь»

9.В каком произведении заголовком является имя главного героя? Отметь ответ.

  1. «Кабан»
  2. «Лебёдушка»
  3. «Стрижонок Скрип»

10.Вспомни и отметь, что случилось с главной героиней стихотворения С.А.Есенина «Лебёдушка»? Отметь ответ.

  1. погибла от когтей коршуна
  2. погибла от болезни
  3. погибла от тоски

Лит-чт-4-4

3 вариант

1.Отметь жанр и тему произведения Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

  1. рассказ о конном спорте
  2. сказка о лошадях

2.Из какого произведения строфа? Отметь ответ.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра».

  1. Д.Б.Кедрин «Бабье лето»
  2. Н.М.Рубцов «Сентябрь»

3.Вспомни и отметь, в каком рассказе описывается дружба лебедя с собакой? Отметь ответ.

  1. А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
  2. М.М.Пришвин «Выскочка»
  3. Д.Н. «Приёмыш»

4.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас. Они шли полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие глаза, розовые цветы.

  1. «Приключения Электроника»
  2. «»Кабан»
  3. «Путешествие Алисы»

5.В каком произведении вы познакомились с кибернетическим мальчиком? Отметь ответ.

  1. «Путешествие Алисы»
  2. «Приключения Электроника»
  3. «Выскочка»

6.Из какого произведения строфа? Отметь ответ.

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху.

  1. С.А.Клычков «Весна в лесу»
  2. С.А.Есенин «Лебёдушка»
  3. И.С.Никитин «Русь»

7.Вспомни и отметь, на каком космическом аппарате летала Алиса в фантастическом рассказе К. Булычёва «Путешествие Алисы»?

  1. спутник
  2. космокатер
  3. ракета

8.Как сумели вырасти без мамы - стрижихи маленькие стрижата?

  1. помогали другие стрижи
  2. помогали мальчики
  3. выжили сами

9.За что Вьюшка лишила хвоста сороку Выскочку? Отметь ответ.

  1. за то, что мешала есть
  2. за то, что украла косточку
  3. за то, что не давала спать

10.Какими словами начинается рассказ Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш»? Отметь ответ.

  1. «Я рисую животных…»
  2. «Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам…»
  3. 2

    из былины

    былина

    «Житие Сергия Радонежского»

    3

    житие

    «Конёк-горбунок»

    «Ильины три поездочки»

    4

    зачин

    королевич Елисей

    «Ашик-Кериб»

    5

    «Конёк-горбунок»

    турецкая

    «Спаси,Господи, папеньку и маменьку»

    6

    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    о путешествии

    в басне

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    1

    стихотворение

    скороговорка

    Пчела мала, и та работает

    2

    «Сказка о жабе и розе»

    С.Т.Аксаков «Аленький Цветочек»

    С.Т.Аксаков

    3

    двухстишие

    «Школьник»

    срезали и поставили в отдельном бокале у маленького гробика

    4

    Н.А.Некрасов

    Миша

    «Городок в табакерке»

    5

    из сказки

    «Сказка о жабе и розе»

    двенадцатая

    6

    «Аленький цветочек»

    А.А.Фет

    Н.А.Некрасов

    7

    «Бабочка»

    он умер от болезни

    И.А.Бунин

    8

    Дарёнка

    Мурёнка

    Птичка вернётся с весной

    9

    В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

    младшая дочь

    полшапки

    10

    «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был богатый…»

    Динь - Динь

    Титульный лист

    Тест лит чт 4-3

    № задания

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    1

    рассказ

    стихотворение

    стихотворение о детских годах

    2

    В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

    «Как я ловил человечков»

    «Главные реки»

    3

    С.А.Есенин

    «Опять сон»

    М.М.Зощенко

    4

    «Бабушкины сказки»

    «Сказка о потерянном времени»

    «Сказка о потерянном времени»

    5

    сказка

    в лесу

    «Что любит Мишка»

    6

    В.Я.Брюсов

    рассказ о мальчике, который не учил уроки

    Виктор Юзефович

    7

    музыкальную пьесу

    «Что любит Мишка»

    «Бабушкины сказки»

    8

    В.Ю.Драгунский «Главные реки»

    выдуманных

    «Как я ловил человечков»

    9

    «Как я ловил человечков»

    Минька и Лёля

    Григ

    10

    «Жил-был мальчик по имени…»

    Скучен день до вечера, коли делать нечего

    Цвет обложки

    Тест лит чт 4-4

    № задания

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    1

    рассказ

    Рассказ

    стихотворение о том, как погибли лошади в океане

    2

    Д.Н.Мамин-Сибиряк

    В.П.Астафьев

    Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

    3

    Б.Л.Пастернак

    И.С.Никитин

    М.М.Пришвин «Выскочка»

    4

    Выскочка

    «Кабан»

    «Путешествие Алисы»

    5

    стихотворение

    «Бабье лето»

    «Приключения Электроника»

    6

    С.А.Есенин

    «Путешествие Алисы»

    С.А.Клычков «Весна в лесу»

    7

    «Выскочка»

    Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

    космокатер

    8

    С.Д.Дрожжин «Родине»

    Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

    помогали другие стрижи

    9

    «Барбос и Жулька»

    «Стрижонок Скрип»

    за то, что украла косточку

    10

    сокол унёс в когтях

    погибла от когтей коршуна

    «В дождливый день я подходил к Светлому озеру…»


    Задачи:

    обучающие:

    Познакомить с творчеством В.М. Васнецова;

    Формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности;

    Обогащение словарного запаса.

    развивающие:

    Развивать у детей любовь к искусству;

    Развивать творческие способности и воображение;

    Развивать речь учащихся.

    воспитывающие:

    Формировать интерес к героическому прошлому нашего народа;

    Способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма;

    Воспитывать интерес к живописи.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию картины.

    (Учитель зачитывает отрывок из былины)

    Посреди поля чистого,
    На закате красна солнышка,
    На восходе ясна месяца
    На заставу богатырскую
    Собирались на походный совет
    Славнорусские богатыри.
    Думу думали, раздумывали,
    По нарядам снарядилися.

    Что я сейчас прочитала?

    Что такое былина? (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.)

    В большинстве былин говорится о делах и обычаях давних лет, о событиях времён Киевской Руси.

    На высоких холмах стоял Киев-град. Пахали под Киевом пахари, раздували горны кузнецы, пасли овец пастухи. По берегам Днепра трудились рыбаки. За пригородами и сёлами тянулись дремучие леса. Бродили по ним охотники. А за лесами раскинулись степи. Шло их этих степей на Русь много горюшка. Не однажды пытались овладеть славянской землёй кочевники-степняки на лихих низкорослых конях. Обрушивали они на мирные очаги смертоносные удары, пожарами освещали свой путь в ночи, оставляя раненых и убитых, увозя добро.

    Но всегда был крепок духом русский народ, и много доблестных витязей вставало в ту пору на защиту родной земли. Разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Без устали разъезжали по степям богатыри, зорко всматриваясь вдаль, оберегая путь на Киев.

    Вы на уроках изобразительного искусства тоже говорили о былинных героях и попытались изобразить того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. Мне кажется, что вам удалось нарисовать мужественных, преданных Родине, народу защитников.

    Вот и художнику Виктору Михайловичу Васнецову очень много сказаний о богатырях рассказывал его отец. Зимой в их дом часто заходили странники, пересказывали истории, сказки, предания. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

    Вряд ли найдётся в России человек, который не видел бы картину В.М.Васнецова. В Третьяковской галерее, висит большое живописное полотно, которое стало воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он созданию этой картины. Чтобы нарисовать богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Спустя много лет художник сказал о своей картине “Богатыри”: “Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнять свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал”.

    3. Рассматривание картины.

    Под музыку “Богатырская застава” В.Кикты ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

    4. Беседа по содержанию картины.

    Кто из вас знает имена богатырей, изображённых на этой картине? (Дети записывают в тетрадь.)

    Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – богатыри.

    Ребята, мы всегда говорим, что при передаче текста должны избежать повторов. Давайте сразу поработаем над словами одинаковыми по значению

    Как называются такие слова? (Синонимы.)

    Синонимы: богатыри – защитники, художник- живописец, нарисовал – изобразил.

    Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

    (Да, в центре на вороном коне – Илья Муромец. Зорко всматривается он вдаль.)

    Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (У него спокойное, мужественное лицо.)

    Каков возраст Ильи? (Илья самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.)

    Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке? (С удивительной лёгкостью держит Илья “палицу булатную сорока пудов” и рука его не сгибается от такой тяжести.)

    Что такое палица? (Тяжёлая дубина с утолщённым концом.)

    Ученик зачитывает описание Ильи Муромца из былины:

    На заставе был богатырь Илья,
    Илья Муромец, сын Иванович
    Из-под славного города из-под Мурома,
    Из того ли села Карачарова,
    И конь под Ильёй, словно лютый зверь,
    Он сам на коне как ясен сокол…

    Какими подвигами прославился Илья в былинах? (Он чаще других стоит на заставе богатырской. Победил Соловья-разбойника, истребил несметные полчища врагов во главе с Калином-царём.)

    Запишем в тетрадях те слова и словосочетания, которые помогут вам охарактеризовать Илью Муромца.

    Спокойное лицо, седая прядь, в руке копьё, на чёрном мощном коне, золотая цепь.

    А теперь послушайте описание богатыря из былины “Добрыня Никитич”. (Читает подготовленный ученик.)

    “Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный”.

    Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения.

    Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине?

    (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

    Теперь запишем в тетрадь слова, которые помогут описать Добрыню Никитича.

    Глаза зоркие, соколиные; кудри вьются кольцами; кольчуга серебром блестит; Взгляд пристальный; огромный меч; силён.

    По левую руку от Ильи Муромца – самый молодой богатырь Алёша Попович.

    Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче?

    (Он молод и красив, силён и отважен, весел и лукав. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

    Зачитывается ещё один отрывок из былины.

    А и был там Алёша Попович – млад.
    Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
    Что из присна города, из Ростова,
    Сын соборного попа ростовского.

    Дети записывают в тетрадь.

    Молод и красив; весёлый; лукав да хитёр.

    Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосёнки и ёлочки? Для чего он это сделал? (Чтобы показать силу и мощь богатырей, зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх.)

    Теперь в тетрадь запишем слова, которые вам помогут описать природу на этой картине.

    Где стоят богатыри на своих конях? (В широкой степи)

    Запись в тетрадь: Широкая степь, молодые ёлочки.

    Что мы видим на заднем плане картины до самого горизонта? (Тёмные холмы, грозовое небо)

    Запишем: Тёмные холмы, грозовое небо.

    Какие краски использовал художник, чтобы показать равнину, холмы? (Художник использовал тёмно-фиолетовые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли где по близости враг.)

    Записываем: Тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета.

    Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

    5. Работа над раскрытием замысла художника.

    Широка ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулась!
    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов!

    Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

    А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

    Стать за честь твою против недруга,
    За тебя в нужде сложить голову.

    На картине изображены былинные богатыри, но мы вспоминаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

    Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник?

    (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

    Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

    Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: “Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли”.

    6. Работа по составлению плана.

    Учитель на доске записывает план описания картины.

    1. Художник, создавший картину “Богатыри”.
    2. Описание защитников: выражение лиц, одежда.
    3. Природа, на фоне которой изображены богатыри.
    4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

    7. Работа над первым пунктом плана.

    Ребята, всегда бывает трудно начать своё сочинение. Я вам немножко помогу. У каждого из вас на партах лежат карточки. В них возможные варианты начала текста, но с пропущенными словами. Вы сейчас должны внимательно прочитать и вставить подходящие по смыслу слова и словосочетания.

    Карточка № 1

    Виктор Михайлович Васнецов - ________________. Он написал много картин на тему __________ сказаний, былин. Одна из самых любимых всеми картин - ___________________.

    Художник __________ писал её, много лет жизни _________________________.

    Карточка № 2

    На картине “Богатыри” В.М. Васнецов изобразил ________________. Тема русских богатырей его интересовала давно. Много лет шёл художник к этой картине. В ней он сумел показать ____________.

    (Дети самостоятельно вставляют, потом идёт обсуждение.)

    8. Итог урока.

    9. Домашнее задание.

    Устно подготовиться к сочинению.